Учебное пособие: Методические указания Форма ф со пгу 18. 2/05
Название: Методические указания Форма ф со пгу 18. 2/05 Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Кафедра «Технология продовольственных продуктов и защита окружающей среды» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по изучению дисциплины «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности» для студентов специальности 050704 «Вычислительная техника и программное обеспечение» Павлодар
УТВЕРЖДАЮ Декан АСФ ___________М.К. Кудерин «____»___________2009г. Составитель: ст. преп. ___________ Дроздова Н.К. Кафедра «Технология продовольственных продуктов и защита окружающей среды» Методические указания по изучению дисциплины «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности» для студентов специальности 050704 «Вычислительная техника и программное обеспечение» Рекомендовано на заседании кафедры “____” _______2009 г., протокол № ____ Заведующий кафедрой _________Арынгазин Ш.К. Одобрено УМС архитектурно - строительного факультета “____” ___________ 2009г., протокол № _____ Председатель МС ________ Козионов В.А. Общие сведения Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов - основополагающих знаний по безопасности жизнедеятельности, позволяющих вести самостоятельную работу по организации безопасности и здоровых условий труда на производстве и защиту при чрезвычайных ситуациях;
Выписка из рабочего учебного плана специальности 050704 «Вычислительная техника и программное обеспечение». Наименование дисциплины «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности»
При изучении дисциплины «Охраны труда и безопасность жизнедеятельности» рекомендуется следующий список литературы: Основная: 1. Безопасность производственных процессов на предприятиях машиностроения/ Под ред. Г.А. Харламова.- Москва, 2006. – с.418 2. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда.- М. : Высшая школа, 2001. – с.316 3. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда.- Москва, Высшая школа, 2001.- с.214 4. Безопасность жизнедеятельности/ Под ред. С.В. Белова. – Москва, Высшая школа, 2001. – с.395 5. В.И. Бондин, А.В. Лысенко. Безопасность жизнедеятельности.- Ростов –на – Дону, 2003. – с.280 6. В.Е. Вышинский, Б.Б. Чернявский. Управление безопасностью труда на промышленном предприятии.- Киев, 1985. – с.6-30 7. А.С. Гринин, В.Н. Новиков. Безопасность жизнедеятельности.- Москва, 2002. – с.121 8. П.Т. Егоров, И.А. Шляхов, Н.И. Алавин. Гражданская оборона.- Москва, Высшая школа, 1977. – с.107 9. Б.А. Князевский, Н.А. Чекалин. Техника безопасности и противопожарная техника в эл. установках. – Москва, Энергия, 1983. – с.236 10. Б.С. Мастрюков. Безопасность в чрезвычайных ситуациях.- Москва, 2003.- с.122 Дополнительная: 11. Охрана труда/ Под ред. Б.А. Князевского.- Москва, Высшая школа, 1982.- с.308 12. Охрана труда в электроустановках/ Под ред. Б.А. Князевского.- Москва, Высшая школа, 1983.- с.321 13. С.Т. Папаев. Охрана труда. – Москва, 1988. – с.64 14. Пожарная безопасность. Взрывобезопасность. Справочник / Под. Ред. А.Н. Баратова. – Москва, Химия, 1983. – с.260 15. Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов работающих под давлением. – М. : 1989. – с.153 16. Н.Т. Приходько. Безопасность жизнедеятельности. – Алматы, 2000. – с.236 17. О.Н. Русак, К.Р. Малаян, Н.Т. Занько. Безопасность жизнедеятельности.- Санкт – Петербург, 2000. – с.365 18. Ю.Г. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. Безопасность жизнедеятельности.- Москва, 2002. – с.76 19. Справочная книга по охране труда в машиностроении/ Под ред. О.Н. Русака.- Ленинград, 1989. – с.274 20. Трудовой Кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 г. №251-III.- с. 3-21 21. Т.А. Хван, П.А. Хван. Безопасность жизнедеятельности.- Ростов – на – Дону, 2001. – с.301 22. Г.С. Ястребов. Безопасность жизнедеятельности.- Ростов- на – Дону, 2002. – с.364
Методические указания по изучению дисциплины «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности» Тема 1 Система управления охраной труда (УОТ) на предприятиях вычислительной техники. Принципы и цель системы УОТ. В результате изучения данной темы студенты должны знать: -основные положения системы управления охраной труда; - принципы системы УОТ; уметь: -составлять планы мероприятий для включения в систему УОТ; - решать задачи УОТ. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр. Тема 2 Нормативно-правовые основы УОТ Основные положения трудового кодекса Республики Казахстан. Законодательные акты по охране труда. Нормативно-техническая документация. Стандарты, правила, нормы по охране труда. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Инструкции по технике безопасности. В результате изучения данной темы студенты должны знать: -основные положения трудового кодекса Республики Казахстан; - нормативно-методическую документацию; уметь: -применять систему стандартов безопасности труда (ССБТ) на предприятии; - составлять инструкции по технике безопасности. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [20], 3-21 стр.; [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр. Тема 3 Функция управления охраной труда Организация и координация работ по охране труда. Служба охраны труда на предприятиях и ее функции. Обязанность должностных лиц. Планирование работ по охране труда. Номенклатурные мероприятия по охране труда. Надзор и контроль за состоянием охраны труда. Органы Госнадзора, их виды, структура к функции. Паспортизация санитарно-технического состояния объектов. Условия труда на производстве. Производственный травматизм и профессиональные заболевания, их причины. Учет и отчетность. Методы анализа производственного травматизма. В результате изучения данной темы студенты должны знать: -органы управления охраной труда; - обязанности должностных лиц; уметь: -планировать работы по охране труда; -рассчитывать показатели производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр. Тема 4 Задачи управления охраной труда Инструктаж, обучение и проверка знаний персонала. Пропаганда вопросов охраны труда. Обеспечение трудящихся средствами индивидуальной защиты (СИЗ). В результате изучения данной темы студенты должны знать: - виды инструктажей; - задачи пропаганды вопросов охраны труда; уметь: -проводить обучение персонала безопасности труда; - применять средства индивидуальной защиты. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр. Тема 5 Психофизиологические основы системы УОТ Характеристики основных форм трудовой деятельности человека. Работоспособность, ее этапы. Антропометрические характеристики человека. Психическая деятельность человека. Эргономические основы труда. Профессиональный отбор. Эргономические требования к организации рабочих мест. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - характеристики основных форм трудовой деятельности; - работоспособность, ее этапы; уметь: - обеспечивать надежность в системе СЧМ; - выполнять эргономические требования к организации рабочих мест. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр. Тема 6 Производственная санитария Санитарная классификация предприятий и производств. Санитарная характеристика производственных процессов. Требования к устройству зданий и помещений электронно-вычислительной техники, санитарно-бытовых помещений, к водоснабжению и канализации. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - санитарные требования к устройству зданий и помещений электронно - вычислительной техники; - требования к устройству санитарно- бытовых помещений; уметь: - выполнять расчеты санитарно- бытовых помещений; - предъявлять требования к устройству систем водоснабжения и канализации. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр. Тема 7 Защита от неблагоприятных метеорологических условий воздушной среды Микроклимат рабочих мест его параметры. Влияние параметров микроклимата на организм и их гигиеническое нормирование. Методы создания комфортных метеоусловий на производственных местах. Отопление и кондиционирование воздуха. Принципы их расчета. Контроль условий производственной среды. Промышленная вентиляция, её виды и условия применения. Естественная вентиляция, ее виды и принципы их расчет. Искусственная вентиляция, её виды и принципы их расчета. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - параметры микроклимата; - методы создания комфортных метеоусловий на рабочих местах; уметь: - выполнять расчеты естественной и искусственной вентиляции; - выполнять расчеты по кондиционированию воздуха. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр. Тема 8 Защита от шума, вибрации, инфра- и ультразвука Общие сведения о производственных шумах, вибрации, инфра- и ультразвуках. Их действие на организм человека. Методы защиты от шума. Акустические расчеты. Защита от инфра- и ультразвука. Измерение параметров шума, вибрации и инфра- и ультразвука. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - общие сведения о производственных шумах, вибрации, инфра- и ультразвуках; - источники образования шума, вибрации, инфра – и ультразвука; уметь: - выполнять акустические расчеты; - пользоваться приборами для измерения шума, вибрации, инфра – и ультразвука. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр. Тема 9 Защита от вредных излучений Электромагнитные излучения, их действие на организм человека и гигиеническое нормирование. Ионизирующие излучения, их воздействие на организм человека, их гигиеническое нормирование. Защита от вредных излучений при эксплуатации компьютерных устройств и электронной аппаратуры. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - воздействие на организм человека излучений и электромагнитных полей; - методы защиты от излучений и электромагнитных полей; уметь: -производить измерения различных излучений на рабочих местах и в производственных помещениях; - применять средства индивидуальной и коллективной защиты персонала от излучений и электромагнитных полей. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр. Тема 10 Производственное освещение Общие сведения о производственном освещении. Светотехнические величины. Основные требования к производственному освещению. Системы и виды производственного освещения производственных помещений. Расчеты естественного и искусственного освещения. Осветительные приборы, их классификация. В результате изучения данной темы студенты должны знать: -основные требования к производственному освещению; - системы и виды производственного освещения; уметь: - выполнять расчеты естественного и искусственного освещения; - пользоваться приборами для измерения освещенности в производственных помещениях. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр. Тема 11 Основы техники безопасности на предприятиях вычислительной техники. Общие меры безопасности Безопасность погрузочно-разгрузочных работ и перемещение тяжестей. Общие требования безопасности к производственным процессам и оборудованию индустрии информатики. Специальные меры безопасности при эксплуатации электронно - вычислительной техники. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - общие требования безопасности к производственным процессам и оборудованию индустрии информатики; - опасные зоны, защитные устройства и знаки безопасности; уметь: - применять меры безопасности при эксплуатации оборудования; - применять защитные устройства. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 255-274 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр. Тема 12 Электробезопасность при эксплуатации электронно-вычислительной техники Основы электробезопасности. Действие электрического тока на организм человека. Классификация производственных помещений по опасности поражения электрическим током. Технические и организационные методы защиты человека от поражения электрическим током. Безопасность эксплуатации переносного электрооборудования. Специальные меры электробезопасности при эксплуатации электронно-вычислительной техники. В результате изучения данной темы студенты должны знать: -основы электробезопасности; - классификацию производственных помещений по опасности поражения эл. током; уметь: - выполнять расчеты защитного заземления и зануления; - оказывать первую доврачебную медицинскую помощь при поражении эл.током. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 347-461 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр. Тема 13 Основы пожарной безопасности на предприятиях вычислительной техники. Общие вопросы Организация пожарной охраны на предприятиях. Понятие о пожаро- и взрывоопасности. Системы предотвращения пожаров и взрывов. Пожар, его причины и классификация. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - системы предотвращения пожаров и взрывов; - причины пожаров; уметь: - пользоваться огнетушителями; - рассчитывать параметры горения. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 347-461 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр. Тема 14 Система пожарной безопасности Герметизация и антикоррозийная защита оборудования и коммуникаций. Автоматический контроль за составом горючей взрывоопасной среды. Безопасное производство огнеопасных работ. Правила устройства системы отопления и вентиляции, электротехнического оборудования. Пожароопасность процесса хранения информации. Предупреждение разряда статического и атмосферного электричества, молниезащита. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - антикоррозийную защиту оборудования и коммуникаций; - Правила устройства системы отопления и вентиляции; уметь: - применять средства индивидуальной защиты от статического электричества; - выполнять расчет молниезащиты. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 347-461 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр. Тема 15 Системы противопожарной защиты Ограничение распространения пожаров. Горючесть строительных материалов и конструкций. Огнестойкость строительных конструкций и зданий. Противопожарные разрывы и преграды. Способы тушения пожаров, их техника. Автоматические средства. Противопожарное водоснабжение и его расчет. Пожарная связь и сигнализация. Эвакуация людей из зданий. Специальные меры пожарной безопасности. В результате изучения данной темы студенты должны знать: -огнестойкость строительных конструкций и зданий; - способы тушения пожаров; уметь: - выполнять расчет противопожарного водоснабжения; - выполнять эвакуацию людей из зданий. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 347-461 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр. Тема 16 Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Опасности среды обитания Классификация опасностей в системе "человек- среда - обитания". Естественные системы защиты организма. Обучение по оказанию само- и доврачебной помощи. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - классификацию опасностей; - естественные системы защиты организма; уметь: - оказывать само- и доврачебную помощь пострадавшим; - классифицировать опасности среды обитания. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [17], 96-365 стр.; [22], 224- 364 стр.; [16], 51-236 стр.; [18], 6- 76 стр. Тема 17 Чрезвычайные ситуации Законы Республики Казахстан «О Гражданской обороне» и «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера». Основные понятия, причины возникновения и классификация ЧС. Оценка ЧС. Теория катастроф. Основные задачи, организационные принципы построения и функционирования Гражданской обороны (ГО) республики. Формирования ГО, назначение и порядок их создания. Органы управления и службы ГО и ЧС. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - законы Республики Казахстана по ЧС; - причины возникновения и классификацию ЧС; уметь: - выполнять оценку ЧС; - применять организационные принципы построения и функционирования ГО. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [17], 336- 391 стр.; [10], 8- 110стр.; [4], 391-395 стр.; [16], 20-26 стр.; [5], 7 - 15, 19-24, 29-105, 206-215, 266-280 стр. Тема 18 Защита населения Основные принципы защиты населения, окружающей среды и организаций при ЧС. Основные способы защиты населения. Классификация защитных сооружений и их использование. Виды защитных сооружений: убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия. Требования, предъявляемые к ним. В результате изучения данной темы студенты должны знать: -основные принципы защиты населения окружающей среды при ЧС; - классификацию защитных сооружений; уметь: - осуществлять эвакуационные мероприятия; - применять средства индивидуальной защиты при ЧС. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [1], 369- 446 стр.; [4], 301- 408 стр.; [18], 165-202 стр.; [5], 281 - 300 стр.;[22], 120- 140 стр.; [17], 392- 406 стр.; [21], 288- 301 стр.; [8], 62- 107 стр. Тема 19 Устойчивость объектов хозяйствования Сущность устойчивости функционирования объектов хозяйствования. Факторы, влияющие на устойчивость работы объектов в ЧС. Нормы проектирования инженерно-технических мероприятий ГО. Цели и этапы исследования устойчивости организации. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - факторы, влияющие на устойчивость работы объектов в ЧС; - сущность устойчивости функционирования объектов хозяйствования; - нормы проектирования инженерно-технических мероприятий в ЧС уметь: - размещать объекты хозяйствования; - применять нормы при проектировании и строительстве зданий, сооружений и систем электро- и газоснабжения. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [8], 147- 176 стр.; [10], 145- 187стр.; [17], 414-424 стр.; [5], 300 - 314 стр. Тема 20 Ликвидация последствий ЧС Основы организации и проведения спасательных и других неотложных работ (СиДНР) на объектах хозяйствования. Группировка сил и средств для ликвидации последствий производственных аварий и стихийных бедствий. Меры безопасности при выполнении СиДНР. В результате изучения данной темы студенты должны знать: -основы организации и проведения спасательных и других неотложных работ на объектах хозяйствования; - меры безопасности при выполнении СиДНР; уметь: - осуществлять группировку сил и средств для ликвидации последствий производственных аварий и стихийных бедствий; - проводить работы при ликвидации последствий землетрясений. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [17], 406- 409, 424-433 стр.; [10], 187- 204, 127-145 стр.; [8], 239-241 стр.; [16], 248-258 стр.; [4], 425- 430, стр.; [5], 3 - 18 стр. Тема 21 Негативные факторы техносферы Классификация негативных факторов производственной среды. Основы организации производственной деятельности в соответствии с требованиями по экологии и безопасности их эксплуатации. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - классификационно- негативных факторов производственной среды; - основы организации производственной деятельности; уметь: - применять требования по экологии и безопасности в процессе эксплуатации оборудования. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [7], 13-28 стр.; [18], 143-164 стр.; [4], 115- 140 стр.
Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Кафедра «Технология продовольственных продуктов и защита окружающей среды» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности» для студентов специальности 050704 «Вычислительная техника и программное обеспечение» Павлодар
УТВЕРЖДАЮ Декан АСФ ___________ М.К. Кудерин «____»___________2009г. Составитель: ст. преп. ___________ Дроздова Н.К. Кафедра «Технология продовольственных продуктов и защита окружающей среды» Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности» для студентов специальности 050704 «Вычислительная техника и программное обеспечение» Рекомендовано на заседании кафедры “____” _______2009 г., протокол № ____ Заведующий кафедрой _________Арынгазин Ш.К. Одобрено УМС архитектурно -строительного факультета “____” ___________ 2009г., протокол № _____ Председатель МС ________ Козионов В.А. Методические указания к самостоятельной работе студентов Тема 1 Система управления охраной труда (УОТ) на предприятиях вычислительной техники Основные положения УОТ. Определение, принципы и цель системы УОТ. Нормативно-методическая основа системы УОТ. В результате изучения данной темы студенты должны знать: -основные положения системы управления охраной труда; - нормативно-методическую документацию; уметь: -составлять планы мероприятий для включения в систему УОТ. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр. Тема 2 Нормативно-правовые основы УОТ Правовые основы УОТ. Конституция РК, Закон о труде РК, Закон об охране труда PК, Закон РК о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Закон РК о промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Законодательные акты по охране труда. Нормативно-техническая документация. Стандарты, правила, нормы по охране труда. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Санитарные правила и нормы (СПиПы) по гигиене труда в промышленности РК Строительные нормы и правила (СНиПы). Инструкции по технике безопасности. Руководящие документы ведомств по охране труда. В результате изучения данной темы студенты должны знать: -основные положения трудового кодекса Республики Казахстан; - нормативно-методическую документацию; уметь: -применять Систему стандартов безопасности труда (ССБТ) на предприятии; - составлять инструкции по технике безопасности. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [20], 3-21 стр.; [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр. Тема 3 Функция управления охраной труда Организация и координация работ по охране труда. Органы управления охраной труда, их структура и функции. Служба охраны труда на предприятиях и ее функции. Обязанность должностных лиц. Планирование работ по охране труда. Перспективное, текущее (годовое) и оперативное (квартальное, месячное) планирование. Порядок их финансирования. Номенклатурные мероприятия по охране труда. Надзор и контроль за состоянием охраны труда. Органы Госнадзора, их виды, структура к функции. Паспортизация санитарно-технического состояния объектов. Учет, анализ и оценка состояния охраны труда. Условия труда и факторы их формирования. Классификация работ по тяжести и вредности. Производственный травматизм и профессиональные заболевания, их причины. Учет и отчетность по ним. Методы анализа производственного травматизма. Комплексная оценка условий труда. Прогнозирование уровня безопасности труда. В результате изучения данной темы студенты должны знать: -органы управления охраной труда; - обязанности должностных лиц; уметь: -планировать работы по охране труда; -рассчитывать показатели производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр. Тема 4 Задачи управления охраной труда Обучение трудящихся безопасности труда. Инструктаж, обучение и проверка знаний рабочих, служащих, инженерно-технических работников. Пропаганда вопросов охраны труда. Лечебно - профилактическое обслуживание рабочих. Обеспечение трудящихся средствами индивидуальной защиты (СИЗ). В результате изучения данной темы студенты должны знать: - виды инструктажей; - задачи пропаганды вопросов охраны труда; уметь: -проводить обучение персонала безопасности труда; - применять средства индивидуальной защиты. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр. Тема 5 Психофизиологические основы системы УОТ Характеристики основных форм трудовой деятельности человека. Тяжесть и напряженность труда, их оценка. Работоспособность, ее этапы и активизация. Утомление, пути борьбы с ним. Режим труда и отдыха. Антропометрические характеристики человека. Виды анализаторов. Психическая деятельность человека. Эргономические основы труда. Профессиональный отбор. Эргономические требования к организации рабочих мест. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - характеристики основных форм трудовой деятельности; - работоспособность, ее этапы; уметь: - обеспечивать надежность в системе СЧМ; - выполнять эргономические требования к организации рабочих мест. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр. Тема 6 Производственная санитария Санитарная классификация предприятий и производств. Санитарная характеристика производственных процессов. Требования к устройству зданий и помещений электронно-вычислительной техники, санитарно-бытовых помещений, к водоснабжению и канализации. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - санитарные требования к устройству зданий и помещений электронно - вычислительной техники; - требования к устройству санитарно- бытовых помещений; уметь: - выполнять расчеты санитарно- бытовых помещений; - предъявлять требования к устройству систем водоснабжения и канализации. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр. Тема 7 Защита от неблагоприятных метеорологических условий воздушной среды Микроклимат рабочих мест его параметры. Влияние параметров микроклимата на организм и их гигиеническое нормирование. Методы создания комфортных метеоусловий на производственных местах. Отопление и кондиционирование воздуха. Принципы их расчета. Контроль условий производственной среды. Промышленная вентиляция, её виды и условия применения. Естественная вентиляция, ее виды и принципы их расчет. Искусственная вентиляция, её виды и принципы их расчета. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - параметры микроклимата; - методы создания комфортных метеоусловий на рабочих местах; уметь: - выполнять расчеты естественной и искусственной вентиляции; - выполнять расчеты по кондиционированию воздуха. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр. Тема 8 Защита от шума, вибрации, инфра- и ультразвука Общие сведения о производственных шумах, вибрации, инфра- и ультразвуках. Их действие на организм человека и гигиеническое нормирование. Источники их образования при использовании средств компьютерной технологии и информационной системы управления. Методы защиты от шума. Акустические расчеты. Защита от инфра- и ультразвука. Измерение параметров шума, вибрации и инфра- и ультразвука. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - общие сведения о производственных шумах, вибрации, инфра- и ультразвуках; - источники образования шума, вибрации, инфра – и ультразвука; уметь: - выполнять акустические расчеты; - пользоваться приборами для измерения шума, вибрации, инфра – и ультразвука. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр. Тема 9 Защита от вредных излучений Электромагнитные излучения, их действие на организм человека и гигиеническое нормирование. Ионизирующие излучения, их воздействие на организм человека, их гигиеническое нормирование и защита от них. Лазерное излучение, его действие на организм человека и гигиеническое нормирование, защита от него. Защита от вредных излучений при эксплуатации компьютерных устройств и электронной аппаратуры. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - воздействие на организм человека излучений и электромагнитных полей; - методы защиты от излучений и электромагнитных полей; уметь: -производить измерения различных излучений на рабочих местах и в производственных помещениях; - применять средства индивидуальной и коллективной защиты персонала от излучений и электромагнитных полей. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр. Тема 10 Производственное освещение Общие сведения о производственном освещении. Светотехнические величины. Основные требования к производственному освещению. Системы и виды производственного освещения производственных помещений. Естественное освещение, его нормирование и расчет. Искусственное освещение и его проектирование. Виды искусственного освещения и условия их применения. Осветительные приборы, их классификация и светотехнические показатели. Нормирование и методы расчета искусственного освещения. Контроль освещенности рабочих мест. В результате изучения данной темы студенты должны знать: -основные требования к производственному освещению; - системы и виды производственного освещения; уметь: - выполнять расчеты естественного и искусственного освещения; - пользоваться приборами для измерения освещенности в производственных помещениях. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр. Тема 11 Основы техники безопасности на предприятиях вычислительной техники. Общие меры безопасности Безопасность погрузочно-разгрузочных работ и перемещение тяжестей. Общие требования безопасности к производственным процессам и оборудованию индустрии информатики. Опасные зоны, защитные устройства и знаки безопасности. Специальные меры безопасности при эксплуатации электронно - вычислительной техники. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - общие требования безопасности к производственным процессам и оборудованию индустрии информатики; - опасные зоны, защитные устройства и знаки безопасности; уметь: - применять меры безопасности при эксплуатации оборудования; - применять защитные устройства. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 255-274 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр. Тема 12 Электробезопасность при эксплуатации электронно-вычислительной техники Основы электробезопасности. Действие электрического тока на организм и факторы, предопределяющие исходы поражения человека. Классификация производственных помещений по опасности поражения электрическим током. Анализ условий поражений человека электрическим током. Напряжение шаговое и прикосновения. Технические и организационные методы защиты человека от поражения электрическим током. Принципы и расчеты защитного заземления и зануления. Безопасность эксплуатации переносного электрооборудования. Специальные меры электробезопасности при эксплуатации электронно-вычислительной техники. В результате изучения данной темы студенты должны знать: -основы электробезопасности; - классификацию производственных помещений по опасности поражения эл. током; уметь: - выполнять расчеты защитного заземления и зануления; - оказывать первую доврачебную медицинскую помощь при поражении эл.током. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 347-461 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр. Тема 13 Основы пожарной безопасности на предприятиях вычислительной техники. Общие вопросы Организация пожарной охраны на предприятиях. Понятие о пожаро- и взрывоопасности. Системы предотвращения пожаров и взрывов, противопо-жарной зашиты Горение, его определение, фазы и условия возникновения. Виды горения и его параметров. Пожар, его причины и классификация. Температурный режим пожара. Классификация производств, помещений и установок по их пожаро- и взрывоопасности. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - системы предотвращения пожаров и взрывов; - причины пожаров; уметь: - пользоваться огнетушителями; - рассчитывать параметры горения. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 347-461 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр. Тема 14 Система пожарной безопасности Исключение образования пожаро- и взрывоопасной среды. Герметизация и антикоррозийная защита оборудования и коммуникаций. Автоматический контроль за составом горючей взрывоопасной среды. Предупреждение воспламенения пожаровзрывноопасной среды. Безопасное производство огнеопасных работ. Правила устройства системы отопления и вентиляции, электротехнического оборудования. Пожароопасность процесса хранения информации. Предупреждение разряда статического и атмосферного электричества, молниезащита. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - антикоррозийную защиту оборудования и коммуникаций; - Правила устройства системы отопления и вентиляции; уметь: - применять средства индивидуальной защиты от статического электричества; - выполнять расчет молниезащиты. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 347-461 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр. Тема 15 Системы противопожарной защиты Ограничение распространения пожаров. Горючесть строительных материалов и конструкций. Огнестойкость строительных конструкций и зданий. Выбор групп горючести и требуемых переделов огнестойкости конструкций и сооружений. Зонирование пром. площадки и противопожарные разрывы между ними. Противопожарные преграды в зданиях. Огнепреградительные устройства в установках и коммуникациях. Тушения пожаров. Способы тушения пожаров и огнегасительные вещества, принципы их выбора. Автоматические средства. Противопожарное водоснабжение и его расчет. Пожарная связь и сигнализация. Эвакуация людей из зданий. Специальные меры пожарной безопасности. В результате изучения данной темы студенты должны знать: -огнестойкость строительных конструкций и зданий; - способы тушения пожаров; уметь: - выполнять расчет противопожарного водоснабжения; - выполнять эвакуацию людей из зданий. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 347-461 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр. Тема 16 Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Опасности среды обитания Классификация опасностей в системе "человек- среда - обитания". Эволюция среды Питания, переход от биосферы к техносфере. Естественные системы защиты организма, учение по оказанию само- и доврачебной помощи. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - классификацию опасностей; - естественные системы защиты организма; уметь: - оказывать само- и доврачебную помощь пострадавшим; - классифицировать опасности среды обитания. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [17], 96-365 стр.; [22], 224- 364 стр.; [16], 51-236 стр.; [18], 6- 76 стр. Тема 17 Чрезвычайные ситуации Законы Республики Казахстан «О Гражданской обороне» и «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера». Основные понятия, причины возникновения и классификация ЧС. Оценка ЧС. Теория катастроф. Основные задачи, организационные принципы построения и функционирования Гражданской обороны (ГО) республики. Формирования ГО, назначение и порядок их создания. Органы управления и службы ГО и ЧС. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - законы Республики Казахстана по ЧС; - причины возникновения и классификацию ЧС; уметь: - выполнять оценку ЧС; - применять организационные принципы построения и функционирования ГО. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [17], 336- 391 стр.; [10], 8- 110стр.; [4], 391-395 стр.; [16], 20-26 стр.; [5], 7 - 15, 19-24, 29-105, 206-215, 266-280 стр. Тема 18 Защита населения Основные принципы защиты населения, окружающей среды и организаций при ЧС. Основные способы защиты населения. Классификация защитных сооружений и их использование. Виды защитных сооружений: убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия. Требования, предъявляемые к ним. В результате изучения данной темы студенты должны знать: -основные принципы защиты населения окружающей среды при ЧС; - классификацию защитных сооружений; уметь: - осуществлять эвакуационные мероприятия; - применять средства индивидуальной защиты при ЧС. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [1], 369- 446 стр.; [4], 301- 408 стр.; [18], 165-202 стр.; [5], 281 - 300 стр.;[22], 120- 140 стр.; [17], 392- 406 стр.; [21], 288- 301 стр.; [8], 62- 107 стр. Тема 19 Устойчивость объектов хозяйствования Сущность устойчивости функционирования объектов хозяйствования. Факторы, влияющие на устойчивость работы объектов в ЧС. Нормы проектирования инженерно-технических мероприятий ГО. Основные назначения норм и порядок их осуществления. Требования норм к размещению объектов хозяйствования, проектированию и строительству зданий, сооружений и системам электро- и газоснабжения. Цели и этапы исследования устойчивости организации. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - факторы, влияющие на устойчивость работы объектов в ЧС; - сущность устойчивости функционирования объектов хозяйствования; - нормы проектирования инженерно-технических мероприятий в ЧС уметь: - размещать объекты хозяйствования; - применять нормы при проектировании и строительстве зданий, сооружений и систем электро- и газоснабжения. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [8], 147- 176 стр.; [10], 145- 187стр.; [17], 414-424 стр.; [5], 300 - 314 стр. Тема 20 Ликвидация последствий ЧС Основы организации и проведения спасательных и других неотложных работ (СиДНР) на объектах хозяйствования Цель, содержание и особенности ведения СиДНР. Группировка сил и средств для ликвидации последствий производственных аварий и стихийных бедствий. Приемы и способы проведения работ при ликвидации последствий землетрясения. Меры безопасности при выполнении СиДНР. В результате изучения данной темы студенты должны знать: -основы организации и проведения спасательных и других неотложных работ на объектах хозяйствования; - меры безопасности при выполнении СиДНР; уметь: - осуществлять группировку сил и средств для ликвидации последствий производственных аварий и стихийных бедствий; - проводить работы при ликвидации последствий землетрясений. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [17], 406- 409, 424-433 стр.; [10], 187- 204, 127-145 стр.; [8], 239-241 стр.; [16], 248-258 стр.; [4], 425- 430, стр.; [5], 3 - 18 стр. Тема 21 Негативные факторы техносферы Классификация негативных факторов производственной среды. Основы организации производственной деятельности в соответствии с требованиями по экологии и безопасности их эксплуатации. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - классификационно- негативных факторов производственной среды; - основы организации производственной деятельности; уметь: - применять требования по экологии и безопасности в процессе эксплуатации оборудования. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [7], 13-28 стр.; [18], 143-164 стр.; [4], 115- 140 стр. Содержание самостоятельной работы обучающегося
Литература Основная: 1. Безопасность производственных процессов на предприятиях машиностроения/ Под ред. Г.А. Харламова.- Москва, 2006. – с.418 2. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда.- М. : Высшая школа, 2001. – с.316 3. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда.- Москва, Высшая школа, 2001.- с.214 4. Безопасность жизнедеятельности/ Под ред. С.В. Белова. – Москва, Высшая школа, 2001. – с.395 5. В.И. Бондин, А.В. Лысенко. Безопасность жизнедеятельности.- Ростов –на – Дону, 2003. – с.280 6. В.Е. Вышинский, Б.Б. Чернявский. Управление безопасностью труда на промышленном предприятии.- Киев, 1985. – с.6-30 7. А.С. Гринин, В.Н. Новиков. Безопасность жизнедеятельности.- Москва, 2002. – с.121 8. П.Т. Егоров, И.А. Шляхов, Н.И. Алавин. Гражданская оборона.- Москва, Высшая школа, 1977. – с.107 9. Б.А. Князевский, Н.А. Чекалин. Техника безопасности и противопожарная техника в эл. установках. – Москва, Энергия, 1983. – с.236 10. Б.С. Мастрюков. Безопасность в чрезвычайных ситуациях.- Москва, 2003.- с.122 Дополнительная: 11. Охрана труда/ Под ред. Б.А. Князевского.- Москва, Высшая школа, 1982.- с.308 12. Охрана труда в электроустановках/ Под ред. Б.А. Князевского.- Москва, Высшая школа, 1983.- с.321 13. С.Т. Папаев. Охрана труда. – Москва, 1988. – с.64 14. Пожарная безопасность. Взрывобезопасность. Справочник / Под. Ред. А.Н. Баратова. – Москва, Химия, 1983. – с.260 15. Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов работающих под давлением. – М. : 1989. – с.153 16. Н.Т. Приходько. Безопасность жизнедеятельности. – Алматы, 2000. – с.236 17. О.Н. Русак, К.Р. Малаян, Н.Т. Занько. Безопасность жизнедеятельности.- Санкт – Петербург, 2000. – с.365 18. Ю.Г. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. Безопасность жизнедеятельности.- Москва, 2002. – с.76 19. Справочная книга по охране труда в машиностроении/ Под ред. О.Н. Русака.- Ленинград, 1989. – с.274 20. Трудовой Кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 г. №251-III.- с. 3-21 21. Т.А. Хван, П.А. Хван. Безопасность жизнедеятельности.- Ростов – на – Дону, 2001. – с.301 22. Г.С. Ястребов. Безопасность жизнедеятельности.- Ростов- на – Дону, 2002. – с.364
Министерство образования и науки Республики Казахстан Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова Кафедра «Технология продовольственных продуктов и защита окружающей среды» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности» для студентов специальности 050704 «Вычислительная техника и программное обеспечение» (заочная форма обучения) Павлодар
УТВЕРЖДАЮ Декан АСФ ___________ М.К. Кудерин «____»___________2009г. Составитель: ст. преп. ___________ Дроздова Н.К. Кафедра «Технология продовольственных продуктов и защита окружающей среды» Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Охрана труда и безопасность жизнедеятельности» для студентов специальности 050704 «Вычислительная техника и программное обеспечение» Рекомендовано на заседании кафедры “____” _______2009 г., протокол № ____ Заведующий кафедрой _________Арынгазин Ш.К. Одобрено УМС архитектурно -строительного факультета “____” ___________ 2009г., протокол № _____ Председатель МС ________ Козионов В.А. Методические указания к самостоятельной работе студентов Тема 1 Система управления охраной труда (УОТ) на предприятиях вычислительной техники Основные положения УОТ. Определение, принципы и цель системы УОТ. Нормативно-методическая основа системы УОТ. В результате изучения данной темы студенты должны знать: -основные положения системы управления охраной труда; - нормативно-методическую документацию; уметь: -составлять планы мероприятий для включения в систему УОТ. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр. Тема 2 Нормативно-правовые основы УОТ Правовые основы УОТ. Конституция РК, Закон о труде РК, Закон об охране труда PК, Закон РК о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Закон РК о промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Законодательные акты по охране труда. Нормативно-техническая документация. Стандарты, правила, нормы по охране труда. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Санитарные правила и нормы (СПиПы) по гигиене труда в промышленности РК Строительные нормы и правила (СНиПы). Инструкции по технике безопасности. Руководящие документы ведомств по охране труда. В результате изучения данной темы студенты должны знать: -основные положения трудового кодекса Республики Казахстан; - нормативно-методическую документацию; уметь: -применять Систему стандартов безопасности труда (ССБТ) на предприятии; - составлять инструкции по технике безопасности. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [20], 3-21 стр.; [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр. Тема 3 Функция управления охраной труда Организация и координация работ по охране труда. Органы управления охраной труда, их структура и функции. Служба охраны труда на предприятиях и ее функции. Обязанность должностных лиц. Планирование работ по охране труда. Перспективное, текущее (годовое) и оперативное (квартальное, месячное) планирование. Порядок их финансирования. Номенклатурные мероприятия по охране труда. Надзор и контроль за состоянием охраны труда. Органы Госнадзора, их виды, структура к функции. Паспортизация санитарно-технического состояния объектов. Учет, анализ и оценка состояния охраны труда. Условия труда и факторы их формирования. Классификация работ по тяжести и вредности. Производственный травматизм и профессиональные заболевания, их причины. Учет и отчетность по ним. Методы анализа производственного травматизма. Комплексная оценка условий труда. Прогнозирование уровня безопасности труда. В результате изучения данной темы студенты должны знать: -органы управления охраной труда; - обязанности должностных лиц; уметь: -планировать работы по охране труда; -рассчитывать показатели производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр. Тема 4 Задачи управления охраной труда Обучение трудящихся безопасности труда. Инструктаж, обучение и проверка знаний рабочих, служащих, инженерно-технических работников. Пропаганда вопросов охраны труда. Лечебно - профилактическое обслуживание рабочих. Обеспечение трудящихся средствами индивидуальной защиты (СИЗ). В результате изучения данной темы студенты должны знать: - виды инструктажей; - задачи пропаганды вопросов охраны труда; уметь: -проводить обучение персонала безопасности труда; - применять средства индивидуальной защиты. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр. Тема 5 Психофизиологические основы системы УОТ Характеристики основных форм трудовой деятельности человека. Тяжесть и напряженность труда, их оценка. Работоспособность, ее этапы и активизация. Утомление, пути борьбы с ним. Режим труда и отдыха. Антропометрические характеристики человека. Виды анализаторов. Психическая деятельность человека. Эргономические основы труда. Профессиональный отбор. Эргономические требования к организации рабочих мест. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - характеристики основных форм трудовой деятельности; - работоспособность, ее этапы; уметь: - обеспечивать надежность в системе СЧМ; - выполнять эргономические требования к организации рабочих мест. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [6], 6- 30 стр.; [2], 223- 316 стр.; [1], 5- 418 стр.; [19], 5- 100 стр.; [13], 5- 64 стр. Тема 6 Производственная санитария Санитарная классификация предприятий и производств. Санитарная характеристика производственных процессов. Требования к устройству зданий и помещений электронно-вычислительной техники, санитарно-бытовых помещений, к водоснабжению и канализации. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - санитарные требования к устройству зданий и помещений электронно - вычислительной техники; - требования к устройству санитарно- бытовых помещений; уметь: - выполнять расчеты санитарно- бытовых помещений; - предъявлять требования к устройству систем водоснабжения и канализации. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр. Тема 7 Защита от неблагоприятных метеорологических условий воздушной среды Микроклимат рабочих мест его параметры. Влияние параметров микроклимата на организм и их гигиеническое нормирование. Методы создания комфортных метеоусловий на производственных местах. Отопление и кондиционирование воздуха. Принципы их расчета. Контроль условий производственной среды. Промышленная вентиляция, её виды и условия применения. Естественная вентиляция, ее виды и принципы их расчет. Искусственная вентиляция, её виды и принципы их расчета. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - параметры микроклимата; - методы создания комфортных метеоусловий на рабочих местах; уметь: - выполнять расчеты естественной и искусственной вентиляции; - выполнять расчеты по кондиционированию воздуха. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр. Тема 8 Защита от шума, вибрации, инфра- и ультразвука Общие сведения о производственных шумах, вибрации, инфра- и ультразвуках. Их действие на организм человека и гигиеническое нормирование. Источники их образования при использовании средств компьютерной технологии и информационной системы управления. Методы защиты от шума. Акустические расчеты. Защита от инфра- и ультразвука. Измерение параметров шума, вибрации и инфра- и ультразвука. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - общие сведения о производственных шумах, вибрации, инфра- и ультразвуках; - источники образования шума, вибрации, инфра – и ультразвука; уметь: - выполнять акустические расчеты; - пользоваться приборами для измерения шума, вибрации, инфра – и ультразвука. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр. Тема 9 Защита от вредных излучений Электромагнитные излучения, их действие на организм человека и гигиеническое нормирование. Ионизирующие излучения, их воздействие на организм человека, их гигиеническое нормирование и защита от них. Лазерное излучение, его действие на организм человека и гигиеническое нормирование, защита от него. Защита от вредных излучений при эксплуатации компьютерных устройств и электронной аппаратуры. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - воздействие на организм человека излучений и электромагнитных полей; - методы защиты от излучений и электромагнитных полей; уметь: -производить измерения различных излучений на рабочих местах и в производственных помещениях; - применять средства индивидуальной и коллективной защиты персонала от излучений и электромагнитных полей. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр. Тема 10 Производственное освещение Общие сведения о производственном освещении. Светотехнические величины. Основные требования к производственному освещению. Системы и виды производственного освещения производственных помещений. Естественное освещение, его нормирование и расчет. Искусственное освещение и его проектирование. Виды искусственного освещения и условия их применения. Осветительные приборы, их классификация и светотехнические показатели. Нормирование и методы расчета искусственного освещения. Контроль освещенности рабочих мест. В результате изучения данной темы студенты должны знать: -основные требования к производственному освещению; - системы и виды производственного освещения; уметь: - выполнять расчеты естественного и искусственного освещения; - пользоваться приборами для измерения освещенности в производственных помещениях. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [2], 168- 212 стр.; [11], 39-78 стр.; [1], 270- 325 стр.; [19], 100-181, 255-274 стр.; [13], 79-136, 156- 214 стр. Тема 11 Основы техники безопасности на предприятиях вычислительной техники. Общие меры безопасности Безопасность погрузочно-разгрузочных работ и перемещение тяжестей. Общие требования безопасности к производственным процессам и оборудованию индустрии информатики. Опасные зоны, защитные устройства и знаки безопасности. Специальные меры безопасности при эксплуатации электронно - вычислительной техники. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - общие требования безопасности к производственным процессам и оборудованию индустрии информатики; - опасные зоны, защитные устройства и знаки безопасности; уметь: - применять меры безопасности при эксплуатации оборудования; - применять защитные устройства. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 255-274 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр. Тема 12 Электробезопасность при эксплуатации электронно-вычислительной техники Основы электробезопасности. Действие электрического тока на организм и факторы, предопределяющие исходы поражения человека. Классификация производственных помещений по опасности поражения электрическим током. Анализ условий поражений человека электрическим током. Напряжение шаговое и прикосновения. Технические и организационные методы защиты человека от поражения электрическим током. Принципы и расчеты защитного заземления и зануления. Безопасность эксплуатации переносного электрооборудования. Специальные меры электробезопасности при эксплуатации электронно-вычислительной техники. В результате изучения данной темы студенты должны знать: -основы электробезопасности; - классификацию производственных помещений по опасности поражения эл. током; уметь: - выполнять расчеты защитного заземления и зануления; - оказывать первую доврачебную медицинскую помощь при поражении эл.током. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 347-461 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр. Тема 13 Основы пожарной безопасности на предприятиях вычислительной техники. Общие вопросы Организация пожарной охраны на предприятиях. Понятие о пожаро- и взрывоопасности. Системы предотвращения пожаров и взрывов, противопо-жарной зашиты Горение, его определение, фазы и условия возникновения. Виды горения и его параметров. Пожар, его причины и классификация. Температурный режим пожара. Классификация производств, помещений и установок по их пожаро- и взрывоопасности. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - системы предотвращения пожаров и взрывов; - причины пожаров; уметь: - пользоваться огнетушителями; - рассчитывать параметры горения. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 347-461 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр. Тема 14 Система пожарной безопасности Исключение образования пожаро- и взрывоопасной среды. Герметизация и антикоррозийная защита оборудования и коммуникаций. Автоматический контроль за составом горючей взрывоопасной среды. Предупреждение воспламенения пожаровзрывноопасной среды. Безопасное производство огнеопасных работ. Правила устройства системы отопления и вентиляции, электротехнического оборудования. Пожароопасность процесса хранения информации. Предупреждение разряда статического и атмосферного электричества, молниезащита. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - антикоррозийную защиту оборудования и коммуникаций; - Правила устройства системы отопления и вентиляции; уметь: - применять средства индивидуальной защиты от статического электричества; - выполнять расчет молниезащиты. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 347-461 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр. Тема 15 Системы противопожарной защиты Ограничение распространения пожаров. Горючесть строительных материалов и конструкций. Огнестойкость строительных конструкций и зданий. Выбор групп горючести и требуемых переделов огнестойкости конструкций и сооружений. Зонирование пром. площадки и противопожарные разрывы между ними. Противопожарные преграды в зданиях. Огнепреградительные устройства в установках и коммуникациях. Тушения пожаров. Способы тушения пожаров и огнегасительные вещества, принципы их выбора. Автоматические средства. Противопожарное водоснабжение и его расчет. Пожарная связь и сигнализация. Эвакуация людей из зданий. Специальные меры пожарной безопасности. В результате изучения данной темы студенты должны знать: -огнестойкость строительных конструкций и зданий; - способы тушения пожаров; уметь: - выполнять расчет противопожарного водоснабжения; - выполнять эвакуацию людей из зданий. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [11], 218-228 стр.; [2], 153- 164 стр.; [1], 150-270 стр.; [19], 295-310, 347-461 стр.; [13], 64-79, 136- 152 стр.; [15], 3- 153 стр. Тема 16 Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Опасности среды обитания Классификация опасностей в системе "человек- среда - обитания". Эволюция среды Питания, переход от биосферы к техносфере. Естественные системы защиты организма, учение по оказанию само- и доврачебной помощи. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - классификацию опасностей; - естественные системы защиты организма; уметь: - оказывать само- и доврачебную помощь пострадавшим; - классифицировать опасности среды обитания. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [17], 96-365 стр.; [22], 224- 364 стр.; [16], 51-236 стр.; [18], 6- 76 стр. Тема 17 Чрезвычайные ситуации Законы Республики Казахстан «О Гражданской обороне» и «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера». Основные понятия, причины возникновения и классификация ЧС. Оценка ЧС. Теория катастроф. Основные задачи, организационные принципы построения и функционирования Гражданской обороны (ГО) республики. Формирования ГО, назначение и порядок их создания. Органы управления и службы ГО и ЧС. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - законы Республики Казахстана по ЧС; - причины возникновения и классификацию ЧС; уметь: - выполнять оценку ЧС; - применять организационные принципы построения и функционирования ГО. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [17], 336- 391 стр.; [10], 8- 110стр.; [4], 391-395 стр.; [16], 20-26 стр.; [5], 7 - 15, 19-24, 29-105, 206-215, 266-280 стр. Тема 18 Защита населения Основные принципы защиты населения, окружающей среды и организаций при ЧС. Основные способы защиты населения. Классификация защитных сооружений и их использование. Виды защитных сооружений: убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия. Требования, предъявляемые к ним. В результате изучения данной темы студенты должны знать: -основные принципы защиты населения окружающей среды при ЧС; - классификацию защитных сооружений; уметь: - осуществлять эвакуационные мероприятия; - применять средства индивидуальной защиты при ЧС. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [1], 369- 446 стр.; [4], 301- 408 стр.; [18], 165-202 стр.; [5], 281 - 300 стр.;[22], 120- 140 стр.; [17], 392- 406 стр.; [21], 288- 301 стр.; [8], 62- 107 стр. Тема 19 Устойчивость объектов хозяйствования Сущность устойчивости функционирования объектов хозяйствования. Факторы, влияющие на устойчивость работы объектов в ЧС. Нормы проектирования инженерно-технических мероприятий ГО. Основные назначения норм и порядок их осуществления. Требования норм к размещению объектов хозяйствования, проектированию и строительству зданий, сооружений и системам электро- и газоснабжения. Цели и этапы исследования устойчивости организации. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - факторы, влияющие на устойчивость работы объектов в ЧС; - сущность устойчивости функционирования объектов хозяйствования; - нормы проектирования инженерно-технических мероприятий в ЧС уметь: - размещать объекты хозяйствования; - применять нормы при проектировании и строительстве зданий, сооружений и систем электро- и газоснабжения. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [8], 147- 176 стр.; [10], 145- 187стр.; [17], 414-424 стр.; [5], 300 - 314 стр. Тема 20 Ликвидация последствий ЧС Основы организации и проведения спасательных и других неотложных работ (СиДНР) на объектах хозяйствования Цель, содержание и особенности ведения СиДНР. Группировка сил и средств для ликвидации последствий производственных аварий и стихийных бедствий. Приемы и способы проведения работ при ликвидации последствий землетрясения. Меры безопасности при выполнении СиДНР. В результате изучения данной темы студенты должны знать: -основы организации и проведения спасательных и других неотложных работ на объектах хозяйствования; - меры безопасности при выполнении СиДНР; уметь: - осуществлять группировку сил и средств для ликвидации последствий производственных аварий и стихийных бедствий; - проводить работы при ликвидации последствий землетрясений. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [17], 406- 409, 424-433 стр.; [10], 187- 204, 127-145 стр.; [8], 239-241 стр.; [16], 248-258 стр.; [4], 425- 430, стр.; [5], 3 - 18 стр. Тема 21 Негативные факторы техносферы Классификация негативных факторов производственной среды. Основы организации производственной деятельности в соответствии с требованиями по экологии и безопасности их эксплуатации. В результате изучения данной темы студенты должны знать: - классификационно- негативных факторов производственной среды; - основы организации производственной деятельности; уметь: - применять требования по экологии и безопасности в процессе эксплуатации оборудования. Вопросы, касающиеся данной темы изложены в литературе: [7], 13-28 стр.; [18], 143-164 стр.; [4], 115- 140 стр. Содержание самостоятельной работы обучающегося
Литература Основная: 23. Безопасность производственных процессов на предприятиях машиностроения/ Под ред. Г.А. Харламова.- Москва, 2006. – с.418 24. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда.- М. : Высшая школа, 2001. – с.316 25. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда.- Москва, Высшая школа, 2001.- с.214 26. Безопасность жизнедеятельности/ Под ред. С.В. Белова. – Москва, Высшая школа, 2001. – с.395 27. В.И. Бондин, А.В. Лысенко. Безопасность жизнедеятельности.- Ростов –на – Дону, 2003. – с.280 28. В.Е. Вышинский, Б.Б. Чернявский. Управление безопасностью труда на промышленном предприятии.- Киев, 1985. – с.6-30 29. А.С. Гринин, В.Н. Новиков. Безопасность жизнедеятельности.- Москва, 2002. – с.121 30. П.Т. Егоров, И.А. Шляхов, Н.И. Алавин. Гражданская оборона.- Москва, Высшая школа, 1977. – с.107 31. Б.А. Князевский, Н.А. Чекалин. Техника безопасности и противопожарная техника в эл. установках. – Москва, Энергия, 1983. – с.236 32. Б.С. Мастрюков. Безопасность в чрезвычайных ситуациях.- Москва, 2003.- с.122 Дополнительная: 33. Охрана труда/ Под ред. Б.А. Князевского.- Москва, Высшая школа, 1982.- с.308 34. Охрана труда в электроустановках/ Под ред. Б.А. Князевского.- Москва, Высшая школа, 1983.- с.321 35. С.Т. Папаев. Охрана труда. – Москва, 1988. – с.64 36. Пожарная безопасность. Взрывобезопасность. Справочник / Под. Ред. А.Н. Баратова. – Москва, Химия, 1983. – с.260 37. Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов работающих под давлением. – М. : 1989. – с.153 38. Н.Т. Приходько. Безопасность жизнедеятельности. – Алматы, 2000. – с.236 39. О.Н. Русак, К.Р. Малаян, Н.Т. Занько. Безопасность жизнедеятельности.- Санкт – Петербург, 2000. – с.365 40. Ю.Г. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян. Безопасность жизнедеятельности.- Москва, 2002. – с.76 41. Справочная книга по охране труда в машиностроении/ Под ред. О.Н. Русака.- Ленинград, 1989. – с.274 42. Трудовой Кодекс Республики Казахстан от 15 мая 2007 г. №251-III.- с. 3-21 43. Т.А. Хван, П.А. Хван. Безопасность жизнедеятельности.- Ростов – на – Дону, 2001. – с.301 44. Г.С. Ястребов. Безопасность жизнедеятельности.- Ростов- на – Дону, 2002. – с.364 |