Реферат: 1. характеристика предприятия 5
Название: 1. характеристика предприятия 5 Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание 1. характеристика предприятия.. 5 2. Система управления запасами на предприятии.. 8 3. Процесс логистизации потоковых процессов в ООО «Астера Глобал Логистик». 23 Дневник прохождения практики студента.. 37 В настоящее время, когда в России происходит переход к рыночной модели функционирования экономики, роль отдельного предприятия как самостоятельного субъекта экономического кругооборота значительно возрастает. В условиях экономической реформы отечественные предприятия вынуждены пересматривать политику производства и сбыта продукции, а также материально-технического обеспечения, транспорта, складского хозяйства. Важнейшим фактором, обеспечивающим достижение указанных целей, является эффективное управление запасами материальных ресурсов на предприятии. На современном этапе российские предприятия пересматривают существующие системы управления запасами, внедряют новые информационные системы управления, проводят реорганизацию бизнеса на основе современных методов реинжиниринга. Сложившаяся на большинстве российских предприятий кризисная ситуация обусловливает необходимость формирования современного методического обеспечения и разработки практических рекомендаций по построению систем управления запасами, как одного из важнейших условий развития отечественных предприятий и системообразующих факторов повышения эффективности их производства. Исходя из этого, на большинстве предприятий наибольшее внимание приходится уделять подсистеме сбыта, так как здесь преобладают новые для предприятий процессы, нуждающиеся в постоянном усовершенствовании в условиях динамичной внешней и внутренней среды. Эффективное управление распределительной подсистемой является одним из важнейших условий выживания и успешного функционирования производственной системы. Такая точка зрения правомерна, так как для обеспечения эффективности всей производственной деятельности в целом необходимость уметь предвидеть вероятное будущее состояние предприятия и среды, в которой оно существует, вовремя предупредить возможные сбои и срывы в работе, является наиболее важным условием. Целью преддипломной практики является исследование практических вопросов по формированию эффективной системы управления запасами. Для реализации поставленной цели решались следующие задачи прохождения практики: · анализ теоретических основ и терминологического аппарата теории управления запасами, существующих теоретических подходов к совершенствованию систем управления запасами; · исследование системы управления запасами в концепциях общей теории систем и системного подхода; · разработка методических рекомендаций по формированию системы управления запасами предприятия; · разработка подходов по совершенствованию деятельности и оценке качества функционирования системы управления материальными запасами предприятия; · постановка, формализация и реализация задачи формирования эффективной системы управления запасами предприятия. Объектом практики является ООО «Астера Глобал Логистик». Предметом практики являются теоретические, методические и практические вопросы совершенствования деятельности систем управления запасами предприятий. Теоретической и методологической основной практики послужили теория рыночной экономики, теория управления, системный подход, финансовый менеджмент, экономико-математическое моделирование. В качестве информационной базы использованы труды отечественных и зарубежных ученых, периодическая литература, ресурсы глобальной информационной сети Интернет. Компания ООО «Астера Глобал Логистик» осуществляет грузоперевозки. Парк компании отличается разнообразием моделей (от Газели до Еврофуры) с различной грузоподъемностью (от 1,5 до 20 тонн) и различными типами кузова (борт, тент, изотермический, рефрижератор) - что позволяет качественно выполнять любые грузоперевозки. Работа круглосуточной диспетчерской службы позволяет оперативно получать информацию о грузоперевозке, состоянии груза, местонахождении транспорта, осуществляющего перевозку грузов и т.п. ООО «Астера Глобал Логистик» предоставляет полный комплекс услуг в сфере автомобильных грузоперевозок по России. География грузовых перевозок – вся Россия. Проще сказать: «Если есть дорога – доставит груз». Для каждого клиента разрабатывается индивидуальный маршрут с учетом его пожеланий, особенностей направления грузоперевозки, характеристик груза и т.п. а также предлагаются услуги экспедиторов для перевозки. Имея проверенный парк и надежных партнеров в различных регионах страны мы располагаем всеми возможностями для обеспечения междугородных грузовых перевозок по России с четким соблюдением установленных сроков грузовых перевозок и гарантий качества обслуживания. ООО «Астера Глобал Логистик» работает на рынке грузоперевозок по России с 2000 года и зарекомендовала себя безупречной работой, высоким качеством и широким спектром оказываемых услуг в сфере грузоперевозок автомобильным транспортом. Благодаря высокому качеству организации работы занимает достойное место на рынке грузовых перевозок. Парк компании - более 250 единиц бортовой, тентованной, изотермической и рефрижераторной автомобильной техники грузоподъемностью от 1,5 до 20 тонн, объемом от 9 до 120 м3. История компании, большая материальная база, накопленные знания и практический опыт в области грузоперевозок позволяют решать любые задачи связанные с перевозкой грузов. Компания предлагает услуги по грузоперевозкам автомобильным транспортом и осуществляет следующие автомобильные грузоперевозки: · грузоперевозки по внутригородским линиям, · грузоперевозки по областным линиям; · грузоперевозки по России по междугородним линиям. Организация работы предполагает полную информированность клиента о машине, о местонахождении машины осуществляющей грузоперевозку, текущем состоянии груза на любом участке маршрута будь то междугородние перевозки или перевозки по Барнаулу либо Алтайскому краю. Каждому клиенту обеспечивается индивидуальный подход и внимание, будь то заказ грузоперевозок по Барнаулу, Алтайскому краю, грузоперевозок по России или междугородние перевозки. Все автомобили для грузовых перевозок оснащены мобильной связью, что дает возможность контролировать грузоперевозку и местоположение автомобиля в течение всего срока перевозки. К осуществлению грузоперевозок допускаются водители зарекомендовавшие себя с положительной стороны, прошедшие необходимую проверку специалистами Отдела экономической безопасности. Автомобильный транспорт является необходимым звеном в общем, процессе материального производства. Перемещение людей и грузов - жизненная потребность общества. В своей деятельности транспорт связан со сферами производства, обращения и потребления. В первом случае он является составной частью предприятия, играя роль внутрицехового и внутризаводского транспорта и непосредственно участвуя в процессе производства, перемещает сырье, полуфабрикаты и продукцию внутри предприятия. Во втором случае в силу того, что продукт только тогда готов, когда заканчивает свое передвижение из сферы производства в сферу потребления, транспорт является продолжением процесса производства в пределах обращения, а, выступая в роли внешнего транспорта, он обслуживает пространственные экономические связи. Автомобильный транспорт в настоящее время является самым удобным видом транспорта. Удобство автомобильного транспорта заключается в том, что только он обладает наибольшей оперативностью, маневренностью и мобильностью. Поэтому крупные предприятия идут на создание специализированных транспортных цехов, автохозяйств и автоколонн. На автотранспортных предприятиях перемещение грузов является одновременно и производственным процессом, и продукцией. Продукция автомобильного транспорта измеряется тонно-километрами или пассажиро-километрами, представляющими произведение количества перемещенных тонн груза или числа пассажиров на расстояние в определенный период времени. Производственные процессы в автотранспортных предприятиях отличаются от производственных процессов предприятий других отраслей. Автомобильный транспорт не имеет дела с переработкой сырья, а также предметом его труда является груз, который поступает на транспорт извне в готовом виде. Производственным процессом на автотранспортном предприятии является комплекс функций, осуществление которых позволяет обеспечить непрерывность процесса перевозок. Автотранспортное предприятие ООО «Астера Глобал Логистик» оказывает следующие виды услуг: - транспортно-экспедиционное обслуживание; - перевозка грузов населения; - перевозка грузов грузовыми таксомоторами; - перевозка грузов маршрутными грузопассажирскими автобусами; - платный ремонт транспортных средств; - изготовление комплектующих изделий и запасных частей к транспортным средствам; - торгово-закупочная деятельность; - перегон автомобилей; - погрузочно-разгрузочные работы; - упаковочные работы; 2. Система управления запасами на предприятии Под эффективностью системы управления запасами автор использует понятие, определяющее свойство системы вызывать некоторый полезный результат (эффект) при использовании ее по назначению. Требование повышения эффективности управления путем использования систем регулирования запасов предприятия приводит к необходимости разработки оригинальных систем регулирования, учитывающих особенности и специфику конкретной производственно-коммерческой структуры. На рис. 1.1 представлена логистическая цепь «изготовление – хранение – продажа». Рис.1.1. Логистическая цепь «изготовление-хранение-продажи»» В результате проведенных исследований достигнута поставленная перед ней цель - разработаны методы анализа вероятностных характеристик стохастической логистической цепи, методы количественного учета возмущающих факторов при оценке ожидаемого экономического результата, методы оптимизации параметров и стратегии поведения изготовителя как участника рынка в условиях конкуренции. Для эффективной реализации процесса формирования системы управления запасами на предприятии необходимо не только выбрать соответствующий метод управления запасами, но и рассмотреть возможные пути совершенствования данной системы, определив приоритетные направления развития существующей на предприятии системы управления запасами. В рамках исследования выделены возможные подходы для реализации данной цели, всю совокупность которых можно разделить на пять частных направлений (рис. 1.2). Рис. 1.2. Схема совокупности подходов по повышению эффективности функционирования системы управления запасами Анализ и исследование основных методов формирования системы управления запасами, а также направлений и способов повышения эффективности системы управления запасами предприятия позволяет выявить отсутствие внимания к рассмотрению данной системы именно как категории системного анализа, исследованию системных характеристик и принципов данного понятия. Необходимость исследования системы управления запасами предприятия с учетом основных принципов системного подхода, по нашему мнению, обусловлена его неоспоримыми преимуществами, которые заключаются в возможности реализации следующих процедур: проведение комплексной оценки производственно-хозяйственной деятельности системы, эффективной организации процесса принятия решений на всех уровнях управления; выявление целесообразности создания либо совершенствования системы, определение, к какому классу сложности она относится; выявление наиболее эффективных методов научной организации труда. Основополагающей процедурой системного анализа является построение иерархии целей системы управления запасами предприятия, формирующей структуру организации и обеспечивающей ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня. В рамках работы предложена иерархия целей, состоящая из глобальной цели деятельности системы управления запасами предприятия, в качестве которой нами определена организация эффективной деятельности, и принятие эффективных решений в области управления запасами, основных трех подцелей первого уровня (рис. 1.3), и совокупности подцелей второго уровня. Рис. 1.3. Схема иерархии целей системы управления запасами На базе дополненного комплексного определения системы управления запасами разработаны и представлены методические рекомендации по построению системной модели процесса управления запасами предприятия. Внешнее окружение системы управления запасами предприятия предлагается рассматривать как совокупность следующих элементов: - вход системы, представленный совокупностью материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов, посредством использования которых будет реализована основная цель деятельности системы; - выход системы, представляющий собой взаимосвязь показателей деятельности системы управления запасами, их числовые значения; - компонент окружающей среды, законы действия системы, выраженные в регламентирующей документации предприятия, отчетах, публикациях о результатах деятельности системы; - механизм действия, в качестве которого нами предложена соответствующая производственная структура предприятия, организационная структура и информационное обеспечение деятельности системы управления запасами. Формирование внутренней структуры системы управления запасами предлагается реализовать с учетом, во-первых, состава и функционального содержания основных элементов структуры, во-вторых, необходимости определения организационной составляющей процесса управления запасами, в-третьих, основных взаимосвязей между элементами и возможности воздействия элементов друг на друга. Принимая во внимание данные факторы, внутренняя структура системы управления запасами предприятия представлена как совокупность расчетных процедур, включающих аналитическую обработку информации, управленческих процедур, реализующих принятие управленческих решений на основе анализа неформализуемой и неиспользованной в расчетных процедурах информации, и комплексных процедур, включающих тесно связанные друг с другом аналитическую обработку информации и принятие на ее основе управленческих решений. Нарушение выполнения общего порядка выполнения процедур в цикле управления запасами может происходить в связи с изменением условий потребления, сменой стратегии организации, изменением состава номенклатуры запасов. Взаимосвязь отдельных классов процедур, а также последовательность действий при нарушении общего порядка процедур цикла управления запасами представлена на рисунке 1.4. В настоящее время условия функционирования отечественных предприятий характеризуются изменчивостью факторов внешней среды, и непостоянством внутренних характеристик управленческой деятельности. Для крупных предприятий, управляющих широкой номенклатурой материальных ресурсов, возникают проблемы при формировании системы управления запасами, вызванные необходимостью применения моделей и методов управления запасами для различных материальных ресурсов и группы складов, что влечет за собой усложнение системы управления, или применения универсальных моделей, которые не могут обеспечить эффективность функционирования системы управления запасами. Важным этапом в процессе формирования системы управления запасами является определение стратегии управления запасами. этапом, влияющим на обеспечение эффективного функционирования системы управления запасами, с нашей точки зрения, является исследование и учет роли запаса в деятельности предприятия. Роль запасов определяет отношение управленческого состава предприятия к необходимости формирования запасов. С этой точки зрения нами выделены основные типы отношения предприятия к запасам: - отрицательное отношение, которое характеризуется стремлением к снижению уровня запасов; - положительное отношение, основным принципом которого является стремление к увеличению запасов. Так как общим направлением стратегии управления запасами предприятия является стремление к достижению оптимального их уровня, то отношение предприятия к запасам определяет необходимость достижения минимального уровня запасов в случае отрицательного к ним отношения, либо достижения максимального уровня запасов в случае положительного отношения. Стремление к достижению минимального или максимального уровня запасов представлено нами как частные направления стратегии управления запасами в рамках общего направления оптимизации запасов. Рис. 1.4. Графическое представление взаимосвязи классов процедур цикла управления запасами В работе предложены методические рекомендации по выявлению роли запасов в поддержании работы конкретного предприятия и направления стратегии управления запасами, основанные на исследовании совокупности факторов, каждый из которых определяет возможность изменения уровня запасов на предприятии. Рассмотрение влияния наиболее важных факторов, в качестве которых нами выделены уровень надежности взаимодействия с контрагентами, величина предприятия и длительность цикла управления запасами, позволяет определить частные направления в рамках общего направления стратегии управления запасами, характеризующего стремление к оптимизации запасов в деятельности предприятия. Графическое представление влияния факторов, определяющих направление стратегии управления запасами, приведено на рисунке 1.5. Рис. 1.5. Схема влияния факторов, определяющих направление стратегии управления запасами Одним из основополагающих условий формирования эффективной системы управления запасами является разработка универсальной схемы деятельности системы управления запасами, в частности, выбора эффективных методов и приемов для реализации основных процессов данной системы[1] . При реализации основных процедур цикла управления запасами необходимо, по нашему мнению, обеспечить направленность на дифференциацию методов управления запасами в зависимости от выделенных видов запасов предприятия. Одновременная и взаимосвязанная реализация процедур мониторинга основных характеристик деятельности системы управления запасами и использования методов структуризации материальных ресурсов, наиболее распространенным из которых является метод АВС-XYZ-анализа, позволит выявить и применить наиболее эффективные методы и приемы управления запасами. Последующая реализация процедур определения потребности в запасе и оптимального размера заказа с учетом результатов предыдущих действий обеспечит снижение вероятности появления дефицитных позиций и излишних неиспользуемых запасов, а также позволит определить минимальный уровень затрат на функционирование системы запасов. Сущность и результаты реализации основных процедур системы управления запасами представлены на рисунке 1.6. Рис. 1.6 Схема реализации расчетных и аналитических процедур системы управления запасами Логистическая система управления запасами проектируется в целях непрерывного обеспечения потребителя каким-либо видом материального ресурса. Реализация этой цели достигается решением следующих задач[2] : - учет текущего уровня запаса на складах различных уровней; - определение размера гарантийного (страхового) запаса; - расчет размера заказа; - определение интервала времени между заказами. Для ситуации, когда отсутствуют отклонения от запланированных показателей и запасы потребляются равномерно, в теории управления запасами разработаны две основные системы управления, которые решают поставленные задачи, соответствуя цели непрерывного обеспечения потребителя материальными ресурсами. Такими системами являются: 1) система управления запасами с фиксированным размером заказа; 2) система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами[3] . Учет текущего уровня запаса в каждой системе происходит по-разному. Система с фиксированным размером заказа требует непрерывного учета текущего запаса на складе, и это можно рассматривать как основной ее недостаток. Напротив, система с фиксированным интервалом времени между заказами требует лишь периодического контроля за количеством запаса, и в этом заключается ее основное преимущество перед первой системой[4] . Исходя из описанных выше условий разделения распределительной логистики на сферы, можно выделить три основных элемента, которые требуют управляющих воздействий: 1) управление складами ресурсов и готовой продукции; 2) управление внутренним и внешним транспортом; 3) управление каналом сбыта продукции.
Рис.1.7. Схема функциональной структуры логистики Потоки ресурсов циркулируют как во внутренней среде предприятия, так и между предприятием и внешней средой. Внешние ресурсные потоки возникают при: закупке ресурсов у поставщиков; реализации готовой продукции; расчетах с финансово–кредитными органами и государством. Внешним ресурсным потокам соответствует определенное движение денежных средств в наличной или безналичной форме. Эффективность внешних финансовых потоков можно определить с помощью бухгалтерского финансового учета и отчетности о результатах деятельности предприятия[5] . Потоки ресурсов циркулируют как во внутренней среде предприятия, так и между предприятием и внешней средой. Внешние ресурсные потоки возникают при: закупке ресурсов у поставщиков; реализации готовой продукции; расчетах с финансово–кредитными органами и государством. Внешним ресурсным потокам соответствует определенное движение денежных средств в наличной или безналичной форме[6] . Эффективность внешних финансовых потоков можно определить с помощью бухгалтерского финансового учета и отчетности о результатах деятельности предприятия. Внутренние ресурсные потоки возникают в процессе превращения сырья в готовую продукцию. Этим потокам соответствует некоторый условный поток денежных средств, который отражается в документообороте предприятия в стоимостном выражении. Следовательно, внутренние финансовые потоки находят свое отражение в управленческом учете предприятия[7] . При этом все заказы проходят только через коммерческую службу и при изменении спроса корректировка плана продаж, а затем и плана снабжения занимает существенное время. В этих условиях представляется целесообразным включить плановый отдел в коммерческую службу предприятия для принятия оперативных управленческих решений (рис. 1.8). Рис. 1.8. Схема принятия управленческого решения в коммерческой службе предприятия Традиционная концепция логистики предполагает последовательный переход от одной к другой функциональной области (закупочная производственная распределительная) логистики. Если рассматривать термин «распределение» не только как сбыт продукции, но и как внутрифирменное распределение производственных ресурсов и готовой продукции, то функциональную структуру логистики может обеспечить более тесное взаимодействие логистических подсистем. Коммерческая служба предприятия не занимается планированием, планово-аналитический отдел находится в финансово-экономической службе предприятия. Таким образом, план продаж составляется в планово-аналитическом отделе, согласовывается с финансовым директором, затем представляется генеральному директору, а только потом поступает в коммерческий отдел. Аналогично разрабатывается и план по снабжению. 1) При построении эффективной структуры управления описание основных ресурсных потоков позволит увеличить надежность и точность управленческих задач, повысить согласованность организационных структур[8] . Рассмотрим имитационную модель управления ресурсными потоками предприятия. Затраты на хранение готовой продукции часто имеют наибольший удельный вес в общей сумме затрат на распределение. Поэтому необходимо оптимизировать работу по управлению запасами на складах готовой продукции с целью сокращения непроизводственных расходов. Входными переменными для модели будут следующие величины: − средний еженедельный спрос и его среднее квадратичное отклонение; − среднее время производства дополнительной партии товара и его среднее квадратичное отклонение; − стоимость хранения единицы (одной упаковки) продукции на складе в течение суток; − величина затрат на производство дополнительной единицы продукции; − затраты, связанные с дефицитом единицы продукции; − начальный уровень запаса продукции; − период работы склада. Итого получилось семь входных переменных, к которым нужно добавить две управляемые переменные: − объем дополнительной партии товара; − критический уровень запаса, т.е. величина запаса, при достижении которой необходимо его пополнение. В качестве выходной переменной используем средние затраты на содержание склада готовой продукции за заданный период времени с заданным уровнем гарантии, т.е. максимальный уровень затрат, которые с заданным уровнем надежности не могут быть превышены при длительной работе склада. Критерием эффективности в данной модели выступает условие минимума показателя эффективности при изменении управляемых переменных[9] . Построение имитационной модели управления ресурсными потоками состоит из двух последовательных этапов: концептуальное описание модели и алгоритм модели. Концептуальное описание модели следующее. На предприятии имеется склад готовой продукции, где хранится запас товара, начальный уровень которого равен величине UR0. В результате удовлетворения спроса в течение рабочей недели происходит уменьшение запаса на случайную величину, которая имеет нормальное распределение с известными характеристиками: математическим ожиданием (Мз) и средним квадратическим отклонением (σз). Затраты на хранение единицы продукции в течение суток составляют С1. Если на складе недостаточно продукции для обслуживания клиента, оплатившего заказ, то предприятие выплачивает компенсацию в размере С3 за каждую недостающую единицу товара по отношению к заказанному количеству. Для избежания затрат, вызванных дефицитом товара, администрация склада периодически подает заявки на поставку дополнительной партии товара в определенном объеме Qдоп. Подача заявки производится в момент, когда уровень запаса товара снизится до критического уровня URкр. Время выполнения заявки является случайной величиной с нормальным распределением и известными характеристиками Мt и St. Рис. 1.9. Модель управления ресурсными потоками Затраты на поставку дополнительной единицы товара составляют С2. Период работы склада составляет Т дней. Данная модель разрабатывается с целью установить, во-первых, критический уровень запаса URкр, при достижении которого необходимо подавать заявку на производство дополнительной партии товара; во-вторых, оптимальный объем дополнительной партии товара Qдоп. Алгоритм модели представлен на рис. 1.9. До настоящего времени нет единого мнения в определении понятия «распределительная логистика». Некоторые исследователи отождествляют сбытовую и распределительную логистику в силу того, что под распределением продукции понимается именно ее сбыт, другие же включают в распределение также хранение и транспортировку продукции. Функциональная область распределительной логистики, по мнению автора, включает не только сбыт продукции, но и распределение производственных ресурсов, хранение и транспортировку ресурсов и готовой продукции, а также послепродажное обслуживание потребителей. 3. Процесс логистизации потоковых процессов в ООО «Астера Глобал Логистик » Разработка системы управления потоковыми процессами была представлена функциональной схемой системы управления потоковыми процессами, основанной на поэтапном внедрении логистизации потоковых процессов, стратегической составляющей и контроллинге результатов (рис. 2.1). Рис. 2.2. Функциональная схема системы управления потоковыми процессами в ООО «Астера Глобал Логистик» Было определено, что в качестве критериев эффективности внедрения системы логистизации потоковых процессов могут выступать различные показатели, такие как параметры финансового состояния деятельности корпорации, рост рыночной стоимости компании, ее капитализация, инвестиционная активность и инвестиционная привлекательность в целом. Таблица 2.1. Показатели, характеризующие логистическую систему управления потоковыми процессами корпорации
На основе исследований общепризнанных специалистов в области управления потоками на предприятиях была разработана интегрированная модель системы управления потоками , адаптированная к предприятию (рис. 2.3). Управляющая система
Z L U V F X α r
U V F X α r
«Вход» U «Выход» V Материальные Производственная ресурсы программа F α Сфера обращения Управляемая система Рис. 2.3. Модель интегрированной системы управления потоками Представленная модель направлена на рассмотрение потоковых процессов как систем, а в соответствии с системным подходом все звенья проводящей цепи объединяются в единую логистическую систему, единый механизм, включающий в себя управление запасами, финансами и информацией на предприятии. Основное отличие предлагаемой модели от действующей на предприятиях отрасли заключается в интерпретации управляемой системы в виде потока и применения к ней методов рационального управления. Цель предлагаемой модели управления потоками заключается в обеспечении надежного и своевременного выполнения производственных заказов с минимальными издержками. Из рис. 2.3 следует, что "вход" системы определяется предложением, а "выход" - спросом на материальные ресурсы. Соотношение спроса и предложения характеризуется вектором α. Информация U и V содержит параметры, характеризующие "вход" и "выход" всей системы управления потоками. Количество "входов" и "выходов" системы определяется номенклатурой материальных ресурсов и количеством соответственно поставщиков-продавцов и потребителей-покупателей. Информация X описывает внутреннее состояние управляемой системы, т.е. ситуацию в сфере производства. Влияние внешней среды (например, цены, процентные ставки, налоги и др.) описывается вектором F. Таким образом, управляющая система контролирует векторы U и V, т.е. все характеристики потоков, поступающих из внешней среды в систему, и соответствующие характеристики потоков на выходе из системы. Особое внимание уделяется вектору V, который определяет достижение цели функционирования всей системы управления потоками на предприятиях отрасли, т.е. надежное и устойчивое выполнение производственной программы при оптимальных издержках управления потоками. Кроме того, в управляющую систему поступает информация о состоянии сферы производства X, состоянии внешней среды F, соотношении спроса и предложения α. В управляющую систему поступает также информация о критериях эффективности функционирования системы управления потоками Е, а также ограничивающие условия L. Основным ограничивающим условием при принятии управленческих решений в отрасли выступает утвержденный предприятием объем финансирования потребности в материалах. На основании перечисленной информации и с помощью имеющейся модели принимается управленческое решение Z, которое преобразуется в целенаправленные управляющие воздействия r. В работе сделан вывод, что предложенная модель управления учитывает интенсивность материального потока и соответствующий ему запас, а также финансовые инструменты и информацию, касающуюся движения потоков на предприятии. Кроме того, отмечено, что предложенная методика скоординированного управления потоками предприятия не учитывает ряда факторов, влияющих на характер потребления финансовых, материальных и информационных потоков. В частности, в расчетах не учитываются возможные незапланированные скачки интенсивности потребления материалов, пригодность остатков материалов к их производственному потреблению. Вместе с тем представленная модель отличается простотой и эффективностью в условиях оперативного контроллинга и среднесрочного планирования потоковых процессов. В заключительной части разрабатываемой модели был предложен механизм оценки затрат на логистизацию посредством их распределения и расчета на базе матрицы издержек системы управления материальными потоками. Информационное наполнение данной матрицы позволяет отслеживать любые центры возникновения затрат и в зависимости от результатов анализа матрицы концентрировать внимание управления логистики на ресурсных или функциональных составляющих издержек управления материальными потоками. Практическое применение данной матрицы позволяет диагностировать качество работы системы управления материальными потоками и выявлять причины неудовлетворительного управления. С этой целью была предложена карта симптомов и причин неудовлетворительной работы системы управления потоками (табл. 2.2). Таблица 2.2. Карта симптомов и причин неудовлетворительной работы системы управления потоками ООО «Астера Глобал Логистик»
Предложенная модель логистизации потоковых процессов направлена на выявление общих резервов эффективности, а также сглаживание протекания экономических потоков при переходе между последовательными звеньями логистических цепей за счет выработки внутрисистемных финансово-расчетных механизмов, построения интегрированных информационных систем и т.д. К этому необходимо добавить, что данная модель направлена на уменьшение противоречий между притоком финансовых, материальных и информационных потоков. Ожидаемый экономический эффект от внедрения логистического подхода был рассчитан на базе плановых показателей (табл. 2.3). Полученный результат свидетельствовал, что внедрение логистической системы управления материальными потоками позволит оптимизировать запасы предприятия (тем самым обеспечив рационализацию оборотного капитала по отношению к краткосрочным долгам корпорации), а также повысить мобильность собственных источников средств предприятия. Рациональное управление финансовыми потоками приведет к росту планируемой ликвидности, а увеличение логистических издержек предприятия в условиях новых капиталовложений приведет к максимизации рыночной стоимости компании. Таблица 2.3. Ожидаемый экономический эффект от внедрения логистического подхода
В качестве направлений оптимизации инвестиционного потенциала была проведена оценка эффективности инвестиционного проекта, направленного на оптимизацию основных финансовых показателей корпорации и максимизацию рыночной стоимости (табл. 2.4). Таблица 2.4. Финансовый анализ инвестиционного проекта ООО «Астера Глобал Логистик»,%
Оценка экономической эффективности показала, что ООО «Астера Глобал Логистик» полностью обеспечивает покрытие заемных средств в течении 6 лет за счет увеличения финансовых потоков от хозяйственной и финансовой деятельности и, кроме того, получает высокую прибыль, что в свою очередь свидетельствует об укреплении позиций на рынке, повышения уровня финансовой устойчивости и ликвидности предприятия, что обеспечивает оптимальное использование резервов эффективности производственно-хозяйственной деятельности с учетом внедрения логистизации потоковых процессов. Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что их использование на предприятиях позволит значительно повысить эффективность функционирования систем управления запасами, а также позволит использовать их в практике организации процесса формирования систем управления запасами предприятиях. До настоящего времени нет единого мнения в определении понятия «распределительная логистика». Некоторые исследователи отождествляют сбытовую и распределительную логистику в силу того, что под распределением продукции понимается именно ее сбыт, другие же включают в распределение также хранение и транспортировку продукции. Функциональная область распределительной логистики, по мнению автора, включает не только сбыт продукции, но и распределение производственных ресурсов, хранение и транспортировку ресурсов и готовой продукции, а также послепродажное обслуживание потребителей. Исследование предприятий с целью изучения процессов распределения и их отличий на предприятиях, производящих различные виды продукции, позволило сделать вывод, что схемы распределения продукции на независимых предприятиях аналогичны друг другу. Основные отличия заключаются в соотношении доли коротких и длинных продаж, а также в географии рынков сбыта продукции. На дочерних предприятиях процесс распределения продукции имеет существенные отличия, что обусловлено самой целью их функционирования, а именно обеспечение подразделений материнской компании необходимой технологической оснасткой. Получение прибыли же является целью второго уровня. Наиболее характерные виды ресурсных потоков: внутренние (при поступлении готовой продукции из производственных цехов на склад) и внешние выходящие (при отгрузке продукции потребителям); дискретные и стохастические, поскольку процесс реализации продукции не является непрерывным и прогнозируется с определенной долей вероятности; неравномерные и интегрированные, т.к. продукция производится и отгружается потребителям в различном объеме и ассортименте; управляемые, т.к. эффективное управление товарным потоком на стадии распределения улучшает финансовые результаты деятельности предприятия. Особенностью управления системой распределения на исследуемом предприятии является смешанная ориентация структуры распределения: сочетание элементов товарной ориентации и ориентации на клиентов. При этом структура сбыта ООО «Астера Глобал Логистик» является недостаточно диверсифицированной, в результате чего данное предприятие сильно подвержено колебаниям спроса со стороны оптовых покупателей. Анализ системы сбыта в разрезе структуры закупок и структуры выручки на исследуемом предприятии показал, что за анализируемый период 78,8% выручки обеспечивали 21,2% клиентов, что по принципу Парето близко к оптимальным параметрам. На основании анализа сделаны выводы о том, что ситуация в сфере распределения является стабильной, а структура сбыта – устойчивой. Эффективному управлению ресурсными потоками предприятия способствует моделирование этого процесса с целью нахождения оптимального решения поставленных задач. В условиях неопределенности целесообразно использовать имитационное моделирование, позволяющее с высокой точностью описать поведение объекта при неопределенных условиях. Для повышения эффективности управления запасами на исследуемом предприятии рекомендуется поддерживать запас готовой продукции на складе, равный 250 грузовым единицам, и пополнять его партиями, равными 200 грузовым единицам. При этом затраты на содержание и хранение запасов будут минимальными. 1. Бауэрсокс Д., Клосс Д.М. Логистика. Интегрированная цепь поставок. - М.: Изд-во "Олимп-Бизнес", 2001. – С. 232 2. Бродецкий Г.Л. Управление запасами. М.: Эксмо, 2007. – 400 с. 3. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Управление запасами в логистике. М.: Изд-во «Бизнес-пресса», 2006. – 368 с. 4. Грибанова О.В., Сотникова Л.Н. Оценка материально-производственных запасов в бухгалтерском и налоговом учете. М.: Налоговый вестник, 2007. – 400 с. 5. Зеваков А.М., Петров А.В. Логистика производственных и товарных запасов. М.: Издательство «Михайлова В.А». 2002. – 320 с. 6. Линдерс М., Фирон Х. Управление снабжением и запасами. М.: Виктория плюс, 2006. – 768 с. 7. Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 368 с. – С. 236 8. Логистика управления запасами с помощью Excel. М.: Харвест, 2007. – 64 с. 9. Логистика. М.: Издательство «Ифнра-М», 2008. – 368 с. 10. Неруш Ю.М. Логистика. М.: Издательство «ТК Велби», 2007. – 520 с. 11. Новиков О.А., Уваров С.А. Логистика. - СПб: ИД "Бизнес пресса", 2000. – С. 33 12. Родионова В.Н. и др. Логистика. - М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 13 13. Радионов А.Р., Радионов Р.А. Менеджмент: нормирование и управление производственными запасами и оборотными средствами предприятия. Учебное пособие. Издательство «Экономика», 2005. – 616 с. 14. Савенкова Т.И. Логистика. М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 256 с. 15. Степанов В.И. Логистика Издательство ТК Велби, 2007. – 488 с. 16. Стерлигова А.Н. Управление запасами в цепях поставок. М.: Инфра-М, 2007. 432 с. 17. Шрайбфедер Дж. Эффективное управление запасами. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 304 с. 18. Графова Г.Ф. Нормативная база рейтинговой оценки финансово-экономического состояния предприятия [Электронный ресурс] // Аудитор. - 2005. - №6. - Режим доступа: http://www.gaap.ru. 19. Коптелов А. Выбор корпоративных информационных систем. //Финансовая газета, N 19, май 2005 г. 20. Никольская В.А., Скворцова Г.Г. Обеспечение производственного процесса при минимальных страховых запасах. //Экономический анализ: теория и практика", 2007, № 19. 21. Николайчук В. Заготовительная и производственная логистика. - СПб:, Изд-во "Питер", 2001. – С. 33. 22. Радионов Р.А. Анализ методов управления запасами и оборотными средствами // Экономический анализ. - 2005. - N 8. 23. Радионов Р.А. Нормирование запасов и оборотных средств на предприятии в условиях рыночной экономики. //Экономический анализ: теория и практика, 2007, № 12 24. Радионов Р.А. и др. Методические рекомендации по нормированию в промышленности запасов в натуральном выражении и оборотных средств. - М.: НИИПиН при Госплане СССР, 1990. 25. Радионов Р.А. Анализ экономических механизмов, обеспечивающих ускорение оборачиваемости оборотных средств, вложенных в запасы предприятия // Экономический анализ. - 2005. - N N 21 и 22. 26. Радионов Р.А. Организация нормирования оборотных средств. Выходные формы, распечатываемые при нормировании // Экономический анализ. - 2005. - N 2. 27. Радионов Р.А. Управление запасами предприятия // Сталь, ООО "Интермет Инжиринг", 2/2004. 28. Стуков С. Логистика и организация производства. //Финансовая газета, № 7, 2001 29. Стерлигова А.Н. Процедуры оптимального распределения запасов в цепях поставок // Логистика сегодня. - 2005. - N 4. - С. 20 - 30. Текст не публикуется в целях сохранения конфиденциальности информации Руководитель организации________________________ м.п. Ф.И.О. Специальность Место прохождения практики ООО «Астера Глобал Логистик» Ф.И.О. и занимаемая должность руководителя практики ____________________________________________________________________________________________________________________________________
М.П. Руководитель практики ______________ /________________/ от предприятия «___»_________________2009 г. [1] Линдерс М., Фирон Х. Управление снабжением и запасами. М.: Виктория плюс, 2006. – 768 с. [2] Никольская В.А., Скворцова Г.Г. Обеспечение производственного процесса при минимальных страховых запасах. //Экономический анализ: теория и практика", 2007, № 19. [3] Логистика: Учебник / Под ред. Б.А. Аникина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 368 с. – С. 236 [4] Стерлигова А.Н. Процедуры оптимального распределения запасов в цепях поставок // Логистика сегодня. - 2005. - N 4. - С. 20 - 30. [5] Радионов Р.А. Управление запасами предприятия // Сталь, ООО "Интермет Инжиринг", 2/2004. [6] Неруш Ю.М. Логистика. М.: Издательство «ТК Велби», 2007. – 520 с. [7] Савенкова Т.И. Логистика. М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 256 с. [8] Выбор корпоративных информационных систем (А. Коптелов, Б. Дружинин, "Финансовая газета", N 19, май 2005 г.) [9] Логистика. М.: Издательство «Ифнра-М», 2008. – 368 с. |