Учебное пособие: Методические указания для аспирантов обучающихся по специальности 07. 00. 02-Отечественная история
Название: Методические указания для аспирантов обучающихся по специальности 07. 00. 02-Отечественная история Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Кафедра истории и культуры
МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Методические указания для аспирантов обучающихся по специальности 07.00.02-Отечественная история
Хабаровск 2009
ББК
С –
Автор-составитель:
Дробница Августина Васильевна - профессор кафедры истории и культуры ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы», доктор исторических наук Методология научного исследования: методические указания для аспирантов специальности 07.00.02 - «Отечественная история». – Хабаровск : ДВАГС, 2009. – 14 с. Рецензент:
Дубинина Нина Ивановна - профессор кафедры политической истории ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы» Методические указания предназначены для подготовки аспирантов и соискателей по специальности 07.00.02 «Отечественная история» и составлены в соответствии с требованиями Министерства образования и науки Российской Федерации. Методические указания предназначены для подготовки к семинарским (практическим) занятиям и самостоятельной работы аспирантов.
Рекомендовано редакционно–издательским советом ДВАГС © Дальневосточная академия государственной службы, 2009 г. © Кафедра истории и культуры, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи учебной дисциплины…………………….…….……..4 2. Структура учебной дисциплины………………………..………..…..5 3. Учебно-тематический план…………………………………..……….6 4. Программа дисциплины……………………………………….………7 5. Семинарские и практические занятия………………………..………9 6. Самостоятельная работа студентов……………………….….…...…10 7. Перечень рекомендуемой литературы…………………….…….…..11 8. Словарь основных терминов……………………….………..……….13 .
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина «Методология научного исследования» нацелена на освоение аспирантами и соискателями системы методологических принципов и приемов для успешного проведения научного исследования и предусматривает: - изучение основополагающих аспектов теории научного познания и ее общих методов; - усвоение основных логических законов и норм научного творчества; - понимание специфики исторического познания и его основных принципов; - освоение методов исторического исследования; - критическое осмысление исторических источников и научной литературы; - изучение стилевых и жанровых особенностей языка исследования; - разработку гипотезы научного исследования. На основе изученного материала аспирант (соискатель) должен уметь: - обосновать актуальность избранной темы исследования; - сформулировать проблемную ситуацию; - определить объект и предмет своего исследования, его цель и задачи; - провести историографический анализ по теме научной работы; - систематизировать исторические источники; - определить практическую значимость проводимого исследования. Изучение дисциплины «методология научного исследования» призвано сформировать у аспирантов и соискателей навыки научного творчества, исследовательской корректности и культуры.
2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная дисциплина «Методология научного исследования» изучается в тесной связи с такими дисциплинами как «Теория и методология российской государственности», «Теория и методология региональной истории», а также «Социальная история России: теория и методология» и «Теория и история внешней политики России». Все перечисленные учебные курсы входят в перечень образовательно-профессиональных дисциплин по выбору аспиранта. Дисциплина «Методология научного исследования» изучается в форме лекционных, а также семинарских (практических) занятий. Контроль проводится посредством письменных работ аспирантов и соискателей, а также тестирования. Итоговый контроль включает подготовку концепции диссертационного исследования и ее защиту.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Тема I . Теория познания как методологическая основа научных исследований
Гносеологические и методологические вопросы научного познания. Многообразие форм научного познания. Общие методы научного познания. Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). Методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование). Методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному). Основные логические законы и нормы научного творчества: закон тождества, закон противоречия (непротиворечия), закон исключенного третьего и закон достаточного основания. Специфика исторического познания. Формационный и цивилизационный подходы к изучению исторических фактов и явлений. Марксистско-ленинская методология истории и ее критика. Контрфактические исторические исследования в системе научного познания. Тема II . Принципы исторического познания.
Основные принципы исторического познания. Принцип историзма. Необходимость изучения состояния исследований в смежных областях знаний при оценке историко-научных фактов. Принцип объективности в исследовании исторических процессов и явлений. Принцип целостности в историческом познании. Подход к изучению каждого исторического периода или явления как к системе взаимосвязанных элементов исторического знания и причин, детерминирующих их изменения. Принцип ценностного подхода – выделение идей, положений и явлений в прошлом, имеющих значение для современного этапа развития историко-научных знаний. Современные оценки принципа партийности (классового подхода) как основного принципа исторического познания советской эпохи.
Тема III . Методы исторического познания Метод как совокупность мыслительных приемов или способов изучения истории. Сравнительно-исторический метод как основа для компаративного анализа исторических процессов, выявление общего и особенного для сравнения исходных и конечных положений в исследуемый период. Хронологический и проблемно-хронологический методы: общее и особенное. Ретроспективный и перспективный методы. Историко-правовой (юридический) метод как основа для анализа изменений в нормативно-правовом поле исследуемой проблемы. Метод периодизации, его нацеленность на выделение этапов в развитии исторических процессов. Тема IV . Методология источниковедения.
Гносеологический подход к пониманию исторического источника. Источниковедческое учение А.С. Лаппо-Данилевского. Исторический источник как средство достижения наукой объективно-истинных знаний о прошлом. Исторический источник как продукт деятельности прошлого. Связь исторического источника с эпохой и всеми ее сферами: социально-экономической, политической, духовной. Основные группы источников. Критическое осмысление исторических источников. Систематизация исторических источников. Совершенствование методов и приемов источниковедческого анализа.
Тема V . Основные этапы научного исследования.
Обоснование актуальности избранной темы с точки зрения ее социальной значимости. Формулирование проблемной ситуации. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Определение степени изученности проблемы. Проведение историографического опыта предшественников и выявление «белых пятен» в исследуемой проблеме. Выбор методов проведения научного исследования. Систематизация исторических источников. Определение практической значимости проведенного исследования.
5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ.
Семинарское занятие №1 Теория познания как методологическая основа научных исследований
Вопросы для обсуждения: 1. Гносеологические и методологические вопросы научного познания. 2. Основные логические законы и нормы научного творчества. 3. Специфика исторического познания. 4. Основные подходы к изучению исторических фактов и явлений. Семинарское занятие №2Принципы и методы исторического познания.
Вопросы для обсуждения: 1. Основные принципы исторического познания. 2. Общие методы научного познания и их использование в исторических исследованиях. 3. Специальные методы исторического познания. Практическое занятие №3. Основные этапы научного исследования.
Задания к практическому занятию: 1. Обоснуйте актуальность Вашей научной проблемы, ее социальную значимость. 2. Определите цель и сформулируйте задачи Вашего исследования. 3. Определите объект и предмет исследования. 4. Проведите историографический анализ Вашей проблемы. 5. Выберите методы проведения исследования. 6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В рамках самостоятельной работы аспирантам и соискателям предлагается выполнить письменные работы по предложенным темам. 1. Формационный и цивилизационный подходы к изучению исторических явлений. 2. Основные логические законы научного творчества. 3. Марксистско-ленинская методология истории и ее критика. 4. Номотетический и идеографический методы и их место в теории познания. 5. Научная рефлексия в области исторического познания. 6. Школа «Анналов» и развитие социально-исторического познания. 7. Контрфактические исследования как важнейшее направление современного исторического познания. 8. Научная рефлексия в области исторического познания. 9. Методологическое значение принципа историзма в научных исследованиях. 10. Принцип целостности (системности) в историческом познании и его значение. 11. Сравнительно-исторический метод как основа для компаративного анализа исторических процессов. 12. Методологические источники исторического исследования. 13. Критическое осмысление исторических источников. 7. ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:1. Краевский, В.В. Методология научного исследования: пособие для студентов и аспирантов гуманитарных университетов/В.В. Краевский-СПб.ГУП, 2001 2. Новиков, А.М.,Новиков, Д.А. Методология/А.М. Новиков, Д.А.Новиков.-М.:Синтез, 2007 3. Папковская, П.Я. Методология. Методология научных исследований: курс лекций/П.Я. Папковская.-М.: Изд-во: Информпресс, 2006 4. Рузавин, Г.И. Методология научного исследования: Учебное пособие для вузов/Г.И. Рузавин-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999 5. Смоленский, Н.И. Теория и методология истории. Учебное пособие для вузов/Н.И. Смоленский.-М.: Изд. Центр. «Академия», 2007 Дополнительная: 1. А что, если бы? Альтернативная история.-М.-СПб., 2002 2. Бочаров, А.В. Идея альтернативности исторического развития в отечественной историографии//История мысли. Русская мыслительная традиция. Вып.2/А.В. Бочаров.-М.: 2003 3. Барг, М.А. Категории и методы исторической науки./М.А. Барг.-М.: 1984 4. Бородкин, Л.И. Синергетика и история: модеоирование исторических процессов// История и математика: анализ и моделирование социально-исторических процессов./Л.И. Бородкин-М.: 2007 5. Вопросы методологии и истории исторической науки: сб. статей /редкол.: Ю.С. Кукушкин (отв.ред.) и др.-М.:Изд-во МГУ, 1981 6. Вопросы методологии и истории исторических исследований.-М.:1977 7. Гемпель, К. Функции общих законов в истории /К. Гемпель. Время мира. Альманах современных исследований по теоретической истории, геополитике, макросоциологии и анализу мировых систем и цивилизаций. Вып.1 Историческая макросоциология в XX веке. Новосибирск, 2000 8. Гуц, А.К. Многовариантная история России/ А.К. Гуц-М.: 2000 9. Дьяков, В.А. Методология истории в прошлом и настоящем./В.А. Дьяков-М.: 1974 10. Иванов, В.В. Методология исторической науки./В.В.Иванов.-М.: 1985 11. Ключевский, В.О. Методология русской истории, терминология русской истории/ В.О. Ключевский –сочинения: в 9 т./под ред. В.Л. Янина.-М.: 1986.Т.6 12. Ковальченко, И.Д. Методы исторического исследования./И.Д. Ковальченко.-М.:1987 13. Лотман, Ю.М. Изъявление господне или азартная игра? (Закономерное и случайное в историческом процессе)// Ю.М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. М.: 1994 14. Миллер, А. Империя Романовых и национализм. Эссе по методологии исторических исследований./ А. Миллер.-М.: 2006 15. Милов, Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса./Л.В. Милов.-М.: РОССПЭН, 2006 16. Методология истории и историографии.-М.: 1981 17. Могильницкий, Б.Г. введение в методологию истории./ Б.Г. Могильницкий-М.: 1989 18. Назаретян, А.П. Знает ли история сослагательное наклонение (Мегаисторический взгляд на альтернативные модели // А.П. Назаретян. Философия науки. 2005, №2 19. Нехамкин, В.А. Контрфактические исторические исследования в системе научного познания/ В.А. Нехамкин.- Общественные науки и современность. 2007. №5.-С. 131-140 20. Нехамкин, В.А. Контрфактические исторические исследования: генезис, методология. М.: 2006 21. Нехамкин, В.А. Проблемы сослагательного наклонения в научном познании: сущность и функции.// Алма Матер (Вестник высшей школы): 2006, №6 22. Поляков, Ю.А. Историческая наука: Люди и проблемы. Кн. I/Ю.А. Поляков.-М.:РОССПЭН, 1995 23. Поляков, Ю.А. Историческая наука: Люди и проблемы. Кн. 2/Ю.А.Поляков-М.:РОССПЭН, 2004 24. Розов, Н.С. Номологический синтез теоретических знаний об истории и культуре./Н.С. Розов. В диапазоне гуманитарного знания. СПб, 2001 25. Розов, Н.С. «Спор о методе», школа «Анналов» и перспективы социально-исторического познания// Н.С. Розов. Общественные науки и современность. 2008. №1 (С145-155) 26. Розов, Н.С. Философия и теория истории. Кн.1, Пролегомены/Н.С. Розов.-М.: 2002 27. Русакова, О.Ф. Философия и методология истории в ХХ веке./О.Ф. Русакова-Екатеринбург, 2000 28. Сахаров, А.М. методология истории и историография (Статьи и выступления)./А.М. Сахаров-М.: 1981 29. Сачков, А.О. Научный метод. Вопросы и развитие./А.О. Сачков.-М.:2003 30. Соколов, А.К. Социальная история России новейшего времени: проблемы методологии источниковедения.//Социальная история. Ежегодник.1989-1999/А.К. Соколов-М.: Наука, 1999 31. Субъект во времени социального бытия: Ист. выполнение пространственно-временного континуума социальной эволюции./Отв. Ред. Э.В. Сайко. М.:Наука,2006:598 32. Умбрашко, К.Б. «Скептическая школа» в исторической науке России первой половины XIX в. Ч.1-2/К.Б. Умбрашко.-М.:2006 33. Фейерабенд, П. Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания. Благовещенск, 1998 8. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ
Алгоритм – конечная совокупность точных предписаний или правил, посредством которых можно решать однотипные или массовые задачи и проблемы. Аналогия – недемонстративное умозаключение, когда на основе сходства или подобия двух объектов по некоторым их признакам (свойствам и отношениям) делают вывод об их сходстве по другим признакам. Заключения аналогии носят вероятностный характер, степень подтверждения которого может быть увеличена путем выделения наиболее существенных признаков сходных объектов, увеличения их числа, а особенно выявления внутреннего характера их связи с переносимым признаком. Аргументация – рациональный способ убеждения, опирающийся на тщательное обоснование и оценку доводов в защиту определенного тезиса. Верификация – процесс установления истинности научных суждений путем их эмпирической проверки. Идеализация – мысленный процесс создания идеальных объектов посредством изменения свойств реальных предметов в процессе предельного перехода. Метод – совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности, достижения определенных результатов. Обобщение – процесс мысленного перехода от единичного и частного к общему. Объяснения - важнейшая функция науки, заключающаяся в подведении фактов о предметах, событиях и явлениях под некоторые общие утверждения (законы, теории, принципы). Парадигма – основополагающая теория вместе со способами ее использования, принятая научным сообществом в той или иной отрасли науки в определенный период ее развития. Проблема - противоречие в познании, характеризующиеся несоответствием между новыми фактами и данными и старыми способами их объяснения. Теория – наиболее развитая форма организации и систематизации научного знания, дающая целостное отражение определенного фрагмента действительности. Факт – в методологии науки предложения, фиксирующие эмпирическое знание о событиях и явлениях реального мира. Методология исторического исследования : методические указания для аспирантов специальности 07.00.02 – «Отечественная история». – Хабаровск : ДВАГС, 2009. – 14 с. Автор-составитель:
Дробница Августина Васильевна - профессор кафедры истории и культуры ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы», доктор исторических наук Подписано к печати с оригинал-макета «____» __________ 2009 года Формат 60х84 1/16 Бумага А-4 Усл. печ. л. – ____ Учетно-издат. л. – _______ Тираж ______ экз. Заказ №-_____ ____________________________________________________________ Печатно-множительное бюро ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы» 680682, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 33. |