Реферат: Методические рекомендации Москва, 2003 г. Содержание развитие конкурса «учитель года» в россии 4 миссия победителя 6
Название: Методические рекомендации Москва, 2003 г. Содержание развитие конкурса «учитель года» в россии 4 миссия победителя 6 Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всероссийский оргкомитет конкурса «Учитель года России» Фонд поддержки российского учительства
МОДЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ-2003» Методические рекомендации
Москва, 2003 г. СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИТИЕ КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА» В РОССИИ.. 3 МИССИЯ ПОБЕДИТЕЛЯ.. 5 ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ.. 7 Заочный тур. 7 Первый тур. 8 Второй тур. 9 НОМИНАЦИИ ФИНАЛА.. 9 Лучшие традиции в образовании. 10 Сердце отдаю детям («Учитель-воспитатель») 10 Гражданское и патриотическое воспитание. 10 Вдохновение и артистизм.. 10 Педагогическое открытие («Учитель – исследователь») 11 Практико-ориентированное образование. 11 Инновационные формы обучения. 11 Информационные технологии. 11 Здоровьесберегающие технологии. 11 ПРОГРАММА ФИНАЛА.. 12 ДОКУМЕНТЫ УЧАСТНИКА.. 14
14–летний опыт проведения конкурса «Учитель года России», динамика его развития в центре и в субъектах Российской Федерации, усиление внимания к конкурсу со стороны общественности, власти, средств массовой информации, коммерческих структур и т.д. – серьезный повод осмыслить его итоги, определить перспективы. Основанием для определения перспектив развития конкурсного движения стала концепция образовательной политики на современном этапе, определение приоритетов и мер «в реализации ее генеральной, стратегической линии в среднесрочный период – модернизации образования». Обновление образования выступает как решающее условие формирования у россиян современных социально значимых ценностей и общественных установок. Решение этих задач невозможно без Учителя. РАЗВИТИЕ КОНКУРСА «УЧИТЕЛЬ ГОДА» В РОССИИ В 1990 году по инициативе «Учительской газеты» впервые был проведен Всесоюзный конкурс «Учитель года». Победителям Всесоюзных конкурсов главный приз – «Хрустального пеликана» - вручал Президент СССР Михаил Горбачев. Конкурсы «Учитель года» 1990 и 1991 годов были попыткой формирования нового взгляда на социальную роль учителя, носителя интеллектуального и творческого потенциала, оказывающего влияние на воспитание нравственности подрастающих поколений. Получив статус Всероссийского в 1992 году, конкурс продолжал традиции, зародившиеся в 1990 году в рамках Всесоюзного конкурса «Учитель года», сохраняя в целом еще в течение двух лет (1992, 1993 гг.) его модель, формы конкурсных состязаний. Организаторы Всесоюзного конкурса «Учитель года», а затем и организаторы Всероссийского конкурса «Учитель года России» отводили значительную роль заочному этапу конкурса, в ходе которого осуществлялась экспертная оценка материалов, представлявшихся во Всероссийский оргкомитет органами управления образования. Кроме того, в первые годы учителям была открыта возможность вступить в конкурс путем самопредставления. С одной стороны, это было безусловным фактором демократичности конкурса, дававшего каждому педагогу право представления своего опыта, независимо от отношения к его творчеству со стороны руководства образовательного учреждения или органов управления образованием. С другой стороны, такой порядок осложнял работу экспертных комиссий, поскольку материалы представляли собой разный набор документов, нередко не объединенных одной педагогической идеей, страдающих бессистемностью, эклектичностью. В 1993 году Приказом Министерства образования РФ (№ 339 от 06.08.93) принято Положение о нагрудном знаке «Учитель года», который вручается ежегодно победителям и финалистам Всероссийского конкурса. К 1994 году Всероссийский конкурс «Учитель года России» в большинстве субъектов Российской Федерации вырос в широкое педагогическое движение: творческие учителя проявляли интерес к нему как к новому, знаковому явлению, обусловленному новым историческим этапом в социально-политическом устройстве России. Образ победителя конкурса в соответствии с новой моделью объединял в себе такие качества, как высокий профессионализм, гуманизм и демократичность, способность отстаивать интересы учительства на государственном и общественном уровне. Были внесены изменения в Положение о Всероссийском конкурсе, на основании которого 49 субъектов РФ направили своих учителей для участия в финале. Кроме того, оставался институт самопредставления материалов с правом экспертных комиссий выбрать из них для участия во Всероссийском финале претендентов в соотношении «один от пяти». Таким образом, было выбрано дополнительно 5 человек. В финале конкурса 1994 года приняли участие 54 учителя. В 1994 году Указом Президента Российской Федерации учреждены премии победителям конкурса «Учитель года России». Президент Б.Н. Ельцин в Екатерининском зале Кремля принял победителей конкурсов 1992-1994 годов. В конкурсе «Учитель года России – 95» участвовало 63 учителя. В соответствии с принятой моделью финалисты выполняли следующие конкурсные задания: защита педагогической концепции (системы работы), урок в московской школе, самоанализ проведенного урока. Однако и эта модель не получила полного удовлетворения участников конкурса и представителей субъектов Федерации: участники конкурса не имели возможности познакомиться с опытом лауреатов конкурса, сравнить их творческий и личностный потенциал, поскольку все состязания проходили в узких рамках номинаций. В 1996 году организационно модель была дополнена еще одним этапом конкурсных состязаний: 15 номинантов стали проводить урок-импровизацию, что дало возможность познакомиться с педагогическим опытом победителей в номинациях всем участникам конкурса, представителям групп поддержки и широкой педагогической общественности. Данное конкурсное задание позволяло раскрыть технологические и методические приемы обучения и воспитания, личностные и коммуникативные качества претендентов на звание «Учитель года России». С 1996 по 2000 год тема уроков-импровизаций предлагалась конкурсантам предметными жюри за сутки до их проведения. В 2001 году для уроков-импровизаций определялась одна общая для всех предметов тема, которая также сообщалась за день до проведения. Такой подход позволял с наибольшей степенью вероятности определить креативность, способность к импровизации и широту кругозора. С 1996 года программа для 15 номинантов дополняется еще одним конкурсным испытанием: они участвуют в пресс-конференции, вступая в диалог с журналистами и членами жюри. Целью данного конкурсного задания является выявление гражданской позиции, ораторского мастерства, дискуссионной культуры. В течение последних пяти лет в рамках конкурса по специальным программам проводятся психолого-педагогические семинары с участниками конкурса и сопровождающими их лицами; дискуссии «Конкурсанты против жюри», позволяющие не только уяснить логику оценки конкурсных выступлений, но и выслушать научные позиции членов жюри. Таким образом, в каждый последующий финал Всероссийского конкурса включаются новые элементы, способствующие обогащению конкурсной программы. В России традиционно много талантливых, высокопрофессиональных учителей, для которых существует государственная наградная система (звания «Народный учитель России», «Заслуженный учитель России», «Почетный работник общего образования» и т.д.). Однако задача конкурса заключается не столько в поощрении «лучшего», главное - выявить Учителя такого масштаба и уровня, на которого можно возложить особую миссию. Победитель конкурса «Учитель года» - это не только высокопрофессиональный предметник, имеющий хорошую фундаментальную подготовку, владеющий общей педагогической и психологической культурой, но и учитель, обладающий способностью выходить за рамки сложившихся традиционных подходов, умеющий работать в инновационном режиме, побуждающий детей к самостоятельности в поиске новой информации, развивающий мышление, творческую активность. Вся его система работы является органичным выражением его индивидуальности. «Учитель года» - это, безусловно, одаренная личность, с разносторонними интересами, увлечениями, интеллигентный человек, наделенный такими качествами, как доброжелательность, предупредительность, толерантность, отзывчивость. Миссия «Учителя года России» заключается в следующем: · он должен стать своего рода трибуном, «голосом» большого числа ярких, передовых учителей, работающих в инновационном режиме и несущих новые идеи и ценности в образование и в общество; · помимо чисто педагогических и профессиональных качеств он должен обладать особым даром и умением вступать в диалог не только с детьми, но иметь и уметь выражать свою позицию широкой аудитории, включая органы власти, прессу на региональном и федеральном уровнях; · он должен уметь вдохновлять своих коллег на постоянное развитие, самосовершенствование, не должен замыкаться только в рамках своей предметной области и, благодаря своему особому дару убеждения, вовлекать учителей в творческую деятельность, повышать уровень их креативности; · он должен взять на себя ответственность за развитие конкурсного движения педагогов, став его лидером в регионе и, по возможности, на федеральном уровне, занять активную гражданскую позицию в отстаивании интересов и прав учительства в своем регионе и на уровне всей страны; · он должен быть готов выехать в любой регион, город, село, чтобы выступить перед учителями, поделиться своим опытом, показать свое мастерство (как учитель-предметник, как педагог-философ, как интересно мыслящий оратор, как учитель-гражданин); · он должен уметь анализировать происходящие изменения, положительные и отрицательные тенденции в развитии системы российского образования, в обществе, в мире, обобщать и в убедительной форме доносить это до слушателей; · ему необходимо быть готовым (психологически и интеллектуально) выступать на съездах, конференциях, больших педагогических и общественных форумах. С 2002 года победителю конкурса «Учитель года России» предоставляется возможность (в соответствии с Законом «Об образовании») получения оплачиваемого годового творческого отпуска. Предполагается, что в течение отпуска победитель сможет обобщить свой педагогический опыт, повысить квалификацию, совершить поездку по стране с популяризацией собственных идей. В рамках годовой программы будут организованы его встречи с руководителями государства, представителями прессы. Выступая как «посол образования», победитель сможет решать проблемы российского образования на самом высоком уровне. В финале конкурса участвуют только победители региональных конкурсов. Если в субъекте Российской Федерации региональный конкурс не проводится, во Всероссийский оргкомитет могут быть направлены документы на одного из победителей муниципальных конкурсов субъекта Федерации (по согласованию с органом управления образованием субъекта Российской Федерации). В случае болезни или других непредвиденных ситуаций, региональный оргкомитет может направить для участия в финале победителя регионального конкурса, занявшего в нем второе место. Экспертный совет проводит оценку присланных материалов победителей региональных этапов конкурса и отмечает лучшие, которые награждаются специальными призами. Экспертный совет по документам распределяет участников финала по номинациям. Исполнительная дирекция размещает на официальном сайте конкурса http://teacher.org.ru материалы участников конкурса, организует их общественное обсуждение. Официальный журнал конкурса «Учитель года. Лучшее от лучших» публикует на своих страницах представление участников, эссе «Моя педагогическая философия», каждому участнику редакцией газеты выплачивается авторский гонорар. Заключения Экспертного совета используются в дальнейшем при определении победителей первого этапа, при работе апелляционного жюри. На первом туре финала конкурсантов оценивают номинационные жюри. Конкурсные задания первого тура: Хобби и визитная карточка: самопредставление в свободной форме с использованием любых форм презентации (компьютер, видео) и материалов выставки «Творчество учителя и ученика» в которой, по желанию, могут принять участие все конкурсанты ( см. Приложение 10) (до 10 минут). Защита системы работы, ответы на вопросы членов номинационного жюри (до 15 минут). Урок (учебное занятие) в предметной области по преподаваемой дисциплине в московском образовательном учреждении (20 минут). Тему урока и класс определяет участник конкурса. «Творческая мастерская»: проведение открытого учебного занятия в выбранной номинации с детьми в московском образовательном учреждении (30 минут) и его самоанализ (10 минут). Темы занятий конкурсанты узнают за один день до проведения. Темы формулируются в соответствии с материалом, изучаемым в данный момент в образовательном учреждении. Класс определяет участник. «Дискуссионный клуб» : обсуждение темы «Школа и общество» (на материалах творческого сочинения) в свободном формате.
Второй тур Во втором туре участвуют победители первого тура (номинационные жюри определяют до 30 человек). Их оценивают Большое жюри, детское жюри, жюри из участников Межрегионального клуба «Учитель года». Имена участников второго тура оглашаются на церемонии подведения итогов первого тура. Конкурсные задания второго тура: Пресс-конференция. Темы пресс-конференции объявляются в день ее проведения. Победители первого тура конкурса отвечают на вопросы журналистов (1,5 - 2 часа). Мастер-класс: проводится в присутствии педагогической общественности на сцене зала учебного центра при возможном участии других участников конкурса (до 30 минут). Форму мастер-класса определяет участник. Тему мастер-класса номинационное жюри объявляет за один день до проведения. Большое жюри, детское жюри, жюри участников Межрегионального клуба «Учитель года» определяют 10 финалистов конкурса, четырех лауреатов и одного победителя. Их имена оглашаются на церемонии награждения. Конкурсные процедуры проходят в московских образовательных учреждениях. Для всех конкурсантов создаются равные условия. Особые требования к проведению конкурсных занятий Всероссийским оргкомитетом не рассматриваются. Выбор номинаций конкурса «Учитель года России» участник конкурса осуществляет самостоятельно. Из списка, разделенного на три блока, он должен заявить при заполнении формы 7 об участии в одной номинации из каждого блока. Этот принцип формирования номинаций принят для равномерного распределения участников по всем номинациям и создания равных условий. После обобщения всех заявок участнику будет предложено принять участие в той из трех номинаций, которая набрала большее число заявок. Для более четкого разграничения смысла номинаций далее приводятся некоторые сущностные характеристики, которые должны отражаться в опыте претендентов на участие в них. Первый блок · Преемственность лучших традиций российского образования. · Опора на опыт признанных деятелей педагогической науки, его современное прочтение. · Адаптация зарубежного опыта с учетом российских особенностей. · Единство обучения и воспитания в образовательном процессе. Сердце отдаю детям («Учитель-воспитатель») · Доминирующая воспитательная направленность педагогической деятельности. · Формирование в ребенке нравственно-этических позиций, гуманистического миропонимания и мировосприятия. · Создание условий для проявления и развития творческих способностей школьников. · Формирование креативного мышления и нацеленность учебной деятельности школьника на создание творческого продукта (коллективного или индивидуального). Гражданское и патриотическое воспитание · Воспитание в ребенке активной жизненной позиции, патриотических чувств, уважения к законам и ответственности за свои поступки, уважения к культурным различиям, особенностям и традициям других народов. · Создание правового пространства урока, позволяющего ученику быть равноправным участником образовательного процесса. · Поддержка деятельности детских и общественных объединений, органов ученического самоуправления. · Формирование у детей чувства принадлежности к родной культуре и введение их в поликультурную среду на основе общечеловеческих духовных ценностей. Второй блок · Артистичность, яркость и эмоциональность в подаче материала, выразительность, вдохновенность речи, мимики, пластики. · Ведущее значение экспромта и импровизации в обучении. · Умение вовлечь детей в совместное творчество. Педагогическое открытие («Учитель – исследователь») · Поисковая, исследовательская, экспериментальная деятельность. · Применение последних достижений науки в своей работе. · Интеграция предметов, создание новых курсов. · Участие в экспериментальных площадках. Практико-ориентированное образование · Соединение академических целей образования с социально - значимыми для достижения успешной социализации учащихся. · Развитие способностей и умений учащихся самостоятельно получать знания, систематизировать и применять их на практике. · Направленность на подготовку школьников к жизни в современном обществе. Третий блок · Отработка инновационных форм учебных занятий. · Новые подходы к планированию и оцениванию результатов обучения. · Разработка и реализация высокоэффективных педагогических технологий. · Актуальность, оригинальность и результативность социальных проектов, реализуемых на уроке и вне его. · Оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе, в том числе ресурсов интернет. · Разработка современных мультимедийных дидактических материалов и эффективное использование их в обучении. · Использование информационных технологий в проектной деятельности. Здоровьесберегающие технологии · Проведение исследований по психологии детства, мониторинг здоровья. · Оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья школьников. · Дифференциация и индивидуализация обучения как условие здоровьесбережения. Данная программа приводится в порядке общей информации и будет уточнена к началу конкурса.
При оформлении необходимо использовать приведенные в приложении формы. Электронные копии документов передаются на двух компакт-дисках (один – резервный). В каждом файле на каждой странице документа обязательно должно быть указано Ф.И.О участника. Все материалы согласно перечню формируются в 2-х экземплярах. Собранные в две папки материалы представляются во Всероссийский оргкомитет. Основанием для регистрации участника является представление всего комплекта документов. Качество оформления документов учитывается на заочном этапе конкурса. Приведенные в приложениях формы после заполнения преобразуются в базы данных и материалы для Экспертного совета и членов жюри, используются при подготовке сценариев. Полнота сведений, аккуратность при их оформлении ценится Всероссийским оргкомитетом, поскольку позволяет провести качественную подготовку к конкурсу. Представление ( Форма 1) В коротком предcтавлении необходимо описать общественно-значимые действия участника финала конкурса в течение 2002/2003 учебного года. Объем представления - 3 тыс. компьютерных знаков с учетом интервалов. Направляются на заверенном печатью бланке и в электронной копии в формате *.rtf (Winword). Анкета участника конкурса (Форма 2). Подписывается участником конкурса и направляется в электронной копии в формате *.rtf (Winword). Эссе «Моя педагогическая философия» (Форма 3) В эссе отражается мировоззренческая, культурологическая, психолого-педагогическая позиция учителя (3– 5 тыс. компьютерных знаков). Подписывается участником конкурса и направляется в электронной копии в формате *.rtf (Winword). Творческое сочинение «Школа и общество» (Форма 4) В творческом сочинении необходимо отразить существующее и желаемое взаимодействие школы и общества, роль учителя в этом взаимодействии. Подписывается участником конкурса и направляется в электронной копии в формате *.rtf (Winword). Описание системы работы (Форма 5) Выделяется и формулируется ведущая идея опыта. Отражается своеобразие и новизна опыта с опорой на психолого-педагогические теории, научную литературу. Раскрываются пути реализации опыта. Аргументируются преобразования в сфере организации учебно-воспитательного процесса в выборе педагогического инструментария. Обосновывается использование предлагаемых технологий, дается их описание, раскрываются показатели результативности в сравнении с традиционными методиками обучения. Прилагаемые компоненты системы работы: технологии, разработки уроков, внеклассных мероприятий, дидактический материал, технологические карты и др. (до 40 тыс. компьютерных знаков). Подписывается участником конкурса и направляется в электронной копии в формате *.rtf (Winword). Статья в методический журнал (Форма 6) Научно-практическая статья на актуальную тему по предметной области (до 5 тыс. компьютерных знаков). Подписывается участником конкурса и направляется в электронной копии в формате *.rtf (Winword). Заявка на участие в номинации и обоснование выбора (Форма 7) Подписывается участником конкурса и направляется в электронной копии в формате *.rtf (Winword). Заявки на занятия (Форма 8). Подписывается участником конкурса и направляется в электронной копии в формате *.rtf (Winword). Видеоматериалы на компакт-диске (в цифровом формате *.avi или *.mpeg): видеопрезентация учителя (5–10 минут); представление региона, учебного заведения, зарисовка с внеклассного мероприятия, фрагменты выступления на региональном этапе конкурса, общения с детьми на уроке и вне его, хобби и другие уроки конкурсанта на его рабочем месте (40–45 минут), урок с детьми другой школы на региональном этапе конкурса (40–45 минут). Фотографии: - цветная (портрет 9х13) - жанровая цветная фотография (с внеклассного мероприятия, с урока и т.д.). Фотографии представляются в бумажной и цифровой копии в формате *.jpg Дополнительные материалы: опубликованные статьи, методические рекомендации, брошюры, 1–2 творческие работы учеников. |