Реферат: Методическое письмо «Итоговая аттестация учащихся 9 Х классов по химии в новой форме в 2011 г.»
Название: Методическое письмо «Итоговая аттестация учащихся 9 Х классов по химии в новой форме в 2011 г.» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информационно – методическое письмо «Итоговая аттестация учащихся 9 – х классов по химии в новой форме в 2011 г.» С 2008 г. в общеобразовательных учреждениях Забайкальского края апробируется новая форма государственной (итоговой) аттестации по химии выпускников основной школы (ГИА-9). Государственная итоговая аттестация (в новой форме) выпускников IХ класса по химии проводится с использованием контрольных измерительных материалов (КИМ), стандартизированных по форме, уровню сложности и способам оценки их выполнения. Контрольные измерительные материалы призваны оценить подготовку по химии выпускников IХ класса общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Экзаменационные материалы ГИА-9 разрабатываются на основе следующих документов: - Обязательный минимум содержания основного общего образования по химии (приложение к Приказу Минобразования России от 19.05.1998 №1236 - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089). Ниже предложен кодификатор учебных элементов, который следует внимательно проанализировать вместе с учащимися, выбравшими экзамен по химии. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ХИМИИ
Пояснительная записка
«Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений для проведения государственной итоговой аттестации 2011 г. (в новой форме) по химии» (далее Кодификатор) представляет собой систематизированный перечень важнейших элементов содержания учебного материала курса химии основной школы, усвоение которого проверяется с помощью системы стандартизированных контрольных измерительных материалов. Кодификатор составлен на базе « Обязательного минимума содержания основного общего образования по химии» (Приказ Министерства образования РФ от 19.05.1998 г. № 1236) и Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089). В структуре Кодификатора выделены два раздела: «Перечень элементов содержания, проверяемых на экзамене (ГИА) по химии» и «Перечень требований к уровню подготовки выпускников IX классов по химии, проверяемых на экзамене (ГИА)».
Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на экзамене (ГИА) по химии В структуре раздела 1 Кодификатора выделены пять содержательных блоков (1, 2, 3, 4, 5). В первом столбце обозначен код содержательного блока; во втором указан код контролируемого элемента содержания (темы), на основе которого создаются проверочные задания. В третьем столбце перечислены элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы. Таблица 1
Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников IX классов по химии, проверяемых на экзамене (ГИА) Таблица 2
Анализ содержания Разделов 1 и 2 Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, используемого для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по химии, показывает, что Раздел 1 дополнен 5 – ым содержательным блоком «Химия и жизнь», а Раздел 2 - требованием 2.9.3, чего не было в Кодификаторах предыдущих лет. Выделение в новых проверяемых элементов содержания 5.1 и 5.2 и нового требования 2.9.3 требует усиления внимания педагогов и выпускников 9 – х классов к изучению указанных проблем. экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2011 года (по новой форме) по химии. Общее представление о содержании работы даёт Спецификация экзаменационной работы, содержание которой представлено на сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений). В данном информационно – методическом письме внимание уделено лишь особенностям экзаменационной работы ГИА 2011 г.
Общие подходы к разработке контрольных измерительных материалов ГИА 2011 года по химии Разработка КИМ ГИА 2011 года по химии осуществлялась с учётом следующих общих положений: - КИМ ориентированы на проверку усвоения системы знаний, которая рассматривается в качестве инвариантного ядра содержания действующих программ по химии для основной школы. В государственном стандарте основного общего образования по химии эта система знаний представлена в виде требований к подготовке выпускников. - На основе анализа результатов ГИА 2008 – 2009 г.г. выявлено, что основная масса выпускников девятых классов, выбравших экзамен по химии, планирует продолжить изучение химии в средней (полной) школе на профильном уровне. Согласно этому КИМы призваны обеспечивать возможность дифференцированной оценки подготовки выпускников. В этих целях проверка усвоения основных элементов содержания курса химии в 8 – 9 классов осуществляется на трёх уровнях сложности – базовом, повышенном и высоком. Учебный материал, на базе которого строятся задания, отбирается по признаку его значимости для общеобразовательной подготовки выпускников основной школы. При этом особое внимание уделяется тем элементам содержания, которые получают своё развитие в курсе химии 10 – 11 классов.
Изменения в экзаменационной работе 2011 года по сравнению с 2010 годом
Э кзаменационная работа 2011 года по своей структуре и содержанию аналогична работе 2010 г. Вместе с тем, в каждую часть работы внесены определенные изменения. В Части 1 число заданий уменьшено до 15, а в Часть 3 добавлено еще одно задание. Общее число заданий в варианте равно 22. Сокращение числа заданий в Части 1 достигнуто в результате перегруппировки проверяемых элементов содержания и переноса одного из проверяемых элементов в Часть 2 . Так, например, элементы содержания «Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях» и «Классификация химических реакций по различным признакам» в 2011 году будут проверяться одним заданием. Элемент содержания «Первоначальные сведения об органических веществах» в 2011 году будет проверяться заданием В2 повышенного уровня сложности. Свойства различных классов/групп неорганических веществ, проверявшиеся в 2010 году заданиями В2 и В4, в 2011 году будут проверяться одним заданием – В4. В Часть 3 добавлено еще одно задание, направленное на проверку умения составлять уравнения реакций в соответствии с описанием процессов, происходящих с веществами, предложенными в условии задания. Анализ структуры и содержания экзаменационной работы 2011 г. показывает, что в целом уровень сложности работы повысился: - С 19 до 15 уменьшилось количество заданий базового уровня сложности; - более трудными стали части В и С как за счёт появления интегрированных заданий, проверяющих сразу несколько элементов содержания, так и за счёт увеличения числа заданий (часть С).
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы Каждый вариант итоговой работы состоит из трех частей и включает 22 задания. Одинаковые по форме представления и уровню сложности задания сгруппированы в определенных частях работы. Часть 1 содержит 15 заданий с выбором ответа (базового уровня сложности). Их обозначение в работе: А1; А2; А3;…; А15. Часть 2 содержит 4 задания с кратким ответом (повышенного уровня сложности). Их обозначение в работе: В1; В2; В3, В4. Часть 3 содержит 3 задания с развернутым ответом (высокого уровня сложности). Их обозначения в работе: С1, С2 и С3. Все задания в работе расположены в порядке нарастающей сложности. Доля заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности составила в работе 68, 18 и 14 процентов (соответственно). Общее представление о распределении заданий по частям экзаменационной работы дает таблица 3. Таблица 3 Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Каждая группа заданий экзаменационной работы имеет свое предназначение. Задания с выбором ответа проверяют на базовом уровне усвоение значительного числа элементов содержания (23 из 28) курса химии 8-9 классов: знание языка науки, основных химических понятий, общих свойств классов неорганических и органических соединений, металлов, неметаллов; знание признаков классификации элементов, неорганических и органических веществ, химических реакций; знания о видах химических связей и др. В работе представлены две разновидности заданий с выбором ответа. В первом случае учащимся для выполнения задания необходимо выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. В заданиях другого вида предлагаются два суждения, верность которых следует оценить. Отличие этих разновидностей заданий состоит в алгоритмах поиска правильных ответов. Задания с кратким ответом проверяют на повышенном уровне наряду с элементами содержания, проверяемыми заданиями с выбором ответа усвоение следующего учебного материала: закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением элемента в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; химические свойства изученных классов неорганических веществ; окисли-тельно-восстановительные реакции. В экзаменационной работе 2011 г. предложены два задания на выбор нескольких правильных ответов из предложенного перечня (множественный выбор ) и два задания на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Правильный ответ записывается в виде набора цифр. Выполнение заданий данного вида предусматривает осуществление большего числа учебных действий (операций). Например, необходимо определить, с какими реагентами будет взаимодействовать то или иное вещество; определить окислитель и восстановитель в химических реакциях и др. Задания с развернутым ответом – наиболее сложные в экзаменационной работе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений, реакции ионного обмена, взаимосвязь веществ различных классов, количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества, массовая доля растворенного вещества. Выполнение заданий этого вида предполагает сформированность комплексных умений: - объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом и строением; взаимосвязь неорганических веществ; - проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям. Всего в работе три задания с развернутым ответом. При выполнении первого задания необходимо составить уравнения реакций, отражающих взаимосвязь между веществами, принадлежащими к различным классам (группам) неорганических веществ, записать сокращенное ионное уравнение одной из реакций. Второе задание представляет собою комбинированную задачу, в основе которой два типа расчетов: вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. Третье задание предусматривает проверку умения учащихся составлять уравнение реакции по описанным в условии признакам протекания химических реакций. Анализ выполнения заданий повышенного и высокого уровней сложности позволяет осуществлять дифференциацию учащихся по уровню их подготовки и на этой основе выставлять им более высокие отметки («4» и «5»).
Распределение заданий экзаменационной работы по содержательным блокам, видам проверяемых умений и способам действий
При определении количества проверочных заданий экзаменационной работы, ориентированных на проверку усвоения учебного материала отдельных содержательных блоков, учитывалось, какой объём каждый из них занимает в курсе химии. Например, было принято во внимание, что в системе знаний, определяющих уровень подготовки выпускников основной школы по химии, наиболее значительным является блок «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах». По этой причине доля заданий, проверяющих усвоение содержания данного блока, составила в экзаменационной работе 38% от общего числа всех заданий. Доля заданий, проверяющих усвоение элементов содержания остальных блоков учебного материала, также определена пропорционально их объему В целях соотнесения содержания экзаменационной работы с общими целями обучения химии в основной школе предлагаемые в итоговой работе задания ориентированы на проверку овладения определенными видами умений, которые соответствуют требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы по химии. Таблица 4 Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности
Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности
В экзаменационную работу включаются задания различного уровня сложности (базового – Б, повышенного – П, высокого – В) (см. таблицу 3). Таблица 5 Распределение заданий по уровню сложности
Время выполнения работы. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет: 1) для каждого задания части 1 – 2-3 минуты; 2) для каждого задания части 2 – 5-8 минут; 3) для каждого задания части 3 – до 12-15 минут. Общая продолжительность работы составляет 2 часа (120 минут).
Дополнительные материалы и оборудование . В аудитории во время экзамена у каждого экзаменующегося должны быть следующие материалы и оборудование: - периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева; - таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде; - электрохимический ряд напряжений металлов; - непрограммируемый калькулятор.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом Проверка ответов учащихся на задания частей 1 и 2 выполняется с помощью компьютера. Ответы на задания части 3 проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят методисты, опытные учителя и преподаватели ВУЗов. Верное выполнение каждого задания Части 1 оценивается 1 баллом. В Части 2 верное выполнение заданий В1 – В4 оценивается максимально 1 - 2 баллами. Задания В1 – В2 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ - правильно назван 1 из 2-х ответов, или названы 3 ответа, из которых два верные – 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются в 0 баллов. Задание В3-В4 считается выполненным верно, если правильно установлено 3 соответствия; частично верным считается ответ, если установлено 2 соответствия из 3, он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются 0 баллов.. При оценивании каждого из двух заданий Части 3 , эксперт выявляет в ответе учащегося элементы, каждый из которых оценивается в 1 балл. Таким образом, максимальная оценка верно выполненного задания С1 составляет 4 балла, а С2 и С3 – по 3 балла. Проверка заданий части 3 осуществляется на основе сравнения ответа выпускника с поэлементным анализом приведенного образца ответа. Задания с развернутым ответом могут быть выполнены учащимися разными способами. Поэтому ответы, приведенные в инструкции для объяснения критериев их оценки, следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов. Это относится, прежде всего, к способам решения расчетных задач. Полученные учащимся баллы за выполнение всех заданий суммируются. Итоговая отметка выпускника основной школы определяется по 5-балльной шкале.
Примерная шкала пересчёта первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале
Результаты экзамена могут быть использованы при приёме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.
Условия проведения и проверки экзамена (требования к специалистам) На экзамен в аудиторию не допускаются специалисты по химии. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по данному предмету. Проверку экзаменационных работ осуществляют специалисты-предметники, прошедшие специальную подготовку.
Рекомендации по подготовке к экзамену К экзамену можно готовиться по учебникам, рекомендованным и допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010 /2011 учебный год (используемым в школах в последние два-три года). Перечень учебников размещен на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства». ( Рекомендуется также использовать пособия, имеющие гриф ФИПИ. Информацию о рекомендуемых пособиях можно получить на сайте www. fipi. ru в разделе «Экспертный совет ФИПИ»).
План демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2011 года (в новой форме) по химии
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2011 года (в новой форме) по химии также можно найти на сайте ФИПИ. Рекомендации по совершенствованию методики преподавания предмета с учетом результатов ГИА 2010 года
Проведение государственной итоговой аттестации в новой форме позволило выявить определенные пробелы в знаниях выпускников по некоторым разделам курса химии основной школы. В их числе можно назвать: «Первоначальные химические понятия», «Химические свойства простых и сложных веществ»; «Общие сведения об органических веществах». Нельзя не отметить также невысокий уровень владения знаниями, получаемыми в ходе осуществления химического эксперимента. Так, например, у учащихся вызывают затруднения задания, проверяющие владение такими элементами содержания, как «способы получения и собирания газообразных веществ» , что свидетельствует об их формальном усвоении. Объяснить данный факт можно тем, что выполнение лабораторных опытов и практических работ происходит без опоры на теоретические знания, а в ходе химических экспериментов внимание учащихся в не достаточной мере привлекается к изменениям, происходящим в реакционной смеси, технике выполнения эксперимента и используемому лабораторному оборудованию. Пробелы в знаниях, появляющиеся на начальном этапе изучения химии при усвоении первоначальных понятий, сохраняются и в дальнейшем, например, при формировании представлений о качественных реакциях на ионы и определении характера среды растворов кислот и щелочей. Учащиеся нередко ошибаются с изменениями в окраске индикаторов и ионами, используемыми для проведения качественных реакций. Можно предположить, что еще одной причиной невысокого уровня владения практико-ориентированными знаниями является отсутствие достаточного опыта в проведении химического эксперимента и навыков описания наблюдений. Особого внимания требует и преподавание учебного материала из раздела «Элементарные основы неорганической химии». Возможными вариантами повышения качества выполнения заданий, проверяющих знание химических свойств веществ, может быть поэтапное рассмотрение этого материала. На первом этапе могут быть изучены общие свойства веществ: металлов, неметаллов, оксидов, кислот, оснований и солей. На следующем этапе осуществляется рассмотрение свойств конкретных веществ, принадлежащих к различным классам. На завершающем этапе осуществляется обобщение знаний о свойствах веществ основных классов неорганических веществ и происходит ознакомление с особыми свойствами веществ. На каждом этапе для отработки материала должны быть использованы задания различной формы: с выбором ответа, на установление соответствия, с развернутым ответом. Важно подчеркнуть, что предлагаемые учащимся задания должны включать учащихся в различные виды деятельности (называть, характеризовать, определять, сравнивать и др.), и иметь различные уровни сложности. Как показывает школьная практика, чем более разнообразные задания по форме и уровню сложности используются учителем в ходе текущей проверки знаний, тем более уверенно себя чувствует учащийся на итоговом контроле. Важную роль в процессе отработки и обобщения материала может сыграть обсуждение на уроках алгоритмов решения заданий, аналогичных тем, что используются в рамках ГИА. При определении подходов к изучению элементов содержания органической химии в 8-9 классах необходимо исходить из целей изучения данного раздела в курсе химии основной школы. На этом этапе главной целью обучения химии является знакомство учащихся с основными особенностями строения ограниченного круга органических веществ и их наиболее характерными свойствами. Изучение элементов содержания, относящихся к данному разделу, должно строиться на той же основе, что и изучение основных разделов курса неорганической химии. Актуализация знаний о строении атома, валентности, видах химической связи, проведение аналогий при изучении типов химических реакций, свойств некоторых неорганических и органических веществ позволит учащимся лишний раз убедиться в единой основе изучения веществ, предполагающей установление связи между составом, строением, и свойствами веществ. Основные выводы, которые можно сделать на основании результатов ГИА – 2010 г., можно сформулировать следующим образом:
· значимым условием эффективности обучения химии является усиление его практической направленности, что предполагает использование учителем химии в учебном процессе: - проектной технологии, позволяющей формировать критическое мышление, организаторские и коммуникативные умения, познавательный интерес к изучению предмета, расширять кругозор в предметной области и др.; - задач с производственным и экологическим содержанием, заданий экспериментально – исследовательского характера; - примеров химической направленности ближайшего природного окружения при изучении отдельных тем курса химии; - форм учебной деятельности школьников, формирующих умения безопасного обращения с неорганическими и органическими веществами в обыденной жизни; - моделирования химических объектов (молекул, схем химических реакций, процессов, производств и т.п.), помогающих учащимся усвоить сложные абстрактные понятия и представления, важные для понимания основополагающих законов и закономерностей химии; - увеличение доли самостоятельной деятельности школьников при освоении предметного содержания в условиях индивидуальной, парной и групповой работы в зависимости от педагогической ситуации, уровня трудности и новизны предметного содержания; · деятельностный подход к организации учебного процесса должен стать преобладающим при обучения химии, а основными видами учебных действий школьников при изучении химии должны стать те, которые формируют у школьников умения сравнивать, анализировать, доказывать, объяснять взаимозависимость строения и свойств веществ, причины протекания химических реакций на примерах выполнения различного рода заданий из неорганической и органической химии; применять в нестандартных ситуациях знания об электронном строении атомов химических элементов, о скорости химических реакций и условиях ее изменения, о генетической связи неорганических и органических веществ, о химических свойствах неорганических и органических веществ; о познании и применении веществ и химических реакций человеком; · необходимой составной частью организации процесса обучения химии должно стать: - применение расчетных задач комбинированного типа , позволяющих формировать у школьников умения выбирать способы решения задач, решать химические задачи рационально с использованием понятия «количество вещества»; - работа с различными видами педагогических тестов (осознанное выполнение требований инструкций к тестам; внимательное прочтение и анализ содержания теста и всех вариантов ответов в части А и части В; анализ содержания и вопросов заданий части В и С; грамотное оформление решения заданий части С); - лабораторный эксперимент и практические работы, значение которых трудно переоценить для успешного освоения предмета; - опережающие домашние задания практикоориентированного характера, связанные с изучением предметного содержания по различным источникам; - анализ и коррекция методики изучения и повторения наиболее значимых и объективно наиболее трудных для учащихся основной школы элементов предметного содержания (особенности состава и строения неорганических и органических веществ, зависимость химических свойств веществ от их строения; химические свойства различных классов неорганических и органических веществ; расчеты и вычисления, связанные с понятием «Растворы. Массовая доля растворенного вещества»); - тренинг в написании различных формул и химических уравнений, который будет способствовать закреплению умений использования химического языка. Указанные направления методики обучения химии, выявленные по результатам ГИА в основной школе требуют от методических объединений учителей химии (естественнонаучного цикла) соответствующих организационных и методических мер. Задачи, которые должны решать педагоги (методическое объединение учителей химии), остаются прежними: · совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области методики и технологии обучения предмету (развитие профессиональных умений эффективного решения проблем, возникающих при организации педагогического процесса; овладение новыми способами деятельности и т.п.); · создание системы мониторинга уровня обученности учащихся на основе требований Федерального компонента образовательного стандарта основной школы, обязательными компонентами которой являются: - диагностика химических знаний и умений их применять в различных ситуациях с последующим анализом результатов (периодическое тематическое тестирование, позволяющее получить однозначные и объективные данные об уровне усвоения учащимися требований учебного стандарта; проведение контрольных срезов и т.п.); - выявление типологии пробелов в знаниях и умениях учащихся по химии; - разработка корректирующей методики обучения с учётом выявленных пробелов; - создание условий для освоения учащимися основной школы адекватной самооценки своих знаний и умений по химии (самоконтроль и взаимоконтроль; рефлексия и т.п.); - подготовка дидактических материалов разного уровня для реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся в обучении химии; - определение «группы риска», группы учащихся, требующих дополнительных мер; планирование и реализация специальных видов деятельности этих учащихся по усвоению химического содержания; др. Ориентация процесса обучения химии на решение этих задач позволит существенно улучшить качество обучения предмету. Таким образом, подводя итог сказанному, следует ещё раз подчеркнуть, что подготовка учащихся 9 – х классов к итоговой аттестации по химии в новой форме должна предусматривать: 1) повторение наиболее трудного содержания предмета на базовом уровне (см Федеральный компонент государственного стандарта 2004 года); 2) внимательное изучение основных документов, характеризующих экзамен данного года (Спецификацию, Кодификатор, Демонстрационную версию); 3) работа над проблемами, выявленными предыдущим экзаменом; 4) диагностика и ликвидация индивидуальных затруднений учащихся; 5) психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации.
Декан факультета естественнонаучного и математического образования, к.п.н. Е.И. Никифорова
|