Учебное пособие: Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине: Русский язык и культура речи для студентов 2 курса Специальность: для всех специальностей техникума

Название: Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине: Русский язык и культура речи для студентов 2 курса Специальность: для всех специальностей техникума
Раздел: Остальные рефераты
Тип: учебное пособие

Министерство образования и науки Самарской области

Министерство имущественных отношений Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

"Жигулевский государственный колледж"

Методические указания

по выполнению практических работ

по дисциплине: Русский язык и культура речи

для студентов 2 курса

Специальность: для всех специальностей техникума

080110.51 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);

230106.51 Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей;

190604.51 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;

151001.51 Технология машиностроения;

080113.51 Страховое дело (по отраслям);

230105.51 Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем

2011 год

ОДОБРЕНО

Предметной (цикловой) комиссией

Протокол № ____

от ___________ 20 г.

Председатель

_____________ И.О.Ф.

(личная подпись)

УТВЕРЖДЕНО

на заседании НМК

Протокол № ____

от ___________ 20 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

___________________ ФИО

“_____” ________________ 20 ____ г.

Составитель: Верещак Г.А.

Рецензент: Щегонина И.Б.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

№ работы

Тема

Краткое содержание

Кол-во часов

1

Лексические ошибки и их исправление.

Лексические и фразеологические нормы русского литературного языка: работа над словосочетаниями, предложениями, работа со словарями.

2

2

Словообразовательный анализ общеупотребительной и профессиональной лексики.

Выявление ошибок на употребление форм слова, использование заданных форм слова в предложениях и текстах.

2

3

Стилистический анализ синтаксических структур в тексте.

Правка текста с точки зрения морфологических, синтаксических норм русского литературного языка.

2

4

Орфографический и пунктуационный разбор.

Работа над упражнениями с точки зрения орфографических и пунктуационных норм русского литературного языка.

2

5

Стилистический разбор текстов различных стилей речи.

Определение стилистической направленности текстов.

2

Введение

По курсу «Русский язык и культура речи» студент должен выполнить пять практических работ. Практические работы составлены в соответствии с теоретическим материалом, отражающим содержание учебной дисциплины.

Цель практической работы:

· выявить уровень знаний, умений, навыков по теме;

· формировать навыки работы со словарями и другой справочной литературой;

· развивать познавательный интерес к языку; воспитывать трудолюбие, аккуратность, творческий подход к выполнению заданий;

· закрепить полученные знания и подготовиться к сдаче экзамена (зачета).

При выполнении практической работы необходимо соблюдать следующие общие требования:

  • записать номер практической работы, вариант, тему работы;
  • работу выполнять чернилами (пастой) четко и разборчиво;
  • задания нумеровать, но не переписывать;
  • там, где необходимо объяснение, в чём заключается ошибка, ответ оформлять в виде текста (или таблицы), смотри образец выполнения задания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Тема Лексические ошибки и их исправление.

Цель практического занятия:

- закрепить умение видеть и исправлять ошибки, вызванные нарушением лексических и фразеологических норм современного русского языка;

- формировать навыки работы со словарями и справочной литературой.

- развивать культуру речи;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, творческий подход к выполнению заданий.

Содержание работы:

Вариант № 1

1.Объясните значение слов с разными ударениями, составьте с ними словосочетания:

Образец выполнения: Подвижно й состав – подви жный ребёнок.

собра лись-собрали сь, вы купать-выкупа ть, про пуски-пропуска , цветы -цвета .

2.Объясните значения слов иноязычного происхождения:

Образец выполнения: Раритет - редкость.

Дайджест, спикер, рейтинг, инвестор, менеджер, слайд, менталитет, брокер.

3.Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний. Объясните, чем вызваны эти ошибки.

1.Катерина оказала протест против «темного царства».

2.Вместе с духовным ростом у Павла и Ниловны растет их речь.

3.Произведения Пушкина овеяны идеями свободы.

Образец выполнения :. Дано предложение: 1. К сегодняшнему часу сведений ещё нет.

Ошибка

Правильно

1. К сегодняшнему часу – семантическая несочетаемость.

К этому часу…

4.Объясните значения фразеологических выражений. Составьте с каждым из них по одному предложению.

Образец выполнения: Бежать сломя голову – бежать быстро . Иди спокойно , не надо бежать сломя голову.

Втирать очки, вилять хвостом, пир во время чумы, ахиллесова пята.

5.Из поставленных в скобки слов выберите нужный вариант .

1.(индустрия, промышленность) в постперестроечный период переживает кризис.

2.Дня через два организм вырабатывает (иммунитет, невосприимчивость), и опухоль спадает.

3.Его очерки запечатлели (специфический, характерный) черты северной природы.

6.Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.
Объясните, в чем заключаются ошибки.

1. В прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега.

2. Сейчас набирают спортивную команду, лучшие спортсмены поедут в Москву.

3. Учитель обязан содействовать исправлению допущенных родителями ошибок.

4. Его деятельность по распространению билетов была отмечена.

5. Из глаз Сони беззвучно текли слезы.

6. Литературно-критические статьи Белинского трепещут политическими страстями,

7. Уж топтался на одном месте: он не мог влететь.

8. После гибели Ленского на дуэли Ольга женится на гусаре.

Образец выполнения :. Дано предложение: 1. Необычный феномен наблюдали жители города.

Ошибка

Правильно

1. Необычный феномен …

феномен имеет значение – необычное явление

( плеоназм – т.е. смысловое излишество)

Необычное явление наблюдали жители города

7 .Определите уместность использования иноязычной лексики. Если нужно, исправьте предложения, произведите синонимические замены.

Образец выполнения :. Дано предложение: Алексей имитировал сон – притворялся спящим.

1. Эксклюзивные скидки.

  1. Кафе, бистро, как и ателье разного профиля должны функционировать по субботам

Вариант № 2

1. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте с ними словосочетания.

Образец выполнения: Подвижно й состав – подви жный ребёнок.

Поддержа ние — подде ржка, укача нный — укаче нный, крё стный — кре стный, будний — будничный.

2. Объясните значения слов иноязычного происхождения.

Образец выполнения: Раритет - редкость.

Менеджмент, спич, ланч, инвестиции, официозный, паритет, паблисити, осанна.

3. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний. Объясните, чем вызваны эти ошибки.

1) В документе акцент ставился на необходимости акционировать капитал.

2) Ему принес благодарность сам генерал!

3) Когда милиционер предложил хулигану выйти, тот оказал неповиновение.

Образец выполнения :. Дано предложение: 1. К сегодняшнему часу сведений ещё нет.

Ошибка

Правильно

1. К сегодняшнему часу – семантическая несочетаемость.

К этому часу…

3. Объясните значения фразеологических выражений. Составьте с каждым из них по одному предложению.

Образец выполнения: Бежать сломя голову – бежать быстро . Иди спокойно , не надо бежать сломя голову.

Развесистая клюква, менять кукушку на ястреба, живой как ртуть, по Сеньке шапка.

5. Из поставленных в скобки слов выберите нужный вариант . Запишите предложения.

1) (Дефекты/ изъяны), обнаруженные в нашей продукции, являются заводским браком, поэтому товар подлежит обмену.

Дети, между «что» и «то», когда они вместе означают «нечто, что-нибудь», нужно ставить

2) (дефис/ черточку).

6. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм. Исправьте предложения.
Объясните, в чем заключаются ошибки
.

1.Комнатные растения сейчас распространены не только в справочниках по цветоводству.

2.С помощью цифр, расположенных слева и вверху таблицы, расшифруйте зашифрованный рисунок.

3.Одни растения могут быть гораздо дороже других.

4.Выступающий на собрании поставил акцент на активности участия студентов в проводимых мероприятиях.

5.Это лекарство поможет вернуть радость и полноту движения.

6.У меня закралось мнение, что в этом случае какие-то махинации, что-то нечисто.

7.Дидактический метод Холмса достоин восхищения.

8.После первой же встречи их отношения стали вражескими.

Образец выполнения: Дано предложение: 1. Необычный феномен наблюдали жители города.

Ошибка

Правильно

1. Необычный феномен наблюдали жители города.

феномен имеет значение – необычное явление

( плеоназм – т.е. смысловое излишество)

Необычное явление наблюдали жители города

7. Определите уместность использования иноязычной лексики. Если нужно, исправьте предложения, произведите синонимические замены .

Образец выполнения: Дано предложение: Алексей имитировал сон – притворялся спящим.

1) Для свободных игр выносим на площадку много атрибутов: санки, шапочки, лопатки.

2) Выступающий оперирует положительными примерами из жизни студенческой группы.

Оборудование:

Словари: толковый, фразеологический, иноязычных слов.

Примечание:

Продолжительность практической работы 2 академических часа.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Тема: Словообразовательный анализ общеупотребительной и профессиональной лексики .

Цель практического занятия:

- закрепить знания по выявлению ошибок на употребление форм слова, использование заданных форм слова в предложениях;

- выявить уровень умений, навыков по исправлению ошибок, вызванных нарушением морфологических норм современного русского языка;

- формировать навыки работы со словарями и справочной литературой.

- развивать культуру речи;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, творческий подход к выполнению заданий.

Содержание работы:

Вариант № 1

1 . Укажите неверные утверждения:

Образец выполнения: 1- А

А) Корень- это значимая часть слова.

Б) Окончание является словообразующей морфемой.

В) Основа – часть слова, выражающая лексическое значение слова.

2. Установите соответствия между словами и морфологическим способом их образования:

Образец выполнения: А – 4, Б - , В- , Г-

А) восходить 1. приставочный

Б) подоконник 2. суффиксальный

В) гниль 3. приставочно-суффиксальный

Г) спецкор 4. бессуффиксный

5. сложение

3. Образовать родственные слова и формы ( 3-4 примера) от слова « вера».

Образец выполнения:

родственные слова: 3-4 слова;

формы слова: 3-4 слова.

4. Выполните разбор слова по составу: вырвали .

5.Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения.

Образец выполнения: игривый шимпанзе.

Вульгарн… арго, рискован… антраша, звучащ… банджо, выдержан… бри, опасн… динго, красив… драпри, ярк… индиго, юн… кабальеро, больш… гну, забавн… гризли, крошечн… колибри, бескрыл… киви-киви, остроумн… конферансье.

6. Согласуйте с выделенными существительными в роде и числе определения и сказуемые, объясняя их значения и выбор грамматической формы .

Образец выполнения: Дано предложение: В Багдаде я учился в больш… медресе у знаменитых учёных.

Медресе - высшая духовная школа мусульман. Родовое понятие «школа» - существительное женского рода – следовательно : В Багдаде я учился в большой медресе у знаменитых учёных..

1. Мо… импресарио настаива…, чтобы для концерта привезли нов… рояль. 2. Своей внешностью она производила впечатление типичн… инженю. 3.У входа девушка оставила сво… маленьк… сабо. 4. С рекламы улыбалась красавица, весь наряд которой составлял… ярк… бикини. 5. Густ… контральто ее звучал… ровно и уверенно.

7. Дайте оценку употреблению в речи собирательных числительных; в случае необходимости замените их количественными; отредактируйте предложения.

Образец выполнения: Дано предложение: Трое портних были награждены поездкой в Москву.

Форма «трое» является неверной, так как собирательные числительные не употребляются с существительными женского рода.- надо: три портнихи.

1. Четверым балеринам предложили участие в конкурсе. 2. Пока бригада укомплектована полностью, но в ближайшее время трое уходят в декрет, и работать станет труднее. 3. Мы с композитором заметили, что в обоих песнях припев почти одинаковый.

Вариант № 2

1. Укажите неверные утверждения:

Образец выполнения: 1- А

А) Морфемы - это значимые части слова.

Б) Основа является морфемой.

В) Окончание выражает грамматическое значение слова.

2. Установите соответствия между словами и морфологическим способом их образования :

Образец выполнения: А – 4, Б - , В- , Г-

А) отдых 1. приставочный

Б) рассвет 2. суффиксальный

В) ткацкий 3. приставочно-суффиксальный

Г) МХАТ 4. бессуффиксный

5. сложение

3. Образовать родственные слова и формы ( 3-4 примера) от слова «цвет».

Образец выполнения:

родственные слова: 3-4 слова;

формы слова: 3-4 слова.

4. Выполните разбор слова по составу: снова.

5. Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения.

Образец выполнения: игривый шимпанзе.

Маленьк… кули, прохладн… мацони, уважаем… кюре, сочн… манго, молод… марабу, сед… маэстро, прекрасн… пери, стар… рантье, заброшен… ранчо, матов… габбро, справедлив… рефери, маленьк… цеце, увлекательн… шоу, установлен… эмбарго.

6. Согласуйте с выделенными существительными в роде и числе определения и сказуемые, объясняя их значения и выбор грамматической формы.

Образец выполнения: Дано предложение: В Багдаде я учился в больш… медресе у знаменитых учёных.

Медресе - высшая духовная школа мусульман. Родовое понятие «школа» - существительное женского рода – следовательно : В Багдаде я учился в большой медресе у знаменитых учёных..

1.Загримированный, в костюме, Дима выглядел как истинн… денди . 2. Здешняя молодежь увлекалась не футболом, а весьма популярн… тогда регби. 3. Взгляды игроков вновь устремились на таинствен… зеро . 4. Местных жителей мучил… бери-бери , котор… казал… неизлечим… 5. Женщины выдергивали жирн… иваси , застрявш… в сетях.

7. Дайте оценку употреблению в речи собирательных числительных; в случае необходимости замените их количественными; отредактируйте предложения.

Образец выполнения: Дано предложение: Трое портних были награждены поездкой в Москву.

Форма «трое» является неверной, так как собирательные числительные не употребляются с существительными женского рода.- надо: три портнихи.

1. Над этой темой работает пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании. 2. Благодаря рационализации на новой линии сейчас занято вместо семерых только пять человек. 3. Время существования в космосе второго спутника – 93 суток.

Оборудование:

Словари: толковый словарь, иностранных слов.

Примечание:

Продолжительность практической работы 2 академических часа.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Тема: Стилистический анализ синтаксических структур в тексте

Цель практического занятия:

- закрепить знания, умения, навыки по выявлению ошибок, вызванных нарушением синтаксических и морфологических норм современного русского языка;

- формировать навыки работы со словарями и справочной литературой.

- развивать культуру речи;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, творческий подход к выполнению заданий.

Содержание работы:

Вариант №1

I. Согласование сказуемого с подлежащим.

- Исправьте предложения, объясните ошибки.

Образец выполнения: Дано предложение: У сарая стояло три тройки.

Числительные два, три, четыре требуют употребления сказуемого во множественном числе. Правильно будет:

У сарая стояли три тройки.

1) Ряд столов стояли посередине аудитории.

2) Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе.

3) На совещание прибыли пятьдесят один делегат.

4) Прошли сто лет.

II. Согласование определений и приложений

-Раскройте скобки, выберите нужную форму, согласуйте определения с определяемыми словами.

1) Три (соседние - соседних) здания были построены недавно.

2) Широкий шрам на его лице проходил как раз посередине между правым и левым (глазом - глазами).

- Допишите, где нужно, окончания в приложениях - географических названиях.

1) Некоторое время он жил в городе Алма - Ат…

2) Пароход приближался к острову Кипр…

3) Поезд приближался к станции Тул…

III . Управление

- Исправьте предложения, объясните ошибки.

Образец выполнения: Дано предложение: Мать сильно беспокоилась за сына.. Не следует смешивать конструкции со словами, близкими по значению, но требующими разного управления.: беспокоиться о ком-нибудь - тревожиться за кого-нибудь. Правильно будет: Мать сильно беспокоилась о сыне .

1) Докладчик оперировал с непроверенными данными.

2) Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок.

3) Движение на дороге было прервано благодаря снежным заносам.

4) В выходной день мы с товарищем были в опере.

IV. Предложения с однородными членами

- Исправьте предложения, объясните ошибки.

Образец выполнения: Дано предложение: В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, современная мебель. Нельзя в ряд однородных членов предложения включать видовые и родовые понятия. Имеется в виду , что первые названные предметы не относились к современной мебели, но такое соединение неудачно.

1) Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины.

2) Организована производственная практика учащихся средних школ на заводах, МТС и колхозах.

3) Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.

V . Причастный оборот

- Исправьте предложения, объясните ошибки.

Образец выполнения: Дано предложение: Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы, поплатятся жизнью. Ошибочна форма причастия со значением будущего времени., так как у причастия нет будущего времени. Правильно будет: … , которые попытаются …

1) Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

2) В ближайшее время будет показана новая постановка, создающаяся силами членов драматического кружка.

3) Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать.

4) Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес.

VI . Деепричастный оборот

- Заключенные в скобки деепричастные обороты вставьте в предложение

1) Врач внимательно осмотрел больных и вышел из палаты (дав указания сестре).

2) Группа геологов поднялась по склону горы и спустилась с противоположной стороны (по пути изучая различные горные породы; достигнув перевала).

3) Через несколько минут всадники мчались уже по дороге (быстро вскочив на лошадей; поднимая густую серую пыль).

4) Мой собеседник зажег свечу и продолжал свой рассказ (достав из кармана спички; отпив немного воды из кружки).

Вариант № 2.

I . Согласование сказуемого с подлежащим

- Исправьте предложения, объясните ошибки .

Образец выполнения: Дано предложение: У сарая стояло три тройки.

Числительные два, три, четыре требуют употребления сказуемого во множественном числе. Правильно будет:

У сарая стояли три тройки.

1) На экскурсию пошли все десять школьников.

2) Полчаса, проведенные в обществе такого интересного собеседника, прошло незаметно.

3) Пятерка истребителей бросились на вражеские бомбардировщики.

4) Много выпускников нашей школы пошли работать на завод.

II. Согласование определений и приложений

- Раскройте скобки, выберите нужную форму, согласуйте определения с определяемыми словами.

1) Квартира делилась на две (неравные-неравных) части.

2) Город был открыт для ветров с северной и восточной (стороны-сторон).

- Допишите, где нужно, окончания в приложениях - географических названиях .

5) Упорные бои шли на реке Висл…

6) Теплое течение проходит мимо полуострова Флорид…

7) Астрономы изучали движение планеты Марс…

III . Управление

- Исправьте предложения, объясните ошибки.

Образец выполнения: Дано предложение: Мать сильно беспокоилась за сына.. Не следует смешивать конструкции со словами, близкими по значению, но требующими разного управления.: беспокоиться о ком-нибудь - тревожиться за кого-нибудь. Правильно будет: Мать сильно беспокоилась о сыне .

1. Ответ по заявлению был получен немедленно.

2. Посевы производились согласно указаний агронома.

3. Мой брат недавно вернулся с Крыма.

4. Врач не обнаружил никакие признаки болезни у ребенка.

IV. П р едложения с однородными членами

- Исправьте предложения, объясните ошибки.

Образец выполнения: Дано предложение: В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, современная мебель. Нельзя в ряд однородных членов предложения включать видовые и родовые понятия. Имеется в виду, что первые названные предметы не относились к современной мебели, но такое соединение неудачно.

1) Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.

2) Хорошо отвечали на экзаменах как выпускники школы, а также учащиеся восьмых классов.

3) Работа профкома ведется в соответствии и на основе утвержденного плана.

V . Причастные обороты.

- Исправьте предложения, объясните ошибки.

Образец выполнения: Дано предложение: Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы, поплатятся жизнью. Ошибочна форма причастия со значением будущего времени., так как у причастия нет будущего времени. Правильно будет: … , которые попытаются …

1) Писатель рассказывал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию.

Наша регулярно выпускающаяся стенгазета сообщает интересные сведения о жизни школьного коллектива.

2) Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат.

3) Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

VI . Деепричастные обороты.

- Заключенные в скобки деепричастные обороты вставьте в предложение .

1) Сквозь стекло окон в комнату пробивались лунные лучи (освящая ее неярким светом).

2) Женщина вошла в комнату с маленьким ребенком и стала его раздевать (ведя его за руку; посадив на стул).

3) Вечером и утром юноша думал все об одном и том же (ложась в постель; вставая на рассвете).

4) Старик остановился и оглянулся (пройдя несколько шагов; словно дожидаясь кого-то).

5) Мой собеседник зажег свечу и продолжал свой рассказ (достав из кармана спички; отпив немного воды из кружки).

Примечание:

1. Продолжительность практической работы 2 академических часа.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Тема: Орфографический и пунктуационный разбор.

Цель практического занятия:

- закрепить знания, умения, навыки по выявлению ошибок, вызванных нарушением орфографических и пунктуационных норм современного русского языка;

- формировать навыки работы со словарями и справочной литературой;

- развивать культуру речи;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Содержание работы:

Вариант № 1

Внимание! Правильных ответов может быть от 1 – 4.

Образец выполнения теста :

1.) 1,4.

2.) 2

3) 3,4,5 и т.д.

Орфография.

1. Вставьте проверяемые безударные гласные А или О. Запишите цифры, соответствующие словам с буквой О.

1. Упл_тнить

2. Прил_скать

3. Обн_жить

4. Раск_лить

5. Усл_ жнить

2. Вставьте проверяемые безударные гласные (Е,И,А,Я). Запишите цифры, соответствующие словам с буквой Е.

1. Зав_нтить

2. Зап_вала

3. См_гчение

4. Пренебр_жительный

5. Ув_ дание

3. Вставьте чередующиеся гласные А или О. Запишите цифры , соответствующие словам с буквой О.

1. Раств_рить окно

2. Выпл_вка чугуна

3. Пл_вец

4. Разл_гаться

5. Заг_рать

4. Вставьте О или Е после шипящих. Запишите цифры , соответствующие словам с буквой Ё.

1. Реш_тка

2. Еж_вые рукавицы

3. Пч__лы

4. Крюч_к

5. Трущ_ба

5. Вставьте в слова, где нужно, непроизносимые согласные. Запишите цифры , соответствующие словам.

1. Сверс_ник

2. Я_ства

3. Корыс_ный

4. Телес_ный цвет

5. Захолус_ ный

  1. Вставьте в слова, где нужно, разделительные Ь и Ъ. Запишите цифры , соответствующие словам с Ъ.

1. Уст_е

2. Ин_екция

3. Рел__еф

4. Пред_явить

5. Полын_я

  1. Вставьте З или С в приставки. Запишите цифры , соответствующие словам с приставкой на -З.

1. _грести

2. Во_будить

3. Бе_действие

4. Бе_численный

5. Ни_провержение

  1. Вставьте Е или И в окончания глаголов и суффиксы причастий. Запишите цифры, соответствующие словам с буквой Е.

1. Он слыш_т

2. Без вид_мой причины

3. Машина движ_тся

4. Он хвата_тся за всё

5. Ты верт_шься

  1. Вставьте, где нужно, букву Н в существительные и прилагательные. Запишите цифры, соответствующие словам с -НН-.

1. Взволнован_ый

2. Некошен_ый луг

3. Маслян_ый блин

4. Невидан_ый свет

5. Костян_ой

  1. Определить написание НЕ с прилагательными и причастиями. Запишите цифры, соответствующие словам со слитным написанием.

1. Не_красивый плащ

2. Ответ не_получен

3. Дорога не_ровная

4. Не_уловимое движение

5. Не_способен сопротивляться

  1. Определить написание частиц. Запишите цифры , соответствующие словам с дефисным написанием.

1. То_ли

2. Кого_то

3. В чем_нибудь

4. Вот_бы

5. Кое_как

  1. Определите слитное и раздельное написание наречий, наречных и именных сочетаний и сложных предлогов. Запишите цифры, соответствующие словам со слитным написанием.

1. Сделаешь (на) зло

2. (В) след за писателем

3. (В) отличие от него

4. (Без) удержу

5. (В) продолжение романа

  1. Определите написание сложных слов с ПОЛ – Запишите цифры , соответствующие словам с дефисным написанием.

1. Пол_зарплаты

2. Пол_Польши

3. Пол_арбуза

4. Пол_шестого

5. Пол_лоджии

  1. Вставьте в слова, где нужно, Ь после шипящих. Запишите цифры, соответствующие словам с Ь.

1. Сплош_

2. Роскош_

3. Смерч_

4. С плеч_ долой

5. Извлеч_

Пунктуация.

  1. Поставьте, где нужно, запятую в предложениях с однородными членами . Запишите цифры , соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятую.

1. Иней подолгу лежал на скатах крыш_ и у колодца_ и на перилах балкона.

2. Для школьника мучительна_ не столько сама минута возмездия _ сколько ожидание его.

3. Он пожелал нам ни пуха_ ни пера.

4. Были в конторе старые _ висячие _ стенные часы.

5. Заблестели на листьях орешника капли _ не то росы_ не то вчерашнего дождя.

16. Поставьте запятые в предложениях с обособленными определениями. Запишите цифры, соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятые.

1. Убаюканный сладкими надеждами_ он крепко спал.

2. Здесь между холмами протекает _ не имеющая названия река.

3. Весенний дух_ веселый и беспутный_ витал повсюду.

4. Стали отчетливо слышны_ приближающиеся с реки звуки.

5. Море шумело_ сожженное лунным огнем.

17. Поставьте запятые в предложениях с обособленными обстоятельствами.
Запишите цифры , соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятые.

1. Он споткнулся и_ едва удерживаясь на ногах_ ухватился за поручень.

2. По дорожке они шли_ не оглядываясь

3. Туманы_ клубясь и извиваясь_ сползали по морщинам соседних скал.

4. Осмотрев больного_ и выписав ему лекарства_ доктор ушел.

5. По мокрому пирсу_ лая_ бегала собака.

  1. Поставьте двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях и в предложениях с о днородными членами.. Запишите цифры, соответствующие предложениям, в которых вы оставили двоеточие.

1. И на лугу, и в овраге_ всюду пестрели цветы.

2. Кроме нравственных мук, ему пришлось испытать еще и физические_ нестерпимо болело сердце.

3. Все радостно сияло вокруг нас_ небо, земля и воды.

4. Наступит весна_ все оживет.

5. Нравится рисовать _рисуй на здоровье.

  1. Поставьте запятую перед союзом И в сложносочиненных предложениях. Запишите цифры , соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятую.

1. Луна осветила равнину_ и стала круто взбираться по звездному куполу неба.

2. Погода была тихая_ и пруд словно заснул.

3. Отец и мать дали тебе жизнь_ и живут для твоего счастья.

4. Душно стало в сакле _ и я вышел освежиться.

5. В нашей стране растут новые города_ и строятся тысячи мощных предприятий.

  1. Поставьте, где нужно, запятые, выделяющие вводные слова и предложения. Запишите цифры , соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятые.

1. В _ действительности все оказалось гораздо сложнее.

2. Не трогайте ничего: все _ должно быть_ на своих местах.

3. Ему никто_ наверное_ не был нужен.

4. Счастье_ казалось_ таким огромным.

5. В общем_ готов писать бесконечное письмо, которое тебе наскучит.

Вариант №2

Внимание! Правильных ответов может быть от 1 – 4.

Образец выполнения: теста :

1) 1,4.

2) 3

3) 3,4,5 и т.д.

Орфография.

1. Вставьте проверяемые безударные гласные А или О. Запишите цифры, соответствующие словам с буквой О.

1. Обл_котиться

2. Погл_щать

3. Отк_заться

4. Угр_жать

5. Опр_вдать

2. Вставьте проверяемые безударные гласные (Е,И,А,Я). Запишите цифры, соответствующие словам с буквой Е.

1. Хороший зап_вала

2. Заскр_петь

3. Тр_петать

4. Зар_дить

5. Прож_вать пищу

3. Вставьте чередующиеся гласные А или О. Запишите цифры , соответствующие словам с буквой О.

1. Изл_гать

2. Прик_снуться

3. Домашняя утв_рь

4. Заг_рать

5. Обм_кнуть

4. Вставьте О или Е после шипящих. Запишите цифры , соответствующие словам с буквой Ё.

1. Ж_сткие условия

2. Ч_лн

3. Ш_pox

4. Ож_г лица

5. Трещ_тка сторожа

5. Вставьте в слова, где нужно, непроизносимые согласные. Запишите цифры , соответствующие словам.

1. Чу_ствовать

2. Че_ствовать

3. Со_нце

4. Уча_ствовать

5. Здра_ствовать

  1. Вставьте в слова, где нужно, разделительные Ь и Ъ. Запишите цифры , соответствующие словам с Ъ.

1. От_езжающий

2. Трех_этажный

3. Порт_ерная ткань

4. Об_емный

5. Комп_ютер

  1. Вставьте З или С в приставки. Запишите цифры , соответствующие словам с приставкой на -З.

1. Не_быточные мечты

2. И_жарить

3. И_целение

4. И_баловать

5. _грести

  1. Вставьте Е или И в окончания глаголов и суффиксы причастий. Запишите цифры, соответствующие словам с буквой Е.

1. Он пляш_т

2. Ты постел_шь скатерть

3. Охраня_мый объект

4. Завис_мое положение

5. Мы вид_м

  1. Вставьте, где нужно, букву Н в существительные и прилагательные. Запишите цифры, соответствующие словам с -НН-.

1. Невымочен_ая рыба

2. Оловян_ый солдатик

3. Тружен_ик

4. Беспридан_ица

5. Утрен_ий

  1. Определить написание НЕ с прилагательными и причастиями. Запишите цифры, соответствующие словам со слитным написанием.

1. (Не) красивый зонт

2. (Не) согласен с доводами

3. Вовсе (не) детский вопрос

4. (Не) высокие, но крутые берега

5. (Не) замеченная ошибка

  1. Определить написание частиц. Запишите цифры , соответствующие словам с дефисным написанием.

1. Чуть_чуть

2. Если_бы

3. Кое_как

4. Когда_тo

5. Кое_в чем

  1. Определите слитное и раздельное написание наречий, наречных и именных сочетаний и сложных предлогов. Запишите цифры, соответствующие словам со слитным написанием.

1. (Не) смотря на привилегии

2. (В) след за писателем

3. (Во) вторых классах

4. (В) течение года

5. (В) рассрочку

  1. Определите написание сложных слов с ПОЛ – Запишите цифры , соответствующие словам с дефисным написанием.

1. Пол_сотни

2. Пол_Сибири

3. Пол_игры

4. Пол_лимона

5. Пол_города

  1. Вставьте в слова, где нужно, Ь после шипящих. Запишите цифры, соответствующие словам с Ь.

1. Острич_

2. Сплош_

3. Уж_

4. Фальш_

5. Вскач_

Пунктуация.

  1. Поставьте, где нужно, запятую в предложениях с однородными членами. Запишите цифры , соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятую.

1. На их лицах выражалась_ если не боязнь_ то беспокойство

2. Всю ночь огонь костра_ то разгорается_ то гаснет.

3. Хриплые_ стенные часы пробили два

4. Сухой_ горячий ветер нес раскаленный воздух.

5. Горный поток шумел_ и пенился_ и бился о скалы.

16. Поставьте запятые в предложениях с обособленными определениями. Запишите цифры , соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятые.

1. Худой и тонкий_ он охватил ее шею крепкими руками.

2. Поднявшийся ночью_ ветер раздувал пламя костра

3. Под весенним солнцем дышит_ еще недавно мертвая земля.

4. Они вошли в соседний коридор_ узкий и темный.

5. Он мог бы легко на деньги_ вырученные ему за проданную дичь_ купить себе патронташ.

17. Поставьте запятые в предложениях с обособленными обстоятельствами. Запишите цифры , соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятые.

1. Когда _ проснувшись_ я посмотрел на ходики, они показывали десять.

2. Ростов _ нахмурившись_ еще раз низко поклонился и вышел.

3. Нечего_ сидеть сложа руки_ и дожидаться помощи!

4. Князь Андрей слушал Пьера _ облокотившись на перила

5. Ситуация трудная, поэтому действуйте_ смотря по обстоятельствам.

  1. Поставьте двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях и в предложениях с о днородными членами Запишите цифры , соответствующие предложениям, в которых вы п оставили двоеточие.

1. Закуковала кукушка _ сей ячмень.

2. От зноя все стало желтым_ и небо, и поля, и воздух.

3. В степи, за рекой, по дорогам_ везде было пусто.

4. Выяснилось_ отряду приказано идти прямо на вокзал.

5. Он гость_ я хозяин.

  1. Поставьте запятую перед союзом И в сложносочиненных предложениях. Запишите цифры , соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятую.
  1. Я хорошо закончил школу_ и, хотя мы жили в Киеве, приехал в Москву поступать в университет.
  2. Близкие живут в нашей памяти_ и память эта всесильна.
  3. Рука бойцов колоть устала_ и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел.
  4. Тысячи насекомых проснулись в высокой траве_ и наполняли воздух непрерывными звуками.
  5. Во влажном саду стояла тишина_ и крепко пахло душистым тополем.
  1. Поставьте, где нужно, запятые, выделяющие вводные слова и предложения . Запишите цифры , соответствующие предложениям, в которых вы поставили запятые.

1. Она _ должно быть_ много горя перенесла на своем веку.

2. Пожалуй _ самыми заметными жителями поселка были мальчишки.

3. До станции_ примерно_ час ходьбы.

4. Она отнеслась_ к несчастью_ совершенно спокойно.

5. Пурга_ я уверен _ скоро кончится.

Примечание: 1.Продолжительность практической работы 2 академических часа.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5

Тема: Стилистический разбор текстов различных стилей речи.

Цель практического занятия:

- закрепить знания, умения, навыки по определению стилистической направленности текстов в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

- формировать навыки работы с текстами различных стилей и жанров;

- развивать культуру речи;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, творческий подход к выполнению заданий.

Содержание работы:

Вариант № 1

1 . Прочитайте приведённые отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат? Опишите лексические, морфологические, синтаксические особенности текста.

Образец выполнения задания . Дан текст: отрывок из статьи А.Н.Гвоздева

«Отношение орфографии к графике»

«Орфография использует возможности, предоставляемые графикой. Когда графика допускает несколько написаний для известного звука или звукосочетания, орфография употребляет для передачи определенного слова с этим звуком или звукосочетанием только один прием; такое написание и признается правильным, все другие - ошибочными.

Например, звукосочетание (обозначим его латинскими буквами) zanys может быть передано в русской графике четырьмя вариантами: занос – зонос – заноз – зоноз.

В самом деле, в первом предударном слоге на месте а и о одинаково произносится а, на конце слова звонкий переходит в глухой, и поэтому з и с поизносится как с ( ср.: вас – ваз); из этих четырех возможных графических вариантов орфографически правильными являются два:

1) занос со значением «наметенный ветром сугроб»;

2) заноз со значением родительного падежа множественного числа от «заноза»; два других написания не встречаются в русской орфографии как обозначение слов».

Данный текст относится к научному стилю.

Для данного текста характерна терминология: орфография, графика, звук, звукосочетание, слово, латинские буквы, предударный слог, звонкий, глухой (звук), родительный падеж, множественное число. Слова употребляются в прямом, номинативном значении, образные средства языка, эмоциональность отсутствуют.

Предложения носят повествовательный характер. Количество существительных больше количества глаголов (41 и 9). Глаголы в тексте имеют форму настоящего времени несовершенного вида: использует, допускает, употребляет, признается, произносится, являются, встречаются.

Особенностью научного стиля считается повторение терминов, особенно ключевых. В данном тексте такими являются: орфография (3 раза), графика (3 раза), звукосочетание (3 раза).

Предложения преимущественно имеют прямой порядок слов. Форма текста – монолог.

А. Итак, в действительности видимое положение звезды оказывается смещённым относительно истинного на некоторый угол. Вектор скорости Земли всё время поворачивается в плоскости орбиты, вследствие чего ось телескопа тоже поворачивается, описывая конус вокруг истинного направления на звезду. Соответственно, видимое положение звезды на небесной сфере описывает окружность. Если направление на звезду образует с плоскостью земной орбиты угол, отличный от прямого, – видимое положение звезды описывает эллипс. Для звезды, лежащей в плоскости орбиты, эллипс превращается в прямую.

Б. Если за 10 дней до окончания действия договора ни одна из сторон письменно не заявит о своём намерении расторгнуть договор, то договор считается продлённым на тот же срок и тех же условиях. По истечении срока действия договора, обязательства сторон по настоящему договору прекращаются. Если по заявлению Клиента не будет заключён новый договор банковского счёта, счета Клиента, открытые в соответствии с пунктом 2.1 настоящего договора, закрываются.

В. Бежать с помощь водки и наркотиков нынче не модно. Зато тысячи парней и девушек вечера и даже ночи напролёт проводят в обнимку с компьютером. На его экране они видят то, что хотят, а не то, что им навязывает общество в образе телевизора, молочного магазина или родного института. Одна из самых любимых фишек молодёжи – хакерство. Можно забраться в Интернет и скачать оттуда рефераты, курсовики, дипломные работы. Час работы в Интернете стоит от доллара до пяти, зато сколько кайфа.

Вариант № 2.

1 . Прочитайте приведённые отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат? Опишите лексические, морфологические, синтаксические особенности текста.

Образец выполнения задания . Дан текст: отрывок из статьи А.Н.Гвоздева

«Отношение орфографии к графике»

«Орфография использует возможности, предоставляемые графикой. Когда графика допускает несколько написаний для известного звука или звукосочетания, орфография употребляет для передачи определенного слова с этим звуком или звукосочетанием только один прием; такое написание и признается правильным, все другие - ошибочными.

Например, звукосочетание (обозначим его латинскими буквами) zanys может быть передано в русской графике четырьмя вариантами: занос – зонос – заноз – зоноз.

В самом деле, в первом предударном слоге на месте а и о одинаково произносится а, на конце слова звонкий переходит в глухой, и поэтому з и с поизносится как с ( ср.: вас – ваз); из этих четырех возможных графических вариантов орфографически правильными являются два:

1) занос со значением «наметенный ветром сугроб»;

2) заноз со значением родительного падежа множественного числа от «заноза»; два других написания не встречаются в русской орфографии как обозначение слов».

Данный текст относится к научному стилю.

Для данного текста характерна терминология: орфография, графика, звук, звукосочетание, слово, латинские буквы, предударный слог, звонкий, глухой (звук), родительный падеж, множественное число. Слова употребляются в прямом, номинативном значении, образные средства языка, эмоциональность отсутствуют.

Предложения носят повествовательный характер. Количество существительных больше количества глаголов (41 и 9). Глаголы в тексте имеют форму настоящего времени несовершенного вида: использует, допускает, употребляет, признается, произносится, являются, встречаются.

Особенностью научного стиля считается повторение терминов, особенно ключевых. В данном тексте такими являются: орфография (3 раза), графика (3 раза), звукосочетание (3 раза).

Предложения преимущественно имеют прямой порядок слов. Форма текста – монолог.

А . При предъявлении претензий по количеству и качеству поставленного товара, поставляющая Сторона в обязательном порядке прилагает к заявлению о претензии следующие обосновывающие её документы: транспортный документ, а в соответствующих случаях и коммерческий акт, составленный с участием представителя Стороны, получающей товар, либо официальной контрольной организации или другой компетентной незаинтересованной организации Стороны, получающей товар.

Б. Дополнительное предположение о том, что полезность или прибыль каждого экономического субъекта максимизируется, заложенное в качестве предпосылки в неоклассическую экономическую теорию необходимо для того, чтобы предметом анализа было устойчивое, а значит, оптимальное для всех состояние, когда дальнейший обмен или дальнейшее производство приведут к снижению благосостояния кого – либо из участников. Проверить, соответствует ли поведение потребителя или управляющего максимизации полезности, обычно, невозможно, поскольку его функция полезности нам заранее неизвестна.

В. Можно ли давать уроки, если нет классной комнаты? Сдавать экзамен без зачётки в кармане? Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования? Вот, Джо Мартин, например, так не думает. Ему 41 год, он не последний человек в одной из страховых компаний Индианаполиса и в то же время студент университета Дьюка. Во время перерыва на обед или вечером, когда жена мистера Мартина уже спит, Джо садится за клавиатуру компьютера, входит в Интернет и начинает «грызть» гранит науки в том месте, которое ему обозначил профессор, стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.

Примечание: продолжительность практической работы 2 академических часа.

Рекомендуемая литература.

Основная:

Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д, 2002. - 286с.

Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д, 2004.- 384 с.

Головин Б. Н. Основы культуры речи. - М.,2001. – 324с.

Голуб И.В. Русский язык и культура речи.- М., 2003. – 432с.

Решетникова Е.П. Великий и могучий: занимательная лексикология. Спб.,2000. -130с.

Дополнительная:

Львов М.Г. Риторика. Культура речи. – М., 2002. – 258с.

Петрякова А.Г. Культура речи. Практикум-справочник. – М., 2001. – 326с.

Русский язык и культура речи / под ред. Максимова В.И. – М., 2000. – 413с.