Реферат: Введение

Название: Введение
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

ЭСТЕТИКА

Пискунова Л.П.

Содержание курса

Тема 1

Введение

Предмет и задачи эстетики как науки. Специфика художественно-эстетической информации. Эстетика как философия искусства. Место эстетики в системе других наук. Проблема абстрактности эстетической науки и ее отношения к развитию эстетического сознания. Практическое значение эстетического сознания во взаимодействии эстетической теории и реалий искусства. Основные проблемы эстетики как науки.

Тема 2

Понятие эстетического и эстетическое сознание.

Место эстетического в системе отношений человека с действительностью. Трудности выделения эстетического из сферы внеэстетического. Жизненная практика как источник взаимодействия утилитарного и эстетического. Эстетическое как ценностное отношение. Диалектика природных свойств и формы предмета в процессе становления эстетической ценности. Потребность человека в гармонизации отношений с миром. Эстетическое чувство как способ выражения и закрепления положительных эмоций, удачи самоопределения человека в мире. Эстетическое как незаинтересованное чувственное созерцание предмета.

Значение эстетического в структуре сознания. Понятие эстетического сознания. Объективное бытие эстетических ценностей. Культурно-исторические основания формирования и трансформации эстетических ценностей. Единство рассудочного и чувственного, общего и индивидуального начал эстетического сознания. Понятия эстетического вкуса и идеала. Характеристика эстетического вкуса как субъективного чувственного критерия эстетического суждения. Эстетический идеал – объективированная мера эстетических оценок.

Тема 3

Эстетические категории

Прекрасное как высшая эстетическая ценность. Историко-культурные трансформации прекрасного и его обусловленность исторической практикой. Чувство прекрасного как искусство. Отношение прекрасного к другим положительным ценностям. Объективные основания восприятия возвышенного. Эмоциональная гамма отношения к возвышенному: от подавления человека до призыва к совершенствованию. История интерпретации безобразного в эстетике. Эстетизация безобразного в истории и современности.

Характер восприятия трагического. Трагическое как способ утверждения ценностей человеческой жизни. Историко-культурные трансформации трагического. Философический характер трагической коллизии. Социально-критическая роль комического. Разнообразие видов комического критицизма. Конкретно-исторические основания преобладающего значения различных эстетических модификаций в разные культурные эпохи.

Тема 4

Природа искусства

Исторически-изменчивый характер искусства и сложности определения его сущности. Размывание границ искусства в культуре ХХ века. Гносеологические, аксиологические, социо-культурные и праксеологические аспекты искусства, выделяемые эстетикой. Эстетическое и художественное. Индивидуальная и общественная художественная потребность.

Специфика художественного отношения человека к действительности.

Зависимость понимания сущности искусства от культурно-исторической ситуации и отношения к человеку: искусство критического реализма, романтическое искусство, импрессионизм. Индивидуально-человеческое значение искусства.

Предметность и содержательность в искусстве, беспредметное искусство. Искусство как познание и как выражение. Семиотика искусства: искусство как уникальный способ проявления смысла. Онтология искусства: искусство как целостное осуществление "истины бытия". Художественная действительность как "живая" реальность. Условность искусства и понятие художественной правды.

Функции искусства по отношению к человеку, обществу, природе.

Тема 5

Художественный образ

Взаимодействие индивидуального и типического в художественном образе. Уровни художественного образа. Взаимодействие структурных элементов образа как основание его целостности. Художественное содержание и способ его существования в произведении искусства. Творчески-выразительное и знаково-коммуникативное значение художественной формы. Символизм в искусстве. Диалектика содержания и формы. Моделирующая и коммуникативная роль художественной формы. Проблема языка искусства. Изобразительный и эмоциональный аспекты конкретности художественной информации. Художественное произведение как органическая целостность.

Креативная природа художественной реальности. Художественный образ как метафора реальности. Метафора как "элементарный художественный текст" и смысловая новация. Внутренние энергетические механизмы метафорического смыслообразования как основа жизнеспособности метафоры.

Тема 6

Проблемы художественного творчества

Проблема автора и способы ее решения: границы понимания источников творческой активности художника. Культурно-историческая обусловленность трактовки понятия гения и таланта в искусстве Романтическая трактовка авторской позиции. Принцип иронии по отношению к объективной и художественной реальности как выражение позиции авторской вненаходимости. Необходимость идеи соразмерности творческой интенции художника его творению.

Психология художественного творчества. Модель этапов творческого процесса: от замысла к воплощению. Понятие творческого метода. Сознательное и бессознательное в художественном творчестве. Теория искусства З. Фрейда и ее влияние на искусство ХХ века: проблемы искусства модернизма. Отношение иррационального искусства к действительности, идея умножения действительности в искусстве.

Явление внутреннего диалога в процессе создания произведения. Отношение автора к герою. Игровое начало в художественном творчестве. Проблема ангажированности искусства. Актуальное и вечное в художественном творчестве.

Исполнительское искусство как соавторство. Творческая интерпретация и импровизация.

Тема 7

Проблемы художественного восприятия

Диалогическая природа искусства. Разнообразие форм художественного восприятия: гедонизм и анализ как крайние способы восприятия искусства. Психологические механизмы восприятия художественного произведения. Закон художественного уподобления. Уровни взаимодействия воспринимающего и произведения искусства: от переживания до критического анализа. Эффект со-бытия. Понятие катарсиса. Художественное восприятие как наиболее интимный способ передачи информации и убеждения в подлинности различных жизненных истин. Активный характер художественного восприятия, аналитический опыт художественного восприятия

Способы интерпретации художественного произведения. Герменевтика искусства. Значение историко-культурного контекста в художественном общении. Художественный перевод. Тема "смерти автора" и раскрепощения интерпретатора в искусстве и эстетике ХХ века. Художественная реальность как произведение и как текст. Проблема самотождественности и пластичности художественного смысла.

Художественное восприятие как сотворчество. Основы исторической идентичности произведения искусства на фоне его интерпретационных трансформаций.

Тема 8

Виды и жанры искусства

Понятие морфологии искусства и критерии классификации искусств. Различие средств художественного выражения. Разделение искусств на пространственные, временные и синтетические. Разделение искусств по принципу изобразительности и выразительности. Понятие рода искусства и отношения внешних связей между искусствами. Эпос, лирика и драма как три основных рода словесного искусства. Дифференциация родов через механизмы внешнего взаимодействия искусств.

Понятие жанра и внутренние причины его формирования. Творческая задача и ее жанровое самоопределение. Факторы жанрового разнообразия: качественное различие объектов художественного творчества, объем произведения, ценностное отношение художника к действительности, соотношение общего и единичного в художественном образе.

Тема 9

Место искусства в культуре

Искусство в структуре культуры. Понятие художественной культуры. Организационно-институциональный, духовно-содержательный и морфологический компоненты художественной культуры. Значение искусства в различные культурные эпохи, культурно-историческая трансформация статуса художника в культуре от древности до начала ХХ века. Меценатство как адекватный художественному типу творчества способ адаптации искусства в системе культуры.

Художественные эпохи в истории мировой культуры. Искусство как аккумулятор "духа эпохи" и квинтэссенция культурного бытия. Искусство и духовность. Понятие "массового" и "элитарного" искусства. Смысловое единство оси "человек – искусство – культура".

Искусство в истории: проблема прогресса и регресса в искусстве. Художественное творчество и культурная традиция. Судьба произведения искусства в культурной традиции. Преходящее и вечное в искусстве.

Литература

Основная

- Адорно Т. Эстетическая теория. М., 2001.

- Бычков В.В. Эстетика. М. 2003.

- Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.

- Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. М., 1999.

Дополнительная

- Американская философия искусства. Антология. Екатеринбург, 1997.

- Барт Р. Избранные труды. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

- Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

- Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957.

- Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991.

- Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988.

- Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

- Гегель Г. Эстетика. Тт.1-4. М., 1968-1973.

- Еремеев А.Ф. Границы искусства. М., 1987.

- Еремеев А.Ф. Происхождение искусства. М., 1970.

- Журавлев В.В. Мир художественной культуры. М., 1987.

- Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ-ХХ вв. М., 1987.

- Идеи эстетического воспитания. Антология. М., 1973.

- Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962.

- История эстетики в памятниках и документах. М., С 1973 г.

- История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли. В 5 т. М., 1962-1970.

- Кант И. Критика способности суждения. М., 1994.

- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

- Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1968.

- Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и философии искусства. М., 1994.

- Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

- Полевой В.Н. ХХ век. Изобразительное искусство и архитектура стран и народов мира. М., 1989.

- Потебня А.А. Мысль и язык. Киев, 1993.

- Психология цвета: Сб. М., 1996.

- Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М., 1978.

- Современная книга по эстетике. Антология. М., 1972.

- Современное зарубежное литературоведение: концепции, школы, термины: Энциклопедический справочник. М., 1996.

- Теория метафоры: Сб. М., 1990.

- Флоренский П. Избранные труды по искусству. М., 1996.

- Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995.

- Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1994.

- Шеллинг Ф. Философия искусства. М., 1996.

- Эстетика Возрождения. Т. 1-2. М., 1981.

- Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М., 1996.

Вопросы к экзамену по курсу «Эстетика»

Предмет эстетики. Основные проблемы эстетики как науки

Природа эстетического отношения. Эстетическое и утилитарное.

Проблема соотношения эстетического и нравственного сознания. Явление эстетизма

Прекрасное и безобразное

Возвышенное и низменное

Комическое и трагическое

Функции искусства

Онтология искусства: автор – воспринимающий, проблема соотношения.

Понятия условности и правды в искусстве

Художественный образ

Диалектика взаимодействия художественного содержания и формы

Индивидуальность и искусство

Понятия гения и таланта в эстетике

Структура художественного восприятия

Природа художественных чувств.

Проблемы художественной коммуникации

Понятия «смерть автора», «текст» в эстетике постмодерна

Понятия вида и рода в искусстве

Морфология искусства. Жанр в искусстве

Взаимосвязь типа культуры и способа художественного мышления