Реферат: к ному
Название: к ному Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат ![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14.3.2.2. Реферат к НОМу
Проектирование факультетской системы профориентационной деятельности, основанной на фреймовой модели (на примере исторического факультета МПГУ).
В апреле – июне 2010 г. на историческом факультете в рамках реализации проекта «Фреймовое построение информационного пространства профориентационной деятельности факультета» (II этап) были проведены следующие образовательные мероприятия: 1) для построения фреймовой модели было проведено анкетирование учащихся 10-11 классов ГОУ СОШ № 25 (ЮЗАО г. Москвы), 1252 (САО г. Москвы), 1400 (ЗАО г. Москвы) и студентов Педагогического колледжа № 10 г. Москвы. Общая численность респондентов составила 256 человек. Анкетирование проводилось с целью выявления наиболее значимых факторов (мотивов) выбора вуза и факультета абитуриентом. Для этого был разработан следующий опросный лист: Анкета выпускника школы, выбирающего профессию и вуз 1. При выборе профессии и вуза, в котором вы бы хотели учиться, вас заинтересует (можно отметить несколько вариантов):
2. Обучение на выбранном факультете будет вам полезно (можно отметить несколько вариантов) потому, что:
3. Какие из приведенных ниже позиций имеют для вас значение при выборе вуза и будущей профессиональной деятельности (можно отметить несколько вариантов):
4. Какие условия обучения имеют для вас значение при выборе вуза и факультета (можно отметить несколько вариантов):
5. Что для вас наиболее значимо в будущей профессиональной деятельности:
Результаты опроса были проанализированы. На их основе были созданы следующие фреймы: «Интересно», «Полезно», «Престижно», «Комфортно», «Перспективно». Наполнение каждого фрейма соответствующим набором слотов основывалось на анализе предпочтений в каждом из разделов анкеты. Структуру фреймового пространства профориетационной деятельности удачно отражает следующая таблица:
Представленная фреймовая модель позволяет абитуриенту не только самостоятельно и осознанно выбрать факультет, но и включиться в его жизнь до поступления, прочнее привязывая школьника к будущему вузу; 2) фреймовая модель была подготовлена к интеграции в структуру факультетского сайта. Для этого каждый слот был наполнен соответствующим содержанием и системой гиперссылок соединен как с родственным слотами, так и с другими содержательными разделами сайта. Реализация этого мероприятия допустима только при известной свободе факультета в управлении собственной страницей на университетском сайте, что в настоящее время не представляется возможным; 3) с целью превращения факультетского сайта в привлекательный для современного школьника Интернет-ресурс в ходе того же анкетирования был задан вопрос: «Какие интерактивные рубрики заинтересовали бы вас на сайте выбранного вуза и факультета?». Наиболее популярными ответами стали: 1) социальная сеть с возможностью завести друзей среди абитуриентов, студентов и выпускников и общаться с ними он-лайн; 2) новости факультета и вуза, в т.ч. информация о мероприятиях для абитуриентов; 3) вопрос представителям и преподавателям факультета. Подобные рубрики должны стать обязательным компонентом будущей странички факультета на сайте МПГУ; 4) в ходе реализации разработанной фреймовой модели, важной составной частью которой является вовлечение школьников в жизнь вуза, учащиеся московских школ были приглашены на мероприятия исторического факультета, посвященные 65-летию победы в Великой Отечественной войне: - памятный вечер «Строка, оборванная пулей» (25 февраля 2010 года), приняло участие семь учащихся 10-11 классов сотрудничающих с факультетом московских школ; Всероссийская научная конференция «Вторая мировая и Великая Отечественная: исторические уроки и проблемы геополитики» (14-15 апреля 2010 г.), приняло участие двое учащихся 9 класса ГОУ СОШ № 1252 с углубленным изучением испанского языка им. Сервантеса: Мокроусова Анна, подготовившая исследовательскую работу «Моя бабушка – Герой России», и Костылев Александр с работой «Победа веры в годы военного лихолетья»; 5) во время проведения факультетского Дня открытых дверей (16 апреля 2010 года) был организован мастер-класс доцента, кандидата исторических наук М.В. Пономарева «Современные подходы к конструированию прошлого» (в нем приняло 23 учащихся старших классов московских школ). После его окончания состоялся неформальный обмен мнениями, в том числе и об особенностях учебного процесса на историческом факультете МПГУ; 6) активному вовлечению абитуриентов в коммуникативное пространство факультета способствовало проведение 24 апреля 2010 года интеллектуальной игры «Брэйн-ринг» по теме «Россия-Франция: вехи истории отношений», посвященного году Франции в России. Брэйн-ринг был проведен на базе ГОУ СОШ № 25 ЮЗАО г. Москвы. Вопросы были подготовлены оргкомитетом из преподавателей исторического факультета МПГУ. В организации и проведении турнира принимали участие доценты исторического факультета МПГУ А.В. Клименко, М.Л. Несмелова и М.В. Пономарев. В ходе непосредственного общения с учащимися они ответили на интересующие школьников актуальные вопросы современной исторической науки; 7) популяризации исторического факультета способствовала и работа доцента кафедры методики преподавания истории МПГУ М.Л. Несмеловой по созданию в школе № 1252 САО г. Москвы музея «Юный археолог». На базе музея были проведены два занятия с учащимися 6-9 классов (всего участников – 38 человек) по античной археологии (темы занятий – «На краю Ойкумены: из истории Боспорского царства» (18.05. 2010), «Занимательная археология» (24.05. 2010)). Работа с учащимися способствовала формированию их интереса к истории и археологии, который реализовался в их последующем участии в школьной археологической экспедиции в Восточный Крым, организованной на базе Восточно-Крымской археологической экспедиции института Археологии РАН в июле 2010 г. при участии М. Л. Несмеловой; 8) был апробировано вовлечение учащихся старших классов в деятельность студенческого научного общества исторического факультета «Ника», объединяющего любителей истории древнего мира и средневековья. В трех занятиях этого общества приняли участие школьники (всего участников – 5 человек). Сами формы проведения заседаний научного общества должны были стать дополнительным фактором стимулирования интереса ребят к будущей профессиональной деятельности и к нашему факультету. Первая встреча (24 марта 2010 года) прошла в соответствии со сценарием исторической игры «Семь чудес света». Второе заседание (28 апреля 2010 года) было посвящено древнеегипетской поэзии. Театрализованный вечер «В гостях у римлян» прошел 12 мая 2010 года. |