Учебное пособие: Методические указания к выполнению контрольных работ и домашних заданий (рефератов) по дисциплине социология труда
Название: Методические указания к выполнению контрольных работ и домашних заданий (рефератов) по дисциплине социология труда Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие ![]() | ||||||||||||||||||||
Федеральное агентство РФ по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ (РЕФЕРАТОВ) ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА Для студентов специальности «социология» - 040201 специализации «социология и психология управления» - 040201(1) Москва - 2007 Федеральное агентство Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ Институт Социологии и управления персоналомКафедра социологии и психологии управления Утверждено Первым проректором ГУУ_______________________________ (личная подпись) _________________________________ (ученое звание, инициалы, фамилия)
« »__________________ 2007 г.
СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА для студентов специальности «социология» - 040201 специализации «социология и психология управления» - 040201(01) Москва - 2007 Составитель: доктор социологических наук, Башмаков В.И. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой социологии и психологии управления, КНЯЗЕВ В.Н. ОБСУЖДЕНА на заседании кафедры социологии и психологии управления протокол № ______ ________________ 200 г. ОБСУЖДЕНА И ОДОБРЕНА Учебно-методической комиссией по специальности Протокол № ____ __________________200 г. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ (РЕФЕРАТОВ)
Изучение курса «Социология труда» предусматривает различные формы учебно-познавательной деятельности студентов как в часы аудиторных занятий, так и в часы самостоятельной работы. Самостоятельная работа играет ведущую роль в формировании личности будущего специалиста и является необходимым условием развития его потенциальных возможностей. Она должна обеспечивать не только усвоение, контроль и самоконтроль определенных знаний, но и помогать формированию навыков самостоятельного их приобретения. Среди форм самостоятельной работы студентов по курсу «Социология труда» особое значение имеют контрольные и домашние работы (рефераты). Их основная цель состоит в приучении студентов к систематической самостоятельной работе над учебным курсом, а также в формировании у них умений и навыков применения теоретических положений для анализа и оценивания социальных явлений, практических ситуаций, конкретных фактов управленческой деятельности. Контрольные и домашние работы (рефераты) призваны выполнить следующие дидактические функции: · контроль и самоконтроль полученных знаний и усвоенных умений по изучаемому курсу; · закрепление знаний, умений, полученных на лекционных и практических занятиях; · расширение и углубление учебного материала; · формирование навыков самостоятельного выполнения упражнений и изучения научных источников; · развитие самостоятельного мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям студентов. Ряд домашних заданий (рефератов) могут выполняться в русле научно- исследовательской работы кафедры социологии и психологии управления. Тематика и формы контрольных работ и домашних зданий (рефератов) разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального обучения к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки будущих специалистов - социологов. Основой для оценивания степени усвоения знаний студентов, их самостоятельности, активности, творчества в процессе изучения дисциплины являются итоги (результаты) контроля и защиты домашних работ (рефератов). Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы студентов. Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные – в оценочных суждениях типа «отлично», «хорошо», удовлетворительно». Каждому оценочному суждению приписывается определенный, заранее установленный балл, показатель (например, оценочному суждению «отлично» – балл 5). Предлагается примерный перечень контрольных вопросов и тем домашних заданий (рефератов) для оценки качества освоения дисциплины «Социология труда» по следующим ключевым разделам: o Предмет социологии труда, этапы и направления исследований. o Содержание труда и трудовые функции. o Профессии и профессиональная структура. o Трудовая социализация. o Трудовая адаптация и трудовая мобильность. o Мотивация трудового поведения. o Трудовой коллектив как форма организации трудовой деятельности. o Социальные аспекты занятости и безработица. o Социальная защита работников. o Трудовые конфликты. o Прикладная социология труда. Социальные нововведения. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ (РЕФЕРАТОВ) Выполнение контрольных работ по курсу «Социология труда» имеет цель проверить качество и систематичность работы студентов, оценить полноту их знаний по указанным темам программы в соответствии с графиком изучения дисциплины. Вместе с тем, контроль знаний студентов позволяет обеспечивать обратную связь между преподавателем и студентами, получать педагогом объективную информацию о степени усвоения учебного материала, своевременно выявлять недостатки и пробелы в знаниях. Программа предусматривает проведение четырех контрольных работ , как форм рубежного контроля. Они выполняются в рамках практических занятий (2 часа) и осуществляются в письменном виде. Задания контрольных работ подготовлены таким образом, что студентам необходимо не только оперировать научными категориями, но и размышлять о своих качествах, анализировать полученные ранее результаты наблюдений и тестирований, а также представлять свои умения ориентироваться в научной литературе.
Домашние задания (рефераты) выполняются в рамках предусмотренных программой тем, а также в соответствии с интересами и потребностями студентов. Они могут носить как теоретический, так и прикладной характер. Их основная цель – углубить знания, полученные в процессе изучения дисциплины, привить умения самостоятельной работы с научной литературой, развить индивидуальные способности студентов и их творческое мышление. Домашние задания (рефераты) должны быть выполнены самостоятельно и правильно оформлены. Домашние работы (рефераты) должны включать: · вводную часть – значение проблемы, ее актуальность, степень изученности, целевые установки; · основную часть, в которой рассматриваются всесторонние аспекты указанной проблемы; · заключительную часть – резюме. В рефератах обязательно должны быть постраничные сноски на использованные источники, а в конце работы – весь список изученной и использованной литературы по теме. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ (РЕФЕРАТОВ)
1. Разработка вопросов трудовой этики в работе М. Веббера «Протестанская этика и дух капитализма». 2. Вопросы социологии труда в сочинении Э. Дюркгейма «Об общественном разделении труда». 3. Понимание категории «труд» в экономических работах К. Маркса. 4. Ф. Тейлор и его концепция «научного управления трудом». 5. Хоторнский эксперимент Э. Мэйо и концепция «человеческих отношений». 6. Отраслевое и этнорегиональное разделение труда. 7. Новые теории трудовой мотивации в зарубежной социологии. 8. Жизненные и трудовые ценности. 9. Трудовые отношения: сущность, динамика, регулирование. 10. Социальные процессы в сфере труда. 11. Формы трудового поведения. 12. Экономический и социологический подходы к изучению труда. 13. Трудовая социализация. 14. Профессионализм и компетентность: соотношение понятий. 15. Экономический и социальный статусы профессий. 16. Вертикальная и горизонтальная мобильность в сфере труда. 17. «Персонал организации» и «трудовой коллектив»: общее и отличное в понятиях. 18. Социальное развитие трудового коллектива. 19. Барьеры на пути социальных нововведений в сфере труда. 20. Особенности российской безработицы. 21. Забастовочные движения в России: причины, тенденции, последствия. 22. Социальная защита в условиях рыночной экономики. 23. Гендерные различия в сфере труда. ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Башмаков В.И. Социология труда. Уч. пособие. - М., ГУУ, 1999. 2. Дворецкая Е.В., Махнарылов В.П. Социология труда, Киев: 1990. 3. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда, Уч. пособие. - М., 1989. 4. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после. Уч. пособие, изд. 2. М., 2003. 5. Кравченко А.И. Социология труда в ХХ веке. Историко-критический очерк. - М., 1987. 6. Маркович Д. Социология труда. - М., 1984. 7. Социология труда. Учебник / Под ред. Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щербины - М., 1993. 8. Штольберг Р. Социология труда. - М., 1982.
Дополнительная: 1. Вебер М. Избранные произведения М.,1990. 2. Величко А., Подмарков В. Социолог на предприятии. - М., 1976. 3. Бородкин.Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: 1989. 4. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – М., 1998. 5. Герчиков В.И. Социальное планирование и социологическая служба в промышленности, - Новосибирск,1984. 6. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: 1991. 7. Зайцев А.К. Социальный конфликт. М., 2000. 8. Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. СПб, 2000. 9. Кацва А.М. Социально-трудовые конфликты в современной России: истоки, проблемы и особенности. М., СПб., 2001. 10. Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение, М.: 1991. 11. Михеев В.А., Михеев А.В. Социальное партнерство: теория, политика, практика. М., 2003. 12. Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию. М., 1973. 13. Подмарков В.Г. Человек в трудовом коллективе. / Проблемы социологии труда. – М., 1982. 14. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. - М., 1989. 15. Рофе А.И. Экономика и социология труда. М.: 1996. 16. Служба социального развития предприятия. - М., 1989. 17. Социальное развитие предприятий и работа с кадрами. - М., 1989. 18. Суслов В.И. Социология труда. - Л.: 1979. 19. Тощенко Ж.Т. Социальные резервы труда / Актуальные вопросы социологии труда/ - М., 1989. 20. Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2002. 21. Трудовые отношения и социальные конфликты в современной России. М., 2004.
|