Реферат: Методические рекомендации к проведению уроков по предмету: музыка

Название: Методические рекомендации к проведению уроков по предмету: музыка
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Методические рекомендации к проведению уроков по предмету:

МУЗЫКА

Учитель: Рымина Елена Валерьевна

МОУ СОШ с.Елшанка

Класс: 5-6-7

Тема: «Духовная музыка»

Кол-во уроков: По заданной программе и по усмотрению учителя.

Тип урока: Комбинированный.

Рассказ-монолог, беседа, игра, прослушивание музыкального материала (подобранного педагогом), музицирование, пение (сольное или ансамблевое), просмотр наглядного материала, демонстрация слайд-фильмов.

Цель: Обогащение духовной культуры, воспитание уважения к храмовому искусству.

Задачи:

1. Осветить историю формирования духовного опыта человека на примерах библейских и христианских музыкальных произведений.

2. Показать развитие музыкального искусства в рамках церковной музыки разных эпох и стилей.

3. Показать формирование профессионального музыкального искусства в период с Х по ХVIII век в рамках церковного творчества.

4. Познакомить с жанрами церковной музыки, связанными с церковным богослужением.

Тематический рубрикатор

1. Средневековая русская духовная музыка.

2. Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине ХVII в.

3. Духовная музыка русских композиторов.

4. Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым.

5. Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции.

Используемые ресурсы из музыкальной коллекции:

http://school-collection.edu.ru/collection/

5 класс

1 . Березовский хоровой концерт « Не отвержи меня во время старости»

2. Бортнянский Херувимская песнь №7

6 класс

1. Бах органная прелюдия и фуга соль-минор.

2. Букстехуде органные произведения.

3. Гендель оратория «Самсон».

7. класс

1. Ведель концерт для хора «Доколе, доколе забудиши мя».

2. Бах органные и хоральные прелюдии.

3. Бах прелюдия и фуга соль-минор

4. Бах прелюдия и фуга си-минор.

Статьи - электронные издания - энциклопедия «Кругосвет» - http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b/

Гендель http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ccd95c7a-8eb2-8351-1c39-29282a0cf424/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=electronic

Бах http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ef436798-adf2-b777-ad5a-22bc34b69692/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=electronic

Видор http://school-collection.edu.ru/catalog/res/22a9631b-a31e-9aab-61b4-7afe571a8566/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=electronic

Западноевропейская музыка http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5cd4876e-1c43-b264-df29-2281f8333f9c/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=electronic

Оратория http://school-collection.edu.ru/catalog/res/248fc035-02f9-a3e5-26ee-982964ab611d/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=electronic

Орган http://school-collection.edu.ru/catalog/res/feba01e9-aca8-4d80-2759-2a2c8d78b17d/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=electronic

Орган в Латвии http://school-collection.edu.ru/catalog/res/89a539ae-2a28-dfc7-6612-d5d010adcacc/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=electronic

Орган в России http://school-collection.edu.ru/catalog/res/640e3e17-6ee6-8d22-4337-242864f261c7/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=electronic

Палестрина http://school-collection.edu.ru/catalog/res/54e8f3ff-b3d4-b5f7-02cd-b207094406ff/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=electronic

Распев http://school-collection.edu.ru/catalog/res/65182a22-060f-4f82-4916-4fbbcf44b175/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=electronic

Растафарианство http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6380e364-6aa0-6987-ff42-a5e11c88e343/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=electronic

Рахманинов http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a7a3a0b8-7117-50e5-33b5-ba7b9a31be97/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=electronic

Чесноков http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2c921c9b-7dc9-4f05-c082-ac98b860e26d/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=electronic

Лассо http://school-collection.edu.ru/catalog/res/50ee169a-4c21-dabe-9dbe-0d2f56453676/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=electronic

Демонстрация ресурсов с использованием ИТ : Для проведения уроков необходимы: проектор, компьютер, звуковые колонки,

Рекомендации к использованию:

Начать объяснение материала следует с исторической справки о расцвете Византийской культуры IV-V века, принятия Христианства на Руси Х век и становлении Христианской церкви за рубежом (Католицизм, Протестантизм). В связи с этим вспомнить о знаменной нотации и латинском обозначении звуков, с которыми знакомились в начальных классах. В ходе рассказа рекомендуется просмотреть слайд-материалы (репродукции древних Византийских храмов, картины храмов Древней Руси, Католических храмов, фотографии записей Крюковой знаменной нотации, латинское обозначение нот и т.д.)

и спеть с учениками расшифровки древних знаменных распевов (использовать материалы из сборников церковных произведений).

Далее следует рассказать о церковных службах православной Литургии и католической Мессе. Кратко о назначении службы, священнодействии, музыкальных песнопениях, их отличиях (хоровая аккапельная в православном богослужении и инструментальном сопровождении пения в католическом).

Предлагается прослушать произведения, указанные выше по выбору педагога. При прослушивании обратить внимание на тексты и образное содержание музыки (чувства верующего человека, отношение к Богу, отношение к ближнему), характер мелодии и сопровождения.

Необходимо познакомить учащихся с историей жанров духовной музыки, в основе которых лежат обработки знаменных распевов и григорианских хоралов. Обратить внимание на то, что формирование профессиональной музыки происходило в рамках церковной школы. В средние века при дворах появляются певческие коллективы и композиторы, которые сочиняли для них духовную и светскую музыку. История её развития такова, что одноголосное пение переходит в многоголосное и таким образом формируется полифонический стиль.

В эпоху барокко и раннего классицизма появляются органные и хоральные прелюдии и фуги, хоровые концерты, кантаты и оратории.

В дополнение предлагается прослушать произведения, взятые из богослужений, исполняемые как в храме, так и в концертных залах.