Реферат: Методические рекомендации разработке инновационных форм учебных занятий
Название: Методические рекомендации разработке инновационных форм учебных занятий Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И АНДРАГОГИКИ Методические рекомендации разработке инновационных форм учебных занятий Авторы - разработчики Игнатьева Г.А., доктор пед. наук, зав. кафедрой педагогики и андрагогики; Тулупова О.В., кандидат пед. наук, доцент кафедры педагогики и андрагогики; Медвидь М.В., кандидат филолог. наук, доцент кафедры педагогики и андрагогики; Мольков А.С., старший преподаватель кафедры педагогики и андрагогики, аспирант ГОУ ВПО НГПУ Нижний Новгород 2011 Содержание методических рекомендаций
1. Проектирование системы учебных занятий по предмету[1] 1.1. Логика проектирования системы учебных занятий При конструировании системы учебных занятий по предмету в соответствии с требованиями ФГОС общего образования приоритет отдается целям самореализации обучающихся, затем - формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную учебную деятельность, потом - содержанию учебного материала. Организационные формы и методы обучения имеют приоритет перед содержанием учебного материала, активно влияют на него, могут его видоизменять и трансформировать. При таком подходе акцент переносится с вопроса «чему учить» на вопрос «как учить»: в центре внимания педагога оказывается не учебный материал, а сам обучающийся, его учебная деятельность. Рис.1. Структура проектирования системы учебных занятий Приоритетные установочные и индивидуальные цели обучения формулируются на основе конкретных условий обучения. Данные цели достигаются разными путями, зависящими от выбора базовой технологической структуры учебных занятий, оптимального набора форм и методов обучения, индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. 1.2. Технологическая структура системы учебных занятий Выбор технологической структуры является начальным этапом конструирования системы учебных занятий. Возможны следующие типы таких структур: 1. Последовательная структура. Все вопросы курса (раздела, темы) изучаются последовательно в соответствии с порядком, предложенным учебной программой. 2. Блочная структура. Материал разделов (тем) рассматривается сразу как единый логический блок, который затем прорабатывается на отдельных занятиях. Ученики составляют и защищают собственные концепты разделов (тем) в начале и в конце ее изучения. 3. Разнородные концепты. Последовательно рассматриваются различные концепты содержания: исторический, методологический, экологический, технический и др., имеющие знаковую, образную или символическую форму представления информации. Концепты предлагаются учителем, а также могут составляться учениками. 4 . Однородная деятельность. Учебные занятия по разделам (темам) проводятся на основе одной ведущей деятельности, например проектной или решение задач. Образовательной доминантой в данном случае выступает предметная деятельность учеников, содержание материала оказывается вторичным и вариативным. 5. Групповая работа. Учебный материал изучается дифференцированно, ученики делятся на группы по целям, склонностям или желаниям, например: теоретики, экспериментаторы, историки. Все группы занимаются одновременно, каждая - по своему плану, разрабатывая содержание в своем аспекте. Для обозначения общих «связок» в работе применяются лекции учителя. 6. Ситуативная структура. Структура занятий опирается на технологические этапы создания и развития образовательной ситуации: на первых занятиях происходит обеспечение мотивации деятельности, постановка проблемы; затем организуется индивидуальное или коллективное ее решение, демонстрация и обсуждение полученных результатов; после этого изучаются культурно-исторические аналоги, формулируются результаты, проводится рефлексия и оценка индивидуальной и коллективной деятельности. 1.3. Технологическая карта системы учебных занятий Технологическая карта – это педагогическое средство, инструментарий конструирования системы учебных занятий с целью обеспечения как индивидуального образовательного движения каждого ученика, так и всего образовательного процесса в целом. Приводимая ниже технологическая карта демонстрирует фрагмент системы учебных занятий, представляющий целостный блок занятий по определенной теме.
1.4. Тематическое планирование учебных занятий Тематический план и представляет собой планируемый образ обучения по всем крупным темам или разделам учебного курса и составляется, как правило, на весь учебный год. В самом общем виде годовой тематический план представляет собой перечень тем всех занятий. Основная цель планирования - определить оптимальное содержание занятий и рассчитать необходимое для них время. Алгоритм тематического планирования : 1. Изучение учебной программы. Особое внимание уделяется общему количеству отводимых на учебный курс часов, главным тематическим блокам или разделам курса и деятельностной направленности программы (универсальные учебные действия). Учитывается также выбранная педагогом дидактическая система обучения. 2. Общее количество годовых часов распределяется по основным разделам (блокам) курса с учетом как содержательных, так и деятельностных компонентов 3. Рассчитывается учебное время для каждого из основных блоков тематического плана 4. Планирование занятий внутри каждого из блоков тематического плана. Во-первых, определяются главные цели, которые будут решаться в каждом блоке (разделе, теме). Эти цели являются продолжением целевых установок программы курса. Во-вторых, выбирается оптимальная технологическая структура занятий по блоку. В-третьих, на основе технологической карты уточняются формы предполагаемых занятий, методический инструментарий и другие особенности обучения. Схема представления учебных занятий в тематическом плане : 1. Номер занятия в данном блоке и с начала года, например: урок 2/53, т. е. второй урок по данной теме, пятьдесят третий - с начала занятий. 2. Тема занятия. 3. Тип (форма) занятия (урок, лекция, семинар, экскурсия, лабораторная работа и т. п.). 4. Цель занятия (записывается главная цель, относящаяся к планированию приращения учеников; при поурочном планировании цели могут быть детализированы и конкретизированы). 5. Дидактические средства (раздаточный материал, плакаты, компьютерные программы и т. п.). 6. Домашнее задание (творческое, номер параграфа из учебника, номер задачи из задачника, по индивидуальным маршрутам и т. д.). При желании учитель может включить в описание занятий и другие элементы, например методы обучения, ключевые проблемы, виды деятельности учеников и т. п. 1.5. Индивидуальная программа учебных занятий Индивидуальная программа учебных занятий составляется и корректируется учеником совместно с учителем. К основным элементам данной работы относятся: целеполагание ученика, планирование и выполнение им намеченных планов, рефлексия и самооценка деятельности. В результате ученик становится субъектом, конструктором своего образования. Особенность обучения школьников конструированию индивидуальных программ заключается в том, что им предлагаются алгоритмические предписания по составлению этих программ; затем ученики представляют свои программы учителю или защищают их в качестве творческой работы. В результате составления учениками индивидуальных программ в общей системе занятий учителя присутствуют элементы ученических систем занятий. Реализация ученических элементов занятий в общеклассной системе занятий предусматривает динамику внутренних изменений учеников в ходе освоения ими системообразующих образовательных процедур, таких, как целеполагание, планирование, освоение способов учебной деятельности, нормотворчество, рефлексия, самооценка и др. Основные образовательные процедуры и составляющие их элементы конструирования индивидуальных программ учебных занятий. Целеполагание: • выбор учеником целей деятельности из предложенных учителем; • формулирование (вербализация) учениками собственных целей из известных ранее; • формулирование целей на основе рефлексии выполненной учащимися деятельности; • формулирование тактических и стратегических целей; • включение целеполагания в качестве элемента любой деятельности ученика. Планирование: • составление простого плана действий для отдельной операции; • разработка составного плана на урок; • конструирование сложного плана изучения темы; • разработка плана решения проблемы; • составление исследовательских планов; • разработка проектов. Освоение способов учебной деятельности: • виды и способы деятельности, присущие изучаемой дисциплине (например: отыскание способов сложения чисел с переходом через десяток, нахождение способов разбора слов по составу, придумывание методов стихосложения); • способы познания фундаментальных образовательных объектов (естественнонаучные, математические, чувственно-образные, художественные, коммуникативные и др.); • увеличение количества усвоенных приемов, техник и технологий познания; • овладение формами, методами и средствами обучения (игровые, исследовательские, проблемно-эвристические, информационные и иные технологии обучения); Освоение способов нормотворчества: • построение алгоритмов решения задач; • конструирование правил проведения дидактических игр; • способы организации работы в группе; • способы выстраивания принципов своей учебной деятельности. Освоение рефлексии деятельности: • припоминание элементов выполненной учеником деятельности; • фиксация рассмотренного содержания и его границ; • выявление своих результатов и способов их получения; • выявление имеющихся или возникающих противоречий; • вербальные формы рефлексии деятельности за небольшой промежуток времени; • эмоционально-образные способы рефлексии; • рефлексивное построение образовательного среза по изучаемым темам; • встраивание полученных образовательных продуктов в общую систему или теоретическую схему; • построение многоуровневой рефлексивной модели, описывающей технологии деятельности отдельных участников образовательного процесса в их взаимодействии; • построение объемной модели индивидуально-коллективной деятельности, включающей в себя весь спектр траекторий, сфер и продуктов деятельности, а также возникающие проблемы субъектов этой деятельности и способы их решения. По каждой из перечисленных процедур учитель планирует движение учеников от фрагментарного применения отдельных ее элементов до целостного осуществления в виде системы. По мере освоения данных процедур увеличивается осознанность учащихся в выборе целей, направлений и средств своего образования, конструируется системный механизм их самодвижения в определенной предметной области. 2. Типология уроков в современной дидактике Типология уроков представляет собой классификацию уроков на типы и виды (составляющие соответстветствующего типа уроков) по различным основаниям. В традиционной отечественной дидактике, как правило, используют типологии уроков по внешним основаниям: 1. Классификация уроков по дидактическим целям: - комбинированный урок; -урок совершенствования знаний, умений, навыков; -урок изучения нового материала; - урок контроля; - урок обобщающего повторения; - урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью. 2. Классификация уроков по этапам формирования навыка: - вводный урок; - тренировочный урок; - итоговый урок. 3. Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности: - урок-практикум; - урок-семинар; - урок-лекция; - урок-зачет; - урок-игра; - урок-конференция; - урок-экскурсия и др. 4. Классификация уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса: - урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава; - урок организации работы в статистических парах или парах постоянного состава; - урок работы в малых группах; - урок коллективного способа обучения. 5. Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения: - информирующий урок; - проблемный урок; - исследовательский урок; - эвристический урок. 6. Классификация уроков по типу межпредметных связей: - интегрированный урок; - библиотечный урок; - клубный урок; - медиаурок. В развивающих и личностно-ориентированных системах образования приняты особые типологии уроков, где в основу классификаций положены внутренние основания, связанные с методологическими параметрами данных образовательных систем. Так в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова используется типология уроков по структуре учебной деятельности, включающая: 1. Урок постановки учебной задачи. 2. Урок преобразования условий учебной задачи. 3. Урок моделирования. 4. Урок преобразования модели. 5. Урок построения системы конкретно-практических задач 6. Урок контроля 7. Урок оценки 8. Комбинированный урок (представляющий полный цикл учебной деятельности). При этом сам урок представляет собой не временной (45 минут), а содержательный компонент образовательного процесса, связанный с выполнением определенного учебного действия. В системе эвристического обучения А.В. Хуторского используется типология уроков, в основу которой положены способы создания учениками собственного образовательного продукта и типы образовательной продукции, являющейся результатом выполнения определенных видов деятельности: когнитивных, креативных, оргдеятельностных, коммуникативных и др. Деятельностная доминанта урока может быть одна при различных формах ее воплощения. 1. Уроки когнитивного типа: - урок-наблюдение; - урок-эксперимент; - урок исследования объекта; - поисковый урок; - лабораторно-практический урок; - урок постановки проблем и их решение; - урок конструирования понятий (правил, закономерностей, гипотез); - урок конструирования теорий; - урок-концепт, построение картины мира или ее части; - урок работы с первоисточниками (культурно-историческими аналогами); - интегративный урок; - метапредметный урок; - межпредметный урок; - урок философского обобщения. 2. Уроки креативного типа: - урок составления и решения задач; - урок-диалог (дискуссия, диспут, эвристическая беседа); - урок-парадокс; - урок-фантазия; - урок изобретательства; - урок технического (научного, прикладного, художественного, социального, культурного. педагогического) творчества; - урок моделирования; - урок символотворчества; - урок «изменения» истории (собственное решение исторических событий); - урок — эвристическая ситуация; - урок открытий; - сочинение (задачи-сказки, считалки, летописи и т. п.); - деловая игра; - ролевая игра; - урок-путешествие (реальное, виртуальное); - урок-наоборот (ученик в роли учителя); - урок в школе будущего; - прогностический урок; - урок защиты творческих работ; - урок-олимпиада; - урок творческого обобщения. 3. Уроки оргдеятвльностного типа: - урок целеполагания; - урок нормотворчества; - урок разработки индивидуальных образовательных программ; - урок защиты индивидуальных образовательных программ; - уроки с группой работой; - урок-проект (с использованием метода проектов); - урок-консультация (взаимоконсультация); - урок самооценок (взаимооценок); - урок-зачет (самозачет); - урок-рефлексия. 4. Уроки коммуникативного типа: - бинарный урок (ведут два учителя); - урок рецензирования; - урок взаимоконтроля; - урок-вернисаж; - урок-выставка; - урок-аукцион; - урок-конференция; - урок-соревнование; - урок-КВН; - урок-«суд над явлением»; - урок-спектакль; - урок - «круглый стол»; - урок-панорама; - творческий отчет. Перечисленные типы уроков позволяют строить систему занятий, образующих целостную технологию обучения. На снове названных типов творческих уроков могут составляться и комбинированные уроки. Кроме того, каждый из перечисленных творческих уроков включает в себя неограниченный набор вариантов их построения. В условиях реализации программы формирования (развития) универсальных учебных действий как компонента основной образовательной программы начального (основного, среднего) общего образования рекомендуется использовать соответствующую типологию уроков, в основе классификации которых лежат соответствующие типы и виды УУД. Далее представлен принципиальный подход к построению типологии уроков, основанной на структуре универсальных учебных действий.
Данная типология является открытой для наполнения различными видами уроков и их комбинирования. 3. Требования к структуре современного урока 3.1. Дидактическая модель урока – образовательной ситуации В соответствии с требованиями ФГОС общего образования в части формирования универсальных учебных действий современный урок как инструмент реализации учителем своей рабочей учебной программы должен проектироваться в виде образовательной ситуации. Образовательная ситуация обозначает конкретный временной и пространственный участок педагогической реальности, который выполняет функцию стимула учебной деятельности и условий достижения планируемых образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Продолжительность образовательной ситуации — от нескольких минут до трех и более дней, возможна также цепочка взаимосвязанных ситуаций. Ситуативный принцип может лежать в основе каждого уровня организации образовательного процесса: отдельного урока, системы занятий по учебному курсу, деятельности всей ступени общего образования. Образовательная ситуация — это сочетание педагогической цели с условиями и обстоятельствами (содержание образования; методы, формы обучения; дидактические и технические средства и т.д.), создающее образовательную среду совместно-распределенной деятельности участников образовательного процесса с целью получения образовательного результата, имеющего форму образовательной продукции (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов) Цикл образовательной ситуации включает в себя мотивацию деятельности, ее проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом и с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов. Дидактическая модель урока как образовательной ситуации 1. Этап актуализации - обращение к индивидуальному опыту учащихся, актуализация мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности 2. Этап проблематизации - оформление конструктивного конфликта как столкновения альтернативных, взаимно отрицающих друг друга видений одного и того же объекта, формулировка учениками собственного «незнания» относительно объекта учебной работы 3. Этап целеполагания и планирования - формулировка учащимися цели предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания» и разработка плана 4. Этап концептуализации - выделение сущностных особенностей изучаемого объекта на основе анализа реального контекста его существования и проявления в окружающем мире 5. Этап моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область 6. Этап конструирования – переход от системы теоретического мышления к системе практического мышления; решение конкретно-практических задач 7. Этап рефлексии – выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов. 3.2. Ориентировочная основа действий учителя по проектированию урока, ориентированного на формирование / развитиеуниверсальных учебных действий Проект урока — это инструмент реализации учителем своей рабочей учебной программы. Поэтому проектирование урока начинается с планирования серии занятий по одной теме (разделу). Учитель продумывает несколько связанных между собой уроков, осуществляет их примерную разбивку по целям, темам, доминирующим видам деятельности, предполагаемым результатам. После этого учитель приступает к проектированию конкретного урока. Предлагаемая ООД учителя по проектированию урока, соответствующего требованиям реализации ФГОС общего образования, включает в себя следующие этапы: 1. Определение главных образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных) учеников, которые выделены в общей программе по предмету и реальны для достижения в рамках времени, отведенного на освоение темы урока. 2. Актуализация мотивационного, когнитивного и инструментального ресурса учащихся в сознании учителя. Учитель прогнозирует действия учащихся в отношении к теме и проблеме предстоящего урока, корректирует при необходимости планируемое содержание и средства обучения. 3. Ценностная ориентация педагога по отношению к проблематике темы урока. Необходимо найти и зафиксировать многообразие или хотя бы две противоположные точки зрения на изучаемую проблему. Предварительное знание учителя о разных пониманиях проблемы поможет ему увидеть в детских суждениях на уроке индивидуальные подходы их авторов, не пройти мимо оригинальных направлений мысли учеников. 4. Определение смысла урока, соотнесение этого смысла с главными целями по изучаемому курсу. 5. Разработка ведущей идеи урока, которая обуславливается приоритетами в области формируемых УУД, выбранным типом урока, а также предполагаемой формой образовательного продукта. 6. Формулировка заданий, определяющих организацию различных этапов урока. Предлагаемый ученикам материал имеет форму среды, в которой те будут действовать. 7. Соотнесение возможных результатов учеников с требуемыми ФГОС. Определение видов образовательной продукции учащихся. 8. Уточнение и письменное формулирование целей урока. Приведем примеры трех уровней целей по отношению к ученикам: «Составить числовой ряд на основе собственной математической закономерности» (предметная цель); «Сформулировать понятие «закономерность» (метапредметная цель); «Научиться формулировать свою цель, способ работы, возникшую трудность, освоить способ графической рефлексии» (личностная цель). 9. Разработка одного или нескольких вариантов структуры урока. 10. Написание конспекта (плана) урока. Его примерная структура: • тема урока, класс, дата проведения; • тип урока; • цели урока; • оборудование и материалы к уроку; • главная проблема урока; • этапы и виды деятельности учеников с примерной разбивкой времени по минутам; • формулировка заданий ученикам на каждом этапе урока.; • предполагаемые результаты выполнения заданий учениками (желательно указать 2-3 возможных варианта результата); • рисунки, задачи (с решением), схемы, таблицы, вид школьной доски; • задание ученикам по рефлексии их деятельности; • формы контроля и оценки результатов урока; • задания на дом (разные варианты на выбор или индивидуально); • рекомендуемые ученикам материалы (учебники, пособия, CD-Rom, адреса в сети Интернет и т. п.); • список литературы и других источников, использованных учителем для подготовки к уроку. 4. Анализ урока, ориентированного на формирование УУД Протокол экспертизы урока
· 35- 45 баллов – урок ориентирован на предметный результат, личностные и метапредметные результаты появляются случайным образом. · 46-60 баллов – урок ориентирован на комплексное достижение результатов образования требуемых ФГОС. · 61- 70 баллов - урок ориентирован на комплексное достижение результатов образования требуемых ФГОС, и учитель использует интересные методические приемы формирования УУД. [1] При разработке данного раздела использован материал учебника Хуторского А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. |