Учебное пособие: Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине специальности 080301 Коммерция (торговое дело) для студентов заочной формы обучения Новосибирск 2011
Название: Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине специальности 080301 Коммерция (торговое дело) для студентов заочной формы обучения Новосибирск 2011 Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РГТЭУ) Новосибирский филиал Торгово-экономический факультет Кафедра коммерции ТОВАРЫ И УСЛУГИ КАК ОБЪЕКТ КОММЕРЦИИ Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине специальности 080301 Коммерция (торговое дело) для студентов заочной формы обучения Новосибирск 2011 Российский государственный торгово-экономический университет. Новосибирский филиал. Торгово-экономический факультет. Кафедра коммерции Автор-составитель : Т.В. Плотникова, к.т.н., доцент Товары и услуги как объект коммерции: Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине / Т.В. Плотникова. – Новосибирск: НФ РГТЭУ, 2011. – 59 с. Рецензент: ________________________________ Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине «Товары и услуги как объект коммерции» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080301 – Коммерция (торговое дело) и рабочей программы по дисциплине. Учебная дисциплина «Товары и услуги как объект коммерции» относится к дисциплинам специализации по специальности 080301 –Коммерция (торговое дело) и является обязательной для изучения. Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине рекомендованы к изданию кафедрой коммерции, протокол №_______ от ________________2011 Утверждены учебно-методическим советом НФ РГТЭУ, протокол №.____ от ______________________2011 В материалах использованы авторские разработки и открытые материалы РГТЭУ © Российский государственный торгово-экономический университет, Новосибирский филиал. 2011 СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ... 4 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 5 3.1. Объём дисциплины и виды учебной работы.. 7 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы.. 8 4. Ч.1. РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ.. 12 5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 16 6. Ч.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 21 7. Ч.1. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ.. 25 8. Ч 1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 27 8.2. Методическое обеспечение дисциплины.. 28 8.3. Информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.. 28 9. Ч 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ. 32 10. Ч.2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 35 11. Ч.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 37 12. Ч.2. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ.. 44 13. Ч.2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 46 13.2. Информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины.. 46 1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ ДИСЦИПЛИНЫ Целью изучения дисциплины является исследование закономерностей формирования и развития рынка потребительских товаров и услуг в современных условиях, овладение методикой оценки их конкурентоспособности с целью применения в коммерческой деятельности. Задачи дисциплины - изучение современного состояния рынка; - изучение критериев конкурентоспособности товаров и услуг; - изучение макро – и микро факторов, влияющих на конкурентоспособность; - овладение методами оценки конкурентоспособности товаров и услуг; - ознакомление с принципами управления и обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг. Предмет дисциплины «Товары и услуги как объект коммерции» - синтетическая дисциплина, базирующаяся на методологии товароведения, квалиметрии, менеджмента качества, маркетинга и других сопредельных дисциплин. Особенность дисциплины, изучаемая в торговом вузе – оценка конкурентоспособности объектов коммерции с позиции потребителя – основного арбитра в оценке достоинств и недостатков товара (услуги). 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате изучения дисциплины специалист должен иметь представление: - о потребительской ценности товаров народного потребления; - об основных проблемах отраслей по производству товаров народного потребления; - о новых направлениях формирования ассортимента товаров; - о видах конкуренции и развитии конкурентной среды; - о стратегии и тактики конкурентной борьбы; - о законодательстве в области конкуренции; - об оценке конкурентоспособности предприятий; - о системе обеспечения конкурентоспособности предприятий, продукции на принципах менеджмента качества. знать: - значимость конкретной группы товаров или услуг в обеспечении качества жизни; - классификацию конкретной группы товаров или услуг; - нормы потребления и обеспеченность населения группой товаров в России и за рубежом; - сегментацию рынка конкретной группы товаров; - факторы, формирующие конкурентоспособность товаров и услуг; - методы изучения и анализа рынков товаров и услуг, формирования спроса и стимулирования сбыта. - терминологию в области оценки конкурентоспособности товаров и услуг; - критерии конкурентоспособности товаров и услуг; - методы оценки конкурентоспособности зарубежную и отечественную практику обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг. уметь: - работать с нормативными документами и законодательными актами; - анализировать современное состояние мирового и отечественного потребительского рынка товаров и услуг; - осуществлять оценку конкурентоспособности товаров и услуг; - применять полученные знания в практической деятельности. приобрести навыки: - практической деятельности по сбору и обработке информации, характеризующих состояние и развитие рыночной ситуации; - системного подхода к решению задач, связанных с оценкой конкурентоспособности товаров при формировании товарного ассортимента торговой организации. владеть: - информацией о состоянии мирового и отечественного потребительского рынка конкретной группы товаров, основные тенденции его развития; - информацией об отечественных производителях и зарубежных импортерах; - методологией оценки конкурентоспособности товаров и услуг. иметь опыт: - по анализу рынка различных групп товаров. 3.1. Объём дисциплины и виды учебной работы Форма обучения - очная
Форма обучения - заочная
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения – очная
Форма обучения – заочная
4. Ч.1. РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ Тема 1.Понятие потребительских товаров Классификация товаров. Структура рынка потребительских товаров и его основные элементы. Прогнозирование рынка товаров. Тема 2. Рынок зерна и продуктов его переработки Классификация. Значимость зерна, муки, крупы, хлеба, макаронных изделий в структуре питания. Рациональные нормы потребления хлеба и хлебобулочных изделий, макаронных изделий и обеспеченность населения этими продуктами в мире и в России. Сегментация рынка зерна, муки, крупы, хлебобулочных и макаронных изделий (по географическим, демографическим и другим признакам). Анализ состояния мирового и отечественного рынка зерна и зерномучных товаров, основные направления его развития. Характеристика основных отечественных производителей и зарубежных экспортеров. Способы защиты отечественных производителей. Особенности формирования торговой политики предприятий, реализующих зерномучные товары. Тема 3. Рынок кондитерских товаров Значимость кондитерских изделий. Классификация товаров. Рациональные нормы потребления кондитерских изделий и обеспеченность населения этими продуктами в мире и в России. Сегментация рынка кондитерских изделий по различным признакам. Анализ состояния мирового и отечественного рынка кондитерских изделий, основные направления его развития. Характеристика основных отечественных производителей и зарубежных экспортеров. Особенности формирования торговой политики предприятий, реализующих кондитерские изделия. Тема 4. Рынок напитков Значимость напитков. Классификация напитков: безалкогольных и алкогольных. Рациональные нормы потребления напитков и обеспеченность населения этими продуктами в мире и в России. Сегментация рынка напитков по различным признакам. Анализ состояния мирового и отечественного рынка напитков, основные направления его развития. Характеристика основных отечественных производителей и зарубежных экспортеров. Особенности формирования торговой политики предприятий, реализующих напитки. Тема 5. Рынок плодоовощных товаров Значимость плодоовощных товаров. Классификация товаров. Рациональные нормы потребления плодоовощных товаров и обеспеченность населения этими продуктами в мире и в России. Сегментация рынка плодоовощных товаров по различным признакам. Анализ состояния мирового и отечественного рынка плодоовощных товаров, основные направления его развития. Характеристика основных отечественных производителей и зарубежных экспортеров. Особенности формирования торговой политики предприятий, реализующих плодоовощные товары. Тема 6. Рынок мяса и мясопродуктов Значимость мяса и мясопродуктов. Классификация товаров. Рациональные нормы потребления мяса и мясопродуктов и обеспеченность населения этими продуктами в мире и в России. Сегментация рынка мяса и мясопродуктов по различным признакам. Анализ состояния мирового и отечественного рынка мяса и мясопродуктов, основные направления его развития. Способы защиты отечественных производителей. Характеристика основных отечественных производителей и зарубежных экспортеров. Особенности формирования торговой политики предприятий, реализующих мясо и мясопродукты. Тема 7. Рынок молочных товаров Социальная и экономическая значимость молочных товаров. Классификация. Рациональные нормы потребления молока и молокопродуктов. Сегментация рынка. Анализ состояния мирового и отечественного потребительского рынка, основные направления его развития. Характеристика основных отечественных производителей и зарубежных экспортеров. Особенности формирования торговой политики предприятий, реализующих молоко и молокопродукты. Тема 8. Рынок жиров Социальная и экономическая значимость растительных масел и животных миров. Рациональные нормы потребления масла растительного, масла коровьего, маргарина. Сегментация рынка. Анализ состояния мирового и отечественного рынка жиров, основные направления его развития. Характеристика основных отечественных производителей и зарубежных экспортеров. Особенности формирования торговой политики предприятий, реализующих жировые товары. Тема 9. Рынок обувных и меховых товаров Значимость обувных и меховых товаров. Рациональные нормы потребления и обеспеченность населения по регионам мира. Классификация и сегментация бытовой кожаной обуви по различным признакам. Анализ состояния мирового и отечественного рынка кожаной обуви, основные направления его развития. Характеристика обуви основных отечественных производителей и зарубежных экспортеров. Особенности формирования товарной политики розничных и оптовых предприятий, реализующих обувь. Тема 10. Рынок текстильных товаров и одежды Значимость текстильных товаров и одежды, обеспеченность населения по регионам мира. Классификация и сегментация текстильных и одёжных товаров по различным признакам. Анализ состояния мирового и отечественного рынка текстильных и одёжных товаров, основные направления его развития. Характеристика текстильных и одёжных товаров основных отечественных производителей и зарубежных экспортеров. Особенности формирования товарной политики розничных и оптовых предприятий, реализующих текстильные и одёжные товары. Тема 11. Рынок товаров культурно-бытового назначения Значимость товаров культурно-бытового назначения, обеспеченность населения по регионам мира. Классификация и сегментация товаров культурно-бытового назначения по различным признакам. Анализ состояния мирового и отечественного рынка товаров культурно-бытового назначения, основные направления его развития. Характеристика товаров культурно-бытового назначения основных отечественных производителей и зарубежных экспортеров. Особенности формирования товарной политики розничных и оптовых предприятий, реализующих товары культурно-бытового назначения. Тема 12. Рынок хозяйственных и электробытовых товаров Значимость хозяйственных и электробытовых товаров. Обеспеченность населения по регионам мира. Классификация и сегментация хозяйственных и электробытовых товаров по различным признакам. Анализ состояния мирового и отечественного рынка хозяйственных и электробытовых товаров, основные направления его развития. Характеристика хозяйственных и электробытовых товаров основных отечественных производителей и зарубежных экспортеров. Особенности формирования товарной политики розничных и оптовых предприятий, реализующих хозяйственные и электробытовые товары. Тема 13. Рынок парфюмерно-косметических товаров Значимость парфюмерно-косметических товаров. Классификация и сегментация парфюмерно-косметических товаров по различным признакам. Анализ состояния мирового и отечественного рынка парфюмерно-косметических товаров, основные направления его развития. Характеристика парфюмерно-косметических товаров основных отечественных производителей и зарубежных экспортеров. Особенности формирования товарной политики розничных и оптовых предприятий, реализующих парфюмерно-косметические товары. Тема 14. Рынок ювелирных товаров Значимость ювелирных товаров. Классификация и сегментация ювелирных товаров по различным признакам. Анализ состояния мирового и отечественного рынка ювелирных товаров, основные направления его развития. Характеристика ювелирных товаров основных отечественных производителей и зарубежных экспортеров. Особенности формирования товарной политики розничных и оптовых предприятий, реализующих ювелирные товары. Тема 15. Рынок биржевых товаров Классификация и сегментация биржевых товаров по различным признакам. Анализ состояния мирового и отечественного рынка биржевых товаров, основные направления его развития. Характеристика биржевых товаров основных отечественных производителей и зарубежных экспортеров. Особенности формирования товарной политики розничных и оптовых предприятий, реализующих биржевые товары. Тема 16. Рынок услуг Значимость различных видов услуг для обеспечения качества жизни населения. Анализ состояния рынка услуг, перспективы развития. Особенности формирования рынка услуг в России. 5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема 1. Понятие потребительских товаров Задание 3 (для самостоятельной работы). Изучить методы прогнозирования рынка товаров. Литература: 1,2,3,11,32,33. Вопросы для самоконтроля: 1. Основные элементы рынка. 2. Факторы, формирующие спрос. 3. Факторы, влияющие на предложение. 4. Каналы реализации продукции. 5. Признаки классификации рынков потребительских товаров. 6. Методы прогнозирования рынка. Тема 2.Рынок зерна и продукты его переработки(для самостоятельной работы)
Задание 3. (для самостоятельной работы) Изучить состояние отечественного и мирового рынка зерна и продуктов его переработки: муки, крупы, хлеба, макаронных изделий. Обеспеченность населения этими продуктами в мире и в России. Литература: 1,4,5,6,10. Вопросы для самоконтроля: 1. Значимость зерна и продуктов его переработки в обеспечении продовольственной безопасности страны. 2. Нормы потребления и обеспеченность населения товарами этой группы в нашей страны. 3. Сегментация рынка. 4. Состояние мирового и отечественного рынка зерна, муки, крупы, макаронных изделий. 5. Характеристика отечественных производителей. Тема 3. Рынок кондитерских товаров (выездное занятие) Задание 3. (для самостоятельной работы). Изучить рынок сахаристых и мучных кондитерских товаров. Провести сегментацию рынка по ассортиментному и региональному признакам. Литература: 5,10,11,12,16 Вопросы для самоконтроля: 1. Нормы потребления кондитерских изделий и обеспеченность населения этими товарами в мире и в России. 2. Основные направления развития рынка кондитерских товаров. 3. Характеристика основных отечественных производителей и зарубежных экспортеров. 4. Анализ состояния мирового и отечественного рынка кондитерских изделий. Тема 4. Рынок напитков (для самостоятельной работы) Задание . Изучить состояние и перспективы развития рынка напитков: соков, минеральных вод, пива, вина, ликеро-водочных изделий. Литература: 5,8,9,10,11,12,13,25. Вопросы для самоконтроля: 1. Сегментация рынка напитков. 2. Анализ состояния мирового и отечественного рынка напитков. 3.Направления развития рынка напитков. 4.Основные отечественные производители. Тема 5. Рынок плодоовощных товаров (для самостоятельной работы)
Задание. Изучить состояние отечественного и мирового рынка плодоовощных товаров, основные направления развития. Выявить особенности формирования товарной политики торговых предприятий, реализующих плодоовощные товары. Литература: 5,11,14,16,25. Вопросы для самоконтроля: 1. Значимость плодоовощных товаров в питании. 2.Рациональные нормы потребления плодов, овощей, грибов и обеспеченности населения этими товарами. 3.Анализ состояния мирового и отечественного рынка свежих плодов, овощей и плодоовощных консервов. 4.Осноные производители плодоовощных товаров. Тема 6. Рынок мяса и мясопродуктов Задание 3. (для самостоятельной работы) Изучить рынок мяса и мясопродуктов. Выявить основных производителей и экспортеров. Отметить способы защиты отечественных товаропроизводителей. Литература: 5,10,11,12,16,18,25. Вопросы для самоконтроля: 1. Сегментация рынка мяса и мясопродуктов. 2.Анализ состояния мирового и отечественного рынка мяса и мясопродуктов. 3.Способы защиты отечественных производителей. 4.Основные направления развития рынка.
Тема 7. Рынок молочных товаров Задание 3. (для самостоятельной работы). Изучить современное состояние рынка молочных товаров. Выявить особенности формирования торговой политики предприятий, реализующих молочные товары. Литература: 5,10,16,17,22,25. Вопросы для самоконтроля: 1. Сегментация рынка молочных товаров. 2.Анализ состояния мирового и отечественного рынка молочных товаров. 3.Основные производители молочных товаров. 4. Направление развития рынка. Тема 8. Рынок жиров Задание 3. (для самостоятельной работы) Изучить состояние отечественного и мирового рынка растительных масел и животных жиров, основные направления их развития. Литература: 4,5,10,11,12,16,22. Вопросы для самоконтроля: 1. Сегментация рынка жиров. 2.Характеристика основных производителей. 3.Анализ состояния рынка жиров. 4. Направления развития рынка. Тема 9. Рынок обувных и меховых товаров (выездное занятие)
Задание 3. (для самостоятельной работы) Изучить рынок меховых товаров, провести их классификацию. Выявить особенности формирования товарной политики торговых предприятий, реализующих меховые изделия. Провести сравнительную характеристику ассортимента меховых товаров отечественного и импортного производства. Литература: 3,20,21,23,25,26,28,30. Вопросы для самоконтроля: 1. Признаки классификации кожаной обуви. 2. Перечислите ведущие страны-производители обуви в мире. 3. Какие признаки чаще других учитываются при сегментации обуви? 4. Крупнейшие импортеры и экспортеры кожаной обуви в мире. 5. Приведите цифры, характеризующие производство кожаной обуви в мире и в России. 6. Укажите 5-6 наиболее крупных изготовителей обуви в нашей стране. 7. Приведите цифры, характеризующие объем мехового рынка в мире и в России. 8. Охарактеризуйте основные тенденции развития мехового рынка в стране. Тема 10. Рынок текстильных товаров и одежды Задание 3. (для самостоятельной работы) Изучить современное состояние рынка одежды из трикотажа. Провести классификацию трикотажных изделий и сравнительную характеристику ассортимента по разным товарным признакам. Литература: 3,19,20,23,25,26,33. Вопросы для самоконтроля: 1. Приведите основные цифры, характеризующие рынок тканей разного волокнистого состава: хлопчатобумажных, льняных, шелковых, из искусственных и синтетических нитей, шерстяных. 2. Тенденция развития ассортимента тканей. 3. Укажите наиболее важные признаки сегментации текстильных изделий. 4. Сегментация одежды в зависимости от уровня исполнения, имиджа и др. 5. Охарактеризуйте российский рынок трикотажных изделий.
Тема 11. Рынок товаров культурно-бытового назначения Задание 3 (для самостоятельной работы). Изучить современное состояние мирового и российского рынков средств передвижения (автомобилей, мотоциклов, велосипедов). Составить перспективный прогноз развития российского рынка товаров этих групп. Литература: 3,29,30,31,32,33. Вопросы для самоконтроля: 1. Приведите данные, характеризующие состояние рынка основных групп товаров культурно-бытового назначения (радио- и видеоаппаратуры, цифровых фотоаппаратов, сотовых телефонов и др.) 2. Перечислите основные товарные признаки сегментации рынка товаров культурно-бытового назначения разных групп. 3. Тенденция развития рынка сотовых телефонов, цифровых фото- и видеокамер, телевизоров и др. Охарактеризуйте состояние и перспективы российского рынка легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов. Тема 12. Рынок хозяйственных и электробытовых товаров Задание 3. (для самостоятельной работы) Выделить основные товарные признаки мебели. Провести классификацию ассортимента и сегментацию рынка мебели по основным товарным признакам. На основании анализа литературных источников представить анализ мирового и отечественного рынка мебели разного назначения. Литература: 3,25,26,31,32,33. Вопросы для самоконтроля: 1. Перечислите основные классификационные признаки крупной бытовой техники (холодильников, стиральных машин, электроплит). 2. Приведите сегментацию бытовых холодильников. 3. Укажите по 3 наиболее крупных отечественных и импортных изготовителей крупной бытовой техники; укажите их долю на российском рынке. 4. Охарактеризуйте состояние рынка мелкой бытовой техники. 5. Приведите данные, отражающие объем российского рынка силикатных изделий (посуды из стекла, керамики); укажите долю отечественной продукции. 6. Объем рынка мебели в России. Тема 13. Рынок парфюмерно-косметических товаров
Задание для самостоятельной работы Изучить современное состояние мирового и российского рынков парфюмерных изделий. Выделить основные товарные признаки парфюмерных изделий, провести сегментацию рынка по наиболее важным признакам. Литература: 3,24,26,30,31. Тема 14. Рынок ювелирных товаров
Задание для самостоятельной работы На основании анализа литературных источников изучить современное состояние мирового и российского рынков драгоценных металлов и продукции алмазно-бриллиантового комплекса. Литература: 3,24,30,32. Тема 15. Рынок биржевых товаров Задание для самостоятельной работы Провести классификацию и сегментацию биржевых товаров: - Промышленного сырья и полуфабрикатов; - Сельскохозяйственных товаров; Литература: 1,2,5,6,11,15,22. Тема 16. Рынок услуг Задание для самостоятельной работы Изучить состояние и перспективы развития рынка услуг. Выявить особенности формирования рынка услуг в России. Литература: 3,15,30,31,33. 6. Ч.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 7.1. Общие указанияЦелью изучения раздела «Рынки потребительских товаров» является исследование закономерностей формирования и развития рынка потребительских товаров и услуг в современных условиях. Основной формой изучения дисциплины на заочном отделении является самостоятельная работа с конспектами лекций и литературными источниками. Итоговыми формами контроля знаний служат контрольная работа и экзамен. 7.2. Указания о порядке выполнения контрольных работКонтрольная работа выполняются по одному из 20 вариантов, которые распределяются по начальным буквам фамилий студентов следующим образом:
Контрольная работа, выполненная не по указанному распределению, не зачитывается. Контрольная работа должна показать умение студента самостоятельно работать с литературными источниками, отбирать, обобщать и анализировать необходимый материал, кратко, чётко и аргументировано отвечать на поставленные вопросы. При подготовке контрольных работ необходимо использовать не только приведённые в списке литературные источники, но и практический опыт, личные наблюдения и обобщения, материалы периодических источников и т.п. Примерный объём работы должен составлять 10-15 страниц формата А4. Превышение объёмы, как правило, свидетельствует о слабой проработке материала или прямом перепечатывании текста, что недопустимо. Вопросы контрольной работы необходимо записывать непосредственно перед каждым ответом. Страницы работы должны быть пронумерованы. Завершает работу список используемой литературы, который должен быть оформлен в соответствии с установленными правилами: - при ссылке на учебник, учебное пособие, монографию указываются фамилии инициалы авторов, точное наименование издания, место издания, название издательства, год издания. - при ссылке на журнальные статьи указываются фамилии и инициалы авторов, наименование статьи, название журнала, год и номер выпуска. В конце работы ставится дата выполнения работы и личная подпись студента. При изложении вопросов на основании изучения нескольких источников необходимо исследовать закономерности формирования и развития рынка конкретных групп товаров и в ответе на основе собственно выполненного анализа показать: - значимость конкретной группы товаров и услуг в обеспечении качества жизни; - нормы потребления и обеспеченность населения данной группой товаров в России и за рубежом; - сегментацию рынка; - состояние мирового и отечественного потребительского рынка данной группы товаров, основные тенденции его развития; - характеристику отечественных производителей и зарубежных импортеров; - способы защиты отечественных производителей; - современные тенденции в развитии ассортимента и качества конкретной группы товаров и услуг. Завершить ответы на вопросы следует самостоятельно подготовленными выводами, имеющими практическую значимость. 7.3. Варианты контрольных работВариант 1 1. Сегментация и рынок швейных изделий 2. Анализ рынка продуктов детского питания. 3. Разработать анкету для исследования потребительского рынка конкретного вида товаров (по выбору студента) и провести исследование рынка методом социологического опроса. К контрольной работе приложить образец разработанной анкеты и анализ полученных результатов. Вариант 2 1. Антиквариат как объект коммерции: понятие, состояние мирового и российского рынка. 2. Состояние и перспективы развития рынка продуктов функционального питания. 3. См. Вариант 1 вопрос 3 Вариант 3 1. Мировой рынок алмазов. 2. Анализ рынка кофе. 3. См. Вариант 1 вопрос 3 Вариант 4 1. Мировой рынок бриллиантов. 2. Анализ рынка чая. 3. См. Вариант 1 вопрос 3 Вариант 5 1. Состояние и анализ мирового рынка золота. 2. Анализ рынка безалкогольных напитков. 3. См. Вариант 1 вопрос 3 Вариант 6 1. Состояние и анализ рынка серебра. 2. Анализ рынка алкогольных напитков. 3. См. Вариант 1 вопрос 3 Вариант 7 1. Анализ российского рынка бизнес-сувениров. 2. Анализ рынка снеков. 3. См. Вариант 1 вопрос 3 Вариант 8 1. Анализ рынка часов. 2. Анализ рынка молока и молочных товаров. 3. См. Вариант 1 вопрос 3 Вариант 9 1. Состояние и анализ мирового рынка обуви. 2. Анализ рынка зерномучных товаров. 3. См. Вариант 1 вопрос 3 Вариант 10 1. Анализ рынка парфюмерно-косметических товаров. 2. Анализ рынка пива. 3. См. Вариант 1 вопрос 3 Вариант 11 1. Анализ рынка телевизоров. 2. Анализ рынка мяса и мясных товаров. 3. См. Вариант 1 вопрос 3 Вариант 12 1. Анализ рынка легковых автомобилей. 2. Анализ рынка рыбы и рыбных товаров. 3. См. Вариант 1 вопрос 3 Вариант 13 1. Анализ рынка игрушек. 2. Анализ рынка кондитерских товаров. 3. См. Вариант 1 вопрос 3 Вариант 14 1. Анализ рынка канцелярских товаров. 2. Анализ рынка шоколада. 3. См. Вариант 1 вопрос 3 Вариант 15 1. Анализ рынка мебели. 2. Анализ рынка плодоовощных товаров. 3. См. Вариант 1 вопрос 3 Вариант 16 1. Анализ рынка посуды из керамики. 2. Анализ рынка сыра. 3. См. Вариант 1 вопрос 3 Вариант 17 1. Анализ рынка цифровых фотоаппаратов. 2. Анализ рынка растительного масла. 3. См. Вариант 1 вопрос 3 Вариант 18 1. Анализ рынка средств гигиены полости рта. 2. Анализ рынка мороженого. 3. См. Вариант 1 вопрос 3 Вариант 19 1. Анализ рынка сотовых телефонов: состояние и перспективы развития. 2. Анализ рынка йогуртов. 3. См. Вариант 1 вопрос 3 Вариант 20 1. Рынок меховых товаров. 2. Анализ рынка табачных изделий. 3. См. Вариант 1 вопрос 3 Если студент уже работает по профилю избранной специальности, более целесообразно вместо контрольной работы подготовить реферат по группе товаров, которая является объектом профессиональной деятельности. В таком случае требуется более глубокое, вдумчивое и подробное изучение темы; по объему реферат должен примерно равен объему быть, т.е. 10-15 страниц, формата А4. 7. Ч.1. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ Состояние и перспективы развития современного мирового и российского рынка: 1 - сахара. 2 - сахаристых кондитерских изделий. 3 - молока и молочных товаров. 4 - мяса и мясопродуктов. 5 - колбасных изделий. 6 - рыбы и рыбопродуктов. 7 - рыбных консервов. 8 - макаронных изделий. 9 - зерна и продуктов его переработки. 10 - макаронных изделий. 11 - хлебобулочных изделий. 12 - фруктово-ягодных кондитерских товаров. 13 - мороженого. 14 - плодоовощных товаров. 15 - алкогольных товаров. 16 - водки и ликероводочных изделий. 17 - вина виноградного. 18 - пива. 19 - минеральной воды. 20 - безалкогольных напитков. 21 - чая. 22 - кофе. 23 - масла растительного. 24 - пряностей и приправ. 25 - шоколада. 26 - мучных кондитерских изделий. 27 - животных жиров. 28 - сыра. 29 - продуктов детского питания. 30 - функциональных продуктов питания. 31 - кожаной обуви. 32 - одежды. 33 - трикотажных изделий. 34 - текстильных изделий. 35 - меховых товаров. 36 - товаров культурно-бытового назначения. 37 - товаров хозяйственного назначения. 38 - электробытовых товаров. 39 - посуды из стекла. 40 - посуды керамической. 41 - металлической посуды. 42 - цифровых фотоаппаратов. 43 - цифровых видеокамер. 44 - бытовой мебели. 45 - офисной мебели. 46 - автомобилей. 47 - сотовых телефонов. 48 - компьютерной техники. 49 - канцелярских товаров. 50 - парфюмерно-косметических товаров. 51 - ювелирных товаров. 52 - драгоценных металлов. 53 - алмазов. 54 - строительных материалов. 55 - услуг. 56 - товаров для занятия спортом. 57 - бытовой химии. 58 - стиральных машин. 59 - холодильников. 60 - телевизоров. 8. Ч 1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература: 1. Ревенко Л.С. Мировой рынок продовольствия в эпоху «генной» революции. – М.: Экономика.2004г. 2. Ревенко Л.С., Ружинская Т.И. Мировые товарные рынки. – М.: «МГИМО - Университет», 2005. 3. Товароведные аспекты анализа рынка потребительских товаров».Сборник лекций под ред. Ганцова Ш.К., Лифица И.М. - М.2007 Дополнительная литература*: Журналы: 4. РБК 5. Пищевая промышленность 6. Хлебопродукты 7. Рыбная промышленность 8. Виноделие и виноградоводство 9. Пиво и напитки 10. Российский продовольственный рынок 11. Новые рынки 12. Спрос 13. Империя вкуса 14. Картофель и овощи 15. Компания 16. Питание и общество 17. Молочная промышленность 18. Мясная продукция 19. Текстильная промышленность 20. Швейная промышленность 21. Кожевенно-обувная промышленность 22. БИКИ 23. Модный магазин 24. Драгоценные металлы, драгоценные камни 25. Российская торговля 26. Эксперт 27. Новости в мире косметики 28. Меха мира 29. Стекло и керамика 30. Маркетолог 31. Маркетинг 32. Стандарты и качество 33. Секрет фирмы * Материалы для изучения дисциплины носят оперативный характер, поэтому главными их источниками является – периодическая литература. 8.2. Методическое обеспечение дисциплины Методические указания для практических занятий. Романюк Г.Г., Цветкова Л.Г., Лифиц И.М. «Товары и услуги как объект коммерции». Задания для лабораторно-практических занятий для студентов специальности 315300 «Коммерция (торговое дело)» . 2005. 8.3. Информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины Интернет ресурсы: http://www.znaytova.ru (зерно, крупы, мука, хлеб, плоды, овощи, грибы, макароны, рыба, жиры, яйца, молоко, детское питание) http://www.tea.ru (чай) http://www.tea4you.ru (чай) http://www.alconews.ru (плоды и овощи) http://www.erdin.ru (вино) http://pivpitie.com (пиво) http://www.afrus.ru (печенье) http://gold-fox.ru/01-02-01-08 (кожевенно-меховая продукция) http://mnogolubel.ru (мебельная продукция) http://inteercharmnet.ru (косметические товары) 9. Ч 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ. 9.1. Содержание части 2Тема 1. Общая характеристика конкурентоспособности товаровСущность понятий «конкуренция» и «конкурентоспособности товаров». Роль оценки конкурентоспособности товаров в предпринимательской деятельности. Конкурентоспособность товаров как фактор национальной безопасности. Критерии конкурентоспособности товаров как носители информации об удовлетворяемых потребностях. Классификация критериев конкурентоспособности. Факторы конкурентоспособности товаров. Объекты и субъекты конкурентоспособности товаров. Тема 2. Уровень качества и его стабильность как критерий конкурентоспособности товаровПонятие уровня качества и методов оценки уровня качества. Стабильность качества в объеме: сущность; природа изменчивости свойств товара; показатели стабильности; обеспечение стабильности качества техническими и управленческими способами. Стабильность качества во времени: сущность; показатели стабильности; методы прогнозирования; понятие приоритетных показателей. Зарубежная практика обеспечения стабильности качества в объеме и во времени: роль прослеживаемости качества; понятие концепции «Шесть сигм». Тема 3. Социальная адресность как критерий конкурентоспособности товаров и услуг Сущность и актуальность социальной адресности. Понятие социального адреса товара. Формирование социальной адресности как дискретный и итеративный процессы. Роль потребительской экспертизы в уточнении социальной адреса. Формирование социальной адресности в промышленности и в торговле. Тема 4. Подлинность и безопасность как критерии конкурентоспособности товаров и услуг Подлинность: сущность и значение критерия. Меры обеспечения подлинности на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях. Непосредственные и опосредованные свидетельства подлинности. Место продажи как косвенное свидетельство подлинности товара. Безопасность: сущность критерия с позиции ФЗ «О техническом регулировании». Безопасность как ограничительный критерий. Безопасность как оценочный критерий. Понятие «двойной» («тройной») защиты потребителя от опасных товаров. Место продажи как фактор вероятности приобретения безопасного товара. Тема 5. Потребительская новизна как критерий конкурентоспособности товаров и услуг Сущность и значение потребительской новизны. Инновационная деятельность как фактор новизны. Классификация новых товаров. Стабильность новизны во времени: сущность; виды охранных документов; способы количественной оценки новизны; практика определения скорости морального старения. Стабильность новизны в объеме: сущность, влияние размера тиража на оригинальность изделия; методический подход к обоснованию объема выпускаемой партии товара. Тема 6. Имидж как критерий конкурентоспособности товаров и услуг Сущность и значение имиджа товара. Факторы, влияющие на имидж - страна-изготовитель, товароизготовитель, заказчик (продавец), клиент (покупатель). Понятие программ эффективного имиджа. Имидж и брендинг: роль регистрации товарного знака, срок жизни бренда, стоимость бренда. Поправка на имидж при оценке конкурентоспособности. Тема 7. Информативность как критерий конкурентоспособности товаров и услуг Сущность и значение информативности товара. Неопосредованные и опосредованные конкурентные преимущества. Информативность как ограничительный критерий. Понятие ложных и символических конкурентных преимуществ. Источники надежной информации о конкурентных преимуществах. Тема 8. Цена потребления как критерий конкурентоспособности товаров и услуг Понятие и значение цены потребления. Структура цены потребления. Факторы цены потребления. Проблема адекватности цены качеству товара. «Красная цена» как конкурентоспособная цена. Комбинация изменения цены и качества как стратегия обеспечения конкурентоспособности товаров. Понятие карт рынка товара. Тема 9. Макроэкономические факторы конкурентоспособности товаров Классификация факторов конкурентоспособности. Характеристика основных и развитых факторов. Характеристика общих и специализированных факторов. Правило ромба М. Портера. Развитие кластеров и технопарков как фактор конкурентоспособности товаров. Роль государства в обеспечении конкурентоспособности товаров: развитие конкурентной среды в экономике России; техническое оснащение производства; кадровое обеспечение; научно-технический потенциал страны; уровень развития информационных технологий; состояние финансовой системы; система таможенного регулирования и квотирования; геополитическое состояние России и развитие сферы инфраструктуры; издержки производства промышленной продукции и производительность труда; инвестиционный климат; внешнеэкономическая стратегия страны. Тема 10. Микроэкономические факторы конкурентоспособности товаров Понятие микрофакторов. Ключевая роль микрофакторов в обеспечении конкурентоспособности товароизготовителя. Группировка микрофакторов. Производственные факторы: сущность, роль «критериев модели премии Правительства РФ в области качества» в количественной оценке производственных факторов. Рыночные, сбытовые и сервисные факторы. Взаимосвязь сбытовых и сервисных факторов Тема 11. Техническое регулирование как фактор конкурентоспособности товаров и услуг Роль технического регулирования в преодолении технических барьеров в международной торговле. Безопасность товаров как главный приоритет технического законодательства. Техническое регулирование в сфере стандартизации . Проблема повышения роли России в деятельности международных организаций по стандартизации. Роль международных профессиональных объединений производителей, в установлении планки требований к качеству. «Прорывная роль» фирменного стандарта. Техническое регулирование в области оценки соответствия . Роль обязательного подтверждения соответствия товара в продвижении товара на внешний рынок. Обеспечение конкурентоспособности через инструмент добровольной сертификации. Оценка и подтверждение соответствия систем качества как фактор конкурентоспособности товароизготовителя и опосредованный фактор конкурентоспособности товара. Бренд органа по сертификации как свидетельство надежных сведений о критериях конкурентоспособности товара. Тема 12. Методы оценки конкурентоспособности товаров Цель оценки конкурентоспособности товаров. Принципы оценки. Порядок оценки. Классификация методов оценки. Методы, применяемые исходя из используемого принципа. Методы, применяемые исходя из используемой номенклатуры критериев. Методы, применяемых на различных стадиях жизненного цикла продукции. Характеристика методов исходя из формы представления данных. Тема 13. Особенности оценки конкурентоспособности услуг Роль сферы услуг в экономике и обеспечении конкурентоспособности. Классификация услуг. Сущность услуги. Особенности оценки качества услуг. Особенности оценки конкурентоспособности услуг: принципы оценки, критерии оценки. Методология оценки конкурентоспособности услуг розничной торговли. Особенности оценки конкурентоспособности образовательных услуг (на примере вузов). Тема 14. Конкурсы как инструменты установления конкурентоспособности товаров и услуг Роль конкурсов. Конкурсы в дореволюционной России. Конкурс-отбор поставщиков продукции для государственных нужд России. Конкурс на соискание премии Правительства РФ в области качества. Программа-конкурс «100 лучших товаров России. Национальная программа «Всероссийская марка (III тысячелетие)». Прочие конкурсы (программа «Московское качество», конкурс «Народная марка», конкурс Союза потребителей России). 10. Ч.2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Рассчитайте комплексные показатели качества трех бытовых водоочистных устройств (БВ) и сделайте вывод о качестве образцов «А», «В», «D» Относительные показатели потребительских свойств БВУ
2. Покажите место в графе 2 ниже следующей таблицы каждого из перечисленных товаров: 1) сотовый телефон; 2) электронный термометр; 3) особо плоский сотовый телефон; 4) холодильник с цветным корпусом; 5) автомобиль для женин; 6) автомобиль с дополнительной комплектацией; 7) бензин с биодобавкой; 8) автоматическая стиральная машина с функцией стирки тонкого белья (трикотажных изделий); 9) аэрогриль; 10) пылесос известной марки с пониженным уровнем шума.
1. Представьте конкурентные преимущества по форме, данной в приложении 1, следующих видов товаров (конкретных марок): водки, сока, молочного продукта, зубной пасты. 2. Проанализируйте Руководство по эксплуатации (РЭ)к имеющимся у Вас дома сложнотехническим товарам и приведите примеры РЭ, в которых указаны конкурентные преимущества изделий, к какой группе относятся эти конкурентные преимущества согласно классификации, представленной в приложении 1? 3. Рассчитайте цену потребления бытовых водоочистных устройств (БВУ) по данным таблицы и сделайте выводы.
6.Сопоставьте БВУ и образцов бутилированной воды как средств, удовлетворяющих потребность в чистой воде по цене потребления, если известно [2], что семья из 3 человек в течение 5 лет потребляет от 10950 до 16425 дм3 питьевой воды. 7. В какую из восьми конкурентных стратегий (см. рис.1) «вписывается» производство следующих товаров и представления следующих услуг: 1) производство компьютерной техники; 2) производство пищевых продуктов премиум-класса; 3) производство пищевых продуктов первой необходимости; 4) продажа компьютерной техники в специализированных торговых центрах; 5) производство отечественной мебели; 6) продажа фруктов на сельхозрынке.
высокое 8 2 7 3 качество 6 4 5 низкое цена высокая Рис.1 Возможные комбинации изменений цены и качества товара в целях повышения его конкурентоспособности 8. Выполните задание, сформулированное в вопросе №3 темы 1 контрольной работы. 11. Ч.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Темы контрольных работ для студентов, обучающихся по заочной (сокращенной) форме обучения Контрольные работы должны быть представлены в сроки, установленные учебным графиком. Студенты, не выполнившие контрольные работы, не допускаются к сдаче экзамена. Контрольная работа включает 15 тем. Выбор темы контрольной работы осуществляется по специальной таблице по первой букве фамилии студента:
Цель выполнения контрольной работы: закрепление теоретических знаний и умение применять полученные теоретические знания пи решении конкретных практических заданий. Требования к содержанию контрольной работы: - творческий, самостоятельный подход к изложению материала, умение выразить своё мнение по исследуемому вопросу; - недопустимость механического переписывания материала учебника или лекций; - подтверждение теоретических выводов практическим или статистическим материалом; - цитирование первоисточников с ссылками на номер работы, указанный в списке используемой литературы, и страницу; наличие иллюстраций и таблиц. Требования к оформлению контрольной работы: - объём работы 10-15 страниц машинописного текста стандартного формата А4 ; на страницах работы необходимо оставлять поля для замечаний преподавателя-рецензента; - страницы работы нумеруются, титульный лист является первой страницей контрольной работы (номер страницы на титульном листе не проставляется); на 2-ой странице даётся план (содержание) работы; далее следуют наименования теоретических вопросов или практических заданий и ответы на них; все иллюстрации и таблицы должны быть пронумерованы, каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной надписью, таблицы с заголовками должны быть помещены в тексте после абзацев, содержащих ссылки на них; - тексты цитат заключаются в кавычки и сопровождаются сноской; - в конце контрольной работы приводится список использованной лично студентом литературы и иных источников информации в алфавитном порядке; - в тексте следует давать в скобках ссылки на источников; Методические указания по выполнению контрольной работы: - выполнению контрольной работы должно предшествовать самостоятельное изучение студентом рекомендованной литературы и других источников информации. - ответы на теоретические вопросы должны отражать необходимую и достаточную компетенцию студента, содержать краткие и четкие формулировки, убедительную аргументацию, доказательность и обоснованность выводов, быть логически выстроены. - решения практических заданий должны сопровождаться краткими, но исчерпывающими пояснениями (аргументами). - Контрольная работа должна быть представлена в деканат факультета не позднее, чем за 20 дней до начала экзаменационной сессии. Контрольная работа, выполненная без соблюдения требований или не полностью, не зачитывается и возвращается студенту для ее выполнения в соответствии с темой, указанной в таблице. До начала сессии студент получает проверенную преподавателем контрольную работу с исправлениями в тексте и замечаниями на полях, а также рецензию, в которой анализируются все ошибки и неточности, даются рекомендации по исправлению ошибок и выставляется оценка «зачтено» или «незачтено». Оценка «зачтено» является допуском к экзамену по соответствующей учебной дисциплине. Работа с оценкой «незачтено» должна быть доработана и представлена на повторное рецензирование. Тема 1. 1.Характеристика терминологии в области конкурентоспособности товаров. 2.Сравнительная оценка конкурентоспособности конкретных наименований товаров (по материалам журнала «Спрос»). 3.Дайте сравнительную оценку конкурентоспособности конкретных наименований товара (выбор и оценка объектов производится студентом самостоятельно). При изложении 2-ого и 3-го вопросов необходимо использовать всю номенклатуру критериев конкурентоспособности - уровня качества, цены потребления, подлинности, безопасности, информативности, потребительской новизны, социальной адресности, имиджа. При необходимости исключения отдельных критериев следует аргументировать их неактуальность . Используемые для подготовки 2-ого вопроса материалы экспертизы (по данным журнала «Спрос») требуется творчески переработать: 1. увязать технические характеристики с потребительскими показателями качества (функциональными, эргономическими, надежности и пр.; 2.дополнить отдельными критериями конкурентоспособности, актуальными для сравниваемых видов товаров) Тема 2. 1. Классификация методов оценки конкурентоспособности товаров. 2. См. вопрос 2 темы 1. 3. См. вопрос 3 темы 1. Тема 3. 1. Дайте характеристику ограничительных критериев подлинности и безопасности товаров. 2. См. вопрос 2 темы 1. 3. См. вопрос 3 темы 1. Тема 4. 1. Дайте характеристику оценочных критериев подлинности и безопасности товаров. 2. См. вопрос 2 темы 1. 3. См. вопрос 3 темы 1. Тема 5. 1. Роль конкурентоспособности товаров в обеспечении национальной безопасности страны. 2. См. вопрос 2 темы 1. 3. См. вопрос 3 темы 1. Тема 6. 1. Характеристика макроэкономических факторов, влияющих на «качественную» составляющую конкурентоспособности товаров. 2. См. вопрос 2 темы 1. 3. См. вопрос 3 темы 1. Тема 7. 1. Характеристика макроэкономических факторов, влияющих на «ценообразующую» составляющую конкурентоспособности товаров. 2. См. вопрос 2 темы 1. 3. См. вопрос 3 темы 1. Тема 8. 1. Дайте классификацию конкурентных преимуществ товаров и проиллюстрируйте каждое из них примерами по непродовольственным товарам. 2. См. вопрос 2 темы 1. 3. См. вопрос 3 темы 1. Тема 9. 1. Дайте характеристику социальной адресности как критерия конкурентоспособности и оцените социальных адрес конкретных (самостоятельно выбранных) наименований товаров. 2. См. вопрос 2 темы 1. 3. См. вопрос 3 темы 1. Тема 10. 1. Факторы, формирующие имидж товара (с примерами по конкретной группе товаров). 2. См. вопрос 2 темы 1. 3. См. вопрос 3 темы 1. Тема 11. 1. Покажите и оцените на примеры конкретных наименований товаров адекватность цены качеству. 2. См. вопрос 2 темы 1. 3. См. вопрос 3 темы 1. Тема 12. 1. Характеристика стабильности качества и стабильности новизны товаров в объеме. 2. См. вопрос 2 темы 1. 3. См. вопрос 3 темы 1. Тема 13. 1. Характеристика стабильности качества и стабильности новизны товаров во времени. 2. См. вопрос 2 темы 1. 3. См. вопрос 3 темы 1. Тема 14. 1. Краткая характеристика конкурсов как инструментов установления конкурентоспособности товаров. 2. См. вопрос 2 темы 1. См. вопрос 3 темы 1. Тема 15. 1. Характеристика цены потребления (с примерами расчета по непродовольственным товарам). 2. См. вопрос 2 темы 1. См. вопрос 3 темы 1. Темы контрольных работ для студентов, обучающихся по заочной форме обучения Контрольная работа включает 20 тем. Выбор темы контрольной работы осуществляется по специальной таблице по первой букве фамилии студента:
Тема 1 1. Рынок кондитерских товаров. 2. Характеристика терминологии в области конкурентоспособности товаров. 3. Дайте сравнительную оценку конкурентоспособности конкретных разновидностей товара. Тема 2 1. Рынок зерна, муки, крупы. 2. Специфические критерии конкурентоспособности услуг. 3. См. вопрос 3 варианта 1. Тема 3 1. Рынок хлеба и макаронных изделий. 2. Характеристика макроэкономических факторов, влияющих на «качественную» составляющую конкурентоспособности. 3. См. вопрос 3 варианта 1. Тема 4 1. Рынок безалкогольных напитков. 2. Характеристика макроэкономических факторов, влияющих на «ценообразующую» составляющую конкурентоспособности. 3. См. вопрос 3 варианта 1. Тема 5 1. Рынок алкогольных напитков. 2. Дайте характеристику ограничительных и оценочных критериев безопасности и подлинности товаров. 3. См. вопрос 3 варианта 1. Тема 6 1. Рынок плодоовощных товаров. 2. Дайте классификацию конкурентных преимуществ товаров и приведите примеры каждого из них по непродовольственным товарам. 3. См. вопрос 3 варианта 1. Тема 7 1. Рынок мяса и мясопродуктов. 2. Роль конкурентоспособности отечественных товаров в обеспечении национальной безопасности. 3. См. вопрос 3 варианта 1. Тема 8 1. Рынок молочных товаров. 2. Дайте характеристику социальной адресности как критерия конкурентоспособности и оцените социальную адресность конкретных (самостоятельно выбранных) наименований товаров. 3. См. вопрос 3 варианта 1. Тема 9 1. Рынок жиров. 2. Факторы, формирующие имидж товара (с примерами по конкретной группе товаров). 3. См. вопрос 3 варианта 1. Тема 10 1. Рынок рыбных товаров. 2. Покажите на примере конкретной группы товаров влияние производственных микрофакторов конкурентоспособности. 3. См. вопрос 3 варианта 1. Тема 11 1. Рынок обувных товаров. 2. Роль конкурентоспособности отечественных пищевых продуктов в обеспечении продовольственной безопасности России. 3. См. вопрос 3 варианта 1. Тема 12 1. Рынок меховых товаров. 2. Факторы, определяющие стабильность качества и новизны товаров в объеме. 3. См. вопрос 3 варианта 1. Тема 13 1. Рынок текстильных товаров и одежды. 2. Факторы, определяющие стабильность качества и новизны во времени. 3. См. вопрос 3 варианта 1. Тема 14 1. Рынок товаров культурно-бытового назначения. 2. Покажите на примере конкретной группы товаров влияние сервисных микрофакторов конкурентоспособности. 3. См. вопрос 3 варианта 1. Тема 15 1. Рынок хозяйственных товаров. 2. Покажите на примере конкретной группы товаров влияние рыночных микрофакторов конкурентоспособности. 3. См. вопрос 3 варианта 1. Тема 16 1. Рынок электробытовых товаров. 2. Покажите на примере конкретной группы товаров влияние сбытовых микрофакторов конкурентоспособности. 3. См. вопрос 3 варианта 1. Тема 17 1. Рынок сотовых телефонов. 2. Приведите собственные примеры представления результатов оценки конкурентоспособности товаров (услуг), представляемых в графической форме. 3. См. вопрос 3 варианта 1. Тема 18 1. Рынок парфюмерно-косметических товаров. 2. Покажите и оцените на примере конкретных групп товаров адекватность цены качеству. 3. См. вопрос 3 варианта 1. Тема 19 1. Рынок ювелирных товаров. 2. Дайте характеристику методов оценки конкурентоспособности товаров, применяемых на стадии обращения и эксплуатации. 3. См. вопрос 3 варианта 1. Тема 20 1. Рынок услуг. 2. Дайте характеристику методов оценки конкурентоспособности товаров, применяемых на стадии проектирования и производства. 3. См. вопрос 3 варианта 1. 12. Ч.2. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 1. Понятие о конкурентоспособности и ее характеристиках. 2. Объекты оценки конкурентоспособности. 3. Субъекты оценки конкурентоспособности. 4. Критерии конкурентоспособности: сущность и группировка. 5. Критерии конкурентоспособности как носители информации об удовлетворяемых потребностях. 6. Характеристика ограничительных и оценочных критериев конкурентоспособности. 7. Факторы конкурентоспособности: сущность и классификация. 8. Уровень качества товара как критерий конкурентоспособности. 9. Специфические показатели качества услуг. 10. Стабильность уровня качества. 11. Развитие кластеров и технопарков как фактор конкурентоспособности товаров. 12. Концепция «шесть сигма» как фактор стабильности качества. 13. Методика комплексной оценки уровня качества товаров. 14. Методика определения весомости критериев конкурентоспособности. 15. Социальная адресность товара как критерий конкурентоспособности. 16. Безопасность и подлинность как критерий конкурентоспособности. 17. Информативность как критерий конкурентоспособности. 18. Потребительская новизна как критерий конкурентоспособности. 19. Стабильность новизны как критерий конкурентоспособности. 20. Имидж как критерий конкурентоспособности. 21. Конкурентные преимущества товаров: виды, способы представления. 22. Цена потребления как критерий конкурентоспособности. 23. Комбинация цены и качества как основа конкурентной стратегии. 24. Красная цена как критерий конкурентоспособности товаров. 25. Номенклатура критериев конкурентоспособности услуг. 26. Поправка на имидж при оценке конкурентоспособности товаров. 27. Методы оценки уровня качества товаров. 28. Методика оценки адекватности цены качеству. 29. Классификация методов оценки конкурентоспособности. 30. Характеристика прямых и косвенных методов оценки конкурентоспособности. 31. Методы оценки конкурентоспособности, применяемые на различных стадиях жизненного цикла. 32. Характеристика методов оценки конкурентоспособности исходя из формы представления данных. 33. Карта рынка как способ позиционирования конкурентоспособности товаров и услуг. 34. Цели оценки конкурентоспособности товаров. 35. Принципы оценки конкурентоспособности товаров. 36. Методика формирования номенклатуры критериев конкурентоспособности товаров. 37. Порядок оценки конкурентоспособности товаров. 38. Выбор приоритетных критериев конкурентоспособности товаров. 39. Критерии конкурентоспособности образовательных услуг. 40. Особенности оценки конкурентоспособности образовательных услуг. 41. Критерии конкурентоспособности услуг розничной торговли. 42. Особенности оценки конкурентоспособности услуг розничной торговли. 43. Характеристика природных и развитых факторов, специальных и универсальных факторов конкурентоспособности. 44. Правило «ромба М. Портера» 45. Характеристика макроэкономических факторов, влияющих на «качественную» составляющую конкурентоспособности. 46. Характеристика макроэкономических факторов, влияющих на «ценообразующую» составляющую конкурентоспособности. 47. Роль микроэкономических факторов конкурентоспособности. 48. Производственные микрофакторы конкурентоспособности. 49. Сервисные микрофакторы конкурентоспособности. 50. Рыночные микрофакторы конкурентоспособности. 51. Сбытовые микрофакторы конкурентоспособности. 52. Роль стандартизации в обеспечении конкурентоспособности. 53. Роль сертификации в обеспечении конкурентоспособности 54. Роль конкурсов как инструментов установления конкурентоспособности. 55. Опыт организации конкурсов в дореволюционной России. 56. Программа конкурса «100 лучших товаров в России». 57. Конкурс на соискание премии Правительства России в области качества. 58. Понятие о системе обеспечения конкурентоспособности товаров. 59. Принципы системы обеспечения конкурентоспособности товаров (услуг). 60. Роль государства в обеспечении конкурентоспособности товаров (услуг).
13. Ч.2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная 1. Лифиц И.М. «Конкурентоспособность товаров и услуг» М.: «Высшее образование», 2007* Дополнительная 2. Еремеева Н.В., Калачев С.В. «Конкурентоспособность товаров и услуг» М.: «КолосС», 2006* 3. Фатхутдинов Р.А. «Управление конкурентоспособностью организации». М.: «Эксмо», 2004 4. Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг. М. Юрайт. 2004. с.287-293 Журналы: 5. «Конкуренция и рынок» 6. «Компания» 7. «Маркетинг» 8. «Маркетолог» 9. «Маркетинг и маркетинговые исследования» 10. «Маркетинг в России и за рубежом» 11. «Практический маркетинг» 12. «Секрет фирмы» 13. «Спрос» 14. «Стандарты и качество» 15. «Эксперт»
1. Сайты: - Оценка конкурентоспособности товара marketing.spb.ru - Конкурентоспособность и бенчмаркинг www.benchmarking-ci.ru - Профессиональная оценка автомобилей и другого имущества www.expertiza-nami.ru 2. Федеральные законы 3. Национальные стандарты 4. Образцы товаров * Издания с грифом УМО Приложение 1 Виды конкурентных преимуществ пищевых продуктов
Приложение 2а Приложение 2б Технико – эксплуатационные показатели качества машиностроительной продукции (применительно к грузовым автомобилям)
Приложение 4 Конкурентоспособность поисковых систем
Приложение 3
Взаимосвязь между требованиями и техническими характеристиками: ● – сильная (6); ◎ – средняя (3); Δ – слабая. На «крыше домика» - корреляция между техническими характеристиками продукции: ● – сильно положительная;○ – положительная; Х – отрицательная; ХХ – сильно отрицательная. ТОВАРЫ И УСЛУГИ КАК ОБЪЕКТ КОММЕРЦИИ Учебно-методический комплекс В авторской редакции Компьютерная верстка Т.С. Тихоновой
Гарнитура Times New Roman. Объем 8,5 п.л. Тираж 100 экз.
Издательство Российского государственного торгово-экономического университета |