Реферат: Методические рекомендации по созданию, задачам и функциям спасательных служб муниципальных образований и организаций
Название: Методические рекомендации по созданию, задачам и функциям спасательных служб муниципальных образований и организаций Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разработка Методических рекомендаций по созданию, задачам и функциям спасательных служб вызвана необходимостью сохранения на уровне республики, муниципальных образований и организаций структур, обеспечивающих выполнение специальных мероприятий гражданской обороны, как в мирное, так и в военное время. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 1999 г. № 1266 «О федеральных службах гражданской обороны». Однако в полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О гражданской обороне», входит – «осуществление мер по поддержанию сил и средств гражданской обороны в состоянии постоянной готовности». Статьей 15 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О гражданской обороне» определены силы гражданской обороны, в которые входят и спасательные службы: «Силы гражданской обороны - спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования». Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан (далее – ГУ МЧС России по Республике Башкортостан) проведен анализ деятельности республиканских спасательных служб по выполнению специальных мероприятий в области гражданской обороны. В соответствии с существующей законодательной и нормативной правовой базой в области гражданской обороны подобран материал для подготовки Методических рекомендаций по созданию спасательных служб, их задачам и выполняемым функциям в мирное и военное время. На основе обобщения опыта создания и деятельности спасательных служб в субъектах РФ, в качестве рекомендаций, предлагается материал для использования в практической деятельности при планировании и выполнении мероприятий гражданской обороны. Методические рекомендации разработаны под руководством заместителя начальника Главного управления (по защите, мониторингу и предупреждению чрезвычайных ситуаций) – начальника управления гражданской защиты полковника Хузяхметова З.З., материалы по разделам подготовлены заместителем начальника управления гражданской защиты – начальником отдела ИТМ, РХБ и МЗ подполковником Саетгареевым И.Г., ведущим специалистом-экспертом отделения планирования мероприятий гражданской обороны Бердиным А.И.
Содержание
Общие положения по созданию служб. 4 Возможный перечень спасательных служб, их функции и база создания. 5 Обязанности начальников спасательных служб. 9 Порядок разработки, корректировки и уточнения плана. 10 Перечень документов, разрабатываемых в спасательных службах. 12 Перечень основных руководящих документов. 41
Общие положения по созданию служб В соответствии с главой 5 Федерального закона «О гражданской обороне» Статья 15 «Силы гражданской обороны» Федерального закона «О гражданской обороне» дает определение, это - спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы , а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования. Пункт 1 статьи 15 Закона Российской Федерации «О гражданской обороне» однозначно закрепляет наличие в составе сил гражданской обороны спасательных служб. Статьей закона разъясняется, что аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, созданные (подготовленные) в мирное время для ликвидации чрезвычайных ситуаций привлекаются для решения задач гражданской обороны. Таким образом, в соответствии с главой 5 Закона Российской Федерации «О гражданской обороне», одной из составляющих сил гражданской обороны на военное время являются спасательные службы. Спасательные службы – это нештатные организационно-технические объединения органов управления, сил и средств гражданской обороны предприятий, учреждений, организаций и их структурные подразделения, обладающие сходным профилем деятельности и способные, независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности (подчиненности), к совместному проведению конкретного вида работ, специальных мероприятий гражданской обороны, как в мирное время, так и при ведении военных действий. Спасательные службы создаются для выполнения инженерно-технических, медицинских, транспортных, других спасательных мероприятий гражданской обороны, подготовки для этого сил и средств службы, а также для обеспечения действий нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее АСДНР) при ведении военных действий и (или) вследствие этих действий. Общими задачами служб являются : планирование и контроль за выполнением специальных мероприятий гражданской обороны в соответствии с профилем службы; контроль за созданием и подготовкой в организациях, входящих в состав службы гражданской обороны, НАСФ; подготовка необходимых сил и средств к выполнению специальных и других мероприятий гражданской обороны; управление подчиненными органами управления и силами, их всестороннее обеспечение в ходе проведения АСДНР; организация и поддержание взаимодействия с органами управления гражданской обороной, с другими службами гражданской обороны, спасательными воинскими формированиями МЧС России, привлекаемыми для выполнения задач в интересах гражданской обороны на соответствующей территории с органами военного командования; руководство рассредоточением сил и средств спасательных служб, эвакуационными мероприятиями и мероприятиями по повышению устойчивости функционирования организаций, на базе которых созданы; ведение учета сил и средств, входящих в состав служб и привлекаемых к выполнению решаемых ими задач, обеспечение их укомплектованности личным составом, техникой и имуществом; участие в поддержании в готовности пунктов управления; планирование и организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения. Возможный перечень спасательных служб, их функции и база создания Перечень спасательных служб (по предназначению) в зависимости от возможности их создания, оснащения специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами при планировании мероприятий гражданской обороны на мирное и военное время для конкретной территории, и местных условий может быть следующим: медицинская спасательная служба; противопожарная спасательная служба; инженерная спасательная служба; коммунально-техническая спасательная служба; автотранспортная спасательная служба (автодорожная); спасательная служба оповещения и связи; спасательная служба охраны общественного порядка; спасательная служба торговли и питания; спасательная служба защиты животных и растений; спасательная служба материально-технического снабжения; спасательная служба снабжения ГСМ; спасательная служба светомаскировки и других видов маскировки; спасательная служба убежищ и укрытий; спасательная служба защиты культурных ценностей; спасательная служба обеспечения безопасности жизнедеятельности; спасательная служба энергетики (энергоснабжения); спасательная служба наблюдения и лабораторного контроля; спасательная служба газоснабжения; спасательная служба водоснабжения; спасательная служба радиационной и химической защиты; спасательная служба городского электротранспорта; спасательная служба ритуальных услуг; техническая спасательная служба; спасательная служба санитарной обработки людей и обеззараживания одежды. В образовательных учреждениях, организациях здравоохранения, объектах культурно-зрелищного и спортивно-массового назначения, крупных объектах торговли и питания в обязательном порядке создается служба обеспечения безопасности жизнедеятельности. Спасательные службы создаются: в субъектах РФ - республиканские службы, автономных республик, краевые, областные и автономных округов, а также спасательные службы муниципальных образований - городских округов и муниципальных районов решениями органов местного самоуправления и организаций. Спасательные службы организаций создаются распоряжениями (приказами) руководителей гражданской обороны организаций. Ответственность за подготовку сил и средств, включаемых в состав спасательных служб, несут руководители служб, а также руководители организаций, на базе которых созданы эти силы. Руководители спасательных служб, начальники штабов служб назначаются приказами соответствующих руководителей гражданской обороны. Состав штабов спасательных служб и НАСФ (формирований спасательных служб) определяется приказами руководителей спасательных служб. Задачи, организация и деятельность спасательных служб определяются положениями, которые разрабатываются начальниками служб, согласовываются с ГУ МЧС России по Республике Башкортостан и утверждаются соответствующими руководителями ГО. Спасательные службы оповещения и связи создаются на базе республиканских, муниципальных, ведомственных организаций связи всех видов. Основными задачами служб являются: обеспечение органов управления ГО связью в мирное и военное время; организация и контроль за эксплуатационно-техническим обслуживанием стационарных средств связи и оповещения; организация технического обеспечения передачи и приема сигналов оповещения; обеспечение связи нештатных аварийно-спасательных формирований при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. К НАСФ службы относятся команды, группы, звенья связи, предназначаемые для обеспечения руководителей гражданской обороны субъектов, муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов), организаций радиосвязью с территориальными НАСФ, а также для обеспечения связью руководителей гражданской обороны. Инженерные спасательные службы создаются на базе строительных, строительно-монтажных, других родственных акционерных обществ и организаций. Службы предназначены для организации и осуществления контроля за накоплением фонда защитных сооружений (далее ЗС) в мирное время, подготовки и организации действий инженерных формирований к проведению АСДНР, а также инженерного обеспечения действий сил ГО в исходных районах, при выдвижении к очагам поражения и на объектах ведения АСДНР. К формированиям службы относятся команды, группы, звенья, предназначенные для ведения инженерной разведки, обеспечения ввода сил ГО в очаги поражения, проведения АСДНР, строительства убежищ и укрытий, водоснабжения, восстановления и ремонта дорог, дорожных сооружений, взрывных работ. Спасательная служба убежищ и укрытий создается на базе жилищных управлений (трестов), управляющих компаний по содержанию жилого фонда, других жилищно-эксплуатационных организаций, а также соответствующих подразделений этих организаций. На службу возлагается: учет фонда ЗС независимо от организационно-правовой формы собственности и ведомственной принадлежности организации; контроль за постоянной готовностью ЗС к приему укрываемых; контроль за правильным содержанием помещений, сохранностью защитных конструкций, устройств инженерно-технического оборудования, его эксплуатацией и использованием их для нужд мирного времени; участие в приеме ЗС, строительство которых закончено, создании и подготовке НАСФ по обслуживанию убежищ и укрытий (групп, звеньев). Медицинские службы создаются на базе органов и учреждений здравоохранения, предназначаются для осуществления медицинских мероприятий ГО, организуют и осуществляют лечебно-эвакуационные, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, оказание медицинской помощи пораженным и больным в очаге поражения в целях их быстрейшего излечения, возвращения к трудовой деятельности, максимального снижения инвалидности и смертности, предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний. На базе медицинских учреждений для выполнения мероприятий формируются медицинские отряды, бригады, санитарные дружины, санитарные посты, эвакосанитарные подразделения и летучки. Службы охраны общественного порядка создаются на базе органов внутренних дел для поддержания общественного порядка в городах, других населенных пунктах, очагах поражения, местах сосредоточения людей и транспорта, маршрутах их движения, на объектах работ в районах размещения, а также на пунктах сбора, маршрутах вывода рабочих, служащих и населения в загородную зону и выдвижения сил ГО в очаги поражения (заражения). Для выполнения задач службами создаются команды, группы охраны общественного порядка. Противопожарные службы
создаются на базе органов противопожарной службы Основными задачами служб являются: осуществление контроля за своевременным выполнением технических, организационных и пожарно-профилактических мероприятий, направленных на повышение противопожарной устойчивости городов, других населенных пунктов и организаций; локализация и тушение пожаров при проведении АСДНР в очагах поражения, районах стихийных бедствий, а также при возникновении крупных аварий и катастроф. В состав сил противопожарной службы включаются подразделения ППС республики, противопожарные формирования организаций, в том числе противопожарные и лесопожарные команды, отделения, звенья. Автотранспортные (автодорожные) службы создаются на базе автотранспортных организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Служба обеспечивает: перевозку материалов для строительства ЗС; рассредоточение и эвакуацию населения; подвоз (вывоз) рабочих смен; вывоз в загородную зону материальных и культурных ценностей, уникального оборудования, продовольствия и других материальных средств, подвоз сил и средств для проведения АСДНР в очагах поражения, а также их эвакуации из районов ведения работ. Автотранспортные службы для выполнения задач в мирное время планируют создание автомобильных колонн для перевозки населения, грузов, НАСФ к очагам поражения, подвоза работающих смен. Коммунально-технические службы создаются на базе организаций жилищно-коммунального хозяйства (управлений по газификации, тепло-водоснабжению, водоотведению, специальной обработке). Службы организуют и осуществляют мероприятия по повышению устойчивости работы городских, муниципальных, объектовых сетей коммунального хозяйства, ликвидации аварий на этих сетях, производят дегазацию, дезактивацию и дезинфекцию зараженных территорий, различных сооружений и транспортных средств. В службе создаются аварийно-технические команды, группы, в том числе по электросетям, водопроводно-канализационным, тепловым сетям. Службы санитарной обработки людей и обеззараживания одежды создаются на базе организаций бытового обслуживания населения. Основное их предназначение - организация и осуществление санитарной обработки людей, выходящих из очагов поражения, обеззараживание одежды и средств защиты. В службе для выполнения задач создаются пункты санитарной обработки, станции по специальной обработке одежды, транспорта. Службы торговли и питания (продовольственного и вещевого снабжения) создаются на базе организаций торговли, независимо от их форм собственности. Службы разрабатывают и осуществляют мероприятия по защите запасов продовольствия и промышленных товаров первой необходимости, организуют закладку запасов продовольствия в убежища и на пункты управления, обеспечивают питанием личный состав НАСФ, работающий в очагах поражения, а также пострадавших. Обеспечивают бельем, одеждой и обувью пункты специальной обработки и отряды первой медицинской помощи. В службе, в необходимом количестве, создаются подвижные пункты питания, подвижные пункты продовольственного снабжения, подвижные пункты вещевого снабжения. Служба снабжения горючим (горючими и смазочными материалами) создается на базе органов по обеспечению нефтепродуктами, организаций по снабжению ГСМ на территории субъектов независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Службы организуют обеспечение горючим и смазочными материалами автотранспорта и другой техники, привлекаемой к проведению мероприятий ГО, с использованием для этих целей стационарных и подвижных автозаправочных станций (АЗС и ПАЗС).
Служба защиты сельскохозяйственных животных и растений создается на базе агропромышленных объединений, сельскохозяйственных объединений, фермерских хозяйств, других объектов, занимающихся сельскохозяйственным производством. Службы призваны обеспечить устойчивую работу сельскохозяйственного производства в военное время путем проведения мероприятий по защите сельскохозяйственных животных, растений, источников воды и кормов. Службы осуществляют ветеринарную и фитопатологическую разведку, ветеринарную обработку, лечение животных, обеззараживание посевов, пастбищ, продукции животноводства и растениеводства. Службы материально-технического снабжения создаются на базе управлений снабжения и сбыта республики, других снабженческих организаций, владеющих материально-техническими средствами. Службы организуют обеспечение материально-техническими и строительными материалами, необходимыми для выполнения мероприятий по защите населения и организаций, дегазирующими веществами, а также рабочим инвентарем и спецодеждой для НАСФ. Технические службы создаются на базе организаций, осуществляющих техническое обслуживание и снабжение запасными частями, ремонтных организаций с целью поддержания техники, привлекаемой для нужд ГО в исправном состоянии. Службы организуют ремонт техники, вышедшей из строя в ходе выполнения мероприятий ГО, эвакуируют поврежденную и неисправную технику с маршрутов и участков работ на сборные пункты поврежденных машин и на ремонтные предприятия, обеспечивают снабжение формирований служб запасными частями и ремонтными материалами. Службы для выполнения задач формируют эвакуационные группы по ремонту автомобильной и ремонтной техники. Службы энергетики (энергоснабжения) создаются на базе организаций энергетики и электрификации, генерирующих и энергосервисных компаний. Службы обеспечивают устойчивую работу энергосетей, ликвидацию аварий на энергетических сооружениях и сетях, автономных источников энергии и обеспечение ею действий НАСФ при проведении АСДНР в очагах поражения, участвуют в разработке и осуществлении мероприятий по светомаскировке организаций, городов и других населенных пунктов. Служба ритуальных услуг по срочному захоронению трупов создается на базе органов и организаций жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, санитарно-эпидемиологического надзора. Инженерного обеспечения инфраструктуры, сельского хозяйства, охраны общественного порядка, транспортных организаций. Служба планирует и обеспечивает в военное время выбор и подготовку мест захоронений, транспортировку и доставку погибших (умерших) к местам погребений, проведение массовых захоронений в братских могилах, регистрацию и учет массовых погребений. Служба создает и планирует подготовку похоронных команд (групп), звеньев доставки трупов, групп опознания и регистрации. Служба защиты культурных ценностей создается на базе объектов культуры (музеи, библиотеки, театры). Служба обеспечивает заблаговременную, тщательную подготовку культурных ценностей в загородную зону на охрану, организует накопление запасов тары, упаковочного материала, обеспечивает подготовку баз хранения в безопасных районах загородной зоны, осуществляет меры по повышению устойчивости зданий и сооружений объектов культуры. Для выполнения задач создаются специализированные аварийно-спасательные формирования по группам квалификации культурных ценностей. Планируются погрузочные команды, транспортные колонны (группы) и группы охраны (сопровождения). Служба обеспечения жизнедеятельности создается на базе образовательных организаций, организаций здравоохранения, культурно-зрелищного, спортивно-массового назначения, крупных объектах торговли и питания. На базе этих организаций службы планируют и обеспечивают защиту сотрудников в военное время и в условиях ЧС, оповещение переменного состава и информацию о порядке действий, поддержание в готовности технических средств оповещения, маршрутов эвакуации из зданий и сооружений, соблюдение мер пожарной безопасности, содержание в готовности средств пожаротушения. Для выполнения задач создают звенья (группы) связи и оповещения, посты радиационного, химического наблюдения, группы, звенья пожаротушения, санитарные дружины (посты), звенья (группы) общественного порядка. В зависимости от местных условий, наличия базы и материально-технических возможностей по решению органов исполнительной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления, по согласованию с ГУ МЧС России по Республике Башкортостан и организациями на соответствующих территориях могут создаваться другие службы, как правило, в республике создается 14-16 служб, в городских округах и муниципальных районах 8-12 служб. Ответственность за обеспечение готовности спасательных служб несут руководители органов исполнительной власти Республики Башкортостан, муниципальных образований и организаций, на базе (на территории) которых они созданы. Общее руководство спасательными службами осуществляют соответствующие руководители гражданской обороны, а непосредственное руководство – руководители этих служб. Формирования, создаваемые в спасательных службах, подразделяются на территориальные и объектовые. К территориальным формированиям спасательных служб относятся: медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные, разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований и служб, создаваемые в зависимости от местных условий. Базой для создания территориальных формирований спасательных служб являются родственные предприятия, организации, учреждения и учебные заведения с учетом профиля их деятельности, наличия соответствующих специалистов, материальных и технических средств. Объектовые формирования спасательных служб создаются в организациях, на базе которых создана служба. Основными формированиями спасательных служб, создаваемыми организациями, являются: разведывательные (группы, звенья и посты радиационного и химического наблюдения), связи (группы, звенья), медицинские (санитарные дружины, санитарные посты), аварийно-технические команды, противопожарные (команды, отделения, звенья), охраны общественного порядка (команды, группы), звенья по обслуживанию убежищ и укрытий. Обязанности руководителей спасательных служб Руководство деятельностью спасательных служб и выполнением поставленных перед ними задач осуществляют руководители этих служб. Общими обязанностями руководителей спасательных служб различных уровней являются: организация планирования и выполнения мероприятий гражданской обороны в соответствии с предназначением спасательных служб; управление силами и средствами спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, а также в районах (на объектах) возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий в военное время; организация мероприятий и контроль за созданием, хранением и своевременным освежением запасов материально-технических и иных средств гражданской обороны; руководство рассредоточением сил и средств, входящих в состав спасательных служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также размещением и порядком функционирования в военное время организаций, на базе которых созданы эти службы; организация разработки предложений руководителю гражданской обороны для принятия решений на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ и выполнения других мероприятий гражданской обороны; организация взаимодействия с органами управления гражданской обороной и другими спасательными службами. Указания вышестоящих руководителей спасательных служб являются обязательными для нижестоящих спасательных служб данной специализации. Задачи и мероприятия, выполняемые спасательными службами при ведении военных действий и (или) вследствие этих действий, законодательно регламентируются Федеральным Конституционным Законом «О военном положении» от 30 января 2002 года Ст. 1 п. 4 Закона определяет: «В период действия военного положения в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее - граждане), деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности». Правовое положение организаций в период действия военного положения определяется ст. 19 данного Федерального закона, п.2, который определяет: «Организации, находящиеся на территории, на которой введено военное положение, обязаны выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказывать содействие таким органам и лицам». Это положение закона в полной мере относится к организациям, на базе которых создаются службы. Спасательными службами разрабатываются Планы: «Обеспечение выполнения мероприятий гражданской обороны спасательной службой на военное время»; «Обеспечение действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера спасательной службой». Порядок разработки, корректировки и уточнения плана В соответствии с ДНГО от 25.05.1997 г. «О планировании мероприятий гражданской обороны» План службы: подписывается руководителем службы и начальником штаба службы; согласовывается с органами, уполномоченными на решении задач ГОЧС при органах местного самоуправления, военно-мобилизационных органов и военных комиссариатов; утверждается соответствующим руководителем гражданской обороны; разрабатывается в трех экземплярах: 1-й экз. – в штабе службы; 2-й экз. – в вышестоящем штабе соответствующей службы; 3-й экз. – в органе, уполномоченном для решения задач ГОЧС при органе исполнительной власти. Корректировка плана проводится ежегодно по состоянию на 1 января очередного года в срок до 1 марта. Типовой порядок организации планирования мероприятий по гражданской обороне на всех уровнях осуществляется с учетом оценки возможной обстановки. Разработку плана гражданской обороны условно можно разделить на три этапа: организационно-подготовительный; практической разработки плана; согласования и утверждения. Организационно-подготовительный этап включает: 1. Изучение и анализ законодательной и нормативно-правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области гражданской обороны. Изучение и анализ соответствующих документов по планированию и разработке плана. 2. Сбор и обобщение необходимых данных, где предусматривается: а) выявление объектов и территорий, являющихся целями для поражения; б) проведение глубокого и всестороннего анализа и характера складывающейся обстановки на территории республики (города, района, объекта), величин ожидаемого ущерба, сроков выполнения мероприятий, привлекаемых сил и средств для ликвидации их последствий; в) получение сведений о количестве населенных пунктов и численности населения, которые могут оказаться в зонах поражения, загрязнения радиоактивными веществами, заражения химическими и биологическими веществами, а также в зонах пожаров, других опасных районах. С учетом специфики местных условий могут подготавливаться и другие данные. 3. Составляется календарный план по разработке документов Плана гражданской обороны. В календарном плане по каждому этапу определяется: наименование мероприятий; объем выполняемых мероприятий; ответственные исполнители; сроки исполнения; отметка о выполнении. Подписывается календарный план руководителем службы и утверждается начальником ГУ МЧС России по Республике Башкортостан. Этап практической разработки и оформления документов плана предусматривает: 1. Практическую разработку и оформление документов плана действий. 2. Проведение предварительного согласования со всеми заинтересованными структурами, в том числе с ГУ МЧС России по Республике Башкортостан. Практическая разработка разделов плана действий заключается в прогнозировании возможной обстановки, которая может сложиться при ведении военных действий и вследствие этих действий, оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий. При прогнозировании последствий во всех случаях необходимо установить (определить): зоны разрушений, радиоактивного загрязнения, химического и бактериологического заражения, зоны катастрофического затопления; численность населения, объектов, которые могут оказаться в зоне разрушений; возможный причиненный ущерб (потери населения, продукции, оборудования, материалов и т.п.); предстоящие мероприятия и объемы по ликвидации последствий; силы, средства и порядок выполнения мероприятий. Исходя из характера и объема предстоящих мероприятий, спасательными службами муниципальных образований и объектов, в части их касающихся, разрабатывается план действий, т.е. осуществляется практическая разработка документов плана. При разработке плана, чем полнее будут учтены вероятные условия, тем реальнее и эффективнее будут разработанные заранее мероприятия. Вместе с тем необходимо помнить, что данные прогнозов являются ориентировочными и должны постоянно корректироваться и уточняться. На завершающей стадии разработки документов плана осуществляется их согласование. Согласование осуществляется, как на уровне разработчиков отдельных разделов и приложений плана, так и на уровне вышестоящих и взаимодействующих структур управления. После устранения замечаний и доработки документов, с учетом их проверки на штабных тренировках, План утверждается руководителем ГО – Руководителем органа местного самоуправления муниципального образования или объекта. Корректировка плана осуществляется в порядке и сроки, установленные старшим начальником, но, как правило, 1 раз в год (до 1 февраля). Переработка 1 раз в 5 лет. Перечень документов, разрабатываемых в спасательных службах 1. Выписка из распоряжения (постановления) главы муниципального образования о создании служб и назначении руководителя службы. 2. Приказ руководителя службы о создании штаба и НАСФ службы. 3. Штатно-должностной список службы. 4. Положение о службе согласованное и утвержденное руководителем ГО 5. Функциональные обязанности должностных лиц службы по режимам ЧС и на военное время. 6. Схема оповещения личного состава спасательной службы и НАСФ. 7. План службы по обеспечению мероприятий гражданской обороны. 8. План службы по обеспечению мероприятий предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера. 9. Формализованные документы: 9.1 справка-доклад о состоянии спасательной службы; 9.2 проекты решений руководителя службы по обеспечению мероприятий ГО и ликвидации ЧС различного характера; 9.3 образцы форм предложений руководителю ГО на выполнение мероприятий; 9.4 образцы форм докладов на выполнение задач. 10. План подготовки спасательной службы на очередной год с приложениями: 10.1 тематика учений и тренировок; 10.2 перечень учебных групп, руководителей занятий; 10.3 расписание занятий; 10.4 журналы учета занятий; 10.5 месячные планы работ, отчетные документы о проведенных (выполненных) мероприятиях. 11. Приказ руководителя службы «Об итогах подготовки службы за ______ год и задачи на очередной год. 12. План приведения в готовность каждого НАСФ. 13. Заявки, наряды, накладные, доверенности на получение имущества, техники. 14. Таблица позывных узлов связи и должностных лиц. Документы, разрабатываемые штабом службы в ходе КШУ, КШТ: 1. Рабочая карта руководителя спасательной службы по оперативно-тактическому заданию и последующей обстановке. 2. Предложения руководителя службы в решение руководителя ГО по вводным и обстановке. 3. Распоряжения руководителя службы по обеспечению действий сил ГО. 4. Доклады, донесения о выполнении задач в соответствии с Табелем срочных донесений.
План службы состоит из текстовой части и приложений. Текстовая часть включает три раздела.
Раздел I Краткая оценка возможной обстановки на территории ___________________________ (республики, муниципального образования) после нападения противника: а) с применением оружия массового поражения: степень разрушения городов, населенных пунктов и организаций; образование зон катастрофического затопления, их характеристика; состояние транспортных магистралей, систем энерго-, газо-, водо-, теплоснабжения, канализации, связи и материально-технической базы (в части, касающейся службы); радиационная, химическая, бактериологическая и пожарная обстановка на территории субъекта (городского округа, муниципального района); объем работ по обеспечению АСДНР при внезапном нападении противника после завершения первоочередных мероприятий ГО и мероприятий общей готовности, а также проведения эвакомероприятий. Выводы из оценки обстановки, объема предстоящих работ, создания сил и средств службы. б) с применением обычных средств поражения и действий ДРГ. Выводы из обстановки, объема предстоящих работ силами службы и их состояние.
Раздел II Выполнение мероприятий спасательной службой при планомерном переводе с мирного на военное время. 1. Порядок перевода с мирного на военное время: а) приведение в готовность формирований и организаций службы в местах постоянного размещения, вывод в загородную зону НАСФ повышенной готовности; б) состав, сроки готовности, предназначения и порядок действий сил и средств службы по обеспечению мероприятий ГО, вывода НАСФ повышенной готовности в загородную зону и общей эвакуации населения; в) сроки и объемы проведения основных мероприятий по повышению устойчивости работы экономики и организаций службы. Организация укрытия сил и средств службы, безаварийной остановки производства объектов службы (при наличии таковых) и их световой и других видов маскировки по сигналу «Воздушная тревога». 2. Организация управления службой: порядок приведения в готовность и занятие пунктов управления (мест размещения расчетов службы); организация проводной и радиосвязи мобильными средствами и охраны ПУ; порядок оповещения органов управления, формирований и учреждений службы; руководство действиями службы при переводе на военное время и в период АСДНР. 3. Состав сил и средств службы, сроки в исходных районах (районах расположения в загородной зоне) и их предназначение, распределение в группировке сил ГО республики и порядок действий по обеспечению АСДНР. Восстановление готовности сил и средств службы и их дальнейшее применение. 4. Организация обеспечения действий службы при проведении мероприятий по степеням готовности, вывода НАСФ повышенной готовности в загородную зону, эвакуация населения и ведение АСДНР. 5. Взаимодействие с другими службами, спасательными воинскими формированиями
Особенности обеспечения мероприятий спасательной службы при ведении войны с применением противником обычных средств поражения Приведение в готовность и порядок использования сил и средств по обеспечению защиты населения (укрытие, радиационная, химическая и медицинская защита, отселение и эвакуация населения, их материально-техническое снабжение и проведение АСДНР) в части, касающейся службы. Организация обеспечения действий формирований и учреждений службы, порядок укрытия ее личного состава по сигналу «Воздушная тревога» (общие данные); Управление действиями формирований и учреждений службы, организация связи по сигналам ГО. Раздел III Выполнение мероприятий спасательными службами при внезапном нападении противника 1. Защита сил службы и обеспечение мероприятий по защите населения по сигналу «Воздушная тревога». Организация укрытия сил и средств службы, выдачи личному составу СИЗ и дозиметров на рабочих местах и защитных сооружениях (из запасов организаций). Проведение мероприятий по безаварийной остановке производственных объектов службы, световой и других видов маскировки. Состав сил и средств службы, предназначение, порядок их действий по обеспечению своевременного и организованного укрытия. 2. Организация управления службой: порядок занятия пункта управления (мест размещения расчетов службы); организация проводной, радиосвязи и связи с использованием мобильных средств и охраны ПУ; руководство действиями формирований и учреждений службы по сигналу «Воздушная тревога» и в период АСДНР. 3. Размещение сил и средств службы в некатегорированных городах (городских округах и муниципальных районах), их состав, сроки готовности по обеспечению строительства и приведения в готовность сохранившихся ЗС для укрытия населения, выдачи ему средств индивидуальной защиты, проведение ускоренной эвакуации населения из пораженных и частично пораженных категорированных городов и населенных пунктов с объектами «ОВ», а также предназначения и распределения сил и средств службы в группировке сил ГО и действия по обеспечению АСДНР. Организация ускоренного вывода в загородную зону сохранившихся НАСФ, а также материально-технических средств службы непораженных и частично пораженных КГ и населенных пунктов с объектами «ОВ». Восстановление готовности сил и средств спасательных служб. 4. Организация обеспечения действий службы по сигналу «Воздушная тревога» и при ведении АСДНР (общие данные). 5. Взаимодействие с другими службами, организациями, органами военного командования. Приложения к плану спасательной службы: 1. План-график работы начальника спасательной службы при: планомерном переводе ГО на военное время; внезапном нападении противника и выполнении мероприятий ГО. 2. Организация управления спасательной службой (схема). 3. Календарный план перевода службы с мирного на военное время и обеспечение мероприятий ГО силами службы. 4. Обеспечение мероприятий ГО силами службы (расчет). 5. Расчет обеспечения действий сил и средств спасательной службы. 6. План связи и оповещения. Приложение № 1. План-график работы начальника спасательной службы при: планомерном переводе ГО на военное время (прилагается); внезапном нападении противника и выполнении мероприятий ГО. В Плане-графике при планомерном переводе отражаются мероприятия, выполняемые по степеням готовности гражданской обороны (ПМ-1, ПМ-2, общая готовность гражданской обороны) в части касающейся службы, мероприятия по выводу части НАСФ повышенной готовности в загородную зону, мероприятия по заблаговременной (частичной) и полной эвакуации населения с указанием объемов и сроков выполнения. В соответствии с перечнем мероприятий прописываются действия руководителя службы по руководству силами службы, принятию решений на организацию работ, отдаче приказов и распоряжений, организации контроля за выполнением мероприятий, представлении докладов о выполнении задач руководителю ГО, руководителю вышестоящей службы. На выполнение мероприятий каждой степени готовности при последовательном выполнении или, минуя низшие степени, в соответствии с директивой установлен срок 24 часа. Графическое отображение в приложении. Приложение № 2. Организация управления спасательной службой (схема с пояснительной запиской). Разрабатывается на карте (для спасательной службы республики), схеме (для служб городских районов и муниципальных районов). На карты (схемы) наносятся административные границы, границы зон возможных разрушений, зон катастрофического затопления, зоны заражения вокруг ХОО, городские и загородные ЗПУ (места размещения органов управления ГО). Кроме общих данных отражаются: порядок прохождения приказов и распоряжений, донесений информации органов управления; организация связи и оповещения по сигналам ГО в городе и загородной зоне; график занятия службой пунктов управления; таблица сигналов управления, позывные узла связи и должностных лиц. Карта подписывается руководителем спасательной службы. В пояснительной записке прописывается порядок организации управления. Отражаются: сигналы управления; схема оповещения по сигналам ГО органов управления служб; график занятия городских и загородных ПУ; Пояснительная записка подписывается руководителем спасательной службы и начальником штаба спасательной службы. Приложение № 3. Календарный план перевода службы с мирного на военное время и обеспечение мероприятий ГО силами службы. Предусматривает последовательность и объем выполняемых мероприятий по разделам: 1. При планомерном переводе ГО с мирного на военное время: а) с получением сигналов (распоряжений) на выполнение: первоочередных мероприятий ГО первой группы (ПМ-1); первоочередных мероприятий ГО второй группы (ПМ-2); вывода НАСФ повышенной готовности в загородную зону; частичной эвакуации населения; общей эвакуации населения. 2. При внезапном нападении. 3. При ведении войны с применением обычных средств поражения. План разрабатывается графически по форме: номер по порядку, наименование мероприятий, объем мероприятий, время на их выполнение, начало и окончание проведения мероприятий (минуты, часы, сутки), ответственные исполнители, отметка о выполнении. План подписывается руководителем службы. Приложение № 4. Обеспечение мероприятий ГО силами службы (расчет). Обеспечение мероприятий ГО города (района) силами службы отрабатывается на карте (схеме, плане) с пояснительной запиской. На карту (схему, план), кроме общих данных, в части касающейся службы, наносятся: пункты постоянного размещения, исходный район и район вероятного развертывания НАСФ, службы, учреждений (материально-технической базы службы), а также обеспечивающих действие службы взаимодействующих формирований и учреждений ГО в период создания группировки сил и проведения АСДНР, их состав, характеристика, сроки готовности направление действий; пункты управления службы, вышестоящей службы, взаимодействующих служб органов управления военного командования, а также ЗПУ субъекта, города, района. Пояснительная записка к карте включает расчет объема предстоящих работ НАСФ и учреждениям службы при переводе гражданской обороны на военное время и в период АСДНР. Пояснительная записка подписывается руководителем спасательной службы и начальником штаба спасательной службы. Приложение № 5. Расчет обеспечения действий сил и средств спасательной службы. Предусматривает состав сил и средств, сроки их выделения для обеспечения действий НАСФ и учреждений службы при переводе ГО на военное время и в период АСДНР. Графическое отображение в приложении. Приложение № 6. План связи и оповещения (карта, схема). Разрабатывается на карте с пояснительной запиской и схемами оперативной связи и оповещения. На карту наносятся общие данные: границы зон возможных разрушений вокруг городских округов, территорий, отнесенных к группам по ГО и населенных пунктов с объектами особой важности; зоны катастрофического затопления и зоны заражения вокруг химически опасных объектов (населенных пунктов); запасные пункты управления (ЗПУ) и места размещения органов управления ГО; ВПУ, а также другие сведения с учетом их необходимости для соответствующего органа управления ГО и местных условий. Кроме общих данных на карту наносятся: узлы связи пунктов управления (города, субъекта РФ, подчиненных, взаимодействующих); сеть связи общего пользования города; планируемые узлы и линии связи полевой сети, линии привязки узлов связи пунктов управления к опорной сети (сети связи общего пользования); На карте в виде таблиц помещаются: расчет сил и средств связи и оповещения по пунктам управления; таблица позывных должностных лиц; таблица позывных узлов связи; таблица сигналов управления и оповещения. Пояснительная записка разрабатывается текстуально в произвольной форме, в которой кроме общих данных отражаются: задачи по связи и оповещению; узлы и подразделения связи органов управления, соединений и воинских частей (подразделений), привлекаемых для проведения мероприятий ГО; основы организации связи и оповещения в категорированном городе; наращивание сил и средств связи по степеням готовности. Пояснительная записка подписывается руководителем спасательной службы и начальником штаба спасательной службы.
I. Краткая характеристика города (района) и оценка возможной обстановки по разделам: 1.1. Рельеф, климат, растительность, гидрография, общие выводы. 1.2. Административное деление: городские округа, муниципальные районы, городские (сельские) поселения с численностью населения и экономические характеристики территорий. 1.3. Пути сообщения и транспорт (ж/д, авто, трубопроводный, воздушный, водный, выводы по транспорту). 1.4. Перечень потенциально опасных объектов, силы и средства, привлекаемые (планируемые к привлечению) для ликвидации последствий. 1.5. Районы неблагополучные в эпидемиологическом отношении. 1.6. Краткая оценка возможной обстановки на территории муниципального образования при возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, в части касающейся службы: при авариях на нефте-, газопроводах; при авариях на всех видах транспорта; на объектах экономики с запасами СДЯВ; при взрывах и пожарах. В результате ЧС выход из строя – перечислить объекты жизнеобеспечения по их наиболее вероятному выходу из строя. 1.7. По всем видам ЧС – характер и объем предстоящих работ. Ориентировочный расчет ущерба в денежном исчислении, в части касающейся службы, по каждому виду ЧС. 1.8. Предстоящие мероприятия и их ориентировочный объем по предупреждению или снижению последствий производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. 1.9. Создание и восполнение резервов финансирования и материальных ресурсов спасательной службы для ликвидации ЧС. 1.10. Осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на объектах службы и на прилегающей к ним территории. 1.11. Общие выводы о готовности службы к выполнению задач по ликвидации ЧС. II. Мероприятия при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. 1. При угрозе возникновения производственных аварий , катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности). 1.1. Порядок оповещения органов управления ГО, рабочих, служащих об угрозе возникновения ЧС. 1.2. Объем, сроки, привлекаемые силы и средства, порядок осуществления мероприятий по предупреждению или снижению воздействия ЧС. 1.2.1. Приведение в готовность сил и средств спасательной службы, имеющихся заглубленных помещений, герметизация наземных зданий и сооружений, укрытие в них персонала организаций (структурных подразделений службы). 1.2.2. Подготовка к выдаче и выдача рабочим и служащим средств индивидуальной защиты. 1.2.3. Приведение в готовность автотранспорта для возможной эвакуации, отселения (приема рабочих и служащих). 1.2.4. Участие в проведении мероприятий по медицинской и противоэпидемической защите населения. 1.2.5. Проведение профилактических противопожарных мероприятий и подготовка к безаварийной остановке производства. 1.2.6. Участие в организации и осуществлении государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от ЧС по вопросам службы. 1.2.7. Участие в организации и проведении государственного надзора и контроля в области защиты персонала и территорий от ЧС по профилю службы. 2. При возникновении производственных аварий , катастроф и стихийных бедствий (чрезвычайный режим). 2.1. Порядок оповещения органов управления спасательной службы, рабочих, служащих о возникновении ЧС. Организация разведки в районе ЧС и прогнозирование обстановки по направлениям деятельности службы. 2.2. Приведение в готовность и развертывание и сил и средств спасательной службы, привлекаемых к АСДНР, их состав, сроки готовности и предназначение. Организация работ. 2.3. Защита персонала структурных подразделений службы (объемы, сроки, порядок осуществления мероприятий и привлекаемые для их выполнения силы и средства): укрытие в защитных сооружениях; обеспечение индивидуальными средствами защиты, приборами радиационной и химической разведки; лечебно-эвакуационные и противохимические мероприятия; эвакуация (отселение) рабочих и служащих. 2.4. Защита сельскохозяйственных животных, продукции животноводства и растениеводства, укрытие и эвакуация животных и кормов, герметизация складских помещений и другие мероприятия (их объемы, сроки и порядок осуществления, привлекаемые силы и средства) – при получении задач по ликвидации последствий по данному разделу. 3. Обеспечение действий сил и средств спасательной службы, привлекаемых для проведения АСДНР, а также для осуществления мероприятий по защите персонала, материальных ценностей. 4. Проведение АСДНР по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья персонала. Привлекаемые для этого силы и средства. 5. Управление мероприятиями, проводимыми спасательными службами: порядок занятия пунктов управления; организация оповещения и информации органов управления сил и средств спасательной службы, рабочих и служащих организаций службы об обстановке, их действиях и правилах поведения в районах ведения АСДНР; организация связи с подчиненными, вышестоящими и взаимодействующими органами управления. Руководитель спасательной службы _________________ (подпись, Ф.И.О.) Приложения: 1.Карта возможной обстановки муниципального образования при возникновении чрезвычайной ситуации. На карту наносятся: границы административного деления, органы управления (пункты управления); районы с большой концентрацией радиационно-, химически-, взрыво- и пожароопасных объектов с возможными зонами заражения, в т.ч. газопроводы; районы неблагоприятные в эпидемиологическом и эпизоотическом отношениях; гидроузлы с зонами возможного катастрофического затопления, районы возможного подтопления; численность рабочих и служащих, находящихся в зонах возможного возникновения чрезвычайных ситуаций (таблица); пункты размещения запасов материально-технических средств. Карту подписывает рководитель спасательной службы. 2. Календарный план основных мероприятий службы при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. 3. Решение руководителя службы по ликвидации ЧС на карте. На карте (плане) отражаются: границы зоны ответственности; необходимые данные о силах и средствах службы; мероприятия, выполняемые силами и средствами старшего начальника; замысел действий: участки сосредоточения основных усилий; последовательность (этапы) и способы выполнения задачи: распределение сил и средств; задачи силам и средствам спасательной службы, участки и разграничительные линии между ними; главные вопросы взаимодействия и обеспечения; основы организации управления; маршруты и порядок выдвижения в район проведения АСДНР, построение походного порядка; время прохождения исходного рубежа (пункта), рубежей (пунктов) регулировки и рубежа ввода; зоны (районы) пожаров, завалов, заражения и другие препятствия на маршрутах движения и порядок их преодоления; районы размещения пунктов управления, сил и средств ГО и взаимодействующих формирований ГО; фактическая радиационная, химическая и биологическая (бактериологическая) обстановка в районе действия сил и средств спасательной службы; метеоданные; сигналы управления и оповещения. Решение подписывается руководителем спасательной службы и утверждается руководителем гражданской обороны. 4. Расчет сил и средств спасательной службы, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий по видам чрезвычайных ситуаций. Графическое отображение в приложении. 5. Организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (схема). Для обеспечения реализации плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, штаб спасательной службы заблаговременно разрабатывает документы по управлению, оформляет заявки на все виды обеспечения (наряды, накладные, доверенности на получение имущества и техники, ордера на занятие помещений на случай эвакуации в загородную зону). Эти документы, а также исходные, справочные данные, к плану не прилагаются, а хранятся в рабочих папках соответствующих исполнителей. Вариант Приказа
руководителя гражданской обороны______________________________________ (республики, муниципального образования, организации) « __ » __________20__ г. г. № ____ О создании спасательной службы и назначении должностных лиц
В соответствии со ст. 15 «Силы гражданской обороны» Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 сентября 2008 г. № 332 «О спасательных службах Республики Башкортостан» для обеспечения выполнения специальных мероприятий гражданской обороны 1. Для решения задач гражданской обороны по обеспечению выполнения мероприятий на базе __________________________________________________ названия головных организаций (взаимодействующих организаций) создать службу ____________________. (название службы) 2. Руководителем службы назначить _______________________________, (должность, фамилия, инициалы) начальником штаба службы _____________________________________. (должность, фамилия, инициалы) 3. Руководителю службы в срок до __________ разработать: проект Положения о службе; организационную структуру службы (заместители, помощники, рабочие группы по направлениям деятельности); перечень объемов выполнения предстоящих задач по переводу ГО на военное время при ведении военных действий для структурных подразделений службы. 4. Начальнику штаба гражданской обороны службы: разработать необходимые планирующие документы по службе, обязанности должностных лиц службы на мирное и военное время, организовать обучение личного состава службы в соответствии с Программами обучения МЧС России, создать учебную группу (группы) обучения и назначить руководителя занятий; определить перечень аварийно-спасательных формирований для выполнения специальных (территориальных) задач и НАСФ организаций, входящих в службу, их организационную структуру, порядок оснащения и обучения; в срок до ___________ провести расчет сил и средств службы, предназначенных для обеспечения выполнения мероприятий ГО, на каждое формирование разработать перечень необходимых документов на приведение в готовность и действий по предназначению; разработать схему оповещения руководящего состава службы, командиров (начальников НАСФ), порядок их действий по сигналам оповещения; в структурных подразделениях службы разработать документы планов гражданской обороны на военное время и планов предупреждения и ликвидации ЧС (Планов дирекции единого заказчика – для ЖКХ МО); в течение __________ г.г. организовать приобретение (закупку) СИЗ, для сотрудников службы, приборов радиационной, химической разведки и дозконтроля, специального имущества для формирований спасательной службы. 5. Мероприятия по гражданской обороне проводить на основании и в соответствии с «Планом основных мероприятий спасательной службы по вопросам гражданской обороны, предупреждения ЧС на _________ год. 6. Приказ довести до руководителей структурных подразделений службы. Руководитель гражданской обороны (соответствующего уровня) __________________ __________________ подпись инициалы, фамилия
Вариант выписки из приказа руководителя гражданской обороны – главы ______________ городского округа (муниципального района) (наименование)
« ___ » __________20__ г. г.__________ № ____ О создании муниципальных спасательных служб и назначении должностных лиц В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 сентября 2008 г. № 332 «О спасательных службах Республики Башкортостан», для обеспечения выполнения специальных мероприятий гражданской обороны, п р и к а з ы в а ю : 1. Создать следующие муниципальные спасательные службы: 1.4. Инженерную спасательную службу на базе ________________________________________________________________________________________ (перечисляются организации в составе службы) Руководителем службы назначить____________________________________ (должность, фамилия, имя, отчество) Начальником штаба ______________________________________________ (должность, фамилия, имя, отчество) 2. Руководителям служб в срок до __________ разработать Проект Положения о службе, которым определить организационную структуру службы, порядок выполнения специальных задач гражданской обороны в мирное время, при переводе гражданской обороны на военное время и при ведении военных действий. В соответствии с профилем деятельности, Положением предусмотреть создание территориальных нештатных аварийно-спасательных формирований. Руководитель гражданской обороны __________________ __________________ подпись инициалы, фамилия
Положение о спасательной службе ___________________, название (обозначение) службы _____________________________________________________ , Республики Башкортостан. городского округа (муниципального района) Положение разработано на основании и в соответствии с __________________ перечислить документы 1. Общие положения. 1.1. Цели создания. 1.2. Предназначение. 2. Задачи, решаемые спасательной службой. 2.1. В мирное время. 2.2. При переводе службы на военное время и при ведении военных действий. 3. Руководящий состав службы и ее организационная структура (состав организаций, входящих в службу). 4. Нештатные аварийно-спасательные формирования создаваемые службой. 5. Организация управления службой в мирное время по степеням готовности ГО (ПМ-1, ПМ-2, Общая готовность ГО). 6. Организация обеспечения службы (виды обеспечения в соответствии со спецификой службы). 7. Организация взаимодействия с другими службами, НАСФ. 8. Обязанности руководящего состава и структурных подразделений службы. Руководитель спасательной службы – руководитель головной организации __________________ __________________ подпись инициалы, фамилия Положение утверждается руководителем гражданской обороны (республики, муниципального образования, организации), согласовывается с начальником органа, уполномоченного на решение задач ГО, подписывается начальником спасательной службы, скрепляется печатью юридического лица головной организации службы.
П Р И К А З
Руководителя __________________ _________________________________ (название службы) ( название муниципального образования) « __ » __________ 20__ г. г. __________ № ____ О создании и организации работы спасательной службы В соответствии с Положением о ______________________________ , (название службы) утвержденным руководителем гражданской обороны – главой _____________________________________ для решения специальных ( название городского округа, муниципального района) задач в области гражданской обороны, возложенных на _________________________________________________________________ , (перечислить структурные подразделения, на базе которых создана служба) п р и к а з ы в а ю : 1. Начальнику штаба гражданской обороны службы ____________________ в месячный срок (в срок до _________): (фамилия, инициалы) разработать необходимые планирующие документы по службе, обязанности должностных лиц службы на мирное и военное время, организовать обучение личного состава службы в соответствии с Программами обучения МЧС России, создать учебную группу (группы) обучения и назначить руководителя занятий; определить перечень аварийно-спасательных формирований для выполнения специальных (территориальных) задач и НАСФ организаций, входящих в службу, их организационную структуру, порядок оснащения и обучения; в срок до ___________ провести расчет сил и средств службы, предназначенных для обеспечения выполнения мероприятий ГО, на каждое формирование разработать перечень необходимых документов на приведение в готовность и действий по предназначению; разработать схему оповещения руководящего состава службы, командиров (начальников НАСФ), порядок их действий по сигналам оповещения; в структурных подразделениях службы разработать документы планов гражданской обороны на военное время и планов предупреждения и ликвидации ЧС (Планов дирекции единого заказчика – для ЖКХ МО); в течение __________ г.г. организовать приобретение (закупку) СИЗ, для сотрудников службы, приборов радиационной, химической разведки и дозконтроля, специального имущества для формирований спасательной службы. 5. Руководителям структурных подразделений _____________________ перечислить (цеха, участки, ____________________ обеспечить по расчету создание НАСФ, создать учебную отдельные структуры) группу (группы) по ГО и организовать обучение. Спланировать мероприятия по защите персонала. 6. Приказ довести до заместителей, руководителей структурных подразделений, главных специалистов. __________________ __________________ подпись инициалы, фамилия План-график работы руководителя ________________ , ______________________________________ (спасательная служба) (название субъекта, муниципального образования) а) при планомерном переводе ГО на военное время
б) при внезапном нападении
Примечание: В документе отражаются конкретные мероприятия, предусмотренные нормативными документами по ведению гражданской обороны в Российской Федерации, в т. ч. предусматривается издание соответствующих приказов, постановлений с получением распоряжения на перевод ГО в высшие степени готовности. Календарный план перевода спасательной службы _________________________ с мирного на военное время и обеспечение (название спасательной службы) силами службы мероприятий ГО
Календарный план перевода службы с мирного на военное время и обеспечение мероприятий ГО силами службы предусматривает последовательность и объем выполняемых мероприятий ГО по разделам. 1. При планомерном переводе ГО с мирного на военное время. а) С получением сигналов (распоряжений): готовность гражданской обороны ПМ-1; готовность гражданской обороны ПМ-2 общая готовность гражданской обороны; частичная эвакуация нетрудоспособного и не занятого в производстве населения; общая эвакуация населения. б) По сигналу "ВОЗДУШНАЯ ТРЕВОГА" и после нападения противника. 2. При внезапном нападении противника. 3. При ведении войны с применением обычных средств поражения. Календарный план подписывается руководителем спасательной службы Расчет обеспечения действий сил и средств спасательной службы при переводе гражданской обороны с мирного на военное время Предусматривает состав сил и средств, сроки их выделения для обеспечения действий формирований и учреждений службы при переводе ГО с мирного на военное время и в период АСДНР. Состав сил и средств спасательной службы
Руководитель спасательной службы ____________________ __________________ подпись инициалы, фамилия Календарный план основных мероприятий ________________________ при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий
Пример заполнения графы 2 Общие Мероприятия, проводимые при угрозе возникновения ЧС (режим повышенной готовности): сбор руководящего состава и НАСФ; уточнение (прогнозирование) обстановки; получение и уяснение задачи; проверка готовности системы связи; уточнение плана обеспечения действий по предупреждению и ликвидации ЧС; выезд оперативной группы в угрожаемый район; установление круглосуточного дежурства руководящего состава службы; уточнение вопросов взаимодействия; оповещение рабочих, служащих, членов семей (при необходимости). Далее в календарный план включаются конкретные мероприятия по видам чрезвычайных ситуаций: при угрозе возникновения аварий с выбросом АХОВ; при угрозе радиоактивного загрязнения; при угрозе возникновения пожаров и аварий на взрывоопасных объектах; при угрозе возникновения стихийных бедствий; при угрозе аварии на энергетических, инженерных сетях и трубопроводах. По такой же схеме прописываются мероприятия, проводимые при возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуации). Состав сил и средств спасательной службы, привлекаемых для выполнения задач при угрозе и возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Состав сил и средств спасательной службы
Руководитель спасательной службы ____________________ __________________ подпись инициалы, фамилия
П Л А Н основных мероприятий спасательной службы _______________________, _______________________ (наименование службы) (муниципальное образование) по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 20__ год
1. Мероприятия, проводимые под руководством старшего начальника - руководителя ГО. 2. Мероприятия, проводимые под руководством начальника спасательной службы. План составляется в соответствии с Организационными указаниями и Планом основных мероприятий по подготовке органов управления, сил и средств на очередной год по содержанию и форме, установленным старшим начальником. Расчет обеспечения средствами индивидуальной защиты персонала спасательной службы и структурных подразделений службы
Расчет на проведение мероприятий по эвакуации персонала службы, рабочих, служащих и членов их семей ____________________________________________________________ (название головной организации службы)
Расчет укрытия персонала службы и членов семей в защитных сооружениях по состоянию на 1 января 20__г.
Руководитель службы Начальник штаба службы « __ » _________ 20__г. « __» _________ 20__г. Схема оповещения личного состава службы, ее структурных подразделений и НАСФ Начальник штаба спасательной службы ____________________ __________________ подпись инициалы, фамилия Перечень мероприятий, выполняемых спасательными службами при планомерном их переводе с мирного на военное время. Выполнение первоочередных мероприятий ГО первой группы (ПМ-1): сбор руководящего состава службы; доведение обстановки, постановка задачи; установление круглосуточного дежурства руководящего состава; уточнение Плана ГО службы; выход ОГ службы на ПУ; проверка готовности средств связи; приведение в готовность ЗС для укрытия персонала; прием имущества мобрезерва на пункте выдачи; заготовка материалов светомаскировки; снижение запасов АХОВ взрыво-пожароопасных веществ. Выполнение первоочередных мероприятий ГО второй группы (ПМ-2): выполнение мероприятий готовности ПМ-1, если они не были ранее выполнены; перевод руководящего состава службы на круглосуточную работу; приведение в готовность средств связи; выход ОГ службы на ЗЗПУ (ГЗПУ); приведение в готовность всех ЗС, ПРУ, подвалов для укрытия персонала; приведение в готовность всех НАСФ службы и структурных подразделений; выдача СИЗ из запасов службы; перевод постов наблюдения на круглосуточное дежурство; подготовка документов службы к вывозу в загородную зону; выполнение мероприятий по ПУФ организации службы в военное время; изготовление простейших СИЗ (ВМП, ПТМ); выполнение в организациях службы противопожарных мероприятий; усиление охраны объектов; проверка готовности сил и средств службы; выполнение подготовительных мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей. Выполнение мероприятий Общей готовности ГО: выдача персоналу средств индивидуальной защиты; приведение в готовность НАСФ служб и организаций; обеспечение строительства ЗС, ПРУ и подготовки (строительства) простейших укрытий; уточнение расчетов на эвакуацию персонала и расчетов на обеспечение мероприятий по эвакуации; осуществление мероприятий по защите МТС, источников водоснабжения и других мероприятий, в соответствии со спецификой службы; обеспечение мероприятий по светомаскировке и другим видам маскировки; проведение мероприятий по ПУФ организаций службы. 1. Федеральный закон Российской Федерации от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне». 2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, ст.16, п.28-29. 3. Директива начальника ГО РФ от 27.05.1997 г. «О разработке Планов гражданской обороны». 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации». 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 г. № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны». 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения в области гражданской обороны». 7. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23.09.2008 № 332 «О спасательных службах Республики Башкортостан». 8. Организационно-методические указания МЧС России по подготовке органов управления. 9. Приказ МЧС России от 23.12.2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны». 10. Приказ МЧС России от 21.12.2005 г. № 993 «Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты». 11. Приказ МЧС России от 14.11.2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».
АСДНР – аварийно-спасательные и другие неотложные работы АТК – аварийно техническая команда АТО – административно территориальное образование АХОВ – аварийные химически опасные вещества БВУ – быстровозводимые укрытия ГЗПУ – городской запасный пункт управления ГПС – Государственная противопожарная служба ГСМ – горюче-смазочные материалы ЗвС – звено связи ЗВХЗ – зона возможного химического заражения ЗПУ – запасный пункт управления КЧС и ОПБ – комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности ЛСО – локальная система оповещения МС ГО – медицинские силы гражданской обороны МТС – материально-технические средства НАСФ – нештатные аварийно-спасательные формирования НРС – наибольшая работающая смена ОВ – опасные вещества ОВТ – отбой воздушной тревоги ОД ГЗПУ – оперативный дежурный городского запасного пункта управления ОНХ – объекты народного хозяйства ОЭ – объект экономики (организация) ПМ – первоочередные мероприятия ПМ-1 – первоочередные мероприятия ГО 1 группы ПМ-2 – первоочередные мероприятия ГО 2 группы ПРУ – противорадиационное укрытие ПРХН – пункт радиационно–химического наблюдения ПСС – поисково-спасательная служба ПСО – поисково-спасательный отряд ПУ – пункт управления ПУФ – повышение устойчивости функционирования РГО – руководитель гражданской обороны РГ – разведывательная группа РСЧС – Единая Государственная система по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций РТС – районная тепловая станция РХБЗ – радиационной, химической и биологической защиты РЦ – региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий СИЗ – средства индивидуальной защиты СНБ - стационар для нетранспортабельных больных СОП – санитарно–обмывочный пункт СП – санитарный пост ССП – современные средства поражения СЭП – сборный эвакуационный пункт СЭС – санитарно-эпидемиологическая станция ТЭЦ – теплоэнергоцентраль УГОЧС – органы специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций республик, краев ЦДП – центральный диспетчерский пункт |