Семья и брак как социальные институты
Содержание
Введение. 3
Глава 1 Семья и брак как социальные институты.. 5
Глава 1 Семья и брак как социальные институты.. 5
1. 1 Брак как ядро и основа семьи. 5
1.1.1 Сущность института брака. 5
1.1.2 Церемония бракосочетания. 6
1.1.3 Регулирование брачных отношений. 7
1. 2 Семья как социальный институт. 8
1.2.1 Определение семьи. 8
1. 2.2. Воспитание в семье. 8
1. 2.3 Проблема социального одиночества. 10
Глава 2 Тенденции развития семейно-брачных отношений. 11
Заключение. 14
Список использованных источников. 15
В своей курсовой работе я обращаюсь к теме семьи и брака. Этот вопрос поднят мною неслучайно. Ведь данная тематика актуальна в обществе, особенно среди молодых людей.
В задачи контрольной работы входит рассмотрение понятий семьи и брака, ознакомление с их основными аспектами, функциями, их ролью в социологии общества.
Для раскрытия данной темы я пользовалась источниками литературы, указанными в требованиях.
Хочу заметить, что посредством учебника для вузов Ж.Т. Тощенко я смогла подробно рассмотреть роль семьи, как социального института. В данной литературе четко определено понятие семьи, ее функции, цель ее создания и, собственно, социальный институт семьи.
В учебнике А.И. Кравченко я смогла вынести много полезного материала об институте брака и о его значении, как ядра и основы семьи. В источнике дано подробное значение сущности брака, а также порядок вступления, брачный церемониал и регулирование бракоразводного процесса.
Из книги С.С. Фролова можно вынести много значимой информации о семье в целом, о сущности брака.
Наиболее яркое впечатление на меня произвело прочтение книги Нейла Смелзера.
В этой книге подробно,, на примерах рассматриваются все принципы взаимоотношения в семье, положительные и отрицательные стороны ее создания, а также дается возможность поразмышлять над тенденциями развития институтов семьи и брака и возможностях их преобразования.
В своей контрольной работе я постаралась наиболее четко и конкретно выразить все основные разделы, указанные в содержании и наиболее полно раскрыть данную проблему.
Институты семьи и брака рассмотрены мною со всех сторон, равно как и основные тенденции их развития в будущем.
1. 1 Брак как ядро и основа семьи
1.1.1 Сущность института брака
Известно, что вступление в половые отношения является чисто физиологическим явлением. И оно существует у большей части живых существ. Но в человеческом обществе сексуальные отношения регулируются помимо этого и комплексом культурных норм: одни нормы просто-таки вменяют в обязанность половые отношения двум индивидам; другие нормы запрещают вступление в половые отношения с посторонними людьми; третий тип норм приостанавливает или вообще запрещает половые отношения.
Как мы все знаем, половые отношения могут происходить вне брака, а сам брак может существовать и без них. Однако имеется в виду, что брак в человеческом обществе считается единственно подходящей, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов. Сексуальная неудовлетворенность или измена одного участника в современном обществе может служить достаточным поводом для развода
Подумаем, что такое брак?
Брак - совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа по отношению к жене и наоборот, а их двоих — по отношению к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак - это контракт, который заключается между тремя сторонами — мужчиной, женщиной и государством. В отличие каких-либо других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговаривается только одна дата – и это дата заключения брачного соглашения. Там не проставлена дата окончания действия контракта. Я думаю, что посредством этого подразумевается, что брачные узы укрепляют людей до конца их жизни. Как мы все знаем, во многих обществах государство берет на себя только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги клянутся в верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической опеки друг друга. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака[1]
.
Институт брака фактом своего существования свидетельствует о том, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство разделило их на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе чем сейчас, а на заре человеческой истории их не было вовсе.
В любом обществе — древнем или современном — семья формируется обычно через брак. Брак – это санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря торжественному заключению брачных уз. Это может проходить в строго формальной либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, становятся законнорожденными потому, что общество предписало социальные роли матери и отца каждому члену союза, тем самым наделив их обязанностью воспитывать, защищать потомков, заботиться о них.
Дети, которые рождены вне брака, считаются незаконнорожденными. Почему? Мать незаконнорожденного ребенка известна, но мужчины, готового выполнить социальную роль отца, может не найтись.
1.1.2 Церемония бракосочетания
Брак — это еще и совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения как мужчины, так и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, разбрасывание денег во время свадебной церемонии, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие.
Эти нормы, как заметил американский социолог К. Дэвис, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет множество принципиально важных функций - воспроизводство людей, воспитание детей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение.
Так, я прихожу к выводу, что если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья является, кроме того, еще и социальной организацией.
Итак, брак — институт, регулирующий отношения только супругов, а семья - институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.
1.1.3 Регулирование брачных отношений
Как мы знаем, брачные отношения регулируются типами норм - юридическими и культурными. К юридическим нормам обычно относят вопросы о владении имуществом, минимальном возрасте вступления в брак, материальных обязательствах супругов по отношению к детям и друг к другу. В обществе предусмотрен также комплекс норм, регулирующих расторжение брака. Они определяют юридические основания для расторжения брака, характер процедуры бракосочетания и развода, права и обязанности бывших супругов, связанных с материальным содержанием и воспитанием детей, владением имуществом после развода.
Таким образом, мы выяснили, что брак –
это санкционированный обществом, сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Как правило, брак накладывает определенные обязанности на супругов.
1. 2 Семья как социальный институт
1.2.1 Определение семьи
Если учитывать, что на первые годы жизни ребенка приходятся важные «сенситивные пики» развития (эмоции, познавательная активность, формирование характера), то семейное воспитание предстает практически незаменимым компонентом среди других социальных институтов. Вот почему, упуская возможности воздействия на ребенка в дошкольные годы, семья зачастую лишается их вообще.
Подлинный авторитет семьи завоевывается не просто дидактическими назиданиями, а образом жизни и конечно поведением родителей. Обычно такой авторитет не подвержен никакой инфляции. Авторитет же силы, зависимости, страха часто переходит в свою противоположность, как только лишается своих подпорок. Например, у подростка появляется физическая сила, и родители уже не могут его наказать. Или: молодой человек начинает сам, любыми путями, порой нечестными, добывать деньги, и родители не могут, как раньше своими небольшими подарками, заставить его «уважать» себя и прислушиваться к их мнению. Проблема внутрисемейного нравственного авторитета очень актуальна, так как ее решение выходит далеко за рамки семьи и школы.
1. 2.2. Воспитание в семье
Я думаю, все вы со мной согласитесь, что настоящее воспитание в семье — большой труд: и физический, когда ухаживают за малышом, и умственный, когда речь идет о его духовном развитии. Жаль, это требование в должной мере не осознается обществом: воспитание недостаточно стимулируется материально.
Когда человека воспитывают, то развивают как положительные, так и отрицательные эмоции, но «лучший университет, — писал А.С. Пушкин, — счастье. И не зря. Ведь оно довершает воспитание души, которая способна к «доброму и прекрасному». Сущность эмоциональных отношений между родителями и детьми находит свою всеобъемлющую оценку в словах В.А. Сухомлинского: «Нормальное нравственное развитие, гармония любви, счастья и труда (а от этой гармонии в сущности зависит моральное здоровье человека) возможны только при условии, если ребенок убежден: я кому-то очень, очень нужен. Я для кого-то безмерно дорог. Кто-то видит во мне смысл своей жизни. Но и я кем-то очень, очень дорожу, без кого-то не могу жить. Может быть, это убеждение не выступает в виде отчетливой мысли, но оно наполняет все человеческое существо ребенка переживаниями радости полноты жизни». Таким образом, В.А. Сухомлинский правильно связывает это переживание с формированием у ребенка социально-психологического базиса его дальнейшего нравственного развития, включая «механизмы» ответственности и воли, достоинства, уверенности в себе. Последнее является противоположностью комплексу неполноценности, который снижает вероятность самоутверждения и самореализации личности.
Как мы знаем, наряду с положительными примерами, дети нередко становятся свидетелями корысти, деформированных потребностей, асоциальных возможностей и путей их удовлетворения, а также убежденности, что добыть материальные блага можно без привлечения труда. И поводом для подобных настроений обычно предстают бесхозяйственность, наплевательское отношение ко всему «не своему», природе.
Все это, во-первых, обесценивает в глазах детей и подростков значение труда и его результатов, во-вторых, формирует наплевательское отношение к окружающей среде, подрывает веру в справедливость и незыблемость права и законности [2]
.
Нередко уродливые явления порождают и столь же уродливые формы реакции на них. Иногда, к примеру, возникают «позывы» к алкоголизму, наркомании и другим проявлениям отклоняющегося от нормы поведения и даже преступности.
Изучение причин аморальности, анализ факторов, которые способствуют ее росту, позволяют сделать вывод, что противостоять ей может только нравственно зрелая семья, которая сплочена на базе сугубо человеческих ценностей и интересов. Ведь нельзя не обратить внимание на социальное сиротство: из каждых десяти детей, содержащихся в детдомах, лишь двое не имеют родителей.
На поведение ребенка, подростка влияют также неполные семьи, в которых снижаются экономические и воспитательные возможности. А так как после развода ребенок чаще всего остается с матерью, а не с отцом, у нее нередко не хватает ни сил, ни времени на общение с ним. Возрастная психология подростков устроена так, что потеря одного из родителей, даже, казалось бы, плохого, часто негативно сказывается на дальнейшем формировании его личности.
1. 2.3 Проблема социального одиночества
Социологов все больше и больше интересует проблема социального одиночества и его влияния на формирование и жизнедеятельность человека, как личности. Давайте обратим на нее особенное внимание. Социологические данные польских специалистов, посвятивших работу воспитанию детей в детских домах, показали, что уровень эмоционального и интеллектуального развития у этих детей намного ниже, чем у воспитывающихся в семье. Конечно, семьи также бывают разные. Не случайно многие подростки высказывают мнение, что семья в основном занимается их материальным обеспечением (одеждой, пищей, жильем и т.д.), что взрослым некогда общаться с детьми, а часто у них и нет желания это делать.
В результате именно неформальные группы служат тем психологическим «убежищем», которого недостает ребенку в семье. Особенно актуальна эта проблема в условиях города, где социальный контроль немного ослаблен, хотя его компоненты могли бы быть сегодня эффективными средствами социализации подрастающего поколения[3]
.
Таким образом, подготовка молодого человека к жизни требует комплексных действий семьи как социального института. Рост числа факторов, которые воздействуют на, особенно в крупных городах, увеличение неопределенности, борьба отжившего, но не сдающего свои позиции, с новым предполагают активизацию деятельности всех звеньев социализации человека. При этом наиболее высоким потенциалом обладает полная ( где оба супруга) семья, которая максимально реализует свои возможности не только как социального института, но и как нравственно-психологической группы.
Это разграничение двух сторон брачно-семейных отношений — их взаимодействия с социальными процессами, нормами, установками и внутренним содержанием — помогает нам определить основные показатели социального потенциала семьи. Например к ним относится мера учета общественных интересов, развитость духовных потребностей, распределение бытовых забот между членами семьи, частота общения между родителями и детьми.
Можно предположить, что чем эти показатели обоснованнее, тем сильнее положительное влияние семьи на становление личности ребенка, тем эффективнее ее воспитательная дееспособность.
Каково значение перемен в семейной жизни? Я думаю, что на этот вопрос нет ясного ответа. По мнению некоторых обозревателей, эти перемены предвещают "мрак и гибель". Они считают, что семья достигла своего глубокого распада, и этот процесс, к сожалению, необратим. На взрослых людей завтрашнего дня несомненно отразится пагубное воздействие среды, которая окружала их в детстве.
Однако я придерживаюсь другого мнения и надеюсь, что возникнут новые формы семьи, способствующие созданию более благоприятной окружающей среды и самовыражению всех членов.
Существует еще множество различных предсказаний о будущем семьи. Например, Эдвард Корниш (1979) предположил возможность семи тенденций в развитии будущей семьи. Среди них:
- сохранение современной семьи;
- возврат к традиционной семье;
- уничтожение семьи;
- возрождение семьи (путем усовершенствования службы знакомств с применением компьютеров, предоставления консультаций и т.д.);
- создание "ненастоящих" семей, основанных на общих интересах и потребностях.
Я думаю, что то, что произойдет в действительности, вероятно, не будет точно соответствовать этим предсказаниям. Ведь с другой стороны, семья отличается гибкостью и устойчивостью. Предсказания "мрака и гибели" отражают скорее тревогу исследователей, но не реальную ситуацию. В конце концов признаков полного уничтожения семьи на данный момент не наблюдается.
Вместе с тем мы может уверенно сказать, что традиционная семья отошла в прошлое. На семью оказывают влияние такие мощные и устойчивые силы, что возрождения традиционной семьи не предвидится.
Современные тенденции указывают, что монополия семьи на регулирование интимных отношений взрослых, деторождение и уход за маленькими детьми, возможно сохранится и в будущем. Однако произойдет частичный распад даже этих вроде бы устойчивых функций. Так, функция воспроизведения, которая сейчас присуща семье, будет осуществляться и незамужними женщинами. Функция социализации, выполняемая семьей, будет в намного большей мере разделена между семьей и посторонними. Дружеское расположение и эмоциональную поддержку скорее всего можно будет обрести не только в семье. Таким образом, я думаю, что семья займет свое место среди нескольких других социальных структур, управляющих воспроизводством, социализацией, регулированием интимных отношений.
Поскольку разрушение функций семьи будет продолжаться, она утратит когда-то присущую ей святость но, безусловно, не исчезнет из общества.
В ходе работы над представленной темой были рассмотрены институты семьи и брака. Выявлены их сущности, цели, традиции, роль в обществе, основные тенденции развития.
Я думаю, что раскрытие данной темы поможет широкому кругу людей более четко представить себе значение и назначение этих терминов.
Сравнивая между собой два института, следует сказать, что брак —это институт, регулирующий отношения между полами, а семья—институт, регулирующий отношения между супругами, между родителями и детьми.
Образно говоря, брак – ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни.
Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале его жизненного пути, когда закладываются нравственные, психологические, эмоциональные основы личности.
1. Кравченко А.И. Социология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 536 с.
2. Комаров М. С. Введение в социологию. М.:. ЮНИТИ-ДАНА, 1994. – 588 с.
3. Смелзер Н. Социология: перевод с английского. – М.: феникс, 1994. – 688 с.
4. Тощенко Ж.Т. Социология: учебник для вузов – 3 издание, перераб. и доп. М.:. ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 640 с.
5. Фролов С.С. Социология, . – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 1997. – 567с.
-
Комаров М. С. Введение в социологию. М.:. ЮНИТИ-ДАНА, 1994. – 588 с.
[2]
Фролов С.С. Социология, . – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 1997. – 567с.
2. [3]
Кравченко А.И. Социология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 536 с.
|