Реферат: Информационно – методическое письмо
Название: Информационно – методическое письмо Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информационно – методическое письмо «Предмет «Технология» и особенности его преподавания в 2011 – 2012 учебном году» Образовательная область «Технология» – необходимый компонент обучения, воспитания и развития всех школьников. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. Именно этот учебный предмет обеспечивает использование разнообразных межпредметных связей для практической реализации их в новые идеи, продукты, услуги, удовлетворяющие потребности человека, общества и государства. Преподавание предмета «Технология» в 2011 – 2012 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами: 1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089). 2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312). 3. Приказ Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». 4. Программы основного общего образования по образовательной области «Технология» (допущены Министерством образования Российской Федерации) по направлениям «Технический труд», «Обслуживающий труд». «Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев – М.: Дрофа, 2004. -120с. 5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год». (Федеральный перечень учебников на 2010 – 2011 учебный год размещен на сайте http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/m822.html) 6. Постановление от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (http://mon.gov.ru/search/?text=%D1%E0%ED%CF%E8%CD+2.4.2.2821-10&x=0&y=0) 7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ( http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985) Краткая характеристика стандартов второго поколения В 2010 году в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» подготовлены примерные программы основного общего образования. Издательством «Просвещение» выпущены примерные программы основного общего образования по предмету «Технология. 5-9 классы». Примерная программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. Примерная программа по курсу «Технология» содействует сохранению единого образовательного пространства России, не сковывая творческой инициативы учителей и методистов. Она предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению авторского учебного курса с учетом позиции и творческого потенциала педагога, индивидуальных способностей, интересов и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий, национальных традиций характера рынка труда. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ[1] по технологии будет изучаться в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства). Общими во всех направлениях программы являются разделы «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» и «Современное производство и профессиональное образование». Их содержание определяется соответствующими технологическими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии). Базисный учебный (образовательный) план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен будет включать 170 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — по 68 ч, из расчета 2 ч в неделю, в 7 классе — 34 ч, из расчета 1 ч в неделю. Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном (образовательном) плане. Занятия в 8 и 9 классах могут быть организованы вне обязательной учебной сетки часов во внеурочное время как дополнительное образование во второй половине дня. Примерная программа для обучения школьников технологии с 5 по 7 класс разработана с учетом того, что на ее основе могут составляться авторские программы непосредственно учреждениями общего образования или авторами учебников. Поэтому в ней выделены инвариантная обязательная часть в объеме 128 ч и вариативный авторский компонент, рассчитанный на 42 ч (25% всего учебного времени), который призван расширить или углубить примерную программу. Программно-методическое обеспечение преподавания предмета «Технология» в 2011-2012 учебном году Региональный базисный учебный план для школ, реализующих профильное обучение, разработанный на основе федерального БУП – 2004, на ступени основного общего образования предусматривает на изучение технологии с V по VII класс по два часа в неделю в каждом классе, в VIII классе – один час в неделю и еще один час технологии в VIII классе передан в национально-региональный компонент. Указанный час рекомендуется использовать на изучение технологий, распространенных в регионе, с целью профессионального самоопределения учащихся. При этом национально-региональные особенности местного социально-производственного окружения могут быть представлены в рабочей программе для конкретного общеобразовательного учреждения соответствующими технологиями, видами и объектами труда. Два часа предмета «Технология» в IX классе переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся. (В тех случаях, когда в старших классах школы предполагается реализация непрофильного обучения, указанные часы рекомендуется вернуть предмету «Технология» в целях обеспечения непрерывности технологического образования. Рекомендуется также сохранить обучение технологии при подготовке учащихся к технологическому, физико-техническому и оборонно-спортивному профилям). В IX классе обучение технологии может проходить в варианте курсов по выбору. Курсы по выбору – неотъемлемая составная часть предпрофильной подготовки в IX классе основной школы. На этапе предпрофильной подготовки решается не только задача выбора учащимися профиля обучения в старшей школе, но и выбора профессии при поступлении в образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования. Рекомендуемая примерная тематика программ курсов по выбору для учащихся IX классов: «Основы кулинарии»; «Обработка древесины»; «Художественная обработка материалов»; «Интерьер и мебель»; «Транспорт»; «Традиции и современность»; «Профессиональное самоопределение школьников»; «Компьютерная графика и дизайн»; «Дизайн пришкольного участка»; «Компьютер и производство» и т.п. Рекомендуем сборники программ элективных курсов: В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш. Методика предпрофильной технологической подготовки учащихся IX класса. – М.: Вентана- Граф, 2005. Сборник программ курсов по выбору и элективных курсов по технологии. IX – XI классы, под ред. С.В. Кондратьева. – М.: Глобус, 2007. В 2011 – 2012 учебном году в V – XI классах (реализация БУП – 2004) учебный предмет «Технология» изучается по примерным программам основного общего образования, среднего (полного) образования на базовом уровне, среднего (полного) образования на профильном уровне. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд»; «Технология. Обслуживающий труд»; «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)». Каждое направление включает в себя базовые технологические инвариантные разделы. Базовыми для программ по направлениям являются разделы: Технология. Технический труд: - «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов»; Технология. Обслуживающий труд: - «Кулинария», «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов»; Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии): - «Растениеводство», «Животноводство». На старшей ступени (X–XI классы) технология будет изучаться дифференцированно на базовом и профильном уровнях. В качестве примера: универсальный профиль – 1 час в неделю, специальный технологический – 4 часа в неделю, в остальных технология изучается по выбору в виде элективных курсов. В учебном предмете «Технология» в X – XI классах реализуются примерные программы среднего (полного) общего образования по направлениям «базовый уровень», «профильный уровень». Программа базового уровня включает в себя разделы «Производство, труд и технология», «Технология проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Проектная деятельность». Для школ с технологическим профилем обучения программа технологической подготовки включает в себя две составляющие: общетехнологическую и специальную. Общетехнологическая подготовка осуществляется интегрированно со специальной технологической подготовкой в выбранной школьником сфере профессиональной деятельности. Специальная технологическая подготовка осуществляется по выбору учащихся в следующих направлениях (сферах и профилях) трудовой деятельности: - в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства; - в сфере строительных и ремонтных работ; - в сфере телекоммуникаций и информационных технологий; - в сфере коммерции; - в сфере сервиса; - в сфере декоративно-прикладного искусства; - и др. Программа по технологии для профильного уровня обучения может реализовываться в учебных заведениях с технологическими профилями подготовки. Профессиональная подготовка учащихся может быть организована как по основному месту обучения, так и в межшкольных учебных комбинатах и должна строиться по модульному принципу с учетом возможностей школ и потребностей муниципалитета. При организации профессиональной подготовки в качестве ориентира используются нормативные документы, действующие в системе подготовки рабочих кадров на производстве. Наименования профессий (специальностей) и время (сроки) обучения должны соответствовать Общероссийскому классификатору профессий рабочих должностей, служащих и тарифных разрядов. Тематическое содержание специальной технологической или профессиональной подготовки задается квалификационными характеристиками, представленными в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и служащих (ЕТКС). Структура разрабатываемых примерных программ специальной технологической подготовки может соответствовать структуре программ, принятых в системе начального профессионального образования. Рекомендации по использованию действующих учебников и учебно-методических комплектов в 2011-2012 учебном году Федеральные перечни учебников обязательны для использования в каждом образовательном учреждении, реализующем программы общего образования. С 2005 г. действует новый порядок экспертизы учебников и формирования федеральных перечней. В соответствии с решением президиума Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию экспертиза учебников проводится экспертными организациями, прежде всего Российской академией наук и Российской академией образования. В новых перечнях учебников нет изданий, которые проходили экспертизу по старым правилам, не предполагавшим участие экспертных организаций. В перечень рекомендованных учебников включаются учебники, которые составляют предметную линию. В перечень допущенных – единичные учебники, которые пока не входят в завершенную линию. Закон устанавливает равные условия использования допущенных и рекомендованных учебников. Раньше учебник получал гриф «Рекомендовано» и «Допущено» на пять лет. Теперь учебник включается в перечни на весь период действия государственного стандарта общего образования, на соответствие которому он прошел экспертизу. В соответствии со статьей 32 Закона «Об образовании» решение о том, по какой программе работать и какие учебники из федеральных перечней использовать в образовательном процессе, принимает образовательное учреждение. При этом необходимо учитывать мнения учителей, представителей родительской общественности. В начальный период введения федерального компонента государственного стандарта общего образования (стандарта второго поколения) в практику работы образовательных учреждений педагогам необходимо будет использовать имеющиеся в наличии учебники и дидактические материалы, изданные ранее в соответствии с федеральными перечнями. В новых изданиях содержание существующих учебников и учебных пособий будет постепенно приводится в соответствии с утвержденным стандартом. Недопустимо, ссылаясь на отсутствие новых учебников и дидактических материалов, тормозить введение в практику работы школ новых стандартов, исключать из перечня изучаемых предметов технологию или ее отдельные разделы. Необходимо творчески подойти к использованию имеющихся учебников, не перегружать школьников избыточным информационным материалом, имеющимся в действующих учебниках по технологии, и в то же время использовать дополнительные справочные и учебные материалы при изучении разделов программы, не нашедших отражения в старых книгах. Ниже приводим перечень учебников, которые могут быть использованы в учебном процессе в наступающем учебном году. (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/8267/)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, ДОПУЩЕННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на 20 1 1/2012 учебный год
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, ДОПУЩЕННЫХ МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год
Ресурсы для учителей технологии1. http://edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал. 2. http://fenipk.ucoz.ru – Сайт факультета естественнонаучного и математического образования ЗабКИПКРО. 3. http://chipkro.ru – Сайт ЗабКИПКРО. 4. http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.22/p/page.html - Ресурсы единой коллекции (Коллекции) цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) могут использовать все участники образовательного процесса: учителя при подготовке и ведении занятий, учащиеся на уроках и при самостоятельных занятиях, методисты, разработчики учебно-методических материалов, работники органов управления образованием, родители. Коллекция представляет интерес для широкой общественности (для самообразования и других целей). Ресурсы Коллекции используются в учебном процессе как самостоятельно, так и в составе комплексных учебно-методических материалов. Всем заинтересованным участникам образовательного процесса предоставляется бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ к качественному и полному набору разнообразных учебных материалов, представленных в Коллекции. 5. http://edu.km.ru/opyt/kubyshka2002_k15.htm - "кубышка медиа-уроков" для учителей технологии: Матвеева Л.К., "Энциклопедия этикета" (6 уроков). 6. http://domovodstvo.fatal.ru/Page/Tehn_obrab_tkan.htm - Учитель предмета технология Муниципальной общеобразовательной основной школы №68 г.Иркутска Ленинского округа Васленко Т.С. предлагает Вашему вниманию небольшой сайт, на котором учителя предмета технология могут познакомиться с необходимой документацией по предмету, государственными, адаптированными и авторскими программами, тематическим и поурочным планированием, разработками открытых уроков и внеклассных мероприятий, тестами, наглядными пособиями, дополнительной литературой. 7. http://www.unpeople.ru/practice/2/index.shtml - Каждый из нас хоть немного, но творец. Творец себя и своего пути, своего состояния, настроения и окружения. Здесь все желающие смогут почитать про сотворение своими руками-лапками чего-то материального, овеществленного. Это могут быть самые разные вещи, которые нас окружают, простые и не очень - рисунок на стене, бисерная фенечка, деревянный кулончик, металлический браслет... Они помнят тепло наших рук, вдохнувших в них частичку нашей силы, нашего настроения, нашей сути - проявленных таким образом в этот мир. 8. media.karelia.ru/~educenter- МУ Центр развития образования г. Петрозаводска. 9. http://bryansk.fio.ru/vipusk/00030/kazakovaa/kazak.htm - курс электрорадиотехники. 10. http://www.mgn.ru/~gmc/techn.html - сайт методиста по технологии Магнитогорск. Деревообработка 1. http://www.allhomes.ru/publish/school/index.php?id=1431 – особенности некоторых видов древесины. 2. http://brigadir.narod.ru/c8/c8_c4.htm - виды столярных и плотничьих работ. 3. http://www.oformikvarti.ru/index.html - виртуальная студия декора. 4. http://pages.marsu.ru/iac/resurs/sozinova/ - поддержать увлечение техникой, продлевать интересы и склонности, помогать преодолевать трудности, не дать интересу угаснуть - все это задача учителя, своей методикой делится учитель технологии Созинова Н.Г. 5. http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=210931 – комбинированный урок по литературе и технологии, тема «Соединение кусков из древесины». Автодело 1. http://katalog.bos.ru/ - каталог отечественных автомобилей с рисунками и описанием устройств. 2. http://www.automan.ru/ - правила дорожного движения, дорожные знаки, тюнинг автомобиля. 3. http://bakkirill.narod.ru/ - Сайт посвящен шедеврам отечественного автопрома, выпускавшимся в период с 1945 по 1985 годы. Самый полный каталог автомобилей с 1945 по 1985 годы: история создания, конструкторы, технические характеристики, много фотоматериалов. Металлообработка 1. http://turner.narod.ru/ - этот сайт посвящен только токарным станкам и только им! Что такое токарный станок и зачем он нужен? История токарного станка с древнейших времен и до наших дней. Выдающиеся люди имевшие отношение к токарным станкам: Андрей Нартов и Генри Модсли. Токарные ссылки. Фото галерея токарных станков. 2. http://www.technika.volga34.ru/articles.php?id=4 – статьи об истории станков, о развитии технологий и конструкций металлорежущих станков, об экологически безвредных станках, об энергосберегающих станках. 3. http://www.komtech-stanko.ru/ - каталог станков, рекомендованных Министерством Науки о Образования для профессиональной подготовки учащихся. 4. http://www.metalstanki.com – металлобработка. Рукоделие 1. http://sudarushka.int.ru/ - "СУДАРУШКА" - электронный женский журнал о моде, красоте, стиле, шитье и рукоделии. 2. http://www.helenquilt.narod.ru/basic_1.htm - здесь Вы сможете ознакомиться и выбрать авторские образцы стеганых лоскутных покрывал, комплектов одеял и подушек, мягких игрушек и подарков, выполненных в традиционной технике пэчворк и квилт. 3. http://www.club-rukodelie.com/ - ресурс Клуб рукоделия будет полезен всем, кто любит заниматься вязанием, кто ценит красоту и возрождает традиции русских мастериц. Выглядеть красиво и одеваться со вкусом хочется всегда, но при этом желательно оставаться оригинальной, непохожей на других. Тем, кто умеет вязать - это сделать не сложно. Старший методист ЗабКИПКРО А.В. Карелин [1] Ознакомиться и обсудить проект , получив ответ разработчиков, «Примерные программы основного общего образования. Технология. 5-9 классы» вы можете на форуме персонального сайта http://tehnologi ya . ucoz . ru / forum /33 |