Реферат: Темы ов (докладов) Наука как высшая форма знания
Название: Темы ов (докладов) Наука как высшая форма знания Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Материалы для самостоятельной работы обучающегося: Тема 1. Введение. Естествознание в системе науки и культуры Темы рефератов (докладов) 1. Наука как высшая форма знания. 2. Структура естественнонаучного познания. 3. Естествознание и научная картина мира 4. Диахронное и синхронное разнообразие науки 5. Основные типы научной рациональности Литература: Философия. /Сост. Т.Х. Габитов. – А., 2003. С. 6-11. Основы философии в вопросах и ответах. – Р/Д, 1987. С. 7-28. Спиркин А. Г. Философия. – М., 2004. С. 11-21. Философия науки. Общий курс. /Под ред. С. А. Лебедева. – М., 2006. Введение в философию. /Под ред. И. Т. Фролова. – М., 2005.
Тема 2. Наука как феномен культуры Темы рефератов (докладов) 1. Проблема возникновения науки. 2. Источники становления и развития науки, экстернализм, интернализм, позитивизм. 3. Генезис науки, 4. Методы философского анализа науки 5. Особенности науки как социального института 6. Основные философские парадигмы в исследовании науки 7. Научная деятельность и её структура Литература: Философия. /Сост. Т.Х. Габитов. – А., 2003. С. 6-11. Основы философии в вопросах и ответах. – Р/Д, 1987. С. 7-28. Спиркин А. Г. Философия. – М., 2004. С. 11-21. Философия науки. Общий курс. /Под ред. С. А. Лебедева. – М., 2006. Введение в философию. /Под ред. И. Т. Фролова. – М., 2005. Тема 3. Физическая картина мира Темы рефератов (докладов) 1. Наука как высшая форма знания. 2. Структура естественнонаучного познания. 3. Естествознание и научная картина мира 4. Рождение науки как обобщение опыта практической и познавательной деятельности 1. Миф, преднаука, наука. 2. Особенности древневосточной преднауки. Литература: Философия. /Сост. Т.Х. Габитов. – А., 2003. С. 6-11. Основы философии в вопросах и ответах. – Р/Д, 1987. С. 7-28. Спиркин А. Г. Философия. – М., 2004. С. 11-21. Философия науки. Общий курс. /Под ред. С. А. Лебедева. – М., 2006. Введение в философию. /Под ред. И. Т. Фролова. – М., 2005.
Тема 4-5. Биологическая картина мира Темы рефератов (докладов) 1. Теории происхождения живого, его специфика. 2. Клетка – структурная и функциональная единица живого. 3. Эволюция форм жизни. Исторические этапы развития жизни. 4. Генетика и эволюционное учение. 5. Проблема прогресса в живой природе 6. Общее понятие прогресса и его проявление в живой природе. 7. Теория эволюции в биологии. Литература: Философия. /Сост. Т.Х. Габитов. – А., 2003. С. 6-11. Основы философии в вопросах и ответах. – Р/Д, 1987. С. 7-28. Спиркин А. Г. Философия. – М., 2004. С. 11-21. Философия науки. Общий курс. /Под ред. С. А. Лебедева. – М., 2006. Введение в философию. /Под ред. И. Т. Фролова. – М., 2005. Тема 6. Экологическая картина мира Темы рефератов (докладов) 1. Экосистемный уровень организации живой материи. 2. Биосфера – глобальная экосистема. 3. Современные концепции биосферы. 4. Учение Вернадского о биосфере Литература: Философия. /Сост. Т.Х. Габитов. – А., 2003. С. 6-11. Основы философии в вопросах и ответах. – Р/Д, 1987. С. 7-28. Спиркин А. Г. Философия. – М., 2004. С. 11-21. Философия науки. Общий курс. /Под ред. С. А. Лебедева. – М., 2006. Введение в философию. /Под ред. И. Т. Фролова. – М., 2005.
Тема 7. Отношение «человек и биосфера» Темы рефератов (докладов) Человек как объект естественнонаучного познания. Поиск сущности человека. Психофизическая и генетическая сущность человека Литература: Философия. /Сост. Т.Х. Габитов. – А., 2003. С. 6-11. Основы философии в вопросах и ответах. – Р/Д, 1987. С. 7-28. Спиркин А. Г. Философия. – М., 2004. С. 11-21. Философия науки. Общий курс. /Под ред. С. А. Лебедева. – М., 2006. Введение в философию. /Под ред. И. Т. Фролова. – М., 2005. Томас Кун. Структура научных революций. - М., 2001. Философия и методология науки. /Под ред. В.И. Купцова. - М., 1996. Бурова Е.Е., Введение в философию и методологию науки. – А., 1999. Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся 1. Письменные контрольные задания 1. Философия и наука. 2. Философия науки. 3. Генезис науки. 4. Предмет науки. 5. Наука как социальный институт. 6. Формы организации науки. 7. Логика науки. 8. Психология науки. 9. Этика науки. 10. Наука и этика. 11. Наука и религия. 12. Наука и производство. 13. Наука, техника, технология. 14. Методология науки. 15. Типология научных методов. 16. Диалектическая логика как метод познания. 17. Системный подход и системный метод. 18. Субъект и объект научного познания. 19. Формы научного познания. 20. Язык науки. 21. Средства и методы научной деятельности. 22. Проблема истины в философии и науке. 23. Критерии научности. 24. Проблема демаркации в науке. 25. Стиль научного мышления. 26. Понимание в науке. 27. Наука как система знаний. 28. Структура научного знания. 29. Соотношение традиций и новаций в науке. 30. Понятие научной революции. 31. Научная картина мира. 32. Научная парадигма и синтагма. 33. Философские проблемы синергетики. 34. Проблема дифференциации и интеграции в науке. 35. Проблема классификации наук. 36. Философия техники. 37. Техника как фактор цивилизации. 38. Научно-технический прогресс и человек. 39. Проблемы кибернетики. 40. Проблема искусственного интеллекта. 41. Что такое информация? 42. Параметры и характеристики информационного общества. 43. Информация и знание. 44. Компьютерные технологии. 45. Информационные технологии. 46. Компьютер и человек. 47. Компьютер в сфере общественного бытия. 48. Эвристика. 49. Научное творчество. 50. Проблема интуиции в научном познании. 51. Научные открытия и закономерности развития науки. 52. Математическое моделирование. 53. Математизация современной науки. 54. Метод моделирования в научном познании. 55. Концепции современного естествознания. 56. Естественнонаучная картина мира. 57. Эволюция и инволюция. 58. Основные школы философии и методологии науки. 59. Неопозитивизм. 60. Постпозитивизм. 61. Критический плюрализм П. Фейерабенда. 62. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса. 63. «Нормальная» и «экстраординарная» науки Т. Куна. 64. Принцип фальсификации К. Поппера. 65. Концепция научной революции Т. Куна. 66. Казахстанская школа философии и методологии науки. 67. Философия образования. 68. Проблемы высшего образования. 69. Структура системы образования Республики Казахстан. 70. Коммерциализация образования и качество обучения. 71. Проблемы преемственности образования. 72. Интеграция как фактор развития системы образования. 73. Мировое образовательное пространство. 74. Гуманизация и гуманитаризация образования. 75. Образование в условиях рыночной экономики. 2. Тестовые задания
1. Что исследует синергетика? А) эффект взаимодействия больших систем; Б) эффект взаимодействия малых систем; В) линейные системы; Г) нет верного ответа. 2. Когда возникла синергетика? А) в 60-е гг. 20 в.; Б) в 70-е гг. 20 в.; В) в 70-е гг.19 в.; Г) в 80-е гг. 20 в. 3. Кем были заложены основы синергетики? А) Р. Майером, Д. Джоулем и Г. Гельмгольцем; Б) Больцманом и Гиббсом; В) Г. Хакеном и И. Пригожиным; Г) С. Карно. 4. Модели синергетики – это модели А) нелинейных, неравновесных систем, подвергающихся действию факторов; Б) линейных и неравновесных систем; В) нелинейных и равновесных систем; Г) линейных и равновесных систем, не подвергающихся действию факторов. 5. Указать неверное утверждение, что ... А) методы синергетики в значительной степени пересекаются с методами теории колебаний и волн, термодинамики неравновесных процессов, теории катастроф, теории фазовых переходов, статистической механики и др.; Б) синергетика исследует организационный момент, эффект взаимодействия больших систем; В) естественнонаучная теория не дает объяснение целой области явлений в природе с единой точки зрения; Г) аттрактор – состояние системы, к которому она эволюционирует. 6. Материалистическая трактовка физической картины мира характерна для: А) А. Эйнштейна и В. Гейзенберга; Б) М. Планка и А. Эйнштейна; В) В, Гейзенберга и Э. Шредингера; Г) Э. Шредингера и А. Эддингтона. 7. Кого можно считать родоначальником физической науки? А) Анаксагора ; Б) Аристотеля; В) Пифагора; Г) Демокрита. 8. Ключевыми моментами синергетики являются .... А) устойчивость, универсальность; Б) изменчивость, наследственность, отбор; В) нелинейность, открытость, самоорганизация; Г) инертность, дискретность. 9. Синергетический стиль мышления – это? А) многостороннее, нелинейное, открытое мышление; Б) свободная игра факторов, каждый из которых взят сам по себе; В) познание природы на фундаментальном уровне; Г) принцип нелинейности. 10. Согласно какому принципу, реальные природные, общественные и психические явления и процессы детерминированы, то есть возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин, обусловлены ими? А) принцип вероятности; Б) принцип дополнительности; В) принцип причинности; Г) принцип детерминизма; 11. Концепция детерминизма – это: А) процесс аналитического рассуждения от общего к частному; Б) установление новых закономерностей; В) концепция мира, которая основывается на принципах причинности закономерности; Г) мысленное выделение какого-либо предмета? 12. Какие три уровня организации материального мира существуют? А) живая природа, визуальный мир и общество; Б) неживая природа, живое вещество и общество; В) неживая природа, искусственный интеллект и живое вещество; Г) существует только один уровень- общество. 13. Синергетика в переводе с греческого означает: А) сочетание; Б) сотрудничество; В) соединение; Г) учение? 14. Конвергенция – это: А) схождение; Б) основной закон системы; В) сближение и приобретение в ходе эволюции сходных признаков; Г) нет верного ответа. 15. Синергетический стиль мышления – это: А) последовательность предписаний; Б) нелинейное открытое мышление; В) совокупность принципов синергетики; Г) нет верного ответа? 16. «Отбор» дарвинской триады составляют: А) неравновесность и иерархичность; Б) иерархичность и гомеостатичность; В) гомеостатичность и нелинейность; Г) циклическая коммуникативность и наблюдаемость. 17. В чем заключается принцип дополнительности: А) возможность приобретения знаний на основе прошлого опыта; Б) возможность моделирования эволюции системы с помощью нескольких параллельных теоретических подходов; В) возможность обобщения, усложнения структуры системы в процессе эволюции; Г) главное в становлении не элементы, а целостная структура? 18. Что занимает лидирующее место в культуре нашей эпохи? А) компьютерные достижения; Б) живопись; В) наука; Г) музыка. 19. Картина мира, рисуемая классическим разумом, - ... А) мир, лишенный всяческих благ; Б) мир, не лишенный мечтания; В) мир, жестко связанный причинно-следственными связями; Г) нет верного ответа. 20. Парадигма – это: А) непрерывная форма материи, описываемая силовой и энергетической характеристикой; Б) общий способ видения мира; В) совокупность энергетических возможностей, необходимых для акта действия в системе; Г) наука о самоорганизации в неравновесных открытых системах различной природы. 21. Укажите верное утверждение: проблема двух культур ... А) проблема культуры запада и востока Б) проблема взаимопонимания ислама и христианства В) проблема взаимопонимания естественника и гуманитария Г) проблема, не существующая в современном мире. 22. В чем заключается единый метаязык естественника и гуманитария: А) в полярном разъединение наук; Б) намечается понимание и встречное движение двух культур, возврат к единству на новом уровне осознания природы; В) в сближении на фоне сходства, изучаемых сил природы; Г) единый метаязык естественника и гуманитария не создан. 23. Гуманитарные науки представляют собой... А) рациональный, универсальный способ постижения мира; Б) интуитивный, ассоциативно – образный способ постижения мира; В) духовно-нравственный способ постижения мира; Г) правильного ответа нет. 24. Естественные науки представляют собой... А) интуитивный, ассоциативно – образный способ постижения мира; Б) духовный, моральный способ постижения мира; В) рациональный, универсальный способ постижения мира; Г) опытный, доказуемый только на фактах способ постижения мира. 25. Что называют внутренним единством объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды? А) дополнительность; Б) неопределенность; В) вероятность; Г) целостность . 3. Перечень вопросов для самоподготовки 1. Научное и философское мировоззрение: точки соприкосновения и отличия 2. Диахронное и синхронное разнообразие науки 3. Основные типы научной рациональности 4. Методы философского анализа науки 5. Особенности науки как социального института 6. Основные философские парадигмы в исследовании науки 7. Научная деятельность и её структура 8. Особенности древневосточной преднауки. 9. Возникновение науки в Древней Греции: социально-исторические условия и особенности 10. Социально-исторические предпосылки и специфические черты средневековой науки 11. Подготовьте доклад или реферат по изучаемой теме 12. Социально-исторические условия возникновения новоевропейской науки 13. Подготовьте доклад или реферат по изучаемой теме 14. Неклассическая наука и её особенности. Постнеклассическая наука 15. Основные тенденции формирования науки будущего 16. Познание. Уровни и формы познания 17. Наука как объективное и предметное знание 18. Основные отличия науки от обыденного познания 19. Основные уровни научного знания. 20. Основные уровни научного знания 21. Сущность и структура научного знания. 22. Назовите методы эмпирического и теоретического познания. 23. Проблема соотношения эмпирического и теоретического уровней знания. 24. Каковы основания профессиональной ответственности учёного? 25. Каковы способы передачи ценностей и моральных норм от предыдущего поколения к последующему. 26. Сущность научных революций. Научные революции как перестройка оснований науки. 27. Структура научных революций. Типология научных революций. 28. Концепции научной революции. Факторы революционных преобразований в науке. 29. Социокультурные предпосылки научных революций. Научные революции и парадигмы. 30. Естественнонаучная картина мира и её философское осмысление. 31. Философия научной картины мира 32. Философские проблемы современной научной картины мира. 33. Онтологические и гносеологические проблемы современной научной картины мира. 34. Философские основания экономических наук. 35. Основные принципы экономической методологии. 36. История становления наук об обществе, культуре, истории и человеке. 37. Жизнь как категория наук о человеке, обществе и культуре. 38. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном знании. 39. Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарных науках. 40. Философские проблемы педагогики. 41. Философия образования. 42. Методологические аспекты психологического знания. 43. Психологические универсалии культуры.
4. Экзаменационные вопросы 1. Заблуждения науки. Вечный двигатель. 2. Порядок и беспорядок в природе. 3. Симметрия и асимметрия в природе. 4. Гуманитарная и естественнонаучная культура. 5. Наука и наукоподобное мифотворчество. 6. Конечное и бесконечное. 7. Природа тяготения. 8. Что такое время? 9. Что такое относительность и теория относительности? 10. Звезда по имени Солнце. 11. Пространство и время. 12. Происхождение Вселенной. 13. Есть ли жизнь во Вселенной. 14. Алхимия и химия. 15. Метеорология и мы. 16. Происхождение жизни. 17. Происхождение человека. 18. История и теория Земли. 19. Интуиция и естественные науки. 20. Что такое кибернетика? 21. Кибернетика и гуманитарные науки. 22. Мышление и кибернетика. 23. Проблемы старения и долголетия. 24. Неспецифическое напряжение в живом организме и стресс. 25. Мышление и мозг. 26. Искусственный интеллект. 27. Экологические проблемы Земли. 28. Странные явления природы. 29. Экологическая политика индустриальных стран. 30. Теория катастроф. 31. Кометы. 32. Поведение и его основа. Модели поведения. 33. Что такое энтропия? 34. Додарвиновские попытки построения эволюционной картины биологического мира. 35. Дарвиновское происхождение видов. 36. Что такое биоэнергетика? 37. Биологические часы. 38. Учение о биосфере и ноосфере. 39. Генетика человека. 40. Экология человека. 41. Экологические проблемы России. 42. Экстремальные ситуации в природе и социуме. 43. Неевклидова геометрия Н. И. Лобачевского и Я. Больяи. 44. Клеточная теория в биологии. 45. Ламаркизм, трансформизм и биологическая эволюция. 46. Логика и вероятность. 47. Наука и религия. 48. Социальная биология. 49. Происхождение и механизм эмоций. 50. Болезни человека. СПИД. 51. Болезни человека. Злокачественное перерождение клеток 52. Арабская наука первого тысячелетия н. э. 53. Органы чувств человека. 54. Анри Пуанкаре — великий математик и мыслитель. 55. И. Ньютон и развитие науки. 56. С. В. Ковалевская — автопортрет. 57. Архимед и эллинская наука. 58. Великие физики XX века — автопортрет. 59. Нильс Бор и квантовая механика. 60. Мария Кюри — дважды лауреат Нобелевской премии. 61. Советские и российские физики — Нобелевские лауреаты. б2. Д. И. Менделеев и современная химия. 63. Ч. Р. Дарвин и происхождение видов. 64. В. И. Вернадский и П.Тейяр де Шарден — концепция будущего. 65. И. И. Мечников — великий русский ученый. 66. И. П. Павлов — ученый и человек. 67. Л. Пастер — основоположник микробиологии и иммунологии. 68. Особенности и становление социально-гуманитарных наук. 69. Особенности и становление технических наук. 70. Особенности и становление естественных наук. 71. Научное и философское мировоззрение: точки соприкосновения и отличия 72. Диахронное и синхронное разнообразие науки 73. Основные типы научной рациональности 74. Методы философского анализа науки 75. Особенности науки как социального института 76. Основные философские парадигмы в исследовании науки 77. Научная деятельность и её структура 78. Особенности древневосточной преднауки. 79. Возникновение науки в Древней Греции: социально-исторические условия и особенности 80. Проблема соотношения эмпирического и теоретического уровней знания. 81. Каковы основания профессиональной ответственности учёного? 82. Каковы способы передачи ценностей и моральных норм от предыдущего поколения к последующему. 83. Сущность научных революций. Научные революции как перестройка оснований науки. 84. Структура научных революций. Типология научных революций. 85. Концепции научной революции. Факторы революционных преобразований в науке. 86. Социокультурные предпосылки научных революций. Научные революции и парадигмы. 87. Естественнонаучная картина мира и её философское осмысление. 88. Социально-исторические предпосылки и специфические черты средневековой науки 89. Социально-исторические условия возникновения новоевропейской науки 90. Назовите методы эмпирического и теоретического познания. |