Реферат: «Междисциплинарные исследования в юриспруденции» для слушателей программы
Название: «Междисциплинарные исследования в юриспруденции» для слушателей программы Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат ![]() |
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Федеральное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Юридический факультет Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ на заседании кафедры уголовного права и криминологии Декан факультета к.ю.н., проф. Гайков В.Т. Протокол № ------- « » 2007 г. « » 2007 г. Зав. кафедрой к.ю.н., проф. Гайков В.Т. Литературный обзор «Междисциплинарные исследования в юриспруденции» для слушателей программы «Междисциплинарное индивидуальное гуманитарное образование» Составитель: к.ю.н., доцент Минькова А.М. Ростов-на-Дону 2007 СодержаниеОбоснование проблемы междисциплинарности в юриспруденции . 5 Бинарные юридические дисциплины: история формирования, знаковые персоналии и круг проблем.. 9 Юридическая антропология и антропология права. 11 Экономика права (Economics of Law) 45 Гибридные отрасли исследования с включенным правовым компонентом…………………………………………………………………….………….69 .. Библиографический список литературы .. 74 Введение Настоящий литературный обзор предназначен для того, что сориентировать студента, обучающегося по программе МИГО, относительно круга проблем в области междисцилинарных исследований в юриспруденции. Обзор содержательно состоит из трех разделов и библиографического списка литературы. В первом разделе проводится обоснование проблемы междисциплинарного исследования в современной российской юриспруденции. Отмечается, что для отечественной юридической науки характерен высокий уровень догматизации, который может быть преодолен только с использованием междисциплинарных подходов в исследованиях. В нем обозначены предметные поля междисциплинарности, выделяя междисциплинарное изучение права и междисциплинарные исследования в праве. В рамках второго раздела «Бинарные юридические дисциплины: история формирования, знаковые персоналии и круг проблем» представлен мини-обзор специальных дисциплин, на стыке юриспруденции с иными областями знаний. Эти отрасли знаний имеют четкие предметные поля исследования, серьезную историю формирования и развития и, как правило, институционализированы в виде самостоятельных дисциплин в системе высшего юридического образования. К таковым мы отнесли философию права, антропологию права, социологию права, экономику права, юридическую лингвистику и юридическую психологию. Метод изложения материала внутри раздела значительным образом отличается, что обусловлено спецификой описываемых отраслей знаний. В него включены и, собственно, обзоры базовых источников по проблеме, и обзор материалов профильных конференций, и перевод статей из иностранных журналов, и сравнение публикаций в одноименных российских и англоязычных изданиях. В третьем разделе намечено предметное поле гибридных исследований нового типа с юридическим компонентом (маргинальная юриспруденция, гендерная юриспруденция и т.д.) и приведено кратное изложение работы подобного типа. Библиографический список литературы включает в себя 83 источника по проблеме. Обоснование проблемы междисциплинарности в юриспруденции Представляется, что обзор источников по междисдисциплинарным подходам в юриспруденции целесообразно предварить рассмотрением вопроса о понятии и системе юриспруденции, явлении междисциплинарности применительно к проблемам юридического толка и определении предметных полей междисциплинарности в сфере правовых явлений. В Советском юридическом словаре под редакцией С. Братуся, Н. Казанцева, С. Кечекьяна 1953 года содержалось следующее определение: Юриспруденция (лат. jurisprudentia) – буквально – знание права, правоведение. Термин «Юриспруденция» употребляется для обозначения как науки права и теоретической деятельности в этой области, так и профессиональной деятельности юриста-практика. При этом обращает на себя внимание то обстоятельство, что в Большом юридическом словаре (А. Сухарев, 2005) понятие юриспруденции отсутствует и предлагается лишь определение юридической науки - общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, и различные аспекты правоприменительной деятельности. В то же время категория юриспруденции приобретает в настоящее время преимущественно прикладное содержание и начинает пониматься как профессиональная юридическая деятельность, объективно сложившаяся в процессе социального разделения труда и подчиняющаяся определенным нормам (А.Э. Жалинский Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. М., Проспект, 2007). В этом смысле двойственность понимания юриспруденции (как науки и как профессиональной деятельности) задает два уровня междисциплинарного пересечения - уровень научных исследований и уровень конкретных видов профессиональной деятельности. В рамках настоящего обзора и учебного проекта мы сознательно ограничиваемся лишь уровнем теоретического познания, оставляя в стороне практическую деятельность юриста, хотя синтетический характер последней требует от лица, ею занимающегося, широкого комплекса знаний и навыков неюридического характера. При этом перечень значимых компетенций меняется в зависимости от вида профессиональной юридической деятельности. Формирование междисциплинарной компетентности в определенной мере заложено в государственном стандарте высшего профессионального образования и корректируется путем введения в учебный план соответствующих курсов. В качестве пердметно междисциплинарных учебных дисциплин следует назвать юридическую психологию, судебную медицину, судебную психитрию, криминологию, криминалистику. Дополняется междисциплинарное поле дисциплинами специализации – конституционная экономиика, криминофамилистика, социология преступности, управление рынком ценных бумаг, правовые основые антикризисного управления, судебная бухгалтерия, правовая статистика, уголовная политика, проблемы идентификации человека в судопроизводстве, виктимология, банкротство, включая анализ хозяйственной деятельности и т.д. Можно сказать, что учебный процесс выступает как необходимое звено между теоретической и прикладной юриспруденцией.[1] Если говорить о междисциплинарности в юриспруденции, то она обычно понимается следующим образом: 1) использование в юриспруденции категориального ряда, концепций и методов смежных научных дисциплин (истории, философии, социологии, психологии, политологии и т.д.). Вопросами методологии в отечественной юриспруденции традиционно занимаются в рамках науки общей теории государства и права. И, надо отметить, что это направление исследований не является популярным или, по крайней мере, достаточно разработанным. Обычным для учебной и научной литературы в этой области является указание на исползуемый набор методов, указывая в качестве таковых диалектику, сравнительный метод, метод анализа и синтеза, сравнительнос-структурный. В качестве специфических методов юриспруденции называют метод выработки правовых решений, методы толкования норм права.[2] Обращает на себя внимание, что методам проведения юридических исследований (исследований в сфере правовых являний) внимание вообще не уделяется. Надо отметить, что эта составляющая полностью игнорируется в процессе юридического образования, включая и послевузовскую ступень. Фактически исследователи самостоятельно осваивают научный инструментарий, активно заимствуя его из социо-гуманитарных и естественных наук; 2) выделение специальных юридических наук (криминология, криминалистика), предметное поле которых состоит из двух и более наук, одной из которых выступает юридическая - криминология, криминалистика, право социального обеспечения. В российской правовой системе они давно и прочно включены в систему юридических наук и юридического образования, хотя очевидная полидисциплинарность их предмета продолжает вызвать дискуссии относительно такого решения. Здесь надо отметить, что отнесение их к специальным юридичесим дисциплинам и, тем самым, включение преимущественно в предметное поле юриспруденции, во многом обусловлено академической традицией.[3] 3) формирование специальных дисциплин междисциплинарного характера (история права, философия права, социология права, юридическая политология, правовая кибернетика, юридическая антропология, юридическая логика, правовая статистика, юридическая лингвистика и т.д.). Часть из этих дисциплин имеет четко определенный предмет и круг обсуждаемых вопросов (философия права, юридическая психология), часть – находтися в стадии становления (юридическая лингвистика, экономика права) При этом обсуждаемым остается вопрос о принадлежности таких дисциплин к предметному полю юриспруденции;[4] 4) формирования новых полей междисциплинарности, в которых представления о материнских отраслях знаний полностью размывается – так называемые «гибридные» отрасли исследования, в которых правовой компонент играет весьма существенную роль (гендерные исследования, исследования городской среды, исследования преступности). Эти отрасли, как правило, не институционализируются в качестве самостоятельных университетских дисциплин: сфера их проявления - внеакадемические научные институции. Вообще, о монодисциплинарности в юриспруденции можно говорить лишь в одном случае – когда речь идет о юридической догматике – изучении права изнутри. В любом случае изучения права извне (будь то философия, социология, лингвистика), мы должны говорить о междисциплинарных подходах в изучении права.[5] Бинарные юридические дисциплины: история формирования, знаковые персоналии и круг проблем В рамках второго раздела мы представляет мини-обзор специальных дисциплин, на стыке юриспруденции с иными областями знаний. Эти отрасли знаний имеют четкие предметные поля исследования, серьезную историю формирования и развития и, как правило, институционализировано в виде самостоятельных дисциплин в системе высшего юридического образования. Философия права Первой из них как по времени возникновения, так и по влиятельности следует назвать философию права. В самом общем виде философия права понимается как часть социальной философии, которая занимается объяснением смысла, закономерностей и сущности права. Различные концепции философии права образуют главное содержание типов правопознания. Прямо или опосредованно эти философские концепции связаны с объяснением праа как социального и культурного явления. Надо заметить, что и становление юриспруденции как самостятельной науки связано было именно с философией права. Подобный подход к осмыслению права характерен именно для западноевропейской научной парадигмы, сформированной на основе эллинистической традиции и характерным для нее осознанием ценности права. Философия права – праматерь юриспруденции, которая и сформировалась как университетская дисциплина на базе философских концепций права, с одной стороны, и изучения классического римского права как свода законоположения, с другой. История философии права – история западноевропейской философии, так как все знаковые фигуры последней так или иначе отметились своим интересом к вопросам права (в период античности – Платон, Аристотель, Цицерон, Цельс; средневековая теология прставлена такими персоналиями как Фома Аквинский, С. Бартоль; новое время с его теорией естественного права – Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш.-Л. Монтескье, Ч. Беккариа, И. Бентам, Дж.-С. Милль, Г. Пухта, К. Савиньи, Р. фон Иеринг и др.). По большому счету до конца Х1Х века философия права существовала как вполне самодостаточная юридическая и философская дисциплина. Но сциентический бум этог периода породил отрасли и дисцилпины, выступающие как конкурирующие и выступающие в качестве дочерних по отношении к философии права – юридическую антропологию и социологию права. Особый интерес для нас представляет русская философия права Х1Х века, основной идей которой вытупило соотношение права и нравственности. Среди наиболее ярких фигур следует назвать М.М. Сперанского, К.П. Победоносцева, Б.Н. Чичерина, С.А. Муромцева, Н.М. Куоркунова, В.С. Соловьева, Г.Ф. Шершеневича, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, С.Л. Франка, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина.[6] Следует обратить внимание, что часть имен будет повторяться при характеристике истории становления иных полей междисциплинарности. Это лишь подверждает общий тезис о генетической связи иных наук с философией. В ХХ века философия права пыталась заново свой собственный предмет исследования, что было сделать особенно сложно в условиях утраты общей философией своего предмета, что привело к ее дроблению и формированию таких подотраслей как юридическая гермневтика (Гадамер), юридическая семиотика и др. На сегодняшний день в российской науке, "предмет философии права можно охарактеризовать как разработку логики, диалектики и теории познания правового бытия" (Керимов Д.А. Предмет философии права. //Государство и право.1994. №7). В другой работе Д.А.Керимов видит перспективы философского осмысления права под углом зрения о всеобщих диалектических законах и категориях (Керимов Д.А. Основы философии права. М.,1992). С несколько иных позиций рассматривает философию права В. С. Нерсесянц. Исходя з того, что предметом этой высшей духовной формы познания является "право в его и соотношении с законом" (Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.,1997. С. 10 и след.), он именно по этим углом зрения характеризует основные проблемы философии права. В России на сегодняшний день философия права продолжает существовать как самостоятельная научная и учебная дисциплина, имеющая тесную связь с теорией государства и права и историей политических и правовых учений. Среди наиболее ярких фигур кроме отмеченных выше следует назвать С.С. Алексеева, А.В. Полякова, разработавшего любопытную коммуникативную теорию права. Юридическая антропология – наука, возникшая в конце XIX века, в предметную область которой «входят правовые системы и в целом весь комплекс правовых явлений (все правовые формы в широком смысле этого слова – правовые нормы, отношения, идеи и представления, институты, процедуры, способы регуляции поведения, защиты порядка, разрешения конфликтов и т.д.), которые складываются в различных сообществах (первобытных, традиционных, современных), у разных этносов (народов, наций), в разные эпохи и в разных регионах мира».[7] В России «пик» юридико-антропологических исследований пришелся на вторую половину ХIХ - начало ХХ века. Среди значимых фигур российсокй юридической антропологии этого времени следует назвать М.М. Ковалевского, чьи сравнительно-исторически исследования в этой области с полным основанием можно считать классикой российской юридической антропологии. Современные русскоязычные исследования в этой области носят единичный характер. Базовым источником является перевод французского издания (Париж, 1988 год) книги Норбера Рулана «Юридическая антропология» (М., Норма, 2000). Книга состоит из трех частей, введения, общего заключения. В русское издание не вошли такие части, как библиография, обзор литературы. Общий объем русскоязычного издания 310 страниц. Далее предлагается краткий обзор содержания работы с тем, чтобы определить основной круг проблем, представляющих интерес для юридической антропологии. Во введении обозначены основные цели и задачи юридической антропологии как науки и учебной дисциплины, ее место в системе других наук. Автор начинает с различия между биологической антропологией, которая изучает человека в его целостности, в архитектуре его тела, и социальной и культурной антропологией, изучающей условия жизни человека в обществе и формы использования им своего интеллекта и своей эмоциональности. Далее обозначается предметное поле юридической антропологии и значимость этой дисциплины для юридического образования. Содержательно работа делится на три части: история данной науки (или, как обозначает автор, рассмотрение меняющегося состояния западной антропологии); исследования основных механизмов традиционных обществ; юридико-антропологическое исследование современного общества. Часть первая. Размышления о подмене понятий: видение Запада. Глава 1. Развитие представлений о реальном. Раздел 1. Антропология и колонизация. Н. Рулан пишет об особенностях становление антропологии в ходе колонизации и влиянии этого процесса на сущность и содержание науки. Территориальная экспансия западной цивилизации была одновременно благом и злом для антропологии. Благом – так как это давало возможность ощутить культурные различия, злом – потому что колонизация создает ситуацию культурного неравенства. Автор исследует модели использования антропологических знаний в практике британского и французского колониализма и приходит к выводу, что антропология не была инструментом колониализма. Раздел 2. Этноцентризм, расизм и самобытность. В данном разделе автор обозначает эти явления применительно к вопросам юридической антропологии. Юридически этноцентризм западного общества с его идеями права как писаного разума выхолащивает содержание норм традиционного права, при этом европейским юристам не удается перевести на юридический язык специфический характер традиционных концепций. Глава 2. Эволюция проблематики юридической антропологии. В это главе на фоне международной обстановке анализируется становление теории и практики юридической антропологии. Раздел 1. Основатели юридической антропологии. Первые крупные работы по юридической антропологии были написаны во второй половине XIX века. Однако она возникла не на пустом месте. Ее предшественниками автор называет Протагора, Платона, Аристотеля, Монтескье, которого Рулан считает первым антропологом-юристом нашего времени. В качестве основателей юридической антропологии указаны Самнер-Мэн, Баховен, Мак-Леннан и Морган. При этом смена терминологического ряда: сравнительная юриспруденция – юридическая археология – юридическая этнология – юридическая антропология. Далее предметом анализа становится юридическая антропология Маркса и Энгельса. Итогом их деятельности стало то, что правовая мысль стала освобождаться от римской традиции. Раздел 2. Теоретические основания юридической антропологии. Первый параграф посвящен анализу влияния эволюционализма в различных его проявлениях на становление и развитие юридической антропологии. В юридическом плане эволюционный подход позволяет придать праву специфический характер по отношению к морали и религии и перенеси процесс его зарождения с социальной группы (обычай) на государство (закон). Эволюция также создает условия для возникновения специализированного карательного аппарата. Во втором параграфе содержится общая характеристика теории функционализма Б. Малиновского применительно к правовым явлениям. Знаковым моментом для функционализма стал переход от нормативного к процессуальному анализу права, благодаря которому юридическая антропология перенесла свое внимание на конкретный анализ правовых явлений и правового поведения. Часть вторая. Мысли о многообразии: юридическая антропология традиционных обществ. Вторая часть исследования состоит из четырех глав. Глава 1. Традиционная юридическая система. Раздел 1. Идеальный юридический порядок. Раздел открывается вопросом о специфике африканского видения мира, из комплекса идей и представлений которого рождается специфическое понятие источников права, обзор которых имеет место во втором параграфе данного раздела. Раздел 2. Пережитый юридический порядок. В этом разделе рассматриваются вопросы предупреждения и урегулирования конфликтов в традиционном африканском обществе. Общественный контроль осуществляется в рамках трех фундаментальных отношений (человек-человек, человек-вещь, человек-бог), в который участвует любой субъект права и которые влекут юридические последствия. Раздел 3. Устное право и общинная модель Н. Рулан весьма критично характеризуется классические юридические теории устного права, в рамках которых оно негативно определяется по сравнению с письменным правом. Со ссылкой на Дж. Гуди он отмечает, что появление письменности способствует развитию абстрактного мышления и потере индивидуумом господства над правом, а также появлению определенной группы людей (юристов), специализирующихся в толковании права. На первый взгляд, устное общение представляется более рудиментарным. Но именно устное право способствует сохранению более сбалансированной общинной модели, которая на первое место ставит плюрализм и стремление к взаимоодополняемости как между сообществами, так между группами и индивидами. Основной принцип этой модели: только индивидуумы, рассматриваемые как представители своих групп, могут участвовать в юридической жизни в пределах полномочий данной группы. Глава 2. Основные юридические отношения. В этой главе рассматриваются основные типы юридических отношений в традиционном праве Черной Африке – родственные отношения, земельные отношения, договорные отношения которые подробно анализируются в трех одноименных разделах. Глава 3. Урегулирование конфликтов. Автор рассматривает вопросы урегулирования конфликтов в традиционном праве в духе процессуального анализа. Раздел 1. Войны в традиционных обществах. В этой главе представлены основные теории войн – экономические, натуралистические, структуралистские, и анализируется специфика войн в традиционных обществах как следствия реализации их планов по социальному единству. Раздел 2. Общество и насилие. Раздел начинается рассмотрением вопроса о внутри- и межгрупповой агрессии в сообществах животных, далее проводится сравнительная характеристика сообщества людей и сообщества животных и анализ центрального явления – насилия в человеческом обществе. При этом специально рассматривается вопрос о применении насилия и значении солидарности Раздел 3. Способы разрешения конфликтов. Основное внимание в данном разделе уделено процедурам урегулирования конфликтов, которые Н. Рулан типологизирует на судебные и несудебные и подробно анализирует. Далее предлагается типология доказательств в традиционных правовых культурах (трансцендетные, вещественные и смешанные). В заключении рассматриваются основные способы выхода из конфликта – очищение, возмещение, компенсация, изгнание. Раздел 4. Система возмездия и уголовная система Рулан рассматривает месть и наказание как два сосуществующих процесса в любом обществе – современном или традиционном. Глава 4. Результаты влияния одних культурно-правовых систем на другие В этой главе исследуется вопрос о взаимном влиянии правовых семей, результатом которого Н. Рулан видит в установлении единообразного права. Раздел 1. Общая теория движения права Автор определяет передачу права как операцию, с помощью которой с принуждением или без право передается от одного общества к другому и задает вопрос – не является ли рецепция в силу значимых культуральных различий иллюзорной. Рулан отвечает на этот вопрос положительно. Если передача права навязана в процессе колонизации и все же состоялась, цена этой передачи очень высока – распад структуры общества-рецептора либо искажение сути передаваемого права. Раздел 2. Правовая колонизация в Черной Африке В данном разделе подробно исследуются формы и виды правовой аккультурации во франкоговорящих странах Африки – в результате исламизации и в результате европейской колонизации. В качестве основных механизмом внедрения европейского права называются интерпретация обычаев, их запись и кодификация. Раздел 3. Сопротивление правовой аккультурации в Черной Африке На материале тех же стран рассматриваются формы сопротивления традиционного права процессу аккультурации в сфере политической организации и частного права (семейных, земельных отношений, при урегулировании конфликтов) и формулируется общий вывод о том, что традиционное право даже в условиях формальных изменений сохраняет значительную силу и влияние. Часть третья. Юридическая антропология современного западного позитивного права В этой части работы Н. Рулан применяет методы юридической антропологии к анализу основных проблем современного позитивного права с целью понять, как оно функционирует. Глава 1. Сравнение традиционных и современных систем права В этой главе анализируется современные сравнительные теории (от эволюционизма к неокультуралистстким теориями). Глава 2. Юридическая антропология позитивного права Раздел 1. Мифы позитивного права Автор переносит мифологичность традиционных обществ на современное общество западного типа и анализирует мифы позитивного права, среди которых выделяет миф индивида и либеральный тотемизм, миф государства, мифы кодексов и законов. Раздел 2. Мутации семьи и ее устойчивость. В этом разделе утверждается, что современное позитивное право обсуживает миф о нуклеарной семье, игнорируя социально-экономическую гомогамию. Специальному исследованию подвергается вопросы о правовом запрете на инцест и нетрадиционных способах зачатия. Раздел 3. Категория договора и категория принуждения в способах урегулирования конфликтов в современном обществе Н. Рулан отмечает, что в современном обществе несмотря на заявленную публичность правосудия существуют альтернативные способы урегулирования конфликтов и предлагаются интерпретативные теории множественности нормативных категорий урегулирования конфликтов (теория эволюционизма, теория судебного плюрализма, опыт неформальной юстиции в США). Автор рассматривает эту вопрос применительно к ситуации современной ему Франции, затрагивая такие аспекты как судебный ритуал и категория принуждения, проявления категории договора, ритуализация и формализм. Общее заключение. Юридическая антропология и метафизика. В этой части работы Н. Рулан показывает, что юридическая антропология осмысливает феномен права как проявление смысла жизни применительно к трем глобальным проблемам человеческого существования – смысла истории, понятия зла и понятия смерти. При этом автор отмечает, что многие традиционные общества выработали в этой области оригинальные концепции. Право же в конечном итоге он определяет как один из инструментов, которые изобретает каждое общество, чтобы попытаться разрешить свои конфликты. Таким образом, эта работа очерчивает предметное поле юридической антропологии и определяет круг основных проблем В 1997 году на русский язык была переведена и в 1998 году опубликована классическая работа в области сравнительного правоведения Рене Давида и Камиллы Жоффре-Спинози «Основные правовые семьи современности» (М., Международные отношения, 1998. 400 с.). Это исследование нельзя в полной мере отнести к юридико-антропологическим - оно правовое по форме и по содержанию. Однако используемые методы исследования и его конечные задачи позволяют характеризировать его как междисциплинарное (на стыке юриспруденции, антропологии, социологии и социальной географии). По сути дела, оно представляет собой первую правовую карту мира. Работа состоит из введения и четырех частей. Отдел первый введения посвящен вопросу развития сравнительного правоведения и его соотношению с историей, философией, социологией и общей теорией права, а также определяется значение правовой компаративистики для становления системы международного права и унификации национальных правовых систем. Во втором отделе исследуются постоянные и переменные элементы права и формулируются категории правовой семьи и дается их группировка. Первая часть работы посвящена анализу романо-германской правовой семьи, вторая – семье социалистического права, третья – семье общего права. При этом исследование строится по типовой схеме – историческое формирование системы, структура права и источники права. Часть четвертая «Другие виды общественного строя и права» представляет для нас в рамках данного проекта наибольший интерес. Р. Давид рассматривает в ней мусульманское право, право Индии, правовые системы Дальнего Востока (китайское и японское право), правовые системы Африки и Мадагаскара. При этом помимо формально-юридических моментов (источники права и его структура) он задается вопросом, каким образом в процессе колонизации происходила рецепция западного права. При анализе мусульманского права отмечается его религиозная основа, сложности его применения в условиях современности, его несоответствие современному мышлению и формы приспособления к современному миру – обращение к обычаю, использование соглашение, стратагем и фикций. Детально исследуется процесс вестернизации мусульманского права и становление позитивного права в мусульманских странах. Вторую систему традиционного права составляет индусское право, которое следует отличать от права Индии как национального государства. Индуизм обязывает своих последователей помимо принятия определенных догм к определенному пониманию мира, которое предполагает особенную общественную структуру и особый образ жизни: таким образом, религиозные предписания функционально выполняют норм правовых в обществах западного типа. В период британской колонизации Индии нормы индусского права были в значительной степени деформированы в ходе применения их английскими судьями, также была сокращена сфера их применения. Правовые системы Дальнего Востока весьма различны, но их объединяет одно – право в них существует, но оно наделено субсидиарной функцией: обращение в суды возможно лишь тогда, когда исчерпаны все иные способы урегулирования конфликта. На примере Китая и Японии рассматривается вопрос о влиянии западный правовых систем на традиционное право. При исследовании правовых систем Африки и Мадагаскара обращается внимание на африканскую концепцию социального порядка, связанным с мифическим строем универсума, акцент в котором сделан не на субъективных правах, а на обязанностях. Далее проводится различие между колониальной политикой Англии и Франции в области публичного права, которая, однако привела к сходному результату – вестернизации правовой система Африки, эволюции обычного права и формированию так называемого нового права. После обретения независимости в африканских государствах начались процессы реабилитации традиционных ценностей, но с использованием технических приемов континентального права (кодификация). Причем отмечается, что в строго юридическом смысле деколонизация привела к национализму в правовом смысле. Обзор русскоязычной литературы по юридической антропологии представила З.П. Соколова, назвав его «Пять книг по юридической антропологии» (ЭО, 2004, № 2), сокращенный вариант которого представлен ниже. Первая книга по проблемам юридической антропологии Homo Juridicus (Матер. конф. по юридической антропологии / Отв. ред. Н.И. Новикова, А.Г. Осипов. М., 1997), открывшая цикл публикаций исследований нового направления современной российской этнологии, содержит материалы конференции по юридической антропологии, состоявшейся в июне 1996 г. в Москве в Институте антропологии и этнологии РАН. Организаторами конференции было предложено обсудить следующие темы: 1) предмет юридической антропологии; 2) обычное право и правовой плюрализм; 3) национальные и конфессиональные меньшинства в правовом пространстве; 4) антропологическая критика законов и правоприменительной практики. Во второй книге «Человек и право» (Книга о Летней школе по юридической антропологии / Отв. ред. Н.И. Новикова, В.А. Тишков. М., 1999) представлены материалы, обсуждавшиеся на заседаниях Летней школы по юридической антропологии в Звенигороде в мае 1999 г. Книга состоит из двух частей: «Научные материалы и лекции» и «Сообщения участников школы». В обеих частях содержатся теоретические статьи по общим проблемам юридической антропологии, правового плюрализма, основ защиты прав коренных малочисленные народов Севера (далее — КМНС) и других народов, сущности мусульманского права, обычного права народов России и СНГ. Третья книга «Обычное право и правовой плюрализм» (Материалы ХI Междунар. конгр. по обычному праву и правовому плюрализму, август 1997 г. / Отв. ред. Н.И. Новикова, В.А. Тишков. М., 1999) посвящена материалам ХI Международного конгресса по обычному праву и правовому плюрализму, проходившего в августе 1997 г. в Москве. В ней пять частей: 1. Правовой плюрализм в меняющемся мире. 2. Аборигенные народы, меньшинства и формы самоопределения. 3. Формы собственности и использование природных ресурсов. 4. Право на интеллектуальную собственность. 5. История и теория правового плюрализма. В четвертой книге «Закон и жизнь» (Юридическая антропология. Закон и жизнь. Отв. ред. Н.И. Новикова, В.А. Тишков. М., 2000) нашли отражение доклады, прочитанные на заседаниях «круглого стола» «Правовой плюрализм в современной России», состоявшегося в ИЭА РАН в декабре 1999 г. Программа дискуссии включала вопросы: 1. Предмет и понятийно-терминологический аппарат юридической антропологии (включая темы: а) закон, право, юридический обычай, обычное право, правовой плюрализм; б) адат, шариат, мусульманское право и позитивное право; в) суд, «преступление и наказание» в обычном праве. 2. Природопользование: обычно-правовое и государственное регулирование. Наконец, в пятой книге «Обычай и закон» (М., 2002) опубликованы выступления участников Второй Международной школы по юридической антропологии, проводившейся в Санкт-Петербурге — Пушкине в августе 2001 г. В программе было шесть тем: 1. Природные ресурсы в жизни коренных народов. 2. Права коренных народов на ресурсы в международном праве. 3. Национальное законодательство и обычное право: возможности и ограничения в России и Канаде. 4. Судебная защита прав коренных народов. 5. Несудебные процедуры разрешения конфликтов при осуществлении природопользования. 6. Слушатели о Летней школе 2001 г. Все пять сборников содержат свыше 140 докладов и сообщений, из которых более 30% составляют те, что посвящены общим и теоретическим вопросам; около 30% — проблемам развития КМНС и их правовой защиты; свыше 15% — зарубежному опыту правовой защиты малочисленных (аборигенных) народов; около 15% — проблемам обычного права и его взаимодействия с государственным правом (правовой плюрализм) Важно отметить, что новое направление юридической антропологии (правовой антропологии, антропологии права, антропологии юриспруденции, этнологической юриспруденции, археологии права (2. С. 25–26; 5. С. 176) обусловлено сотрудничеством этнологов и юристов, т.е. является междисциплинарным, а также подробно рассматривает сложную проблему правового плюрализма (1. С. 6; 4. С. 7). Правда, следует заметить, что в большинстве случаев обычное право отстаивают этнологи, государственное — юристы. Одна из центральных проблем, обсуждаемых на прошедших симпозиумах, конгрессах, «круглом столе» и страницах рецензируемых книг, — проблема плюрализма, то есть соотношения государственного и обычного права. Под плюрализмом понимается «сосуществование разных нормативных режимов» (2. С. 17), «различных правовых систем» (5. С. 11), «в едином социальном пространстве» (4. С. 17); не только использование традиционного (обычного) права, но также включение традиционных институтов «в официальную структуру власти» (1. С. 8). Вместе с тем признаются, во-первых, «разные толкования плюрализма» (политическое или юридическое понятие — 4. С. 131), во-вторых, «его условность и спорность» (2. С. 13) или полное отрицание его (3. С. 6) — «в правовом плюрализме нет права» (2. С. 180), в-третьих, несовместимость правового плюрализма и национального государства (5. С. 87, 89). В качестве примеров правового плюрализма приводится сосуществование государственного и обычного права в Африке (1. С. 88), государственного и мусульманского права (1. С. 194). В то же время отмечаются конфликты в этом сосуществовании (5. С. 98), а также то, что «все правовые системы несут в себе свои собственные типы неравенства и дискриминации» (5. С. 92). Много места занимает дискуссия о формах и принципах аборигенного землепользования. Отмечается большая сложность данной проблемы как в России, так и за рубежом (5. С. 145, 147, 158). Эти формы разные: землевладение, бессрочное или наследственное пользование, права на традиционные территории расселения, пользование через территории традиционного природопользования (ТТП) и другие формы охраняемых территорий (1. С. 103, 111, 212–221, 326; 2. С. 187; 3, С. 114, 119–126; 4. С. 176–177, 185, 193, 208, 215; 5. С. 17, 26–29, 92, 338). Здесь мы также встречаем взаимоисключающие точки зрения (сравни: 2. С. 72 и с. 116; 1. С. 111; 5. С. 17, 92 и 3. С. 17). Вместе с тем, надо отметить, что антропологические подходы в современной российской юриспруденции используются весьма умеренно. Исключением стала проведенная 11-12 февраля 2005 году в Казани на базе юридического факультета Института экономики, управления и права состоялась конференция "Антропологическая экспертиза российского законодательства", сборник тезисов которой был размещен на интернет-портале auditorium.ru. Обращает на себя внимание список участников, большинство которых составляют отнюдь не юристы, что показательно: в этом случае мы говорим скорее об обращении к юридической тематике социологов, политологов, историков и философов, нежели о росте интереса юристов к междисциплинарным исследованиям. Содержательно доклады были сформированы по трем секциям - 1. Современная антропология и проблема антропной идентичности. При этом анализ содержания докладов данной секции показал, что к вопросам права и анализа законодательства они имеют отношение более чем косвенное. Исключением в этом смысле являются следующие доклады: Исаева Н.В., Бельская Т.А. «Антропная идентичность в свете проблемы выделения прав четвертого поколения» Авторы начинают с хронологизации прав человека и анализа категории «поколения прав человека». В последнее время начали говорить о появлении нового, четвертого, поколения прав человека в связи с развитием биологии, генетики, генной инженерии и медицины. В тексте доклада последовательно обозначаются проблемы именно этого поколения прав человека, таких как право на генетическую тайну, трансплантации органов и тканей человека, клонировании человека. В качестве общего вывода они обозначают тезис о том, что научный прогресс, развитие тонких и высокоточных технологий порождают новые права человека, которые не были и не могли быть юридически закреплены, нуждающихся в особом внимании со стороны каждого государства и мирового сообщества в целом, поскольку они затрагивают такие стороны и проявления человеческого существа, что могут повлиять на изменение его сущности, характера отношений между людьми, привести к пересмотру традиционных гуманистических ценностей. Огирко О.В. «Этико-религиозные аспекты прав человека» Доклад отрывается религиоведческим анализом понятия «достоинство», которые выступает основанием его последующего нормативного анализа в аспекты общего учения о правах человека. Достоинство человека порождает в человеческом сообществе требование обеспечить реализацию определенных прав человека. 1.Физические права (инструментальные: право на обеспечение при болезни, неработоспособности, старости и безработице; социальные: право на еду, одежду, жилище, отдых, здравоохранение; личные: право на жизнь и физическую неприкосновенность). 2.Политические права (право на юридическую защиту участия человека в политической жизни; право на участие в политической жизни; право на самоопределение). 3.Право на передвижение (право на внутреннюю и внешнюю миграцию; право на гражданство и место проживания; право на свободу передвижения). 4.Право на объединение (право на образование общества и организации; право на сборы и объединения; право на социальные взаимосвязи). 5.Экономические права (право на труд; право на соответствующие условия труда и соответствующую оплату труда; право организовывать союзы и право на собственность). 6.Семейные и сексуальные права (право выбирать семейное положение; право создать семью или быть неженатым, право мать детей; право на экономические, социальные, культурные и моральные условия, которые необходимы для человеческой жизни). 7.Религиозные права (право на религиозную свободу; право на частное и публичное исповедование своих религиозных убеждений; право иметь религиозные убеждения). 8.Коммуникационные права (право на общение; право быть проинформированным правдиво; право на свободу самовыражение, образования и культурной жизни). В основной части доклада предметом анализа выступают этические основания христианства и их связь с категорией прав человека. Танимов О.В., Зубрилова О.А. «Искусственные методы репродукции человека в век тотального социологизаторства: вопросы телесности и правовой аспект» Авторы открывают доклад обращением к понятию социализации, центральным инструментом которой традиционно считается семья. Однако они отмечают, что широкое применение современных медицинских технологий не позволяет более связывать происхождение ребенка, которому придается юридическое значение, только с биологическим происхождением (кровным родством), связывая концепцию социального материнства (отцовства) с положениями действующего Семейного кодекса РФ. При этом они отмечают, что современное право, представляющее собой совокупность традиционных норм не в состоянии иногда регулировать отношения, существующие за пределами "правовых рамок". В недалеком будущем большинство отношений, нужно будет контролировать и регулировать другими способами, предполагающими введение элементов условности, возможности применения в сегодняшнем праве теории юридических фикций, разработанной немецким юристом Савиньи. В этом смысле, по их мнению, искусственные методы репродукции человека: суррогатное материнство; оплодотворение in vitro - это и есть фикция. Искусственные методы репродукции человека как юридическая фикция существуют после закрепления в Основах законодательства об охране здоровья граждан, где предусматривается право каждой совершеннолетней женщины детородного возраста на оплодотворение in vitro и имплантацию эмбриона, а также правила этих процедур. В определенной мере восполнен пробел в законодательстве, регулирующем правоотношения в сфере "репродукции человека" в целом. В заключении доклада приводится обзор зарубежной законодательной практике в этой области. В качестве общего вывода указано, что в процессе проводимых в разных странах опытах по клонированию, изменению генного кода, трансплантации человеческих органов и т.д., обостряется проблема личностных прав, и это является в полном смысле юридически - антропологической проблемой. Максимально интересным в рамках нашего проекта представляется доклад Ярской – Смирновой Е.Р. и Романова П.В. «Антропология прав человека». Авторы рассматривают проблематику прав человека в формате антропологической академической традиции. Они отмечают, что эта проблема утвердилась в качестве одной из основных в 1980-х годов ХХ века. Столь позднее обращение к этой тематике они объясняют релятивистской традицией изучения прав и норм в контексте исключительно локальной культуры, подвергая ее критике. Вместе с тем, они отмечают, что в условиях современного демократического государства мы наблюдается кризис традиционных универсалистских представлений о правах человека. Первая дилемма заключается в том, что попытки применения универсалистских норм в мультиэнических сообществах приводят к неожиданным конфликтам. В условиях увеличения численности мусульман в европейских странах формулируется конфликт между универсалистскими правами и правами сообществ. Другим проблемным полем применения существующей ныне концепции прав человека является борьба за продвижение демократических ценностей и против угрозы терроризма, проводимая правительством США, в рамках которой многие универсалии прав человека и демократических ценностей подвергаются новым испытаниям. При этом авторы отмечают, что право – это не только форма мышления, система смыслов и знаков. Это еще и аппарат насилия и контроля, и права человека в этом смысле – продукт роста государств-наций. В связи с этим они призывают обратить внимание на то, как новые технологии государственного насилия и дисциплинарные бюрократизированные формы принуждения и контроля оформляют международные и местные выражения прав человека. В завершении своего доклада они обращаются к проблеме использования социально-гуманитарных знаний при оценке противоправных деяний в сфере межнациональных, межконфессиональных отношений. 2. Юриспруденция социальных групп: философские, правовые и гендерные подходы (с акцентом на феминистическую и маргинальную юриспруденцию) Чеснокова О.И. «Феминистская гуманистическая парадигма конца ХХ века и проблемы гендерной экспертизы законодательства» Автор начинает доклад с определения феминизма и выделения некоторых общих для него методологических принципов. Это, во-первых, принцип конструктивизма ("пол - это социальный конструкт"); во-вторых, принцип идеологизма ("главное не столько понять пол, сколько изменить существующее положение вещей"); в-третьих, принцип плюрализма ("пол также неисчерпаем, как и теории о нем"). Далее обозначается вопрос отношения к феминизму как социокультурному феномену Западе и на Востоке, которое можно определить как неоднозначное. Далее автор обращает внимание на проблему гендерно чувствительности существующих и принимаемых социально-экономических и политических документов. При этом отмечается наличие перекосов в другую сторону, в данном случае в сторону идеи женской исключительности, которых можно избежать при условии прививки к феминистской гуманистической парадигме гуманистических представлений о гармоничном взаимодействии мужчин и женщин как целостных био-социо-культурных существ. Весьма интересный доклад представила в рамках этой секции Е.М. Иванова «Телесные политики права как предмет феминиститческой юриспруденции». Она пишет о значимости вопросов тела и телесности для теоретиков феминистской критики права. Феминистки привлекают внимание общественности к таким проблемам как домашнее насилие, изнасилования, похищения женщин, продажа женщин в сексуальное рабство, к разного рода посягательствам на личные и репродуктивные права женщин и т.д. Особое место занимают исследования той области пересечения медицины и права, которая регулирует действия непосредственно касающихся женского тела - законодательство об абортах, концепции прав эмбриона, предродовой медицинский контроль и т.д. Констатируется наличие своеобразного "сговора" права и медицины, порождающего все новые формы вмешательства и влияния на решения женщин относительно их лечения. Традиционно об этих проблемах было принято говорить в терминах прав человека - прав женщин на самоопределение, право выбора, право на телесную целостность и неприкосновенность и т.д. Такого рода отношение к проблеме стало называться политикой прав на свое тело (Right over Body). Однако, такого рода подход разделяют не все феминистки. В феминистской среде появился новый корпус идей, критически относящийся к возможности решить проблемы женской телесности в терминах "прав человека" вследствие недостатков как самого концепта "прав на тело", так и в целом концепции прав человека в более широком правовом контексте. Новый дискурс обозначили как стратегии телесных прав (bodyright strategy). Оба обозначенных подхода являются критическими по отношению к системам организации правового пространства европейских и североамериканских стран, и, обладая своей спецификой, все же не являются строго оппозиционными по отношению друг к другу. Н.В.Тищенко–Михайлова в своем докладе «Положение женщин в Уголовно-исполнительной системе Российской Федерации» выявляет в уголовном праве латентные механизмы, которые искажают социальные роли мужчин и провоцируют сегрегацию и геттоизацию женщин. На основании анализа текста УИК РФ, в котором все специальные оговорки относительно содержания женщины касаются создания удовлетворительных условий для прохождения беременности, периода лактации и воспитания малолетнего ребенка, автор приходит к выводу о том, что УИК РФ поддерживает систему социальной идентификации, которая требует от женщины быть включенной в структуру семьи и общества, в первую очередь, в качестве «матери». На практике законодательные инициативы в отношении беременных и имеющих малолетних детей женщин приводят к интенсификации дискриминации по половому признаку в исправительных учреждениях. УИК РФ, по мнению докладчика, воспроизводит основополагающее объединение «женского/телесного» и «мужского/трансцендентального», которое пронизывает всю европейскую культуру начиная с нового времени. Гендерный анализ Уголовно-исполнительного Кодекса, проведенный автором, демонстрирует, что: 1.УИК РФ поддерживает гендерно асимметричную стратификацию и соответствующий экономический порядок, который построен на дискриминации понятия пола. 2.УИК РФ воспроизводит традиционное социо-культурное разделение на мужское и женское, выдавая его за «естественный ход вещей» благодаря натурализации репродуктивной способности женщины. 3.УИК РФ игнорирует два важных социологических концепта «родительство» и «домохозяйство» и продолжает пользоваться понятиями «материнство» и «семья», которые не соответствуют всей совокупности социокультурных артефактов современности. 4.УИК РФ может стать источником новой волны социальной нестабильности: а) разрушая ролевой плюрализм и б) симулируя и криминализируя понятие материнство. Чтобы уменьшить влияние гендерно асимметричной политики в пенитенциарной системе, снизить опасность социального дисбаланса предлагаются следующие практические рекомендации: 1.Активное использование альтернативных лишению свободы мер наказания для осужденных независимо от их пола. 2.Формирование кардинально новой структуры социальной помощи для осужденных женщин. Социальная реабилитационная помощь должна главным образом заключаться в формировании навыков самостоятельной, активной и общеполезной деятельности, в нивелировании любых проявлений иждивенчества со стороны осужденных. 3.Для проведения на практике новой социальной политики необходимо подготовить пакет обучающих тренингов, семинаров, консультаций для работников социальных служб и кадров, работающих в пенитенциарной системе. 4.«Артельная» или «барачная» форма содержания, практикуемая в отечественных исправительных учреждениях в целях экономии, стала основой для формирования особой тюремной субкультуры, не имеющей аналогов в мировой пенитенциарной практике. 5.Чтобы провести эффективную реструктуризацию пенитенциарной системы и уменьшить женский рецидивизм, изменения социальной семейной политики должны сопровождаться расширением рынка занятости для женщин. Герасимова Е.Ю. «Социально-правовая защита детей, имеющих психическое заболевание» Автор начинает свой доклад анализом категории «нетипичные дети», к которым чаще всего относят детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, с неврологическими нарушениями, а дети с нарушениями психического здоровья зачастую находятся вне поля зрения общественности и государства. Подобное игнорирование объясняется тем, что до сих пор общество относится к данной категории детей как к "больным", имеющим "врожденную" патологию, которая выражается в неспособности к "нормальному" поведению; как к людям, "которые не поддаются обучению и у которых нет... будущего". В результате общество пытается дистанцироваться от "инаковых" путем их изоляции в соответствующих учреждениях и изоляции их ближайшего окружения в обществе, а также путем игнорирования (замалчивания) социальных проблем этой категории детей. Далее докладчик обращается к опыту европейских стран показывает, который показывает, что наиболее эффективным механизмом воздействия на общественное мнение выступает активная роль родительских ассоциаций и групп самопомощи. Отмечается, что в современной России существенно ограничивается право детей с нарушениями психического здоровья и их родителей на получение исчерпывающей информации по всем жизненно важным для них вопросам, что не позволяет им квалифицированно участвовать в планировании социальных услуг и в контроле над их качеством. Помимо этого, свобода выбора социальных услуг, видов и форм помощи ограничивается недостаточным количеством сервисов, занимающихся их оказанием. В итоге это приводит к формированию у рассматриваемой категории детей и их родителей пассивной позиции, в недостаточной развитости социальной инфраструктуры для этих детей, отсутствии широкого, адекватного их потребностям ассортимента социальных услуг. Все это, по мнению автора, ведет к их социальной дезадаптации, нарушению коммуникативных навыков, недостаточному владению социальным опытом. Мехти Н.М. представил доклад «Правовое лицемерие в азербайджанском законодательстве с точки зрения гендерной симметрии», в котором подверг жестко критике существующий в общественном сознании и проявляющийся в нормативном регулировании сексизм с патриархально склонностью, характерны для азербайджанского общества. Подобные выводы делаются им на основе проведенных ролевых игр (символических судов). Таким образом, в ходе гендерной экспертизы азербайджанского законодательства исследовательская группа обнаружила следующее: - законодательные положения, призванные защитить прав женщин разбросаны в виде отдельных пунктов по разным законам; - в силу этого, правовая поддержка женщин имеет абстрактный, нереальный, то есть декларативный характер; - в результате правовое лицемерие получает формальное обоснование. Ефимова И.Н. «Антропологическая деятельность законодательной власти в социальной сфере: региональный аспект» Объектом анализа в данном исследовании выступает деятельность Законодательного собрания Нижегородской области в сфере социальной политики и нормативные акты в это области, принятые за последние десять лет. Курц А.В. представил доклад «Биологические, психологические и иные особенности личности преступника и их влияние на назначаемое судом уголовное наказание» Это один из немногих докладов, подготовленных специалистом в области юриспруденции. И, тем более, интересным для нас является его анализ с точки зрения используемых автором междисциплинарных подходов. Центральным элементом исследования является категория личности виновного, используемая законодателем в ст. 60 УК РФ в качестве одного из критериев выбора вида и размера уголовного наказания. Обращается внимание на необходимость собирания на стадии предварительного расследования максимально подробных и достоверных сведений, характеризующих обвиняемого. Далее последовательно анализируются структурные элементы личности виновного, значимые при решении вопроса о назначении наказания - биологические, социальные, психологические и правовые характеристики личности. В заключении автор выделяет особенности изучения личности виновного в уголовном праве в отличие от психологии. 3. Отдельные отрасли законодательства и проблемы прав человека Искакова Г.К. Права человека как основа права и политики современного государства Доклад посвящен проблеме соотношения трех базовых категории современного политико-гуманитарного знания: право, политика, права человека. Автор отмечает, что, несмотря на закрепленность в конституциях постсоветских государств широкого перечня прав и свобод человека, возможности их проявления еще не созданы. В качестве необходимых политико-правовых условий реализации прав и свобод человека в докладе рассматривается указываются обеспечение жизненности трех правовых принципов: верховенство права, соответствия закона праву и равенство всех перед законом. В заданном контексте автор ставит и решает вопросы о соотношении права и законодательства, права и закона, политики и права, законодательства и политики, политики и морали. По мнению автора, именно права человека выступают критерием внутренней и внешней политики государства. Сочетание морального и правового факторов в политике характеризует сбалансированность общественного развития, реальность прав человека и, наоборот, конфликт правового и нравственного ведет к их ограничению, и нередко к подавлению. Права человека призваны стать эффективным инструментом регулирования общественных отношений, разрешения различных политических конфликтов. Международные стандарты прав человека должны стать нравственным эталоном внутренней и внешней политики государств. Ясавеев И.Г . ставит вопрос об эффективности Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" с социологической точки зрения. Отмечается, что и закон, и уголовное законодательство в области противодействия наркотизма выстроена по запретительно-репрессивно модели. Автор критикует используемую модель с точки зрения теории стигмы и исследует вопрос о рисках на рынке наркотических средств, ведущих к постоянному росту их стоимости. Высокая стоимость требует от производителе наркотиков агрессивно политики втягивания новых ли в их потребление. Еще одним негативным последствием существование жесткого, запретительного закона автор помимо поддержания и расширения наркосреды, называет высокую смертности от передозировки наркотиков. Улучшение ситуации с наркотиками, по его мнению, возможно только при отношении к наркозависимым как к людям, нуждающимся в помощи, а не как к преступникам, и перенаправлении финансовых средств, затрачиваемых на силовые, запретительные меры, на осуществление эффективных программ профилактики в отношении определенных возрастных групп. Новикова Н.И. исследует возможности защиты прав коренных народов Севера в федеральном законодательстве. В своем докладе она указывает на новые возможности защиты прав коренных народов Севера путем включение в правовую систему государства обычаев и традиций этих народов при решении вопросов природопользования, в регламентации семейно-родственных отношений. В докладе затрагивается вопрос общего порядка о соотношении и эффективности официально принятых законов и норм обычного права. Зайцев Д.В. посвятил свой доклад антропологической экспертизе российского законодательства в области высшего образования инвалидов Высшее образование, по мнению автора, в современном общества выступает одним из важнейших факторов социальной интеграции и мобильности человека. Реализация данного права позволяет личности максимально проявить свои возможности и способности. С антропологической точки зрения интересным представляется насколько отечественное законодательство в области высшего образования отвечает интересам, потребностям человека, в т.ч. с ограниченными возможностями (инвалидностью). Проведенный анализ современного российского законодательства в области высшего образования инвалидов позволил сделать следующие выводы: На федеральном уровне законодательно закреплены гарантии беспрепятственного, равного доступа лиц с нарушениями здоровья к получению высшего образования, предусмотрена возможность социальной интеграции инвалидов. На региональном уровне (на примере Саратовской области) законодательная база, позволяющая эффективно реализовывать права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение высшего образования, осуществлять социальную интеграцию инвалидов, отсутствует. Реализация отдельных положений нормативно-правовых документов на практике сопряжена с определенными трудностями, связанными с финансовой необеспеченностью мероприятий, декларируемых законами. В целом законодательство Российской Федерации в сфере социальной интеграции и высшего образования инвалидов соответствует международным стандартам обеспечения равенства возможностей, а барьеры повышения доступности высшего образования инвалидов следует искать не в нормативно-правовых документах, а в механизме их реализации. Традицией стало явное и латентное нарушение конституционных прав инвалидов на получение полного среднего образования, высшего профессионального образования, на доступ к информационным, рекреационным и просто жизненным ресурсам окружающей среды. Таким образом, делает общий вывод автор, с одной стороны инвалиды имеют равные права со всеми остальными людьми, с другой - государство, общество ничего не делает для того, чтобы инвалиды могли воспользоваться своими правами, реализовать их в жизни. О.В. Зайцева «О некоторых аспектах антропологической экспертизы уголовного законодательства» Антопологическую экспертизу применительно к науке уголовного права автор понимает, как определение того, насколько уголовный закон отвечает интересам, потребностям человека, насколько его нормы соответствуют принципам антропологического подхода. С позиции антропологии человек есть высшая ценность, мера всех вещей. Среди основных принципов антропологического подхода в литературе выделяют принципы субстанциональности, универсализма, целостности, свободы, многообразия. Автор рассматривает их, преломляя к уголовному законодательству. Вместе с тем в дейсвтвующем уголовном законодательстве обнаруживаются многочисленные случаи нарушения именно этого принципа. 4. В соответствии с принципом свободы человек рассматривается как свободное существо. Свобода личности - это предоставленная человеку возможность мыслить и поступать в соответствии с собственными убеждениями, воззрениями и потребностями, добиваться претворения в жизнь поставленных перед собой целей и таким образом реализовать свое "я" в объективном мире. Уголовное законодательство в определенной мере ограничивает свободу человека. Так, при назначении наказания в виде лишения свободы ограничивается право лица свободно перемещаться в пространстве; при лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - право на выбор профессии и места работы; при применении принудительных мер медицинского характера - право на индивидуальную свободу и т.д. 5. Принцип многообразия: человек - уникальное существо, со специфическим набором стремлений, потребностей, интересов, целей. И поэтому подход ко всем людям не может быть единообразным. Принцип многообразия предполагает отказ от унифицированного подхода к привлечению к уголовной ответственности. Он реализуется через индивидуализацию и дифференциацию уголовной ответственности. Таким образом, антропологический подход исходит из признания того, что человек - это уникальное, свободное и целостное существо. Антропологическая экспертиза позволяет учитывать эти сущностные характеристики человека при совершенствовании норм уголовного закона и с их учетом формировать уголовную политику государства. Поэтому очевидна теоретическая и практическая значимость проведения лонгитюдной (углубленной) антропологической экспертизы уголовного законодательства в дальнейшем. Рыгина Л.С. представила доклад «Эффективность нормативных стандартов в журналистике: социально-антропологический анализ медийной повседневности» Автор, выявляя соотношение, юридических и этических стаднартов в области регулирования СМИ, приходит к выводу о большей эффективности последних, которые и стали предметом ее анализа. Она задается вопросом об эффективности формальных этических кодексов и выявить факторы, не позволяющие им стать надежным инструментом журналистской подотчетности. Столь подробный анализ материалов конференции был предпринят нами по следующим основаниям: 1. Для нас важно было показать, что само по себе понятие «юридическая антропология» понимается неоднозначно. В него вкладывается разный смысл – от историко-сравнительного анализа институтов права до взгялда на право через призму философской антропологии. 2. Это дало возможность выявить инстументальную ценность анпропологического подхода применительно к экспертизе законодательства. 3. Проведенный анализ текстов дает возможность выделить новые области междисциплинарных юридических исследований – гендерная юриспруденция, маргинальная юриспруденция, феминистическая юриспрудения. Юридическая лингвистика – отрасль научного знания, которая изучает взаимодейтсвия права и языка. Для современной науке вообще характерен интерес проблемам языка и ананлизу текстов и в этом смысле выделение юридической лингвистики в самостоятельную научную дисциплину выглядит вполне обоснованным. При этом в юридической лингвистике принято выделять две составляющих: юрислингвистика и лингвоюристика. Объектом юрислингвистики и лингвоюристики являются взаимоотношения языка и закона: отношение языка к закону изучает юрислингвистика, а закона к языку - лингвоюристика; юридический аспект языка - предмет юрислингвистики, языковые аспекты права - лингвоюристики. Содержательно предмет юридичесокй лингвистики составляет следующий круг проблем: 1) правовой режим языка; 2) линсвистическая экспертиза текстов; 3) юридическая техника; 4) толкование текстов закона; 5) судебная речь и иные формы речевой активности в сфере юридической деятельности. Серьезные англоязычные исследования в этой области датируются концом 80-ых – началом 90-ых годов ХХ века (Bix B. Law: Language and legal determinacy. Oxford, 1993, Cover R.M. Narrative, violence, and the law: The essays of Robert Cover / Ed. by Minov M. et. al. - Ist paperback ed. - Ann Arbor: Univ. Of Michigan press, 1995, Gibbons I. Language and the law. N.Y. Longman, 1994, Jolan L.M. The language of judges. Chicago; L., The univ. of Chicagopress 1993. Language and the law. XIV. Longman, 1994, Law, language, and narrative structure// Law and literature. N.Y., L, 1996, Fillmore Ch.J. Of generativity // The Goals of Linguistic Theory Peters S (ed). Preniice-Hall, 1972, Wennstrom B. The lawyer and language / Transl. By Caroll R., Harrison D., Uppsala: Uppsalauniv., 1994). К этому же периоду времени относятся и работы на немецком языке (Augst I., Faigel P. Von der Reihung zur Gestaltung: Unters zur Ontogenese der schriftliche Fachigkeiten von 13-23 Jahren. Franf. a. M., Zang 1986, Baumgarten A. Wissenschaft und Sprache // Rechtsphilosophie auf dem Wege, 1987, Bergmann C. Sermantische Destruktion als Metode der Manipulation // Sprachen in Konflikt: zur Rolle der Sprachen in sozialen, politische und militarische Auseinandersetzung. Berlin-NewYork, 1995, Brochamp H. Die Tatvollendung bei den Beleidigungsdelikten. Inaug Diss...Munster. 1967, Busse D. Juristische Semantik: Grundlagen Interpretationstheorie in sprachwissenschaftliche Sicht. Berlin, 1993, Endros A. Rechtsprechung und Computer in der neunzieger Jahren: Am Beispiel von Begriff und Typologie der Korpersehaft des off Rechts - B. etc.: Springer- Verl. 1998, 19, 129s. ( Informatik - Fachber. Vol. 174 ), Grasnick W. Uber Schuld, Strafe und Sprache: Systematische Studien zu den Grundlagen der Punktstrafen - und Spielraumtheoie - Tubingen 1987, Kienner H. Zur Juristensprache //. Verstandichkeit. Verstehenbarkeit. Ubersetzbarkait. Neubert A. und Ruziska 1975, Ricceur P. Zu einer Hermeneutik des Rechts, Argumentation und Interpretation // Deutsche Zeitschrift fur Philosophie. Jg.42. H.3. Berlin, 1994, Sprachen in Konflikt: zur Rolle der Sprachen in sozialen, politische und militarische Auseinandersetzung. Berlin-NewYork, 1995, Tenckhoff I. Die Bedeutung des Ehrbegriffs fur die Sistematik der Beleidungstatbestande. B., 1974). В российской науке выделение юридической лингвистики в самостоятельную отрасль исследований произошло сравнительно недавно – во второй половине 90-ых годов ХХ века. Значимыми для становления и оформления российской юридической лингвистики стали проводимые на базе алтайского государстенного университета конференции «Юрислингвистика», по результатм которых выпускались сборники научных трудов. На сегодняшний день выпущено 8 тематических сборников: Юрислингвистика-1: проблемы и перспективы: Межвуз. сб. научных трудов / Под ред. Н.Д. Голева. Барнаул, изд-во Алт. ун-та, 1999 В этом сборнике были объединены работы общего характера – о предмете юрислингвистики, о соотношении юриспруденции и юрислингвистике, затрагивался юридический аспект языка СМИ, проблемы конструирования и толковаиня законодательных текстов. Юрислингвистика-2: русский язык в его естественном и юридическом бытии: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Н.Д. Голева. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2000. В нем рассматирвались общие проблемы естественного и юридического языка, лингвистики и юриспруденции, проблемы законотворчества и толкования юридических текстов, языковые конфликты и проблем языковой экологии, вопросы лингвистической экспертизы юридических текстов и естественных текстов, вовлеченных в юридическую сферу. Следующий сборник полностью быть посвящен вопросам экспертологии -Юрислингвистика-3: Проблемы юрислингвистической экспертизы: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Н.Д. Голева. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. – 263 c. Четвертый сборник представлял собой набор меодолоических и методических статей о проблемах юрислингвистики как учебной дисциплины (Юрислингвистика-4: юридико-лингвистические дисциалины на юридических, филологических и журналистских факультетах). Этот сборник включил в себя и библиографию по юридической лингвистике. Сборник «Юристлингвистика-6» затрагивал проблематику инвективной и манипулятивной функции языка в конктексте юридического правонарушения, способов описания инвективной лексики, вопросы суггестии и речевого манипулирования. Юрислингвистика –7: Язык как феномен правовой коммуникации / Под ред. Н.Д.Голева.– Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. – 400 с. Помимо уже традиционных тематических для этих сборников разделов (о юридической технике и экспертологии) в нем появился раздел о юридической риторике и правовой лингводидактике. Юрислингвистика-8: Русский язык и современное российское право: межвузовский сборник научных трудов / под ред. Н.Д. Голева. – Кемерово-Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. Этот сборник инетерс тем, что в нем выпревые появляется раздел о лингвоконфликтологии. В 2007 году издательством «Норма» выпущена книга Т.В. Губаевой «Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности» (М., Норма, 2007. 160 с.). Глава 1 «Символическая форма права» открывается тезисом об условности и изменчивости правовой материи, которая целенаправленно создается человеком. Отображая действительность посредством властно установленных запретов, дозволений и предписаний, символический мир права существует объективно и в некоей параллели миру реальному. При этом в области юриспруденции форме выражения норм права принадлежит первостепенное значение. Юридические структуры образуют материю права, которая должна соответствовать ряду требования: а) хорошо знакомый материальный облик; б) общеупотребительность; в) доступность для наглядного, ясного и конкретного восприятия; г) рассчитанность на всеобщее понимание; д) известная степень условности, необходимая и достаточная для точно передачи абстрактных юридических понятий. Этими свойствами в полной мере обладают символы – письменные либо иные произвольно выбранные знаки, используемые для получения, хранения и передачи информации. Правовые нормы, идеи и ценности могут быть выражены как в словесных символах, так и при помощи неязыковой символики. Однако в настоящее время несмотря на сохранение некоторых неязыковых символов именно слово становится главным инструментом осуществления правосудия. Далее в настоящей главе подробно анализируется словоупотребление в современных нормативных актах и их неязыковое символическое прошлое. В заключение автор утверждает, что углубленные знания о свойствах слова помогают постичь логику юридического мышления, разобраться в системном построении права, в механизмах его воздействия на сознания и поведения людей, а также развить такие профессиональные компетенции как толкования правовых норм и умение оперировать различными правовыми конструкциями. Глава 2 «Мышление и язык юристов». В данной главе речь идет о специфике профессионального мышления юристов, характеризующемся предметно-целевой направленностью и специфическими схемами рассуждений. Юридическое мышление всегда выражается в языке, в котором фиксируется вся профессиональная картина мира. Юристы используют два логико-методолгических стандарта в зависимости от своей принадлежности к семье общего или континентального права: 1) на основе приложения норм закона к фактам (романо-германская правовая семья) – дедуктивное мышление; 2) с использованием прецедента (англо-саксонская правовая семья) – индуктивное мышление. Далее автор предлагает некоторые траектории развития смыслового строя русского юридического языка, связывая его с категориальным строем общественного сознания. В качестве общего вывода обозначается тезис о том, что именно через слово и законодатель, и правоприменитель получают доступ к специфическим механизмам управления мышлениям и убеждениям людей, к власти над общественным сознанием. Глава 3 «Словесные технологии в правотворчестве» открывается их определением как совокупности рационально обоснованных лингвистических правил и требований, в соответствии с которыми осуществляется отбор и организация исходного языкового материала в целях точного выражения законодательной воли в тексте нормативного правового акта. При этом отмечается, что правотворческие словесные технологии относительно стабильны, так как основаны на языковой норме. В настоящее время актуализируется вопрос об унификации словесных технологий законотворчества в связи с чем предлагается разработать и утвердить постановлением Правительства РФ единые правила использования терминологии. Автор выделяет основные черты изложения нормативных предписаний: 1. Использование утвердительных предложений; 2. Система юридических терминов; 3. Формальная определенность значения слова; 4. Отвлеченно-обобщенные грамматические конструкции; 5. Речевые стереотипы (клишированная речь); 5. Языковые средства, увеличивающие содержательно-информационный объем предложения; 7. Специальная графика (заглавия, рубрики, пробелы, нумерация и т.д.). Язык нормативных предписаний рассматривается как юридико-технический инструмент, позволяющий правильно применять правовые акты. К сожалению, констатирует исследователь, современные законоположения в полной мере не удовлетворяют требованиям полноты, точности, компактности и доступности предписаний и приводит многочисленные примеры лингвистических ошибок. Специальному исследованию подвергается проблема декларативности норм, вопрос техники словесного обозначения специальных юридических понятий, использование синонимом и многозначных слов в нормативном правовом текст, а также словесная техника нормативных дефиниций. Главу завершает параграф, посвященный анализу основных приемов, обеспечивающих правильное смысловое восприятие нормативных высказываний и конструируются соответствующие требования к нормативному высказыванию. Глава 4 «Словесные технологии в сфере осуществления правосудия» открывается опросом о целях и задачах судопроизводства. В целом, правосудие определяется как метод разрешения конфликтов между субъектами, имеющими равный статус перед судом. При этом словесным технологиям в этом процессе отведена особая роль. В этой части работы внимание обращено к вопросам правовой регламентации языка судопроизводства в РФ, участию переводчика в процессе, выработке формализованных критериев владения языком. Далее подробно исследуются вопросы техники ведения диалога в состязательном процессе. Состязательный процесс с лингвистической точки зрения представляет собой диалог, понимаемый как взаимодействие равных. На выражение смысловой диалогической позиции влияют три фактора: лексикон, тезаурус, прагматикон, которые последовательно анализируются. Далее рассматриваются барьеры диалогического взаимодействия – ситуативные, контрсуггестивные, тезаурусные, интеракционные. Специально рассматривается вопрос о технологиях перевода устной речи в письменную в юридических документах и правилах обоснования правовой позиции в юридическом процессе. Завершает данную главу параграф, посвященный технике составления судебных решений. В начале рассматриваются законодательные требования к судебному решению (приговору), а далее автор переходит к анализ типовых языковых ошибок при составлении судебных решений и предлагает технологию их устранения. Глава 5 «Правовой статус языка» завершает данное исследование. В рамках данной главы внимание уделяется правовым формам опосредования общественно значимых ситуаций употребления языка, правовой регламентации речевой практики. Исследуются конституционные основы речевой практике РФ, дается понятие государственного языка и на примере зарубежного опыта исследуется вопрос о практике признания двух и более языков в качестве государственных в полиэтнических государствах. Достаточно регулярно появлюятся работы о юридической технике. Среди них надо отметить сборники под редакцией В.М. Баранова, регулярно выпускаемые в Нижнем Новгороде. Экономика права (Economics of Law) В российской науке право и экономика существуют как достаточно автономные объекты познания, их переплетение не создает единой синтетической теории. Конечно, они определенным образом пересекаются. Юристы исследуются правовой режим ценных бумаг, занимаются вопросам ответственности за налоговые преступления, исследуют юридическую природу коммерческой организации. Но, занимаясь вопросами экономического порядка, юристы все же остаются в своем предметом поле, интересуясь в первую очередь правовым описанием экономических явлений. Это, в том числе, обнаруживается и при анализе тематики русскоязычынх профильных журналов «Право и экономика», «Хозяйство и право». Статьи, в них содержащиеся, касаются преимущественно вопросов права. Примером может служить содержание последнего на момент написания обзора номера журнала «Право и экономика» (2007, № 9): Ответственность за ведение экологического мониторинга, общегражданские способы защиты права, реквизация земельных участков, злоупотребление правом в экономической сфере: проблемы квалификации, правовое регулирование взаимного страхования, приобретение-отчуждение бизнеса: правовое регулирование, о государственной регистрации ипотеки, наследование прав участника общества с ограниченной ответственностью: расчеты с наследником; условия гражданско-правовой ответственности Интернет-провайдеров за нарушение авторских и смежных прав и т.д. Анализ только лишь их названий дает возможность с достаточно высокой степень достоверности сказать об их монодисциплинарности. Подходы к соотношению права и экономики в современной европейской и американской науке иные как по постановке вопросов, так и по способам их решения. Далее мы представляем перечень статей в последних номерах сооветствующих англоязычных журналов. Journal of Law, Economics, and Organization Volume 23, Issue 3, October 2007Kong-Pin Chen and Jue-Shyan Wang Fee-Shifting Rules in Litigation with Contingency Fees Cary A. Deck and Amy Farmer Bargaining over an Uncertain Value: Arbitration Mechanisms Compared Douglas W. Allen The Effect on Divorce of Legislated Net-Wealth Transfers Stephen J. Choi Do the Merits Matter Less After the Private Securities Litigation Reform Act? Marilyn F. Johnson, Karen K. Nelson, and AC Pritchard Do the Merits Matter More? The Impact of the Private Securities Litigation Reform Act A. Mitchell Polinsky and Daniel L. Rubinfeld A Damage-Revelation Rationale for Coupon Remedies Luca Anderlini, Leonardo Felli, and Andrew Postlewaite Courts of Law and Unforeseen Contingencies Mary E. Deily and Wayne B. Gray Agency Structure and Firm Culture: OSHA, EPA, and the Steel Industry . Paul Povel and Rajdeep Singh Sale-Backs in Bankruptcy Juan D. Carrillo and Denis Gromb Cultural Inertia and Uniformity in Organizations
|