Реферат: Методические рекомендации по подготовке публичного отчета общеобразовательного учреждения
Название: Методические рекомендации по подготовке публичного отчета общеобразовательного учреждения Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области от 14.11.2008 № 2440
Методические рекомендации 1. Общие положения 1.1. Публичный отчет общеобразовательного учреждения – важное средство обеспечения информационной открытости и прозрачности государственного или муниципального общеобразовательного учреждения (далее – ОУ); форма информирования родительской и широкой общественности, социальных партнеров о состоянии дел в ОУ, результатах его деятельности, проблемах функционирования и развития, целях на среднесрочную перспективу. 1.2. Отчетным периодом считается срок – один учебный год. Решением органа общественного участия в управлении ОУ отчетный период может быть сокращен. Отчет по итогам учебного года публикуется не позднее 1 октября. 1.3. Основными целевыми группами публичного отчета являются родители (законные представители) учащихся, учащиеся, социальные партнеры ОУ, местное сообщество. 1.4. Публичный отчет согласуется с органом общественного участия в управлении ОУ и утверждается директором ОУ. 1.5. Администрация ОУ обеспечивает доведение публичного отчета до сведения целевых групп и получение от них обратной связи. 1.6. На основе публичного отчета создаются публичные доклады – сокращенные, ориентированные на конкретную целевую группу и форму представления версии публичного отчета. Все публичные доклады утверждаются директором ОУ. 1.7. Публичный отчет является документом постоянного хранения. Администрация ОУ обеспечивает хранение публичных отчетов и доступ к ним участников образовательного процесса. 2. Структура и содержание публичного отчета 2.1. Публичный отчет включает следующие разделы: 1) Общая характеристика ОУ. 2) Цели и результаты развития ОУ. 3) Содержание и технологии образовательного процесса. 4) Ресурсы образовательного процесса. 5) Финансовое обеспечение функционирования и развития ОУ. 6) Внешние связи и имидж ОУ. 7) Выводы о деятельности ОУ и перспективы его развития. 8) Формы обратной связи. Содержание каждого из разделов определяется согласно Приложению к настоящим методическим рекомендациям. 2.2. Каждый из разделов публичного отчета содержит краткую текстовую информацию, не содержащую специальных терминов, и количественные данные. Все количественные данные (доля, количество, объем) приводятся в динамике за 3 года. 2.3. Публичный отчет содержит ссылки на документы, перечень которых определяется согласно Приложению к настоящим методическим рекомендациям. Администрация ОУ обеспечивает размещение указанных документов на сайте и в медиатеке \ библиотеке ОУ. 3. Подготовка публичного отчета 3.1. Работа над публичным отчетом и публичными докладами включает в себя следующие шаги: - утверждение состава и руководителя (координатора) рабочей группы, ответственной за подготовку публичного отчета; - определение и утверждение задач публичного отчета, его содержания и механизмов обратной связи; - разработка форм и инструментов сбора данных и оценки показателей для публичного отчета и составление графика проведения замеров; - сбор необходимых для публичного отчета данных; - подготовка проекта публичного отчета; - обсуждение проекта публичного отчета администрацией ОУ и на заседании органа общественного участия в управлении ОУ; - доработка публичного отчета по результатам обсуждения и его согласование и утверждение; - определение и утверждение перечня способов доведения публичного отчета \ публичных докладов до сведения целевых групп; - создание публичных докладов, адекватных способам доведения публичного отчета до сведения целевых групп, и их утверждение; - проведение мероприятий по подготовке акций \ публикаций в соответствии с определенными способами доведения публичных докладов до сведения целевых групп; - доведение публичного отчета \ публичных докладов до сведения целевых групп; - обеспечение обратной связи по содержанию публичного отчета \ публичных докладов. 3.2. В рабочую группу по подготовке публичного отчета входят представители администрации ОУ и органа общественного участия в управлении ОУ. Рабочая группа может быть дополнена представителями других групп участников образовательного процесса и местного сообщества. 3.3. График сбора данных для публичного отчета с проведением специальных замеров и работ по подготовке вводится приказом директора ОУ с указанием исполнителей из числа персонала ОУ. 4. Доведение публичного отчета до сведения целевых групп 4.1. Утвержденный публичный отчет доводится до сведения целевых групп в следующих формах: 4.1.1. Проведение открытого общешкольного родительского собрания. 4.1.2. Публикация публичного отчета на сайте ОУ. 4.1.3. Размещение публичного отчета в медиатеке \ библиотеке и в папках классных руководителей. 4.2. Утвержденные публичные доклады могут быть доведены до сведения целевых групп по решению администрации ОУ и\или органа общественного участия в управлении ОУ дополнительно в следующих формах: - целевая рассылка; - проведение педагогического совета; - проведение собрания трудового коллектива; - проведение ученической конференции; - проведение презентации в рамках дня открытых дверей; - выпуск и распространение сборника (брошюры) с текстом публичного доклада; - публикация в местных СМИ; - размещение на сайте органа местного самоуправления, органа управления образованием, ресурсного центра и т.п.; - распространение в школьном микрорайоне информационных листков с сокращенной версией публичного доклада и указанием адреса сайта, где представлена полная версия; - размещение на стендах. ОУ может использовать другие формы доведения публичных докладов до сведения целевых групп. 4.3. Учредитель ОУ, в пределах имеющихся средств и организационных возможностей, содействует публикации и распространению публичных докладов. Приложение к Методическим рекомендациям по подготовке публичного отчета общеобразовательного учреждения
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПУБЛИЧНОГО ОТЧЕТА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1. Общая характеристика общеобразовательного учреждения (ОУ) Раздел состоит из следующих пунктов: 1.1. Формальная характеристика ОУ. Приводятся данные: учредитель; тип, вид, статус учреждения; контактная информация. 1.2. [Характеристика географических и социокультурных показателей ближайшего окружения ОУ.] [1] 1.3. Характеристика состава обучающихся. Приводятся данные[2] : численность обучающихся всего и по ступеням обучения; количество классов; структура состава обучающихся а) по месту проживания (в районе учреждения \ в других территориях), б) по направлениям обучения (если имеются специализированные классы). 1.4. Информация о продолжении обучения учащимися \ выпускниками ОУ. Приводятся данные: информация о текучести ученического состава (количество убывших \ прибывших); структура распределения выпускников ступени основного общего образования (в абсолютном выражении и в долях): перешли на старшую ступень в ОУ, перешли на старшую ступень в другое ОУ, поступили в учреждения НПО, поступили в учреждения СПО; структура распределения выпускников ступени среднего (полного) общего образования (в абсолютном выражении и в долях): поступили в вузы на бюджетной основе, поступили в вузы на внебюджетной основе, поступили в учреждения довузовского профессионального образования, трудоустроены. По данному разделу текст публичного отчета содержит ссылки на следующую информацию, представленную на сайте и в медиатеке \ библиотеке ОУ: - Краткая историческая справка об ОУ. - Организационная структура ОУ. - Положение об органе общественного участия в управлении ОУ. - Устав ОУ.
2. Цели и результаты развития ОУ Раздел состоит из следующих пунктов: 2.1. Цели ОУ на среднесрочный (3-5 лет) период. Приводятся данные: Цели на уровне образовательных результатов учащихся и показатели, с помощью которых планируется оценивать степень их достижения. Цели на уровне содержания и технологий образовательного процесса и показатели, с помощью которых планируется оценивать степень их достижения. Цели на уровне ресурсов образовательного процесса и показатели, с помощью которых планируется оценивать степень их достижения. 2.2. Цели ОУ на отчетный период. [Приводятся данные: Цели на уровне образовательных результатов учащихся и показатели, с помощью которых планировалось оценивать степень их достижения. Цели на уровне содержания и технологий образовательного процесса и показатели, с помощью которых планировалось оценивать степень их достижения. Цели на уровне ресурсов образовательного процесса и показатели, с помощью которых планировалось оценивать степень их достижения.] 2.3. Оценка степени достижения целей ОУ за отчетный период. Приводятся данные: Значения показателей, описывающих степень достижения целей на уровнях: а) образовательных результатов учащихся, б) содержания и технологий образовательного процесса, в) ресурсов образовательного процесса. [Анализ причин несоответствия значения показателей запланированным и] прогноз в отношении достижения целей, поставленных на среднесрочный период. 2.4. Результаты учебной деятельности. Приводятся данные: Результаты ЕГЭ. Количество медалистов. Количество учащихся образовательного учреждения, занявших призовые места на предметных олимпиадах разного уровня. Результаты независимой итоговой аттестации в 9-х классах. Результаты контрольных измерений уровня обученности в невыпускных классах (по результатам внешней экспертизы). 2.5. Результаты внеучебной деятельности. Приводятся данные: Количество учащихся и коллективов (команд, объединений) учащихся, ставших лауреатами, призерами различных конкурсов, состязаний, конференций. Количество учащихся, поставленных на учет в ИДН за отчетный период с указанием оснований для постановки на учет. 2.6. Результаты внешнего контроля деятельности ОУ. Приводятся данные: Информация о проверках ОУ и их результатах. Информация о жалобах и обращениях граждан: а) количество жалоб и обращений в адрес администрации учреждения и учредителя, б) результаты рассмотрения жалоб и обращений. [Место ОУ в общественном рейтинге.] По данному разделу текст публичного отчета содержит ссылки на следующую информацию, представленную на сайте ОУ и в медиатеке \ библиотеке: - Миссия ОУ. - Программа развития ОУ. - [Политика ОУ в области качества.] - Протоколы заседаний органов управления ОУ. - Протоколы заседаний органов самоуправления ОУ. - [Заключения по результатам мероприятий внешнего контроля.] - Заключения по результатам рассмотрения жалоб и обращений. 3. Содержание и технологии образовательного процесса Раздел состоит из следующих пунктов: 3.1. Описание содержания и технологий образовательного процесса. Приводятся данные: Инвариантная и вариативная составляющие учебного плана: общая характеристика и описание изменений, произведенных в отчетный период [и планирующихся в следующем учебном году]. Информация об используемых образовательных программах (по ступеням обучения, циклам дисциплин) [и основаниях для их выбора]. Информация об используемых образовательных технологиях [и основаниях для их выбора]. Количество и направления услуг дополнительного образования (с выделением перечня дополнительных платных услуг) и указанием средней стоимость для потребителей частично платных и полностью платных услуг (работ) по видам услуг (работ). [Характеристика услуг предшкольной подготовки и количество детей, воспользовавшихся ими]. Общая характеристика содержания внеурочной познавательной деятельности и воспитательной работы. Количество и доля учащихся, обучающихся в различных формах: экстернат, семейное образование, индивидуально на дому, по индивидуальным образовательным программам. Доля учащихся (по ступеням обучения): а) занимающихся в кружках, секциях и т.п. объединениях (в том числе в здании ОУ); б) занимающихся исследовательской деятельностью; в) занимающихся проектной деятельностью. 3.2. Описание значимых для потребителей образовательных услуг условий образовательного процесса. 3.2.1. Здоровьесбережение учащихся. Приводятся данные: Количество учащихся по группам здоровья. Количество случаев травматизма. Доля учащихся, охваченных спортивными занятиями (секции, группы), организованными в образовательном учреждении. Меры по охране и укреплению здоровья учащихся, принятые в отчетный период, включая организацию контроля за нагрузкой учащихся по выполнению домашних работ (по ступеням обучения). Организация питания учащихся. Условия для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. 3.2.2. Обеспечение психо-физиологической безопасности учащихся. Приводятся данные: Доля кабинетов, оборудованных мебелью, соответствующей по параметрам возрастам учащихся. Меры по обеспечению пожарной и общей безопасности учащихся. Характеристика состояния здания и пришкольной территории. Значения показателей [на выбор учреждения]: а) уровня тревожности учащихся, б) уровня самооценки учащихся, в) уровня удовлетворенности учащихся (по аспектам). 3.3. Описание системы управления качеством образовательного процесса. Приводятся данные: Перечень используемых технологий и процедур оценки достижений учащихся, из них предусматривающих участие общественных наблюдателей Возможность получения учащимися образовательных сертификатов российского и международного уровня. Доля учащихся, прошедших процедуры оценки достижений: предусматривающих участие общественных наблюдателей, [предусматривающих получение образовательных сертификатов российского и международного уровня.]
По данному разделу текст публичного отчета содержит ссылки на следующую информацию, представленную на сайте и в медиатеке \ библиотеке ОУ: - Учебный план. - Перечень дополнительных образовательных услуг, предоставляемых общеобразовательным учреждением (в том числе на платной договорной основе – с указанием стоимости для потребителя), условия и порядок их предоставления. - Режим работы ОУ. - Режим охраны и допуска. - Положения о различных формах образовательного процесса (о проектной деятельности учащихся, о предпрофильной подготовке, о профильном обучении, о научных обществах учащихся, об органах ученического самоуправления и т.п.). - План (программа, модель) воспитательной работы. - [Планируемые образовательные результаты по ступеням обучения по циклам предметов учебного плана ОУ.] - [Программы здоровьесбережения, оздоровления учащихся.] - [Положения о службах сопровождения: медицинского, дефектологического, психологического, социального, педагогического.] - Список кружков, секций и т.п. (с указанием времени работы и фамилии руководителя). - [Положение об оценивании образовательных результатов учащихся.] 4. Ресурсы образовательного процесса Раздел состоит из следующих пунктов: 4.1. Описание кадрового ресурса образовательного процесса. Приводятся данные: Численность административного, педагогического и вспомогательного персонала. Общее количество и перечень вакансий. Текучесть кадрового состава (количество уволившихся \ принятых). Критерии, используемые для оценки результативности деятельности учителей для распределения стимулирующей части. 4.2. Описание материально-технического (в том числе учебно-методического) ресурса образовательного процесса. Приводятся данные: Обеспеченность учебными пособиями (доля учебных пособий, приобретаемых за счёт средств родителей). Количественное и качественное наполнение и состояние фондов медиатеки \ библиотеки; оборудования медиатеки. Количество точек свободного доступа: а) к Интернету, б) к локальной сети \ компьютерной технике. Среднее количество времени доступа в Интернет в расчете на одного учащегося в неделю (по ступеням обучения). Количество учащихся на 1 компьютер (за исключением техники, использующейся в административных помещениях). По данному разделу текст публичного отчета содержит ссылки на следующую информацию, представленную на сайте и в медиатеке \ библиотеке ОУ: - Сведения об оснащенности ОУ (на основе индикаторов п. 4.1 комплексного проекта модернизации образования Самарской области). - Списки учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе с указанием количества экземпляров, имеющихся в медиатеке \ библиотеке. - Положение о медиатеке \ об информационной среде ОУ. - Режим работы медиатеки. - Положение о стимулирующей части оплаты труда. - Статистические данные по кадровому составу: численность административного, педагогического и вспомогательного персонала; средний возраст педагогов и их распределение по: а) полу, б) возрасту, в) уровню образования, г) уровню квалификации. 5. Финансовое обеспечение функционирования и развития общеобразовательного учреждения Раздел состоит из следующих пунктов: 5.1. Отчет об использовании бюджетных средств. Приводятся данные: Объем бюджетного финансирования. Динамика норматива на одного ученика в год. Направления использования средств с указанием доли ФОТ в бюджете; доли ФОТ учителей. [Размер стимулирующей части ФОТ; доля педагогов, получающих выплаты стимулирующего характера (25%-50%, 50%-75%, 75%-100% возможных выплат), доля работников администрации, получающих выплаты стимулирующего характера (25%-50%, 50%-75%, 75%-100% возможных выплат).] 5.2. Отчет об использовании внебюджетных средств. Приводятся данные: Объем внебюджетных средств, полученных в форме: а) доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, б) поступлений от спонсоров, благотворительных фондов, в) нефинансовых поступлений. Доля средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в бюджете учреждения. Направления расходования внебюджетных средств. 6. Внешние связи и имидж ОУ Раздел состоит из следующих пунктов: 6.1. Партнерства образовательного учреждения. Приводятся данные: Перечень партнеров ОУ (учреждения профессионального, общего и дополнительного образования, предприятия, некоммерческие организации и общественные объединения, органы местного самоуправления; членство в ассоциациях, профессиональных объединениях, проекты) с указанием результатов взаимодействия в отчетный период. Информация о ресурсах партнеров, открытых для доступа учащимся. 6.2. Общая характеристика социальной активности ОУ. Приводятся данные: Характеристика услуг, оказываемых населению. Информация об участии ОУ в мероприятиях \ проведении мероприятий в интересах и\или с участием местного сообщества в отчетный период. 6.3. Признание результатов работы ОУ на различных уровнях. Приводятся данные: Результаты, продемонстрированные педагогами или коллективом ОУ в целом в рамках конкурсных мероприятий (по направлениям и уровням). Участие ОУ в проектах, конференциях и других акциях (по направлениям и уровням). Публикации об ОУ в СМИ. По данному разделу текст публичного отчета содержит ссылки на следующую информацию, представленную на сайте и в медиатеке \ библиотеке ОУ: - Сведения о социальных партнерах ОУ. - [Сведения о донорах и спонсорах ОУ.] - [Сведения о благотворительных фондах и фондах целевого капитала, с которыми работает учреждение.] - [Тексты с описанием проектов, поддерживаемых донорами и фондами.] - [Перечень услуг, оказываемых населению, и условия их оказания.] - [Текст \ ссылки на публикации об ОУ в СМИ.]
7. Выводы о деятельности ОУ и перспективы его развития Раздел включает в себя: - определение и причинно-следственный анализ степени достижения показателей, запланированных на отчетный период (с формулированием проблем по тем аспектам, по которым показатели достигнуты не были); - новые задачи, поставленные перед ОУ учредителем (учредителями), органами управления образованием различного уровня; - произошедшие \ ожидаемые изменения внешних условий (объем и направления финансирования, сокращение \ рост контингента, поведение партнеров и т.п.); - скорректированные цели ОУ на среднесрочную перспективу и показатели их достижения, в том числе на ближайший год; - задачи ОУ (по уровням) на следующий отчетный период. 8. Формы обратной связи В данном разделе указываются способы доведения до администрации ОУ вопросов, замечаний и предложений представителей целевых групп по публичному отчету \ публичным докладам и освещенным в них аспектам деятельности ОУ. [1] Здесь и далее в квадратные скобки заключена информация, которая не является обязательной для публичного отчета и включается в него по решению составителей. [2] Согласно п. 2.2 Положения здесь и далее все количественные данные приводятся в динамике за три года. |