Реферат: Методическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка»
Название: Методическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методическое письмо об организации практики введения краеведческого курса «Морянка» в начальное общее образование Нормативно-правовая база Современные концепции начального общего образования исходят из приоритета целей воспитания и развития младшего школьника. Одним из условий воспитания младших школьников является формирование у каждого обучаемого системы знаний о родном крае, где младший школьник «через традиционную культуру народа своего региона входит в культуру России и общечеловеческую культуру…»[1] . В Государственном образовательном стандарте начального общего образования (2004 г.) к компетенции региона отнесен региональный компонент, который содержит нормативы в области предметов, изучаемых в начальной школе. В 2005 году Архангельским областным институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования разработаны концепция регионального компонента Архангельской области, региональный компонент государственного стандарта начального общего образования Архангельской области по предметам, программы его реализации и методические рекомендации. Представленные материалы позволяли реализовать национально-региональный компонент в практике начального общего образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2010 г.) относительно личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования представлены следующие требования*: 1. «…формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;… 7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств»[2] . Для выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с распоряжением Министерства образования, науки и культуры Архангельской области № 645 от 11.06.2010 в учебный план образовательных учреждений Архангельской области с 2010-2011 учебного года на ступени начального общего образования введен курс краеведения «Морянка». Предусмотрено его поэтапное включение в практику начального общего образования, начиная со вторых классов. Содержательно-методическая обеспеченность курса Содержание и методику курса краеведения «Морянка» обеспечивают: · программа по краеведению «Морянка» для учащихся 2-4 классов; · книга для чтения «Морянка», · рабочая тетрадь для 2 класса, · словарь-справочник; · рекомендации по реализации курса. Программа, книга для чтения «Морянка», рабочая тетрадь для 2 класса, словарь-справочник прошли экспертизу и имеют гриф областного экспертного совета Архангельской области «Допущено»[3] . В дальнейшем предусмотрена разработка рабочих тетрадей, обеспечивающих содержание программы курса для 3 и 4 классов. Основная идея курса – конкретизировать предметное содержание программ обязательной части федерального государственного образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутренних связей, возрастных особенностей, познавательных интересов младших школьников, проживающих на территории Архангельской области. Цель курса: содействовать формированию у младших школьников эмоционально насыщенного образа родного дома и начальных представлений о самобытности и значимости культуры малой родины, являющейся частью национальной культуры. Задачи: · формирование бережного отношения к культурному и историческому прошлому нашей Родины через их приобщение к культуре и истории родного края, основанном на первичном опыте и деятельностном подходе; · формирование системы ценностных ориентиров через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях.
Место курса в учебном плане образовательного учреждения Курс краеведения «Морянка» реализуется через базовый (опорный) или повышенный уровни содержания. Базовый (опорный) уровень является обязательным. При пятидневной учебной неделе содержание курса краеведения «Морянка» интегрируется с предметным содержанием дисциплин, определенных базисным учебным планом. В рабочих программах по предметам это раскрывается через · конкретизацию целей - в пояснительной записке; · описание значимости и направленности – в ценностных ориентирах содержания учебного предмета; · конкретное описание результатов изучения (в личностной, метапредметной и предметной сферах) – в разделе, посвященном результатам изучения учебного предмета; · перечисление конкретных содержательных единиц (тем, разделов, пр.) – в содержании учебного предмета; · распределение содержания во времени, с указанием дат и распределением времени – в календарно-тематическом планировании; · диагностический инструментарий, позволяющий выявить результативность целевых установок – в приложении. Базовый (опорный) уровень рассчитан на три года обучения по 17 часов в год (1 час в 2 недели) – всего 51 час. Реализация повышенного уровня в условиях пятидневной учебной недели возможна только через внеурочную деятельность. В условиях шестидневной учебной недели рекомендуется использование повышенного уровня курса краеведения «Морянка» за счет части, формируемой участниками образовательного процесса. В этом случае дополняется базовое содержание, углубляются требования к результатам освоения курса. Документы, регламентирующие содержание курса Основным документом по курсу краеведения «Морянка» является рабочая программа, к которой предъявляются те же требования, что и к любой рабочей программе по предмету. Обязательной составной частью данной рабочей программы будет являться комплексный календарно-тематический план, в котором представлено сочетание предметного и краеведческого содержания, количество времени на его изучение и даты проведения уроков. В качестве примера в приложении приведёны различные варианты календарно-тематического планирования. Оформление журнала . При реализации в образовательном процессе начальной школы базового (опорного) уровня курса краеведения «Морянка» темы уроков, раскрывающие содержание, заносятся на страницы предметов, в которые он интегрируется. В графе, рядом с записью темы урока ставится помета «РКМ» - региональный курс «Морянка». Формулировки тем уроков должны отражать интеграцию регионального содержания в предметное. В качестве примера приведён фрагмент записи в журнале (табл. 1). Таблица 1
При реализации повышенного уровня курса краеведения «Морянка» в форме урока (в условиях шестидневной учебной недели за счет части, формируемой участниками образовательного процесса) в журнале отводятся отдельные страницы, на которых указывается предмет - «Краеведение. Морянка». Учет времени при реализации повышенного уровня курса краеведения в форме факультатива или кружка ( за счет части, формируемой участниками образовательного процесса, через внеурочную деятельность ведется в журнале факультативных и кружковых занятий).
Оценивание обучающихся Знания и умения обучающихся, изучающих курс краеведения «Морянка», проверяются, что дает возможность отслеживать эффективность работы образовательного учреждения и вносить коррективы в образовательный процесс. Диагностирование проводится в устной или письменной форме на основе готовых диагностических материалов, представленных в методических пособиях и материалах[4] . Нецелесообразно выставление отметок учащимся в течение всего периода изучения курса краеведения. Методисты кабинета начального образования кафедры теории и методики предмета ГОУ «АО ИППК РО» Макарова О.В. Красильникова М.А. Подчередниченко Н.А.
Вариант комплексного календарно-тематического плана по учебно-методическому комплекту «Перспективная начальная школа»[5]
Вариант комплексного календарно-тематического плана по учебно-методическому комплекту «Школа 2100»[6]
Вариант комплексного календарно-тематического плана по учебно-методическому комплекту «Школа России»[7]
Вариант комплексного календарно-тематического плана по учебно-методическому комплекту «Начальная школа XXI века»[8]
[1] Региональный компонент в начальном школьном образовании (родной язык): монография Э.И.Николаева, Е.В.Михайленко, И.Ф.Полякова, И.П.Панфилова, Г.В.Михеева; ПГУ им. М.В.Ломоносова. – Архангельск: Поморский университет, 2006. С.10 *Представлена та часть требований, которая позволяет акцентировать внимание на формировании ценностных ориентиров у младших школьников. [2] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения) – с. 8. [3] Протокол № 1 решения областного экспертного совета от 27.05.2010 г. [4] Региональный компонент в начальном школьном образовании (родной язык): монография/ Э.И.Николаева, Е.В.Михайленко, И.Ф.Полякова, И.П.Панфилова, Г.В.Михеева; Поморский государственный ун-т им. М.В.Ломоносова. – Архангельск: Поморский университет, 2006 г. С.128-147. [5] Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Сост. Р.Г.Чуракова. – 4-е изд., испр. – М.: Академкнига / Учебник, 2009. -204 с. [6] Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2010. – 400 с. [7] Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. / [М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова. С.И.Волкова и др.] .- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009. -158 с. [8] Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа ХХI века". – 3-е изд. доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2010. |