Реферат: «нельзя не согласиться с мнением автора, автор удачно решает комплекс проблем»
Название: «нельзя не согласиться с мнением автора, автор удачно решает комплекс проблем» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Реферирование, или составление реферата (лат. reffere): - докладывать, сообщать - это краткое изложение содержания оригинала - первоисточника. Реферат - краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, который требует умения составлять и анализировать различные точки зрения. Реферат отличается точным изложением основной, существенной новой информации. Субъективная оценка может быть представлена оценочными элементами, направлениями, «нельзя не согласиться с мнением автора, автор удачно решает комплекс проблем» и др. Реферату присуще постоянство структуры: 1) заголовочная часть (выходные данные, формулировка темы); 2) собственно реферативная часть, включающая изложение основных положений текста - первоисточника; 3) анализ изложения результатов и выводов; 4) заключительная часть (возможен краткий комментарий, в котором референт выражает свое отношение к проблемам, затронутым в первоисточнике или к позиции автора по этим вопросам). Основные требования к реферату 1. Точное изложение взглядов автора; 2. изложение всего существенного; 3. соблюдения единого стиля; 4. использование точного, краткого, литературного языка; 5. изложение в логической последовательности. I. Виды рефератов: По полноте изложения: а) информативные (рефераты – конспекты); б) индикативные (рефераты - резюме). По количеству реферируемых: а) монографические; б) обзорные. По читательскому назначению: а) общие (характеристика содержания в целом; ориентация на широкую аудиторию); б) специализированные (ориентация на специалистов). По составителям: а) авторефераты;б) рефераты, составленные специалистами. II. Специфика реферата: - в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок; - дает ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в тексте. Реферат не должен отражать существенных взглядов референта на излагаемый вопрос, а также давать оценку тексту. Реферат обращает внимание на новые сведения и определяет целесообразность обращения к изначальному тексту. В учебной работе часто приходится писать I. Информативный реферат (реферат- конспект), который в свою очередь, может быть монографическим (по одному источнику) или обзорным (по двум или нескольким источникам). Информативный реферат предполагает развернутое изложение основного содержания первоисточника, иллюстративный материал, аргументацию, сведения о методике исследования и составляется таким образом, чтобы, прочитав его, не было необходимости возвращаться к исходному тексту. II. При составлении обзорного реферата используются: приемы сопоставления; сравнения и обобщения, предполагается не последовательное изложение содержания работ, а выявление сходства и отличия одного источника от других, определение особенностей средств и методов, использованных автором публикаций на близкую тему, это определяет использование сложных предложений со значением сравнения, условия, причины, следствия и т.п. Реферирование используется для переработки в основном научной и технической литературы, содержащей новую для учащегося информацию. Объем реферата может зависеть от того, как он будет в дальнейшем использоваться: для цитирования в своей работе при выработке новой концепции исследования или для пополнения банка данных этой отрасли знаний. Поскольку реферат относится к одному из книжно-письменных жанров, в нем используются: а) конструкции, типичные для научного стиля речи; б) глаголы и модальные слова. В реферате, как и в других жанрах научной прозы, связь между предложениями и фрагментами осуществляется средствами связи, получившими название скрепы и указывающими: - на порядок изложения информации: во - первых, во - вторых, в - третьих и т.д., прежде всего, сначала, затем, наконец и другие подобные слова и выражения; - на выделение главной темы или актуальных для изложения других частей текста, для этого используются слова: должен отметить, следует отметить, важно, необходимо отметить и др.; - на присоединение дополнительного материала - аргументации с помощью слов: например, кроме того, допустим; - на оценку информации с точки зрения ее достоверности, вводимую словами: как правило, действительно, безусловно, вероятно; - на пояснения: иными словами, иначе, то есть; - на источник информации: по данным, по словам. Из трудов и др. Используются в реферате также пассивные и безличные конструкции: доказано, что; следует доказать, что; - причастные и деепричастные обороты; - существительные, используемые при замене некоторых глаголов и предикативных слов, есть, иметься, существовать - существование, наличие (чего?) нет, не имеется, не существует - отсутствие (чего?) нужно, следует, должен, требуется - необходимость (чего?) позволяет что? - возможность (чего?) нуждаться (в чем?) - потребность (в чем?) При составлении реферата полезно использовать модель реферата научной статьи. Модель реферата научной статьи
Индикативный реферат (реферат-резюме), который кратко излагает выводы, результаты проделанной работы, все второстепенное для интересующей референта темы опускается. Индикативный реферат сходен с аннотацией краткостью и лаконичностью изложения и служит для того, чтобы определить целесообразность обращения к тексту-источнику. Но, в отличие от аннотации, реферат-резюме в обобщенном виде раскрывает все основные положения исходного текста, излагает проблемную информацию текста - источника и дает представление о фактах, результатах и выводах, изложенных в нем. Образец индикативного реферата В книге рассматриваются динамика взаимоотношений художественной интеллигенции и власти в 50 - 60-е годы. Отмечается кризис советской художественной культуры начала 50-х годов, перечисляются все причины, создавшие новые условия для сотрудничества художественной интеллигенции и власти. Подчеркивается особая роль московской и ленинградской творческой интеллигенции. В книге используются аспекты положения творческой интеллигенции, особо отмечается иерархическая система распределения. Далее в книге анализируются литературно-художественные дискуссии 50-60-х годов, что выявляет мировоззренческие установки интеллигенции. В заключение показаны пути художественной интеллигенции и диссиденству и к жизни по двойной морали.
Правила оформления и представления рефератов Объем реферата – не более 25 страниц машинописного текста, напечатанного нормальным шрифтом через два интервала. Работа должна иметь поля, каждый раздел оформляется с новой страницы. Титульный лист оформляется согласно требованиям. На первой странице печатается план, включающий в себя введение, параграфы, раскрывающие суть работы, заключение. В конце реферата представляется список используемой литературы. |