Учебное пособие: Методические указания по организации самостоятельной работы студентов факультета бухгалтерский учет и аудит
Название: Методические указания по организации самостоятельной работы студентов факультета бухгалтерский учет и аудит Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра экономического анализа хозяйственной деятельности МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ на кафедре Экономического анализа хозяйственной деятельности г. Ставрополь 2004 1. Общие положения Самостоятельная работа студентов является одним из важнейших элементов обучения в вузе. Это связано с тем, что преподаватель лишь организует и направляет познавательную деятельность обучаемых, ее эффективность зависит от собственных усилий студентов. Поэтому самостоятельный поиск знаний – отличительная черта обучения в вузе. По сути, весь процесс обучения в высшей школе – специально организованная самостоятельная работа студентов. При правильной организации самоподготовка имеет важнейшее значение для развития самостоятельности как одной из ведущих черт личности специалиста с университетским образованием и выступает средством, обеспечивающим для студентов: - сознательное и прочное усвоение знаний по предмету; - овладение способами и приемами самообразования; - развитие потребности в самостоятельном пополнении знаний. Самоподготовка способствует формированию высокой культуры умственного труда, приобретению приемов и навыков самостоятельной работы, умений разумно расходовать и распределять свое время, накапливать и усваивать необходимую для успешного обучения и профессионального становления информацию. Она развивает у студентов такие качества, как организованность, дисциплинированность, инициативность, волю; вырабатывает мыслительные умения и операции (анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.), учит самостоятельному мышлению, позволяет сформировать свой собственный стиль работы, наиболее полно соответствующий личным склонностям и познавательным навыкам студента. Самоподготовка студентов по курсам, преподаваемым на кафедре Экономического анализа хозяйственной деятельности, дает возможность углубить их экономическое образование, пополнить знание предмета, сформировать аналитическую направленность мышления будущих специалистов, выработать собственное отношение, позицию по поводу изучаемого в лекционном курсе материала. Целью данных методических указаний является оказание помощи в организации самостоятельной работы студентов по дисциплинам кафедры Экономический анализ хозяйственной деятельности. Реализация поставленной цели требует решения следующих задач: - формирование у студентов приемов и навыков самостоятельной работы с литературой по Экономическому анализу; - развитие умения самостоятельно формировать информационную базу для решения конкретных аналитических задач; - приобретения навыков обработки аналитической информации; - развитие способностей к определению взаимосвязей изучаемых показателей хозяйственной деятельности и обобщению результатов исследования. 2. Организованная самостоятельная работа студентов. В основу организации учебного процесса Ставропольского государственного аграрного университета положен принцип, согласно которому все рабочее время студента состоит двух примерно равных частей: аудиторная работа и самостоятельная работа. При этом самостоятельная работа студентов может быть условно разделена на две составляющие: организуемая преподавателем (организованная САРС) и самостоятельная работа, которую студент организует по своему усмотрению, без непосредственного контроля (подготовка к лекциям, лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам, зачетам, экзаменам и т.п.). Организованная САРС предполагает выдачу студентам индивидуальных заданий и самостоятельное выполнение их под методическим и организационным руководством преподавателей кафедры. На выполнение организованной САРС предусматривается не менее 20% от общего времени, выделяемого по учебному плану на всю внеаудиторную работу по конкретной учебной дисциплине. Непосредственное распределение часов на два типа САРС согласуется с научно-методическим советом факультета и утверждается на заседании кафедры Экономического анализа хозяйственной деятельности. Преподаватель информирует студентов о предстоящей САРС на аудиторных занятиях. При этом указываются этапы ее выполнения, сроки, потребности во вспомогательных средствах. Предусмотрены следующие формы организованной самостоятельной работы студентов: рефераты, семестровые задания, аналитические обзоры, отчеты по студенческим научно-исследовательским работам. Реферат - авторский анализ статей в научных журналах и экономической литературе на заданную тему. К задачам, решаемым при выполнении реферата, можно отнести: развитие у студентов навыков самостоятельной работы с литературными источниками при решении поставленных задач; выработку умения самостоятельно выделять из общей литературной информации основных фрагментов по заданной теме, излагать изучаемый материал в краткой по объему и емкой по содержанию форме, а также оформлять письменный отчет по соответствующим стандартам. Объем реферата 10-20 страниц текста с необходимыми рисунками, графиками, схемами, диаграммами, программными материалами и др. Отчет о студенческой научно-исследовательской работе – отчет в форме доклада или выступления на студенческой научно-практической конференции, который представляет собой законченное исследование по аналитической проблеме или ее части. Объем 3-5 страниц. Как правило, отчет должен быть дополнен слайдами или другими иллюстративными материалами. Приведенная классификация форм организуемой самостоятельной работы студентов и четкая формулировка требований к ним позволяет определенным образом систематизировать этот вид деятельности студентов, направлять его, переходя от простых видов заданий к более сложным. В организации самостоятельной работы студентов преподаватель использует такой подход как индивидуализация знаний. Задания учитывают уровень подготовленности и склонности каждого студента. Рекомендуемая тематика всех видов аналитических задач может быть дополнена и изменена, исходя из сферы интересов и возможностей студента. Необходимость в обязательных консультациях по выполнению заданий позволяет преподавателям контролировать и регулировать процесс усвоения студентами изучаемого материала не только на заключительном этапе, но и в течение семестра. Организованная самостоятельная работа студентов не только систематически контролируется, но и оценивается по рейтинговой системе баллов. Это позволяет заменить систему оценки «зачтено», «не зачтено» более дифференцированной и объективной рейтинговой оценкой. Рейтинговая оценка учитывает различные стороны самостоятельной работы студентов и дает возможность соответствующим образом оценить каждую из них и всю работу в совокупности. Таблица 1. Шкала рейтинговой оценки организованной самостоятельной работы студентов
Максимальная оценка: для реферата – 10 баллов; для семестрового задания – 20; для аналитического обзора - 30 баллов; для отчета о научной работе – 40 баллов. 3. Деловые игры как организующий фактор самостоятельной работы студентов. В овладении профессией очень важное значение имеет приобретение навыков практической работы. Наиболее эффективной в этом смысле является производственная практика, однако количество производственных практик и их продолжительность ограничены. В связи с этим существенную помощь в приобретении профессиональных навыков экономического анализа могут оказать деловые игры. Экономическая сущность деловых игр по Комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности, Анализу финансовой отчетности состоит в использовании традиционного метода расчета и сравнения показателей, характеризующих деятельность предприятия, на основе данных бухгалтерского учета. Организационная часть игры выполняется следующим образом. Методическое руководство осуществляется преподавателем. Учебная группа разбивается на несколько подгрупп численностью по 5-6 человек. Для каждой подгруппы определяется конкретная функциональная задача. Критерии, степень детализации, а также прочие особенности определяются потребителями информации, которыми могут быть «поставщики» и «заказчики», «кредиторы» и «инвесторы», «менеджеры» и «налоговый инспектор», «представитель федерального казначейства» и «представитель комитета по управлению имуществом». Каждой подгруппе предлагается произвести экспресс-анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия с использованием своего алгоритма исследования, с применением средств вычислительной техники. Данный анализ позволяет определить общее состояние ликвидности и доходности, выявить структуру собственных и привлеченных источников финансирования на определенную дату или за определенный период. В ходе анализа используются различные методы: факторный, сравнительный, балансовый, оптимизационный и др. Использование этого метода позволяет разным подгруппам произвести укрупненный экономический анализ состояния предприятия, обеспечить оптимально-интегральную оценку конечных результатов деятельности предприятия, сделать выводы о перспективе его развития. Указанный подход способствует совершенствованию профессиональных знаний и навыков студентов; позволяет использовать опыт разыгранных ситуаций и реализовать представляемые ими возможности в апробации предложенных методов на конкретных предприятиях во время практики. 4. Примерные темы рефератов, семестровые задания, темы аналитических обзоров и направления научных исследований. 4.1 Примерные темы рефератов.
4.2 Задания для семестровых работ. Вариант №1. Задача 1. Предприятие производит три вида изделий – А, В, и С, доля которых в выпуске продукции составляет соответственно 20, 30 и 50 процентов. Коэффициент соотношения переменных затрат и цены равен по изделию А – 0,6; изделию В – 0,65; изделию С – 0,8. Общая сумма постоянных затрат в год – 200 тыс. руб. Определить критический объем продаж для получения прибыли 25 тыс.руб. Как изменится величина этих показателей, если общая сумма постоянных расходов а) увеличится; в) уменьшится? Задача 2. По приведенным данным составить аналитический баланс расположив активы в порядке убывающей ликвидности, пассивы – возрастание срочности погашения обязательств. Рассчитать показатели, характеризующие финансовое состояние; оценить их динамику и сделать выводы. (тыс. руб)
Задача 3. Проанализировать данные таблицы, составленной на основе Отчета о прибылях и убытках. Рассчитать показатели прибыли (*), структуру затрат, темпы изменения показателей себестоимости, объема продаж и прибыли, оценить влияние факторов на прибыль.
Задача 4. Компания «Заря» в течение года получила 5000 тыс.руб. прибыли. Определить, как изменился остаток денежных средств на счетах компании, если в течение года было использовано 10000 тыс.руб. на покупку нового станка, выплачено в виде налогов 2500 тыс.руб. Объем запасов вырос за год с 6000 тыс.руб. до 8000 тыс.руб., дебиторской задолженности с 4000 тыс.руб. до 4500 тыс.руб. Величина кредиторской задолженности в конце года не изменилась и оставила 5300 тыс. руб. Амортизация начислена в сумме 4000 тыс.руб. Вариант №2. Задача 1. Обосновать выбор одного из видов продукции, производство которого можно организовать без осуществления капитальных вложений, но с учетом ограниченности производственных мощностей. Выпуск дополнительной продукции потребует увеличения общей суммы постоянных расходов на год (одинаковой для всех вариантов). По оценкам специалистов объем продаж продукции Х может быть увеличен до 600 шт. за счет расширения круга покупателей этого товара. Сравнить варианты производства дополнительной продукции с позиций выгодности и риска и сделать выводы. Необходимые показатели рассчитать и поместить в таблицу: (руб.)
Задача 2. Используя данные баланса компании «АВС» за 2 года построить уплотненный аналитический баланс, выполнить горизонтальный и вертикальный анализ (по данным на конец года), оценить характер изменений. Для выводов рекомендуется использовать также отчет о прибылях и убытках компании «АВС» (см. задачу 3). (тыс. руб.)
Задача 3. Отчет о прибылях и убытках компании «АВС» характеризуется следующими данными: (тыс.руб.)
Показатели со знаком (*) определить самостоятельно. Рассчитать обобщающие и частные показатели оборачиваемости активов (в оборотах, и в днях), длительность операционного и финансового цикла, сделать выводы. Задача 4. По балансу общий объем хозяйственных средств компании составляет 100 млн. руб., рентабельность активов – 20%. Какой объем продаж обеспечивает рентабельность продаж, равную 10%? Вариант №3. Задача 1. В дополнение к основному ассортименту на предприятии планируется выпуск нового изделия в количестве 1000 шт. по цене 26 руб. Удельные переменные затраты составят 10 руб. Производство новой продукции потребует увеличения общей суммы постоянных расходов на 10000 руб. Рассчитать для новой продукции точку безубыточности в натуральном выражении. Определить прибыль от реализации новой продукции, силу операционного рычага. Насколько следует снизить постоянные расходы, чтобы сила операционного рычага была равна двум? Как при этом изменится запас прочности? Задача 2. По данным бухгалтерского баланса (тыс.руб.) компании «Эпсилон» составить аналитический баланс (рекомендуемая форма таблицы №1), рассчитать общую величину собственного капитала и стоимость чистых активов, величину собственного оборотного капитала двумя способами, коэффициенты ликвидности, структуры капитала по данным на начало и конец года.
Задача 3. По данным отчета о прибылях и убытках компании «Эпсилон» сделать выводы об изменениях в структуре финансовых результатов и тенденциях в формировании прибыли, рассчитать показатели рентабельности продаж по прибыли от продаж и чистой прибыли. Показатели со знаком (*) рассчитать самостоятельно.
Задача 4. По результатам расчетов известно, что доля чистой прибыли в выручке составляет 12%, оборачиваемость активов планируется увеличить с 2 оборотов до 2,2. Соотношение собственного и заемного капитала 1,2 : 1. Какой будет рентабельность собственного капитала а) в этом случае; б) если оборачиваемость не изменится? Определить факторы трехфакторной модели рентабельности собственного капитала. Вариант №4. Задача 1. В отчетном году при полном использовании производственных мощностей выручка от продаж составила 1500 тыс.руб., общая сумма постоянных расходов – 300 тыс.руб., доля маржинального дохода в цене – 0,4. В предстоящем году в связи с увеличением мощности планируется объем реализации – 2000 тыс.руб., увеличение общей сумма постоянных расходов на 25%. Доля маржинального дохода в цене останется прежней. Не используя метод прямого счета при определении прибыли и критического объема продаж отчетного и предстоящего года и не определяя этих показателей, рассчитать, на сколько изменится прибыль и критический объем продаж? Задача 2. Используя данные баланса компании «Гамма» (производство жалюзи) построить уплотненный аналитический баланс, выполнить горизонтальный и вертикальный анализ, оценить характер изменений за год (рекомендуемая форма таблицы №2). Для выводов рекомендуется использовать также отчет о прибылях и убытках компании «Гамма» (см.задачу 3). (тыс.руб.)
Задача 3. Отчет о прибылях и убытках компании «Гамма» характеризуется следующими данными (тыс.руб.):
Показатели со знаком (*) определить самостоятельно. Рассчитать обобщающие и частные показатели оборачиваемости активов (в оборотах и в днях), длительность операционного и финансового цикла, сделать выводы. Задача 4. На основании хозяйственных операций составить отчет о движении денежных средств прямым методом и показать, как изменился остаток денежных средств за рассмотренный период. Хозяйственные операции за период (тыс.руб.): 1) отгружена покупателю готовая продукция – 1200 (себестоимость продукции – 800); 2) поступила на расчетный счет выручка от реализации продукции – 1000; 3) возврат подотчетной суммы – 120; 4) оприходовано сырье, полученное от поставщиков – 450; 5) начислена заработная плата – 200; 6) списано сырье на производство – 150; 7) выпущена из производства готовая продукция – 480; 8) выплачена заработная плата – 220; 9) перечислен в бюджет налог на прибыль – 80; 10) отгружена покупателю готовая продукция – 650 (себестоимость отгруженной продукции – 400); 11) начислена амортизация основных средств – 100. Вариант №6 Задача 1. К производству планируется три вила продукции. Объем Машино-часов ограничен имеющимися производственными мощностями и составляет 2350 машино-часов в год. В предстоящем году цены и затраты на продукцию остаются прежними, но ассортимент меняется в соответствии со спросом. Общая сумма постоянных расходов на год составляет 5000 тыс.руб. Сформировать оптимальный ассортимент в целях получения наибольшей прибыли. Определить маржинальный доход и прибыль в целом по планируемой продукции.
Задача 2. используя баланс компании «Альфа» (легкая промышленность) построить уплотненный аналитический баланс, выполнить горизонтальный и вертикальный анализ 9рекомендуемая форма аналитической таблицы №2), оценить характер изменений за год. Для вывода рекомендуемой использовать также отчет о прибылях и убытках компании «Альфа» (см.задачу 3). (тыс.руб.)
Задача 3. отчет о прибылях и убытках компании «Альфа» характеризуется следующими данными (тыс.руб.):
Проанализировать и оценить структуру финансовых результатов и тенденций в формировании прибыли от продаж, используя формы аналитических таблиц №№ 3,4. Показатели со знаком (*) определить самостоятельно. Задача 4. Прибыль (за минусом налога на прибыль) составляет 15% выручки от продаж. Рассчитать рентабельность собственного капитала и определить все факторы трехфакторной модели рентабельности собственного капитала, если оборачиваемость активов равна 2,3 оборотов, а соотношение собственного и заемного капитала составляет 1 : 1,25. Как скажется на показателе рентабельности собственного капитала снижение рентабельности продаж на 2 процентных пункта? Вариант №7. Задача 1. Выбрать ассортимент, при котором возможно получение наибольшей прибыли. Общая сумма постоянных расходов одинакова для всех вариантов. Варианты отличаются структурой выпуска и количеством выпускаемой продукции. Определить маржинальный доход по каждому варианту. (руб.)
Задача 2. используя данные баланса компании «Гамма» (производство жалюзи) построить уплотненный аналитический баланс (рекомендуемая форма аналитической таблицы №1), определить величину собственного капитала и стоимость чистых активов, величину собственного оборотного капитала и показатели ликвидности, структуры капитала, оценить характер изменений за год. (тыс.руб.)
Задача 3. Отчет о прибылях и убытках компании «Гамма» характеризуется следующими данными: ( тыс. руб.)
Проанализировать и оценить структуру финансовых результатов и тенденций в формировании прибыли от продаж, используя формы аналитических таблиц №№ 3,5. Показатели со знаком (*) определить самостоятельно. Задача 4. На сновании хозяйственных операций составить отчет о движении денежных средств прямым методом и показать, как изменился остаток денежных средств за рассматриваемый период. Хозяйственные операции за период (тыс. руб.): 1) поступила на расчетный счет выручка от реализации продукции – 800; Вариант №8. Задача 1. Количество выпускаемой продукции – 500шт., цена единицы изделия – 10 ден. ед., переменные затраты на одно изделие – 6 ден. ед., общая сумма постоянных расходов – 1200 ден. ед.. Определить маржинальный доход, прибыль, силу операционного рычага, определяющего влияние следующих факторов на прибыль – физический объем продаж, цена, переменные затраты, постоянные расходы. Как изменится прибыль, если: а) физический объем продаж возрастет на 5%; б) цена возрастет на 2%; в) удельные переменные затраты будут снижены на 1%; г) постоянные затраты снизятся на 10%? Задача 2. По данным бухгалтерского баланса компании «Эпсилон» (машиностроение) составить аналитический баланс (рекомендуемая форма таблицы №2), выполнить горизонтальный и вертикальный анализ баланса, сделать выводы об изменениях в активах, капитале и обязательствах. Для вывода рекомендуется также использовать данные отчета о прибылях и убытках компании «Эпсилон» (см. задачу 3). (тыс. руб.)
Задача 3. По данным отчета о прибылях и убытках компании «Эпсилон» (рекомендуемые формы таблиц №3,5) сделать выводы о структуре финансовых результатов, затратах на рубль продаж и тенденциях в формировании прибыли. Показатели со знаком (*) определить самостоятельно. Отчет о прибылях и убытках компании «Эпсилон» (тыс. руб.)
Задача 4. На основании хозяйственных операций составить отчет о движении денежных средств косвенным методом и показать, как изменился остаток денежных средств за рассмотренный период. Хозяйственные операции за период (тыс. руб.): 1) отгружена покупателю готовая продукция – 1200 (себестоимость продукции – 800); 2) поступила на расчетный счет выручка от реализации продукции – 1000; 3) возраст подотчетной суммы – 120; 4) оприходовано сырье, полученное от поставщиков – 450; 5) начислена заработная плата – 200; 6) списано сырье на производство – 150; 7) выпущена из производства готовая продукция – 480; 8) выплачена заработная плата – 220; 9) перечислен в бюджет налог на прибыль – 80; 10) отгружена покупателю готовая продукция – 650 (себестоимость отгруженной продукции – 400); 11) начислена амортизация основных средств – 100. 4.3 Примерные темы аналитических обзоров. Анализ рынка труда в аграрной сфере АПК. Социально-экономические индикаторы уровня жизни населения Состояние и развитие сельского хозяйства Ставропольского края. Резервы роста эффективности производства за счет лучшего использования материальных ресурсов Состояние и развитие мясного подкомплекса АПК. Состояние и развитие зернопродуктового подкомплекса АПК Анализ рынка удобрений и ядохимикатов. Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий техникой. Анализ рынка зерновых. Анализ рынка сахарной свеклы. Оценка возможности экспорта на основных продовольственных рынках Примерные темы отчетов о научной работе. 1. Концепция устойчивого развития и проблемы российского села. 2. Анализ занятости сельского населения. 3. Анализ доходов сельского населения. 4. Анализ эффективности использования земли. 5. Анализ объема выпуска продукции. 6. Анализ государственной поддержки неплатежеспособных предприятий. 7. Развитие несельскохозяйственного бизнеса на селе. 8. Личные подсобные хозяйства населения. Состояние и перспективы развития. 9. Анализ хозяйственной деятельности и оценка ресурсного потенциала К(Ф)Х. 10. Роль частной предпринимательской инициативы в решении проблем социальной инфраструктуры. 11. Анализ и оценка эффективности предпринимательской деятельности. 12. Обоснование предпринимательского выбора на базе прогнозного анализа цен, доходов, затрат, финансовых результатов. 13. Анализ финансового состояния отдельной СХО для выбора направления ее финансового оздоровления. 14. Анализ оборотных активов. 15. Анализ краткосрочных обязательств. 16. Анализ операционного цикла хозяйствующего субъекта. 17. Анализ эффективности управления запасами. 18. Анализ эффективности управления дебиторской задолженностью. 19. Анализ состава и структуры капитала хозяйствующего субъекта. 20. Анализ угрозы банкротства по зарубежным методикам оценки. 21. Анализ вероятности банкротства в РФ по официальной методике оценки. 22. Процедура банкротства и анализ ее применения в сельском хозяйстве. 23. Анализ причин неплатежеспособности предприятий. 24. Механизмы восстановления платежеспособности. 25. Анализ механизмов перехода имущества СХО новым собственникам. 26. Анализ экспортно-импортных операций организации. 27. Методики решений задач по анализу коммерческой деятельности с использованием ПЭВМ в системе электронных таблиц (приложения «Microsoft Excel»). 28. Анализ выбора стратегий производства при ограничивающих условиях. 29. Анализ деловой активности и эффективности работы предприятия. 30. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия. 31. Анализ деятельности агропромышленных формирований. 32. Анализ производственной инфраструктуры регионального АПК 33. Анализ инвестиционной деятельности предприятия. 34. Анализ эффективности капитальных вложений. 35. Анализ эффективности финансовых вложений. |