Учебное пособие: Методические указания по выполнению лабораторных работ по физике для студентов специальности 080110. 52 «Экономика и бухгалтерский учет»
Название: Методические указания по выполнению лабораторных работ по физике для студентов специальности 080110. 52 «Экономика и бухгалтерский учет» Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА» «ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА ОДЕЖДЫ (КОЛЛЕДЖ)» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению лабораторных работ по физике для студентов специальности 080110.52 «Экономика и бухгалтерский учет» Составила: Преподаватель: Т.В. Бородина Рассмотрено на заседании цикловой комиссии математических и общих естественнонаучных дисциплин Протокол № __________ «_____»________ 20 ___ г. Председатель комиссии: ___________ Л.Н. Барабашова 2009 Лабораторная работа № 1 ПРОВЕРКА ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ОБЪЕМОМ, ДАВЛЕНИЕМ И ТЕМПЕРАТУРОЙ ДЛЯ ДАННОЙ МАССЫ ГАЗА (проверка уравнения состояния газа) Теория. Состояние данной массы газа характеризуется тремя величинами (параметрами): объемом V , давлением р и термодинамической температурой Т . В природе и технике, как правило, происходят изменения всех величин одновременно, но при этом соблюдается закономерность, выраженная уравнением состояния газа: при m = const .
Рис. 1 Для данной массы газа произведение объема на давление, деленное на термодинамическую температуру, есть величина постоянная. Проверить эту зависимость экспериментально можно, используя прибор для изучения газовых законов (рис.1). Прибор состоит из металлического гофрированного цилиндра переменного объема (сильфона) 1 , манометра 2 и резинового шланга 3 . Прикрепленная к сильфону демонстрационная шкала 4 позволяет измерять объем воздуха в цилиндре в условных единицах. Оборудование. 1. Прибор для изучения газовых законов. 2. Барометр (общий для всех). 3. Термометр. 4. Сосуды с холодной и горячей водой вместимостью 6-7 л (общие для всех). 5. Испытуемый газ - воздух. Порядок выполнения работы. 1.Определить цену деления шкалы манометра. 2.Собрать установку по рис.1. 3.Открыть у манометра краны 5 и 6 , вращением винта 7 установить верхнюю крышку цилиндра против пятого деления демонстрационной шкалы, после чего кран 6 закрыть. 4. Снять показания приборов и данные занести в табл. 1. 5. Перенести сильфон в сосуд с холодной водой и с помощью винта изменить объем воздуха. Через 2-3 мин наступит тепловое равновесие, т. е. температуры воды и воздуха (в сильфоне) станут одинаковыми. 6. Снять показания приборов и данные записать в табл. 1. 7. Повторить опыт с горячей водой и данные записать в табл. 1. 8. Вычислить постоянную С для каждого опыта. 9. Сравнить результаты измерений и сделать вывод. 10. Определить среднее значение постоянной С и найти относительную погрешность методом среднего арифметического. Таблица 1
Методические рекомендации. 1. Цилиндр изготовлен из тонкой фольги, поэтому не следует допускать при работе резких движений сильфона, не следует слишком сжимать и растягивать его. 2. Цилиндр следует помещать в воду так, чтобы она покрыла его верхнюю крышку. 3. По шкале манометра определяется разность давлений воздуха атмосферного и находящегося в сильфоне. 4. Поскольку манометр измеряет давление газа в атмосферах (атм), а барометр - в мм.рт.ст., пересчитать единицы давления в паскалях (Па), учитывая, что 1 мм.рт.ст.= 133 Па, 1 атм= 105 Па. Контрольные вопросы. 1. Почему в данной работе объем воздуха можно выражать в условных единицах? 2. Изменится ли найденное значение С, если опыт проводить с другой массой газа? 3. Какие причины влияют на точность определения постоянной С? 4. Что означает нулевое деление шкалы манометра (рис. 1)? 5. Вычислить объем исследуемого газа в кубических метрах, учитывая, что диаметр сильфона равен 100мм, а расстояние между двумя соседними делениями шкалы прибора 15мм. Лабораторная работа № 2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЯ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА С ПОМОЩЬЮ ГИГРОМЕТРА И ПСИХРОМЕТРА Теория . В атмосфере Земли всегда содержатся водяные пары. Их содержание в воздухе характеризуется абсолютной и относительной влажностью. Абсолютная влажность ρа определяется массой водяного пара, содержащегося в 1 м3 воздуха, т. е. плотностью водяного пара. Абсолютную влажность можно определить по температуре точки росы - температуре, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным. Температуру точки росы определяют с помощью гигрометра, а затем по таблице «Давление насыщающих паров и их плотность при различных температурах» находят соответствующую температуре точки росы плотность. Найденная плотность и есть абсолютная влажность окружающего воздуха. Относительная влажность В показывает, сколько процентов составляет абсолютная влажность от плотности ρн водяного пара, насыщающего воздух при данной температуре: В = ρа ·1ОО% / ρн . Оборудование. 1. Гигрометр. 2. Термометр. 3. Диэтиловый эфир. 4. Психрометр (общий для всех). 5. Баротермогигрометр . Порядок выполнения работы. I. Работа с гигрометром. 1.Измерить температуру окружающего воздуха. 2. Наполнить камеру гигрометра летучей жидкостью (диэтиловым эфиром 3-4 см3 ). 3.Установить термометр в камеру гигрометра. 4.При помощи груши продувать воздух через эфир и внимательно следить за -полированной поверхностью стенки камеры , сравнивая ее с поверхностью кольца . Заметив появление росы (начало запотевания), записать температуру. 5.Продолжая наблюдение, отметить момент исчезновения росы и соответствующую температуру. 6.Определить температуру точки росы как среднее арифметическое измеренных температур. 7.Опыт повторить 1-2 раза. 8.По таблице определить плотность пара соответственно при температуре точки росы и комнатной. 9. Вычислить относительную влажность, найти среднее значение ее. 10.Определить относительную погрешность методом среднего арифметического. 11. Результаты измерений, вычислений и табличные данные записать в табл. II. Работа с психрометром и баротермогигрометром . 1. Проверить наличие воды в стаканчике психрометра и при необходимости долить ее. 2. Определить температуру сухого термометра. 3. Определить температуру смоченного термометра . 4. Пользуясь психрометрической таблицей, определить относительную влажность. 5. Результаты измерений записать в табл. 6. Определить относительную влажность по баротермогигрометру. 7. Результаты по определению В сравнить и сделать вывод. Методические рекомендации. 1.Для более точного определения момента появления росы перед работой тщательно протереть суконкой полированное дно и кольцо гигрометра до полного блеска, а перед наблюдением установить прибор под углом 30-40о к лучу зрения. 2. Камеру наполнить эфиром с таким расчетом, чтобы шарик термометра был погружен в эфир и в то же время эфир не расплескивался при продувании воздуха. 3. Сразу же после окончания работы с гигрометром тщательно проветрить помещение. 4. Для психрометра лучше использовать дистиллированную воду. 5. В 5. В формуле В = ρа / ρн . 100% вместо плотности можно взять давление насыщающих паров при комнатной температуре и температуре точки росы. Контрольные вопросы. 1. Почему при продувании воздуха через эфир на полированной поверхности стенки камеры гигрометра появляется роса? В какой момент появляется роса? 2. Почему показания влажного термометра психрометра меньше показаний сухого термометра? При каком условии разность показаний термометра наибольшая? 3. Температура в помещении понижается, а абсолютная влажность остается прежней. Как изменится разность показаний термометров психрометра? 4. Сухой и влажный термометры психрометра показывают одну и ту же температуру. Какова относительная влажность воздуха? 5. Почему после жаркого дня роса бывает, более обильна? 6. Почему перед дождем ласточки летают низко? Лабораторная работа № 3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕРХНОСТНОГО НАТЯЖЕНИЯ ЖИДКОСТИ Теория. Молекулы поверхностного слоя жидкости обладают избытком потенциальной энергии по сравнению с энергией молекул, находящихся внутри жидкости. Как и любая механическая система, поверхностный слой жидкости, стремясь уменьшить потенциальную энергию, сокращается. При этом совершается работа А: A=σ . ∆S, где σ - коэффициент пропорциональности (выражается в Дж/м2 или Н/м), называемый поверхностным натяжением: σ =A/∆S, или σ =F/l , где F - сила поверхностного натяжения, l - длина границы поверхностного слоя жидкости. Поверхностное натяжение можно определить различными методами. I . Метод отрыва капель. Опыт осуществляют с бюреткой, в которой находится исследуемая жидкость. Открывают кран бюретки так, чтобы из бюретки медленно падали капли. Перед моментом отрыва капли сила тяжести ее Р= mk g равна силе поверхностного натяжения, граница свободной поверхности - окружность шейки капли. Следовательно, F =mk g ; l =πd ш .k ; σ= mk g /(πd ш .k ). Опыт показывает, что d ш .k =0,9d б , где d б - диаметр канала узкого конца бюретки. Оборудование. 1. Бюретка с краном. 2. Весы учебные с разновесом. 3. Сосуд с водой. 4. Сосуд для сбора капель. 5. Микрометр. 6. Набор игл. Порядок выполнения работы. 1. Собрать установку и наполнить бюретку водой. 2. Измерить диаметр канала узкого конца бюретки. Для этого ввести до упора в канал бюретки иглу соответствующей толщины, заметить то место, до которого она вошла, и микрометром измерить диаметр иглы в отмеченном месте. Измерения микрометром повторить несколько раз, поворачивая при этом иглу на определенный угол. Если результаты измерения будут различаться, взять их среднее значение. 3. Определить массу пустого сосуда для сбора капель, взвесив его. 4. Подставить под бюретку сосуд, в котором была вода, и, плавно открывая кран, добиться медленного отрывания капель (капли должны падать друг за другом через 1-2 с). 5. Под бюретку с отрегулированными каплями подставить взвешенный сосуд и отсчитать 100 капель. 6.Измерив массу сосуда с каплями, определить массу капель. 7.Результаты измерений и вычислений записать в табл. 8.Вычислить поверхностное натяжение по формуле σ= mg/nπ. 0,9d б . 9. Опыт повторить 1-2 раза с другим количеством капель. 10. Найти среднее значение σср сравнить полученный результат с табличным значением поверхностного натяжения с учетом температуры. 11. Определить относительную погрешность методом оценки результатов измерений. Методические рекомендации. 1. Для опыта рекомендуется использовать дистиллированную или хорошо прокипяченную воду. 2. В качестве сосуда с водой удобно взять мензурку, имеющую отлив. 3. Чтобы при падении капель вода в сосуде не разбрызгивалась, конец трубки расположите близко от сосуда. 4. При повторном измерении взять 150-170 капель в зависимости от диаметра узкого конца бюретки. 5. Для проведения опыта можно использовать воронку (или трубку) с пипеткой; стеклянный резервуар пипетки соединить с воронкой (трубкой) резиновой трубкой с зажимом. II. Метод подъема воды или другой смачивающей жидкости в капиллярах. Поднятие смачивающей жидкости в капиллярной трубке над уровнем жидкости в большом сосуде проиcходит в результате того, что поверхность жидкости стремится сократиться, поэтому на жидкость оказывается дополнительное давление ∆p=2σ/R, где R - радиус капилляра. Смачивающая жидкость в капилляре поднимается на такую высоту, при которой вес ее столбика над уровнем жидкости в большом сосуде уравновесится силой дополнительного давления: mg =∆pS, или ρShg =2σS /R, откуда h =2σ/(R ρg ), где ρ- плотность жидкости. Оборудование . 1. Стакан с водой. 2. Две капиллярные трубки различного сечения. 3. Набор игл. 4. Микрометр. 5. Масштабная линейка. 6. Лупа. Порядок выполнения работы. 1. Опустить в стакан с водой поочередно каждую из двух капиллярных трубок. 2. Измерить высоту подъема воды в капиллярной трубке над поверхностью воды в стакане. 3. Подобрать иглу требуемой толщины, ввести ее в капилляр и отметить на ней место, до которого она вошла в капилляр. Микрометром измерить диаметр иглы в отмеченном месте. 4. Произвести вычисления поверхностного натяжения по формуле σ = hR ρg / 2 = hd ρg / 4 . 5.Результаты измерений и вычислений записать в таблицу. 6.Сравнить результаты с табличным значением поверхностного натяжения и определить относительную погрешность методом оценки результатов измерений. Методические рекомендации. 1.Капиллярные трубки пронумеровать. 2. Предварительно смочить внутреннюю поверхность капиллярной трубки исследуемой жидкостью, а затем провести опыт. 3. Высоту поднятия жидкости измерять по нижней части мениска в капилляре. Для удобства отсчета наблюдение производить через лупу. 4. Относительную погрешность определить по формуле δ = = + Контрольные вопросы. 1. Почему поверхностное натяжение зависит от вида жидкости? 2. Почему и как зависит поверхностное натяжение от температуры? 3. В двух одинаковых пробирках находится одинаковое количество капель воды. В одной пробирке вода чистая, в другой - с прибавкой мыла. Одинаковы ли объемы отмеренных капель? Ответ обоснуйте. 4. Изменится ли результат вычисления поверхностного натяжения, если опыт проводить в другом месте Земли? 5. Изменится ли результат вычисления, если диаметр канала трубки будет меньше? 6. Почему в варианте I: а) рекомендуется проводить измерения для возможно большего числа капель? б) следует добиваться медленного падения капель? Лабораторная работа №4 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЕМКОСТИ КОНДЕНСАТОРА Теория . Важнейшей характеристикой любого конденсатора является его электрическая емкость С - физическая величина, равная отношению заряда Q конденсатора к разности потенциалов U между его обкладками: С= Q/U. Выражается в СИ в фарадах (Ф). Емкость конденсатора можно определить опытным путем. Оборудование . 1. Источник электрической энергии 6В. 2. Миллиамперметр. 3.Конденсаторы (3-4 шт.) известной емкости (1-6 мкФ). 4.Конденсатор неизвестной емкости. 5. Двухполюсный переключатель. 6. Соединительные провода. Порядок выполнения работы. 1. Составить электрическую цепь по схеме, изображенной на рис. 1. В цепи установить один из конденсаторов известной емкости. 2. Конденсатор зарядить; для этого соединить его (переключателем) на короткое время с источником электрической энергии. 3. Сосредоточив внимание на миллиамперметре, быстро замкнуть конденсатор на измерительный прибор и определить число делений, соответствующее максимальному отключению стрелки. 4. Опыт повторить для более точного определения числа делений n и найти отношение найденного количества делений к емкости взятого конденсатора С : n / C = k . 5. Опыт повторить 2-3 раза с другими конденсаторами известной емкости. 6. Результаты измерений, вычислений записать в табл. 1.
8. Опыт (п. 1-4) повторить с конденсатором неизвестной емкости Сх . Определить в этом случае число делений n х и найти емкость из соотношения C х = n х / k . 9. Узнать у преподавателя емкость исследуемого конденсатора и, приняв ее за табличное значение, определить относительную погрешность. Контрольные вопросы. 1. Конденсатор в переводе - сгуститель. По какой причине прибору дано такое странное название? 2. В чем сущность указанного метода определения емкости конденсатора? 3. Объяснить, можно ли соотношение С= Q/U прочесть так: емкость конденсатора прямо пропорциональна его заряду и обратно пропорциональна напряжению между его обкладками? 4. Почему емкость конденсатора постоянна? 5. От чего и как зависит емкость простейшего конденсатора? Запишите формулу этой емкости. Лабораторная работа №5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОДВИЖУЩЕЙ СИЛЫ И ВНУТРЕННЕГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ИСТОЧНИКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ Теория . Для получения электрического тока в проводнике необходимо создать и поддерживать на его концах разность потенциалов (напряжение). Для этого используют источник тока. Разность потенциалов на его полюсах образуется вследствие разделения зарядов. Работу по разделению зарядов выполняют сторонние (не электрического происхождения) силы. При разомкнутой цепи энергия, затраченная в процессе работы сторонних сил, превращается в энергию источника тока. При замыкании электрической цепи запасенная в источнике тока энергия расходуется на работу по перемещению зарядов во внешней и внутренней частях цепи с сопротивлениями соответственно R и r . Величина, численно равная работе, которую совершают сторонние силы при перемещении единичного заряда внутри источника тока, называется электродвижущей силой источника тока Е : Е = IR +I r ; в СИ выражается в вольтах (В). Электродвижущую силу и внутреннее сопротивление источника тока можно определить экспериментально. Вариант I . Оборудование . 1. Источник электрической энергии. 2. Амперметр. 3. Три резистора с сопротивлением 1 - 4 Ом. 4. Ключ. 5. Соединительные провода. Порядок выполнения работы. 1. Определить цену деления шкалы амперметра. 2.Составить электрическую цепь по схеме, изображенной на рис. 1, установив в цепи резистор с известным сопротивлением. 3. Замкнуть ключ и снять показание амперметра. 4. Ключ разомкнуть, заменить резистор на другой, цепь замкнуть и вновь снять показания амперметра. 5. Опыт (п. 4) повторить с третьим резистором. 6. Результаты измерений подставить в уравнение Е =I(R+r) и, решив систему уравнений: Е= I1 (R1 + r) Е= I2 (R2 + r) вычислить r и ε 7. Определить средние значения найденных величин rср , Еср . 8. Определить относительную погрешность методом среднего арифметического. 9. Результаты измерений, вычислений записать в таблицу
Вар иант II Оборудование. 1. Источник электрической энергии. 2. Реостат на 6-10 Ом. 3. Амперметр. 4. Вольтметр. 5. Ключ. 6. Соединительные провода. Порядок выполнения работы. 1. Определить цену деления шкалы измерительных приборов. 2.Составить электричеcкую цепь по схеме, изображенной на рис. 3. После проверки цепи преподавателем замкнуть ключ пользуясь реостатом, установить силу тока, соответствующую нескольким делениям шкалы амперметра. Снять показания вольтметра и амперметра. 4. Опыт повторить 2-3 раза, изменяя сопротивление цепи при помощи реостата. 5. Результаты измерений подставить в уравнение ε = U + Ir и, решая системы уравнений определить r , а затем Е . 6.Вычислить средние значения найденных величин Гер, Ф ер. 7.Определить относительную погрешность методом среднего арифметического. 8. Результаты измерений и вычислений записать в таблицу
Методические рекомендации. 1. При работе с аккумуляторами необходимо учитывать, что их внутреннее сопротивление очень мало. Поэтому лучше брать, батарею таких источников тока. 2. Работу удобно выполнять, используя в качестве источника тока батарейку карманного фонаря. Контрольные вопросы. 1.Какова физическая суть электрического сопротивления? 2.Какова роль источника тока в электрической цепи? 3.Каков физический смысл ЭДС? Дать определение вольту. 4.Соединить на короткое время вольтметр с источником электрической энергии, соблюдая полярность. Сравнить его наказание с вычисленным по результатам опыта ε. 5.От чего зависит напряжение на зажимах источника тока? 6.Пользуясь результатами произведенных измерений, определить напряжение на внешней цепи (если работа выполнена I методом), сопротивление внешней цепи (если работа выполнена II методом). Лабораторная работа №6 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УДЕЛЬНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРОВОДНИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОММЕТРА И МИКРОМЕТРА Теория . Одной из важных характеристик проводника является удельное электрическое сопротивление ρ - физическая величина, равная отношению произведения сопротивления проводника на его площадь поперечного сечения к длине проводника. Для однородного цилиндрического проводника с сопротивлением R , длиною l , площадью поперечного сечения S ρ = RS / l ; в СИ выражается в Ом· м. Удельное сопротивление зависит от концентрации в проводнике свободных электронов и от расстояния между ионами кристаллической решетки, иначе говоря, от материала проводника. В качестве исходного материала для эксперимента можно использовать обмотку реостата. Вариант I . Оборудование . 1. Реостат. 2. Омметр. 3. Штангенциркуль. 4. Микрометр. Порядок выполнения работы . 1. Омметром измерить сопротивление всей обмотки реостата. 2. Штангенциркулем измерить диаметр в керамического цилиндра реостата, подсчитать число витков n на нем и определить длину проволоки по формуле l = πDn. 3. Микрометром измерить диаметр проволоки d и определить площадь поперечного сечения ее S = πd 2 /4. 4. Результаты измерений и вычислений записать в таблицу.
5. Учитывая, что провод реостата изготовлен из нихрома, сравнить результат опыта с табличным значением удельного сопротивления нихрома и определить относительную погрешность. Лабораторная работа №7 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОГО ЭКВИВАЛЕНТА МЕДИ Теория . Процесс, при котором молекулы солей, кислот и щелочей при растворении в воде или других растворителях распадаются на заряженные частицы (ионы), называется электролитической диссоциацией; получившийся при этом раствор с положительными и отрицательными ионами называется электролитом. Если в сосуд с электролитом поместить пластины (электроды), соединенные с зажимами источника тока (создать в электролите электрическое поле), то положительные ионы будут двигаться к катоду, а отрицательные - к аноду. У электродов происходят окислительно-восстановительные реакции, при этом на электродах выделяются вещества - продукты реакции. Для электролиза справедлив закон Фарадея: масса выделившегося вещества на электроде прямо пропорциональна заряду Q, прошедшему через электролит: m =kQ , или m =k I t , где k - электрохимический эквивалент - количество вещества, выделенное при прохождении через электролит 1 Кл электричества. Для каждого вещества значение k есть постоянная величина. Измерив силу тока в цепи, составленной по схеме, время его прохождения и массу выделившегося на катоде вещества, можно определить электрохимический эквивалент из первого закона Фарадея: k= m /( I t). Оборудование . 1. Весы с разновесом. 2. Амперметр. 3. Часы. Вентилятор настольный или электроплитка. 5. Источник электрической энергии (выпрямитель ВС-4-12 или батарея аккумуляторов). 6. Реостат. 7. Ключ. 8. Медные пластины (2 шт.). 9. Соединительные провода. 10. Электролитическая ванна с раствором медного купороса. 11. Наждачная бумага. Порядок выполнения работы. 1. Тщательно очистить поверхность медной пластины наждачной бумагой и взвесить эту пластину с максимально возможной точностью. 2. Собрать электрическую цепь по схеме, изображенной на рисунке. Взвешенную пластинку соединить с отрицательным полюсом источника электрической энергии. 3. После проверки цепи преподавателем заметить время по часам с секундной стрелкой, замкнуть ключ. Быстро установить реостатом силу тока 1-1,5 А. Пользуясь реостатом, поддерживать силу тока неизменной на протяжении всего опыта. 4. Через 8-10 мин цепь разомкнуть. Пластину, служившую в опыте катодом, вынуть, осторожно ополоснуть водой, высушить перед вентилятором или электроплиткой, тщательно взвесить и определить массу выделившейся меди. 5. По результатам измерений определить электрохимический эквивалент меди. 6. Сравнить найденное значение электрохимического эквивалента меди с табличным и определить относительную погрешность измерения. 7. Результаты измерений и вычислений записать в таблицу
Методические рекомендации. 1. Медные пластины со временем покрываются налетом оксида меди, который относится к ядовитым веществам, поэтому в процессе выполнения работы необходимо соблюдать предосторожность: бумагу, на которой очищается пластинка, следует аккуратно свернуть, нельзя сдувать со столов порошок, образовавшийся при очистке пластин. 2. Пальцами касаться очищенных пластин нельзя. 3. После эксперимента электроды, вынутые из раствора, необходимо тщательно промыть (3-5 мин) в проточной воде. 4.Необходимо помнить, что большой ток в цепи не даст хороших результатов: налет меди на пластине может отслаиваться и выпадать в осадок. 5. В работе рекомендуется использовать аккумуляторы. 6.Данную работу полезно предложить учащимся на занятиях физического кружка для определения заряда одновалентного иона и исследования зависимости массы выделенного на катоде вещества от силы протекающего через электролит тока, от времени пропускания тока. Контрольные вопросы . 1. Почему молекулы соли, кислоты и щелочи в воде распадаются на ионы? 2. Почему с повышением температуры сопротивление электролита уменьшается? 3. Будет ли происходить электролитическая диссоциация в условиях космического полета? 4. При каких условиях концентрация электролита в процессе электролиза остается постоянной? Меняется? 5. Как следует поступить, если по ошибке при выполнении опыта взвешенная пластинка была соединена с положительным полюсом источника тока? 6. Как поступают, когда необходимо к угольному электроду припаять провод? Лабораторная работа №8 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИНЫ СВЕТОВОЙ ВОЛНЫ С ПОМОЩЬЮ ДИФРАКЦИОННОЙ РЕШЕТКИ Теория . Параллельный пучок света, проходя через дифракционную решетку, вследствие дифракции за решеткой, распространяется по всевозможным направлениям и интерферирует. На экране, установленном на пути интерферирующего света, можно наблюдать интерференционную картину. Максимумы света наблюдаются в 1'очках экрана, для которых выполняется условие ∆ = n λ, (1) rде ∆- разность хода волн; λ - длина световой волны; n - номер максимума. Центральный максимум называют нулевым; для него ∆= 0. Слева и справа от него располагаются максимумы высших порядков. Условие возникновения максимума (1) можно записать иначе: n λ=d sin φ. Здесь d - период дифракционной решетки; φ - угол, под которым виден световой максимум (угол дифракции). Так как углы дифракции, как правило, малы, то для них можно принять sin φ =tg φ, а tg φ = a / b . Поэтому n λ=dа/ b . (2) В данной работе формулу (2) используют для вычисления длины световой волны. Анализ формулы (1) показывает, что положение световых максимумов зависит от длины волны монохроматического света: чем больше длина волны, тем дальше максимум от нулевого. Белый свет по составу - сложный. Нулевой максимум для него - белая полоса, а максимумы высших порядков представляют собой набор семи цветных полос, совокупность которых называют спектром соответственно I; II… , порядка. Получить дифракционный спектр можно, используя прибор для определения длины световой волны (рис. 45). Прибор состоит из бруска со шкалой. Внизу бруска укреплен стержень. Его вставляют в отверстие подставки от подъемного столика. Брусок закрепляют под разными углами с помощью винта. Вдоль бруска в боковых пазах его может перемещаться ползунок с экраном. К концу бруска прикреплена рамка, в которую вставляют дифракционную решетку. Оборудование . 1. Прибор для определения длины световой волны. 2. Подставка для прибора. 3. Дифракционная решетка. 4. Лампа с прямой нитью накала в патроне со шнуром и вилкой (общая для всех учащихся). Порядок выполнения работы. 1.Собрать установку. 2. Установить на демонстрационном столе лампу и включить ее. 3. Смотря через дифракционную решетку, направить прибор на лампу так, чтобы через окно экрана прибора была видна нить лампы. 4. Экран прибора установить на возможно большем расстоянии от дифракционной решетки и получить на нем четкое изображение спектров I и II порядков. 5. Измерить по шкале бруска установки расстояние «b » от экрана прибора до дифракционной решетки. 6. Определить расстояние от нулевого деления (О) шкалы экрана до середины фиолетовой полосы как слева «a л », так и справа «а п » для спектров I порядка и вычислить среднее значение а ср . 7. Опыт повторить со спектром II порядка. 8. Такие же измерения выполнить и для красных полос дифракционного спектра. 9. Вычислить по формуле (2) длину волны фиолетового света для спектров I и II порядков, длину волны красного света I и II порядков. 10.Результаты измерений и вычислений записать в таблицу.
Контрольные вопросы. 1. Почему нулевой максимум дифракционного спектра белого света - белая полоса, а максимум высших порядков - набор цветных полос? 2. Почему максимумы располагаются как слева, так и справа от нулевого максимума? 3. В каких точках экрана получаются I, II, III максимумы? 4.Какой вид имеет интерференционная картина в случае монохроматического света? 5. В каких точках экрана получается световой минимум? |