Реферат: О защите интеллектуальной собственности в Китае
Название: О защите интеллектуальной собственности в Китае Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат ![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(авторское право, торговые марки, патенты) Введение В правовой литературе под термином «интеллектуальная собственность» в общем виде понимаются права, относящиеся к результату конкретной творческой деятельности человека в производственной, научной, литературной и художественной областях. Китайское законодательство выделяет три основных объекта интеллектуальной собственности: · интеллектуальная собственность, связанная с правами на произведения литературы и искусства, регулируется нормами авторского права, при этом охрана данного объекта интеллектуальной собственности предоставляется автоматически с момента его создания, · интеллектуальная собственность, объектом которой является промышленная собственность, а именно: изобретение, товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, торговая марка, промышленный образец, полезная модель, ноу-хау; · интеллектуальная собственность, связанная с созданием, охраной и использованием тех объектов, суть которых определена содержанием полученного результата – является промышленной собственностью и регулируется нормами патентного права. I . Авторское право Общие положения Китай является государством, подписавшим ряд международных соглашений, включая Бернскую конвенцию о защите литературных и артистических произведений (Berne Convention for Protection of Literary and Artistic Works), Женевскую конвенцию о защите создателей фонограмм от несанкционированного копирования их фонограмм (Geneva Convention for the Protection of Producers of Phonograms Against Unauthorized Duplication of Their Phonograms), Соглашение ВТО о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (WTO Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights - TRIPs). Кроме этого действуют положения национального законодательства, включая нормы Основ гражданского законодательства КНР, Закона КНР об авторском праве – «Закон» (The PRC Copyright Law) и Правил его применения. Авторское право в большей степени защищает выражение идеи, чем идею как таковую. Исходя из принципа «автоматической защиты» авторского права (automatic protection), в китайской концепции авторское право возникает с момента завершения работы, независимо от того, опубликована она или нет. По китайскому законодательству для защиты авторского права не предусмотрена обязательная его регистрация. Вместе с тем собственник авторского права может на добровольной основе подать заявку в Национальное управление по авторским правам (The National Copyright Administration) или его региональные отделения на регистрацию своего авторского права. Такая регистрация будет иметь статус «доказательства с первого взгляда» (prima facie evidence) авторского права собственника произведения. Произведения китайских граждан, юридических лиц и иных организаций подпадают под защиту китайского законодательства об авторских правах. В следующих случаях такая защита распространяется на произведения иностранцев и лиц без гражданства: · когда их страна или страна их обычного местонахождения и Китай являются государствами, подписавшими международное соглашение или двусторонний договор, который предоставляет им защиту авторских прав на территории КНР; · когда их произведения первоначально были опубликованы в Китае; · когда их произведения были первоначально опубликованы в государстве-участнике соглашения, к которому присоединился Китай. Защита произведений в Китае В соответствии с Законом под произведениями понимаются уникальные интеллектуальные достижения в области литературы, искусства и науки, которые могут быть воспроизведены в осязаемой форме. Следующие группы произведений имеют защиту на территории Китая: 1. литературные произведения, включая новеллы, поэмы, эссе и подобные письменные произведения; 2. устные произведения, включая речевые монологи, лекции, выступления в ходе судебных процедур; 3. музыкальные произведения, оперные и драматические произведения, произведения “quyi”, хореографические и акробатические произведения; 4. произведения изобразительного искусства и архитектурные произведения; 5. фотографические произведения; 6. произведения кинематографии и созданные в процессе, аналогичном кинематографии; 7. графические произведения, такие как чертежи инженерного дизайна, дизайна товара, карты, схематические чертежи и т.п., произведения моделей, имеющих тройное измерение; 8. компьютерное обеспечение; 9. иные произведения, определенные законами и административными правилами. Следующие произведения не защищаются законодательством об авторском праве на территории КНР: 1. произведения, запрещенные к публикации законодательством КНР, или оговариваемые в качестве таковых; 2. законы, положения, резолюции, решения и приказы правительственных органов; иные документы законодательного, административного или правового характера; и их официальные переводы; 3. новости текущих событий; и 4. календари, распространенные цифровые таблицы, формы и формулировки. Права, относящиеся к авторским правам собственников Если иное не предусмотрено Законом, авторское право неразрывно связано с автором. Автором произведения считается: · лицо, создавшее произведение; · юридическое лицо или другая организация, в которых создание произведения финансируется и представляет волю этого юридического лица или организации, и они несут ответственность за это произведение. Если не предусмотрено иного, гражданин, юридическое лицо или другая организация, закрепивший свое имя на произведении, считается его автором. В соответствии с Законом авторское право включает в себя следующие моральные и материальные права: 1. право на публикацию, т.е. право решать, будет ли произведение доступно общественности; 2. право на установление авторства, т.е. право закрепить чье-либо имя за произведением с целью обозначения личности автора; 3. право на пересмотр, т.е. право проверять или уполномочивать кого-либо проверять чье-либо произведение; 4. право на чистоту произведения, т.е. право защищать произведение от ненадлежащего представительства и искажения; 5. право на репродукцию, т.е. право делать одну или более копий с произведения путем печатания, фотокопирования, отпечатка или притирания, звуковой записи или видеозаписи, воспроизводства фотографическим или кинематографическим способами и т.п.; 6. право на реализацию, т.е. право предоставления оригинала или репродукции произведения общественности на продажу или в качестве подарка; 7. право на аренду, т.е. право давать разрешение другим лицам временно использовать кинематографическое произведение, произведение, созданное в процессе, аналогичном кинематографическому, или компьютерное программное обеспечение; 8. право на выставку, т.е.право выставлять на публичное обозрение оригинал или репродукцию произведения искусства или фотографическую работу; 9. право на представление, т.е. право публично представлять произведение, в том числе, по телевидению и радио; 10. право на показ, демонстрацию, т.е. право публичного показа такими техническими средствами, как кинопроектор, слайдопроектор и др., произведений искусства, фотографических, кинематографических работ или копий произведений, созданных аналогичным путем; 11. право на теле- и радиовещание, т.е. право на публичное вещание или передачу произведения беспроводным или проводным путем, с помощью динамиков или аналогичных механизмов передачи символов, звуков или изображений; 12. право на связь посредством информационной сети, т.е. право делать произведение доступным общественности с помощью проводных или беспроводных средств связи, предполагающих возможность доступа к ним граждан во время и в месте, индивидуально определенных для них; 13. право на кинепластику, т.е. право зафиксировать произведение на носитель с помощью кинематографа или аналогичным способом; 14. право на адаптацию, т.е. право изменять какое-либо произведение, создавая оригинал, новое произведение; 15. право на перевод, т.е. право переводить произведение с одного языка на другой; 16. право на компиляцию, т.е. право использовать произведение или его часть для получения нового произведения путем отбора, систематизации и монтажа; 17. иные права, относящиеся к собственнику авторского права. В дополнение Закон обеспечивает смежные права издателей, исполнителей, продюсеров аудио- и видеозаписей, а также радио- и телевизионных станций. Условия защиты прав Законом не установлено временное ограничение на защиту авторских прав. Срок защиты прав на публикацию произведения физического лица и иных прав собственности равен продолжительности жизни автора, плюс 50 лет. В случае совместного авторства срок защиты прав истекает 31 декабря пятидесятого года после смерти последнего пережившего автора. Срок защиты прав на произведения юридических лиц и иных организаций, либо кинематографических и графических произведений составляет 50 лет с их первой публикации. Средства защиты от нарушений авторских прав Закон выделяет различные виды противоправной деятельности, влекущих наступление гражданской, административной и/или уголовной ответственности. Гражданские средства защиты применяются владельцами прав, чьи авторские или смежные права нарушены. Они включают: · судебный запрет против посягательства на права; · устранение вредного эффекта; · принесение извинений; · возмещение ущерба. Обычно расчет размера нанесенного ущерба основывается на фактических убытках владельца авторских прав. В случае возникновения сложностей в определении фактических убытков, размер возмещаемого ущерба может основываться на незаконном доходе, полученном нарушителем. При невозможности применения обоих указанных методов, компетентный народный суд своим решением назначает возмещение в размере 500 тыс. юаней. В случае, когда нарушение авторских прав затрагивает общественные интересы, к нарушителю применяются административные санкции, налагаемые Национальным управлением по авторским правам или его местными отделениями, включая: · издание приказа о прекращении противоправных действий; · конфискацию незаконного дохода; · конфискацию и уничтожение незаконного продукта; · наложение штрафа; · при серьезности нарушения - конфискацию материалов, частей, оборудования и пр., используемых для производства нарушающих закон репродукций. Если нарушение авторского права квалифицируется в соответствии с Уголовным законом КНР как уголовное преступление, к преступнику применяется соответствующее уголовное наказание. II . Торговые марки Законодательство Регистрация торговых марок (товарных знаков, знаков обслуживания) в Китае осуществляется на основании следующих нормативных актов: · Закона КНР о торговых марках – Закон (Trademark Law of the People's Republic of China), действующему в редакции от 27 октября 2001 г.; · Положений о применении Закона КНР о торговых марках – Положения (Implementing Regulations Under the Trademark Law) в редакции от 4 сентября 1992 г. Законом определено, что «для приобретения исключительного права на использование торговой марки, включая сервисную марку, любое физическое или юридическое лицо, либо иная организация должны подать заявление для регистрации торговой марки в Управлении КНР по торговым маркам (Chinese Trademark Office)». Предмет регистрации Для регистрации может быть заявлено любое визуальное изображение, если оно может быть использовано физическим лицом, юридическим лицом или иной организацией для отличия предметов (товаров) или услуг от других, включая любые слова, дизайн, буквы алфавита, числа, символы трехмерного измерения, комбинации цветов. В Китае символы трехмерного измерения и комбинации цветов стали регистрировать лишь с 2002 года. Следует отметить, что некоторые специальные слова или символы (страны, названия международных организаций, иные названия как, например, «Красный крест) не могут быть зарегистрированы в качестве торговой марки. Принципы регистрации При подаче двух или нескольких заявок для регистрации идентичных или схожих торговых марок на одни и те же или схожие товары, Управление КНР по торговым маркам утверждает ту заявку, которая была подана первой. Если заявки были поданы в один день, предварительное утверждение получит та торговая марка, которая была использована ранее. Остальные заявки не рассматриваются и их торговые марки не публикуются. Срок действия торговой марки установлен в 10 лет, начиная с даты утверждения регистрации, и может быть продлен по истечении этого времени еще на 10-ти летний период при соблюдении установленных процедур. Передача лицензии Любой владелец зарегистрированной торговой марки может передать ее для использования другому лицу на основе лицензионного контракта (trademark license contract). При этом лицо, выдающее разрешение, должно осуществлять наблюдение за количеством товара, в отношении которого лицо, имеющее лицензию, использует его торговую марку. В свою очередь, последний должен гарантировать качества товаров, на которые распространяется зарегистрированная торговая марка. Лицензионные контракты представляются для регистрации в Управление КНР по торговым маркам. Нарушения прав на торговую марку Следующие действия расцениваются Законом в качестве нарушения прав на торговую марку: · использование торговой марки без разрешения лица, получившего патент на нее, идентичной или сходной с зарегистрированной торговой маркой в отношении идентичных или сходных товаров; · продажа товаров, в отношении которых известно, что они имитируют зарегистрированную торговую марку; · подделка или представление без разрешения зарегистрированной торговой марки другого лица; · замена без согласия лица, получившего патент, его зарегистрированной торговой марки, а также рынка распространения товаров с зарегистрированной торговой маркой; · иными действиями нанесение вреда исключительному праву другого лица использовать зарегистрированную торговую марку. При нарушении прав на использование зарегистрированной торговой марки лицо, чьи права нарушены, при невозможности урегулирования ситуации путем переговоров, вправе решать вопрос в судебном порядке или прибегнуть к административному разбирательству с помощью Торгово-промышленного управления (Administration of Industry and Commerce - AIC). AIC осуществляет свою деятельность на национальном, провинциальном и муниципальном уровнях. Являясь государственным органом, AIC играет важную роль в вопросе содействия юридическим и физическим лицам в урегулировании споров по торговым маркам. Кроме этого, в его функцию входит регистрация компаний, надзор за справедливой конкуренцией на рынке и др. При установлении факта нарушения прав на торговую марку AIC вправе приказать нарушителю немедленно прекратить противоправные действия, конфисковать и уничтожить контрафактные товары и оборудование для его производства, а также наложить соответствующий штраф. В случае неудовлетворенности заинтересованной стороны решением AIC, лицо может обратиться за разрешением вопроса в суд в соответствии с Законом КНР об административных процедурах (Administrative Procedure Law of the People’s Republic of China). При наличии состава преступления кроме санкций административного характера и компенсации причиненного ущерба потерпевшей стороне, к виновным могут применяться уголовные наказания. III . Патенты Дополненный Закон КНР о патентах - Закон (Patent Law of the People's Republic of China), сближающий Китай с требованиями ВТО в этой области, вступил в силу с 1 июля 2001 года. Основные изменения дополненного Закона можно сгруппировать в три категории: юридическая и административная защита; усовершенствованная процедура подачи заявления; упрощенная процедура исполнения. 1. Юридическая и административная защита , предусмотренная в Законе, устранила ряд существенных различий между ранее действующим китайским законодательством и нормами Соглашения ВТО о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (WTO Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights - TRIPs). Предложение к продаже Статья 11 Закона предоставляет собственнику патента право запрещать без его подтверждения «предложение к продаже», имея в виду, что никто не может предлагать продукты для продажи, рекламировать продукты или выставлять их на обозрение в магазинах или на торговых ярмарках без определенно выраженного подтверждения патентодержателя. Требование такого подтверждения дает возможность патентодержателю защитить рынок от проникновения поддельной продукции. Указанное обстоятельство особенно важно для патентодержателей в случаях, когда продукты предназначены для личного использования и производителя поддельной продукции сложно идентифицировать. В соответствии с ранее действующим Законом о патентах право патентодержателя запрещать предложение к продаже третьей стороны неподтвержденной продукции, не было защищено. Новая редакция Закона устраняет существенное различие между нормами ранее действовавшего национального законодательства КНР и TRIPs. Ущерб В соответствии со статьей 60 Закона ущерб от нарушения патента исчисляется исходя из потерь, понесенных собственником патента, либо из прибыли, полученной нарушителем в результате такого нарушения. Если потери или прибыль трудно определимы, ущербом будет считаться составная от патентных роялтей. Ранее действующий Закон не устанавливал стандарта для определения ущерба от нарушения патента. На практике суды обычно использовали стандарт для возмещения ущерба, установленный Основами гражданского законодательства КНР. Согласно Циркуляру Верховного суда КНР 1992 года «Об ответах на некоторые вопросы, связанные с рассмотрением дел о патентах» (Циркуляр Верховного суда), суд может рассчитать ущерб от нарушения патента на основе потерь патентодержателя, прибыли нарушителя или размера разумных (обоснованных) роялтей. До этого, на основе метода, базирующегося на роялтях, ущербом признавалась разумная (обоснованная) сумма не ниже уровня роялти. В дальнейшем увеличение или снижение уровня компенсации, связанной с нарушением патентных прав, будет зависеть от норм, которые будут заложены в разрабатываемое в настоящее время Положение о применении Закона. Неумышленное использование или продажа продуктов, нарушающих патентные права В соответствии со статьей 63 Закона лицо, использующее или продающее запатентованный продукт, полученный в результате патентования без знания того, что он был изготовлен или продан без разрешения патентодержателя, не является ответственным за причиненный ущерб при условии, что это лицо сможет доказать легальное происхождение продукта. Согласно ранее действовавшему законодательству незнание этого обстоятельства было достаточным для освобождения продавца или пользователя от наказания за причиненный ущерб, серьезно нанося вред осуществлению патентных прав. Теперь дополненные положения Закона налагают на пользователя или продавца продукта с нарушенным патентным правом обязательства по доказыванию того, что право не нарушено или привлекают к ответственности. Данное положение позволяет собственнику патента лучше контролировать рынок и предотвращать незаконную торговлю запатентованными продуктами. Наличие предварительного запрета Как определено статьей 61 Закона, если собственник патентных прав и заинтересованная сторона могут доказать, что кто-то нарушает или будет нарушать их права и это, без принятия неотложных мер, приведет к потерям, они вправе потребовать от суда вынесения судебного запрета и принять необходимые меры для защиты своих прав. Выполняя требование TRIPs о так называемом «быстром средстве защиты права», положения Закона предусматривают средство, подобное предварительному запрету, имеющемуся в других юрисдикциях. Гражданско-процессуальный закон КНР предусматривает процедуры для организации защиты доказательства и сохранения собственности, которые не могут быть использованы для остановки нарушения до вынесения судебного решения. Ранее действовавшее законодательство не содержало положений о предварительном запрете, указанная норма используется в китайском патентном законодательстве впервые. Ужесточение стандартов для «обязательной» лицензии Дополненный Закон предусматривает более жесткие стандарты в отношении так называемой «обязательной» лицензии (compulsory license). Согласно статьям 50, 52 и 55 Закона в случае, когда изобретение или вспомогательная модель, на которые распространяются патентные права, содержат в себе важный технический прогресс существенного экономического значения ( of considerable economic significance ) по сравнению с ранее выданным патентом, а эксплуатация нового изобретения или вспомогательной модели зависит от использования ранее выданного патента, Управление КНР по интеллектуальной собственности может, по запросу предыдущего патентодержателя, предоставить обязательную лицензию на использование предыдущего патента. Управление КНР по интеллектуальной собственности должно уведомить патентодержателя о своем решении выдать обязательную лицензию и зарегистрировать объявление о своем решении. Такое решение должно определять объем и срок действия лицензии, установленные в соответствии с основаниями, по которым принималось решение. При прекращении существования указанных оснований патентодержатель может обратиться в Управление КНР по интеллектуальной собственности с просьбой пересмотреть решение. Если патентодержатель или сторона, которая обращается за/и получает обязательную лицензию ( grantee ), не удовлетворены решением органа, выдавшего лицензию, или судебным решением в отношении роялти, выплачиваемой за эксплуатацию, то они имеют право в течение 3-х месячного срока обратиться в Народный суд. Парижская конвенция о защите промышленной собственности разрешают странам-участницам включать положения об обязательных лицензиях в их патентное законодательство. Тем не менее, статья 31 TRIPs ограничивает использование обязательных лицензий, т.к. известно, что развивающиеся страны могут нанести ущерб интересам развитых стран, предоставляя чрезмерное количество обязательных лицензий. В данном вопросе новая редакция Закона отвечает требованиям TRIPs. 2. Упрощенная процедура подачи заявки Международные заявки китайских юридических и физических лиц В соответствии со статьей 20 Закона любое китайское юридическое или физическое лицо, намеревающееся зарегистрировать заявку на патент за рубежом на изобретение, сделанное в Китае, должно вначале зарегистрировать заявку в Патентном ведомстве КНР, которое затем назначает патентного агента. Любое китайское юридическое или физическое лицо может зарегистрировать международную заявку на патент. Ранее действовавшее законодательство предписывало китайскому юридическому или физическому лицу получить одобрение соответствующего административного органа до регистрации иностранной или международной заявки, однако при этом оно не давало определения термину «соответствующий административный орган». Новая редакция Закона соответствует процедурным требованиям Парижской конвенции и TRIPs, предоставляя возможность предприятиям с иностранным капиталом, в особенности китайским научно-исследовательским центрам мультинациональных корпораций, защищать патенты в Китае и за рубежом. Обязательства агента Статья 19 Закона предписывает патентному агенту действовать в качестве поверенного патентного заявителя в соответствии с выданными ему полномочиями. Патентный агент обязан сохранять конфиденциальность в отношении всей информации, получаемой в процессе его деятельности в качестве агента. В случае нарушения агентом положения о конфиденциальности патентодержатель вправе применить соответствующие меры воздействия, предусмотренные Законом. 3. Упрощенные процедуры исполненияказанная статья Закона предусматриваем соответствующие меры воздействия на ции, получаемой в процессе его деятельности в качнст В соответствии с новой редакцией Закона указанные процедуры упрощены в следующих основных направлениях: Процедуры отмены и аннулирования патента Новая редакция Закона установила, что заинтересованная сторона может претендовать на патентные права только используя процедуру аннулирования патента. Статьи 45 и 46 Закона описывает указанную процедуру. Если какое-либо лицо полагает, что предоставленные права на патент не соответствуют положениям Закона, оно может просить Совет по проверке патентов Патентного ведомства объявить об аннулировании патентных прав. Совет обязан провести проверку запроса, вынести решение и уведомить заявителя и патентодержателя о своем решении. Патентное ведомство обязано зарегистрировать решение об аннулировании патентных прав и сделать об этом объявление. Любая сторона, не удовлетворенная решением Совета, вправе обратиться в Народный суд с аппеляционной жалобой в течение трех месяцев со дня получения решения Совета. Народный суд должен известить об обращении противоположную сторону, дав ей возможность защищать свои права. Бремя доказывания В соответствии со статьей 57 Закона, если речь идет о процессе, в результате которого создается новое изобретение, любое лицо, производящее идентичный продукт, обязано доказать, что его процесс отличен от уже запатентованного процесса. Юрисдикция местных властей В соответствии со статьями 3 и 57 Закона патентные органы провинциального уровня могут в рамках своей компетенции принимать к рассмотрению споры о нарушении патентных прав. При обнаружении факта нарушения патентных прав они могут приказать нарушителю прекратить противоправные действия. В случае несогласия с административным решением нарушитель может подать жалобу в суд. Если нарушитель не прибегает к судебной защите и не прекращает противоправных действий, местные власти вправе запросить суд о принудительном исполнении административного решения. При нанесении ущерба местные власти могут при согласии сторон содействовать в урегулировании вопроса. При отклонении такого посредничества дело подлежит рассмотрению в суде. Местные патентные власти могут применять санкции к нарушителям в виде наложения штрафа в размере от 1 тыс. юаней до 50 тыс. юаней, либо трехкратного размера от незаконного дохода, конфискации незаконных продуктов, приказа о прекращении противоправных действий. Решения о наказаниях, вынесенные местными властями, могут быть обжалованы в Народном суде в течение 3-х месяцев после их принятия. В приложениях к настоящей Справке приводятся для практического применения адреса государственных органов КНР, в компетенцию которых входят вопросы регулирования и защиты интеллектуальной собственности в стране, а также вэб-сайты китайских юридических фирм, специализирующихся в этой области. Ведущий специалист-эксперт (юрист) Торгового представительства России в КНР А.В. Махров Приложение 1 Список адресов государственных органов КНР, в компетенцию которых входят вопросы регулирования и защиты интеллектуальной собственности Торгово - промышленное управление (Administration of Industry and Commerce - AIC). Управление КНР по торговым маркам Trademark Office 8 Sanlihe East Road Государственное управление КНР по защите интеллектуальной собственности State Intellectual Property Office (SIPO) No 6 Xitucheng Road Национальное управление КНР по авторским правам National Copyright Administration of China (NCA) Главное государственное управление КНР по надзору, инспекции качества и карантину General Administration of Quality Supervision, Inspection and Quarantine (AQSIQ) Приложение 2
|