Реферат: Методическое письмо Опреподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования в 2006/07 учебном году
Название: Методическое письмо Опреподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования в 2006/07 учебном году Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методическое письмо О преподавании учебных предметов начальной школы в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования в 2006/07 учебном году. В декабре 2003 г. коллегия Министерства образования РФ рассмотрела и одобрила проект Федерального компонента государственного стандарта общего образования, а 5 марта 2004 года документ был утвержден Приказом министра (№1089). Государственный стандарт призван обеспечить: - единство образовательного пространства в РФ; - равные возможности для всех граждан в получении качественного образования, отвечающего потребностям времени и страны; - защиту обучающихся от перегрузок и сохранения их психического и физического здоровья, социальную защищенность каждого обучающегося; - преемственность образовательных программ на разных ступенях образования. Федеральный компонент государственного стандарта начального образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и реализацию следующих основных целей: - развитие личности школьника, его творческих способностей, интересов к учению, формирование желания и умения учиться; - воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру; - освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; - сохранение и поддержка индивидуальности ребенка. Стандарт утверждает современные приоритеты в целях, содержании образования, определяет характер условий, которые должны создать каждое образовательное учреждение для реализации непрерывности образования с учетом изменившихся социальных условий и требований общества. Начальное образование имеет свои особенности, отличающие его от последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации, при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка. Эта характеристика данного периода развития ребенка послужила предпосылкой отбора содержания образования в начальной школе, которое независимо от конкретного содержания учебного предмета. Содержание федерального компонента государственного стандарта начального общего образования представлено следующими блоками: - общеучебные умения, навыки и способы деятельности; - обязательный минимум содержания основных образовательных программ по учебным предметам; - требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу. Впервые в содержании начального образования выделен специальный блок «Общеучебные умения, навыки способы деятельности ». Содержание данного блока дает возможность проследить вклад каждого учебного предмета в реализацию важнейшей цели начальной школы – формирование у школьников умений учиться. Впервые содержанием образования становятся межпредметные умения, навыки и способы деятельности, что ставит учителя перед необходимостью обеспечить деятельностный характер построения учебного процесса. Данный блок включает 3 содержательных раздела, реализация которых обеспечивает формирование у детей основ учебной деятельности:
Сформированность общеучебных умений, навыков и способов деятельности - это фундамент последующего успешного обучения школьников, а также база для интеграции в первом звене школы. Обязательный минимум содержания начального общего образования – это перечень знаний умений и навыков, способов деятельности, которые любая школа, независимо от ее условий, кадрового потенциала, особенностей контингента и пр, ,должна предоставить каждому школьнику. Курсивом в тексте Минимума выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, то есть в стандарте более четко определены границы между минимумом содержания образования (уровень предъявления ученику знаний, умений, навыков, различных способов деятельности) и требованиями к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, который подлежит итоговому контролю (уровень спроса с каждого ученика). Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу являются критериальным основанием перевода ученика в основную школу и определяют нижнюю допустимую границу достижения им функциональной грамотности по изучаемым предметам. Содержание Минимума и Требований имеет разную форму их предъявления. Требования в отличии от Минимума, дают четкие конкретные формулировки «Знать/ понимать», «Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Подготовка учителя к работе по Стандартам требует осознания соотношения между Обязательным Минимумом и Требованиями к уровню подготовки оканчивающих начальную школу. Четкое разграничение этих позиций Стандарта свидетельствует о том, что представляются широкие возможности для организации обучения, объем материала и формы его представления не регламентированы в содержании, возможно углубление и расширение курса в рамках представленных дидактических единиц. А четко сформулированные Требования позволяют сосредоточиться на главном, подчинить требованиям конечного результата выбор и программы, и средств, и технологий обучения. Разграничение и четкое формулирование Требований по отношению к Обязательному Минимуму содержания позволит учителю реально осуществлять дифференцированное обучение, индивидуальный подход к учащимся. Такой подход к отбору и построению содержания образования позволит обеспечить поддержку детей, как испытывающих трудности, так и более успешных. Русский язык Русский язык как учебный предмет занимает особое место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста. Владение устной и письменной речью выступает не только как специальное учебное умение, но и как важнейшее общеучебное, необходимое для изучения любого предмета начальной школы. Вместе с тем, работа по речевому развитию предусматривается не только на уроках русского языка. Эта задача с учетом специфики содержания разных учебных предметов решается на каждом уроке, особое место занимает она на уроках литературного чтения. Введение федерального компонента стандарта по русскому языку не должно вызвать трудностей перехода на обновленное содержание образования. Предлагаемая система обучения русскому языку базируется на устоявшихся методических традициях, корни которых уходят к теории К.Д.Ушинского. Вместе с тем, подготовительная работа к переходу к стандартам потребует осознания коллективами начальных школ изменившихся целей образования младших школьников, анализа приоритетных содержательных линий, совершенствования методики обучения языку. Необходимо учесть, что функции слова, предложения текста как единиц языка и речи в соответствии с законами лингвистики представлены в Обязательном минимуме во взаимосвязи, все три единицы речи рассматриваются на основе их взаимодействия. Особенности и функции слова, предложения, текста уточняются, углубляются в течение всего периода обучения как в лингвистическом, так и речеведческом аспектах. Например, учащиеся выясняют для себя, что каждое самостоятельное слово что-то обозначает, то есть имеет лексическое значение (о котором можно узнать в случае необходимости в толковом словаре). После этого создается возможность осознания слова как части речи, то есть как грамматической категории с определенными функциями в речевом общении. Таким образом, работа по русскому языку всегда представляет систему, в которой рассматриваются разные единицы речи во взаимосвязи. Отбор содержания обучения по русскому языку подчинялся следующим требованиям, предъявляемым обществом, педагогической наукой и практикой на современном этапе развития начальной школы: – усиление деятельностного подхода при обучении русскому языку; – обеспечение вклада родного языка в формирование общеучебных умений, навыков и способов деятельности; – усиление развивающего влияния русского языка на психическое и личностное развитие младшего школьника. В качестве примера можно привести особенности структурирования Обязательного минимума. Выделен специальный раздел "Виды речевой деятельности", в котором представлено содержание, обеспечивающее формирование всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтение, письма). Отобранное содержание учитывает особенности русского языка как учебного предмета. Например, особо выделяется формирование умений читать учебный текст, формулировать задания, правила, определения; владение выборочным чтением: нахождение необходимого учебного материала. Такой подход, с одной стороны, сужает рамки урока (дети занимаются собственно русским языком), а, с другой, позволяет обеспечить формирование умений и навыков устной и письменной речи как общеучебных . Коммуникативная направленность процесса обучения русскому языку потребует от учителя пристального внимания к значению всех языковых единиц, к их функции в речи, усиление объяснительного аспекта при изучении системы языка и, конечно, систематическое формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников. В Обязательном минимуме текст представлен как продукт речевой деятельности, предусмотрено рассмотрение типов текста, темы и основной мысли текста. Языковой материал по фонетике, графике, морфемике, грамматике (морфологии и синтаксису), а также по орфографии и пунктуации представлен в соответствии с частотностью использоания в речи младшего школьника и ориентирован на формирование у него целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном, синтаксическом строе, звуко-буквенном составе, интонационном и лексическом богатстве. Изучая Обязательный минимум, учитель обратит внимание на то, что основная идея курса русского языка – его представление как системы понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. При этом изучение русского языка не преследует цели формального репродуктивного запоминания правил, терминов и понятий, а формирует умение применять полученные знания в разнообразной речевой деятельности. Это хорошо подтверждают формулировки Требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу. Знаниевая компонента требований незначительна, основное внимание уделяется проверке сформированности умений устной и письменной речи, мышления, воображения. Например: "анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение" или: "создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания" и т.п. Предполагается, что такие приоритеты в языковом образовании дадут хорошие результаты развития предпосылок коммуникативной и речевой компетенций школьника. Когнитивная функция языка реализуется с учетом возрастных возможностей и потребностей ребенка данного возраста познавать окружающий мир с использованием языка и речи. В связи с этим важное значение приобретает характер познавательного материала упражнений, которые предъявляются учащимся. Целесообразно, чтобы одновременно с решением задач обучения языку шла реализация воспитательных возможностей уроков русского языка, формировались, уточнялись представления детей о природе, родине, других странах, труде людей, культуре народов и пр. Образовательный минимум предусматривает усиление внимания к развитию информационной грамотности младших школьников. Конечно, эта работа всегда присутствовала в начальной школе, вместе с тем, она не была обязательной, систематической и в массовой школе часто отсутствовала. Теперь учитель должен по возможности на каждом уроке предусмотреть работу со словарями русского языка, учить детей находить в них нужную информацию, проверять результаты своей деятельности. Дети могут быть ознакомлены с разными видами справочной литературы (толковый, орфографический словарь; словарь синонимов и др.). Эта работа может быть представлена как самостоятельный структурный компонент урока, что обеспечит постепенное развитие умения самостоятельно пользоваться справочной литературой. Знакомясь с Образовательным минимумом и Требованиями по русскому языку учитель должен обратить внимание на возможности использования этих уроков для развития еще одного общего учебного умения – организовывать свою деятельность, контролировать и оценивать ее. Содержание обучения языку создает реальные условия для обучения построению алгоритмов действий, пошаговому контролю своих действий, оценки их целесообразности, поиску ошибок и установлению их причин. Учитель должен предусматривать специальные вопросы, задания, упражнения, которые обучают учеников организационным умениям. Например, педагог планируя учебный диалог, предусматривает такие вопросы: "Зачем и как будем это делать?", "Что т как нудно делать, чтобы достичь результата?", "Что может облегчить (усложнить) получение результата?" "Как проверить, совпадает ли результат с поставленной целью?" Особое внимание учитель должен уделить формированию у учащихся умения контролировать свою деятельность. Это умение очень важно для освоения русского языка, т.к. проблема с грамотностью – одна из самых актуальных в настоящее время. Одна из причин неграмотной устной и письменной речи – неготовность школьника контролировать свою деятельность, найти причину своей ошибки, устранить ее. Поэтому на уроках русского языка целесообразно уделять повышенное внимание не только контролю уже выполненной работы, но и формированию умения учащихся предвидеть трудности, вовремя их устранять. Задача учителя – развивать умение не только исправлять допущенные ошибки, но и не совершать их. Обучение русскому языку в сложных условиях расшатывания норм литературного языка, засоренности неоправданными заимствованиями и жаргонизмами требует пристального внимания к использованию воспитательного потенциала русского языка. Младшие школьники должны осознать, что язык есть форма выражения национальной культуры, что существует тесная связь языка с историей, традициями народа. Дети должны понимать, что необходимо владеть культурой общения, чтобы существовать и взаимодействовать в обществе. Содержание Образовательного минимума представлено в двух крупных блоках "Виды речевой деятельности" и "Система языка (практическое усвоение). Такое структурирования содержания позволяет сохранить вариативность как принцип современного образования и дает возможность разработчикам программ и средств обучения выстроить обучение в своей логике Литературное чтение В Федеральном компоненте государственного стандарта литературное образование обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования младшего школьника. На его изучение отведено 472 часа. В 1-2 классах, когда работа над техникой чтения требует значительных затрат времени, отводится большее число часов в неделю (по 4 часа), уменьшение числа часов в 3-4 классах связано с тем, что к этому времени дети, во-первых, должны приобрести навык беглого чтения, во-вторых, читательские умения становятся общеучебными (дети читают, обсуждают, пересказывают и пр. разные тексты на уроках по всем учебным предметам, в-третьих, возрастает доля самостоятельного внеклассного чтения. Отличительная черта стандартов по литературному чтению заключается в том, что отобранное содержание обучения позволяет точно определить не только конкретные направления работы, но и представить целостную картину начального литературного образования. Доказательством этого может служить оценка содержательных линий, представленных в Обязательном минимуме: круг чтения (детская литература во всем объеме жанрово-видовых форм, разнообразия авторов, тематики и др.), техника чтения (развитие механизма чтения и совершенствование навыка чтения); начальное литературное образование (система средств, определяющая квалифицированный подход к анализу произведений), виды речевой деятельности, речевая творческая деятельность на основе чтения и в связи с чтением). Содержание Обязательного минимума определяет практическую направленность процесса литературного образования. Это связано с тем, что приоритетными целями изучения этого предмета является обеспечение высокого уровня речевого развития младшего школьника, культуру его речи и читательской деятельности, интерес к самостоятельному чтению. От сформированности всех этих умений зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (надпредметных) умений, навыков, способов деятельности. Если анализировать с этой точки зрения Обязательный минимум, то стоит обратить внимание на представленность в нем умений, без которых невозможно обучение ни по одному учебному предмету: умение воспринимать на слух и понимание художественных произведений; осознанное чтение текстов разных жанров; выбор вида чтения в соответствии с учебной целью; участие в диалоге при обсуждении текста, его пересказ; создание письменных ответов по прочитанному и др. В тексте Обязательного минимума названы имена авторов классической литературы XVIII-IXX веков, без знания которых невозможно представить культуру младшего школьника, его круг чтения. В соответствии с общими целями литературного образования в стандарте усилена развивающая и воспитательная направленность литературного чтения. Это проявилось в определении тематики чтения, в выделении специального раздела "Виды речевой деятельности", содержание которое направлено на коммуникативное, литературоведческое, общее интеллектуальное и художественное развитие. При решении этой задачи учитель должен обратить особое внимание на целесообразный отбор учебного материала с точки зрения художественной ценности произведений, жанрового разнообразия, влияния темы и содержания на развитие чувств детей, их нравственное и эстетическое воспитание. Особенно важно учитывать это при отборе произведений современных авторов. Учитель должен строго анализировать произведения, которые он предлагает для чтения, не допускать чтения произведений, которые прививают дурной вкус, засоряют речь школьника вульгаризмами. Следуя принципу, заложенному в стандарте по литературному чтению, – ознакомлению детей с текстами разных жанров, учитель может предложить школьникам чтение нехудожественных текстов (писем, воспоминаний, автобиографий писателей и т.п.), а также научно-познавательных произведений. Все это будет расширять кругозор ученика, развивать его эрудицию и общую культуру. Стандарт предоставляет реальную возможность дифференцировать обучение, то есть предъявить детям с разной успешностью обучения разные по степени трудности задания. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что отдельные содержательные позиции в Обязательном минимуме выделены курсивом, что означает следующее: учитель обязательно знакомит детей с этим материалом, но не требует его полного усвоения всеми. Примером этого могут служить следующие положения стандарта. Учитель обучает школьников осуществлять выбор вида чтения в соответствии с его целью, то есть целесообразно применять ознакомительное, изучающее, выборочное. Большинство детей успешно справятся с этой обучающей задачей и будут использовать разные виды чтения в самостоятельной читательской деятельности. В то же время в классе найдутся и такие учащиеся, которым подобные задания будут не под силу. Значит, они будут выполнять их с помощью учителя или одноклассников и при этом не получат отрицательной отметки. Такая позиция является выражением личностно-ориентированного образования и позволяет создать ситуацию успешности обучения для каждого ученика. Используя как традиционные, так и новаторские методы обучения, учитель достигает цели литературного образования – учит школьников, анализируя изложенные там факты, понимать смысл текста, замысел автора. Педагог уходит от формальных вопросов типа "О чем произведение?", а предоставляет ребенку возможность интерпретировать произведение, осознать поступки героя, мотив его действий, понять характер ("Почему так поступил герой?", "Как к герою относится автор? Почему?", "К каким последствиям привел поступок героя? и т.п.). Анализ построения Обязательного минимума по литературному чтению, четкое выделение круга чтения, умений читательской деятельности, прослеживание вклада этого предмета в развитие разных видов деятельности, требует от учителя применения новых методов обучения. Например, целесообразно применение такой формы организации обучения как урок-диалог, когда идет живой непосредственный разговор между читателем и автором произведения, между читателем и его свертниками-читателями, между читателем-учителем и читателем-учеником. На таких уроках педагог играет особую роль – он не навязывает свою читательскую позицию, а привлекает внимание детей к тем признакам текста, на основании анализа которых будут сделаны правильные выводы самими детьми. Следует отметить, что термин "литературное чтение" не всегда точно используется. Такое название предмета позволяет понимать его как обогащенное содержание чтения, как необходимость знакомить ребенка младшего школьного возраста с рядом литературоведческих терминов. Конечно, при этом учитель должен избежать формализма, неосознанного зазубривания новых слов и понятий. Именно поэтому значительная часть литературоведческих терминов дана в тексте стандарта курсивом. Обязательный минимум содержания литературного образования нацеливает учителя на необходимость усиления внимания к решению еще одной задачи – формированию читательской самостоятельности. Уже младшие школьники должны понимать, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека. Этот мотив становится основой для развития читательских умений – выбрать книгу, определить ее тему по иллюстрациям или аннотации, пользоваться оглавлением и т.п. Все это будет способствовать развитию читательской самостоятельности младших школьников как качества личности. . Окружающий мир. Федеральный базисный учебный план 2004 года, учитывая огромный развивающий и воспитательный потенциал учебного предмета «Окружающий мир», его вклад в формирование общих учебных умений и способов деятельности, отводит на изучение данного предмета 2 часа в неделю в каждом из четырех классов начальной школы. Новый стандарт образования по сравнению с Минимумом и Требованиями 1998 года претерпел значительную разгрузку. Это осуществлено за счет отказа от излишней детализации, что, в частности, имело место в обществоведческом содержании; исключения усложненного материала (например, масштаб плана и карты, построение плана местности); исключения второстепенного материала, не имеющего большой развивающей и воспитательной значимости для учащихся данного возраста; усиления использования типологии информации (например, для формирования представлений о разнообразии природы России и понимания ее зависимости от положения относительно полюсов и экватора достаточно изучить природу 2 – 3, а не всех природных зон). Важным средством разгрузки содержания стало выделение в стандарте части материала курсивом. Этот материал подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу. Например, курсивом в Обязательном минимуме дан материал о труде и отдыхе в семье, ее хозяйстве, бюджете и деньгах. Понятно, что современный ребенок не может не ориентироваться во всех этих вопросах. В то же время формирование знаний экономической, правовой, социологической и др. наук невозможно на этом этапе обучения, т.к. возможности ребенка, его опыт ограничены. Учитывая большую ценность этих знаний в социализации младшего школьника, они введены в Обязательный минимум содержания на ознакомительном уровне. В стандарте реализован ряд новых подходов к отбору содержания предмета "Окружающий мир", которые учитывают приоритеты образования на данном возрастном этапе развития ребенка. Прежде всего, должны обратить внимание на более глубокую интеграцию естественнонаучных и обществоведческих знаний об окружающем мире, осознать положение о том, что на современном этапе развития начальной школы интеграция является ее необходимой характеристикой. Почему эта идея так важна для модернизации начальной ступени общего образования? Во-первых, интеграция позволит младшим школьникам успешнее осваивать знания о единстве и различиях природного и социального мира, о человеке и его месте в природе и обществе, послужит формированию целостной картины мира и воспитанию позитивного эмоционально-ценностного отношения к нему, экологической и духовно-нравственной культуры. Во-вторых, новый подход обеспечит успешность социализации учащихся, что очень важно для успешного вступления их впоследствии во взрослую жизнь. В-третьих, интеграция позволит также успешнее решать задачу пропедевтики изучения предметов естественнонаучного и обществоведческого циклов и, следовательно, обеспечит необходимую преемственность этапов школьного образования. В-четвертых, новый подход позволяет разгрузить программы от повторов, усложнений и излишней на данном этапе обучения информации, что увеличивает резервы свободного учебного времени для дифференциации обучения. Интеграцию легко заметить, проанализировав содержание разделов (тем) стандарта, например, "Младший школьник", «Человек и природа», «Родной край – малая Родина», «Земля – планета жизни». Каждый из них включает как естественнонаучный, так и обществоведческий материал. Следует обратить, к примеру, внимание на содержание знаний раздела "Младший школьник". Здесь представлены знания, без которых не может формироваться новая роль ребенка ("я-ученик"), развиваться его взаимоотношения с одноклассниками, успешно проходить его социализация ("я-член семейного коллектива, класса, школы") и т.п. Предмет «Окружающий мир» рассматривается в стандарте как часть системы начального образования, а значит, он призван решать не только частные, но и общие задачи начальной школы. Содержание Окружающего мира отражает общую идею Стандарта – сущность современного образования вообще и начального в особенности определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира. Учебный материал по окружающему миру отобран таким образом, что позволяет формировать у учащихся очень многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности. Прежде всего учитель должен создать условия для ознакомления школьников с разными методами познания окружающего мира – планируется система наблюдений объектов и явлений окружающего мира, организуется экспериментирование, опытная работа. Структурным элементом урока может стать деятельность моделирования, составление учащимися схем, таблиц, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями. Необходимо предусмотреть с учетом конкретного содержания урока речевую (коммуникативную) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работу со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей. Выбирая любые методы и приемы, учитель должен предусмотреть в учебном процессе развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе, работу по ее преобразованию и хранению в табличной, знаковой и схематичной форме. Это содержание познавательной деятельности школьника в соответствии с Обязательным минимумом не входит в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, но является обязательным для изучения. Это определяет ответственность учителя – он должен предоставить учащимся возможность работать с различными источниками информации для получения дополнительных сведений об окружающем мире. Вместе с тем, в зону обязательного контроля это содержание может и не входить. В зоне внимания учителя должен быть анализ научного текста, составление описательных и сюжетных рассказов, пересказ текстов. Не нужно формально подходить к процессу запоминания научной информации, которая представлена в Обязательном минимуме. Важно, чтобы ученик мог определить главную мысль научного текста, выразить в связной речи научную информацию, раскрыть свое понимание понятия или термина. Учитель должен усилить внимание к развитию умений детей организовывать свою деятельность по изучению окружающего мира: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т.п. Учитель предусматривает и возможности для организации учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работу в парах и др.), что будет способствовать реализации важных задач Обязательного минимума – умений учебного общения (взаимодействовать, давать объективную оценку, учитывать другие мнения и пр.). Важной особенностью принятого стандарта по окружающего миру является усиление практической направленности образования. В стандарте представлен наиболее актуальный для ребенка данного возраста познавательный и практический материал и сформулированы требования, предполагающие использование приобретенных знаний и умений в учебной деятельности и повседневной жизни. Если проанализировать Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, то эту особенность стандарта можно легко заметить. Так, выделены требования к умениям выпускника начальной школы, среди которых умения работать с картой, глобусом, ориентироваться на местности, определять температуру воздуха, воды, тела человека и др. Освоение этого содержания невозможно без таких видов практической деятельности детей, как наблюдение, эксперимент, моделирование, что в свою очередь неизбежно требует от учителя организации экскурсий, практических работ, дидактических игр, побуждает к созданию соответствующей образовательной среды (уголок живой природы, уголок документальных обществоведческих материалов и т.п.). Учитель обязательно должен предусмотреть разнообразные приемы учебной и практической деятельности, которые обеспечат формирование содержания специального раздела стандартов «Опыт практической деятельности». Все названное обеспечивает теснейшую связь учебного предмета с жизнью ребенка. Принципиальной особенностью стандарта является его ориентация на сохранение и развитие вариативности в системе изучения окружающего мира. Математика В Федеральном базисном учебном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю. Содержание обучения математики в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений умений и навыков которые обеспечат успешные овладения математикой в основной школе. Отбор содержания обучения по математике направлен на реализацию следующих целей: - развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования; - освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений по математике; - воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами начальной школы. В Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования представлены две содержательные линии: «Числа и вычисления», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин». Учащиеся изучают четыре арифметические действия, овладевают алгоритмами устных и письменные вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умений и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности. В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки. Математическое содержание позволяет развивать организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. Новизна подходов к отбору содержания образования и методические аспекты деятельности учителя по физической культуре, музыке, изобразительному искусству, технологии будут даны в сборнике методических материалов «О преподавании учебных предметов в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования». На основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования разработан Федеральный базисный учебный план. Федеральный базисный учебный план для 1-4 классов ориентирован на четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: 1 кл – 33 уч. недели; 2-4кл – не менее 34 уч. недель. Продолжительность урока для 1 класса - 35 минут; для 2-4 кл – 35-45 минут. Режим работы может быть шестидневным и пятидневным. Это определяет образовательное учреждение самостоятельно . В Федеральном базисном плане определен перечень учебных предметов и указано количество часов на их изучение. Особенностями Федерального базисного учебного плана является то, что в нем увеличено количество часов на освоение обучающимися предметов социально-экономического цикла, иностранного языка и информатики. Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со 2 класса по 2 часа в неделю. Учебный предмет «Окружающий мир изучается с 1-4 кл по 2 часа в неделю и является интегрированным. «Информатика и информационно-коммуникативные технологии» направлены на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучается в 3-4 классах в качестве учебного модуля в предмете «Технология». Одним из требований стандарта является формирование механизма самообучения с помощью различных средств учебно-методического комплекта (учебник, рабочие тетради, дидактические материалы и др.). Следовательно, есть возможность поставить ученика в активную позицию к изучаемому содержанию на основе самостоятельной работы с различными источниками информации. Поэтому при выборе учебно-методических комплектов, учебников из Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования науки РФ к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждениях на 2006 – 2007 учебный год следует руководствоваться перечисленными ниже положениями: - УМК должен состоять из учебников, рабочих тетрадей, дидактических и методических пособий; - УМК должен быть направлен на развитие младшего школьника и формирование у него предметных и общеучебных умений, навыков и способов деятельности; - УМК должен предлагать не только доступное изложение нового материала в учебниках, но и форму работы с этим материалом на уроке (индивидуальную, групповую, парную) Эти формы должны быть заложены в учебнике, наряду с заданием; - УМК должен оставлять учащимся возможность выборы форм выполнения заданий и их содержания; - При работе с учебником должны возникать такие ситуацию, которые потребуют использования дополнительных источников информации: интернета, справочников, словарей, учебников по другим предметам. . Решение Коллегии Минобразования от 11.12.1996 г. узаконило государственный статус уже функционирующих в стране трех систем начального образования: традиционная, система Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Наиболее активна в своем развитии и наполнении новыми программами и учебно-методическими комплектами по всем учебным предметам традиционная система, которая представлена образовательными моделями, комплектами учебников и просто перечнем учебников. В условиях вариативного образования образовательное учреждение может начать обучение первоклассников по любой существующей системе, модели, УМК или набору учебников, который они могут формировать самостоятельно, исходя их Федерального (регионального) перечня учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях в 2006-2007 учебном году. Практика показывает, что целесообразнее сохранить учебно-методические комплекты по предметам в системах Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, а также в образовательных моделях «Начальная школа XXI века», «Школа 2100», «Гармония». Не исключается возможность использования учебно-методических комплектов по предметам из различных моделей обновленной традиционной системы. В реализации требований Федерального компонента государственного стандарта следует отметить более подготовленными УМК следующих систем, моделей и комплектов: - система Л.В. Занкова; - система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова; - «Начальная школа XXI века»; - «Школа 2100»; - «Гармония»; - «Планета знаний», в основе концептуальных положений которых заложены: развитие младших школьников; расширение содержательного пространства учебных предметов; изменения в методическом подходе (вместо усвоения знаний - самостоятельный поиск решения проблем); использование различных форм организации деятельности учащихся (групповые, парные, индивидуальные и.т.д.); реализация проблемы преемственности ступеней образования и.т.д. В настоящее время уже разработаны авторские программы учебных курсов в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, моделях «Гармония», «Школа 2100», УМК «Планета знаний», в которых содержится пояснительная записка, тематическое и поурочное планирование, а также требования к уровню подготовки школьников по годам обучения. Поэтому учитель начальных классов при создании рабочей программы должен сделать ссылку на авторскую программу и взять ее за основу. При отсутствии авторских программ, соответствующих содержанию Федерального компонента государственного стандарта учитель пользуется авторскими программами, созданными ранее в соответствии с Обязательным минимумом 1998 г. При этом ему необходимо проделать определенную работу по анализу соответствия содержания авторских программ с содержанием обязательного Минимума и Требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу государственного стандарта. В этом случае учителю необходимо внести коррективы по содержанию учебного предмета, составить новое тематическое и поурочное планирование, а также определить перечень требований к усвоению содержания учебных предметов в 1 классе, составить рабочую программу, пользуясь Рекомендациями по разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов (Письмо Департамента образования от 12.01.06 № 23/01-10 « О рабочих программах учебных курсов». Приложение №1 Нормативные документы для руководства учебным процессом в начальной школе 1 Письмо Минобразования России от 21.03.03.№ 03-51-57 ин/13-03 Рекомендации по организации проема в первый класс. Вестник образования №12 2003 2 Письмо департамента общего и дошкольного образования Минобразования России от 03.10.03. № 13-51-237/13 О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке. Вестник образования № 21 2003 г. 3 Письмо Департамента Общего и дошкольного образования Минобразования России от 17.02.04 №14-51-36/13 Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе. Вестник образования №12 2004 г. 4 Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.05г. № 03-1263. О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана. Вестник образования № 2 2005г. Тематическое приложение. 5 Письмо Минобразования России от 02.02.04 № 03-51-10 ин/14-03 О введении Федерального компонента Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Вестник образования №5 2004 г. 6 Приказ Минобразования России от 09.03.04 № 1312 Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерный учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. Вестник образования №10 2004 г. 7 Приказ Минобразования России от 11.02.02. № 393 О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Вестник образования №6 2002 г. 8 Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области от 12.01.2006г. №23/01-10 « О рабочих программах учебных курсов». 9 Приказ Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 7 декабря 2005 г. №30 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2006-2007 учебный год» Приложение №2 Материально-техническое обеспеченье реализаций Федерального компонента государственного стандарта. начальная школа
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения: · Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс); · К – полный комплект (на каждого ученика класса); · Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников); · П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек). Приложение №3 Региональный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе, в образовательных учреждения образования в Ярославской области на 2006-2007 учебный год.
|