Учебное пособие: Комплекс дисциплины ф со пгу 18. 3/29 Министерство образования и науки Республики Казахстан
Название: Комплекс дисциплины ф со пгу 18. 3/29 Министерство образования и науки Республики Казахстан Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||
Титульный лист Учебно-методический Форма комплекс дисциплины Ф СО ПГУ 7.18.3/29
Методические указания Форма Ф СО ПГУ 7.18.2/05
Введение Методические указания по изучению дисциплины Основы психологического консультирования» представлены в описании 14 тем, в соответствии с рабочей программой. Цель методических указаний: вооружить студентов знанием теоретических основ современной психологии; формировать профессионально-значимые качества будущих психологов в процессе обучения психологии. Список рекомендуемой литературыОсновная: 1.Ландшафт детской души: юнгианское консультирование в школах и клиниках Алан Дж. Уч. Пособие М., Пер Сэ, 2006. – 271 с. 2. Психологическое консультирование и диагностика А.Л. Вегнер Практическое руководство М., Генезис, 2005. Ч.1., 2005.– 154 с. 3 Психологическое консультирование Колесникова Г.И. Учебное пособие Ростов н / Д: Феникс., 2004. – 284 с. 4. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями Меновщиков В.Ю. Уч. Пособие М.: Смысл, 2005. – 182 с. 5. Игровая терапия Мустакас К. Учебное пособие СПб, Речь, 2003. – 281 с. 6.Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития Никитина В.Б. Уч. Пособие М., Владос, 2003. – 126 с. 7.Практическая психология образования Овчарова Р.В. Уч. пособие М., Academia, 2003. – 448 с. 8. Психологическое консультирование Пахальян В.Э. Уч. пособие СПб., Питер, 2006.- 230 с. 9.Мастерская психологического консульбтирования Петрушин С.В. Уч. Пособие СПб, Речь, 2006. – 142 с. 10.Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка под ред. Л.М. Шипицыной Уч. Пособие М., Владос. 2003. – 527 с. 11.Психотерапия: новейший справочник практического психолога сост. С.Л. Соловьева Справочник МСПб, АСТ: Сова, 2005. – 704 с. 13.Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. Собчик Л.Н Уч. Пособие СПб., Речь.. 2003. – 622 с. 14.Основы психологического консультирования и психологической коррекции Хухлаева О.В. Уч. Пособие М., Академия, 2006. – 203 с. 15. Пособие по психологическому консультированию Шнейдер Л.Б. Уч. Пособие М., Ось-89, 2003. – 270 с. 16. Семейный диагноз и семейная психотерапия Эйдемиллер Э.Г. Уч. Пособие СПб., Речь, 2003. -333 с. Дополнительная 1. Психологическое консультирование: теория и опыт Абрамова Г.С. Уч. Пособие М.: ACADEMA, 2000. – 240 с. 2.Практикум по психологическому консультированию Абрамова Г.С. Уч. Пособие Екатеринбург, 1995. – 124 с. 3. Диагностические пробы в психологическом консультировании Андрущенко Т.Ю. Уч-методич. Пособие М., Академия, 2002. - 77 с. 4. Игры, в которые играют люди Берн Э. Л, 1992.-156 с. 6.Возрастно-психологическое консультирование Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Уч. Пособие М.: МГУ, 1990. – 136 с. 7.Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.К.Карабанова и др. Учеб.пособие для студ. высш.учеб. Заведений М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 410 с. 8. Семейная терапия Бэндлер Р. Воронеж, 1993-128 с. 9.Психология переживания Василюк Ф.Е. Уч. Пособие М.:МГУ,1984.-200с 10. Терепевтическая и консультативная психология Гулина М.А. Уч. Пособие СПб.: Речь, 2001. – 348 с. 11.Детская практическая психология под ред. Т.Д. Марцинковской Учебник М., Гардарики, 2001. – 253 с. 12.Детский практический психолог: программы и методические материалы под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой Уч. пособие для студентов в пед. уч. Заведениях М., Академия, 2001. – 253 с. 13. Происхождение и психотерапия детских неврозов Захаров А.И. СПб., 2003-672 с. 14.Групповая психотерапия Карвасарский Б.Д. Учеб. Пособие М.: Медицина, 1990.-384 с. 15. Между свободой и необходимостью: Копьев А.Ф. Статья Вопросы психологии. – 1996. - № 4. – С.44. 16.Основы психологического консультирования Кочунас Р.Уч. Пособие М., 2002-230 с. 17.Психотерапия семейных и супружеских дисгармоний. Кратохвил С. М.: Медицина, 1991-191 с 18.Психогимнастика в тренинге: тренинг партнерского общения. Тренинг сенситивности. Развитие креативности Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю.Уч. пособие СПб.: Речь, Институт тренинга, 2001. – 256 с. 19. Новые рубежи человеческой природы. Маслоу А. М.: Смысл, 1999-424 с. 20.Искусство психологического консультирования Р.Мэй Уч. Пособие М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. – 133 с. 21.Персональный миф в психологическом консультировании Мещерякова Э.И. автореф. дис. на соискание уч. степ. докт. психол. Наук Б., Б.И., 2001. – 48 с. 22.Психология отношений Мясищев В.Н. Уч. Пособие М, 1995.-358 с. 23.Теория и практика консультирования. Нельсон-Джоунс Р. Уч. Пособие СПб, “Питер”, 2000-479 с. 24.Психологическое консультирование Немов Р.С.Учебник М.: 2001-577 с. 25.Психодиагностика личности: Теория и практика Непомнящая Н.И. Учеб. Пособие М.:ВЛАДОС, 2001.- 191 с. 26.Диагностика супружеских затруднений Обозов Н.Н. статья Психол журнал, 1982. – Т.3. - №2. – С. 147-151 27.Технологии практического психолога образования Овчарова Р.В. уч. Пособие М., Сфера, 2000. – 448 с. 28.Мифы психотерапии и их функции Огинская М.М., Розин М.В. статья Вопр. Психологии. 1991. № 4. 29.Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики Орлов А.Б. уч. Пособие М., Академия, 2002. – 271 с. 30.Практика гештальттерапии Перлз Ф. М., 2001-472 с. 31.Гештальт-подход. Свидетель терапии Перлз Ф. М., 2001- 217 с. 32.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования под ред. Е.Г. Силяевой уч. Пособие М., Академия, 2002. – 192 с. 33.Помощь трудным детям. Раттер М. М., 1999-432 с. 34.Консультирование: теория и практика Джордж Рики Учебник М.Эксмо, 2002. – 447 с. 35.Взгляд на психотерапию. Становление человека. Роджерс К. М.: Прогресс, 1994.- 480 с. 36.Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в области практической работы. Роджерс К. Уч. Пособие М., Эксмо-Пресс, 2000. – 463 с. 37.Искусство консультирования и психотерапия Роджерс К. М., Пресс, 2002. – 966 с. 38.Методика психологического консультирования Самоукина Н.В. Статья Частная школа. 1996. - №1. – С. 51-59. 39.Профессиональное консультирование подростков и старших школьников Самоукина Н.В. Статья Частная школа. 1997. - №2. – С. 72. 40.Типичные ошибки психолога-консультанта: анализ и рекомендации Самоукина Н.В. Статья Частная школа. 1997. - №5. – С. 77-87. 41.Первые шаги школьного психолога: психологический тренинг Самоукина Н.В. Дубна: Феникс, 2000.-191 с 42.Психология и педагогики профессиональной деятельности Самоукина Н.В. Уч. Пособие М, 2000.-351 с. 43.Экстремальная пчсихология Самоукина Н.В. Уч. Пособие М, 2000.-288 с. 44.Организационно-обучающие игры в образовании Самоукина Н.В. Уч. Пособие М, 1996.-110 с. 45.Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги Самоукина Н.В. Уч. Пособие М., Изд-во института психотерапии,2005 - 227 с. 46.Общая психотерапия Соколова Е.Т. Уч. Пособие М., Тривола, 2001. – 302 с. 47.Профилактика детских неврозов. Спиваковская А.С. М.: МГУ, 1988-200 с. 48. Человек в поисках смысла Франкл В. Эл. ресурс. М.: Прогресс, 1990 49.Практикум по возрастно-психологическому консультированию Хозиева М.В. Ученое пособие М., Академия, 2002. 318 с. 50.Психологическое консультирование по профессиональной ориентации Чернявская А.П. Уч. Пособие М., Владос, 2001. – 95 с. 51.Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Шостром Э. Минск, 1992-128 с. 52.Семейная психотерапия Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. М.,1990.-530 с. ТЕМА 1. Общие вопросы психологического консультирования 1. Изучить основной вопрос общей теории консультирования. 2. Модель консультанта. 3. Понятие о консультативном контакте. 4. Типы консультирования
ТЕМА 2 Консультирование как принятие решения 1. Рассмотреть структуру процесса консультирования 2. Трансформация личности. 3. Анализ работ К.Роджерса.
ТЕМА 3 Консультативные установки 1. Установки в работе консультанта. 2. “Принцип молчания” в психологическом консультировании. 3. Проблематика консультирования 4. О причинах отказа от консультирования. 5. Клиентские ожидания и модели поведения. ТЕМА 4 Консультативные навыки 1. Навыки поддержания консультативного контакта. 2. Чувства консультанта и самораскрытие.
ТЕМА 5 Особые терапевтические феномены 1. Особые терапевтические феномены 2. Позитивные и негативные стороны особых терапевтических феноменов. 3. Аффекты.
ТЕМА 6 Специальные проблемы психологического консультирования 1. Специальные проблемы психологического консультирования 2. Как скорректировать комплекс неполноценности? 3. Задачи психолога-консультанта 4. Коммуникативные способности человека. 5. Специальные проблемы психологического консультирования 6. Специальные проблемы психологического консультирования 7. Практические рекомендации по деловому психологическому консультированию. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1__ Тема: Общее понятие о психологическом консультировании. Продолжительность _2_ часа План практического занятия: 1. Вопросы для обсуждения: * Психологическое консультирование, психотерапия, психиатрия. *Определение понятия «консультирование». *Цели и задачи психологического консультирования. Современные представления о целях консультирования. * Основные принципы психологического консультирования. * Анализ различных подходов в практике психологического консультирования. * Этические принципы и ответственность консультанта. Этический кодецс психолога-консультанта. * Теоретические принципы современных психологических направлений. * Человек в процессе психологического консультирования. 2. Анализ статьи К. Роджерса «Клиентоцентрированный / человекоцентрированный подход в психотерапии» (Вопросы психологии, №2. 2001). 3. Доклад «Семейное консультирование». 4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы. 5. Эссе на тему: «Значение другого человека для меня». ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М: Академия, 2006. – 203 с. 2. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. Ростов н/Д, Феникс, 2004 – 284 с. 3. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. М: Academia, 2003 – 448 с. Дополнительная:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2__ Тема: Теория диалога и консультирование. Продолжительность _2 _ часа План практического занятия: 1. Вопросы для обсуждения: * А.А. Ухтомский о Двойнике и Собеседнике. * Теория диалога и консультирование. * Диалогическая интенция. * Личность консультанта. * Модель эффективного консультанта. * Система ценностей консультанта. * Влияние профессиональной деятельности на консультанта. Синдром сгорания, его причины, профилактика. 2. Анализ статьи В.П. Зинченко «Алексей Алексеевич Ухтомский и психология» (Вопросы психологии, 2000. №4). Конспект статьи. * Теория психологических систем и консультирование. Анализ статьи В.Е. Клочко « Психосинергетика: настоящее и будущее психологии» (Материалы конференции «Человек в психологии: ориентиры исследований в новом столетии» 20 апреля 2001 года. Караганда: Изд-во Каргу, 2001. С. 101-110). 3. Доклад «Суицид и особенности консультирования суицидальных клиентов». 4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы. ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. Уч. пособие. СПб., Питер, 2006. - 230с. 2. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2005. – 182 с. 3. Вегнер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство / А.Л. Вегнер. М., Генезис, 2005. Ч.1., 2005.– 154 с. Дополнительная: 1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. Уч. пособие. Екатеринбург, 1997. – 367 с. 2. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология / М.А. Гулина. СПб.: Речь, 2001. – 348 с. 3. Копьев А.Ф. Между свободой и необходимостью: к мотодологии краткосрочного психологического консультирования // Вопросы психологии. – 1996. - № 4. – С.44. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 Тема: Введение в процесс консультирования. Продолжительность _2 _ часа План практического занятия: 1. Вопросы для обсуждения: * Консультативный контакт. Навыки поддержания. * Терапевтический климат. * Эмоциональные компоненты терапевтического климата. *Создание обоюдного доверия. * Модель “образа мира” и ее значение в консультативно-психотерапевтической практике. 2. Анализ статьи М.А. Хазановой «Феномен принятия в психотерапевтическом консультировании» (Вопросы психологии, №2. 1993.). 3. Доклад «Страхи в детском возрасте и работа консультанта». 4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы. ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Психотерапия: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. МСПб, АСТ: Сова, 2005. – 704 с. 2. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: СПб., Питер, 2006.- 230 с. 3. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования / С.В. Петрушин. М., Пер Сэ, 2003. – 142 с. 4. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб, 2003. -333 с. Дополнительная: 1. Андрущенко Т.Ю. Диагностические пробы в психологическом консультировании / Т.Ю. Андрущенко. М., Академия, 2002. - 77 с. 2. Шнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. М.: Ижица, 2002. — 224 с. 3. Б.Д. Карвасарский Групповая психотерапия \\ Под ред Б.Д. Карвасарского.– Санкт-Петербург: “Питер”, 1990.- 384 с. 4. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987- 432 с. 5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1994- 480 с. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 Тема: Виды консультирования. Продолжительность _2 _ часа План практического занятия: 1. Вопросы для обсуждения: *Индивидуальное консультирование. *Семейное консультирование. *Групповое консультирование. *Возрастно-психологическое консультирование. 2. Анализ статьи Огинской М.М., Розина М.В. «Мифы психотерапии и их функции» (Вопросы психологии. 1991. № 4). 3. Доклад «Помощь консультанта тревожным клиентам». Доклад «Психологическое консультирование при переживании горя, утраты». Доклад «Консультативная работа с наркозависимыми». 4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы. ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования / С.В. Петрушин. М., Пер Сэ, 2003. – 142 с. 2. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. Л.М. Шипицыной. М., Владос. 2003. – 527 с. 3. Психотерапия: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. МСПб, АСТ: Сова, 2005. – 704 с. 4. Собчик Л.Н Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. СПб., Речь.. 2003. – 622 с. 5. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Академия, 2006. - 203 с. 6. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию / Л.Б. Шнейдер. М., Ось-89, 2003. – 270 с. 7. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: уч. пособие / Э.Г.Эйдемиллер, ЭВ. Добряков. СПб., Речь, 2003. - 333 с. Дополнительная: 1. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.К. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2002. - 410 с. 2. Роджерс К. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в области практической работы. М., Эксмо-Пресс, 2000. – 463 с. 3. Гулина М.А. Терепевтическая и консультативная психология / М.А. Гулина. СПб.: Речь, 2001. – 348 с. 4. Детская практическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / под ред. Т.Д. Марцинковской. М., Гардарики, 2001. – 253 с. 5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования /под ред. Е.Г. Силяевой. Уч. пособие. М.: Академия, 2002. - 270 с. 6. Соколова Е.Т. Общая психотерапия / Е.Т. Соколова. М., Тривола, 2001. – 302 с. 7.Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М.: МГУ, 1988- 200 с. 8. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990 (Эл. ресурс). 9. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – Минск, 1992- 128 с. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 Тема: Структура процесса консультирования. Продолжительность _2 _ часа План практического занятия: 1. Вопросы для обсуждения: * Структура процесса консультирования. * Интервью. Этапы интервью. Пятишаговая модель интервью. * Беседа. * Процесс психологического консультирования. *Этапы психологического консультирования. 2. Доклад «Консультирование жертв сексуального насилия». Доклад «Особенности консультирования детей дошкольного возраста и их родителей». 3. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы. ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2005.- 182 с. 2. Алан Дж. Ландшафт детской души: юнгианское консультирование в школах и клиниках. М., Пер Сэ, 2006. – 271 с. 3. Никитина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. М.: Владос, 2003. - 126 с. Дополнительная: 1. Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. - 133 с. 2. Кратохвил С. Психотерапия семейных и супружеских дисгармоний. – М.: Медицина, 1991.- 191 с. 3. Мещерякова Э.И. Персональный миф в психологическом консультировании: автореф. дис. На соискание уч. степ. докт. психол. наук. Б., Б.И., 2001. – 48 с. 4. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге: тренинг партнерского общения. Тренинг сенситивности. Развитие креативности СПб.: Речь, 2001. – 256 с. 5. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999- 424 с. 6. Перлз Ф. Практика гештальттерапии М., 2001- 472 с. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6 Тема: Консультативный процесс. Продолжительность _2 _ часа План практического занятия: 1. Вопросы для обсуждения: * Особенности вступления в контакт. * Фаза осознания желаемого результата. * Выработка альтернативных решений. * Обобщение результатов взаимодействия. 2. Анализ статьи: Цылев В.Р. «Как правильно подбирать для ребенка класс при зачислении в школу» // Вопросы психологии, 2003. №4. 3. Доклад «Работа консультанта с жертвами семейного насилия». Доклад «Консультативная работа с подростками». 4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы. ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Академия, 2006. – 203 с. 2. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб, Речь, 2003. – 333 с. 3. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. Л.М. Шипициной. М.: Владос, 2003. – 527 с. Дополнительная: 1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Уч. пособие. М.: Изд-во «Института психотерапии», 2000. – 353 с. 2. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: уч. пособие. М., Академия, 2002. – 271 с. 3. Детский практический психолог: программы и методические материалы: уч. пособие для студентов в пед. уч. заведениях / под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой – М., Академия, 2001. – 253 с. 4. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская – М., Владос, 2001. – 95 с. 5. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: уч. пособие / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.К. Карабанова. М., 2002. – 410 с. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 Тема: Трансформация личности. Продолжительность _2 _ часа План практического занятия: 1. Вопросы для обсуждения: * Трансформация личности. * Роль внушения в процессе трансформации личности. *Понятие уравновешенной объективности. * Оценка эффективности психологического интервью. * Что значит “становиться самим собой” (К.Роджерс)? *Профессиональная рефлексия в работе консультанта. * Обратные связи на каждой ступени. 2. Анализ статьи: Дорохов М.Б. «Клинико-психологический анализ и психотерапия раннего случая вомитофобии» // Вопросы психологии, 2003. №4. 3. Доклад «Консультирование разводящихся и постсупружеское консультирование». Доклад «Помощь алкоголезависимым и их родственникам». 4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы. ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию. М.: Ось, 2003. – 270 с. 2. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: СПб., Питер, 2006.- 230 с. 3. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования / С.В. Петрушин. М., Пер Сэ, 2003. – 142 с. Дополнительная: 1. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. М.: Академия, 2002. - 318 с. 2.Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М.: МГУ, 1988- 200 с. 3.Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – Минск, 1992- 128 с. 4. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., Эксмо Пресс, 1999- 432 с. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8 Тема: Исповедь клиента. Продолжительность _3 _ часа План практического занятия: 1. Вопросы для обсуждения: * Исповедь клиента и ее толкование. Организация исповеди. * Планирование встреч. * Психологическое консультирование и понятие нормы психического развития. Психоз. Невроз. 2. Анализ статьи: Орлов А.Б. «Психологическое консультирование и психотерапия: триалогический подход» // Вопросы психологии, 2002. №3. 3. Доклад «Профориентационное психологическое консультирование». Доклад «Консультирование безработных». Доклад «Телефон доверия, телефонная психотерапевтическая служба». 4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы. Тема 1 Основные консультативные установки. План занятия: 1. Вопросы для обсуждения: * Основные консультативные установки: безусловное принятие, безоценочность, симпатия, аутентичность. * Эмпатия и ее роль в ходе консультирования. * Эмпатия как необходимое состояние консультанта и клиента. * Понятие диалогической интенции. * Позиция эстетической вненаходимости. 2. Анализ статьи: Зайцев Г.К., Зайцев А.Г., Хаптанова Т.Г. «Половое воспитание подростков: ценностное отношение к здоровью» // Вопросы психологии, 2002. №3. 3. Доклад «Консультирование детей в психолого-педагогическом центре». Доклад «Виды конфликтов и их разрешение». 4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы. ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2003. – 622 с. 2. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. Л.М. Шипициной. М.: Владос, 2003. – 527 с. 3. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию / Л.Б. Шнейдер. М., Ось-89, 2003. – 270 с. Дополнительная: 1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт. М.: ACADEMA, 2000. – 240 с. 2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург, 1997. - 367 с. 3. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. – Екатеринбург, 1995. – 124 с. 4. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М.: МГУ, 1990. - 136 с. 5. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: МГУ, 1984- 200 с. 6. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.К.Карабанова и др. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. - 410 с. Тема 2 Принципы психологического консультирования. План занятия: 1. Вопросы для обсуждения: *“Принцип молчания” в психологическом консультировании. * Основополагающие принципы психологического консультирования: принцип свободы, индивидуальности, социальной интегрированности, ответственности, эмпатии. 2. Анализ диалогов Раскольникова и Порфирия Петровича («Преступление и наказание») с точки зрения реализации принципа молчания. 3. Анализ статьи: Буякас Т.М. «Инициальный путь развития личности» // Вопросы психологии, 2003. №5. 4. Доклад «Консультирование стрессовых состояний людей, потерявших работу». Доклад «Психология работы с больными». Доклад «Кризис середины жизни и особенности психологической поддержки». 5. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы. ЛИТЕРАТУРА: 1. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Академия, 2006. -203 с. 2. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2005.- 182 с. 3. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию. М.: Ось-89, 2003. – 270 с. 4. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: СПб., Питер, 2006.- 230 с. 5. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2003. – 622 с. 6. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: Сфера, 2000. – 448 с. 7. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. Л.М. Шипициной. М.: Владос, 2003. – 527 с. Дополнительная: 1.Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990 (Эл. ресурс) 2.Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – Минск, 1992 -128 с. 3.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия, - Л., 1989-530 с. 4. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1987-432 с. 5. Василюк Ф.Е. Психология переживания М.: МГУ,1984-200 с. 6. Бэндлер Р. Семейная терапия Воронеж, 1993- 128 с. 7. Карвасарский Б.Д. Групповая психотерапия М.: Медицина, 1990- 384 с.. 8. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская – М., Владос, 2001. – 95 с. Тема 3 Особенности консультирования и типы клиентов. План занятия: 1. Вопросы для обсуждения: * Неэффективное консультирование. *Причины отказа от консультирования. *Оценка проблем клиентов. Проблемы и их вербализация. * Диагностика: “за” и “против”. Использование тестов. *Клиентские ожидания и модели поведения. *Типы клиентов, закрытые клиенты (по Копьеву). Клиент-манипулятор. Типология клиентов (по Н.Н. Обозову). * Позиции консультанта (по Н.В. Самоукиной). *Позиции взаимодействующих во время индивидуального консультирования. 2. Практическое задание: Анализ ситуаций клиентов-манипуляторов. 3. Доклад «Кризис «встречи со старостью». 4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы. ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: СПб., Питер, 2006.- 230 с. 2. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство / А.Л. Вегнер. М., Генезис, Ч.1., 2005.– 154 с. 3. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование Ростов н/Д: Феникс., 2004. – 284 с. 4. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2005. – 182 с. 5. Мустакас К. Игровая терапия. СПб, Речь, 2003. – 281 с. Дополнительная: 1. Роджерс К. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в области практической работы. М., Эксмо-Пресс, 2000. – 463 с. 2. Гулина М.А. Терепевтическая и консультативная психология / М.А. Гулина. СПб.: Речь, 2001. – 348 с. 3. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб., 1993- 256 с. 4. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб.пособие. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001-191 с. 5. Детская практическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / под ред. Т.Д. Марцинковской. М., Гардарики, 2001. – 253 с. 6. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская – М., Владос, 2001. – 95 с. Тема 4 Чтение характера. План занятия: 1. Вопросы для обсуждения: *Роль консультанта в организации консультативного контакта. * “Чтение” характера клиента. Оговорки и забывчивость. * Распознавание экспрессии и поз. * Выразительные движения и мимика. *Невербальные техники. *Акцентуации и чтение характера. 2. Анализ статьи: Лейтес Н.С. «О признаках детской одаренности» // Вопросы психологии, 2003. №4. 3. Доклад «Проблема души нашего времени». 4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы. ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Психотерапия: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. МСПб, АСТ: Сова, 2005. – 704 с. 2. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: СПб., Питер, 2006.- 230 с. 3. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования / С.В. Петрушин. М., Пер Сэ, 2003. – 142 с. 4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. Л.М. Шипициной. М.: Владос, 2003. – 527 с. Дополнительная: 1. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М.: МГУ, 1990. – 136 с. 2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: МГУ, 1984- 200 с. 3. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.К.Карабанова и др. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 410 с. 4. Кратохвил С. Психотерапия семейных и супружеских дисгармоний. – М.: Медицина, 1991- 191 с. 5.Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990 (Эл. ресурс). 6.Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – Минск, 1992- 128 с. Тема 5 Активное слушание. План занятия: 1. Вопросы для обсуждения: * Активное слушание и вербальное слушание (рефлексивное и нерефлексивное слушание). *Техники активного слушания – техники вербализации: 1-й уровень вербализации, 2-й и 3-й уровни вербализации. *Основные помехи к активному слушанию. *Речевое мастерство консультанта. Техника недирективных высказываний. * Навыки внимания и влияния: постановка вопросов. * Ободрение и успокаивание. 2. Анализ статьи: Пряжников Н.С. Основы организации и планирования профориентационной работы в школе // Психологическая наука и образование, 2004. №4. С. 85. 3. Доклад «Психологическое консультирование невротических личностей». Доклад «Потенциал сказки в работе консультанта». 4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы. ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Алан Дж. Ландшафт детской души: юнгианское консультирование в школах и клиниках. М., Пер Сэ, 2006. – 271 с. 2. Никитина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. М.: Владос, 2003. - 126 с. 3. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2005.- 182 с. 4. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию. М.: Ось-89, 2003. – 270 с. 5. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: СПб., Питер, 2006.- 230 с. 6. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2003. – 622 с. 7. Мустакас К. Игровая терапия. СПб., Речь, 2003. – 281 с. 8. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. Л.М. Шипициной. М.: Владос, 2003. – 527 с. Дополнительная: 1. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – М.: “Владос”, 2001-577 с. 2.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: Сфера, 2000. – 448 с. 3. Кратохвил С. Психотерапия семейных и супружеских дисгармоний. – М.: Медицина, 1991-191 с. 4.Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – Минск, 1992-128 с. 5.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия, - Л., 1990.- 530 с. Тема 6 Техники работы консультанта. План занятия: 1. Вопросы для обсуждения: * Отражение содержания: перефразирование и обобщение. * Отражение чувств. Интонационная техника. * Паузы молчания. * Предоставление информации. * Интерпретация. *Конфронтация. * Техника диалога. Понимание готовности клиента к диалогу. 2. Анализ статьи: Махнач А.В. Жизненный опыт и выбор специализации в психотерапии // Психологический журнал, Т. 26. № 5, 2005. С.86-98. 3. Доклад «НЛП и консультирование». Доклад «Игра, ее роль в психотерапии и консультировании». 4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы. ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1.Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Академия, 2006. – 203 с. 2. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: уч. пособие. / Р.В. Овчарова – М., Akademia, 2003 – 448 с. 3. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: СПб., Питер, 2006.- 230 с. 4. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования / С.В. Петрушин. М., Пер Сэ, 2003. – 142 с. 5. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. Л.М. Шипицыной. М., Владос. 2003. – 527 с. 6. Психотерапия: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л. Соловьева. МСПб, АСТ: Сова, 2005. – 704 с. Дополнительная: 1. Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. – 133 с. 2. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – Санкт-Петербург: “Питер”, 2000-479 с. 3. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. – М.: “Владос”, 2001-577 с. 4. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская – М., Владос, 2001. – 95 с. Тема 7 Оценка результатов консультирования. План занятия: 1. Вопросы для обсуждения: * Чувства консультанта и самораскрытие. * Советы начинающему консультанту. * Оценка результатов консультирования. * Типичные ошибки консультанта. * Трудные клиенты. * Техники контрпарадокса. 2. Практическое задание: Анализ способов поведения и взаимодействия с конфликтной личностью. 3. Доклад «Консультирование людей, занимающих руководящие должности». Доклад «Консультирование клиентов при сексуальных проблемах». 4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы. ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2003. – 622 с. 2. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Академия, 2006. - 203 с. 3. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию / Л.Б. Шнейдер. М., Ось-89, 2003. – 270 с. Дополнительная: 1. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М.: МГУ, 1990. – 136 с. 2. Кратохвил С. Психотерапия семейных и супружеских дисгармоний. – М.: Медицина, 1991-191 с. 3. Мясищев В.Н. Психология отношений М, 1995.--358 с. 4. Обозов Н.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал, 1982. – Т.3. - №2. – С. 147-151 5. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: Сфера, 2000. – 448 с. Тема 8 Перенос и контрперенос. План занятия: 1. Вопросы для обсуждения: * Перенос. Понятие переноса в классическом психоаналитическом направлении. *Основные черты переноса. *Положительный и отрицательный перенос. *Контрперенос. *Причины контрпереноса. *Сопротивление. * Признаки переноса и контрпереноса. 2. Практическое задание в тройках: провести консультативную беседу, охарактеризовать этапность беседы с клиентом, техники, которые применял консультант. Роли: клиент, консультант, аналитик. 3. Доклад «Консультирование агрессивных клиентов». 4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы. ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство / А.Л. Вегнер. М., Генезис, Ч.1., 2005.– 154 с. 2. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование Ростов н/Д: Феникс., 2004. – 284 с. 3. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М.: Смысл, 2005. – 182 с. Дополнительная: 1. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.К. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2002. - 410 с. 2. Роджерс К. Консультирование и психотерапия: новейшие подходы в области практической работы. М., Эксмо-Пресс, 2000. – 463 с. 3. Гулина М.А. Терепевтическая и консультативная психология / М.А. Гулина. СПб.: Речь, 2001. – 348 с. 4. Детская практическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / под ред. Т.Д. Марцинковской. М., Гардарики, 2001. – 253 с. Тема 9 Позитивные и негативные стороны особых терапевтических феноменов. План занятия: 1. Вопросы для обсуждения: * Позитивные и негативные стороны особых терапевтических феноменов. 2. Практическое занятие в группе «Только один шаг». Цель занятия: Помочь участникам осознать свою жизнь как цепь выборов. 3. Доклад «Психотехнологии в психологическом консультировании». 4. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы. ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию. М.: Ось-89, 2003. – 270 с. 2. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: СПб., Питер, 2006.- 230 с. Дополнительная: 1.Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М.: МГУ, 1988-200 с. 2.Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990 (Эл. ресурс). 3. Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. – 133 с. 4. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию. М.: Академия, 2002. - 318 с. Тема 10 Специальные проблемы психологического консультирования. План занятия: 1. Вопросы для обсуждения: * Особенности консультирования плачущих клиентов. * Психологическое консультирование, связанное со способностями, с развитием личности клиента. *Коммуникативное и социально-перцептивное психологическое консультирование. *Консультирование по проблемам саморегуляции в деловых отношениях. *Межличностное психологическое консультирование. 2. Анализ статьи: Цылев В.Р. Как правильно подобрать для ребенка класс при зачислении в школу // Вопросы психологии, 2003. - № 4. 3. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы. ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Академия, 2006. – 203 с. 2. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб, 2003. – 333 с. 3. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / под ред. Л.М. Шипициной. М.: Владос, 2003. – 527 с. Дополнительная: 1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Уч. пособие. М.: Изд-во «Института психотерапии», 2000. – 353 с. 2. Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. – 133 с. 3. Рики Дж. Косультирование: теория и практика. Учебник. М.: Эксмо, 2002. – 447 с. 4. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990-(Эл. ресурс). 5. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. – Минск, 1992- 128 с. Тема 11 Специальные проблемы психологического консультирования. План занятия: 1. Вопросы для обсуждения: *Вопросы психолого-педагогического консультирования. *Консультирование по проблемам, связанным с личными жизненными неудачами. *Деловое психологическое консультирование. 2. Эссе на тему «Я – психолог-консультант». 3. Рекомендации студентам: использовать учебные пособия, статьи, хрестоматии по вопросам психологического консультирования, проработать списки основной и дополнительной литературы. ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М: Академия, 2006. – 203 с. 2. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. Ростов н/Д, Феникс, 2004 – 284 с. 3. Никитина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. М.: Владос, 2003. - 126 с. 4. Алан Дж. Ландшафт детской души: юнгианское консультирование в школах и клиниках. М., Пер Сэ, 2006. – 271 с. Дополнительная: 1. Г.С. Абрамова Психологическое консультирование. М: ACADEMIA, 2000.-240 с. 2. Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. – 133 с. 3. Роджерс К. Искусство консультирования и терапия. М.: Пресс, 2002. – 966 с. |