Реферат: Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения (первое и второе высшее профессиональное образование)
Название: Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения (первое и второе высшее профессиональное образование) Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
для студентов всех форм обучения (первое и второе высшее профессиональное образование) специальностей 061000 - Государственное и муниципальное управление, 061100 - Менеджмент организации
МОСКВА 2005Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения (первое и второе высшее профессиональное образование) специальностей 061000 Государственное и муниципальное управление, 061100 Менеджмент организации. М.: РГГУ, 2005. – 37с. В «Методических рекомендациях» рассматриваются порядок подготовки выпускных квалификационных работ к защите, сроки их выполнения и представления, а также основные правила изложения материала и его оформления. Составители: д-р экон. наук, проф. Н.И. Архипова д-р экон. наук, проф. Н.В. Овчинникова канд. ист.наук., доц. О.Ю. Артемов канд. техн. наук, доц. О.В. Маленкова канд. техн. наук, доц Г.А. Шишкова канд. экон. наук., доц. М.Е. Этингоф Ответственный редактор: д-р экон. наук, проф. Н.И.Архипова
Методические рекомендации утверждены на заседании Совета Института экономики, управления и права. Протокол №5 от 29.09.2005
Российский государственный гуманитарный университет, 2005 СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………….…4 1. ДОПУСК СТУДЕНТОВ К ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИ-ФИКАЦИОННЫХ РАБОТ И ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ……..5
2. ВЫБОР И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ..……………………………….…………………...…………………….…..…5 2.1.Общие требования………………………………………………………..……….….5 2.2. Требования к тематике квалификационных работ…………………………….…..6 2.3. Выбор и утверждение темы квалификационной работы…………….……...….…7 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ……………….…....7 3.1. Функции кафедр……………………………………………………………………...7 3.2. Функции научного руководителя и обязанности студента-дипломника.………..7 4.ВЫПОЛНЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ …………………..……..8 4.1. Подготовка к выполнению квалификационной работы…………………..……...8 4.2. Структура и содержание дипломной работы (дипломного проекта)……..….…..9 5. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ …..……...13 5.1. Оформление дипломной работы (проекта)………….……………….…………...13 5.2. Оформление текста, таблиц, графических и других иллюстративных материалов………………………….……………………………………………… 14 5.3. Нумерация страниц……………..…….…………………………………………….15 5.4. Оформление приложений………………………………………………….…. …..15 5.5. Справочный аппарат…………………….………………………………………….15 6. ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕДЗАЩИТЫ И ЗАЩИТЫ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ, ПОСЛЕДУЮЩЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ …………………………….20 6.1. Порядок проведения предзащиты квалификационной работы………………….20 6.2. Рецензирование квалификационной работы……………………..….……..….….21 6.3. Подготовка доклада и презентации………………………………………………..21 6.4.. Порядок проведения защиты квалификационной работы...........................….....23 6.5. Критерии оценки квалификационной работы...…………………………….….....24 6.6. Порядок хранения и использования дипломных работ (проектов)…..……...….24 ПРИЛОЖЕНИЯ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В итоговую государственную аттестацию по программам высшего профессионального образования студентов, экстернов и слушателей РГГУ, обучающихся по специальностям 061000 Государственное и муниципальное управление» и 061100 Менеджмент организации, входят сдача комплексного государственного экзамена по специальности, подготовка и защита квалификационной работы. Цель итоговой государственной аттестации - определить уровень теоретической и практической подготовки выпускника факультета управления к выполнению профессиональных задач и установить соответствие этого уровня требованиям Государственных образовательных стандартов (включая федеральный, вузовский компоненты и дисциплины по выбору студентов). Выпускная квалификационная работа (далее в тексте – квалификационная работа) будущего менеджера должна продемонстрировать приобретение им навыков практического анализа и разрешения проблем управления, разработки проектов совершенствования систем и процессов управления. При условии успешного прохождения итоговой государственной аттестации выпускнику факультета управления РГГУ присваивается соответствующая квалификация и выдается государственный диплом о высшем профессиональном образовании. Предлагаемые «Методические рекомендации» должны помочь студентам в подготовке и защите квалификационных работ. Они определяют порядок выбора студентом-дипломником темы квалификационной работы и ее утверждения; устанавливают общие требования, предъявляемые к структуре, содержанию и оформлению квалификационной работы, последовательности ее подготовки. В «Методических рекомендациях» отражена система оказания помощи и организации контроля за работой студентов-дипломников на всех этапах их работы над избранной темой со стороны научных руководителей и научных консультантов, определен порядок рецензирования и защиты квалификационной работы. «Методические рекомендации» разработаны в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям 061000 Государственное и муниципальное управление, 061100 Менеджмент организации и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ, утвержденным Приказом МО РФ № 1155 от 25.03.2003. В процессе их составления учитывались положения ГОСТ 7.32-91 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет по научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»; ГОСТа 7.1-84 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления»; ГОСТ 1.5-92 «Государственная система стандартизации. Построение, изложение, оформление и содержание стандартов»; ГОСТ Р.6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». 1.ДОПУСК СТУДЕНТОВ К ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ И ДИПЛОМНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ Студент, выполнивший все требования учебного плана по соответствующей образовательной программе, допускается к итоговой государственной аттестации и, в частности, к подготовке и защите квалификационной работы, которая выполняется в форме дипломной работы или дипломного проекта в процессе дипломного проектирования, как заключительного этапа обучения студента в Университете.
2. ВЫБОР И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 2.1. Общие требования 2.1.1. Квалификационная работа выполняется с целью систематизации теоретических знаний, полученных студентом за весь период обучения в Университете, проверка умения использовать на практике методики исследования, экспериментирования и проектирования, а также определение степени подготовленности выпускника к выполнению профессиональных обязанностей в качестве специалиста в области современного управления и менеджмента. 2.1.2. Основные задачи квалификационной работы:
2.1.3. Квалификационная работа должна:
2.1.4. Квалификационная работа должна свидетельствовать об умении студента: · логически мыслить и выбирать наиболее рациональные варианты решения управленческих задач с учетом различных точек зрения.
2.2. Требования к тематике квалификационных работ 2.2.1. Примерная тематика квалификационных работ разрабатывается выпускающими кафедрами, представляется в виде отдельного документа и периодически обновляется. 2.2.2. Темы квалификационных работ, сформулированные на основе Примерной тематики, должны быть актуальными в научном и практическом отношениях. Формулировка темы квалификационной работы должна давать ясное представление о том, что она предполагает решение конкретных практических задач, способствующих повышению эффективности управленческой деятельности:
2.2.3. При формулировании темы квалификационной работы нужно учитывать цель и задачи, объект и предмет исследования, методы и направления научного поиска. Формулировки цели и задач должны начинаться со слов: «исследование…», «совершенствование (развитие)…», «проектирование (разработка)…», «анализ (оценка)…», «повышение (снижение)…», «улучшение…» и т. п. Допускается комбинация целей и задач. Например: «анализ и совершенствование…», «проектирование и оценка…». 2.2.4. В качестве объекта исследования при написании квалификационной работы по специальности "Государственное и муниципальное управление" могут выступать:
2.2.5. В качестве предмета исследования могут выступать:
Так же как и цель (задачи) работы, предмет исследования может быть комплексным: «структура функций», «характеристика структуры» и т.д. 2.2.6. В качестве объекта исследования при написании квалификационной работы по специальности «Менеджмент организации» могут выступать:
2.2.7. В качестве объекта дипломного проектирования, как правило, выступает управляющая часть системы, т. е. субъект управления. 2.2.8. К числу изучаемых элементов субъекта управления могут относиться:
2.3. Выбор и утверждение темы квалификационной работы 2.3.1. Базой исследования и сбора материалов для квалификационной работы могут быть организации, в которых студент проходит преддипломную практику. Обязательным условием является соответствие характера решаемых им задач теме квалификационной работы и специальности, по которой он защищается. 2.3.2. Студенты очно-заочного, заочного отделений или экстерната могут выбрать тему квалификационной работы, связанную с их производственным профилем, если он соответствует получаемой ими специальности. 2.3.3. При выборе темы студент должен руководствоваться своим интересом к той или иной проблеме, научной специализацией кафедры, рекомендациями ее профессорско-преподавательского состава, возможностью получения исходных, в частности статистических, данных, наличием специальной литературы, потребностями организации в совершенствовании процессов управления. 2.3.4. Выбор темы и ее утверждение должны предшествовать началу преддипломной практики. Студент, выбрав тему квалификационной работы, для ее утверждения должен подать на имя заведующего соответствующей кафедры заявление, форма которого приведена в приложении 1 в следующие сроки: в сентябре – для очного отделения; в июне – для очно-заочного отделения; в марте – для заочного факультета. Тема квалификационной работы утверждается не позднее, чем за полгода до защиты приказом ректора РГГУ. 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
3.1. Функции кафедр 3.1.1. Кафедры института обеспечивают научное руководство дипломным проектированием, а деканаты факультетов - административное руководство. 3.1.2. Студент - дипломник прикрепляется к той или иной кафедре после подачи заявления на одну из выпускающих кафедр. При рассмотрении заявления на заседании кафедры назначается предварительная формулировка темы квалификационной работы, и назначается научный руководитель из числа профессоров, доцентов и старших преподавателей кафедры. В порядке исключения руководителями могут быть назначены высококвалифицированные специалисты-практики из других учреждений и предприятий, а также наиболее опытные преподаватели кафедры. 3.1.3. Кафедра распределяет студентов на преддипломную практику в органы государственного и муниципального управления, научно-исследовательские и производственные учреждения и организации в соответствии с выбранной ими тематикой. 3.1.4. Заведующий кафедрой обеспечивает систематический контроль за прохождением выпускниками преддипломной практики и написанием ими квалификационной работы. 3.1.5. По завершении преддипломной практики студент представляет на кафедру письмо-характеристику из организации и краткий отчет о полученных результатах, который защищает в целях получения зачета с балльной оценкой. 3.2. Функции научного руководителя квалификационной работы обязанности студента-дипломника 3.2.1. Научный руководитель выпускной работы: · оказывает студенту-дипломнику научную, методическую и практическую помощь в процессе подготовки выпускной работы; · помогает студенту в выборе темы, разработке задания на выполнение квалификационной работы (Приложение 2), которое составляется после утверждения темы и структуризации квалификационной работы, а также при необходимости разъясняет отдельные положения настоящих «Методических рекомендаций»; · ориентирует студента в направлениях поиска необходимых источников и литературы по теме, оказывает помощь в выборе методики проведения анализа (исследования, разработки и т. д.); · систематически консультирует студента-дипломника, контролирует «График подготовки квалификационной работы» (Приложение 3), оказывает необходимую помощь студенту по подготовке вступительного слова и презентации работы в ходе ее защиты на заседании ГАК; · представляет в случае необходимости предложения по приглашению консультантов по отдельным разделам квалификационной работы в пределах установленного лимита времени, отводимого на руководство работой. · даёт письменный отзыв о работе, форма которого приведена в Приложении 10. 3.2.2. Студент-дипломник должен регулярно в сроки, установленные научным руководителем и зафиксированные в «Графике подготовки дипломной работы», отчитываться о полученных результатах. 3.2.3.. Невыполнение дипломником указаний руководителя или неявка на консультацию без уважительных причин дают последнему основание отказаться от руководства дипломной работой. 3.2.4. Студент-дипломник несет полную ответственность за научную достоверность результатов проведенного им исследования. Научный руководитель по возможности также должен проверять их достоверность. 3.2.5. Студент, не подготовивший квалификационную работу в срок, отчисляется из Университета с предоставлением права защиты в течение первых трех лет после окончания курса обучения. В течение данного срока он имеет право заменить научного руководителя и научного консультанта, а также выбрать новую кафедру, которая будет оказывать научную и методическую помощь в подготовке выпускной работы. 4. ВЫПОЛНЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ 4.1. Подготовка к написанию работы 4.1.1. Подготовку к написанию квалификационной работы следует начинать со знакомства с литературой, включая монографии, учебные пособия и научные статьи, которые помогут дипломнику оценить степень изученности выбранной темы. В процессе работы над источниками и литературой рекомендуется делать выписки по фактам и событиям, относящимся к той или иной исследуемой проблеме. Выписки целесообразно делать на одной стороне листа, что в большинстве случаев облегчает группировку и обработку материалов. При этом следует точно указывать выходные данные источников и литературы, откуда сделаны выписки. В своей работе студент-дипломник должен проверять достоверность документов, учитывать, чьи взгляды выражали их составители, в каких целях и точно ли использовали эти документы те или иные исследователи. 4.1.2. После изучения источников и литературы необходимо составить подробный план квалификационной работы и согласовать его с научным руководителем, а при необходимости и с научным консультантом. План может уточняться в процессе работы. Его окончательный вариант составляется после проработки основных источников и литературы, утверждается научным руководителем и становится обязательным документом, изменение которого возможно только с согласия руководителя. По мере написания введения, разделов и заключения дипломник представляет их научному руководителю и научному консультанту и дорабатывает с учетом их замечаний и сроков, установленных графиком подготовки квалификационной работы (Приложение 3). 4.2. Структура квалификационной работы 4.2.1. Основными элементами квалификационной работы являются: · титульный лист (Приложение 4); · содержание (Приложение 5); · введение; · разделы и подразделы основной части; · заключение; · список использованных источников и литературы (Приложение 6); · приложения. В состав квалификационной работы могут также входить список сокращений (Приложение 6), глоссарий ключевых слов. 4.2.2. В содержании указываются введение, наименование всех разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и литературы и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы (кроме приложений). Содержание помещается вслед за титульным листом. 4.2.3. Введение должно содержать:
4.2.4. При составлении критического обзора источников и литературы нужно определить, что они дают для изучения поставленной проблемы, а также обратить внимание, на какие источники опираются их авторы. При этом следует помнить, что критический анализ исследуемых источников и литературы нельзя подменять простым перечислением нормативно-правовых актов, работ и их авторов. 4.2.5. Обзор использованных источников и литературы должен быть построен по тематическому или предметному принципу, содержать оценку студента (т.е. его собственное отношение к прочитанному материалу), показать степень проработанности проблемы, выявить недостаточно изученные вопросы. Объем введения составляет примерно 10 -15% от общего объема квалификационной работы. 4.2.6. Основная часть квалификационной работы, независимо от выбранной темы исследования, должна состоять из описательной части, отображающей теоретические аспекты выбранной темы, и содержательной, в которой приводятся методика и техника исследования, излагаются полученные результаты, даются практические рекомендации и формулируются выводы. В случае необходимости дается оценка социально-экономической эффективности внедрения предлагаемых студентом-дипломником рекомендаций. В конце каждого раздела должны быть сформулированы краткие выводы. 4.2.7. Содержание разделов и подразделов основной части должно точно соответствовать теме квалификационной работы и полностью ее раскрывать. Содержание должно демонстрировать способность выпускника сжато, логично и аргументировано излагать собранный, систематизированный и проанализированный материал. 4.2.8. Разделы основной части должны содержать:
4.2.8.1. Теоретико-методологические основы изучаемой проблемы:
4.2.8.2. Анализ изучаемой проблемы в организации:
Исходным материалом для анализа могут выступать планы работы организации и ее подразделений, годовые отчеты, материалы статистической и финансовой отчетности и другая документация, изученная студентом в ходе преддипломной практики. Материалы, используемые в качестве базы для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, выявить резервы и наметить пути их использования, а также устранить скрытые недостатки в работе. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые могут быть использованы в работе. Характер и объем собранного материала зависит от особенностей принятой методики исследования, которая может предполагать использование таких методов, как:
Изучение состояния дел в организации предполагает обработку собранных материалов, в том числе статистических. Обработку информации следует проводить с использованием современных методов экономического, социологического и психологического анализа. Для установления объективных тенденций и закономерностей все данные должны быть достоверными. 4.2.8.3. Разработка рекомендаций по разрешению выявленной проблемы в организации. Опираясь на выводы по результатам анализа, студент-дипломник должен обосновать рекомендации и мероприятия, которые необходимы для разрешения выявленной проблемы в организации. В частности он может наметить пути использования скрытых резервов, устранения недостатков в работе, а также запланировать, обосновать и предложить решения, обеспечивающие достижение целей и выполнение задач проекта. При подготовке этой части работы студент должен учесть использовать:
Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа ситуации, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы студент-дипломник формулирует достаточно полные и аргументированные предложения. Так, например, в соответствии с предложениями по совершенствованию системы управления целесообразно внести изменения в действующую систему управления организацией, структурную и функциональную схемы, процедуры выполнения управленческих работ, положения о структурных подразделениях организации, планы работ и т.д. 4.2.8.4. Компьютерное обеспечение полученных результатов предполагает использование персонального компьютера и соответствующего программного обеспечения для расчета тех или иных показателей, моделирования ситуации, оформления проекта, подготовки презентационных материалов для его защиты на ГАК. 4.2.8.5. Экономическая (социально-экономическая) оценка полученных результатов требует произведения расчета затрат на реализацию разработанных предложений, определения уровня их ожидаемой эффективности или составления бизнес-плана. Для расчета показателей социально-экономической эффективности должна быть выбрана соответствующая методика и дано ее теоретическое обоснование. Рекомендации должны быть обоснованы с точки зрения как экономической, так и социальной значимости. Оценка эффективности предлагаемых решений должна охватывать следующие группы показателей по направлениям:
В квалификационной работе обязательно дается характеристика степени внедрения рекомендаций на объекте, а также оценка возможности их использования на других объектах как в отраслевом, так и в региональном аспектах. Следует также охарактеризовать перспективы дальнейшего развития работ в этой области. 4.2.8.6. Правовое обеспечение полученных результатов предусматривает разработку или использование законодательной базы по выбранной теме, обоснование соответствующих рекомендаций, разработку или совершенствование внутренних нормативно-правовых материалов организации – объекта исследования. 4.2.9. В основной части квалификационной работы целесообразно использование иллюстративных или цифровых материалов. Выбор формы представления иллюстративного материала (таблицы, диаграммы, оперограммы, рисунки, графики, схемы, фотодокументы и т. д.) зависит главным образом от цели и характера темы исследования. Однако следует учитывать, что любой иллюстративный материал, помещаемый в основную часть квалификационной работы, должен нести максимум новой полезной информации. Так, например, приводимые в тексте основной части таблицы должны носить аналитический характер, являться результатом обработки и анализа цифровых показателей. Таблицы, содержащие исходные статистические данные, следует приводить в отдельных приложениях к квалификационной работе. 4.2.10. Обязательным требованием, предъявляемым к языку написания квалификационной работы, является безупречная грамотность. Наличие орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок, а также стилистических погрешностей снижают ценность любого, пусть даже новаторского по содержанию, научного исследования. Язык изложения материала исследования (анализа, проектирования и т. д.) позволяет судить о культуре письменной речи ее автора, а, следовательно, необходимо научное и литературное редактирование текста квалификационной работы. Научное редактирование предполагает проверку подбора терминов, точности логических посылок и выводов, достоверности привлекаемых источников и т. д. Литературное редактирование, в свою очередь, предполагает проверку соблюдения норм современного литературного языка. Оба вида редактирования направлены на устранение всевозможных ошибок (семантических, стилистических, грамматических) и повышение содержательности текста квалификационной работы. 4.2.11. В заключении подводятся итоги проведенного исследования, в обобщенном виде излагаются выводы изучения вопросов, сформулированных в цели и задачах квалификационной работы, намечаются перспективы дальнейшей разработки темы. В заключении студент-дипломник должен обоснованно изложить свои взгляды на основные вопросы, рассмотренные в работе. Заключение не должно содержать новых сведений, фактов, аргументов и т. п., а выводы должны логически вытекать из основного текста работы. Примерный объем заключения 3-5 страниц. 4.2.12. В списке сокращений должны быть расшифрованы используемые в работе сокращения наименований учреждений, структурных подразделений, библиографических данных, понятий и слов и т.д. 4.2.13. Список использованных источников и литературы содержит источники и литературу, использованные студентом в ходе подготовки и написания квалификационной работы и состоит из 25 - 30 (и больше) наименований в зависимости от темы исследования. Сведения об источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1.- 84. При этом все законодательные и нормативно-методические материалы, научные, учебные и периодические издания, использованные при написании работы должны, быть отражены с использованием полного библиографического описания (место издания, наименование издательства, год опубликования или издания). Списки использованных источников и литературы должны быть разделены на списки опубликованных и неопубликованных источников и литературы соответственно. 4.2.14. Все материалы, дополняющие и иллюстрирующие основное содержание квалификационной работы, выносятся в приложения к работе. В них, как правило, помещают схемы, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы а также различного рода текстовые, организационно-правовые, справочные, рекламные и другие документы. 4.2.15. По согласованию с кафедрой и научным руководителем работа может быть написана и защищена на иностранном языке. Рекомендации по подготовке квалификационных работ, представляемых к защите на иностранных языках, даны в Приложении 9.
5. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
5.1. Оформление квалификационной работы 5.1.1. Квалификационная работа должна быть подготовлена в одном экземпляре и переплетена в прошитую коленкоровую обложку. Текст квалификационной работы должен быть отредактирован и вычитан. Общий объем квалификационной работы должен составлять не менее 80 страниц (кроме приложений). Приложения не входят в общий объем и постранично не нумеруются. Образцы оформления титульного листа квалификационной работы, содержания, списка сокращений, списка использованных источников и литературы приведены в Приложениях 4-7. 5.1.2. Квалификационная работа должна быть оформлена на одной стороне листа бумаги формата А4 по ГОСТ 9327-60. Допускается представлять таблицы и иллюстрации на листах формата А3. Текст следует печатать через 1,5 межстрочных интервала с использованием шрифта Times New Roman Cyr № 14, соблюдая следующие размеры полей: левое - не менее 30 мм, правое - не менее 10 мм, верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 20 мм. Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 10 мм. 5.1.3. На титульном листе ставится подпись заведующего кафедрой, подтверждающая допуск квалификационной работы к защите, а также подписи научного руководителя и научного консультанта (если таковой имеется), подтверждающие готовность квалификационной работы к защите перед государственной аттестационной комиссией. 5.1.4. Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Заголовки разделов оформляют от поля, а подразделов – с абзаца. Расстояние между заголовками и текстом должно быть увеличено для выделения заголовка. Каждый раздел нужно начинать с новой страницы. Заголовки разделов печатаются прописными буквами, а заголовки подразделов – строчными буквами. Заголовки не подчеркиваются, и в конце заголовка точка не ставится. Заголовки разделов и подразделов нумеруются арабскими цифрами. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. 5.1.5. Список использованных источников и литературы печатается через два интервала, каждое название начинается с абзаца. 5.1.6. На последнем листе списка использованных источников и литературы проставляется дата и личная подпись студента-дипломника, удостоверяющая, что текст квалификационной работы выверен, а цитаты проверены. 5.2. Оформление текста, таблиц, графических и других иллюстративных материалов 5.2.1. Основная часть квалификационной работы в зависимости от темы исследования и содержания излагается в виде текста, иллюстративных материалов (таблиц, чертежей, схем, диаграмм, гистограмм, рисунков) в различном сочетании. Иллюстративный материал (чертежи, схемы, диаграммы и т.п.) помещают в квалификационной работе в целях выявления свойств и характеристик объекта исследования или для лучшего понимания текста. 5.2.2. Текст работы содержит грамматически и лексически согласованную информацию об объекте. 5.2.3. Текст делится на разделы и подразделы, имеющие отдельные заголовки и пронумерованные арабскими цифрами. 5.2.4. Следует выделять из текста свободными строками уравнения и формулы. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков (+) сложения, (-) вычитания, (х) умножения и (:) деления. 5.2.5. Цифровая и словесная информация о нескольких объектах, представленная рядом признаков подается в виде таблицы или нескольких таблиц. Последние используются для большей наглядности и возможности сравнения показателей. Таблицы имеют два уровня членения текста: вертикальный - графы, горизонтальный - строки. Графы таблицы должны быть пронумерованы, если таблица располагается более чем на одной странице; на последующих страницах повторяются номера граф. В заголовках и подзаголовках строк и граф таблицы употребляются только общепринятые сокращения и условные обозначения. 5.2.6. Каждая таблица должна иметь номер и заголовок. Заголовок и слово «Таблица» начинаются с прописной буквы. Заголовок не подчеркивают. Графы «№ п/п» в таблицу включать не следует. Слово «Таблица» и ее номер помещают справа над полем таблицы. Заголовок таблицы помещают в середине над таблицей. Ниже приведен пример оформления таблицы. Табл. 2.2. Анализ доли рынка статистических агентств РФ в 2004 году
5.2.7. Иллюстративный материал, несущий полезную информацию, должен располагаться непосредственно после текста, в котором о нем упоминается впервые, или на следующей странице, а в случае констатации факта - в приложении к дипломной работе/проекту. Страницы, на которых располагаются таблицы, рисунки и чертежи, размеры которых больше размеров формата А4, учитывают как одну страницу. 5.2.8. Помещаемые в работе чертежи, схемы, рисунки, диаграммы, гистограммы и т.д. должны по своему оформлению соответствовать требованиям стандартов. Иллюстративный материал должен иметь тематическое наименование (название), которое помещают снизу. Ниже приведен пример оформления рисунка. Рис.1.5. Сознательная и возникающие стратегии (по Г.Минцбергу) 5.2.9. Под графическим материалом при необходимости помещают поясняющие данные (подрисуночный текст). Иллюстративный материал основной части, в том числе и приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если в работе имеется только один чертеж (рисунок), схема, диаграмма и т. д., то его не нумеруют и слово «чертеж» под ним не пишут. 5.2.10. Чертеж (рисунок, схему, диаграмму, гистограмму и т. д.) следует выполнять на одной странице. Если чертеж не умещается на одной странице, допускается переносить его на последующие страницы. Тематическое наименование (название) чертежа помещают на первой странице. 5. 3. Нумерация страниц Страницы квалификационной работы нумеруются арабскими цифрами. Страница, на которой расположен титульный лист, включается в общую нумерацию работы. На титульном листе, содержании и первой странице введения номер страницы не ставят. На последующих страницах номер проставляют в правом верхнем углу без знаков препинания. 5.4. Оформление приложений Приложения оформляют как продолжение работы после списка использованных источников и литературы, располагая их в порядке ссылок в тексте. Каждое приложение следует начинать с нового листа в правом верхнем углу словом «приложение» и нумеровать последовательно арабскими цифрами (без знака №), например, Приложение 1, Приложение 2 и т. д. В приложении в левом нижнем углу можно указать, на основании каких источников оно составлено. 5.5. Справочный аппарат 5.5.1. Справочный аппарат дипломной работы/проекта состоит из двух взаимосвязанных частей: подстрочных ссылок и списка использованных источников и литературы. 3.5.2. Общие требования Оформление списка и ссылок производится в соответствии с требованиями, изложенными в таких действующих нормативно-методических материалах, как ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления (М.: Изд-во стандартов, 1987); ГОСТ 7.11-78. Сокращения русских слов и словосочетаний в библиографическом описании (М.: Изд-во стандартов, 1982); ГОСТ 7.12-93. Библиографическая запись. Сокращения слов в русском языке. Общие требования и правила (М.: Изд-во стандартов, 1995). Законодательные и нормативные акты приводятся по официальным изданиям соответствующих ведомств (если таковые имеются). Источники и литература на иностранном языке указывается на языке оригинала с соблюдением орфографических норм для соответствующего языка (в том числе употребление прописных и строчных букв). Значение всех библиографических сокращений раскрывается в списке сокращений, который помещается перед списком литературы. Список использованных источников и литературы печатается через два интервала. Иностранные источники располагают в алфавитном порядке, причем сначала перечисляется литература на языках, в основе которых лежит латиница, затем - кириллица и иероглифическое письмо. Подстрочные ссылки печатаются через один интервал. Расстояние между списком и подстрочными ссылками составляет 2-4 интервала. 5.5.3. Оформление библиографического описания книги Первым элементом библиографического описания является автор. В описании издания одного автора приводят его фамилию в именительном падеже и инициалы. Например: Виханский О.С. При описании издания двух - трех авторов приводят последовательно фамилии указанных авторов, разделяя их запятой: Виханский О.С., Наумов А.И. Если авторов более трех, указывают фамилии и инициалы первых трех с добавлением «и др.»: Котлер Ф., Армстронг Г., Сандерс Д. и др. Основным источником для описания работы является титульный лист. Относящиеся к основному заглавию даты, а также сведения о месте проведения конференций и т. п., которые грамматически не связаны с заглавием, приводят после заглавия и отделяют запятой. Запятую перед датами не ставят, если в книге они заключены в круглые скобки. В сведениях о составителях, редакторах, переводчиках и т. п. приводят не более двух фамилий, например: Борисов Е.Ф., Стерликов Ф.Ф. Экономика: Справочник. -М.: Финансы и статистика, 2000. - 400 с. С титульного листа в описании приводятся сведения об издании, о переиздании, перепечатке, специальном назначении издания, особых формах его воспроизведения: – 3-е изд., испр. и доп. – Факс. изд. – 2-я ред. – Офиц. изд. – Репринт. Выходные данные содержат сведения о том, где, когда, кем опубликована книга. Название места издания приводят в именительном падеже. При наличии двух мест издания приводят название обоих и отделяют их друг от друга точкой с запятой, например: М.; СПб. М.; Екатеринбург. Сокращенное наименование места издания допускается для Москвы (М.), Санкт-Петербурга (СПб.), Киева (К.),и Минска (Мн). Сокращают также: Ростов-на-Дону - Ростов н/Д. Великие Луки – В.Луки. Если на титульном листе не обозначено место издания, в описании приводятся слова «Б.м.» (т. е. без места). Наименование издательства приводят в именительном падеже в сокращенной форме. Если издательств больше одного, то между ними ставится запятая. М.: Экономика. Казань: Изд-во Казанского ун-та. М.: Главархив, ВНИИДАД. Время издания – это указанный на титульном листе год, например: М.: Перспектива, 2004. При отсутствии года приводят приблизительный год в квадратных скобках. При невозможности его установить приводят слова «Б. г.» (т. е. без года). Примеры описания монографий: Яхонтова Е.С. Эффективность управленческого лидерства. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2004. Серийные издания (периодические, продолжающиеся) Заглавие серийного издания может быть тематическим, состоящим из одного или нескольких слов, или из наименования учреждения, или из аббревиатуры. Например: ВВЦ Заглавие серийного издания может быть типовым, состоящим из слов (слова), обозначающих вид издания. Например: Ученые записки Заглавие серийного издания включает в себя: заглавие, название серии. Например: Известия Российской академии наук (РАН). Серия геологическая. После заглавия при нумерации по годам приводят год, затем, через точку, номер. Например: 2004. - № 3. При сквозной нумерации приводят обозначение и номер тома (выпуска, номера) арабскими цифрами, затем год издания, который заключается в скобки, например: Т.1. (2004) Основная порядковая единица может состоять из более мелких делений: том из выпуска, номеров: Т.2. Вып.1. Статья из книги или другого однотомного издания В описании сначала приводят сведения о составной части, затем о книге или другом издании, в котором она приведена. Например: Архипова Н.И., Кононов Д.А., Кульба В.В. Сценарный анализ региональных социально-экономических систем // Проблемы регионального и муниципального управления: Доклады и сообщения III международной научной конференции. Москва, 21 мая 2001 г. -М.: РГГУ, 2001. -С. 57-63. Статья из серийного издания Например: Сидоров А. Экономические аспекты информационных технологий // Проблемы теории и практики управления. - 2004. - № 1. - С. 20-28. 3.5.4. Составление списка использованных источников и литературы Список использованных источников и литературы включает в себя всю совокупность использованных изданий и источников. Список имеет следующую структуру (с обязательным заголовком для каждого раздела): 1. Источники Источники делятся на два подраздела: опубликованные и неопубликованные. Опубликованные источники В состав опубликованных источников входят законодательные и нормативные акты Российской Федерации. Систематизация этих материалов должна проводиться по их значимости (Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления правительства, акты министерств и т. п.), а внутри каждой выделенной группы документов - по хронологии. Нормативно-методические документы - стандарты, методические рекомендации (указания по их применению), технические условия, технико-экономические нормативы и нормы, прейскуранты, патентные документы, каталоги, правила, инструкции и др. располагаются в пределах каждой группы по времени издания. Опубликованные сборники документов располагаются по алфавиту названий. Мемуары (воспоминания) располагаются в алфавитном порядке. Неопубликованные источники Архивные документы перечисляются по названиям архивов, а внутри этих групп – по номерам архивных фондов, описей, дел, листов. Отчеты по НИР располагают по годам издания; неопубликованные переводы - по алфавиту или времени издания; диссертации - по алфавиту фамилий авторов. В состав неопубликованных источников могут быть также включены: положения об учреждениях, их структурных подразделениях, уставы фирм и организаций, различного рода инструкции (по делопроизводству, должностные, по использованию средств организационной и вычислительной техники и т. д.), памятки по составлению документов и организации работы с ними и др. В список источников следует включить адреса системы INTERNET, которые были использованы в ходе сбора информации. 2. Литература Монографии, научно-техническая и учебно-методическая литература, статьи, рецензии, авторефераты располагаются в алфавитном порядке. В описании статей обязательно указываются название журнала или сборника, где они опубликованы, год, номер и страницы. Например: Комлев Е.Б. К вопросу определения степени удовлетворения спроса в сегменте потребительского рынка // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 6(26). С. 10 - 32. 3. Справочные издания Энциклопедии (с указанием статей), словари, путеводители, справочники и т. д. располагаются по алфавиту. 4. Публикации на иностранных языках Публикации на иностранных языках также располагаются по алфавиту. 5.5.5. Оформление подстрочных ссылок Подстрочные ссылки приводятся во всех случаях, когда используются и цитируются произведения других авторов, источники и литература. Обязательно подтверждаются все факты, цифры и другие конкретные данные, приводимые в тексте выпускной работы, заимствованные из источников и литературы. Ссылки нумеруются в сквозном порядке арабскими цифрами в пределах каждой части работы (введения, разделов и заключения). Использование недоступных материалов, извлеченных из опубликованных изданий, оформляется следующим образом: «Цит. по:...», «Приводятся по:...». В ссылках на правительственные документы указывается, где они опубликованы, например: Постановления Правительства РФ. - 2004. - № 498. - Ст. 25. Библиографические сведения, указанные в тексте, не повторяются в ссылке, за исключением библиографических ссылок на произведения, опубликованные в собраниях сочинений: фамилия автора, указанная в тексте, повторяется в ссылке. В ссылках на журналы указываются: фамилия и инициалы автора, название статьи, название журнала, год издания, номер журнала и страницы. Например: Пастухов Б . Управление деловой активностью персонала // Проблемы теории и практики управления.- 2002. - № 2. - С.78. Библиографические ссылки на несколько документов, приведенные в одном подстрочном примечании, отделяют друг от друга точкой с запятой. В ссылках на литературу указываются: фамилия и инициалы автора, название работы, место издания, издательство и год издания, номер страницы. Названия коммерческих издательств (акционерных обществ /ЗАО, ОАО/, организаций малого и среднего бизнеса, центров, ассоциаций и др.) даются в кавычках, например: Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»», 2003. - С. 416. В ссылках на статьи, опубликованные в сборниках, указываются: фамилия и инициалы автора, название статьи, название сборника, место издания, год издания и страницы. Например: Мурзинов А.В . Миссия ОАО «Компания Славич» // В лабиринтах современного управления (Стратегическое планирование, маркетинг, обслуживание клиентов, управление персоналом, оплата труда) / Ред.–сост. Г.Р. Райтер. - М.: Экономика, 2004.- С. 86. В ссылках на газеты указываются название статьи, газеты, год издания, число и месяц. Например: В позиции низкого старта // Финансовые известия.-2002. -9 июля. Страница указывается, если объем газеты превышает 6 страниц. В ссылках на архивные документы указываются название архива (полное или общепринятое сокращенное), номер фонда, номер описи, номер дела и листа. Например: Государственный архив Свердловской области. Ф.316.- Оп.1.- Д.192.- Л.70; или ГАМО.- Ф.319. Оп.1.- Д.192.- Л.70. Ссылки на труды, в которых опубликованы статьи и документы, оформляются следующим образом: Теория и практика экспертизы ценности документов и комплектования государственных архивов // Труды ВНИИДАД. -2001. -Т.4.-С.43. Разрешается опускать последние слова длинных заглавий при повторном упоминании, заменяя их многоточием. В повторных ссылках на одну и ту же работу данного автора (авторов) основное заглавие и следующие за ним повторяющиеся элементы опускают, оставляя: фамилию и инициалы автора (авторов), слова: «Указ. соч.», и указывают страницу, на которую ссылаются. Например: В первой ссылке: Якокка Л. Карьера менеджера: Пер. с англ.- М.: Экономика, 2004. -С.129. В повторной ссылке: Якокка Л. Указ.- соч. С.129. В ссылке на государственные стандарты указываются: номер стандарта, его название, дата введения, место издания, издательство и год издания, например: ГОСТ 6.10.4-84. УСД. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники: Основные положения. -М.: Изд-во стандартов, 1985. В повторных ссылках на стандарты приводится обозначение документа, его номер и год принятия, например: ГОСТ 6.10.4-84. Образец оформления первичной и повторной ссылок представлен в Приложении 8. Публикации на иностранных языках помещаются в конце списка источников и литературы. 6. проведениЕ предзащиты и защиты КвалифиКАЦИОННЫХ РАБОТ, их последующего хранения и использования
6.1. Порядок проведения предзащиты работы [1] * 6.1.1. Цель предварительной защиты квалификационной работы, которая организуется выпускающей кафедрой, - проверка готовности работы к защите на заседании ГАК. Порядок предзащиты определяется кафедрой. Как правило, она проводится не позднее, чем за три недели до защиты на заседании ГАК. На предзащиту студент-дипломник обязан представить полный (но не обязательно переплетенный) вариант выпускной квалификационной работы и дополнительные материалы, сопровождающие его выступление и наглядно иллюстрирующие результаты проведенных им научно-исследовательских и практических изысканий. 6.1.2. Если заведующий и преподаватели кафедры низко оценивают выступление студента и качество подготовленной им выпускной квалификационной работы, то по согласованию с научным руководителем, присутствующим на заседании кафедры, может быть принято решение о переносе срока ее защиты на год. 6.1.3. После предварительной защиты на кафедрах декан факультета готовит распоряжение о допуске студентов к защите. После окончательной доработки выпускной квалификационной работы с учетом замечаний и рекомендаций, полученных студентом в ходе ее предзащиты на кафедре, научный руководитель пишет на нее отдельный отзыв по установленной форме (Приложение 10), в котором отражает актуальность выбранной темы; соответствие содержания квалификационной работы поставленным целям и задачам; ее научно-практический уровень; степень проявленной студентом самостоятельности; полноту использованных источников; умение студента работать с литературой, проводить расчеты, анализ, обобщать статистический материал в виде таблиц и диаграмм; обоснованность выбора методов научного поиска; умение делать самостоятельно научные и практические выводы; ценность результатов исследования, а также сделанных выводов и рекомендаций; правильность оформления научно-справочного аппарата; логику, грамотность написания текста, культуру и качество оформления работы. Итоговыми оценками уровня профессиональной подготовки выпускной квалификационной работы являются ее соответствие требованиям Государственного образовательного стандарта и допуск научным руководителем работы к защите на заседании ГАК. Научный руководитель вправе давать только качественную, а не количественную (балльную) оценку результатов труда студента по написанию и оформлению квалификационной работы. 6.1.4. После проведения предварительной защиты дипломной работы/проекта и рецензирования секретарю ГАК за три дня до ее защиты должны быть представлены: - экземпляр дипломной работы в коленкоровом переплете, подписанный научным руководителем, научным консультантом (если таковой имеется) и заведующим кафедрой; - дискета с электронной версией дипломной работы (проекта) и материалами ее презентации; - отзыв научного руководителя дипломной работы (проекта); - рецензии двух оппонентов; - другие документы, характеризующие дипломную работу/проект (при их наличии). 6. 2. Рецензирование квалификационной работы 6.2.1. В целях получения объективной оценки квалификационной работы силами специалистов в соответствующей области управления проводится ее обязательное рецензирование. 6.2.2. По каждой выпускной квалификационной работе назначаются два оппонента – внутренний и внешний, которые утверждаются соответствующим приказом ректора университета. 6.2.3. Внутренний оппонент назначается из числа членов кафедры, на которой выполнялась квалификационная работа, а внешний оппонент – из числа преподавателей других кафедр ИЭУП (для студентов ИЭУП) или преподавателей ИЭУП (для студентов филиалов), специализирующихся по данной тематике, а также из числа специалистов других учреждений, организаций и предприятий, ведущих научную или практическую деятельность по проблемам, затрагиваемым в конкретной квалификационной работе. 6.2.4. После получения положительного отзыва от научного руководителя студент за неделю до дня, назначенного им деканом факультета для государственной аттестации, должен представить подготовленную им выпускную квалификационную работу на рецензирование каждому из двух оппонентов. 6.2.5. В рецензии на квалификационную работу, образец которой приведен в Приложении 11, должна быть дана оценка: актуальности темы, выбранной выпускником, степени соответствия содержания выпускной квалификационной работы поставленной цели и сформулированным задачам, ее главных достоинств, практического значения и научной обоснованности полученных результатов, соответствия оформления работы требованиям настоящих Методических указаний, а также отмечены основные недостатки и замечания. Итоговыми оценками уровня профессиональной подготовки квалификационной работы также являются ее соответствие требованиям Государственного образовательного стандарта и допуск оппонентом ее к защите. Оппонент обязан давать не только качественную, но и количественную (балльную) оценку результатов труда студента по написанию и оформлению выпускной квалификационной работы (например: «работа заслуживает высокой положительной оценки», «работа заслуживает хорошей оценки», «работа заслуживает удовлетворительной оценки»). 6.2.6. Если выпускная квалификационная работа представлена оппоненту менее чем за неделю до защиты, он вправе поставить вопрос о переносе даты ее защиты. 6.3. Подготовка доклада и презентации квалификационной работы 6.3.1. Процедура защиты дипломной работы (проекта) включает доклад студента-выпускника, важным элементом которого является презентация квалификационной работы, представление основных результатов, полученных дипломником. Презентация обеспечивает наглядность представляемых материалов, дает возможность членам ГАК оценить как научную и практическую значимость результатов квалификационной работы, так и способность дипломника дать их компактное изложение. 6.3.2. Презентации должна включать:
6.3.3. Продолжительность доклада, сопровождающегося презентацией не должно превышать 10 минут. Если за 100% взять продолжительность выступления, то эти составляющие должны соотноситься как 10/80/10. 6.3.4. Вступление должно в первую очередь давать представление об актуальности темы квалификационной работы, объекте и предмете исследования, методах исследования. Основная часть доклада должна содержать: краткую характеристику объекта и предмета исследования, результаты проведенного студентом-дипломником анализа, выявленные проблемы, обоснованные предложения по совершенствованию исследуемой системы и направления, методы, средства реализации этих предложений, а также оценку экономической или социально-экономической эффективности реализации предложений. В заключении приводятся выводы по результатам квалификационной работы. 6.3.5. Презентация иллюстрируется визуальными материалами, представляемыми в виде электронного слайд – фильма, и выполненными в среде MS POWERPOINT. Использование визуальных материалов позволяет, во-первых, сфокусировать внимание членов ГАК на наиболее важных элементах квалификационной работы, во-вторых, подкрепить вербальное (словесное) сообщение, не повторяя его дословно и, в третьих, проиллюстрировать те факты, которые трудно представить устно. 6.3.6. При подборе иллюстративных материалов необходимо использовать принципы простоты и краткости. Графики и таблицы должны быть информативны, но их нельзя перегружать многочисленными данными. В табличных материалах используется максимум 30 чисел. Каждое число должно состоять не более чем из 5 цифр. Например, число 18922 считается одним числом. Превышение такой разрядности чисел производит впечатление перегруженности, и внимание членов ГАК рассеивается. 6.3.7. В тексте одного слайда используется максимум 36 слов, исключая заголовок. Материал излагается максимум на 6 строках, в каждой из которых дается не более 6 слов. Цель текста – подкрепить основные идеи квалификационной работы. Для структуризации текстовой информации лучше использовать списки. В целях совместимости электронных презентаций для различных версий POWERPOINT все надписи необходимо выполнять шрифтом Arial. 6.3.8. Используются следующие виды диаграмм: - процент , когда необходимо сравнить данные как процентные доли от целого (секторная, круговая диаграмма); - доли, если надо сравнить или ранжировать данные (горизонтальные или вертикальные гистограммы); - время , если необходимо показать изменения за период времени (линейные графики); - частота, если необходимо показать количество предметов в увязке с различными числовыми диапазонами или характеристиками (линейные графики); - корреляции, если необходимо показать взаимосвязь между переменными (линейный график и точечная диаграмма). 6.3.9. В слайдах используются следующие типы заголовков: название предмета, когда нет необходимости передавать конкретное послание, а нужно только представить информацию; тематический заголовок, для того, чтобы сообщить членам ГАК о том, какая информация будет извлечена из представленных данных; заголовок-утверждение, когда надо изложить вывод, сделанный докладчиком на основании изложенных выше данных; 6.3.10. Слайды не следует перегружать эффектами анимации. Надо помнить о том, что скорость работы того компьютера, на котором делаются слайды и того, на котором они будут демонстрироваться, может быть различной. Это несоответствие может привести к возникновению нежелательных пауз. При оформлении фона слайдов следует избегать темных тонов. Если в качестве фона используется какое-либо изображение, следует проверить, хорошо ли виден на таком фоне текст. После подготовки всех визуальных материалов, следует провести предварительную репетицию, что позволит должным образом отрегулировать темп речи докладчика и скорость показа слайдов. 6.4. Проведение защиты квалификационных работ 6.4.1. Защита квалификационных работ проводится на открытом заседании ГАК с участием не менее двух третей ее состава, в присутствии научного руководителя и дипломника, а также по возможности рецензентов. 6.4.2. Секретарь ГАК представляет на заседание комиссии по каждой квалификационной работе: · экземпляр квалификационной работы; · заключение научного руководителя; · отзывы рецензентов; · другие отзывы, полученные на квалификационную работу; · учебную карточку студента-дипломника; · зачетную книжку студента-дипломника. 6.4.3. Порядок защиты работы предполагает: · вступительное слово студента-дипломника (до 10 минут), в котором дается обоснование темы, указываются цель и задачи проведенного исследования, дается характеристика использованных источников и литературы, определяются объект и предмет исследования, излагаются выводы исследования; · ответы студента-дипломника на вопросы членов ГАК; · выступление рецензентов и других лиц; · оглашение других отзывов, полученных на квалификационную работу; · заключительное слово студента-дипломника – ответы на замечания, полученные в ходе обсуждения квалификационной работы. Все присутствующие на заседании ГАК могут задавать вопросы и участвовать в творческой дискуссии. 6.4.4. Окончательная (балльная) оценка выносится на закрытом заседании ГАК простым большинством голосов членов ГАК, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии (или заменяющий его заместитель председателя комиссии) обладает правом решающего голоса. Научный руководитель и рецензент имеют право высказывать свое мнение, но в голосовании участия не принимают. 6.4.5. ГАК имеет право давать рекомендации по публикации квалификационных работ, представлению их на конкурс, по их практическому использованию. Наиболее способным выпускникам (по согласованию с деканом факультета и заведующим кафедрой) председатель ГАК может давать рекомендации для поступления в аспирантуру. 6.4.6. Секретарь ГАК ведет протокол заседания, в который вносятся все заданные вопросы, ответы, особые мнения и решение комиссии о выдаче (с отличием, без отличия) или невыдаче диплома. Протокол подписывается председателем и членами комиссии, участвовавшими в заседании. В тот же день после оформления протокола заседания ГАК студентам объявляются результаты защиты квалификационных работ. Студентам, не защитившим работу в установленный срок по уважительной причине, подтвержденной документально, может быть продлен срок обучения до следующего периода работы ГАК, но не ранее, чем через три месяца и не более, чем через пять лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые. Для этого студент должен сдать в деканат факультета личное заявление с приложением к нему документов, подтверждающих уважительность причины. Повторные защиты квалификационных работ не могут назначаться более двух раз. 6.4.7. Отчеты о работе ГАК заслушиваются на Ученом совете РГГУ и вместе с рекомендациями по совершенствованию качества профессиональной подготовки специалистов представляются в Министерство образования и науки РФ в двухмесячный срок после завершения итоговой государственной аттестации. Протоколы итоговой государственной аттестации выпускников факультета управления хранятся в архиве университета. 6.5. Критерии оценки квалификационной работы 6.5.1. Основными критериями оценки работы являются:
· умение вести полемику по теоретическим и практическим вопросам квалификационной работы, глубина и правильность ответов на вопросы членов ГАК и замечания рецензентов. 6.5.2. Оценки «отлично» заслуживают квалификационные работы, темы которых научно обоснованы, представляют теоретический, методический или практический интерес, свидетельствуют об использовании автором адекватных приемов анализа, современных методов и средств решения поставленных задач и способствуют решению научно-теоретических, методических или практических задач управления. Структура квалификационной работы, оцененной на «отлично», должна быть четкой, логичной и соответствовать поставленной цели. В заключении следует представлять четкие, всесторонне обоснованные выводы, которые вносят вклад в разрешение поставленной проблемы, намечают перспективы для ее дальнейшей разработки. Работа должна быть написана литературным языком, тщательно выверена, научно-справочный аппарат, соответствовать действующим ГОСТам и настоящим «Методическим рекомендациям», содержать приложения в виде схем, таблиц, графиков, иллюстраций и т.д. Условием получения отличной оценки являются краткость и логичность вступительного слова студента-дипломника, в котором отражены основные положения квалификационной работы, а также четкие и аргументированные ответы на вопросы, заданные членами ГАК. 6.4.3. В тех случаях, когда квалификационная работа не в полной мере отвечает перечисленным выше требованиям, она оценивается более низким баллом. 6.6. Порядок хранения и использования квалификационных работ 6.6.1. После защиты дипломные работы (проекты) передаются на хранение в библиотеку Университета. 6.6.2. Информация о защищенных квалификационных работах хранится в картотеке библиотеки, которая регулярно пополняется и выставляется в читальном зале. 6.6.3. Ознакомление преподавателей, студентов и других лиц с квалификационными работами проводится в читальном зале библиотеки Университета при условии, если на то получено соответствующее разрешение декана факультета. 6.6.4. Кафедры имеют право получать квалификационные работы из библиотеки Университета во временное пользование. Приложение 1 Образец заявления на прикрепление к кафедре для дипломного проектирования Заведующему кафедрой организационного развития доктору экономических наук, профессору Архиповой Н.И. студентки 5-го курса очного отделения, факультета управления Воробьевой Ирины Александровны Тел. 333-33-33 (дом) 444-44-44 (раб) ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу разрешить мне подготовку квалификационной работы на кафедре организационного развития. Предполагаемая тема квалификационной работы _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Научным руководителем прошу назначить_____________________________ ________________________ (личная подпись студента) _______ (дата) _________________ (решение кафедры) Протокол №_________от_ _______________ Приложение 2
ОБРАЗЕЦ ЗАДАНИЯ НА ДИПЛОМНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ Российский государственный УТВЕРЖДАЮ гуманитарный университет Декан факультета управления доктор экономических наук, профессор Институт экономики, ________________Н.И. Архипова управления и права «___»______________200__ г. Факультет управления Кафедра управления З А Д А Н И Е на выполнение квалификационной работы студенту(ке)______________________________________________ ФИО (курс______, группа__________) Тема квалификационной работы________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Срок сдачи студентом законченной работы_____________________________ Исходные данные к работе___________________________________________ __________________________________________________________________ Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в квалификационной работе: 1.___________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.___________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.___________________________________________________________________________________________________________________________________ 4.___________________________________________________________________________________________________________________________________ 5.___________________________________________________________________________________________________________________________________ Заведующий кафедрой__________________________ Научный руководитель___________________________ Научный консультант_____________________________ Задание принял к исполнению _________________________ (подпись студента) «_____»____________200__ г. Приложение 3
ФОРМА ГРАФИКА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИКАЦЦИОННОЙ РАБОТЫ Утвержден на заседании кафедры______________ протоколом №______ от «_____»____________200_г. Графикподготовки квалификационной работы студента_________________________ Тема___________________________ _______________________________(1)
Студент________________________ Научный руководитель____________ Примечания: (1) - вписывается после утверждения на заседании кафедры; (2) - в течение 8 семестра обучения; (3) - сентябрь-октябрь 9-го семестра обучения; (4) - не позднее, чем за один месяц до защиты; (5) - рекомендация дипломной работы/проекта к защите выражается в подписи завкафедрой на титульном листе работы; (6) - не позднее одной недели до предзащиты. Приложение 4
Образец оформления титульного листаФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ Кафедра____________________ Воробьева Ирина Александровна<Название дипломной работы (проекта) Дипломная работа (дипломный проект) студента 5-го курса очного (очно-заочного) отделения, экстерната
Москва 200_ Приложение 5 Образец оформления содержания дипломной работы/ проекта на тему «Совершенствование системы продвижения продукции западных компаний на российском рынке (на примере фирмы "Дельта")» Содержание Введение………………………………………………………………………………3 1. Маркетинг и система продвижения продукции..…….…….....10 1.1. Основные понятия маркетинга……………………………………………..10 1.2. Особенности комплекса маркетинга на рынке услуг……………………..17 1.3. Методика продвижения продукции на рынке торговых услуг…………..27 4. Место и роль фирмы «Дельта» на рынке услуг общественного питания РФ……………………………………36 2.1. Методика анализа среды..………………………..………………………..36 2.2. Анализ макросреды фирмы «Дельта»……………………..……..….…...44 2.3. Анализ микросреды фирмы «Дельта»……………………………….…...55 3. Анализ существующей системы продвижения продукции фирмы «Дельта» и ее совершенствование………66 3.1. Разработка рекламной кампании фирмы….……………..……..….…….66 3.2. Разработка мероприятий по стимулированию сбыта…………..…..…...75 3.3. Разработка системы сбыта и методов привлечения клиентов………….85 Заключение………………………………………………………………….…..…95 Список использованных источников и литературы………………………..….100 Приложения
Приложение 6 ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА СОКРАЩЕНИЙ
Список сокращений
Приложение 7 ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ СПИСКА ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Список использованных источников и литературыI. Источники 1.1. Опубликованные 1. Конституция (Основной закон) РФ. – М., 1996. 2. Постановление Правительства РФ №1836 от 20.05.94. «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» // СПП РФ. – 1994. – № 498. – Ст.2011. 3. Сборник законодательных актов по делопроизводству (1918-1970): Учебное пособие. – М.: МГИАИ, 1973. 4. ГОСТ 6.38-2003. УСД: Система организационно-распределительной документации. Требования к оформлению документов. – М.: Изд-во стандартов, 2003. 5. Государственная система документационного обеспечения управления: Общие требования к документам и службам документационного обеспечения: Основные положения. – М.: ГАУ СССР, 1991. 6. Методические указания по экономическому анализу деятельности государственных архивов в области хранения документации управленческой и личного происхождения. – М.: ГАУ СССР, 1982. 1.2. Неопубликованные 7. Устав фирмы «Спектр». – М., 2005. (Машинопись.) 8. Договоры с поставщиками и заказчиками по фирме «Спектр». – М., 2005. (Машинопись.) 2. Литература 9. Баркан Д.И. Управляем фирмой в условиях рынка. – М.: Аквилон, 2004. 10. Крутиков Ф.А . Современный менеджмент. – М.: Фининвест, 2004. 11. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф . Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2001. 3. Справочные и информационные издания 12. Рыночная экономика: Словарь / Под ред. Г.Я.Кипермана. – М.: Республика, 2004. 4. Публикации на иностранных языках 13. Loomis C.L. Dinosaurus of Business // Fortune. – № 5. – 1999. – Р.36. 14.Ulvila J.W., Brown R.V. Decision Analysis Comes of Age. – N-Y., 2002. 5. Интернет - ресурсы 15. Виноградов В.Н. Эрлих О.В. Стратегическое планирование становления и развития гражданского сообщества города средствами системы образования // http://citystrategy.leontief.ru. 16. Ветров Г.Ю. Условия, проблемы и перспективы экономического развития российских городов на современном этапе // http://urbaneconomics.ru. Приложение 8 ОБРАЗЦЫ ОФОРМЛЕНИЯ ПОДСТРОЧНЫХССЫЛОК
ССЫЛКИ НА НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ 1. При первом упоминании нормативного акта (кроме Конституции) следует в тексте или сноске указать его полное наименование, кем и когда принят; в сноске обязательно дать источник. Пример 1. В соответствии с Законом Российской Федерации № 3520-1 от 23.09.92 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»1 ____________________ 1 Экономика и жизнь. 1992. № 42. С. 18 - 20.
2. При дальнейшем упоминании того же акта можно использовать его краткое название, например: в соответствии со ст.3 Закона «О товарных знаках…». Однако, обязательно следует привести номер статьи или пункта акта, имеющих отношение к вопросу. ПЕРВИЧНЫЕ И ПОВТОРНЫЕ ПОДСТРОЧНЫЕ ССЫЛКИ, ПОМЕЩЕННЫЕ НА ОДНОЙ СТРАНИЦЕ Пример 2. Глобализация экономики породила тенденцию интернационализации денежной политики, валютной консолидации. Для многих стран своя валюта стала дорогим удовольствием, вызывая инфляцию, девальвацию, финансовые кризисы. Международной валютой уже стал евро, вызревает идея единой валюты для стран Америки. Не исключено, что в ХХI веке получат хождение в основном три валюты: для Европы – евро, для Америки – доллар и для Азии – йена.[2] На начало 2000 года в России действовали 1339 коммерческих банков, из них финансово-стабильных - около 100. Валюта балансов данных банков не превышает 100 млрд долларов, причем 50% приходится на Сбербанк; это уровень среднего западного банка. Суммарные их активы по отношению к ВВП составляют менее 24% (в Англии – 250%, в Германии – 170%, в Китае – 120%, в Индии – 50%). [3]
Приложение 9
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ К ЗАЩИТЕ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ
Выпускная квалификационная работа представляемая к защите на иностранном языке должна отвечать следующим требованиям: 1. К защите представляются: а) полный текст работы на иностранном языке (по выбору студента), оформленный в соответствии с требованиями настоящих «Методических рекомендаций»; б) реферат работы на русском языке, объемом не превышающий 50% от установленного норматива, оформленный в соответствии с требованиями (аналогичными требованиям к работам на русском языке); в) полный текст выступления перед Государственной аттестационной комиссией на русском языке (представляется каждому члену комиссии); г) иллюстративные материалы (чертежи, схемы, графики, диаграммы таблицы и т. п. с текстами на русском и иностранном языках), вынесенные в качестве наглядных материалов, сопровождающих защиту работы; д) защита работы перед ГАК осуществляется на иностранном языке в присутствии представителя кафедры иностранных языков, являющегося консультантом по данной работе. 2. К содержанию и оформлению работы на иностранном языке в полном объеме предъявляются требования, изложенные в настоящих «Методических рекомендациях». В реферате должны быть представлены в полном объеме результаты проведенного исследования, разработанные автором рекомендации и предложения, выводы, как по отдельным результатам исследования, так и заключительные (итоговые), а также данные, подтверждающие результаты апробации рекомендаций в организации, на базе которой подготовлена работа. В реферате приводятся основные иллюстративные и цифровые материалы. 3. Руководство работой, представляемой к защите на иностранном языке, осуществляется преподавателем, назначаемым в качестве основного научного руководителя одной из выпускающих кафедр Института экономики, управления и права, и преподавателем-консультантом, предоставляемым кафедрой иностранного языка или международного центра РГГУ. 4. При подготовке работы на иностранном языке студент подает заявление на имя заведующего выпускающей кафедрой с указанием темы дипломного исследования, языка, на котором будет написана работа и преподавателя-консультанта, который будет контролировать подготовку работы, а также присутствовать на заседании ГАК. 5. На предзащиту работы (за 2 - 3 недели до начала заседаний ГАК) студент представляет все основные материалы по дипломному проектированию на русском языке (реферат) и полный текст дипломной работы/дипломного проекта на иностранном языке. Предзащита является обязательной формой подготовки работы/проекта и проводится на русском языке на выпускающей кафедре. 6. В целях подготовки качественных работ, представляемых к защите на иностранном языке, задание на дипломную работу/проект должно быть согласовано с научным руководителем выпускающей кафедры, преподавателем-консультантом кафедры иностранного языка, а при необходимости - утверждаться заведующими соответствующими кафедрами. 7. В случае невыполнения установленных требований выпускающая кафедра может не допустить к защите работу. Приложение 10
ФОРМА ЗАКЛЮЧЕНИЯ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯИнститут экономики, управления и права РГГУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ Квалификационная работа выполнена студентом (кой) (экстерном)_____________________________________________________ Факультет____________________________________________________________________ Кафедра______________________Группа__________________________________________ Специальность_______________________________________________________________ Тема работы/проекта___________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 1. Актуальность и целесообразность выбранной темы_____________________________ __________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 2. Соответствие содержания работы поставленной цели и задачам______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. Научно-практический уровень работы_______ __________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 4. Степень самостоятельности выполнения работы__________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5. Полнота использования источников ____________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 6. Умение работать с литературой, проводить расчеты, анализ, обобщать статистический материал в виде таблиц, диаграмм________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 7. Обоснованность выбора методов научного поиска_______________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 8. Умение делать самостоятельно научные и практические выводы___________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 9. Ценность результатов исследования и сделанных выводов и рекомендаций_________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 10. Правильность оформления научно-справочного аппарата______________________ ___________________________________________________________________________ 11. Логика, грамотность написания текста, культура выполнения работы_______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 12. Качество оформления работы_________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка соответствия подготовленности автора квалификационной работы требованиям ГОС
Общее заключение по квалификационной работе______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ_________________________________________________ (ученая степень, звание, должность, место работы) «_____»____________200_ г. Приложение 11
ФОРМА ОТЗЫВА РЕЦЕНЗЕНТА О КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ
Институт экономики, управления и права РГГУ
О Т З Ы ВРЕЦЕНЗЕНТА О КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ Квалификационная работа выполнена студентом (кой) (экстерном)______________________________________ Факультет_____________________________________________________ Кафедра______________________Группа___________________________ Специальность___________________________________________________ Тема квалификационной работы__________________________________________________________ ______________________________________________________________ 1. Актуальность темы__________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Соответствие содержания квалификационной работы поставленной цели и сформулированным задачам_____________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. Главные достоинства квалификационной работы _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Практическое значение квалификационной работы и научная обоснованность полученных результатов________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5. Соответствие оформления работы требованиям__________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 6. Недостатки и замечания по работе _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Оценка соответствия подготовленности автора квалификационной работы требованиям ГОС
Общее заключение по работе______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕЦЕНЗЕНТ_________________________________________________ (ученая степень, звание, должность, место работы) «_____»____________200_ г. Порядок проведения предзащиты студентов, обучающихся в региональных подразделениях РГГУ, устанавливается отдельно организационно-распорядительными документами Управления регионального развития и централизованного экстерната. Декан факультета готовит распоряжение о допуске студентов к защите. После представления по результатам предзащиты уточненных списков тем квалификационных работ, научных руководителей и оппонентов кафедрам запрещается самостоятельно вносить в них какие-либо изменения. Дальнейшее внесение каких-либо изменений и дополнений разрешается в исключительных случаях. [2] Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерроге Н.Г. Эффективный менеджмент: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2003. С.114. [3] Там же. – С.115. |