Реферат: Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы при изучении дисциплины «Сертификация систем качества товаров и услуг» для студентов специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров» очной формы обучения
Название: Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы при изучении дисциплины «Сертификация систем качества товаров и услуг» для студентов специальности 080401 «Товароведение и экспертиза товаров» очной формы обучения Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Бийский технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова» С.В. Рейзвих СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ И УСЛУГ Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы при изучении дисциплины «Сертификация систем качества товаров Бийск Издательство Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова 2009 УДК 339:389:658.6 Р-35 Рецензент: доцент кафедры ЭП БТИ АлтГТУ к.т.н. Н.В. Морозова Работа подготовлена на кафедре общей химии и экспертизы товаров Рейзвих, С.В.
Методические рекомендации содержат необходимые элементы для организации самостоятельной работы студентов: план-график выполнения СРС; примерные нормы времени на выполнение самостоятельной работы; характеристику и описание заданий; требования к представлению и оформлению результатов; оценку деятельности студентов; списки рекомендуемой литературы и вопросов к зачету; тематический план; содержание дисциплины, а также требования к уровню ее освоения. УДК 339:389:658.6 Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры общей химии и экспертизы товаров. Протокол № 70-05/08 от 02.09.2008 г. ã С.В. Рейзвих, 2009 ã БТИ АлтГТУ, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
1 КУРС «СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ Цель курса – обеспечить студентов системой знаний в вопросах разработки и функционирования систем менеджмента качества, ориентированных на семейство стандартов ИСО 9000:2000. Задачи курса : - сформировать компетенции для обеспечения эффективного функционирования и совершенствования систем качества в конкретной производственной среде; - привить навыки организации деятельности по достижению высокого качества путем разработки и внедрения систем качества в соответствии с рекомендациями международных стандартов ИСО; - обучить организационно-методическим основам сертификации систем качества. Сертификация систем качества товаров и услуг – это дисциплина из цикла дисциплин специализации. Содержание дисциплины строится таким образом, чтобы обеспечить преемственность и связь с общетеоретическими, методологическими и общепрофессиональными дисциплинами. Этот курс необходим для более разносторонней подготовки специалистов, для расширения спектра их знаний в области качества. Компетенция в вопросах систем менеджмента качества необходима для успешного изучения специальных дисциплин. Глубокие знания в области данной дисциплины предоставляют выпускникам широкие возможности трудоустройства после окончания вуза. Настоящий курс предусматривает широкое использование сведений и положений различных научных дисциплин. Для эффективного изучения курса «Сертификация систем качества товаров и услуг» необходимо освоить такие дисциплины, как «Русский язык и культура речи», «Философия», «Этика делового общения», «Правоведение», «Стандартизация, метрология и сертификация», «Психология профессиональной деятельности». Межпредметные связи данного курса с другими дисциплинами представлены на рисунке 1. Рисунок 1 – Межпредметные связи 2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Дипломированный специалист в области сертификации систем качества товаров и услуг должен знать: – основные понятия курса; – этапы создания систем качества; – ключевые процессы системы менеджмента качества; – международные стандарты ИСО серии 9000; – документацию системы менеджмента качества, порядок документооборота и управления записями; – правила и порядок сертификации системы качества; а также уметь: – высказываться и дискутировать по темам курса; – решать прикладные задачи разработки элементов системы качества на основе ИСО 9001:2000; – обеспечивать эффективное функционирование и совершенствование системы качества в производственной среде. 3 ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 3.1 Тематический план дисциплины Объем данной дисциплины – 100 ч. Тематический план курса для студентов очной формы обучения представлен в таблице 1. Таблица 1 – Тематический план дисциплины
Продолжение таблицы 1
3.2 Содержание дисциплины Теоретическая часть курса «Сертификация систем качества товаров и услуг» для студентов очной формы обучения в основном своем объеме излагается на лекциях. В таблице 2 представлено краткое содержание лекций. Таблица 2 – Содержание лекций (17 часов)
Продолжение таблицы 2
Продолжение таблицы 2
При проведении практических занятий применяется как индивидуальная работа студентов, так и работа в группах. Отчет по работе оформляется каждым студентом индивидуально. Оценка работы производится по результатам как индивидуальной, так и групповой работы. При этом задания, требующие индивидуальных письменных отчетов, защищаются каждым исполнителем. Содержание практических занятий приведено в таблице 3. Таблица 3 – Содержание практических работ (17 часов)
Продолжение таблицы 3
Продолжение таблицы 3
4 ПЛАН-ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшей составной частью процесса подготовки специалистов с высшим образованием. Ее целями являются: – формирование у студентов навыков к самостоятельному творческому труду, умения решать профессиональные задачи; – формирование потребности непрерывного самообразования, совершенствования знаний и умений, расширения кругозора; – приобретение опыта планирования и организации рабочего времени. Объем СРС по данной дисциплине составляет 66 часов. Самостоятельная работа студентов включает в себя проработку конспекта лекций; проработку учебников, учебных пособий и обязательной литературы; написание реферата; подготовку к выполнению практических работ; подготовку к контрольным опросам. План-график самостоятельного изучения дисциплины составлен исходя из того, что студент 4 часа в неделю самостоятельно выполняет задания, предусмотренные этим планом. План-график выполнения СРС представлен в таблице 4. Примерные нормы времени на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы для студентов очной формы обучения приведены в таблице 5. Таблица 4 – План-график выполнения СРС
Продолжение таблицы 4
Таблица 5 – Примерные нормы времени на выполнение СРС
Продолжение таблицы 5
5 ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ 5.1 Характеристика и описание заданий В качестве текущего контроля знаний по дисциплине в течение семестра предусмотрено проведение двух контрольных опросов. Первый контрольный опрос проводится на восьмой неделе. При подготовке к нему необходимо изучить по конспекту лекций темы 1–3. Проведение второго контрольного опроса запланировано на 17 неделе. Подготовка к нему предполагает проработку конспекта лекций для изучения тем 4–8. На первом занятии по дисциплине каждый студент получает индивидуальную тему для самостоятельного исследования. Итогом такой работы должен стать реферат. Темы рефератов приведены ниже. Студент может сам предложить заинтересовавшую его тему для написания реферата (даже если ее нет в приведенном перечне тем рефератов), при одобрении преподавателем он может над ней работать. 5.2 Темы для написания рефератов 1. Актуальность проблемы управления качеством. 2. Система качества – механизм обеспечения высокого качества выпускаемой продукции. 3. Проблемы внедрения систем менеджмента качества на предприятиях. 4. Подходы к развитию требований и пожеланий потребителей. 5. Вовлечение персонала в совершенствование работы организации. 6. Практические примеры решения задач качества и конкурентоспособности на предприятиях. 7. Отечественный опыт в управлении качеством товаров и услуг. 8. Зарубежный опыт в управлении качеством товаров и услуг. 9. Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами. 10. Роль Международной организации по стандартизации (ИСО) в развитии сотрудничества между странами в области качества. 11. Значение международных стандартов ИСО серии 9000 в управлении качеством продукции. 12. Требования к эксперту по проверке систем качества. 13. Цели и сфера применения сертификации систем качества. 14. Развитие работ по сертификации систем качества в России. 15. Японские подходы к качеству. 16. Особенности управления качеством в США. 17. Управление качеством в Великобритании. 18. Формирование современного представления о качестве. 19. Виды аудита качества и область их применения. 20. Функции Госстандарта России в области повышения качества российских товаров. 21. Организация работ по качеству на предприятии. 22. Принятие решений в отношении качества. 23. Концепция всеобщего управления качеством. 24. Качество продукции и производительность труда. 25. Мотивация персонала к производству качественной продукции. 26. Менеджмент качества в общей системе менеджмента организации. 27. Роль руководителя в совершенствовании деятельности организации. 28. Управление персоналом в процессе совершенствования деятельности. 5.3 Требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы При написании реферата студент обязан показать умение самостоятельно находить нужную информацию по теме курса, анализировать ее и обобщать. Реферат должен полностью освещать заданную тему, но по возможности излагаться конкретно и кратко. В работе над рефератом необходимо использовать не менее трех источников литературы. Информация, на основе которой строится реферат, должна быть достоверной и современной. Приветствуется творческий подход к работе: применение иллюстраций, таблиц сравнения, схем и пр. Реферат оформляется на листах формата А4. Работа может быть рукописной (в этом случае текст должен быть аккуратным и разборчивым). Если текст реферата набирается на компьютере, то рекомендуется применять 14 размер шрифта Times New Roman c одинарным междустрочным интервалом. В любом случае текст пишется с обеих сторон листа и с соблюдением ГОСТ 2.105-95. ЕСКД. Общие требования к текстовым документам. Не допускается применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии. Страницы реферата нумеруются по центру, внизу страницы арабскими цифрами. В конце работы приводятся список использованной литературы по ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. В случае обнаружения серьезных недостатков в оформлении реферата или в его содержании, преподаватель имеет право потребовать у студента исправления замечаний и принять работу только после их устранения. На последнем практическом занятии-конференции материал реферата можно использовать для доклада или сообщения. 5.4 Оценка индивидуальной деятельности студентов Успеваемость студента оценивается с помощью текущего рейтинга R тек (во время каждой аттестации) и итогового рейтинга R итог (после сессии). Текущий рейтинг вычисляется по формуле R тек = , где Ri - оценка за i - ю контрольную точку; р i - вес этой контрольной точки. Суммирование проводится по всем контрольным точкам с начала семестра до момента вычисления рейтинга. Любая контрольная точка, выполненная позднее запланированного срока без уважительной причины, оценивается на 10 % ниже. За каждую пропущенную лекцию от семестрового рейтинга отнимается по одному баллу, за пропущенное практическое занятие – пять баллов. К зачету не допускаются студенты, не сдавшие отчет по практическим работам и не защитившие реферат. В зачётку ставится зачтено при R итог ≥ 25 баллов. Возможно получение зачета-«автомата» по дисциплине по итогам текущего контроля знаний при семестровом рейтинге студента выше 49 баллов. Оценка индивидуальной деятельности студентов по данной дисциплине складывается из видов работ (в долях), приведенных в таблице 6. Таблица 6 – Виды работ, учитываемых при оценке индивидуальной деятельности студента
5.5 Оценка ответа студента Баллы 75−100 (оценка «отлично»): - ответ полный и правильный на основании изученных теорий; - материал изложен в определенной логической последова-тельности, литературным языком; - ответ самостоятельный. Баллы 50−74 (оценка «хорошо»): - ответ полный и правильный на основании изученных теорий; - материал изложен в определенной логической последова-тельности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя.
Баллы 25−49 (оценка «удовлетворительно»): - ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный. Баллы 0−25 (оценка «неудовлетворительно»): - при ответе обнаружено непонимание студентом основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые студент не может исправить при наводящих вопросах преподавателя; - отсутствие ответа. 5.6 Оценка ответа при тестировании При тестировании ответ студентов оценивается согласно таблице 7. Таблица 7 – Оценка рейтинга студента при тестировании
6 ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «СЕРТИФИКАЦИЯ 1. Качество и конкурентоспособность. 2. Принципы менеджмента качества. 3. Стандарты ИСО серии 9000 как основа создания систем качества. 4. Классификация процессов системы менеджмента качества. 5. Описание ключевого процесса «Ответственность руководства». 6. Описание ключевого процесса «Производство продукции (услуг) и обслуживание». 7. Описание ключевого процесса «Реализация продукции». 8. Документация системы менеджмента качества. 9. Порядок документооборота. 10. Порядок управления записями. 11. Порядок управления несоответствующей продукцией. 12. Порядок разработки и внедрения корректирующих действий. 13. Этапы создания системы качества: проведение информационного совещания, принятие решения и разработка плана-графика создания системы качества. 14. Разработка системы качества: определение функций, задач системы качества и состава структурных подразделений, построение структурной и функциональной схем. 15. Разработка системы качества: определение состава, состояния и разработка документации системы качества. 16. Объекты и участники проверки при сертификации систем качества. 17. Правила и порядок сертификации системы качества: предсертификационный этап и предварительная оценка системы качества. 18. Проверка и оценка системы качества (второй этап сертификации системы качества). 19. Инспекционный контроль сертифицированной системы качества. 20. Обеспечение функционирования системы качества. 21. Порядок проведения внутренних аудитов. 22. Проверки системы качества второй стороной (заказчиками). 23. Совершенствование систем качества. 24. Причины сертификации систем качества. ЛИТЕРАТУРА Основная литература 1. Елиферов, В.Г. Управление качеством. Сказки, мифы и проза жизни / В.Г. Елиферов. – М.: Вершина, 2006. – 296 с. 2. Огвоздин, В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: учебное пособие / В.Ю. Огвоздин. – М.: Дело и Сервис, 2002. – 160 с. 3. Спицнадель, В.Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами ISO семейства 9000): учебное пособие / В.Н. Спицнадель. – СПб.: Бизнес-пресса, 2000. – 336 с. 4. Фомин, В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация: учебное пособие / В.Н. Фомин. – М.: Ось-89, 2002. – 384 с. 5. Шестопал, Ю.Т. Управление качеством: учебное пособие / Ю.Т. Шестопал, В.Д. Дорофеев, Н.Ю. Шестопал, Э.А. Андреева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 331 с. – (Высшее образование). Дополнительная литература 6. Басаков, М.И. Сертификация продукции и услуг с основами стандартизации и метрологии: учебное пособие / М.И. Басаков. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2002. – 256 с. 7. Крылова, Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учебник / Г.Д. Крылова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 711 с. 8. Лифиц, И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: учебник / И.М. Лифиц. – М. : Юрайт-М, 2001. – 268 с. 9. Розова, Н.К. Управление качеством: учебное пособие / 10. Управление качеством: учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев; под ред. И.В. Башнина. – М.: ИНФРА-М, 1993. – 212 с. 11. Управление качеством / Е.И. Семенова [и др.]; под ред. Нормативная документация 12. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. – Введ. 2001-08-31. 13. ГОСТ 40.003-2000. Система сертификации ГОСТ Р Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества и сертификации производств. – Введ. 2000-10-01. 14. ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – Введ. 2001-08-31. Учебное издание Рейзвих Светлана Викторовна СЕРТИФИКАЦИЯ СИСТЕМ КАЧЕСТВА ТОВАРОВ И УСЛУГ Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы при изучении дисциплины «Сертификация систем качества товаров Редактор Идт Л.И. Подписано в печать 23.06.2009. Формат 60´84 1/16 Усл. п. л. - 1,4. Уч.-изд. л. - 1,5 Печать - ризография, множительно-копировальный Тираж 30 экз. Заказ 2009-66 Издательство Алтайского государственного технического университета 656038, г. Барнаул, пр-т Ленина, 46 Оригинал-макет подготовлен ИИО БТИ АлтГТУ Отпечатано в ИИО БТИ АлтГТУ 659305, г. Бийск, ул. Трофимова, 27
|