Реферат: «Научный стиль»
Название: «Научный стиль» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Факультет журналистики Кафедра стилистики русского языка Реферат на тему «Научный стиль» СТУДЕНТ 3 курса. д/о FilosofМосква – 2005 г. В понимании путей развития науки немалую роль призвано сы- В настоящее время без описания языка науки и техники, науч- Научный функциональный стиль — понятие широкое. Он используется в области науки и техники, но обслуживает неоднород- Можно предложить следующую классификацию научного стиля. Самыми общими специфическими чертами научного стиля, вытекающими из абстрактности (понятийности) и строгой логичности мышления, являются отвлеченно-обобщенность и подчеркнутая логичность изложения. Они, определяют в свою очередь более частые (вторичные) стилевые черты, а также специфику речевой системности научного стиля, значения и стилевые окраски употребительных здесь языковых единиц и, кроме того, их частотность. Весьма типичными для, научной речи (но не первичными, а производными) являются смысловая точность (однозначность), безо бразность, скрытая эмоциональность, объективность изложения, некоторая сухость и строгость его, не исключающие, однако, своеобразной экспрессивности. Степень проявления этих черт может колебаться в зависимости от жанра, темы, формы и ситуации общения, авторской индивидуальности и других, факторов.[3] Почти каждое слово в научных текстах обозначает общее понятие или абстрактный предмет. Также даже конкретная лексика выступает здесь для обозначения общих понятий. Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами, в частности интернациональными: в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15 – 25 процентов общей лексики, использованной в работе.[4] В научной речи практически не используются метафоры. Слово в ней однозначно и терминологично. Однако многие гуманитарные науки используют средства словесной образности чаще, чем точные. Также в научном стиле используются устоявшиеся термины-метафоры, такие как язычок (биология), гусеница (техника), хребет (география), но это уже стертые метафоры. Из всех образных средств наиболее созвучным стилю науч- Есть у научного стиля и свои морфологические особенности. Например, в научных работах часто употребляется форма единственного числа имен существительных в значении множественного и служит для выражения обобщенного понятия, либо неделимой совокупности и целостности. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа. Отвлеченность и обобщенность научной речи выражаются в повышенной употребительности слов среднего рода. Это абстрактные существительные. Как правило они не метафоризируются и выступают в качестве терминов. Как уже указывалось научная речь характеризуется отвлеченностью и обобщенностью. При употреблении глагола это выражается в широком использовании настоящего временно го (с качественным, признаковым значением), что согласуется с необходимостью характеризовать свойства и признаки исследуемых предметов. Характерно, что в научной речи даже те формы настоящего, которые можно отнести к «настоящему моменту речи», по существу, оказываются более отвлеченного значения и охватывают более широкие временные границы, чем обычно. В связи с повышенной частотой использования родительных падежей в научном стиле в текстах нередко можно встретить цепочки генитивов. При построении предложений заметно стремление авторов употреблять меньше глаголов и больше существительных: в научной литературе чащет встречаются названия понятий, реже – названия действий. В частности, это сказывается при выборе формы сказуемого: вместо глагола используется глагольно-именная конструкция, состоящая из однокоренного с глаголом существительного и другого глагола, имеющего ослабленное лексическое значение.[6] Отвлеченность и обобщенность. проявляются в научной речи Характерно, что и те сравнительно немногие глаголы совершенного вида, которые встречаются в научной речи, часто ис Употребление лица глаголов и личных местоимений обнаруживает ту же закономерность: для научной речи характерно Дело, конечно, не в том, что автор научного произ- В синтаксисе отметим пре Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются слова и сочетания, указывающие на эту связь: Фонетические особенности научного функционального стиля Таковы основные признаки, свойства и особенности научного стиля. Элементарный учебник физики под ред. Г. С. Ландсберга, т. 3, М.: Наука, 1970. Стр. 95. Научный стиль, учебно-научный подстиль, жанр – учебник. · Лексические особенности: термины (волновые явления, колебания, частицы, твердая, жидкая, газообразная среда, силы упругости, волна), абстрактная лексика (изучение, возникновение, распространение, движение и т. д.), клише (обусловлена тем; в результате; влечет за собой); · Морфологические особенности: вещественные и отвлеченные существительные в форме мн. числа (колебания, силы упругости); глагольно-именные конструкции («влечет за собой последовательное возникновение колебаний» вместо «возникают последовательные колебания», «передача колебаний обусловлена тем, что» вместо «колебания передаются из-за того, что»); цепочка генитивов (изучение распространения колебаний), используются глаголы в наст. времени, «авторское «мы» («Мы перейдем теперь к»); · Синтаксические особенности: сложные предложения (особенно осложнено последнее предложение в этом отрывке), все предложения – повествовательные, вводные слова (в частности), конструкции и обороты связи (перейдем теперь к), повторяющиеся существительные. Альперович Б. И., Хирургия печени, Томск: Изд-во томск. ун-та, 1983. Стр. 78.
Научный стиль, собственно-научный подстиль, жанр – монография. · Лексические особенности: термины (обезболивание, анестезиолог, гомеостаз, желтуха, гипоксия, экспозиция, глиссоновые и кавальные ворота, рефлекторные кардиоваскулярные расстройства), клише (представляет; вместе с тем; может привести к); · Морфологические особенности: вещественные и отвлеченные существительные в форме мн. числа (оперативные вмешательства); глагольно-именные конструкции («операция нередко осуществляется» вместо «нередко оперируют»); цепочка генитивов (нарушения функции органа), используются глаголы в наст. времени; · Синтаксические особенности: сложные предложения, все предложения – повествовательные, повторяющиеся существительные. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию, М.: Аспект Пресс, 2002. Стр. 67
Научный стиль, учебно-научный подстиль, жанр – учебник. · Лексические особенности: термины (демократический строй, демократия, парламент, правительство, государство), абстрактная лексика (ограничение, признание), клише (за счет; в условиях); · Морфологические особенности: глагольно-именные конструкции («группа имеет возможность» вместо «группа может»); цепочка генитивов (признание равенства прав всех граждан), используются глаголы в наст. времени; · Синтаксические особенности: все предложения – повествовательные; многочисленные конструкции с однородными членами предложений. Справочник практического врача под. ред. А. И. Воробьева, М.: Медицина, 1982. Стр. 171. Научный стиль, собственно-справочный подстиль, жанр – справочник. · Лексические особенности: термины (амилоидоз, ткани, амилоид, гликозаминогликан, органы, фибриллярное строение, белок, иммуноглобулины, антигенный, сывороточный, мембрана почек, эндотелий, почечные клубочки, артериолы, почечные канальцы), абстрактная лексика (нарушение, свойства, проявление и т. д.), клише (в основе которого, имеет ряд свойств); · Морфологические особенности: используются глаголы в наст. времени, преобладают существительные; · Синтаксические особенности: сложные предложения, все предложения – повествовательные, повторяющиеся существительные. Кнорре Е. С. Живое в прожекторах науки, М.: Дет. лит., 1986. Стр. 101. Научный стиль, научно-популярный подстиль, жанр – очерк. · Лексические особенности: термины (микроорганизмы, кислород, млекопитающие, глюкоза, этиловый спирт, микробы-анаэробы, атмосфера); · Морфологические особенности: используются глаголы в наст. времени; · Синтаксические особенности: все предложения – повествовательные, вводные слова (разумеется). Прим. В этом отрывке меньше всего признаков научного стиля, так как научно-популярный подстиль обладает многими чертами стиля худ. лит. Литература:
[1] Сенкевич М. П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений, М.: Высшая школа, 1976. Стр. 22 – 23. [2] Сенкевич М. П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений, М.: Высшая школа, 1976. Стр. 43. [3] Кожина М. Н. Стилистика русского языка, М.: Просвещение, 1977. Стр. 160. [4] Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка, М.: Высш. шк. 1987. Стр. 34 – 35. [5] Кожина М. Н. Стилистика русского языка, М.: Просвещение, 1977. Стр. 162. [6] Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка, М.: Высш. шк. 1987. Стр. 36. [7] Шмелев Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях, М.: Наука, 1977. Стр. 60 – 61. [8] Кожина М. Н. Стилистика русского языка, М.: Просвещение, 1977. Стр. 170. [9] Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка, М.: Высш. шк. 1987. Стр. 38. [10] Сенкевич М. П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений, М.: Высшая школа, 1976. Стр. 25. |