Учебное пособие: Методические указания по проведению самостоятельной работы студентов
Название: Методические указания по проведению самостоятельной работы студентов Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» ФГОУВПО «РГУТиС» Общеуниверситетские кафедры Кафедра ______________«Иностранные языки» ___________________ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе, д.э.н., профессор _______________________Новикова Н.Г. «____»______________________________200__г. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Дисциплина ____Иностранный язык (английский) __________________ (индекс и наименование дисциплины) Специальности ___ экономического факультета_ ______________ (кроме 080102 «Мировая экономика»)_____________ (код и наименование специальности) Москва 2009 г. Методические указания составлены на основании примерной программы дисциплины___________ГСЭ.Ф.01 Иностранный язык_______ ___________ (индекс и наименование дисциплины) При разработке методических указаний в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности _ экономического факультета_ (кроме 080102 «Мировая экономика»)__ __ (код и наименование специальности) Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры _______________«Иностранные языки» ________________________________ (название кафедры) Протокол №__2 ___ «_15 _» ___сентября__2009_г. Зав.кафедрой, к.и.н., доцент Юрчикова Е.В. Методические указания рекомендованы Научно-методической секцией __________ Общеуниверситетских кафедр _____________________ (название факультета) Протокол №_______ «_____» ____________________200__г. Председатель Научно-методической секции д.и.н., профессор Багдасарян В.Э. Методические указания одобрены Научно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС» Протокол №_______ «_____»______________________200__г. Ученый секретарь Научно-методического совета к.и.н., доцент Юрчикова Е.В.
Методические указания разработал: Преподаватель кафедры ___«Иностранные языки» __ к.и.н., доцент Юрчикова Е.В. (название кафедры) Самостоятельная работа студентов включает подготовку к практическим занятиям и самостоятельную работу по изучению дополнительного лексико-грамматического материала. Курс английского языка носит коммуникативно-ориентированный характер. Его задачи определяются коммуникативными и познавательными потребностями будущих специалистов соответствующего профиля.
Самостоятельная работа студента по изучению иностранного языка охватывает: заучивание слов иностранного языка, уяснение действия правил словообразования, грамматических правил, чтение текстов на иностранном языке вслух в соответствии с правилами чтения, понимание текстов, слушание текстов, записанных на магнитофонной ленте, с тем, чтобы научиться правильно, произносить и понимать на слух содержание сообщения; построение вопросов и ответов к текстам; перевод на русский язык (устный и письменный),подготовка к обсуждению проблематики текста, усвоение новой лексики, выполнение упражнений на отработку и закрепление лексических единиц, подготовку сообщений, выступлений, устных презентаций по изучаемой теме. Для того чтобы достигнуть указанного в целевой установке уровня владения языком, следует систематически тренировать память заучиванием иноязычных слов, текстов. Надо помнить, что способности развиваются в процессе работы, что осмысленный материал запоминается легко, чем неосмысленный, что навык вырабатывается путем многократно выполняемого действия. Чтение специальной литературы основывается на профессиональных знаниях, облегчающих понимание. И, наконец, перевод специальной литературы связан с соответствующим знанием грамматики. Поэтому интенсивная тренировка в переводе спецлитературы реализуется на втором этапе обучения в неязыковом вузе, когда студент владеет в достаточной степени грамматикой и терминологией на иностранном языке и имеет некоторый уровень знаний по своей основной специальности. При выполнении самостоятельной работы по чтению студенты пользуются следующей схемой: 1) прочитать текст и определить его основную идею, тему или ключевую информацию; 2) составить краткий словарь незнакомых слов текста; 3) определить основные факты, события, явления, действия, изложенные в тексте, и представить их в логической последовательности, используя соответствующие языковые средства, составить письменное резюме текста; 4) прокомментировать содержание прочитанного, выразив свое отношение к проблематике, обсуждаемой в тексте, и способу ее отражения. Примерный перечень тематики профессионально-ориентированных текстов для самостоятельной работы студентов. 1. Понятие ограниченности. 2. Альтернативная стоимость. 3. Адам Смит. 4. Физиократы как представители экономической мысли. 5. Монетаристы как представители экономической мысли. 6. Эластичность спроса. 7. Эластичность предложения. 8. Типы налогов в Великобритании. 9. Типы финансовых учреждений. 10. История российских денег. 11. ВТО. 12. Платежный баланс. 13. Роль бухучета в экономике предприятия. 14. Европейский союз. История создания. 15. Евросоюз. Этапы развития. Для самостоятельного изучения грамматики рекомендуется последовательность действий: 1. изучается правило. 2. необходимо найти данное грамматическое явление или структуру в предложениях или в тексте. 3. выполнить упражнения по данной теме. проверить правильность выполнения по ключу или в режиме on-line http://www.oup.com/elt/global/products/headway/intermediate/a_grammar/unit01/hwy_int_unit01_1/ Грамматические темы для самостоятельной работы студентов Тема 1: Понятие о неопределенном и определенном артиклях. Личные, притяжательные, ук a зательные местоимения. Предлоги направления, места и времени. Единственное и множественное число существительных. Прилагательное. Числительные. Понятие об артикле. Неопределенный артикль а/an с исчисляемыми существительными в единственном: числе. Определенный артикль thе с конкретными или контекстуально известными предметами, лицами и явлениями. Определенный артикль с единственными в своем роде предметами. Определенный артикль с существительными, обозначающими весь класс однородных предметов. Отсутствие артикля перед неисчисляемыми существительными. Личные местоимения единственного и множественного числа. Притяжательные местоимения единственного и множественного числа. Указательные местоимения this и that. Множественное число указательных местоимений these и those. Неопределенные местоимения some и any. Предлоги направления to, into, onto, out, of, off, from. Предлоги места in, on, under, above, at, near, against, along, in front of, belind. Предлоги времени in, on, at, past, to. Единственное и множественное число существительных. Особые формы образования множественного числа. Существительные, имеющие только форму множественного числа. Существительные, имеющие только форму единственного числа Собирательные существительные. Употребление прилагательных. Порядковые и количественные числительные. Тема 2: Конструкция to be going to . Н a стоящее продолженное время для выражения ближайшего будущего. Безличное предложение с формальным подлежащим It . Повелительное наклонение. Количественные местоимения Конструкция to be going to + инфинитив для выражения заранее намеченного действия, которое должно совершиться в недалеком будущем. Употребление настоящего продолженного времени Present Continuous Tense для выражения отдельных намеченных на ближайшее будущее действий. Безличное предложение с безличным местоимением It в качестве формального подлежащего. Перевод безличных предложений. Образование форм повелительного наклонения: утвердительная и отрицательная формы. Количественные местоимения many и few с исчисляемыми существительными. Количественные местоимения much и little с неисчисляемыми существительными. Употребление much и little в качестве наречий после глаголов. Употребление местоимений little и few с неопределенным артиклем: а little (немного), а few (несколько). Тема 3: Будущее неопределенное время. Способы выражения действий в будущем. Формы будущего и прошедшего неопределенного времени модальных глаголов и их эквиваленты Побудительные предложения. Сложное предложение. Неопределенные местоимения Образование утвердительной, вопросительной и отрицательной формы будущего неопределенного времени Future Indefinite Tense. Образование кратких утвердительных и отрицательных ответов в будущем неопределенном времени. Употребление Future Indefinite Tense для выражения обычных регулярных действий в будущем. Другие способы выражения действий в будущем: to be going to + инфинитив; Present Continuous Tense; to be + инфинитив. Формы будущего и прошедшего неопределенного времени модальных глаголов саn, mау, must и их эквиваленты. Форма прошедшего неопределенного времени глагола саn - соuld и его эквивалент - выражение to be able to для выражения тех же значений в будущем и прошедшем неопределенном времени. Форма прошедшего неопределенного времени глагола mау - might; и его эквивалент - выражение to be allowed to для выражения тех же значений в будущем и прошедшем неопределенном времени. Эквивалент модального глагола шик - выражение to have to для выражения тех же значений в будущем и прошедшем неопределенном времени. Виды побудительных предложений. Побудительные конструкции с глаголом let; для приглашения к совместному действию, при обращении к первому или третьему лицу. Понятие о сложном предложении. Неопределенные местоимения а lot of, plenty of, a great deal of. Тема 4: Настоящее неопределенное время в придаточных предложениях условия и времени для выражения будущего. Сравнительные конструкции. Абсолютная форма притяжательных местоимений Употребление форм настоящего неопределенного времени Present Indefinite Tense в придаточных предложениях условия и времени после союзов if, when, after, before, as soon as, until, till для выражения будущих действий. Сравнительное употребление настоящего неопределенного времени в придаточных предложениях условия и времени и будущего неопределенного времени Future Indefinite Tense в придаточных дополнительных предложениях для выражения будущего после союзов if и when. Сравнительные конструкции с прилагательными и наречиями аs ... аs и not so...as. Образование и употребление абсолютной формы притяжательных местоимений. Функции притяжательных местоимений в абсолютной форме в предложении. Тема 5: Артикль с именами собственными Артикль с географическими названиями Отсутствие артикля Употребление артикля с именами собственными: отсутствие артикля; артикль с некоторыми географическими названиями; артикль с некоторыми историческими зданиями, учреждениями, памятниками; определенный артикль с названиями кораблей, гостиниц, кинотеатров, газет, журналов; определенный артикль с фамилиями во множественном числе для обозначения семьи в целом. Употребление определенного артикля с названиями морей, Тема 6. Обзор времен группы Continuous . Сравнительное использование времен группы Continuous: Present Continuous, Past Continuous, Future Continuous. Будущее продолженное время Future Continuous Tense. Образование утвердительной, вопросительной, отрицательной формы будущего продолженного времени. Образование кратких утверди тельных и отрицательных ответов будущего продолженного времени. Употребление будущего продолженного времени для обозначения действия, протекающего в какой-то момент или период будущего времени. Отсутствие артикля перед исчисляемыми существительными: если существительное является обращением; перед словами father, mother, uncle, aunt в высказываниях членов семьи; перед названиями дней недели, месяцев и времен года; перед существительными breakfast, lunch, brunch, dinner, supper.Тема 8 Тема 7. Будущее совершенное время Образование утвердительной, вопросительной, отрицательной формы будущего совершенного времени. Образование кратких утвердительных и отрицательных ответов в будущем совершенном времени. Употребление Future Perfect Tense для выражения действий, которые закончатся до определенного момента или действий в будущем. Тема 8: Взаимные местоимения еа ch о ther и опе another Понятие о взаимных местоимениях еаch оther и оnе another и их значения. Особенность Взаимных местоимений: наличие форм общего и притяжательного падежа. Функции взаимных местоимений в предложении. Тема 9: Будущее совершенное продолженное время. Отрицательные местоимения. Вопросительные и соединительные местоимения what , which , who , whom , whose , that . Будущее совершенное продолженное время Future Perfect Continuous Tense. Образование утвердительной, вопросительной, отрицательной формы будущего совершенного продолженного времени. Образование кратких утвердительных и отрицательных ответов в будущем совершенном продолженном времени. Употребление Future Perfect Continuous для выражения длительного Тема 10: Инфинитив. Употребление частицы to с инфинитивом. Отсутствие частицы to перед инфинитивом Понятие об английском инфинитиве. Отличия английского инфинитива от неопределенной формы глагола в русском языке. Свойства инфинитива. Образование временных форм инфинитива: Indefinite (неопределенный), Continuous (продолженный), Perfect (перфектный), Perfect Continuous (перфектно-продолженный). Формы инфинитива переходных и непереходных глаголов. Значение временных форм инфинитива. Функции инфинитива в предложении. Случаи употребления частицы tо с инфинитивом. Случаи отсутствия частицы tо перед инфинитивом. Понятие о синтаксических комплексах с инфинитивом. Принципы перевода комплексов с инфинитивом на русский язык. Типы синтаксических комплексов с инфинитивом. Тема 11: Инверсия Фиксированный порядок слов английского предложения. Зависимость порядка слов от типа предложения. Прямой порядок слов в повествовательном предложении: подлежащее + сказуемое + дополнения. Понятие об инверсии как изменении прямого порядка слов в отношении подлежащего и сказуемого. Случаи использования инверсии в повествовательных предложениях. Способы перевода предложений с инверсией на русский язык Для самостоятельной работы аудирование (т.е. восприятие и понимание речи на слух) вызывает наибольшее количество трудностей у студентов. Именно уровень языковых сложностей и является предметом типологических трудностей аудирования, к которым относятся трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала. К таким трудностям можно отнести использование большого количества незнакомой лексики, идиоматических выражений, разговорных формул, специальных терминов. Для развития навыков аудирования необходимо: 1) повторять речь за диктором в паузу или синхронно; 2) использовать аудирование со зрительной опорой, т.е. с применением печатного текста; 3) направленное аудирование, т.е. на узнавание конкретных слов, структур; 4) прослушать текст/сообщение, а затем сравнить его с печатным и найти расхождения. В ходе самостоятельной работы с аудиотекстами одновременно отрабатываются лексические, грамматические и фонетические навыки. Самостоятельная работа по развитию навыков аудирования может осуществляться при использовании аудио, видео пособий в формате audio, mp3, mpeg и DVD, а также в режиме on-line на сайте http://www.oup.com/elt/global/products/headway/intermediate/f_everydayenglish/ Список литературы и Интернет источников для организации самостоятельной работы: а) основная литература: 1. 1Федотова И.Г.Ишевская Н.А Ускоренный курс английского языка». Медицина. 2006г (Гриф Министерства образования) 2. Агабекян И.П., Коваленко П.И., Кудряшова Ю.А. Английский язык для экономистов: учеб. пособие.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. б) Дополнительная литература: 3. John and Liz Soars. New Headway Pre-Intermediate. Student’s Book.-Oxford University Press, 2007 4. New Headway Intermediate. Student’s book. The Third Edition.- Oxford University Press, 2006 5. Тесты по английскому языку. Интернет ресурс http://www.fepo.ru/view/sections/141/docs/ 6. Murphy R. English Grammar in Use.-Cambridge university press, 2007. 7. Голицинский Ю.Б. Английский язык. Грамматика. Сборник упражнений.-СПб.: «КАРО», 2007. |