Реферат: Введение
Название: Введение Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
ЭСТЕТИКАПискунова Л.П. Содержание курсаТема 1 Введение Предмет и задачи эстетики как науки. Специфика художественно-эстетической информации. Эстетика как философия искусства. Место эстетики в системе других наук. Проблема абстрактности эстетической науки и ее отношения к развитию эстетического сознания. Практическое значение эстетического сознания во взаимодействии эстетической теории и реалий искусства. Основные проблемы эстетики как науки. Тема 2 Понятие эстетического и эстетическое сознание. Место эстетического в системе отношений человека с действительностью. Трудности выделения эстетического из сферы внеэстетического. Жизненная практика как источник взаимодействия утилитарного и эстетического. Эстетическое как ценностное отношение. Диалектика природных свойств и формы предмета в процессе становления эстетической ценности. Потребность человека в гармонизации отношений с миром. Эстетическое чувство как способ выражения и закрепления положительных эмоций, удачи самоопределения человека в мире. Эстетическое как незаинтересованное чувственное созерцание предмета. Значение эстетического в структуре сознания. Понятие эстетического сознания. Объективное бытие эстетических ценностей. Культурно-исторические основания формирования и трансформации эстетических ценностей. Единство рассудочного и чувственного, общего и индивидуального начал эстетического сознания. Понятия эстетического вкуса и идеала. Характеристика эстетического вкуса как субъективного чувственного критерия эстетического суждения. Эстетический идеал – объективированная мера эстетических оценок. Тема 3 Эстетические категории Прекрасное как высшая эстетическая ценность. Историко-культурные трансформации прекрасного и его обусловленность исторической практикой. Чувство прекрасного как искусство. Отношение прекрасного к другим положительным ценностям. Объективные основания восприятия возвышенного. Эмоциональная гамма отношения к возвышенному: от подавления человека до призыва к совершенствованию. История интерпретации безобразного в эстетике. Эстетизация безобразного в истории и современности. Характер восприятия трагического. Трагическое как способ утверждения ценностей человеческой жизни. Историко-культурные трансформации трагического. Философический характер трагической коллизии. Социально-критическая роль комического. Разнообразие видов комического критицизма. Конкретно-исторические основания преобладающего значения различных эстетических модификаций в разные культурные эпохи. Тема 4 Природа искусства Исторически-изменчивый характер искусства и сложности определения его сущности. Размывание границ искусства в культуре ХХ века. Гносеологические, аксиологические, социо-культурные и праксеологические аспекты искусства, выделяемые эстетикой. Эстетическое и художественное. Индивидуальная и общественная художественная потребность. Специфика художественного отношения человека к действительности. Зависимость понимания сущности искусства от культурно-исторической ситуации и отношения к человеку: искусство критического реализма, романтическое искусство, импрессионизм. Индивидуально-человеческое значение искусства. Предметность и содержательность в искусстве, беспредметное искусство. Искусство как познание и как выражение. Семиотика искусства: искусство как уникальный способ проявления смысла. Онтология искусства: искусство как целостное осуществление "истины бытия". Художественная действительность как "живая" реальность. Условность искусства и понятие художественной правды. Функции искусства по отношению к человеку, обществу, природе. Тема 5 Художественный образ Взаимодействие индивидуального и типического в художественном образе. Уровни художественного образа. Взаимодействие структурных элементов образа как основание его целостности. Художественное содержание и способ его существования в произведении искусства. Творчески-выразительное и знаково-коммуникативное значение художественной формы. Символизм в искусстве. Диалектика содержания и формы. Моделирующая и коммуникативная роль художественной формы. Проблема языка искусства. Изобразительный и эмоциональный аспекты конкретности художественной информации. Художественное произведение как органическая целостность. Креативная природа художественной реальности. Художественный образ как метафора реальности. Метафора как "элементарный художественный текст" и смысловая новация. Внутренние энергетические механизмы метафорического смыслообразования как основа жизнеспособности метафоры. Тема 6 Проблемы художественного творчества Проблема автора и способы ее решения: границы понимания источников творческой активности художника. Культурно-историческая обусловленность трактовки понятия гения и таланта в искусстве Романтическая трактовка авторской позиции. Принцип иронии по отношению к объективной и художественной реальности как выражение позиции авторской вненаходимости. Необходимость идеи соразмерности творческой интенции художника его творению. Психология художественного творчества. Модель этапов творческого процесса: от замысла к воплощению. Понятие творческого метода. Сознательное и бессознательное в художественном творчестве. Теория искусства З. Фрейда и ее влияние на искусство ХХ века: проблемы искусства модернизма. Отношение иррационального искусства к действительности, идея умножения действительности в искусстве. Явление внутреннего диалога в процессе создания произведения. Отношение автора к герою. Игровое начало в художественном творчестве. Проблема ангажированности искусства. Актуальное и вечное в художественном творчестве. Исполнительское искусство как соавторство. Творческая интерпретация и импровизация. Тема 7 Проблемы художественного восприятия Диалогическая природа искусства. Разнообразие форм художественного восприятия: гедонизм и анализ как крайние способы восприятия искусства. Психологические механизмы восприятия художественного произведения. Закон художественного уподобления. Уровни взаимодействия воспринимающего и произведения искусства: от переживания до критического анализа. Эффект со-бытия. Понятие катарсиса. Художественное восприятие как наиболее интимный способ передачи информации и убеждения в подлинности различных жизненных истин. Активный характер художественного восприятия, аналитический опыт художественного восприятия Способы интерпретации художественного произведения. Герменевтика искусства. Значение историко-культурного контекста в художественном общении. Художественный перевод. Тема "смерти автора" и раскрепощения интерпретатора в искусстве и эстетике ХХ века. Художественная реальность как произведение и как текст. Проблема самотождественности и пластичности художественного смысла. Художественное восприятие как сотворчество. Основы исторической идентичности произведения искусства на фоне его интерпретационных трансформаций. Тема 8 Виды и жанры искусства Понятие морфологии искусства и критерии классификации искусств. Различие средств художественного выражения. Разделение искусств на пространственные, временные и синтетические. Разделение искусств по принципу изобразительности и выразительности. Понятие рода искусства и отношения внешних связей между искусствами. Эпос, лирика и драма как три основных рода словесного искусства. Дифференциация родов через механизмы внешнего взаимодействия искусств. Понятие жанра и внутренние причины его формирования. Творческая задача и ее жанровое самоопределение. Факторы жанрового разнообразия: качественное различие объектов художественного творчества, объем произведения, ценностное отношение художника к действительности, соотношение общего и единичного в художественном образе. Тема 9 Место искусства в культуре Искусство в структуре культуры. Понятие художественной культуры. Организационно-институциональный, духовно-содержательный и морфологический компоненты художественной культуры. Значение искусства в различные культурные эпохи, культурно-историческая трансформация статуса художника в культуре от древности до начала ХХ века. Меценатство как адекватный художественному типу творчества способ адаптации искусства в системе культуры. Художественные эпохи в истории мировой культуры. Искусство как аккумулятор "духа эпохи" и квинтэссенция культурного бытия. Искусство и духовность. Понятие "массового" и "элитарного" искусства. Смысловое единство оси "человек – искусство – культура". Искусство в истории: проблема прогресса и регресса в искусстве. Художественное творчество и культурная традиция. Судьба произведения искусства в культурной традиции. Преходящее и вечное в искусстве. ЛитератураОсновная - Адорно Т. Эстетическая теория. М., 2001. - Бычков В.В. Эстетика. М. 2003. - Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997. - Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. М., 1999. Дополнительная - Американская философия искусства. Антология. Екатеринбург, 1997. - Барт Р. Избранные труды. Семиотика. Поэтика. М., 1994. - Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. - Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. - Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957. - Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991. - Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988. - Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. - Гегель Г. Эстетика. Тт.1-4. М., 1968-1973. - Еремеев А.Ф. Границы искусства. М., 1987. - Еремеев А.Ф. Происхождение искусства. М., 1970. - Журавлев В.В. Мир художественной культуры. М., 1987. - Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ-ХХ вв. М., 1987. - Идеи эстетического воспитания. Антология. М., 1973. - Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962. - История эстетики в памятниках и документах. М., С 1973 г. - История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. М., 1962-1970. - Кант И. Критика способности суждения. М., 1994. - Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. - Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1968. - Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и философии искусства. М., 1994. - Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. - Полевой В.Н. ХХ век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М., 1989. - Потебня А.А. Мысль и язык. Киев, 1993. - Психология цвета: Сб. М., 1996. - Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М., 1978. - Современная книга по эстетике. Антология. М., 1972. - Современное зарубежное литературоведение: концепции, школы, термины: Энциклопедический справочник. М., 1996. - Теория метафоры: Сб. М., 1990. - Флоренский П. Избранные труды по искусству. М., 1996. - Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995. - Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1994. - Шеллинг Ф. Философия искусства. М., 1996. - Эстетика Возрождения. Т. 1-2. М., 1981. - Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М., 1996. Вопросы к экзамену по курсу «Эстетика»Предмет эстетики. Основные проблемы эстетики как науки Природа эстетического отношения. Эстетическое и утилитарное. Проблема соотношения эстетического и нравственного сознания. Явление эстетизма Прекрасное и безобразное Возвышенное и низменное Комическое и трагическое Функции искусства Онтология искусства: автор – воспринимающий, проблема соотношения. Понятия условности и правды в искусстве Художественный образ Диалектика взаимодействия художественного содержания и формы Индивидуальность и искусство Понятия гения и таланта в эстетике Структура художественного восприятия Природа художественных чувств. Проблемы художественной коммуникации Понятия «смерть автора», «текст» в эстетике постмодерна Понятия вида и рода в искусстве Морфология искусства. Жанр в искусстве Взаимосвязь типа культуры и способа художественного мышления |