Учебное пособие: Методические указания по изучению дисциплины для студентов заочного отделения
Название: Методические указания по изучению дисциплины для студентов заочного отделения Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие ![]() | |||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НОУ «Балтийский Гуманитарный Институт» Экономический факультет Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Методические указания по изучению дисциплины для студентов заочного отделения
«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Специальности: 080507 «Менеджмент организации» 081005 «Финансы и кредит» 080100 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 080504 «Государственное и муниципальное управление»
Составитель: В Б Тихонова
ОБЩАЯ ЧАСТЬ Предметом курса является Культурология – интегративная наука, изучающая закономерности, логику, специфику существования и развития мировой культуры. Цель курса – ознакомить студентов с важнейшими аспектами, понятиями, методиками Культурологии, а также дать представление о высоких ценностях мировой культуры. Задача курса состоит в том, чтобы представить в систематическом изложении проблематику и научный инструментарий Культурологии, раскрыть основные методики изучения культуры, обрисовать последовательные ходы культурологического анализа, обозначить роль культурологического знания в формировании современных гуманитарных представлений о мире и человеке. Курс призван дать студентам знание, способствующее пониманию глобальных и локальных процессов мировой культуры. На экономическом факультете данный курс занимает определенное место в системе профессиональной подготовки и входит в первый блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин современных государственных образовательных стандартов. Он помогает сориентироваться в огромном и сложном материале мировой культуры, способствует осознанию места собственной профессиональной ориентации студента в культурно-цивилизационном пространстве современного мира. Так как данный курс читается студентам первого курса, не имеющим специальной подготовки в изучении дисциплин культурологического ряда, одной из вторичных задач является организация подачи материала в таком стиле изложения, который бы позволил заинтересовать студенческую аудиторию предметом Культурология. В результате изучения курса студенты должны уметь 1) пользоваться культурологическим знанием, представляющим сегодня научный инструмент высокой коммуникативной активности, то есть мыслить культурологически, широко вводя общезначимый гуманитарный аспект в изучение и решение любой прагматической профессиональной задачи. 2) понимать проблематику и специфику развития современной культуры, используя культурологические методики анализа и критерии оценок. Методология курса основана на изучении авторитетных источников – трудов теоретиков культуры. В данном курсе 1)отражена специфика культурологического интегративного анализа явлений культуры и динамики ее развития. 2) совмещено решение проблем глобального общекультурологического плана и проблем локального характера, 3) созданы предпосылки для ознакомления студентов с основами фундаментального знания (теории культуры) и возможных его трансформаций в прикладной области (практическая культурология). 4) обусловлено введение в курс как онтологического аспекта (бытование, функционирование), так и аксиологического (учения о духовных ценностях нравственного, познавательного, эстетического характера). ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Государственный образовательный стандарт Российской Федерации высшего профессионального образования предъявляет следующие требования к обязательному минимуму содержания при изучении дисциплины :КУЛЬТУРОЛОГИЯ Структура и состав современного культурологического знания; культурология и философия культуры, культурная антропология; культурология и история культуры; теоретическая и прикладная культурология; методы культурологических исследований; основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация; типология культур; этническая и национальная, элитарная и массовая культуры; восточные и западные типы культур; специфические и "серединные" культуры; локальные культуры; место и роль России в мировой культуре; тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе; культура и природа; культура и общество; культура и глобальные проблемы современности; культура и личность. Учебно-тематический план курса
Список источников и литературы Источники
Обязательная литература
Дополнительная литература Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
1. Что такое Культурология? ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ 1. Культурология в системе социальных и гуманитарных наук. 2. Культурология, философия культуры, история культуры. 3. Предмет культурологии. 4. Многозначность понятия «культура». 5. Проблема культурогенеза. 6. Основные этапы развития культуры первобытного общества и их особенности. 7. Ценностная природа культуры 8. Основные понятия культурологии. 9. Функции культуры 10. Традиции и новации в культуре. 11. Личность и культура. 12. Культура и общество. 13. Мифологическое сознание 14. Мифологическая концепция мира в культуре древних греков и римлян. 15. Морфология культуры. 16. Понятие цивилизации 17. Культура и цивилизация. 18. Выдающиеся памятники культуры Древней Греции 19. Выдающиеся достижения древнеримской культуры. 20. Специфика искусства как феномена культуры 21. Язык и символ культуры 22. Место России в мировой культуре 23. Восточный и западный типы культуры 24. Духовный мир человека средневековья. 25. Готическое искусство Западной Европы. 26. Понятие «Возрождение» и его сущность. 27. Титаны Возрождения. 28. Северное Возрождение. 29. Истоки и сущность идей Просвещения. 30. Основные тенденции современной культуры. 31. «Элитарная» и «массовая» культура 32. Культурологическая картина мира. 33. Культура и природа. 34. Универсализация в современном мировом процессе 35. Социокультурная динамика 36. Стиль барокко в европейском искусстве Нового времени. 37. Классицизм в европейской кулътуре Нового времени. 38. Реализм к европейской культуре XIX в. 39. Авангард в искусстве XX в. 40. Молодежная субкультура в системе современной культуры ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ 1. Место культурологии в системе социальных и гуманитарных наук. 2. Предмет и методы культурологии 3. Структура культуры и ее основные функции. 4. Природа - история - культура – цивилизация: сущность этих понятий и их взаимосвязь. 5. Культурогенез как порождение новых культурных форм и систем. 6. Культура первобытного общества как «первобытно» человеческой культуры. 7. Первобытная культура и мифология в зеркале современности 8. Цивилизованный подход к классификации культур. 9. Типологические черты культуры ранних цивилизаций и их вклад в мировую культуру 10. Становление античного чина культуры и его сущность 11. Язык и символы культуры 12. Миф как феномен культуры. Мифологическая концепция мира в культуре древних цивилизаций. 13. Античность как тип культуры и отправная точка становления европейской цивилизации. 14. Религия в системе культуры. Возникновение христианства и его сущность. 15. Библия как историко-культурный памятник. 16. Проблемы динамики культуры. 17. Распад античной культуры и формирование социокультурной системы средневековья. 18. Культурный застой и кризис культуры 19. Великие открытия и достижения культуры люди Возрождения 20. Особенности итальянского и северного Возрождения (сравнительный культурологический анализ). 21. Век Просвещения в европейской культуре : великие открытия и великие заблуждения. 22. Культурологический анализ контрастов и парадоксов искусства XVIII в. 23. Европейская цивилизация как система культурных традиций. 24. Новое время н Европе как единый пространственно временной континуум культуры. 25. XIX в. - век классики, век зрелости буржуазной цивилизации и начало ее кризиса. 26. Основные тенденции развития культуры XX в. 27. Авангард в культуре XX в. 28. Первая и вторая мировые войны в судьбах культуры XX в. 29. Проблемы застоя, деградации и кризисов в современной культуре. 30. Культура и общество. 31. Личность и культура. 32. Элитарная и массовая культура. 33. Место и роль России в мировой культуре. 34. Выдающиеся достижения российской культуры мирового уровня. Литература. 1. Гуревич П.С, Культурология: Учеб. для вузов, М.: УИЦ «Гардарики»,1999. 2. Гуревич П.С, Философия культуры: Пособие для вузов. - М,: Аспект-Пресс, 1994. 3. Ерасов Б.С, Социальная культурология; Пособие для вузов: В 2 ч, -М.: Аспект- Пресс, 1994. 4. История и культурология: Учеб. пособие для вузов / Н.В. Шитова, Т.В. Акуличидр. -М_: Логос, 1999. 5. Иконникова С.С. Очерки по истории культурологии: Учеб. пособие. -СПб.: СПбГУП, 1998. 6. Кармин А.С, Основы культурологии, морфология культуры: Учебник для вузов. - СПб.: Лань, 1997. 7. Культурология. XX в.: Словарь / Гл. ред. сост. А.Я, Левит. - СПб.: Университетская книга. 1997. 8. Культурология, Учебник для техи, вузов / И.А. Акимова, Н,Г,Батласарьян,В.А- Бобахоидр. -М.: Высш. шк,, 1998 9. Культурология; Основы теории и истории культуры: Учеб. пособие для вузов/По ред. КефелиИФ. СПб.: Специальная литература, 1996. 10. Энциклопедический словарь по культурологии / Под рсд, А.А.Гадугина. -М.: Центр, !997. |