Реферат: работа содержит 22 листа, 12 рисунков, 4 таблицы, 7 источников литературы
Название: работа содержит 22 листа, 12 рисунков, 4 таблицы, 7 источников литературы Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РЕФЕРАТ Работа содержит 22 листа, 12 рисунков, 4 таблицы, 7 источников литературы. РАСЧЕТ ПОСАДОК ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ, ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ, ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ И РАСЧЕТ РАЗМЕРНОЙ ЦЕПИ. Объектом курсовой работы является узел, используемый в машиностроении. Основное содержание курсовой работы составляет правильный выбор посадок различных соединений, оформление рабочих чертежей узлов и деталей, описание конструкции узла, обоснование выбора окончательных видов обработки, выбор средств измерений и решение размерной цепи. Исходными данными для выполнения курсовой работы являются индивидуальные задания, выдаваемые преподавателем. Задание включает пять задач по различным видам соединений заданного узла, в том числе одну из его размерных цепей. 1 ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ УЗЛА Данный узел представляет собой привод шкива водяного насоса. На вал 4 посажены корпус 12, крыльчатка 11, шкив 2. Шкив закреплен с одной стороны крышкой 10, с другой – крышкой 1. соединение крышек со шкивом осуществляется с помощью болтов6 и 16. Шкив закреплен на валу через шариковые подшипники 3. Между ними установлена распорная втулка 9 и стопорное кольцо 8. Закрепление подшипников осуществляется с помощью шайбы 7, закрепленной 4 болтами, завернутых в корпус. 2 АНАЛИЗ ПОСАДКИ Посадка задана размером и числовыми значениями где: Ø480 – номинальный размер соединения -0,055 – верхнее отклонение размера отверстия -0,095 – нижнее отклонение размера отверстия 0 – верхнее отклонение размера вала -0,061 – нижнее отклонение размера вала Рисунок 2.1 Схема расположения полей допусков соединения 2.1 Определение допусков отверстия и вала Допуск отверстия: Допуск вала: Примем значения допусков по ГОСТу 25346 – 89 для отверстия JT6, для вала JT7. TD =40 мкм, 6 квалитет (Таблица 1.8 /2/) Td = 63 мкм,7 квалитет (Таблица 1.8 /2/) 2.2 Основные отклонения и их обозначения Для вала основное отклонение равно нулю, что соответствует буквенному обозначению «h» (Таблица 1.9 /2/). Для отверстия основное отклонение ES равно -55мкм, что соответствует буквенному обозначению «P» (Таблица 1.10 /2/). Предельные отклонения: для отверстия для вала 2.3 Характеристика посадки Посадка в системе вала, т.к. поле допуска вала основное с верхним отклонением равным 0. посадка переходная, т.к. поле допуска вала пересекается с полем допуска отверстия. Посадка относится к предпочтительным (таблица 17 и 18 /3/). 2.4 Расчетные характеристики посадки 2.4.1 Предельные размеры Наибольший диаметр отверстия Наименьший диаметр отверстия Наибольший диаметр вала Наименьший диаметр вала 2.4.2 Определение предельных и среднего зазоров Наибольший натяг Наименьший натяг Средний натяг 2.4.3 Допуск посадки Выводы: Совпадение значений переходной посадки и допуска посадки с проверочными, свидетельствует о верности расчетов. 2.5 Вероятностные характеристики посадки Среднее квадратическое отклонения отверстия и вала:
Среднее квадратическое отклонение посадки: Вероятный допуск посадки: Вероятностные натяги: - наибольший вероятностный натяг: - наименьший вероятностный натяг: Проверка: Рисунок 2.2 Схема предельных и вероятностных натягов посадки Расчётные характеристики посадки сведем в таблицу 2.1. Таблица 2.1 Сводные данные по расчёту характеристик посадки
2.6 Дополнительные данные для оформления рабочих чертежей и контроля деталей Эти данные относят к конкретным деталям, которые мы условно принимаем при расчетах, поэтому в качестве примера рассмотрим посадку бронзовой втулки в чугунный корпус редуктора. Принимаем относительную геометрическую точность формы нормальную (А) по таблице 2.19 /2/ со средним соотношением допусков формы и размера (2Тф /Тd )100=60%. Степени точности по таблице 2.20 /2/ принимаются для втулки (IT8) – седьмая, и для корпуса (IT8) – седьмая. Числовые значения допусков цилиндричности по таблице 2.18 /2/: для отверстия корпуса и для втулки – 16 мкм. Шероховатость поверхностей в соединении определяется в зависимости от квалитета и допуска формы по таблице 2.67 /2/. Для отверстия Ra=1,6 мкм, для втулки Ra= 0,8 мкм. Способы окончательной обработки поверхностей деталей в соединении определяем по таблице 2.66 /2/: · отверстие в корпусе – чистовое растачивание дает Ra =1,6…3,2 мкм при экономическом квалитете точности IT8; · наружная поверхность бронзовой втулки – обтачиванием продольной подачи при Ra = 1,6…3,2 мкм и экономическом квалитете точности IT8. Контроль размеров для измерения вала по таблице 2 /6/, при допускаемой погрешности δизм = ± 5мкм, проводим гладким микрометром. Контроллеры из размеров отверстия по таблице 2 /6/, при допускаемой погрешности δизм = ±9 мкм, проводим индикаторным нутромером.
Узел в сборе Корпус Втулка Рисунок 2.3 Эскиз посадки втулки в корпус и сопрягаемых деталей 3 ПОСАДКИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ 3.1 Обоснование характера работы подшипника Заданный узел относится к редукторам общего машиностроения, к которым не предъявляются особые требования к точности узла, ограничению вибраций, поэтому может быть принят класс точности «0» по ГОСТ 520-89. Из чертежа видно, что вращается шкив вместе с наружным кольцом подшипника, а внутреннее кольцо установлено неподвижно в корпусе. На подшипник через вал передается нагрузка от крыльчатки постоянная по направлению. Отсюда следует, что на внешнее кольцо действует циркуляционное, а на внутреннее – местное нагружение. 3.2 Расчет и выбор стандартного подшипника. Режим работы подшипника оценивается по интенсивности нагружения: где Р – динамическая эквивалентная нагрузка, Н; с – динамическая грузоподъемность, Н. Р=7000 Н. Для спокойного режима работы по ГОСТ 3325-85 необходимо откуда когда По таблице 7 ГОСТ 8338-75 для подшипника с внутренним диаметром d=50мм этому условно отвечает подшипник тяжелой серии №410, для которого наружный диметр D=130мм, ширина кольца В=31мм, координата фаски r=3.5мм. 3.3 Выбор посадок колец подшипника. Под циркуляционно нагруженное кольцо, посадку выбирают по интенсивности нагружения , где - интенсивность нагружения, В – конструктивная ширина кольца, n – количество подшипников на опоре, - динамический коэффициент, =1…1,8 F – коэффициент, учитывающий ослабление натяга. F=1…2 По таблице 4.89 /8/ рекомендуется поле допуска вала – h5. По таблице 4.92 /8/ рекомендуется поле допуска корпуса – К7. Таким образом, условное обозначение посадки «внутреннее кольцо – вал» - А условное обозначение посадки «наружное кольцо – корпус» - . 3.4 Расчет посадок подшипника Для расчета посадок колец подшипника на вал и в корпус отверстия принимаются средние диаметры колец (dm и Dm ) и их допускаемые отклонения (Ddm и DDm) для полей допусков колец L0 и l0. Для выбранных посадок отклонения посадочных мест вала и корпусов принимается по ГОСТ 25347-86. Предельные размеры вала и корпуса: Предельные размеры внутреннего и наружного колец подшипника:
Предельные зазоры и натяги в соединении «вал – внутреннее кольцо»: «корпус – наружное кольцо»: Сводные данные по расчету посадок колец подшипника приведены в таблице 3.1. Таблица 3.1 Расчётные характеристики посадок колец подшипника
4 АНАЛИЗ ПОСАДКИ ПО АНАЛОГИИ. Необходимо выбрать посадку распорной втулки с диаметром 50мм. Эта втулка изготовлена под размер Ø50 h5 для посадки на корпус изделия между подшипниками. Для посадки распорной втулки нужно выбрать поле допуска, обеспечивающее гарантированный зазор. По ГОСТ 25346-89 выбираем основное отклонение отверстия +25 мкм, что соответствует обозначению поля допуска «F». При выборе данного поля допуска получается минимальный гарантированный зазор, обеспечивающий простоту разборки и сборки сопряжения. Квалитет для втулки выбираем из условия простоты обработки при изготовлении. Принимаем 8 квалитет, что может быть достигнут чистовым точением втулки /3/. Таким образом, получаем комбинированную (специальную) посадку: Для выбранной посадки приведем схему полей допусков с указанием предельных размеров, отклонений, значений зазоров или натягов и эскиз соединения с указанием принятой посадки. Рисунок 4.1 Схема полей допусков Необходимо выбрать посадку между корпусом и втулкой. Эта втулка изготовлена под размер Ø50 h7. Для посадки распорной втулки нужно выбрать поле допуска, обеспечивающее гарантированный зазор. По ГОСТ 25346-89 выбираем основное отклонение отверстия +25 мкм, что соответствует обозначению поля допуска «F». При выборе данного поля допуска получается минимальный гарантированный зазор, обеспечивающий простоту разборки и сборки сопряжения. Квалитет для втулки выбираем из условия простоты обработки при изготовлении. Принимаем 8 квалитет, что может быть достигнут чистовым точением втулки /3/. Таким образом, получаем комбинированную (специальную) посадку: Для выбранной посадки приведем схему полей допусков с указанием предельных размеров, отклонений, значений зазоров или натягов и эскиз соединения с указанием принятой посадки. Рисунок 4.2 Схеме полей допусков Необходимо выбрать посадку между крыльчаткой и втулкой. Эта втулка изготовлена под размер Ø41 h7. Для посадки распорной втулки нужно выбрать поле допуска, обеспечивающее гарантированный зазор. По ГОСТ 25346-89 выбираем основное отклонение отверстия +25 мкм, что соответствует обозначению поля допуска «F». При выборе данного поля допуска получается минимальный гарантированный зазор, обеспечивающий простоту разборки и сборки сопряжения. Квалитет для втулки выбираем из условия простоты обработки при изготовлении. Принимаем 8 квалитет, что может быть достигнут чистовым точением втулки /3/. Таким образом, получаем комбинированную (специальную) посадку: Для выбранной посадки приведем схему полей допусков с указанием предельных размеров, отклонений, значений зазоров или натягов и эскиз соединения с указанием принятой посадки. Рисунок 4.3 Схема полей допусков 5 ПОСАДКИ ШПОНОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ Размеры шпонки, предельные отклонения выбираются по таблице 4.64 /8/. Шпонка призматическая. Номинальные размеры: - сечение шпонки - глубина паза вала - глубина паза втулки - длина шпонки Соединение шпонки – паз вала Соединение шпонки – паз втулки Глубина паза вала Размер на втулке Длина шпонки Длина паза вала Метод обработки: шпонки – фрезерование; паз вала – фрезерование; паз втулки – протягивание или чистовое долбление. Шпонки могут быть изготовлены из чистотянутой заготовки. Шероховатость шпонки, пазов вала и втулки ; для пазов, нижней и верхней поверхности шпонки . Шпонка 5×5×16 ГОСТ 8788 – 68. Рисунок 4.1 Шпонка. 6 РАСЧЕТ РАЗМЕРНОЙ ЦЕПИ
Рисунок 6.1 Размерная цепь Корректировка размеров звеньев Расчет на max-min: Ближайшее значение а=160 мкм, JT12. Допуски звеньев по 12 квалитету. Проверка принятых допусков Предельные отклонения звеньев: назначаем на охватываемые размеры как для основного вала, не охватывающие – как для основного отверстия. Отклонения звена Б∆ : Проверка: Вероятностный расчет: Ближайшее значение а=250 мкм, JT13. Допуски звеньев по 13 квалитету. Проверка принятых допусков:
Среднее отклонения звеньев: Среднее отклонение звена Б1 :
БИБЛИОГРАФИЯ 1 Серый И.С. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. – М.: Машиностроение, 1987. – 334с. 2 Мягков В.Д. Допуски и посадки /справочник. ч.1/. – Л.: Машиностроение, 1983. – 541с. 3 Мягков В.Д. Допуски и посадки /справочник. ч.2/. – Л.: Машиностроение, 1983. – 541с. 4 Козловский Н.С. Основы стандартизации, допуски и технические измерения. – М.: Машиностроение, 1982. – 284с. 5 Подшипники качения. Часть 1 – М.: Издательство стандартов. 1989. – 185с. 6 Методические указания. Выбор универсальных средств измерения линейных размеров до 500 (по применению ГОСТ 8.051-81) РД50-98-86. – М.: Издательство стандартов, 1987. – 83с. 7 Подшипники качения. Сборник государственных стандартов. Ч 1 – М.: Издательство стандартов, 1989. – 439с. |