Реферат: Методические рекомендации по преподаванию биологии в 11 классе. Планы уроков «Селекция и биотехнологя» Богачева И. В. Для организации образовательного процесса по биологии в 11 классе учителям предлагаются подробные разработки уроков по темам: «Селекция и
Название: Методические рекомендации по преподаванию биологии в 11 классе. Планы уроков «Селекция и биотехнологя» Богачева И. В. Для организации образовательного процесса по биологии в 11 классе учителям предлагаются подробные разработки уроков по темам: «Селекция и Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методические рекомендации по преподаванию биологии в 11 классе. Планы уроков «Селекция и биотехнологя» Богачева И.В. Для организации образовательного процесса по биологии в 11 классе учителям предлагаются подробные разработки уроков по темам: «Селекция и биотехнология» (4 урока), «Происхождение и развитие жизни на Земле» (21 урок), «Происхождение и эволюция человека» (6 уроков), примерное планирование изучения материала по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов» (6 уроков), краткое содержание уроков контроля и коррекции знаний. Поурочные рекомендации включают: цели, прогнозируемый результат, тип урока и его структуру, средства обучения, распределение деятельности учеников по этапам урока, содержание изучаемого материала. Приводятся конкретные вопросы для организации беседы, опорные точки объяснения материала, краткое содержание лекций, опорные схемы, таблицы, тесты. Предлагаемые поурочные разработки могут использоваться в третьей и четвертой четвертях 2009/2010 учебного года при изучении биологии в 11' классе по новым программам (105 часов) с учетом рекомендованного Министерством образования Республики Беларусь календарно-тематического планирования (Примерное календарно-тематическое планирование Биология 6-11 классы» И.В. Богачева, О.Н. Рогожников, Н.Д. Лисов, Минск, «Адукацыя і выхаванне», 2008г.). Актуальность и содержание данной работы определялась следующими условиями: - при изучении в 11' классе материала по селекции и биотехнологии, происхождению и развитию жизни на Земле, происхождению и эволюции человека во втором полугодии 2008/2009 учебного года необходимы учебные пособия для 11 класса, дефицит которых может оказаться существенным; - изложение материала в старых учебниках не совсем соответствует новым программам; - не следует забывать, что ученики 11' классов имеют в этом году повышенную нагрузку по всем предметам. И хотя по биологии плотность материала уменьшилась в 11' по сравнению с обычным 11 классом, не следует перегружать учащихся. Исходя из указанных особенностей, предлагаемое порочное планирование изучения материала строилось без опоры на учебники. При минимальных конспективных записях в тетради ученики смогут усвоить основной биологический материал, но только при условии, что на уроке он будет достаточно изучен, отработан и закреплен. Без опоры на учебники предлагается и домашнее задание. Если урок будет эффективным и основные знания ученики получат в школе – домашнее задание по биологии может быть минимальным или вообще отсутствовать. В разработке поурочных рекомендаций для 11' класса принимали участие: Богачева Ирина Викторовна – начальник управления учебно-методической работы «ГУО «Академия последипломного образования», Крутых Наталья Николаевна – учитель биологии СШ №6 г. Жодино, Ярошевич Евгения Николаевна – методист Минского городского института развития образования, Борисова Наталья Андреевна – учитель СШ № 95 г. Минска, Колян Наталья Константиновна – заместитель директора СШ № 160 г. Минска, Жихар Светлана Леоновна – учитель СШ № 54 г. Минска, Ракуть Жанна Владимировна – учитель СШ № 213 г. Минска. Для облегчения ориентации в материале учителям предлагается нумерация уроков в соответствии с календарно-тематическим планированием. Поурочные разработки построены по одному макету и имеют табличную форму. Перед темой «Происхождение и эволюция человека» предлагается технологическая карта. В каждом уроке указывается: его этап, биологическое содержание материала урока (кратко) и методические рекомендации по организации деятельности учеников. Приложения: тестовые задания, материал для организации групповой работы, схемы приводятся после разработки соответствующего урока. СЕЛЕКЦИЯ И БИОТЕХНОЛОГИЯ (4 ЧАСА) Урок 60 Крутых Н.Н., Богачева И.В. Тема: Значение селекции, методы селекции. Дидактические цели : усвоить основные методы селекции, уяснить значение биологических наук для практики Прогнозируемый результат урока: 1) ученики знают определения: селекция, сорт, порода, штамм 2) умеют называть основные методы селекции 3) сравнивают биологические особенности животных и растений с точки зрения селекции 4) объясняют значение селекции для человека Тип урока: Изучение нового материала Методическое обеспечение: таблицы: мутагенез, гибридизация. Структура урока
Урок 61 Крутых Н.Н. Тема: Селекция животных и растений. Достижения отечественных селекционеров. Дидактические цели: познакомиться с основными центрами происхождения культурных растений, уметь объяснять значение многообразия форм для работы селекционеров, объяснять по алгоритму преодоление бесплодия у растений, приводить примеры сортов растений пород животных, созданных белорусскими селекционерами. Прогнозируемый результат урока: 1) ученики понимают важность знаний о центрах происхождения культурных растений для успешной работы селекционера; 2) умеют объяснять значение многообразия исходных форм для работы селекционеров; 3) создают схему и объясняют по ней, как преодолевают бесплодие у растений 4) выявляют основные требования к сорту, породе 5) приводят примеры сортов растений и пород животных, созданных белорусскими селекционерами. Тип урока: комбинированный Методическое обеспечение: таблица «Центры происхождения культурных растений» Структура урока
Урок 62 Крутых Н.Н., Богачева И.В. Тема: Генная инженерия. Дидактические цели: знать определение генной инженерии, ее методы и место в системе биологических наук; познакомиться с достижениями генной инженерии; уметь аргументировать собственную точку зрения по проблемам использования генетически модифицированных продуктов. Предполагаемый результат: 1) Ученики понимают основную схему переноса генов; 2) Ученики знают основные достижения генной инженерии – получение трансгенных организмов; 3) Ученики умеют дискутировать и аргументируют собственную точку зрения относительно результатов генной инженерии. Тип урока: изучения нового материала Методическое обеспечение: Схема получения генов на основе плазмиды (рис. 8. 11. Учебное пособие для 11 класса, под редакцией Н.Д. Лисова, 2002г.) Структура урока
Урок 63 Крутых Н.Н., Богачева И.В. Тема: Селекция микроорганизмов; биотехнология, её основные направления Дидактические цели: усвоить роль и место биотехнологии как биологической науки и как отрасли производства; изучить основные объекты и направления биотехнологии; понимать и уметь обосновывать использование биотехнологических процессов в различных промышленных отраслях и в сельском хозяйстве; понимать суть основных методов селекции микроорганизмов. Прогнозируемый результат урока: 1) ученики знают основные объекты и направления биотехнологии; 2) умеют объяснять термин биотехнология; 3) понимают особенности селекции микроорганизмов, 4) определяют важность биотехнологии для отраслей народного хозяйства. Тип урока: изучения новых знаний Методическое обеспечение: раздаточные карточки (см. приложение) Структура урока
Приложение . Текст карточек 1. Микробная биомасса используется как добавка в корм скоту; 2. Приготовление хлеба, пива, уксуса, кисломолочных продуктов, сыров и многих других продуктов основано на использовании специфических для каждого продукта микроорганизмов. 3. Глютаминовая кислота, которая в виде натриевой соли применяется в качестве специи, синтезируется исключительно культурами Corynebacterium glutamicum. 4. Уксусная кислота используется при производстве резины, пластмасс, ацетатных волокон, фармацевтических препаратов, инсектицидов. 5. Спирт, произведенный ферментативным способом, используют в качестве топлива. 6. Антибиотики – самый большой класс фармацевтических соединений, синтез которых осуществляется микробными клетками. 7. Микроорганизмы могут использовать в качестве углерода и энергии углеводороды нефти. Продукты их жизнедеятельности, накапливаясь в пласте, способствуют их вытеснению нефти и более полному выходу ее на поверхность. 8. Микроорганизмы используют для обработки семян растений с целью создания симбиоза между азотфиксирующим микроорганизмом и растения. 9. Микроорганизмы трансформирую (переводят ядовитые вещества в неядовитые) или полностью удаляют (окисляют до углекислого газа и воды) различные загрязнители почвы и пестициды. 10. В современной технике консервирования овощей используются штаммы молочнокислых бактерий. 11. Жидкие отходы предприятий, производящих дрожжи, сидр, крахмал из картофеля нефтеперерабатывающих заводов подвергаются действию анаэробных бактерий, что уменьшает количество остаточных шлаков и уменьшает распространение неприятных запахов, при этом образуется метан, который служит топливом для бройлеров. 12. Растения обрабатывают определенными бактериями, которые подавляют развитие патогенных микроорганизмов. 13. В результате утилизации агропромышленных отходов и животноводческих стоков можно получить метан. 14. Арторбортис – хищный гриб, жертвами которого являются нематоды. Урок 64 Тема урока: Контрольная работа № 2 «Наследственность и изменчивость организмов» Дидактические цели: o Проверить усвоение материала, знаний и умений согласно программно-целевым задачам Тип урока: контроль и коррекция знаний. Структура урока
|