Реферат: Основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Норильск 2011 г
Название: Основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Норильск 2011 г Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРОЕКТ Управление общего и дошкольного образования Администрации города Норильска Методические рекомендации по разработке Основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Норильск 2011 г. Оглавление
Введение В соответствие с пунктом 5 статьи 14 ст. «Закона об образовании» содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 23.11.2009 N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования") основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении. В настоящее время на основе федеральных требований разрабатываются: - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. До ввода в действие этих документов настоящие рекомендации являются временными. Методические рекомендации адресованы заведующим ДОУ, заместителям заведующих по учебно-воспитательной и методической работе, а также педагогам дошкольных образовательных учреждений муниципального образования город Норильск. Методические рекомендации разработаны в помощь дошкольным образовательным учреждениям для создания основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения (далее – ООП ДОУ) в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ). ООП ДОУ рассматривается как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, учитывающая вид дошкольного образовательного учреждения, а также приоритетные направления деятельности. ООП ДОУ определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. Содержание ООП ДОУ включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Содержание ООП ДОУ должно основываться на положениях культурно-исторической теории Л.С.Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте и обеспечивать в целом: - сохранение и укрепление здоровья воспитанников; - формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира; - интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру; - формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка; - развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека; - развитие потребности в реализации собственных творческих способностей. ООП ДОУ должна показать: - как, с учетом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников, в дошкольном образовательном учреждении любого вида создается собственная модель организации воспитания, обучения и развития дошкольников; - какие педагогические технологии применяются в работе с детьми; - как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности воспитанников. Поэтому ООП ДОУ должна быть сугубо индивидуальной для каждого конкретного дошкольного образовательного учреждения, учитывать потребности воспитанников, их родителей, общественности и социума. ООП ДОУ состоит из двух частей: 1) обязательной части; 2) части, формируемой участниками образовательного процесса (далее - вариативная часть). Время (общий объем) ООП ДОУ, необходимое для реализации ООП ДОУ, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой она реализуется. Обязательная часть ООП ДОУ должна быть реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования и обеспечивать достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Объем обязательной части составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации ООП ДОУ. Вариативная часть ООП ДОУ, отражает: 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Объем вариативной части, - не более 20% общего объема ООП ДОУ. Общий объем ООП ДОУ рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: - образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); - образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; - самостоятельную деятельность детей; - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Итак, Программа дошкольного образовательного учреждения - это нормативно-управленческий документ дошкольного учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных услуг. В данных методических рекомендациях курсивом выделены примерные варианты написания содержания некоторых разделов ООП ДОУ. Оформление и содержание ООП ДОУ Титульный лист ООП ДОУ содержит следующую информацию: · в левом верхнем углу листа обозначается информация о том, что ООП ДОУ принята органом самоуправления ДОУ, уполномоченным согласно Уставу учреждения, дата принятия, утверждена приказом руководителя № приказа, дата издания; · в центральной части титульного листа дается полное наименование документа; · в нижней части титульного листа указываются наименование населенного пункта, в котором находится ДОУ и год разработки ООП ДОУ. 1 . Обязательная часть 1.1.Пояснительная записка Структура пояснительной записки определена статьями 2.14 и 3.1 ФГТ. Вместе с тем возможно дополнить её ссылкой на федеральную, региональную, муниципальную нормативную базу, на программный материал и технологии, в соответствии с которыми образовательное учреждение разработало свою ООП. Пояснительная записка должна раскрывать: 1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении: - общее количество детей; - количество групп; - направленность групп (общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные, комбинированные); - характеристика групп по наполняемости и однородности возрастного состава. Возможно дополнить: - характеристика соотношения мальчиков и девочек в группах (для выявления возможных проблем, трудностей в организации образовательного процесса); - характеристика состава семей, особенностей профессиональной деятельности родителей (для определения влияния на содержание образовательной области «Социализация»). 2. Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Указываются в соответствии с видом ДОУ.3. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Цели деятельности ДОУ по реализации ООП должны быть ориентированы на результат, то есть выпускника, и учитывать вид ДОУ. Цели и задачи вытекают из: - ФГТ; - Типового положения о ДОУ; - Устава ДОУ; - Примерной общеобразовательной программы; - Характеристики возрастных и индивидуальных особенностей детей; - Образовательных запросов родителей, социума. Задачи деятельности по реализации ООП — это главный путь, способ достижения цели. Цель, подобно вееру, развертывается в комплекс взаимосвязанных задач. Формулировку задач целесообразней начать с глаголов неопределенной формы: создать, обеспечить, сформировать, обосновать, провести и т.д. Если в ДОУ ведётся экспериментальная деятельность, необходимо указать задачи данной деятельности. В формулировках целей и задач должна быть видна специфика конкретного ДОУ. Цели ООП ДОУ должны быть указаны в соответствии с целями реализуемой комплексной программы. 4. Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие). Указывается географические, климатические, экологические особенности региона, есть ли в ДОУ двуязычные дети, особенности образовательного процесса, вытекающие из взаимодействия с социокультурными учреждениями города. 5. Принципы и подходы к формированию ООП. В соответствии с ФГТ ООП ДОУ должна опираться на научные принципы ее построения: - соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; - сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования); - соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»); - обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; - строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; - основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; - предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; - предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми . Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Кроме того, при разработке и реализации ООП ДОУ должны учитываться принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования. Отражение принципа гуманизации в ООП означает: - признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка; - признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка; - уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса. Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через создание условий для воспитания и обучения каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей его развития. Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности требует не только и не столько овладения детьми определенным объемом информации, знаний, сколько формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др. Чтобы отвечать принципу системности, ООП ДОУ должна представлять собой целостную систему высокого уровня: все компоненты в ней должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы. Каждое ДОУ может самостоятельно определить, какой должна быть последовательность разделов пояснительной записки.
Например, Основная общеобразовательная программа ДОУ № ____________ разработана в соответствии с - «Законом об образовании РФ» (Принят 10 июля 1992 года N 3266-1 в ред. от 02.02.2011 N 2-ФЗ); - "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление от 22 июля 2010 г. N 91 «Об утверждении САНПИН 2.4.1.2660-10», с изменениями от 22.12.2010г.); - «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» ( утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666); - «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, Регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ). - Методическими рекомендациями по разработке основой общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждёнными приказом Начальника Управления общего и дошкольного образования Администрации города Норильска № ____ от _________. Основная общеобразовательная программа ДОУ № ______ обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от___ до____ лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Основная общеобразовательная программа ДОУ разработана на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования» и с учётом комплексной программы ________ (указать название, авторов и год издания), парциальных программ___________(указать название, авторов и год издания. Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами , определёнными Федеральными государственными требованиями: - содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования; - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; - строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; - основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; - предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью программы __________________ (указать название): - (указать принципы и подходы, в соответствии с вышеназванной программой) Содержание Программы учитывает также возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении. ДОУ № ___________ – детский сад _____________________ вида. Всего в ДОУ воспитывается … детей. Общее количество групп – … . Из них .. группы – (указать направленность). В ______________ группах воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, а именно – … (указать характер заболевания). По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин и Типового положения (прим. – далее необходимо указать количество детей в группах). Все группы однородны по возрастному составу детей (прим. – далее необходимо перечислить возрасты детей по группам или охарактеризовать состав разновозрастных групп). Цели программы: 1) обеспечение достижения воспитанниками физической, интеллектуальной, психологической и личностной готовности к школе (необходимого и достаточного уровня развития ребёнка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования); Цели деятельности ДОУ по реализации ОО П: - разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, - сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекция недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Достижение поставленных целей требует решения определённых задач деятельности ДОУ : - учитывать в образовательном процессе особенности психофизического развития и возможности детей;- синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-личностное, интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей; - осуществлять необходимую квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; - выстроить взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; - оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей. Приоритетным направлением деятельности ДОУ по реализации программы является обеспечение равных стартовых возможностей для успешного обучения выпускников ДОУ в школе, (далее в соответствии с видом ДОУ.)При проектировании содержания Программы учитываются специфические географические, климатические, экологические особенности муниципального образования город Норильск, расположенного на Крайнем Севере: - время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (длительная зима – в среднем 286 дней в году лежит снег, короткое холодное лето) и интенсивность их протекания; - длительность светового дня (наличие полярной ночи – 45 суток – дефицит ультрафиолетовых излучений, полярного дня – 68 суток); - погодные условия (резкие перепады температур, давления в течение суток, высокая ионизация воздуха, наличие минимальных температур воздуха до -55 ° С, средняя температура летом +10 ° С, жёсткость погоды за счёт сильных ветров до 30 м/с); - состав флоры и фауны; - наличие выбросов в атмосферу продуктов деятельности металлургических предприятий и т.д. В целом условия Норильска представляют собой сложный комплекс отрицательных факторов в отношении их воздействия на детский организм. Эти факторы учитываются при: - организации совместной деятельности в режимных моментах – организация прогулок в помещениях ДОУ в дни отмены прогулок, сокращение времени прогулок на свежем воздухе; - составлении годового календарно-тематического плана воспитательно-образовательного процесса в ДОУ – учёт природных особенностей, организации жизнедеятельности народов Таймыра. При реализации задач: - образовательной области «Познание» - дети знакомятся с явлениями природы, характерными для местности, в которой проживают (полуостров Таймыр); - образовательной области «Художественное творчество» (рисование, аппликация, лепка) - предлагаются для изображения знакомые детям звери, птицы, домашние животные, растения; - образовательных областей «Музыка», «Физическая культура» - эти образы передаются через движение. Социокультурные особенности Норильска также не могут не сказаться на содержании психолого-педагогической работы в ДОУ. Ведущие отрасли экономики обуславливают тематику ознакомления детей с трудом взрослых (металлурги, шахтёры). При организации образовательного процесса в ДОУ с необходимостью учитываются реальные потребности детей различной этнической принадлежности, которые воспитываются в семьях с разными национальными и культурными традициями. Как хорошо известно, любая национальная культура - это, прежде всего, культура рода, семьи, в которой вырос ребенок. Поэтому, его не нужно «приобщать» к ней, он уже находится внутри этой культуры. (Л.Г.Богославец О.И. Давыдова, А.А.Майер.) Учитывая это, педагоги ДОУ с уважением относятся к детям, разговаривающим на родном для них языке, внимательно прислушиваются к пожеланиям родителей из семей другой этнической принадлежности. Следует отметить особенности организации образовательного процесса: - соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учётом приоритетной деятельности образовательного учреждения) определено как ___% и ____%; - общий объем обязательной части Программы определён в соответствии с возрастом воспитанников: для групп … – … % для групп … – … % Группы функционируют в режиме 12-ти часового пребывания детей, при 5-дневной рабочей неделе: с понедельника по пятницу, с 7.00 до 19.00 часов. Указать специфику режима для круглосуточных групп. 1.2. Организация режима пребывания детей в ДОУ. В этом разделе ДОУ необходимо представить: - режим дня (ежедневная организация жизни и деятельности детей); - графики взаимодействия педагогов, специалистов и воспитателей; - график использования функциональных помещений; - модель (систему) воспитательно-образовательного процесса; - систему физкультурно-оздоровительных и закаливающих мероприятий. Режим дня устанавливается дошкольным образовательным учреждением самостоятельно с учетом: - времени пребывания детей в группе; - действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН); - федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования; - рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования; - специфики условий (климатических, демографических, национально-культурных и др.) осуществления образовательного процесса; - времени года и др. Режим дня, необходимо разработать на основе режима, предложенного реализуемой программой с учётом времени года (тёплый, холодный период), возраста детей, направленности группы (рекомендуется разработать режим на случай карантина, в период каникул). При составлении расписания непосредственно образовательной деятельности (занятий) необходимо учитывать следующие параметры: - общий объем непосредственной образовательной деятельности в неделю; - продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности; - количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня; - распределение периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину); - перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности; - основные виды деятельности детей в конкретные периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня, недели и их чередование; - образовательные области, задачи которых решаются в каждый из конкретных периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности; - формы работы, в которых осуществляется непосредственно образовательная деятельность.
Например, Режим дня (средняя группа, 4- 5 лет)
Модель воспитательно-образовательного процесса При конструировании воспитательно-образовательного процесса использованы положительные стороны комплексно-тематической и предметно - средовой моделей построения воспитательно-образовательного процесса: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала. Комплексно-тематическая модель: основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской. Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом. Предметно-средовая модель: содержание образования проецируется непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметных сред, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Организационной основой реализации Программы является Календарь праздников (событий, проектов, игровых обучающих ситуаций, тематических недель. Нами определены темообразующие факторы: — реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники.) — воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям; — события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач): внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность (Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?); — события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии (например увлечение динозаврами, и т. п.); Все эти факторы, могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса. Календарь тематических недель (праздников, событий, проектов и т.д.).
Помимо обязательной части, в Календарь включена дополнительная часть, отражающая специфику ДОУ. При определении структуры воспитательно-образовательного процесса мы опирались на положения концепции Л.С. Выготского «Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка, и взгляды Д.Б. Эльконина «Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом “усвоения” содержания в видах деятельности».
Структура воспитательно-образовательного процесса. В образовательном процессе включены блоки: - совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; - свободная самостоятельная деятельность детей; - взаимодействие с семьями воспитанников.
При организации партнерской деятельности взрослого с детьми мы опираемся на тезисы Н.А. Коротковой: 1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. 2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.) 3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.) 4. Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.) Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. 1. Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей. 2. Двигательная деятельность организуется при проведении физкультурных занятий, режимных моментов совместной деятельности взрослого и ребенка. 3. Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду; способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми – развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи. 4. Трудовая деятельность организуется с целью формирования у детей положительного отношения к труду, через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Основными задачами при организации труда являются воспитание у детей потребности трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности, стремления быть полезным окружающим людям, радоваться результатам коллективного труда; формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Данный вид деятельности включает такие направления работы с детьми как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Все оборудование и атрибуты для реализации этих направлений присутствуют. 5. Познавательно-исследовательская деятельность организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития. Основная задача данного вида деятельности – формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Во всех группах детского сада оборудованы уголки для проведения детского экспериментирования. 6. Продуктивная деятельность направлена на формирование у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение их потребности в самовыражении. Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку, аппликацию. 7. Музыкально-художественная деятельность организуется с детьми ежедневно, в определенное время и направлена на развитие у детей музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку. Данный вид деятельности включает такие направления работы, как слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, танцевально-игровое творчество. Игра на музыкальных инструментах. 8. Чтение детям художественной литературы направлено на формирование у них интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Дети учатся быть слушателями, бережно обращаться с книгами. Формы непосредственно образовательной деятельности
Одной из форм непосредственно образовательной деятельности является «Занятие», которое рассматривается как - занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей). Реализация ЗАНЯТИЯ как дидактической формы учебной деятельности рассматривается нами только в старшем дошкольном возрасте. Объем образовательной нагрузки (непосредственно образовательной деятельности) является примерным, дозирование нагрузки – условным, обозначающим пропорциональное соотношение продолжительности деятельности педагогов и детей по реализации и освоению содержания дошкольного образования в различных образовательных областях. Педагоги вправе самостоятельно корректировать (увеличивать или уменьшать) ежедневный объем образовательной нагрузки при планировании работы по реализации Программы в пределах максимально допустимого объема образовательной нагрузки и требований к ней установленных действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН). Ежедневный объём непосредственно образовательной деятельности определяется расписанием непосредственно образовательной деятельности (расписание занятий), которое ежегодно утверждается заведующим и согласовывается с Управлением общего и дошкольного образования Администрации города Норильска. Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН. В апреле - мае проводится комплексная психолого-педагогическая диагностика как адекватная форма оценивания результатов освоения Программы детьми дошкольного возраста. В течение июня – августа месяцев ежегодно Программа реализуется в каникулярном режиме (только по направлениям физического и художественно-эстетического развития детей).
План распределения времени на реализацию Программы в неделю (учебный план)
1 при организации непосредственно образовательной деятельности решение образовательных задач областей «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Здоровье», «Безопасность» может реализовываться: - посредством интеграции с другими образовательными областями; - посредством выделения часов на реализацию задач каждой образовательной области отдельно. 2 задачи коррекционно-образовательного процесса решаются через интеграцию с задачами образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация» и реализуются через проведение индивидуальных, фронтальных занятий с учителем-логопедом, коррекционных часов. 3 при отсутствии задач обучения плаванию в реализуемой образовательной программе (если задачи есть-переносится в обязательную часть) 4 НОД проводится 1 раз в 2 недели 5 в случае организации в ДОУ платных дополнительных образовательных услуг по дополнительным образовательным программам, время на их реализацию рассчитывается в соответствии с требованиями пункта 12.10 СанПиН "Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки» и выделяется из расчёта НОД обязательной (реализация обязательной части занимает не менее 65% времени пребывания ребёнка в ДОУ) или вариативной (реализация вариативной части не более 20% времени на реализацию программы) частей и включается в учебный план. Модель воспитательно-образовательного процесса Годовой календарно-тематический план Вариант 1 – по формам воспитательно-образовательного процесса с учётом темы недели
Возрастная группа средняя
Вариант 1- по видам деятельности с учётом темы недели Средняя группа
Система физкультурно-оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий в МБДОУ
Примерная структура планирования воспитательно-образовательного процесса (на день)
Возрастная группа__________________________
1.3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. В этот раздел включаются: 1. Задачи по всем образовательным областям для каждой возрастной группы в соответствии с ФГТ и реализуемыми комплексной и парциальной программами. 2. Возможные пути интеграции различных образовательных областей. 3. Перечень программ, технологий, пособий, согласующихся с ФГТ и реализуемой комплексной и парциальной программами по концептуальным основам, целям, задачам и принципам (таблица 1); Таблица 1
Перечень составляется на основе рекомендованного перечня в примерной программе. При составлении перечня нужно стремиться к «разумному минимуму». С осторожностью следует использовать педагогические технологии, которые созданы к другим примерным программам. Примерные перечни программ, технологий, пособий представлены в приложении ко всем комплексной и парциальной программами. 4. Отбор форм, приёмов организации воспитательно-образовательного процесса по каждой образовательной области. В этот раздел включаются формы, приёмы воспитательно-образовательной деятельности, реализуемые в ДОУ. Воспитатель самостоятельно выбирает формы воспитательно-образовательной деятельности для включения в ежедневный календарный план (таблица 2). Таблица 2
Примерные перечни программ, технологий, пособий и формы, приёмы организации образовательного процесса представлены в приложении ко всем образовательным областям. 1.3.1. Содержание образовательной области "Физическая культура" (Приложение 1) направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: - развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); - накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Указать конкретные задачи в соответствии с реализуемой комплексной или парциальной программой для каждой возрастной группы. 1.3.2. Содержание образовательной области "Здоровье" (Приложение 2) направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач: - сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; - воспитание культурно-гигиенических навыков; - формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Указать конкретные задачи в соответствии с реализуемой комплексной или парциальной программой для каждой возрастной группы. 1.3.3. Содержание образовательной области "Безопасность" (Приложение 3) направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач: - формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; - приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; - передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; - формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Указать конкретные задачи в соответствии с реализуемой комплексной или парциальной программой для каждой возрастной группы. При реализации этих цели и задач обязательно соблюдается принцип возрастной адресности. (необходимо указать, какой из двух путей используется в вашем ДОУ).
Например, 1 путь – Содержание выстраивается последовательно: одни темы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие – для среднего, третьи – для старших дошкольников. 2 путь – Одно и то же содержание по теме используется для работы в разных возрастных группах с большим или меньшим наполнением и воспитатель подбирает методы, соответствующие возрастным особенностям. 1.3.4. Содержание образовательной области "Социализация" (Приложение 4) направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: - развитие игровой деятельности детей; - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); - формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Указать конкретные задачи в соответствии с реализуемой комплексной или парциальной программой для каждой возрастной группы. 1.3.5. Содержание образовательной области "Труд" (Приложение 5) направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач: - развитие трудовой деятельности; - воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; - формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Указать конкретные задачи в соответствии с реализуемой комплексной или парциальной программой для каждой возрастной группы. 1.3.6. Содержание образовательной области "Познание" (Приложение 6) направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: - сенсорное развитие; - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; - формирование элементарных математических представлений; - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Указать конкретные задачи в соответствии с реализуемой комплексной или парциальной программой для каждой возрастной группы. 1.3.7. Содержание образовательной области "Коммуникация" (Приложение 7) направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: - развитие свободного общения со взрослыми и детьми; - развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; - практическое овладение воспитанниками нормами речи. Указать конкретные задачи в соответствии с реализуемой комплексной или парциальной программой для каждой возрастной группы. 1.3.8. Содержание образовательной области "Чтение художественной литературы" (Приложение 8) направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: - формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; - развитие литературной речи; - приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Указать конкретные задачи в соответствии с реализуемой комплексной или парциальной программой для каждой возрастной группы. 1.3.9. Содержание образовательной области "Художественное творчество" (Приложение 9) направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: - развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); - развитие детского творчества; - приобщение к изобразительному искусству. Указать конкретные задачи в соответствии с реализуемой комплексной или парциальной программой для каждой возрастной группы. 1.3.10. Содержание образовательной области "Музыка" (Приложение10) направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: - развитие музыкально-художественной деятельности; - приобщение к музыкальному искусству. Указать конкретные задачи в соответствии с реализуемой комплексной или парциальной программой для каждой возрастной группы. 1.4. Содержание коррекционной работы. Данный раздел ООП ДОУ должен быть оформлен в ДОУ компенсирующего и комбинированного вида, в ДОУ общеразвивающего вида при (наличии логопункта) и включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. В этот раздел также включается подборка программ и технологий, используемых в ДОУ в соответствии с направлением коррекции. Содержание коррекционной работы должно обеспечивать: - выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; - осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); - возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья ООП ДОУ и их интеграции в образовательном учреждении. Указанный раздел должен содержать: 1. Перечень программ, технологий, пособий, согласующихся с ФГТ и реализуемой комплексной и парциальной программами по концептуальным основам, целям, задачам и принципам (таблица 1). 2. Отбор форм, приёмов организации коррекционно-образовательного процесса (таблица 2). 3. Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими ООП ДОУ, предусматривающих в том числе: - описание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях воспитательно-образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, мониторинг коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования, планирование коррекционно-образовательного процесса; - описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных методических пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования. В содержании коррекционно-образовательного процесса должно быть отражено взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения (музыкального руководителя, воспитателя или инструктора по физической культуре, других педагогов), специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников дошкольного образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья. В случае невозможности комплексного усвоения воспитанником ООП ДОУ из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией, содержание коррекционно-образовательного процесса формируется с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков. Общий объем обязательной части ООП ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья рассчитывается с учетом направленности программы, в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: - образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; - образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов; - самостоятельную деятельность детей; - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. 1.5. Планируемые результаты освоения детьми ООП ДОУ. Как указано в ФГТ, планируемые результаты освоения детьми ООП ДОУ образования подразделяются на итоговые и промежуточные. Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка. Интегративные качества понимаются как – системные образования, которые: - формируются в процессе освоения ребенком ООП; - являются показателями его развития в личностной (мотивация, произвольность, воля, эмоции, самооценка, в том числе морально-нравственное развитие), интеллектуальной (формирование высших психических функций, накопление социального опыта, др.) и физической (сила, выносливость, гибкость, ловкость, др.) сферах; - способствуют самостоятельному решению ребенком жизненных задач (проблем), адекватных возрасту. Социальный портрет ребенка 7-ми лет, освоившего ООП ДОУ
Для определения уровня развитости таких качеств подбираются описанные в психолого-педагогической литературе диагностические методики. Они вносятся в шестой раздел обязательной части ООП ДОУ. Промежуточные результаты освоения ООП раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения ООП по всем направлениям развития детей. До принятия примерной основной общеобразовательной программы, разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом, оценку промежуточных результатов можно осуществлять с использованием диагностики тех результатов, которые заложены в реализуемой дошкольным учреждением образовательной программе («Истоки», «Детство», «Радуга» и др.) для каждой возрастной группы (Таблица 3). Промежуточные результаты (динамика формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения ООП ДОУ по всем направлениям развития детей) заполняется в соответствии с показателями указанными в реализуемой программе
1.6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООП ДОУ. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООП ДОУ (далее - система мониторинга) представляет собой совокупность апробированных, описанных в психолого-педагогической литературе диагностических методик, позволяющих определить уровень развития интегративных качеств ребенка на каждом этапе его возрастного развития. Система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения ООП ДОУ, осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержание мониторинга (Таблица 4). Обязательным требованием к построению системы мониторинга является использование только тех методов, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки. В таблицу записываются названия всех методик диагностики детей, заложенных в реализуемых программах, специальные диагностические методики, которые используют в своей работе специалисты – психолог, логопед, дефектолог. Для выделения содержания мониторинга необходимо соотнести те результаты, на достижение которых направлена используемая в дошкольном учреждении комплексная программа, с теми качествами, которые определены в федеральных государственных требованиях как планируемые результаты освоения ООП ДОУ– портрет выпускника (см. таблицу «Социальный портрет ребенка 7-ми лет, освоившего ООП ДОУ»). Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход воспитательно-образовательного процесса. Также необходимо описать механизм определения уровня здоровья воспитанников медицинскими работниками ДОУ (представить формы таблиц).
Например, Для определения уровня здоровья воспитанников медицинскими работниками ДОУ проводится: o анализ уровня заболеваемости (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно): динамика заболеваемости, пропусков по болезни на одного ребёнка, число часто болеющих детей, o анализ состояния здоровья воспитанников (динамика перехода воспитанников из одной группы здоровья в другую), o анализ динамики индекса здоровья воспитанников. Таблица 4 Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООП ДОУ
2. Вариативная часть. Эта часть ООП ДОУ формируется участниками воспитательно-образовательного процесса и составляет не более 20% от общего объема ООП. При этом общий объем вариативной части ООП ДОУ, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на: - образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения); - образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; - самостоятельную деятельность детей; - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с требованиями пункта 12.10 СанПиН "Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 2 часа 45 мин., в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут". Данное время рассчитано на реализацию всей непосредственной образовательной деятельности, включая обязательную и вариативную часть. Исключая время, отведенное на реализацию непосредственной образовательной деятельности обязательной части ООП ДОУ, продолжительность непосредственно образовательной деятельности для реализации вариативной части ООП ДОУ в неделю составляет: - для детей 4-го года жизни - не более 33 минут, - для детей 5-го года жизни - не более 48 минут, - для детей 6-го года жизни - не более 1 часа 15 минут, - для детей 7-го года жизни - не более 1 часа 42 минут. Данный раздел ООП ДОУ каждого дошкольного образовательного учреждения МО город Норильск должен включать: 2.1. Региональный компонент. Содержание направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к родному краю через: - формирование любви к своему городу, краю, чувства гордости за него;- формирование общих представлений об окружающей природной среде (природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Таймыра); -формирование общих представлений о своеобразии природы Таймыра; - воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к природе Таймыра. Содержание для включения в ООП ДОУ. Природа Таймыра (географические, климатические особенности); Животный мир Таймыра (насекомые, рыбы, птицы, звери). Особенности внешнего вида, питания, размножения. Растительный мир Таймыра (деревья, кустарники, травы, грибы и др.). Культура и быт народов Таймыра (быт, национальные праздники, игры); Произведения устного народного творчества коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Таймыра: сказки, малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки и другие). Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме непосредственной образовательной деятельности, так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей: - «Познание» (природа Таймыра, растительный и животный мир, культура и быт народов Севера; - «Чтение художественной литературы» (произведения устного народного творчества народов Таймыра); - «Художественное творчество» (продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества народов Таймыра); - «Физическая культура» (игры народов Севера). 2.2. Направления, выбранные педагогическим коллективом с учетом особенностей вида учреждения, включают в себя: - задачи образовательной деятельности по приоритетному направлению; - перечень программ, технологий, пособий; - отбор форм, приёмов организации воспитательно-образовательного процесса, соответствующих поставленным задачам и выбранному содержанию. Содержание данного раздела: - может быть прописано как дополнительные задачи имеющихся образовательных областей, которые реализуются в форме кружков, секций и т.д.; - может быть оформлено как дополнительные образовательные области, например «Хореография», «Фольклор» и т.д. Реализация задач дополнительных образовательных программ в форме платных дополнительных образовательных услуг не включается в содержание ООП ДОУ. 2.3. Система работы с родителями воспитанников. Описывается система работы с родителями воспитанников, даётся характеристика используемых форм и методов взаимодействия с семьей. 2.4. Содержание инновационной деятельности: экспериментальная, проектная деятельность (если есть): следует описать вид инновационной работы, содержание, формы работы с детьми, родителями воспитанников. 2.5. Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами. В данном разделе представляется содержание взаимодействия с основными социальными партнерами (школа, музей, библиотека и т.д.), указываются образовательные задачи, решаемые в ходе взаимодействия с социальными партнерами, формы взаимодействия.
ПРИЛОЖЕНИЕ Особенности организации образовательного процесса для детей от 1,5 до 3-х лет. В данном разделе описываются особенности организации воспитательно-образовательного процесса, присмотра и ухода за детьми от 1,5 до 3-х лет. 1. Задачи по всем направлениям развития детей в соответствии с реализуемой образовательной программой. 2. Перечень программ, технологий, пособий, используемых в ДОУ (таблица 1); 3. Отбор форм, приёмов организации воспитательно-образовательного процесса по физическому, познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному направлениям развития детей (таблица 2). 4. Режим дня, расписание игр-занятий с детьми. 5. Мониторинг нервно-психического развития детей. Например, Указываются задачи по всем направлениям развития детей в соответствии с реализуемой образовательной программой.
Режим дня 1 младшей группы
Расписание игр-занятий детей 2 года жизни
Игры-занятия проводятся по подгруппам и индивидуально в 1 и 2 половине дня. В теплое время года максимальное число игр-занятий происходит на участке во время прогулки. Подгруппа для занятий не более 4-6 человек.
Расписание игр-занятий с детьми 3 года жизни
Игры-занятия проводятся в 1 и 2 половину дня. Длительность занятий и наполняемость подгрупп
Физкультурные и музыкальные занятия могут проводиться в зале со всей группой (на 3 году жизни). Литература 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования". 2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 г. N 03-248 "О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования". 3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Постановление правительства РФ от 12.09.2008г. №666) 4. Инструктивно-методическое письмо «О реформировании образовательных программ общеобразовательных учреждений» // Народное образование № 8- 2000 5. Казакова Е.И. Возможные описания возможностей. // Детский сад. Управление. № 5, 2003 6. Лебедев О.Е. Разработка образовательных программ как управленческая задача.// народное образование. № 7-8, 1999 7. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М., 2001 8. Молчанова Т., Виноградова Н.К. Составление образовательных программ Практические рекомендации. М., 2001, с.115 9. Молчанов С.Г., Гостев А.Г. Понятие «образовательная программа в законе РФ «Об образовании».// Образование. № 4, 1998, с.32-48 10. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества. М., 2001 11. Скорлупова О.А. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения.- М.:«Издательство Скрипторий 2003»,2008. 12. Маркова Л.С. Образовательная программа дошкольного учреждения М.:«Издательство Аркти, 2006. 13. Голицына Н.С. Образовательная программа ДОУ. Научно-практический журнал «Управление ДОУ» № 6,2003г. Приложение 1 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Физическая культура» Перечень программ, технологий, пособий (необходимо выбрать, используемые в МБДОУ)
Формы, приемы организации воспитательно-образовательного процесса по образовательной области «Физическая культура»
Приложение 2 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Здоровье» Перечень программ, технологий, пособий (необходимо выбрать, используемые в МБДОУ) 1. Программно-методическое пособие «Расту здоровым» Автор В.Н.Зимонина, «Владос» М.; 2002. 2. Программа «Здравствуй» Автор М.Л.Лазарев, « Академия здоровья», М.; 1997. 3. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т.Л. Богина. – М.: Мозаика-синтез, 2006.
4. Букварь здоровья / Л.В. Баль, В.В.Ветрова. – М.: Эксмо, 1995. 5. Уроки Мойдодыра / Г.Зайцев. – СПб.: Акцидент, 1997. 6. Уроки этикета / С.А. Насонкина. – СПб.: Акцидент, 1996. 7. Разговор о правильном питании / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. – М.: Олма-Пресс, 2000. 8. Уроки здоровья / Под ред. С.М.Чечельницкой. 9. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. – М.: linka- press, 1993. 10. Воспитание здорового ребенка / М.Д. Маханева. – М.: Аркти, 1997. 11. Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Л.В. Кочеткова. – М.: МДО, 1999. 12. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006. 13. Растем здоровыми / В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 2002. 14. Развивающая педагогика оздоровления / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. – М.: Линка-пресс, 2000. Формы, приёмы организации воспитательно-образовательного процесса по образовательной области «Здоровье» Приложение 3 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность» Перечень программ, технологий, пособий
(необходимо выбрать, используемые в МБДОУ) Формы, приемы организации воспитательно-образовательного процесса по образовательной области «Безопасность»
Приложение 4 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Социализация» Перечень программ, технологий, пособий (необходимо выбрать, используемые в МБДОУ)
Формы, приемы организации воспитательно-образовательного процесса по образовательной области «Социализация»
Приложение 5 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Труд» Перечень программ, технологий, пособий (необходимо выбрать, используемые в МБДОУ)
Формы, приемы организации воспитательно-образовательного процесса по образовательной области «Труд»
Приложение 6 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познание» Перечень программ, технологий, пособий (необходимо выбрать, используемые в МБДОУ)
Формы, приемы организации воспитательно-образовательного процесса по образовательной области «Познание»
Приложение 7 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Коммуникация» Перечень программ, технологий, пособий (необходимо выбрать, используемые в МБДОУ) 1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. 2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985. 3. Грамматические игры в детском саду: Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных учреждений / Сост. Г.И. Николайчук. – Ровно, 1989. 4. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993. 5. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985. 6. Литература и фантазия / Сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992. 7. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. – М.: 1987. 8. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983. 9. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1966. 10. Скажи по-другому / Речевые Иры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. – Самара, 1994. 11. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1991. 12. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. – М.: Просвещение, 1993. Формы, приемы организации воспитательно- образовательного процесса по образовательной области «Коммуникация»
Приложение 8 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы» Перечень программ, технологий, пособий (необходимо выбрать, используемые в МБДОУ) 1. Программа «Детский сад – дом радости» / Н.А. Крылова, В.Т. Иванова. – Пермь, 1990; 1991. 2. Гриценко З. Пришли мне чтения доброго…: Методические рекомендации по детской литературе для работающих с детьми 4-6 лет. – М., 1997. 3. Гурович Л., Береговая Л., Логинова В. Ребенок и книга. – СПб., 1996. 4. Крылова Н., Иванова В. Несколько советов педагогу. // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 6. 5. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: Сфера, 1998. 6. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-5 лет с литературой. – М., 2010. 7. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 5-7 лет с литературой. – М., 2010. Формы, приемы организации воспитательно- образовательного процесса по образовательной области «Чтение художественной литературы»
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Художественное творчество» Перечень программ, технологий, пособий (необходимо выбрать, используемые в МБДОУ)
Формы, приёмы организации воспитательно-образовательного процесса по образовательной области «Художественное творчество»
Приложение 10 Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Музыка». Перечень программ, технологий, пособий (необходимо выбрать, используемые в МБДОУ)
Формы, приёмы организации воспитательно-образовательного процесса по образовательной области «Музыка».
|