Учебное пособие: Методические указания и контрольные задания к внеаудиторной самостоятельной работе для студентов заочного отделения специальности

Название: Методические указания и контрольные задания к внеаудиторной самостоятельной работе для студентов заочного отделения специальности
Раздел: Остальные рефераты
Тип: учебное пособие Скачать документ бесплатно, без SMS в архиве

Федеральное агентство по образованию


ФГОУ СПО ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Дисциплина

«Станционные системы автоматики»

Методические указания и контрольные задания

к внеаудиторной самостоятельной работе

для студентов заочного отделения

специальности

220204 «Автоматика и телемеханика(по видам транспорта) на железнодорожном транспорте»

2009

ОДОБРЕНА

цикловой комиссией «Автоматика и телемеханика

на железнодорожном транспорте»

Председатель цикловой комиссии

________________Л.В. Дудель

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по

научно-методической работе

________________Т.К. Пермякова

«Утверждаю»

Заместитель директора

по учебной работе Екатеринбургского колледжа транспортного строительства

_______________А.С.Горнов

«____» ____________ 2009 г.

Составитель: Л.В.Дудель, преподаватель спецдисциплин специальности 220204

ФГОУ СПО Екатеринбургского колледжа транспортного строительства

Методические указания и контрольные задания к внеаудиторной самостоятельной работе для студентов заочного отделения способствуют изучению эксплуатационно-технических основ оборудования станций ЭЦ, элементов устройств электрической централизации, релейной централизации прямого управления, кабельных сетей устройств электрической централизации, типов постов ЭЦ и размещения оборудования, модернизации и совершенствования устройств ЭЦ, методов проектирования устройств ЭЦ.

В данных указаниях разработаны:

пояснительная записка, тематический план с разбивкой часов по темам, содержание дисциплины с дидактическими единицами по каждой теме, методические указания по изучению тем, тематика курсовых проектов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов, критерии оценки выполненных отчетных работ, контрольные вопросы для выполнения домашней контрольной работы, перечень вопросов для подготовки к защите курсового проекта и для полготовки к экзамену, перечень литературы.

Методические указания предназначены для преподавателей, а также для студентов заочного и дневного отделений специальности 220204 « Автоматика и телемеханика (по видам транспорта) на железнодорожном транспорте», изучающих дисциплину «Станционные системы автоматики».

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

4

Тематический план

6

Содержание учебной дисциплины

7

Тематика курсового проекта

13

Внеаудиторная самостоятельная работа студента

13

Структура отчета по лабораторным занятиям

16

Критерии оценки отчетных работ студентов (приложение)

17

Контрольные вопросы

17

Задания на домашнюю контрольную работу

17

Перечень вопросов для подготовки к экзамену

20

Перечень вопросов для подготовки к защите курсового проекта

21

Литература.

22

Основная литература.

22

Дополнительная литература.

22

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания к внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине «Станционные системы автоматики» предназначена для реализации ГОС СПО в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 220204 «Автоматика и телемеханика (по видам транспорта) на железнодорожном транспорте».

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой. Рабочая программа определяет основные требования к знаниям и умениям, которыми должны обладать студенты в результате изучения дисциплины.

Учебная дисциплина «Станционные системы автоматики» относится к циклу специальных дисциплин

В структуре дисциплины «Станционные системы автоматики» выделены разделы:

- эксплуатационно-технические основы оборудования станций ЭЦ;

- элементы устройств электрической централизации;

- релейная централизация прямого управления;

- кабельные сети устройств электрической централизации;

- типы постов ЭЦ и размещение оборудования;

- модернизация и совершенствование устройств ЭЦ.

Изучаемый материал основывается на знаниях, полученных при изучении дисциплин «Электротехника», «Электрические измерения», «Электронная техника», «Общий курс железных дорог», «Основы автоматики».

Знание учебного материала необходимо для последующего освоения учебных дисциплин специального цикла, а также для разработки курсового и дипломного проектов. Для закрепления теоретического материала рабочей программой предусмотрено проведение лабораторных и практических работ, выполнение курсового проекта, также внеаудиторная самостоятельная работа студента.

При выполнении лабораторных работ студенты должны строгого соблюдать правила техники безопасности и противопожарных мероприятий.

Приводимые при изучении курса термины, обозначения, единицы измерения должны отвечать требованиям действующих государственных стандартов и Международной системы единиц (СИ).

Пояснительная записка, схемы и чертежи при курсовом проектировании, оформлении отчётов по лабораторным работам, должны выполняться в полном соответствии с требованиями действующих ГОСТов и нормами ЕСКД, требованиями стандарта предприятия.

Рабочим учебным планом для данной дисциплины определено:

- дисциплина изучается в течение пятого и шестого семестров;

- объем обязательной нагрузки составляет 68 часов, в том числе 18 часов – лабораторно-практические занятия, 30 часов - занятия курсового проектирования;

- внеаудиторная самостоятельная работа студента в объеме 172 часов;

- максимальная нагрузка на студента устанавливается в объеме 240 часов;

- промежуточная аттестация установлена в форме экзамена по завершению курса в 6 семестре.

К экзамену допускаются студенты, сдавшие задания во внеаудиторной работе, домашнюю контрольную работу и защитившие курсовой проект.

Методические указания состоят из следующих разделов:

- Пояснительная записка

- Тематический план

- Содержание учебной дисциплины

- Тематика курсового проекта

- Внеаудиторная самостоятельная работа студента

- Критерии оценки отчетных работ студентов

- Контрольные вопросы

- Задания на домашнюю контрольную работу

- Перечень вопросов для подготовки к экзамену

- Перечень вопросов для подготовки к защите курсового проекта

- Литература.

- Основная литература.

- Дополнительная литература.

К каждому разделу даны пояснения.

В результате изучения дисциплины студент должен :

иметь представление:

- о задачах и значении дисциплины для данной специальности и её связи с другими дисциплинами;

- о назначении станционных устройств и систем;

- о роли станционных систем автоматики в обеспечении безопасности движения поездов.

- о перспективах развития станционных систем автоматики;

знать:

- эксплуатационно-технические основы оборудования станций;

- логику построения, типовые схемные решения систем ЭЦ;

- алгоритм работы схем;

- принципы осигнализования и маршрутизации станций;

- принципиальные схемы станционных систем;

- построение кабельных сетей;

уметь:

- анализировать работу схем;

- определять по контрольной индикации работу напольных и постовых устройств СЦБ;

- проектировать устройства СЦБ на станции;

- подбирать по справочным материалам необходимую аппаратуру;

Данные методические указания предназначены для преподавателей и студентов заочного и дневного (если студент по каким-то причинам отсутствовал на занятиях) специальности220204 “Автоматика и телемеханика (по видам транспорта) на железнодорожном транспорте” при изучении дисциплины «Станционные системы автоматики».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов и тем

Максим.учебная

нагрузка

студента(час)

Количество аудиторных часов для заочной формы обучения

Самост.

внеауд.

работа

студента

(час)

Всего

Лаборатор

ные и практические

занятия

(в том числе)

Введение

6

2

-

4

1

Эксплуатационно-технические основы оборудования станций ЭЦ

6

2

-

4

2

Элементы устройств электрической централизации

22

4

2

18

2.1

Осигнализование станций

10

2

-

8

2.2

Двухниточный план станции

10

2

-

8

2.3

Стрелочные электроприводы

2

2

2

3

Релейная централизация прямого управления

54

24

16

30

3.1

Общие принципы построения схем релейных централизаций

16

6

-

10

3.2

Электрическая централизация промежуточных станций (ЭЦ-12)

24

8

8

10

3.3

Блочно маршрутно-релейная централизация

20

10

8

10

4

Кабельные сети устройств электрической централизации

10

2

8

4.1

Кабельные сети напольных устройств

6

2

-

4

4.2

Исполнительный кабельный план станции

2

-

-

2

4.3

Кабельные сети постовых устройств

2

-

-

2

5

Типы постов ЭЦ и размещение оборудования

2

-

-

2

6

Модернизация и совершенствование устройств ЭЦ

8

-

-

8

6.1

Основные направления развития современных систем ЭЦ

4

-

-

4

6.2

Двухниточный план станции с электрическими рельсовыми цепями

4

-

-

4

Курсовое проектирование

120

30

30

90

Обзорно-повторное занятие

4

4

-

-

Проверка внеаудиторной работы

4

4

-

-

Контрольная работа

8

-

-

8

Итого:

240

68

18 + 30

172

Студент при ознакомлении с тематическим планом должен уяснить, что значительная часть учебного материала изучается самостоятельно. В разделе «внеаудиторная самостоятельная работа студента» даны рекомендации по выполнению данной работы и форма отчетности.

Студент, не выполнивший задания внеаудиторной самостоятельной работы и контрольной работы, к экзамену не допускается!!!

Содержание учебной дисциплины

Введение

1. Роль электрической централизации стрелок и сигналов в обеспечении безопасности движения поездов и увеличении пропускной способности станций.

2. Требования ПТЭ, предъявляемые к устройствам электрической централизации стрелок и сигналов.

3. Преимущества устройств электрической централизации в сравнении с ручным управлением стрелками и сигналами.

4. Классификация систем электрической централизации.

5. Перспективы развития систем электрической централизации.

В результате изучения введения студент должен

Иметь представление:

· о задачах и значении дисциплины для данной специальности и её связи с другими дисциплинами;

· о назначении и классификации станционных устройств и систем;

· о роли станционных систем автоматики в обеспечении безопасности движения поездов.

Знать:

· назначение, классификацию и перспективы развития станционных систем автоматики.

Раздел 1. Эксплуатационно-технические основы оборудования станций ЭЦ

1. Принцип организации поездной и маневровой работы на станциях. Поездные и маневровые маршруты. Начало и конец поездных и маневровых маршрутов.

2. Выбор стрелок, включаемых в электрическую централизацию.

3. Немаршрутизированные передвижения на станциях, оборудованных устройствами электрической централизации.

4. Враждебные, невраждебные, основные, вариантные маршруты.

5. Принцип составления таблиц зависимости от враждебности маршрутов и сигналов. Таблицы зависимости для больших станций: таблица поездных маршрутов, таблица маневровых маршрутов, таблица вариантов поездных маршрутов, таблица негабаритных участков, таблица взаимозависимости показания сигналов.

Курсовой проект

Составление таблиц маршрутизации (лист 1)

В результате изучения темы студент должен

Иметь представление:

· об организации поездной и маневровой работы на станциях;

Знать:

· определение «маршрут»;

· враждебные и невраждебные маршруты;

Уметь:

· составлять таблицы маршрутизации;

Раздел 2. Элементы устройств электрической централизации

Тема 2.1 Осигнализование и маршрутизация станций

1. Типы станционных светофоров и маршрутных указателей.

2. Места установки станционных светофоров и маршрутных указателей.

3. Сигнализация входных, выходных, маневровых светофоров. Трёхзначная, четырехзначная светофорная сигнализация.

4. Схематический (однониточный) план станции.

Курсовой проект

Расчет ординат стрелок и сигналов (лист1)

Курсовой проект

Проектирование схематического плана станции (лист № 1).

В результате изучения темы студент должен

Иметь представление:

· о назначении схематического плана станции;

Знать:

· сигнализацию станционных светофоров;

· классификацию станционных светофоров.

Уметь:

· рассчитывать ординаты стрелок и сигналов;

· проектировать схематический план станции.

Тема 2.2. Двухниточный план станции

1. Назначение двухниточного плана станции.

2. Проектирование двухниточного плана станции.

3. Методика разгонки полярности рельсовых цепей.

4. Методика распределения частот при использовании тональных рельсовых цепей. Канализация тягового тока.

Курсовой проект

Методика разгонки полярности (лист № 2).

Курсовой проект

Канализация тягового тока (лист № 2).

Курсовой проект

Проектирование двухниточного плана станции (лист № 2).

В результате изучения темы студент должен

Иметь представление:

· о назначении двухниточного плана станции;

· о выборе рельсовых цепей;

Знать:

· порядок проектирования двухниточного плана станции;

· канализацию тягового тока;

Уметь:

· проектировать двухниточный план станции;

· пользоваться нормалями на рельсовые цепи;

· составлять эквивалентную схему замещения канализации тягового тока.

Тема 2.3 Стрелочные электроприводы

Назначение стрелочных электроприводов. Требования ПТЭ, предъявляемые к электроприводам.

1. Классификация стрелочных электроприводов.

2. Конструкция электроприводов типа СП-6, СП-6М.

3. Электрические и механические характеристики электроприводов.

4. Работа электроприводов при нормальном переводе стрелки, недоходе остряка к рамному рельсу.

5. Варианты установки стрелочных электроприводов при ширине колеи 1520 мм. Гарнитуры для установки электроприводов на одиночных и перекрёстных стрелочных переводах с различными типами рельсов и марками крестовин.

6. Разметка фундаментных угольников и сверление отверстий.

7. Особенности установки электроприводов на стрелочных переводах с крестовинами марок 1/18.

Лабораторное занятие № 1 - 2 часа

Изучение конструкции стрелочных электроприводов

Курсовой проект

Составить ведомость стрелочных переводов (лист № 1).

Курсовой проект

Составить ведомость стрелочных электроприводов (лист № 2).

В результате изучения темы студент должен

Иметь представление:

· о назначении стрелочных электроптиводов;

· о классификации стрелочных электроприводов;

· о разметке фундаментных угольников и рамных рельс;

Знать:

· типы и конструкцию СЭП;

· варианты установки фундаментных угольников;

Уметь:

· переводить стрелку с помощью курбельной рукоятки;

· объяснять по чертежу порядок разметки фундаментных угольников и рамных рельс.

Раздел 3. Релейная централизация прямого управления

Тема 3.1. Общие принципы построения схем релейных централизаций

1. Обеспечение безопасности движения поездов при релейной централизации. Опасные и защитные отказы. Принципы построения схем релейных централизаций, исключающих возникновение опасных отказов.

2. Условные обозначения, применяемые при построении принципиальных электрических схем релейной централизации. Наименование и назначение основных номенклатур питания электрической централизации.

3. Исходное положение централизуемых объектов управления и контроля на станции (стрелка, сигнал, путь, секция, перегон), соответствующее составляемым принципиальным схемам электрической централизации.

4. Условия безопасного приёма и отправления поездов, условия установки маневровых маршрутов (на путь и с пути) и открытия сигналов.

5. Автодействие станционных сигналов. Особенности схем управления маневровыми светофорами.

6. Схемы управления стрелками. Пусковая, рабочая, контрольные цепи. Защита двигателя электропривода от длительных перегрузок при работе на фрикцию. Особенности схем при последовательном и параллельном переводе. Схемы передачи стрелок на местное управление.

7. Структурные схемы работы устройств электрической (релейной) централизации при установке, замыкании и размыкании маршрутов для централизации с раздельным (индивидуальным) и маршрутным управлением стрелками.

В результате изучения темы студент должен

Иметь представление:

· о принципы построения схем релейных централизаций, обеспечивающих безопасность движения поездов.

Знать:

· условные обозначения, применяемые при построении принципиальных электрических схем релейной централизации;

· наименование и назначение основных номенклатур питания электрической централизации;

· основные принципы построения схем ЭЦ.

Уметь:

· определять исходное состояние устройств и схем на станции.

Тема 3.2. Электрическая централизация промежуточных станций (ЭЦ-12)

1. Основные положения централизации промежуточных станций с маневровой работой. Аппарат управления и контроля пульт-табло типа ППНБ.

2. Устройство, типы и назначение кнопок, коммутаторов.

3. Расстановка, обозначение кнопок, порядок пользования ими. Работа за пультом. Виды контроля на пульт-табло.

4. Построение и алгоритм работы схем наборной группы.

5. Схема управления стрелками.

6. Построение и алгоритм работы схем исполнительной группы.

7. Построение и алгоритм работы схем управления огнями входных, выходных, маневровых светофоров.

Лабораторное занятие № 4 – 2 часа

Сборка и изучение схемы управления стрелками

Лабораторное занятие № 5 – 2 часа

Сборка и изучение схемы передачи стрелок на местное управление

Лабораторное занятие № 6 – 2 часа

Сборка и изучение схемы управления входным светофором

Лабораторное занятие № 7 – 2 часа

Сборка и изучение схемы управления выходным светофором

В результате изучения темы студент должен

Иметь представление:

· об общих положениях системы ЭЦ-12;

· об аппарате управления.

Знать:

· построение и алгоритм работы схем при установке, замыкании и размыкании маршрутов в системе ЭЦ-12;

· индикацию работы схем на пульте управления;

Уметь:

· задавать маршрут на пульте управления;

· по индикации определять состояние объектов на станции;

· работать с альбомом ТПР ЭЦ-12.

Тема 3.3. Блочная маршрутно-релейная централизация

  1. Основные принципы блочной маршрутно-релейной централизации (БМРЦ).
  2. Пульт-табло.
  3. Пульт-манипулятор с выносным табло.
  4. Типовые релейные блоки маршрутного набора и исполнительной группы, их назначение, конструктивное исполнение.
  5. Размещение приборов в блоках.
  6. Размещение блоков на стативах.
  7. Расположение блоков по плану станции.
  8. Построение и алгоритм работы схем наборной группы.
  9. Построение и алгоритм работы схем исполнительной группы.
  10. Построение и алгоритм работы схем управления огнями входных, выходных, маневровых светофоров.

Лабораторное занятие № 8 – 2 часа

Изучение конструкции и работы пульт-табло БМРЦ.

Лабораторное занятие № 9 – 2 часа

Изучение и анализ работы схем маршрутного набора БМРЦ. Алгоритм работы схем наборной группы.

Для маршрута по варианту курсового проекта составить алгоритм работы схем наборной группы.

В курсовом проекте цветными карандашами по схеме показать пути протекания тока при работе схемы соответствия.

В курсовом проекте цветными карандашами по схеме показать.

Лабораторное занятие № 10 – 4часа

Изучение и анализ работы схем исполнительной группы БМРЦ. Алгоритм работы схем исполнительной группы.

Для маршрута по варианту курсового проекта составить алгоритм работы схем исполнительной группы.

В курсовом проекте цветными карандашами по схеме показать:

· исходное состояние реле 1М, 2М, З - цепи самоблокировки - зеленый цвет;

· порядок включения реле1М – синий цвет, 2М – красный цвет, З – коричневый цвет.

Курсовой проект

Расстановка блоков по плану станции лист № 3).

Курсовой проект

Разработка схем соединения блоков наборной группы по варианту (лист №4).

Курсовой проект

Разработка схем соединения блоков исполнительной группы по варианту (лист № 4).

Курсовой проект

Пятипроводная схема управления стрелками с двигателями переменного тока (в курсовом проекте в схемах сделать увязку по варианту и показать пути протекания тока). (Лист № 4).

Курсовой проект

Схемы установки, замыкания и размыкания маршрутов в системе БМРЦ (в курсовом проекте прогнать работу схем по маршруту).

В результате изучения темы студент должен

Иметь представление:

· об общих положениях системы БМРЦ;

· об аппаратах управления.

Знать:

· построение и алгоритм работы схем при установке, замыкании и размыкании маршрутов в системе БМРЦ;

· индикацию работы схем на пульте управления;

Уметь:

· задавать маршрут на пульте управления;

· производить отмену набора, отмену маршрута, искусственную разделку маршрута;

· по индикации определять состояние объектов на станции;

Раздел 4. Кабельные сети устройств электрической централизации

Тема 4.1 Кабельные сети напольных устройств

1. Кабели, применяемые при сооружении напольных устройств ЭЦ.

2. Правила проектирования кабельных сетей напольных устройств.

3. Вычерчивание схем кабельных сетей.

4. Условные обозначения, принятые в кабельных сетях.

5. Определение длины кабеля. Определение жильности кабеля. Число запасных жил.

6. Кабельные сети светофоров.

- Расчёт кабельных сетей выходных, маневровых, маршрутных светофоров и маршрутных указателей.

- Расчёт кабельных сетей управления и контроля входного светофора, питания релейного шкафа, разъединителей высоковольтных линий автоблокировки, увязки устройств электрической централизации с автоблокировкой, питания рельсовых цепей участка приближения и станционных

7. Кабельные сети стрелок.

- Центральное и магистральное питание электродвигателей.

- Расчёт жильности цепей управления и контроля положения стрелок, электрообогрева стрелочных приборов, управления автоматической отчисткой стрелок от снега, местного управления стрелками.

8. Кабельные цепи рельсовых цепей.

- Ведомости рельсовых цепей.

- Группировка питающих трансформаторов рельсовых цепей по лучам питания.

- Расчёт кабельной сети питающих трансформаторов кодируемых и некодируемых рельсовых цепей.

- Расчёт кабельной сети релейных трансформаторов.

Курсовой проект

Разработка кабельных сетей станции (лист № 5).

Курсовой проект

Составление спецификаций напольного оборудования (пояснительная записка).

В результате изучения темы студент должен

Иметь представление:

· об общих правилах проектирования кабельных сетей ЭЦ;

· о местах установки групповых разветвительных муфт;

Знать:

· методику определения длины и жильности кабеля;

Уметь:

· принципы построения кабельной сети стрелок, светофоров, аппаратуры рельсовых цепей и релейных шкафов;

· типы разветвительных и универсальных муфт;

Тема 4.2 Исполнительный кабельный план станции

1. Оформление исполнительной документации.

2. Исполнительный план кабельных сетей с указанием порядка раскладки кабелей, их длины и жильности с учётом запасных жил.

В результате изучения темы студент должен

Иметь представление:

· о назначении исполнительного кабельного плана станции.

Знать:

· принципы построения исполнительного кабельного плана станции.

Уметь:

· составлять исполнительный кабельный план станции

.

Тема 4.3 Кабельная сеть постовых устройств

1. Кабели, применяемые при сооружении постовых устройств ЭЦ.

2. Правила проектирования кабельных сетей постовых устройств.

3. Проектная документация на производство работ по установке и монтажу постовых устройств.

4. Внутрипостовая кабельная сеть.

- Схемы внутрипостовой кабельной сети.

- Марки и сечения проводов и кабелей, применяемых для монтажа внутрипостовых силовых и сигнальных цепей.

- Определение длин внутрипостовых кабелей.

В результате изучения темы студент должен

Иметь представление:

· о внутрипостовой кабельной сети

Знать:

· правила проектирования кабельных сетей постовых устройств

Уметь:

· определять длину внутрипостовых кабелей

Раздел 5. Типы постов ЭЦ и размещение оборудования

Типы и конструкция постов электрической и горочной централизации, релейных будок, маневровых вышек, постов из кирпича и индустриальных конструкций.

1. Посты из объёмных блоков, транспортабельные модули.

2. Расположение постов электрической централизации на станции.

3. Схема размещения оборудования в постах ЭЦ.

Курсовой проект

Определить тип поста ЭЦ для проектируемой станции

В результате изучения раздела студент должен

Иметь представление:

· о расположении постов на станции;

· о размещении оборудования на постах;

Знать:

· о выборе места установки поста и типа поста

Уметь:

· выбирать тип поста

Раздел 6. Модернизация и совершенствование систем ЭЦ

Тема 6.1 Основные направления развития современных систем ЭЦ.

  1. Общие сведения об электрической централизации с индустриальной системой монтажа.
  2. Общие сведения о развитии систем микропроцессорной централизации.

Тема 6.2 Двухниточный план станции с электрическими рельсовыми цепями.

Проектирование двухниточного плана станции с электрическими рельсовыми цепями

В результате изучения раздела студент должен

Иметь представление:

· об основных направлениях развития современных систем ЭЦ

Знать

· источники информации;

· отличия при проектировании двухниточного плана станции с электрическими рельсовыми цепями

Уметь

· проектировать двухниточный план с электрическими рельсовыми цепями (распределять частоты рельсовых цепей по станции.

КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Примерная тематика курсового проекта

· Оборудование промежуточной станции электрической централизацией

· Оборудование части участковой станции электрической централизацией

Варианты заданий должны отличаться схематическими планами станции, типом стрелочных переводов, схемами управления стрелками, родом тяги и задаваемыми маршрутами.

Курсовой проект состоит из пояснительной записки (20-25 страниц) и графической части (до 2-х листов формата А 1).

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Каждый студент в процессе изучения дисциплины выполняет внеаудиторную самостоятельную работу. Материалы внеаудиторной самостоятельной работы выполняются в межсессионный период и предоставляются преподавателю в первый день сессии.

Работа выполняется в отдельной тетради для конспектов (формат А-4). В конспекте перед выполненным заданием должна быть написана тема и задание по данной теме. Задания должны быть выполнены самостоятельно, изложены стилистически правильно. На страницах текста оставлять поля шириной 2.5 см. Таблицы, рисунки должны быть выполнены аккуратно карандашом (разрешается рисунки копировать из учебников и аккуратно их приклеивать), работу разрешается выполнять с помощью компьютерных программ. Конспект выполняется творчески, т.е. задача заключается не в переписывании всего параграфа учебника, а в том, чтобы понять смысл прочитанного и кратко ответить на поставленный вопрос – в виде таблицы, ассоциограммы, рисунка с пояснениями, информационного листа Форма отчетности по внеаудиторной работе может быть предложена самим студентом в другом творческом виде. В процессе выполнения работы используется рекомендуемая литература, поиск страниц в учебнике и дополнительных источников также является элементом самостоятельной работы студента. Перечень литературы обязательно указать в тетради (с учетом требований стандарта предприятия ФГОУ СПО ЕКТС).

п/п

Наименование разделов и тем

Самост.

внеауд.

работа

студента

(час)

Вид, название, краткое содержание задания

Форма отчетности и контроля

Введение

4

Изучить вопросы темы. Сделать конспект по вопросам темы

Конспект. Фронтальный опрос.

1

Эксплуатационно-технические основы оборудования станций ЭЦ

4

Изучить вопросы темы. Сделать конспект по вопросам темы.

Выписать понятия и привести примеры по курсовому проекту:

- элементарный маршрут;

- основной маршрут;

- вариантный маршрут.

Таблицы маршрутизации в курсовом проекте (лист 1).

Защита к. п.

2

Элементы устройств электрической централизации

18

2.1

Осигнализование станций

8

Изучить вопросы темы. Сделать конспект по вопросам темы. В помощь использовать материалы практической работы № 3 по ОКЖД.

Конспект.

Расчет ординат (лист № !).

Защита к. п.

2.2

Двухниточный план станции

8

Изучить вопросы темы. Ответить письменно на вопросы темы (Выписать основные понятия).

Конспект.

Проектирование двухнит

очного плана станции (лист 2).

Защита к. п.

2.3

Стрелочные электроприводы

2

Изучить вопросы темы. Ответить письменно на вопросы темы.

Конспект.

Составить ведомость стрелочных переводов и стрелочных электроприводов (лист 1, 2 к.п.)

Защита к. п.

Теоретическая подготовка к лабораторному занятию № 1 Изучение конструкции стрелочных электроприводов

Отчетная работа.

Защита.

3

Релейная централизация прямого управления

30

3.1

Общие принципы построения схем релейных централизаций

10

Изучить вопросы темы. Ответить письменно на вопросы темы (Выписать основные понятия).

Конспект.

3.2

Электрическая централизация промежуточных станций (ЭЦ-12)

10

Изучить вопросы темы.

Защита лаб. работ.

Теоретическая подготовка к лабораторному занятию № 4 Сборка и изучение схемы управления стрелками

Отчетная работа.

Теоретическая подготовка к лабораторному занятию № 5 Сборка и изучение схемы передачи стрелок на местное управление

Отчетная работа

Защита

Теоретическая подготовка к лабораторному занятию № 6 Сборка и изучение схемы управления входным светофором

Отчетная работа

Защита

Теоретическая подготовка к лабораторному занятию № 7 Сборка и изучение схемы управления выходным светофором

Отчетная работа

Защита

3.3

Блочно маршрутно-релейная централизация

10

Изучить вопросы темы, выписать основные понятия.

Защита лаб. работ.

Защита к. п.

Теоретическая подготовка к лабораторному занятию

№ 8 Изучение конструкции и работы пульт-табло БМРЦ.

Отчетная работа

Защита

Теоретическая подготовка к лабораторному занятию № 9

Изучение и анализ работы схем маршрутного набора БМРЦ. Алгоритм работы схем наборной группы.

Отчетная работа

Защита

Теоретическая подготовка к лабораторному занятию № 10

Изучение и анализ работы схем исполнительной группы БМРЦ. Алгоритм работы схем исполнительной группы.

Отчетная работа

Защита

4

Кабельные сети устройств электрической централизации

8

4.1

Кабельные сети напольных устройств

4

Изучить вопросы темы, выписать основные понятия.

Разработка кабельной сети для проектируемой станции к.п.

Конспект.

Кабельная сеть станции (лист 5) к.п.

Защита к. п.

4.2

Исполнительный кабельный план станции

2

Изучить вопросы темы. Устные ответы, для студентов, работающих в СМП, ШЧ привести примеры составления исполнительного кабельного плана станции.

Фронтальный опрос.

Примеры.

4.3

Кабельные сети постовых устройств

2

Изучить вопросы темы. Устные ответы, для студентов, работающих в СМП, ШЧ привести примеры составления исполнительного кабельного плана станции.

Фронтальный опрос.

Примеры.

5

Типы постов ЭЦ и размещение оборудования

2

Изучить вопросы темы. Устные ответы. Сделать выбор поста в курсовом проекте и дать его характеристику.

Конспект.

К.п. (пояснитель

ная записка).

6

Модернизация и совершенствование устройств ЭЦ

8

6.1

Основные направления развития современных систем ЭЦ

4

Изучить вопросы темы. В качестве доп. литературы использовать информацию сайтов Интернета и тех. документацией на производстве.

Информационные бюллетени (А3)

6.2

Двухниточный план станции с электрическими рельсовыми цепями

4

Изучить вопросы темы. Письменно на них ответить, привести примеры.

Конспект.

Примеры.

Контрольная работа

8

Ответить на вопросы контрольной работы по варианту

Контрольная работа

Курсовое проектирование

90

Работа над курсовым проектом по методическим указаниям.

Устные ответы на вопросы к защите курсового проекта.

Курсовой проект, подготовка к защите

Итого:

172

СТРУКТУРА ОТЧЕТА ПО ЛАБОРАТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ

1. Название и номер лабораторной работы

2. Цель работы

3. Ответы на вопросы содержания отчета

4. Выводы о проделанной работе

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТЧЕТНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ

(приложение)

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Домашняя контрольная работа выполняется в отдельной тетради (титульный лист оформлен в соответствии с требованиями заочного отделения), допускается выполнение работы в компьютерном варианте. Указывается вариант – шифр студента, текст вопроса должен быть написан перед ответом. Ответы должны иметь четкую формулировку, быть полными по существу заданного вопроса и кратки по форме. Ответы составляются самостоятельно, стилистически правильно, написаны собственноручно, без помарок.

На страницах текста оставлять поля шириной 2.5 см. Текстовая часть может сопровождаться таблицами, рисунками, которые должны быть выполнены аккуратно карандашом (разрешается рисунки копировать из учебников и аккуратно их приклеивать), работу разрешается выполнять с помощью компьютерных программ (на листах формата А-4). Ответы по схемам должны сопровождаться конкретным показам путей протекания тока цветными карандашами.

В конце контрольной работы необходимо указать список используемой литературы (с учетом требований стандарта предприятия ФГОУ СПО ЕКТС), поставить дату и подпись.

Контрольная работа направляется в колледж до начала сессии методисту заочного отделения для проверки.

Получив работу, с отзывом рецензента, в нее нужно внести все исправления по сделанным замечаниям и повторить недостаточно усвоенный материал. Преподаватель имеет право провести собеседование по контрольной работе, будьте к этому готовы.

Приступая к выполнению контрольной работы, необходимо:

1. Узнать свой вариант.

2. По варианту выписать вопросы. Всего в контрольной работе 3 вопроса.

3. При ответах используется рекомендуемая литература, поиск страниц в учебнике и дополнительных источников, также является элементом самостоятельной работы.

4. Изучить соответствующий программный материал. Используйте знания, полученные при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы.

5. Ответить на вопросы контрольной работы.

6. Сдать контрольную работу методисту заочного отделения.

Задания для домашней контрольной работы

Вариант № 1

1. Назовите объекты управления на станции

2. Назначение разгонки полярности. В каких случаях выполняется разгонка полярности

3. Как решается вопрос канализации тягового тока при проектировании двухниточного плана станции. Поясните на примерах

Вариант № 2

1. Назовите объекты контроля на станции

2. Назначение расчета ординат стрелок и сигналов на станции.

3. Как решается вопрос канализации тягового тока при проектировании двухниточного плана станции. Поясните на примерах

Вариант № 3

1. Дайте понятие основной поездной маршрут, приведите примеры

2. Как определяется ордината входного светофора при различных видах тяги и различном путевом развитии. Приведите примеры.

3. Как решается вопрос канализации тягового тока при проектировании двухниточного плана станции. Поясните на примерах

Вариант № 4

1. Дайте понятие вариантный поездной маршрут, приведите примеры

2. Как определяется ордината выходного светофора при различном путевом развитии. Приведите примеры

3. Как решается вопрос канализации тягового тока при проектировании двухниточного плана станции. Поясните на примерах

Вариант № 5

1. Дайте понятие маневровый маршрут, приведите примеры

2. Как определяется ордината маневрового светофора при различном путевом развитии. Приведите примеры

3. Как решается вопрос канализации тягового тока при проектировании двухниточного плана станции. Поясните на примерах

Вариант № 6

1. Дайте понятие полезная длина пути. Приведите примеры

2. Разгонка полярности. Метод замкнутых контуров. Приведите примеры

3. Как решается вопрос канализации тягового тока при проектировании двухниточного плана станции. Поясните на примерах.

Вариант № 7

1. Дайте понятия обезличенного пути, специализированного пути. Чем определяется специализация путей.

2. Выбор рельсовых цепей на станции. Приведите примеры.

3. Как решается вопрос канализации тягового тока при проектировании двухниточного плана станции. Поясните на примерах.

Вариант № 8

1. Нумерация путей при различных подходах к станции. Приведите примеры.

2. Когда и почему на станции в рельсовых цепях устанавливается путевая коробка. Приведите примеры.

3. Разгонка полярности. Метод замкнутых контуров. Поясните на примерах.

Вариант № 9

1. Относительно чего дан расчет ординат стрелок и сигналов на схематическом плане станции и двухниточном плане станции и почему»?

2. Расстановка изолирующих стыков на станции. Приведите примеры.

3. Как решается вопрос канализации тягового тока при проектировании двухниточного плана станции. Поясните на примерах.

Вариант № 1 0

1. Дайте понятия габаритный и негабаритный стык. Приведите примеры.

2. В каких случаях выходной светофор не в створе с изостыком. Каким образом рассчитывается ордината выходного светофора в этом случае.

3. Как решается вопрос канализации тягового тока при проектировании двухниточного плана станции. Поясните на примерах.

Вариант № 11

1. Назовите объекты управления на станции

2. Назначение разгонки полярности. В каких случаях выполняется разгонка полярности

3. Как решается вопрос канализации тягового тока при проектировании двухниточного плана станции. Поясните на примерах

Вариант № 1 2

1. Назовите объекты контроля на станции

2. Назначение расчета ординат стрелок и сигналов на станции.

3. Как решается вопрос канализации тягового тока при проектировании двухниточного плана станции. Поясните на примерах

Вариант № 13

1. Дайте понятие основной поездной маршрут, приведите примеры

2. Как определяется ордината входного светофора при различных видах тяги и различном путевом развитии. Приведите примеры.

3. Как решается вопрос канализации тягового тока при проектировании двухниточного плана станции. Поясните на примерах

Вариант № 1 4

1. Дайте понятие вариантный поездной маршрут, приведите примеры

2. Как определяется ордината выходного светофора при различном путевом развитии. Приведите примеры

3. Как решается вопрос канализации тягового тока при проектировании двухниточного плана станции. Поясните на примерах

Вариант № 15

1. Дайте понятие маневровый маршрут, приведите примеры

2. Как определяется ордината маневрового светофора при различном путевом развитии. Приведите примеры

3. Как решается вопрос канализации тягового тока при проектировании двухниточного плана станции. Поясните на примерах

Вариант № 16

1. Дайте понятие полезная длина пути. Приведите примеры

2. Разгонка полярности. Метод замкнутых контуров. Приведите примеры

3. Как решается вопрос канализации тягового тока при проектировании двухниточного плана станции. Поясните на примерах.

Вариант № 17

1. Дайте понятия обезличенного пути, специализированного пути. Чем определяется специализация путей.

2. Выбор рельсовых цепей на станции. Приведите примеры.

3. Как решается вопрос канализации тягового тока при проектировании двухниточного плана станции. Поясните на примерах.

Вариант № 18

1. Нумерация путей при различных подходах к станции. Приведите примеры.

2. Когда и почему на станции в рельсовых цепях устанавливается путевая коробка. Приведите примеры.

3. Разгонка полярности. Метод замкнутых контуров. Поясните на примерах.

Вариант № 19

1. Относительно чего дан расчет ординат стрелок и сигналов на схематическом плане станции и двухниточном плане станции и почему»?

2. Расстановка изолирующих стыков на станции. Приведите примеры.

3. Как решается вопрос канализации тягового тока при проектировании двухниточного плана станции. Поясните на примерах.

Вариант № 20

1. Дайте понятия габаритный и негабаритный стык. Приведите примеры.

2. В каких случаях выходной светофор не в створе с изостыком. Каким образом рассчитывается ордината выходного светофора в этом случае.

3. Как решается вопрос канализации тягового тока при проектировании двухниточного плана станции. Поясните на примерах.

Вариант № 21

1. Назовите объекты управления на станции

2. Назначение разгонки полярности. В каких случаях выполняется разгонка полярности

3. Как решается вопрос канализации тягового тока при проектировании двухниточного плана станции. Поясните на примерах

Вариант № 22

1. Назовите объекты контроля на станции

2. Назначение расчета ординат стрелок и сигналов на станции.

3. Как решается вопрос канализации тягового тока при проектировании двухниточного плана станции. Поясните на примерах

Вариант № 23

1. Дайте понятие основной поездной маршрут, приведите примеры

2. Как определяется ордината входного светофора при различных видах тяги и различном путевом развитии. Приведите примеры.

3. Как решается вопрос канализации тягового тока при проектировании двухниточного плана станции. Поясните на примерах

Вариант № 24

1. Дайте понятие вариантный поездной маршрут, приведите примеры

2. Как определяется ордината выходного светофора при различном путевом развитии. Приведите примеры

3. Как решается вопрос канализации тягового тока при проектировании двухниточного плана станции. Поясните на примерах

Вариант № 25

1. Дайте понятие маневровый маршрут, приведите примеры

2. Как определяется ордината маневрового светофора при различном путевом развитии. Приведите примеры

3. Как решается вопрос канализации тягового тока при проектировании двухниточного плана станции. Поясните на примерах

Вариант № 26

1. Дайте понятие полезная длина пути. Приведите примеры

2. Разгонка полярности. Метод замкнутых контуров. Приведите примеры

3. Как решается вопрос канализации тягового тока при проектировании двухниточного плана станции. Поясните на примерах.

Вариант № 27

1. Дайте понятия обезличенного пути, специализированного пути. Чем определяется специализация путей.

2. Выбор рельсовых цепей на станции. Приведите примеры.

3. Как решается вопрос канализации тягового тока при проектировании двухниточного плана станции. Поясните на примерах.

Вариант № 28

1. Нумерация путей при различных подходах к станции. Приведите примеры.

2. Когда и почему на станции в рельсовых цепях устанавливается путевая коробка. Приведите примеры.

3. Разгонка полярности. Метод замкнутых контуров. Поясните на примерах.

Вариант № 29

1. Относительно чего дан расчет ординат стрелок и сигналов на схематическом плане станции и двухниточном плане станции и почему»?

2. Расстановка изолирующих стыков на станции. Приведите примеры.

3. Как решается вопрос канализации тягового тока при проектировании двухниточного плана станции. Поясните на примерах.

Вариант № 30

1. Дайте понятия габаритный и негабаритный стык. Приведите примеры.

2. В каких случаях выходной светофор не в створе с изостыком. Каким образом рассчитывается ордината выходного светофора в этом случае.

3. Как решается вопрос канализации тягового тока при проектировании двухниточного плана станции. Поясните на примерах.

Перечень вопросов для подготовки к защите курсового проекта

Ответы на вопросы должны сопровождаться конкретными примерами по курсовому проекту.

При подготовке к экзамену студент использует результаты внеаудиторной самостоятельной работы и домашней контрольной работы.

1. Назначение схематического плана станции.

2. Порядок составления схематического плана станции

3. Расстановка изолирующих стыков.

4. Установка светофоров. Габариты.

5. Негабаритный стык.

6. Полная и полезная длина приемоотправочных путей.

7. Таблица маршрутизации. Понятие элементарного маршрута. Основные и вариантные поездные маршруты.

8. Марка крестовины стрелочного перевода.

9. Тип рельс.

10. Сигнализация светофоров.

11. Нумерация путей, стрелок, светофоров.

12. Специализация путей.

13. Порядок составления двухниточного плана станции.

14. Назначение и типы стрелочных соединителей.

15. Назначение и типы стыковых соединителей.

16. Назначение дублирующих соединителей.

17. Разгонка полярности. Метод замкнутых контуров.

18. Выбор рельсовых цепей, назначение и типы.

19. Тип, назначение и выбор дроссель - трансформаторов.

20. Пути протекания сигнального и тягового тока в рельсовых цепях.

21. Канализация тягового тока, схема замещения.

22. Кодирование станционных рельсовых цепей.

23. Тип стрелочного электропривода, назначение, требования.

24. Габариты установки напольных устройств.

25. Выбор кабельной трассы.

26. Марка напольного и постового кабеля и их отличия.

27. Выбор места установки поста ЭЦ

28. Определение длины кабеля, жильности кабеля, запаса жил.

29. Составление кабельной сети стрелок, сигналов, рельсовых цепей, релейных шкафов.

30. Выбор муфт

31. Кабельное оборудование: назначение, типы, габариты установки.

32. Строительная длина кабеля.

33. Механизмы и машины, применяемые для рытья траншей и прокладки кабеля.

34. Характеристика БМРЦ.

35. Расстановка блоков по плану станции.

36. Назначение и струны наборной группы.

37. Алгоритм работы и анализ работы схем наборной группы.

38. Назначение и струны исполнительной группы.

39. Алгоритм работы и анализ работы схем исполнительной группы.

40. Анализ работы схем при:

· Вспомогательном управлении;

· Отмене набора;

· Отмене маршрута;

· Искусственной разделки.

Перечень вопросов для подготовки к экзамену

К экзамену допускаются студенты, которые представили внеаудиторную самостоятельную и домашнюю контрольную работу!

1. Назначение и преимущества устройств ЭЦ в сравнении с ручным управлением. Перспективы развития.

2. Требования ПТЭ, предъявляемые к устройствам ЭЦ стрелок и сигналов.

3. Классификация систем ЭЦ.

4. Назначение и требования ПТЭ к стрелочным электроприводам.

5. Классификация и типы стрелочных электроприводов.

6. Конструкция и принцип действия СП-6М.

7. Что значит, стрелка работает на «фрикцию».

8. Разметка фундаментных угольников и рамных рельс для установки СП.

9. Гарнитура стрелочного электропривода. Варианты установки.

10. Особенность установки СП на стрелочных переводах с маркой крестовины 1/18.

11. Классификация и назначение станционных сигналов.

12. Сигнализация станционных светофоров.

13. Места установки станционных светофоров.

14. Схематический план станции, назначение, порядок составления.

15. Расчет ординат стрелок и сигналов.

16. Основные принципы организации поездной и маневровой работы на станции.

17. Особенности построения таблиц: зависимости для малых и больших станций.

18. Двухниточный план станции. Назначение и порядок составления.

19. Выбор рельсовых цепей. Канализация тягового тока.

20. Основные принципы построения схем управления сигналами. Автодействие станционных светофоров.

21. Основные принципы построения схем управления стрелками.

22. Пульт управления ППНБ, назначение, расположение кнопок, лампочек и коммутаторов.

23. ЭЦ-12. Общие положения.

24. ЭЦ-12. Принцип построения. Анализ работы схем наборной группы.

25. ЭЦ-12. Схема соединения схемных узлов исполнительной группы.

26. ЭЦ-12. Анализ работы схем исполнительной группы.

27. ЭЦ-12. Схема управления стрелками.

28. ЭЦ-12. Индикация работы схем при установке, замыкании и размыкании маршрутов на пульте.

29. БМРЦ. Основные положения.

30. БМРЦ. Расстановка блоков по плану станции.

31. БМРЦ. Принцип построения. Анализ работы схем наборной группы.

32. БМРЦ. Принцип построения. Анализ работы схем исполнительной группы.

33. БМРЦ. Вспомогательное управление.

34. БМРЦ. Отмена набора. Отмена маршрута.

35. БМРЦ. Искусственная разделка маршрута.

36. БМРЦ. Индикация работы схем при установке, замыкании и размыкании маршрутов на пульте.

37. Кабельные сети напольных устройств СЦБ. Общие положения. Порядок составления.

38. Кабельная сеть постовых устройств СЦБ. Общие положения. Порядок составления.

39. Типы постов ЭЦ, назначение и их выбор.

40. Размещение оборудования в постах ЭЦ.

41. Основные направления развития современных систем ЭЦ.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. А.А.Казаков и др. Станционные устройства автоматики и телемеханики. М., Транспорт, 1990.

2. Э.Е.Асс, Г.М.Маслов. Монтаж устройств автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте. М., Транспорт, 1990.

Дополнительная литература

1. Правила по прокладке и монтажу кабелей устройств СЦБ МПС М., 1995.

2. Технические указания по проектированию устройств СЦБ. 2000.

3. В.В. Сапожников, Б.Н. Елкин, И.М. Кокурин и др. Станционные системы автоматики и телемеханики М.: Транспорт, 2002.

4. В.И. СОРОКО, В.А. Милюков. Аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. М.: НПФ Планета, 1том, 2000.

5. В.И. СОРОКО, Е.Н.Розенберг. Аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. М.: НПФ Планета, 2том, 2000.

6. В.И. СОРОКО, В.М.Кайнов. Аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. М.: НПФ Планета, 3том, 2003.

7. Методические указания по выполнению курсового проекта по дисциплине Станционные системы автоматики и телемеханики и их монтаж, под ред. Маслова Г.П., 1987.

8. Типовые проектные решения. ЭЦ-12, МРЦ-13.

9. Сайт Колледжа www. ects. ru – Открытое образование – Дудель Л.В. – Перегонные системы автоматики.

10. Информация Интернет сайтов.