СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ 4
1.1 История введения НДС.. 4
1.2 Определение налог на добавленную стоимость. 5
1.3 Налогоплательщики НДС.. 8
1.4 Объект налогообложения. 10
1.5 Место реализации товаров, работ (услуг) 17
2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.. 19
2.1 Налоговая база. 19
2.2 Ставки и порядок исчисления налога на добавленную стоимость. 29
2.3 Налоговые вычеты.. 33
2.4 Уплата и возмещение налога. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 37
Налог на добавленную стоимость (НДС) сравнительно недавно вошел в мировую практику налогообложения, но в настоящее время он уже взимается в более чем в 50 странах мира и составляет в среднем около 14% всех бюджетных поступлений, что объясняется эффективностью механизма его взимания.
Автором НДС был французский экономист М. Лоре. НДС был введен во Франции в 1954 г. взамен налога с оборота, который действовал с 1920 г.
В России НДС впервые был введен Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 года, действующим с изменениями и дополнениями и стал одним из двух основных федеральных налогов.
Налог на добавленную стоимость широко используется как регулирующий источник региональных и местных бюджетов. Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении, его поступление занимает значительное место в доходной части бюджета государства, причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства возрастает.
Для понимания принципов построения налога на добавленную стоимость требуется изучить законодательную базу (Налоговый Кодекс), выяснить ряд основных проблем, такие вопросы, как субъекты и объекты налогообложения, принципы определения налогооблагаемой базы, ставки и сроки уплаты налога, и порядок его исчисления, особенности исчисления налога на добавленную стоимость для организаций различных видов деятельности, порядок ведения бухгалтерского учета по данному налогу, налоговые вычеты и некоторые другие вопросы.
Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность
нашего исследования.
Цели исследования
состоят в рассмотрении и изучении налога на добавленную стоимость.
В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
- рассмотреть историю введения НДС;
-изучить налогоплательщиков налога
-определить объект налогообложения
-изучить место реализации товаров и услуг
-рассмотреть налоговую базу
-изучить ставки и порядок исчисления НДС;
- определить особенности уплаты и возмещения налога;
Методы исследования:
-обработка, анализ научных источников;
-анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.
Объект
исследования – налог на добавленную стоимость
Предмет
исследования – механизм налога на добавленную стоимость
1.1 История введения НДС
Распространение налога на добавленную стоимость можно считать наиболее важным событием налоговой политики зарубежных стран в 70-80-е годы.
Налог на добавленную стоимость был предложен в 1954 году французским экономистом М. Лоре, который описал схему его действия, способного заменить налог с оборота, функционирующий в тот период во Франции. Такая необходимость была вызвана потребностью устранения «каскадного эффекта», присущего налогу с оборота. В 1968 году осуществлено полное введение НДС во Франции. В Западной Европе налог был введен в конце 60-х – начале 70-х годов. В конце 60-х – в Германии, Дании, Франции, Швеции, Нидерландах, а в начале 70-х – в Бельгии, Англии, Италии, Люксембурге, Норвегии.
Широкому распространению НДС способствовали соответствующие решения Европейского Экономического Сообщества, которые утверждали НДС в качестве основного косвенного налога для стран-участниц ЕЭС. Одним из необходимых условий вступления в эту влиятельную европейскую организацию является наличие в стране-претенденте функционирующей системы налог на добавленную стоимость Основными причинами роста популярности НДС являются:
- возможность вступления в ЕЭС;
- стремление увеличить государственные доходы за счет налогов на потребление. НДС способствует значительному увеличению поступлений в бюджет страны по сравнению с другими налогами;
- НДС позволяет оперативно проводить налоговые операции с помощью технические средств и определенной системы документооборота.
- НДС более эффективен по сравнению с налогом с продаж в розничной торговле для создания льготных условий налогообложения отдельных товаров и услуг.
Вместе с тем, несмотря на популярность НДС, опыт зарубежных стран, в частности Великобритании, показывает, что во многих случаях его использование довольно сложно и требует множества дополнительных уточнений и исключений из общих правил.
В настоящее время НДС введен во всех странах ЕЭС.
В РФ НДС был введен в 1992 году для продукции, производимой на ее территории, а с 01.02.93 распространен также на ввозимые, на ее территорию импортные товары за исключением тех, по которым в законодательном порядке установлены льготы. Он заменил налог с оборота и налог с продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование дохода бюджета, экономику, формирование ценовых пропорций и финансы предприятий и организаций[1]
.
Введение НДС в нашей стране совпало с проведением масштабной экономической реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переходом к свободным ценам на большинство товаров и услуг.
Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней.
1.2 Определение налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
В данном случае под добавленной стоимостью понимаются, в основном, расходы на оплату труда, соответствующие им отчисления на социальные нужды (в Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) и прибыль предприятия. Для подакцизных товаров в налогооблагаемую базу включается также и сумма акцизов. На законодательном уровне произошло разделение определения налога и порядка его исчисления. Закон определяет, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары, работы и услуги, и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы, работы, услуги, стоимость которых относится на издержки производства и обращения[2]
.
Важным является определение облагаемого оборота, так как от этого напрямую зависит величина выплат в бюджет. Облагаемый налогом оборот – это стоимость реализуемых товаров, исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них налог на добавленную стоимость. Исчисляется исходя из:
- свободных, рыночных цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость;
- государственных регулируемых оптовых цен и тарифов, (без включения в них налога на добавленную стоимость), применяемых на некоторые виды продукции топливно-энергетического комплекса и услуг производственно-технического назначения (услуги связи, грузовые транспортные перевозки и другие);
- государственных регулируемых розничных цен и тарифов, включающих в себя налог на добавленную стоимость, применяемые на некоторые потребительские товары и услуги, оказываемые населению.
В облагаемый оборот включаются также суммы денежных средств, полученные предприятиями за реализованные ими товары (работы и услуги) в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направленные в счёт увеличения прибыли, суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счёт предстоящих поставок или выполнения работ и услуг на расчётный счёт, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчётным документам за реализованные товары, работы и услуги.
На предприятиях, осуществляющих реализацию продукции (работы и услуги) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения применяется рыночная цена на аналогичную продукцию, работы и услуги, сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости. Если же предприятие не могло реализовать продукцию, работы и услуги по ценам выше себестоимости из-за снижения качества продукции или каких-либо потребительских свойств (включается и моральный износ), либо если сложившиеся рыночные цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже фактической себестоимости этой продукции, то для целей налогообложения применяется фактическая цена реализации продукции. Если предприятие в течение 30 дней до реализации продукции по ценам, не превышающим её фактической себестоимость, реализовало (или реализовывало) аналогичную продукцию по ценам выше её фактической себестоимости, то по всем сделкам в целях налогообложения применяются цены, исчисляемые из максимальных цен реализации этой продукции[3]
.
При реализации продукции по ценам ниже себестоимости (речь идёт о приобретенной продукции у другого предприятия для дальнейшей перепродажи) возникающая отрицательная разница между суммами налога, уплаченными поставщикам, и суммами налога, исчисленными после реализации продукции, относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении у предприятия после уплаты налога на прибыль, и зачёту в счёт предстоящих платежей или возмещению из бюджета не подлежит. При осуществлении обмена продукцией (товарами и услугами) либо её передачи безвозмездно облагаемый оборот определяется исходя из средней цены реализации такой же или аналогичной продукции (работ, услуг), рассчитанной за месяц, в котором происходит обозначенная сделка, а в случае отсутствия реализации такой или аналогичной продукции (работ, услуг) за месяц – исходя из цены её последней реализации, но не ниже фактической себестоимости. В случае если предприятие обменивает вновь освоенную продукцию, которая ранее не производилась, то к данной продукции при исчислении налога применяется рыночная цена на аналогичную продукцию или схожий товарозаменитель, но она не должна быть ниже фактической себестоимости.
При использовании внутри предприятия товаров собственного производства, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, используется стоимость аналогичных товаров, а при их отсутствии – фактическая себестоимость.
При натуральной оплате труда товарами собственного производства облагаемым оборотом будет стоимость товаров, исходя из свободных розничных цен, включая торговую надбавку, а если на эти товары применяются государственные регулируемые цены – исходя из этих цен.
1.3 Налогоплательщики НДС
Налогоплательщиками НДС являются:
· организации;
· индивидуальные предприниматели;
· лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ.
Возможно освобождение налогоплательщиков от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС при следующих условиях
Организации и индивидуальные предприниматели (кроме тех, кто занимается реализацией подакцизных товаров и ввозом товаров на таможенную территорию РФ) имеют право на освобождение от исполнения обязанностей по НДС, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма их выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн. рублей[4]
.
Чтобы получит освобождение, не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого планируется освобождение, необходимо представить в налоговый орган по месту учета следующие документы:
· письменное уведомление об использовании права на освобождение;
· выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
· выписка из книги продаж;
· выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
· копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
Получив освобождение, организации и индивидуальные предприниматели, не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено в связи с превышением объема выручки (2 млн. рублей) за 3 последовательных месяца.
По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, представляют в налоговые органы:
· документы, подтверждающие, что в течение срока освобождения сумма выручки за каждые 3 последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 млн. рублей;
· уведомление о продлении использования права на освобождение или об отказе от использования права.
1.4 Объект налогообложения
Объектом налогообложения являются следующие операции:
1. Операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (в т.ч. предметов залога и передача по соглашению о предоставлении отступного или новации), передаче имущественных прав. Передача на безвозмездной основе признается реализацией.
2. Операции по передаче на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль.
3. Операции по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4. Операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ.
Большая группа операций освобождена от налогообложения НДС.
Операции, освобождаемые от налогообложения (cтатья 149, 150 ТК РФ)[5]
:
I) Предоставление арендодателем в аренду на территории РФ помещений аккредитованным иностранным гражданам или организациям, в случае, когда законодательством иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан РФ и российских организаций, либо такая норма предусмотрена международным договором.
II) Реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ:
1) медицинских товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг;
3) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями;
4) услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях и студиях;
5) продуктов питания, произведенных столовыми учебных заведений, медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, произведенных организациями общественного питания и реализуемых указанным столовым и учреждениям.
6) услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями;
7) услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок по единым тарифам с предоставлением утвержденных льгот;
8) ритуальных услуг по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
9) почтовых марок, маркированных открыток и конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа;
10) услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности;
11) монет из драгоценных металлов, являющихся валютой РФ или валютой иностранных государств.
12) долей в капитале организаций, паев, ценных бумаг и инструментов срочных сделок;
13) услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов в период гарантийного срока их эксплуатации;
14) услуг в сфере образования по проведению некоммерческими организациями учебно-производственного или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
15) ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций;
16) работ, выполняемых в период реализации социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих;
17) услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав;
18) товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли;
19) товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи РФ.
20) оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг (согласно перечню);
21) работ (услуг) по производству кинопродукции, выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии, прав на использование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма;
22) услуг, оказываемых в аэропортах и воздушном пространстве РФ по обслуживанию воздушных судов;
23) работ по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах;
24) услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств, изготовлению и ремонту очковой оптики;
III) Освобождаются от налогообложения следующие операции:
1) реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ;
2) реализация (передача для собственных нужд) товаров (за исключением товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:
- общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их представители составляют не менее 80%;
- организациями, уставный капитал которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%;
- учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, созданными для достижения социальных целей, для оказания помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
- лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения;
3) осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации)
4) операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими взаимодействие между участниками расчетов;
5) осуществление отдельных банковских операций организациями, которые вправе их совершать без лицензии Центорабка РФ;
6) реализация изделий народных художественных промыслов (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством РФ;
7) оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.
8) организация тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями или индивидуальными предпринимателями игорного бизнеса;;
9) реализация промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа;
10) реализация необработанных алмазов обрабатывающим предприятиям;
11) внутрисистемная реализация организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы произведенных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
12) передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии, за исключением подакцизных товаров;
13) реализация входных билетов, форма которых утверждена как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения указанных мероприятий;
14) оказание услуг адвокатами, а также оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов РФ или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;
15) операции по предоставлению займов в денежной форме, а также оказание финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме
· совершение нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера в соответствии с законодательством о нотариате
16) выполнение НИОКР за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение НИОКР учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров;
17) услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, расположенных на территории РФ, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности;
18) услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в т.ч. детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории РФ, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности;
19) реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой составляет не менее 70%, в счет натуральной оплаты труда, для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы;
20) реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них;
21) передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир;
22) реализация лома и отходов черных и цветных металлов;
23) передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей
IV) Не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию РФ:
1) товаров (за исключением подакцизных), ввозимых в качестве безвозмездной помощи РФ;
2) медицинских товаров, сырья и комплектующих изделий для их производства;
3) материалов для изготовления иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и лечения инфекционных заболеваний (по перечню, утверждаемому Правительством);
4) художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным к особо ценным объектам культурного и национального наследия;
5) всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, произведений кинематографии, ввозимых в целях осуществления международных некоммерческих обменов;
6) товаров, произведенных в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования РФ на основании международного договора;
7) технологического оборудования, комплектующих и запасных частей, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций;
8) необработанных природных алмазов;
9) товаров, для официального пользования иностранных дипломатических представительств, для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств;
10) валюты РФ и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа, ценных бумаг - акций, облигаций, сертификатов, векселей;
11) продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями РФ.
1.5 Место реализации товаров, работ (услуг)
В целях 21 главы НК РФ местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, при наличии одного или нескольких
следующих обстоятельств:
· товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется;
· товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.
Для работ (услуг)местом реализации признается территория РФ, если:
· работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (кроме воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ
· работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ
· услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
· покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ
· деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ.
2.1 Налоговая база
При применении различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При определении налоговой базы выручка определяется исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных в денежной и натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Налоговая база определяется в зависимости от особенностей реализации:
1) Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг). (статья 154 НК РФ)
Налоговая база определяется как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из рыночных цен, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. При реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, реализации на безвозмездной основе, передаче права собственности на предмет залога, передаче при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется в аналогичном порядке. При реализации имущества налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок)[6]
.
При реализации сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, по перечню, утверждаемому Правительством РФ, (за исключением подакцизных товаров) налоговая база определяется как разница между ценой с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.
При реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья налоговая база определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее налога.
При реализации товаров (работ, услуг) по срочным сделкам (сделкам, предполагающим поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) по истечении установленного договором (контрактом) срока налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), указанная непосредственно в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из рыночных цен, действующих на дату определения налоговой базы, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. При реализации товаров в многооборотной таре, имеющей залоговые цены, залоговые цены данной тары не включаются в налоговую базу, если указанная тара подлежит возврату продавцу.
2) Налоговая база при передачи имущественных прав. (статья 155 НК РФ)
При уступке денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению НДС, или при переходе указанного требования к другому лицу налоговая база определяется в порядке, предусмотренном статьей 154 Налогового Кодекса РФ.
Налоговая база при уступке новым кредитором, получившим денежное требование, вытекающее из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного новым кредитором при последующей уступке требования или при прекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования.
При передаче имущественных прав налогоплательщиками, в том числе участниками долевого строительства, на жилые дома или жилые помещения, доли в жилых домах или жилых помещениях, гаражи или машино-места налоговая база определяется как разница между стоимостью, по которой передаются имущественные права, с учетом налога и расходами на приобретение указанных прав.
При приобретении денежного требования у третьих лиц налоговая база определяется как сумма превышения суммы доходов, полученных от должника и (или) при последующей уступке, над суммой расходов на приобретение указанного требования.
При передаче прав, связанных с правом заключения договора, и арендных прав налоговая база определяется в порядке, установленном статьей 154 Налогового Кодекса РФ.
3) Налоговая база при получении дохода по агентским договорам, договорам поручения, комиссии. (статья 156 НК РФ)
Налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров. В аналогичном порядке определяется налоговая база при реализации залогодержателем предмета невостребованного залога, принадлежащего залогодателю[7]
.
На операции по реализации услуг, оказываемых на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, не распространяется освобождение от налогообложения, за исключением операций:
· предоставление арендодателем в аренду на территории РФ помещений аккредитованным иностранным гражданам или организациям, в случае, когда законодательством иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан РФ и российских организаций, либо такая норма предусмотрена международным договором.
· медицинских товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
· ритуальных услуг по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
· реализация изделий народных художественных промыслов (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством РФ
4) Особенности определения налоговой базы и при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи (cтатья 157 НК РФ)
При осуществлении перевозок (за исключением пригородных перевозок) пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа или почты железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским или речным транспортом налоговая база определяется как стоимость перевозки (без включения в нее налога).
При реализации проездных документов по льготным тарифам налоговая база исчисляется исходя из этих льготных тарифов.
Данные положения не распространяются на перевозки пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок по единым тарифам с предоставлением утвержденных льгот, а также на перевозки, предусмотренные международными договорами (соглашениями)[8]
.
При реализации услуг международной связи при определении налоговой базы не учитываются суммы, полученные организациями связи от реализации указанных услуг иностранным покупателям.
5) Особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса (cтатья 158 НК РФ)
Налоговая база определяется отдельно по каждому из видов активов предприятия.
Если цена, по которой предприятие продано ниже балансовой стоимости реализованного имущества, применяется поправочный коэффициент, рассчитанный как отношение цены реализации предприятия к балансовой стоимости имущества.
Если цена, по которой предприятие продано выше балансовой стоимости реализованного имущества, применяется поправочный коэффициент, рассчитанный как отношение цены реализации предприятия, уменьшенной на балансовую стоимость дебиторской задолженности (и на стоимость ценных бумаг, если не принято решение об их переоценке), к балансовой стоимости реализованного имущества, уменьшенной на балансовую стоимость дебиторской задолженности (и на стоимость ценных бумаг, если не принято решение об их переоценке). В этом случае поправочный коэффициент к сумме дебиторской задолженности (и стоимости ценных бумаг) не применяется. Цена каждого вида имущества принимается равной произведению его балансовой стоимости на поправочный коэффициент.
Продавцом предприятия составляется сводный счет-фактура с указанием в графе «Всего с НДС» цены, по которой предприятие продано. При этом выделяются в самостоятельные позиции все виды имущества, сумма дебиторской задолженности, стоимость ценных бумаг и другие позиции активов баланса. К сводному счету-фактуре прилагается акт инвентаризации.
В сводном счете-фактуре цена каждого вида имущества принимается равной произведению его балансовой стоимости на поправочный коэффициент. По каждому виду имущества, реализация которого облагается налогом, в графах «Ставка НДС» и «Сумма НДС» указываются соответственно расчетная налоговая ставка в размере 15,25 процента и сумма налога, определенная как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 15,25 процента процентная доля налоговой базы.
6) Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления (cтатья 159 НК РФ)
При передаче налогоплательщиком товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету, при исчислении налога на прибыль организаций, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных товаров (работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов на их выполнение, включая расходы реорганизованной (реорганизуемой) организации.
7) Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (cтатья 160 НК РФ)
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется как сумма:
· таможенной стоимости этих товаров;
· подлежащей уплате таможенной пошлины;
· подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).
При ввозе на таможенную территорию продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории в соответствии с таможенным режимом, налоговая база определяется как стоимость такой переработки. Налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки, ввозимой на таможенную территорию РФ.
Если в составе одной партии ввозимых товаров присутствуют как подакцизные товары, так и неподакцизные товары, налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров. Налоговая база определяется в аналогичном порядке в случае, если в составе партии ввозимых товаров присутствуют продукты переработки товаров, ранее вывезенных с таможенной территории для переработки вне таможенной территории РФ[9]
.
В случае, если в соответствии с международным договором отменены таможенный контроль и таможенное оформление ввозимых товаров, налоговая база определяется как сумма:
· стоимости приобретенных товаров, включая затраты на доставку до границы РФ;
· подлежащих уплате акцизов (для подакцизных товаров).
Налоговая база при ввозе российских товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, на остальную часть таможенной территории РФ либо при передаче их на территории особой экономической зоны лицам, не являющимся резидентами такой зоны, определяется с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством.
8) Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами (cтатья 161 НК РФ)
При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации с учетом налога.
Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации. Данная налоговая база определяется налоговыми агентами - организациями и индивидуальными предпринимателями, состоящими на учете в налоговых органах, приобретающими на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранных лиц.
Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога.
При предоставлении на территории РФ органами государственно власти и местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога.
При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
При реализации на территории РФ конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из рыночной цены реализуемого имущества (ценностей), с учетом акцизов (для подакцизных товаров)[10]
.
В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.
При реализации на территории РФ товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами.
В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.
9) Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг) (cтатья 162 НК РФ)
Налоговая база увеличивается на суммы:
· полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);
· полученных в виде процента (дисконта) по полученнымоблигациям и векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования Центробанка РФ, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента;
· полученных страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), реализация которых признается объектом налогообложения;
Данные положения не применяются в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не подлежать налогообложению (освобождаются от налогообложения), а также в отношении товаров (работ, услуг), местом реализации которых не является территория РФ.
10) Особенности налогообложения при реорганизации организаций (cтатья 162.1 НК РФ)[11]
.
При реорганизации в форме выделения вычетам у реорганизованной (реорганизуемой) организации подлежат суммы налога, исчисленные и уплаченные ею с сумм авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории РФ, в случае перевода долга при реорганизации на правопреемника (правопреемников) по обязательствам, связанным с реализацией или передачей имущественных прав. Вычеты производятся в полном объеме после перевода долга на правопреемника (правопреемников).
При реорганизации в форме выделения налоговая база правопреемника (правопреемников) увеличивается на суммы авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), полученных в порядке правопреемства от реорганизованной (реорганизуемой) организации и подлежащих учету у правопреемника (правопреемников).
В случае реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения, преобразования вычетам у правопреемника (правопреемников) подлежат суммы налога, исчисленные и уплаченные реорганизованной организацией с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
В последних двух случаях вычеты производятся правопреемником (правопреемниками) после даты реализации соответствующих товаров (работ, услуг) или после отражения в учете у правопреемника (правопреемников) операций в случаях расторжения или изменения условий соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей, но не позднее одного года с момента такого возврата.
В случае реорганизации независимо от формы подлежащие учету у правопреемника (правопреемников) суммы налога, предъявленные реорганизованной (реорганизуемой) организации и (или) уплаченные этой организацией, но не предъявленные ею к вычету, подлежат вычету правопреемником (правопреемниками).
При этом вычеты на основании счетов-фактур (копий счетов-фактур), выставленных реорганизованной (реорганизуемой) организации, или счетов-фактур, выставленных правопреемнику (правопреемникам) продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), а также на основании копий документов, подтверждающих фактическую уплату реорганизованной (реорганизуемой) организацией сумм налога, и (или) документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога правопреемником (правопреемниками) этой организации.
При передаче правопреемнику (правопреемникам) товаров (работ, услуг, имущественных прав), в т.ч. основных средств и нематериальных активов, при приобретении (ввозе) которых суммы налога были приняты реорганизованной (реорганизуемой) организацией к вычету соответствующие суммы налога не подлежат восстановлению и уплате в бюджет реорганизованной (реорганизуемой) организацией.
Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат:
· день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
· день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
2.2 Ставки и порядок исчисления налога на добавленную стоимость
Налоговым кодексом РФ определены основные ставки налога на добавленную стоимость:
I) Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:
1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы подтверждающих документов;
2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в п.1;
3) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;
4) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;
5) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в космическом пространстве, подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;
6) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центробанку РФ, банкам;
7) товаров (работ, услуг) для пользования иностранными дипломатическими представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей. В случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок либо если такая норма предусмотрена в международном договоре РФ.
8) припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов.
9) выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории РФ товаров, и связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг).
II) Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации:
1) Продовольственных товаров:
· скота и птицы в живом весе;
· мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных);
· молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда);
· яйца и яйцепродуктов;
· масла растительного;
· маргарина;
· сахара, включая сахар-сырец;
· соли;
· зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;
· маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов);
· хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);
· крупы;
· муки;
· макаронных изделий;
· рыбы живой (за исключением ценных пород);
· море- и рыбопродуктов (за исключением деликатесных);
· продуктов детского и диабетического питания;
· овощей (включая картофель);
2) Товаров для детей:
· трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной, дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп;
· швейных изделий;
· обуви (за исключением спортивной);
· кроватей детских;
· матрацев детских;
· колясок;
· тетрадей школьных;
· игрушек;
· пластилина;
· пеналов;
· счетных палочек;
· счет школьных;
· дневников школьных;
· тетрадей для рисования;
· альбомов для рисования;
· альбомов для черчения;
· папок для тетрадей;
· обложек для учебников, дневников, тетрадей;
· касс цифр и букв;
· подгузников;
3) Периодических печатных изданий, кроме изданий рекламного или эротического характера; книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера
4) Медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:
· лекарственных средств, включая субстанции, в т.ч. внутриаптечного изготовления;
· изделий медицинского назначения
III) 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах I и II.
IV) 10/110, 18/118 - процентное отношение налоговой ставки, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки в случаях, когда сумма налога должна определяться расчетным методом
Порядок исчисления налога.
Сумма налога - соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Сумма налога по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции[12]
.
2.3 Налоговые вычеты
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:
1) товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов.
2.4 Уплата и возмещение налога
Уплата налога
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога и увеличенная на суммы восстановленного налога.
Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, то разница, подлежит возмещению налогоплательщику.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, выставления покупателю:
· лицами, не являющимися налогоплательщиками, или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика;
· налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.
Налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Возмещение налога
Cумма, подлежащая возмещению, направляется в течение 3х календарных месяцев, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет. Налоговые органы производят зачет самостоятельно.
Сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по письменному заявлению. Налоговый орган в течение 2-х недель после получения заявления принимает решение о возврате указанной суммы и направляет это решение на исполнение. Возврат сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение 2-х недель.
При нарушении установленных сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из 1/365 ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый день просрочки.
Таким образом, налог на добавленную стоимость является одним из наиболее эффективных фискальных инструментов, поскольку, во-первых, обеспечивает регулярность поступления налогов, во-вторых, обладает высокой степенью универсальности, в-третьих, дает значительные поступления в бюджет, и эти его свойства сделали этот вид налога весьма распространенным в мировой практике.
НДС имеет преимущества, как для государства, так и для налогоплательщика. Во - первых, от него труднее уклониться. Во - вторых, с ним связано меньше экономических нарушений. В - третьих, он в большей степени повышает заинтересованность в росте доходов. К тому же для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем доходов.
Однако, несмотря на столь успешное применение налога в мировой практике, зарубежный опыт использования НДС также содержит ряд нерешенных вопросов, связанных с негативными особенностями широкого использования НДС. Поэтому слепое копирование положений зарубежного законодательства об НДС в отечественную теорию и практику применения этого налога крайне нежелательно.
Опыт введения НДС в России выявил все положительные свойства этого налога на потребление. С помощью этого налога удается более успешно решать чисто фискальные цели пополнения средств государственного бюджета, административные задачи, связанные с созданием более эффективной системы сбора налогов. Вместе с тем, целый ряд насущных проблем еще ждет своего решения в ходе дальнейшего совершенствования российского законодательства об НДС. Среди них - реализация принципа нейтральности; более последовательное осуществление принципа равенства и обеспечения прогрессивного характера НДС; повышение его роли в стимулировании роста производства, внутренних и иностранных инвестиций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый Кодекс РФ – 2004 г.
2. Федеральный закон от 22.07.2005 N 118-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса РФ»
3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы, Юнити, 2000.
4. Брайчева Т.В. Государственные финансы. – СПб.: Питер, 2001.
5. Бухгалтерский учёт в организациях /Е.П.Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н.Галанина,2002
6. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. – М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2000.
7. Гуккаев В. Б. Производство: налоги и учет. – М.: Бератор – Пресс, 2003. – 224 с.
8. Деева А.И. Финансы: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2002.
9. Емельянов А.М., Мацкуляк И.Д., Пеньков Б.Е. – М.: РАГС, 2001.
10. Зубков В.В. «Налоговые вычеты и исчисление НДС» // Финансы, 2002, №9.
11. Кугаенко А.А., Белянин М.П. Теория налогообложения. 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Вузовская книга, 1999.
12. Мельников А.Ю. Комментарий к налоговому кодексу части второй. – М.: ЗАО Редакция журнала «Главбух», 2002.
13. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Практикум. – М.: Инфра – М, 2000.
14. Налог на добавленную стоимость Учебно-практическое пособие по дистанционному обучению. М: 2002г.
15. Налоги и налогообложение. Курс лекций: Учеб. Пособие. Издание 2-е, доп. И испр. – М.: Омега – 2003. – 296 с.
16. Незамайкин В. Н., Юрзинова И. Л. Налогообложение юридических и физических лиц. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 448 с.
17. Новый План счетов бухгалтерского учета (с комментариями). – М.: ООО «Нитар Альянс», 2002. – 368 с.
18. Пепелеев С. Г. Налоговое право. – М.: ИД «ФБК-ПРЕСС», 2004. – 354 с.
19. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000.
20. Романовский М.В., Врублева О.В., Сабанти Б.М. Финансы: Учебник для вузов. – М.: «Перспектива», Юрайт, 2000.
21. Русакова И. Г., Кашин В. А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов. – М.: Юнити, 2003. – 440 с.
22. Семкина Т.И. «Некоторые проблемы расчета налога на добавленную стоимость» // Финансы, 2002, №11.
23. Сенчагов В.К., Архипов А.И. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.: Проспект, 2000
24. Химичева Н.И. Финансовое право: Учебник. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Юристъ, 2000.
25. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. – М.: Финансы, Юнити, 1998.
26. Шаталов С. Д. Комментарии к Налоговому кодексу РФ, части второй. – М.: МЦФЭР, 2004.
27. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: Инфра – М, 2000.
[1]
Кугаенко А.А., Белянин М.П. Теория налогообложения. 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Вузовская книга, 1999.
[2]
Химичева Н.И. Финансовое право: Учебник. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Юристъ, 2000.
[3]
Шаталов С. Д. Комментарии к Налоговому кодексу РФ, части второй. – М.: МЦФЭР, 2004.
[4]
Налоговый Кодекс РФ – 2004 г.
[5]
Налоговый Кодекс РФ – 2004 г.
[6]
Незамайкин В. Н., Юрзинова И. Л. Налогообложение юридических и физических лиц. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 448 с.
[7]
Пепелеев С. Г. Налоговое право. – М.: ИД «ФБК-ПРЕСС», 2004. – 354 с.
[8]
Налоговый Кодекс РФ – 2004 г.
[9]
Незамайкин В. Н., Юрзинова И. Л. Налогообложение юридических и физических лиц. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 448 с.
[10]
Шаталов С. Д. Комментарии к Налоговому кодексу РФ, части второй. – М.: МЦФЭР, 2004.
[11]
Федеральный закон от 22.07.2005 N 118-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса РФ»
[12]
Пепелеев С. Г. Налоговое право. – М.: ИД «ФБК-ПРЕСС», 2004. – 354 с.
|