Учебное пособие: Методические указания по изучению дисциплины для студентов заочного отделения
Название: Методические указания по изучению дисциплины для студентов заочного отделения Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НОУ «Балтийский Гуманитарный Институт» Экономический факультет Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Методические указания по изучению дисциплины для студентов заочного отделения «ПОЛИТОЛОГИЯ» Специальности: 080507 «Менеджмент организации» 081005 «Финансы и кредит» 080100 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 080504 «Государственное и муниципальное управление» Составитель: А. М. Воинов Санкт-Петербург 2007 II . ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОЛИТОЛОГИИ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 1. Цели преподавания политологии В системе гуманитарного образования студентов высших учебных заведений важное место занимает политология как наука о закономерностях функционирования и развития политической сферы общественной жизни. Политология как наука призвана исследовать фундаментальные проблемы общественного развития, политической деятельности людей и институтов во взаимодействии с другими сферами общественного бытия. Политология как учебная дисциплина призвана дать студентам политические знания на современном уровне. Цель преподавания курса политологии состоит в осуществлении требований Государственного образовательного стандарта Российской Федерации к знаниям выпускника вуза и в том, чтобы способствовать формированию у них высокой политической культуры. 2. Задачи изучения политологии Задачи изучения политологии определяются содержанием предмета и получением ответов на волнующие вопросы общественно-политической жизни, осмыслением своего социально-политического статуса, умением студентов как граждан и будущих компетентных специалистов применять полученные знания в своей практической деятельности, в осуществлении гражданских конституционных прав и обязанностей, правильной ориентации в современном политическом пространстве. Государственный образовательный стандарт Российской Федерации высшего профессионального образования предъявляет следующие требования в обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы в области политологии: – иметь представление о сущности власти и политической жизни, политических отношениях и процессах, субъектах политики, значении и роли политических систем и политических режимов в жизни общества, о процессах международной политической жизни, геополитической обстановке, политическом процессе в России и ее статусе в современном политическом мире; – знать и уметь выделять теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты политологического знания, понимать их роль и функции в подготовке и обосновании политических решений, обеспечении личностного вклада в общественно-политическую жизнь; – знать права свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности. I. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН курса «Политология»
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ « ПОЛИТОЛОГИЯ» 1. Учебная и методическая литература 1. Ачкасов, В. А. Легитимация власти в постсоциалистическом российском обществе / В. А. Ачкасов, С. М. Елисеев, С. А. Ланцов. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – 127 с. 2. Белов, Г. А. Политология: учеб. пособие / Г. А. Белов. – М.: Че РО, 1997. – 304 с. 3. Введение в политологию: словарь-справочник / сост. Г. Л. Купряшин и др.; под ред. В. П. Пугачева. – М.: Аспект-Пресс, 1996. – 264 с. 4. Гаджиев, К. С. Политология: учебник для высш. учеб. заведений / К. С. Гаджиев. – М.: Логос, 2003. – 488 с. 5. Гаджиев, К. С. Введение в политическую науку: учебник для вузов / К. С. Гаджиев. – 2-е изд. – М.: Логос, 1997. – 544 с. 6. Гаджиев, К. С. Введение в геополитику: учебник для вузов / К. С. Гаджиев.– М.: Логос, 1998. – 416 с. 7. Замалеев, А. Ф. Русская политология: обзор основных направлений: учеб. пособие / А. Ф. Замалеев, И. Д. Осипов. – СПб.: Изд-во 101 Санкт-Петербургского университета, 1994. – 208 с. 8. Зарубежная политология: словарь-справочник / под ред. А. В. Миронова, П. А. Цыганкова. – М.: Соц.-полит. журнал. – 1998. – 360 с. 9. Зеркин, Д. П. Основы политологии: курс лекций / Д. П. Зеркин. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996. – 544 с. 10. Ильин, В. В. Политология: учебник для вузов / В. В. Ильин. – 2-е изд., испр. – М.: Книжный дом; Университет, 1999. – 540 с. 11. Ирхин, Ю. В. Политология: учеб. пособие / Ю. В. Ирхин. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: РУДН, 1996. – 463 с. 12. История политических и правовых учений: учебник для вузов / под ред. В. С. Нерсесянца. – М.: Кодекс, 1995. – 736 с. 13. Мельник, В. А. Политология: учебник / В. А. Мельник. – Минск: Высш. шк., 1996. – 479 с. 14. Омельченко, Н. А. Политическая мысль русского зарубежья. Очерки истории (1920 – нач. 1930 гг.) / Н. А. Омельченко. – М.: Планета детей, 1997. – 256 с. 15. Основы политической науки: учеб. пособие для вузов. – М.: Знание, 1994. Ч. I – 224 c.; Ч.II. – 224 с. 16. Панарин, Л. С. Политология. Общий курс: пособие для вузов / Л. С. Панарин, И. Л. Василенко. – М.: Логос, 2003. – 256 с. 17. Политология: учеб. пособие / В. А. Барсамов и др.; под ред. Б. И. Кретова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 304 с. 18. Политология: учебник для вузов / С. В. Решетников и др.; под ред. С. В. Решетникова. – 4-е изд. – М.: Терра Системс, 2004. – 488 с. 19. Политология: конспект лекций. – М.: Книга сервис, 2003. – 176 с. 20. Политология: учебник для вузов / под ред. В. И. Буренко, В. В.Журавлева. – М.: Экзамен, 2004. – 320 с. 21. Политология: учебник для вузов / под ред. М. А. Василика. – М.: Юристъ, 2002. – 592 с. 22. Политология: учеб. пособие / В. А. Барсамов и др.; под ред. Б. И. Кретова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – С. 108–122. 23. Политология: учебник для вузов / отв. ред. В. Д. Перевалов. – М.: ИНФРА М, 1999. – 376 с. 24. Политология: Вопросы и ответы: тест лекций / под ред. В.Ф. Цымлова. – СПб.: СПГУТД, 2002. – 90 с. 25. Политология: учеб. пособие. – 2-е изд. перераб. и доп.; общая ред. проф. Э. В. Тадевосяна. – М.: Центр, 1999. – 270 с. 26. Политология: учеб. пособие для вузов / сост. и отв. ред. А. А. Радугин. – М.: Центр, 1999. – 224 с. 27. Политология: курс лекций / под. ред. М. Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 1997. – 384 с. 28. Политология: курс лекций / под. ред. А. В. Миронова. – М.: Соц.-полит. журнал, 1993. – 192 с. 29. Политология: энциклопедический словарь / общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. – М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. – 431 с. 30. Политология: краткий энциклопедический словарь-справочник: учеб. пособие для вузов / под. ред. Ю. С. Борцова. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 507 с. 31. Политология: пособие для вузов: в 2 ч. / сост. и отв. ред. А. А. Радугин. – М.: Центр, 1999. – 224 с. 32. Политология: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Знание, 1999. – 270 с. 33. Миронов, А. В. Политология в логических схемах и понятиях / А. В. Миронов, В.А. Варывдин. – М.: Соц.-полит. журнал, 1998. – 76 с. 34. Политология: учеб. пособие для вузов / под ред. М. А. Василика и др. – СПб.: Бизнес-Пресс, 1998. – 421 с. 35. Политология: учеб. пособие / под ред. М. А. Василика. – СПб.: СПГТУ, 1997. – 376 с. 36. Политология: учеб. пособие для вузов / под ред. Г. В. Полуниной. – М.: Акалис, 1996. – 277 с. 37. Политология: курс лекций: учеб. пособие для вузов / сост. и отв. ред. А. А. Радугин. – М.: Центр, 1996. – 288 с. 38. Политология: курс лекций / под ред. В. А. Бобкова и др. – Минск.: НКФ Экоперспектива, 1995. – 319 с. 39. Политология: курс лекций / под ред. Ю. Г. Чуланова. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992. – 128 с. 40. Пугачев, В. П. Введение в политологию: учебник для студентов вузов / В. П. Пугачев, А. Н. Соловьев. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 311 с. 41. Пушкарева, Г. В. Политология: краткий курс лекций / Г. В. Пушкарева. – М.: Юрайт-Издат., 2002. – 241 с. 42. Сирота, Н. М. Политология: курс лекций / Н. М. Сирота. – СПб.: Питер. – 272 с. 43. Санистебан, Л. С. Основы политической науки / пер. с исп. В. Л. Заболотного. – М.: Владан, 1992. – 131 с. 44. Сморгунов, Л. В. Политология: учеб. пособие / Л. В. Сморгунов, В. А. Семенов. – М.: Высш. шк., 1995. – 271 с. 45. Униел ев, А. Л. Политология: власть, демократия, личность: учеб. пособие / А. Л. Униелев. – М.: Интерирака, 1994. – 256 с. 46. Циркулькин, А. В. Система государственного управления: учебник для вузов / под ред. Т. Г. Морозова. – М.: Закон и право; ЮНИТИ, 1997. – 352 с. 47. Чуланов, Ю. Г. Политология: учеб. пособие / Ю. Г. Чуланов. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993. – 150 с. 2. Учебно-методические работы кафедры 1. Идейные истоки политологии / сост. О. И. Красько, В. И. Кирьянов. – СПб.: СПГУТД, 1994. – 24 с. 2. Методические указания по изучению курса «Политология» для студентов выпускных курсов всех форм обучения / сост. А. Н. Беляев и др. – СПб.: СПГУТД, 1994. – 48 с. 3. Молодежь в политической жизни общества / сост. В. Ф. Цымлов. – СПб.: СПГУТД, 1995. – 33 с. 4. Реферат по политологии / сост. В. Ф. Цымлов. – СПб.: СПГУТД, 1996. – 22 с. 5. Как написать контрольную работу по политологии? / сост. В. П. Целуйко. – СПб.: СПГУТД, 1996. – 9 с. 6. Проблемы демократии в современном мире / сост. В. П. Целуйко. – СПб.: СПГУТД, 1996. – 9 с. 7. История политической мысли в России с древнейших времен до XIX века / сост. Э. А. Ерзин. – СПб.: СПГУТД, 1997. – 30 с. 8. Современная политическая мысль / сост. Э. А. Ерзин, В. Ф. Цымлов. – СПб.: СПГУТД, 1997. – 41 с. 9. Политология : вопросы и ответы: учеб. пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. / под ред. В. Ф. Цымлова. – СПб.: СПГУТД, 2005. – 90 с. 10. Краткий словарь основных терминов по политологии / сост. В. Ф. Цымлов. – СПб.: СПГУТД, 2003. – 43 с. 11. Климов, В. Ю. Политическая культура: ювенологические аспекты / В. Ю. Климов, В. Ф. Цымлов. – СПб.: Нестор, 2003. – 147 с. 12. Наглядные пособия в курсе «Политология» / под ред. В. Ф. Цымлова. – СПб.: СПГУТД, 2002. – 46 с. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ПОЛИТОЛОГИИ 1. Объект, предмет и метод политологии. 2. Парадигмы политического знания. 3. Функции политологии. 4. Возникновение и основные этапы развития мировой политической мысли. 5.Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. 6. Современные политологические школы. 7. Понятие политики и ее социальные функции. 8. Политика как наука и искусство. 9. Политический менеджмент. Требования к современному менеджеру. 10. Сущность политической власти и ее основные функции. 11. Власть и оппозиция. 12. Механизм осуществления политической власти. 13. Проблемы легитимности, легитимации и делегитимации власти. 14. Политические конфликты и способы их разрешения. 15. Проблемы разделения власти и принцип сдержек и противовесов. 16. Соотношение понятий «политическая жизнь», «политические отношения», «политические процессы», «политическое поведение», «политическое участие», «политическая деятельность», «политическая система». 17. Структура, функции и типы политических систем. 18. Государство, его основные признаки и функции. 19. Понятие и основные типы политических режимов. 20. Электоральные системы. 21. Формы государственного правления. 22. Формы государственного устройства. 23. Высшие органы государственной власти в Российской Федерации. 24. Политические партии и партийные системы. 25. Конституция РФ о полномочиях Президента, Федерального Собрания, Правительства и их взаимоотношениях. 27. Место и роль политических организаций и движений в политической жизни общества. 28. Политические элиты и политическое лидерство. 29. Гражданское общество и особенности его становления. 30. Проблемы политической модернизации. 31. Основные принципы правового государства. 32. Демократия и ее виды. Проблема соотношения прав и обязанностей. 33. Социальная и национальная политика. 34. Особенности мирового политического общества. 35. Геополитика. 36. Приоритеты российской внешней политики. 37. Государственные символы России. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО ПОЛИТОЛОГИИ 1. Платон и Аристотель – родоначальники учения о политике. 2. Н. Макиавелли о соотношении политики и морали. 3. Д. Локк и Ш. Монтескье о разделении власти. 4. Русские мыcлители и их вклад в политическую науку (М. Сперанский, К. Леонтьев, Б. Чичерин, П. Новгородцев, В. Кистяковский, И. Ильин, Н. Бердяев и др.) (по выбору студента). 5. В. И. Ленин как исследователь политических процессов. 6. Основные политические школы XX в. (по выбору студента). 7. Политика и политиканство: принципиальные различия. 8. Социальная политика и проблемы социальной справедливости при переходе к рыночным отношениям в России. 9. Приоритеты социальной политики. 10. Политические конфликты и способы их разрешения. 11. Субъекты и объекты политики. 12. «Политика – грязное дело»: объективные и субъективные признаки. 13. Молодежь и политика. 14. Женщина и политика. 15. Проблемы соотношения политики и морали. 16. Манипулирование общественным мнением: цели и «черные технологии». 17. Проблемы политической социализации молодежи. 18. Требования к современному политическому менеджеру. 19. М. Вебер об идеальных типах власти. 20. Проблемы легитимности власти в Российской Федерации. 21. Лоббизм и мафия в государственной системе. 22. «Четвертая власть» и ее влияние на политические процессы. 23. Электоральные /избирательные/ системы в России и их эффективность. 24. Соотношение власти и оппозиции в России. 25. Признаки легитимности власти. 26. Модели политического менеджмента. 27. Конституционные основы Российской Федерации. 28. Конституция РФ об отрешении Президента от должности. 29. Принципы и нормы Конституции США. 30. Королева и парламент Англии. 31. Проблемы становления новой политической системы РФ. 32. Государственные символы России: история и современность. 33. Политический режим в России: идеал и реальность. 34. Демократический режим: достоинства и недостатки. 35. Общее и отличия авторитарного и тоталитарного режимов. 36. Сущность теории политических элит. 37. Особенности формирования и функционирования политических элит в России. 38. Политическое лидерство: природа, функции и типология. 39. Политический лидер и его основные черты. 40. Лидер в учебной группе: каким он должен быть? 41. Основные институты гражданского общества. 42. Правовой нигилизм: истоки и последствия. 43. Политическая модернизация и развитие. 44. Межнациональные конфликты и пути их решения. 45. Понятие и виды политических процессов. 46. Особенности политической системы Российской Федерации. 47. Государство в политической системе. 48. Политические партии и их роль в политической системе. 49. Функции государства. 50. Глобальные проблемы современности. 51. Национально-государственные интересы РФ в новой политической ситуации. 52. Россия и СНГ. 53. Значение изучения политологии для студента вуза. 54. Актуальные проблемы политической науки в современной России. Федеральное агентство по образованию НОУ «Балтийский Гуманитарный Институт» Экономический факультет Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Дисциплина «Политология» РЕФЕРАТ Тема № (название ) Выполнил(а):(студент(ка), учебная группа, курс, специальность, фамилия, инициалы, номер зачетной книжки (подпись) Дата выполнения: (число, месяц, год) Проверил: научный руководитель (фамилия, инициалы, подпись). Дата проверки: (число, месяц, год). Санкт-Петербург (год) Структура содержания реферата 1.Введение 2.Глава 1. (название главы ) 3.Глава 2. (название главы ) 4.Заключение 5.Библиографический список 6.Приложение А, Б (не более 50 % от общего объема текста реферата) Пояснения к структуре содержания реферата Реферат – первичная научно-исследовательская работа в изучении и раскрытии конкретной проблемы (проблем), в которой автор научно обосновывает и кратко раскрывает суть проведенного исследования, приводит аргументы и факты, комментируя и разъясняя их в соответствии с рассматриваемой темой в определенной хронологической последовательности, делает научные выводы. 1. Титульный лист и весь текст реферата оформляется машинописным шрифтом, 14 кегль. Исключение – слово РЕФЕРАТ, которое пишется заглавными буквами, выделяется жирным шрифтом, 16 кегль. Название темы пишется жирным шрифтом № 14. Внизу титульного листа указывается место издания реферата – Санкт- Петербург, цифрами обозначается год издания, слово год не пишется. На титульном листе автор и научный руководитель ставят подписи и даты выполнения и проверки реферата, а также научный руководитель указывает замечания и ставит оценку автору за выполнение научно-исследовательской работы. Текст реферата печатается через 1,5 интервала, сноски – через 1 интервал, шрифт сносок № 12. Параметры страниц от края листа: верхнего – 2 см, нижнего – 2 см, левого – 3 см, правого – 1,5 см, отступ абзаца – 0,7. Реферат вкладывается в папку и представляется в установленный срок для проверки преподавателю. 2. Введение, Глава (каждая), Заключение, Библиографический список и Приложения А, Б...начинаются с новой страницы. 3. Во Введении автор раскрывает актуальность и значимость темы научного исследования. Объем текста – одна страница. 4. Структура главы: название главы печатается жирным шрифтом, во вступлении раскрывается ее актуальность и основные научные понятия. Объем вступительной части – не более половины страницы. По структуре глава состоит из 2–3 параграфов, в которых раскрывается суть содержания темы. В параграфах автор аргументированно разъясняет конкретные факты и цифры, приводит определения понятий, примеры, называет фамилии действующих лиц. В конце каждой главы автор обязан сделать вывод. Текстовая часть главы содержит ссылки (постранично) на источник. Ссылки оформляются в виде сносок, нумерация сквозная, шрифт № 13. Объем главы – 7–8 печатных страниц. 5. Заключение содержит общий вывод по теме реферата. Вывод должен быть кратким, раскрывать суть проблемы и носить рекомендательный характер. Объем – одна страница. 6. Библиографический список содержит не менее 5 и не более 10 основных источников. Источники оформляются согласно требованиям ВАК, с указанием фамилии автора (авторов), их инициалов, названия источника, названия издательства, года и места издания, а также количества содержащихся в источнике страниц. Источники в библиографическом списке оформляются в соответствии с их значимостью. 7. В приложениях оформляются портретные снимки, цифровые таблицы, хронологическая таблица, карты, рисунки, планы, зарисовки, указывается перечень фамилий с инициалами и должностями. Объем приложений не должен составлять более 50 % от общего объема текста реферата. 8. Объем реферата без приложений должен быть не менее 18 и не более 25 печатных страниц. Тесты для контроля знаний студентов Вариант 1. Раздел 1. История политической мысли 1. К какому из направлений русской политической мысли принадлежал Б. Н. Чичерин: а) анархизму; б) социализму; в) либерализму; г) народничеству? 2. Кто первым создал модель идеального устройства: а) Аристотель; б) Конфуций; в) Т. Мор; г) Платон? 3. В каком произведении был впервые обоснован принцип разделения власти: а) «Эмиль или о воспитании» Ж. Ж. Руссо; б) «Левиафан» Т. Гоббса; в) «О духе законов» Ш. Монтескье; г) «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф. Энгельса? 4. В какой исторический период политическая наука сформировалась как самостоятельная научная дисциплина: а) IX в. до н. э.; б) XI–XIII вв. в) конец XIX в.; г) середина XX в.? 5. Кто из политологов стоял у истоков бихевиоризма: а) М. Вебер; б) Р. Михельс; в) Ч. Мерриам; г) С. Липсет? 6. Кому принадлежит «рецепт» руководства: «Государь должен внушать страх таким образом, чтобы если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти»: а) Э. Берку; б) Платону; в) Н. Макиавелли; г) Дж. Локку? 7. Кому принадлежит мысль о том, что демократия – это власть неимущих и невежественных людей, не способных управлять разумно: а) Ж.Ж. Руссо; б) М. Веберу; в) Платону; г) Аристотелю? 8. Какому политическому мыслителю прошлого принадлежит формула: «Разрешено все, что не запрещено законом»: а) Дж. Локку; б) Ш. Монтесье; в) И. Канту; г) Ж.Ж. Руссо? 9. Кто из отечественных мыслителей разработал концепцию «свободной теократии»: а) А.С. Хомяков; б) Л.А. Тихомиров; в) К.Н. Леонтьев; г) В. С. Соловьев? 10. Кому принадлежит положение: «Политика – это концентрированная экономика»: а) Н. Бердяеву; б) Р. Михельсу; в) В. И. Ленину; г) Б. Н. Ельцину? Раздел 2. Политика как социальное явление 1. Субъекты политики – это… а) только граждане государства; б) отдельные государства, участвующие в мировом политическом процессе; в) индивиды, социальные группы, организации и учреждения, принимающие сознательное участие в политической деятельности; г) политические партии /и только они/, участвующие в политической жизни общества. Раздел 3. Политическая власть 1. Как понимал легитимное господство М. Вебер: а) гармоничное существование различных социальных групп; б) власть, опирающаяся на насилие; в) наследование законного представителя династии; г) господство, признанное со стороны управляемых индивидов? 2. Что понимается под категорией политической власти и правовом государстве: а) использование элитой всех преимуществ; б) управление всеми слабыми со стороны сильных; в) делегирование обществом государству политических полномочий; г) умение навязать свою волю другому? 3. Какое из приведенных ниже положений раскрывает сущность лоббизма: а) централизованная система власти; б) способ формирования элиты; в) процесс влияния групп интересов на органы власти; г) тип легитимности власти? Раздел 4. Политическая система 1. Укажите черту, общую для всех определений политической системы: а) адаптация к условиям окружающей среды; б) применение узаконенного принуждения в обществе; в) уравнительное распределение материальных благ; г) авторитарные методы управления? 2. Что из следующего является главным и необходимым условием существования демократической политической системы: а) наличие многопартийности; б) ограниченный по времени мандат на пребывание у власти для политических лидеров; в) выборность органов местного самоуправления; г) выборы, планирующие реальную возможность избирать многих кандидатов? 3. Какие субъекты относятся к агентам социализации? – семья; – журналисты; – друзья и знакомые; – СМИ; – преподаватель политологии; – политические партии; – система образования. 4. Политические конфликты представляют собой явление: – противоестественное; – закономерное; – преднамеренное. Раздел 5. Государство и политические режимы 1. Назовите страну, в которой формой правления является президентская республика: а) Великобритания; б) Германия; в) США; г) Саудовская Аравия. 2. К какому типу политического режима соответствует следующая формулировка «Неограниченная власть одного человека или группы лиц, не допускающая политической оппозиции, но сохраняющая автономию личности и общества во внеполитических сферах»: а) тоталитаризм; б) либеральная демократическая; в) национал-социализм; г) авторитаризм? 3. Укажите признаки авторитарного режима: а) чрезмерный централизм; б) запрет оппозиции; в) тотальный контроль государства над жизнью общества; г) наличие многопартийной системы; д) единовластие. 4. Демократический режим – это… а) подчинение меньшинства большинству; б) подчинение большинства меньшинству; в) подчинение всего населения власти одного или нескольких лиц; г) подчинение всего населения власти одной партии. 5. Кому принадлежит право, согласно Конституции РФ, инициировать вопрос об отрешении Президента от должности: а) СФ; б) Конституционному суду; в) ГД; г) Верховному суду? 6. Абсентеизм – это… а) идея безвластия безгосударственного устройства общества; б) исключительные качества лидера; в) форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства и передается по наследству; г) форма уклонения избирателей от участия в голосовании. 7. Какое из суждений соответствует Конституции РФ: а) правитель – высший представительный орган власти; б) правительство не может быть смещено ГД; в) правительство принимает федеральные законы; г) правительство – исполнительный орган власти, который принимает постановление в рамках Конституции и Федеральных законов? 8. Для какого политического режима характерно проникновение государства во все сферы общественной жизни: а) правого; б) авторитарного; в) тоталитарного; г) теократического? 9. Парламентская республика существует: а) в Испании; б) Франции; в) Италии; г) Иордании? 10. Сторонники какой политической идеологии абсолютизировали принцип «ночной сторож», «Государство – ночной сторож»: а) анархизм; б) либерализм; в) консерватизм; г) социализм? 11. Чем государство отличается от других институтов: а) тем, что обеспечивает и гарантирует благополучие всем членам общества; б) монополией на легитимное насилие; в) осуществлением тотального контроля за всеми сферами жизнедеятельности; г) более высокой степенью интеллектуализации власти? 12. В президентской республике правительство несет ответственность: а) перед парламентом; б) перед президентом; в) перед судом; г) перед всеми вышеперечисленными органами власти. 13. В парламентской республике правительство несет ответственность: а) перед парламентом; б) перед президентом; в) перед судом; г) перед всеми органами власти. 14. При каких формах правления правительство формируется по партийному признаку: а) абсолютная монархия; б) президентская республика; в) парламентская республика; г) дуалистическая республика? 15. В каких случаях президент РФ имеет право роспуска Государственной Думы: а) в случае трехкратного отклонения представленных Президентом кандидатур Председателя правительства; б) в случае двухкратного выражения недоверия правительству в течение трех месяцев; в) в случае конфликта Государственной Думы с Советом Федерации? Раздел 6. Политические партии и партийные системы 1. Какое суждение является правильным: а) все партии делятся только по классовому признаку; б) каждая партия имеет программу и устав; в) все партии имеют целью борьбу за государственную власть; г) все партии имеют индивидуальное фиксированное членство? 2. Какое суждение является правильным: а) во Франции существует многопартийная система; б) в Индии функционирует однопартийная система; в) в Германии существует двухпартийная система; г) в США действует многопартийная система? 3. Кем из мыслителей произведена классификация политических партий на кадровые, массовые и строго централизованные, исходящая из оснований и условного приобретения партийного членства: а) Д. Сартори (Италия); б) Ч. Мериамом (США); в) М. Дюверже (Франция); г) М. Вебер (Германия)? 4. Свободные многопартийные выборы в условно пропорциональной системе означают: а) граждане имеют меньший выбор при голосовании; б) без выборов, исходя из системы определения победителя, сомнительны; в) голоса избирателей «теряют» свою силу и не учитываются, поскольку партии и движения, их получившие, не преодолели исходный процентный барьер; г) меньшее число голосов граждан получает доступ к участию в них. 5. Как, согласно принятой в политологии классификации, шло становление политических партий в СССР и далее в РФ: а) ни в СССР, ни в современной РФ вообще нет политических партий в классическом понимании; б) политические партии возникли как естественное выражение позиций социальных групп; в) политические партии возникли как объединение вокруг политических лидеров? 6. Кто назначает Председателя Правительства РФ: а) Президент единолично; б) выбирается всеобщим голосованием на выборах; в) Государственной Думой по представлению Президента РФ; г) На собрании представителей политических партий и организаций? 7. Высшим непосредственным выражением власти народа являются: а) собрания в трудовых коллективах; б) решения митингов; в) референдумы и свободные выборы. Раздел 7. Гражданское общество и правовое государство 1. Какое суждение не соответствует концепции правового государства: а) разрешено только то, что разрешено законом; б) государство должно быть ограничено законом; в) законодательные, исполнительные и судебные органы должны быть равноправны; г) запрещено все, что не разрешено законом? 2. Какая из ситуаций может быть признана правовой: а) люди правят законом; б) закон правит людьми; в) люди правят людьми? Раздел 8. Политический менеджмент 1. Какие черты в наибольшей степени характеризуют современного российского политического менеджера: а) компетентный, профессиональный, знающий интересы народа; б) умеющий говорить, обещать, лживый; в) безликий, способный к мимикрии, услужливости власть имущим? 2. Какое из суждений в большей мере соответствует роли менеджера: а) услужливый; б) стремящийся к «перестройкам»; в) действующий по здравому смыслу; г) знающий и реализующий научные принципы управления? Раздел 9. Конституция Российской Федерации 1. Какой из типов республики узаконен в Конституции РФ: а) Президентский; б) Президентско-парламентский; в) Парламентский? 2. Сколько субъектов входит в состав РФ: а) 17; б) 25; в) 89; г) 18? 3. Как назван наш парламент и его состав: а) Верховный Совет, состоящий из трех палат; б) Федеральное Собрание их двух палат; в) Государственная Дума во главе со спикером; г) Собрание депутатов из 800 человек? 4. В каких случаях Совет Федерации и Государственная Дума собираются на совместное заседание: а) в чрезвычайных обстоятельствах; б) по требованию одной из палат; в) для заслушивания послания президента РФ? 5. Каков механизм отрешения Президента РФ от должности: а) вопрос решается на референдуме; б) достаточно простого большинства депутатов Государственной Думы; в) Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене? Раздел 10. Политические элиты и политическое лидерство 1. Кто является одним из основателей концепции политической элиты: а) Т. Гоббс; б) Г. Моска; в) А. Токвиль; г) М. Бакунин? 2. Какое определение «правящей элиты» наиболее полно отражает это явление: а) засилие государства во всех сферах жизни общества; б) высшие, привилегированные группы, слои, осуществляющие функции управления; в) правящая норма, определяющая положение человека в государстве; г) руководство партии? Раздел 11. Политическая культура 1. Кто из названных мыслителей является основоположником теории политической культуры: а) Аристотель; б) О. Кромвель; в) Г. Алмонд, Верба; г) Н. П. Бердяев? 2. Политическая культура России относится к типу: а) патриархальная; б) традиционная; в) активистская; г) конформистская. Раздел 12. Мировая политика и международные отношения. Россия в новой геополитической ситуации 1. Каковы главные приоритеты внешней политики России: а) дружественные отношения с США; б) обеспечение национальной безопасности и национальных интересов; в) участие в решении международных конфликтов; г) расширение торговли сырьем с другими странами; д) сотрудничество со странами СНГ? 2. Какие из тенденций международных отношений являются позитивными: а) переход от биполярного к монополярному миру; б) демократизация международных отношений; в) демилитаризация и деидеологизация; г) установление нового мирового порядка; д) нарастание глобальных проблем? 3. Автором теории о влиянии климата на политический процесс является: а) Ф. Аквинский; б) Г. Маккиндер; в) Ш. Монтескье; г) Ж. Боден. 4. Геополитика – это… а) один из методов политологического исследования; б) часть политической системы; в) политическая концепция международных отношений государств или блоков государств; г) политическая концепция, использующая экологический императив в глобальных международных процессах. 5. Автором первой глобальной геополитической модели развития мировой системы является: а) А. Мэхэм; б) К. Хаусхофер; в) Ф. Ратцель; г) Х. Маккиндер. 6. Одним из направлений демократизации международных отношений выступает: а) хаос и анархия; б) формирование центров военной силы; в) подмена международного права силовыми методами; г) замена права силы силой права. 7. Пути решения проблемы выживания человечества в: а) возрождении религиозных норм; б) отказе от техногенной цивилизации; в) преодолении глобальных проблем современности; г) мировом освоении космоса. Тесты для контроля знаний студентов Вариант 2 1. Понятие субъекта политики применяется для характеристики тех… а) кто возглавляет политический процесс; б) против кого направлен политический процесс; в) кто принимает активное, осознанное участие в политической деятельности; г) кого привлекают к политической деятельности в рамках политических партий. 2. Международная безопасность представляет собой такое состояние международных отношений, при котором… а) обеспечивается стабильность мирового сообщества и субъектам не угрожает опасность войны, либо другое посягательство извне на суверенное существование и независимое развитие; б) их субъектам не угрожает опасность войны, но возможно ограничение суверенитета большинства стран; в) ради сохранения всеобщего мира допускается ограничение суверенитета и независимого развития стран; г) во всем мире, в основном, господствует мир. 3. Важнейшей причиной отсутствия базового консенсуса и национального согласия в современной России является: а) проникновение криминальных элементов во властные структуры; б) ностальгия по прошлому у подавляющей чести населения; в) антагонистическое сосуществование таких субкультур, как западническая и почвенническая, демократическая и «коммуно-патриотическая», анархическая и этатистская; г) абсолютная неспособность россиян к восприятию западных ценностей. 4. Первые теории модернизации возникли в политической науке в… а) 50–60-е гг. XX в.; б) начале XX в.; в) конце XVIII в.; г) середине XIX в. 5. Первые теории модернизации, возникшие в 50–60-е гг., признавали прообразом современного государства… а) ФРГ; б) Великобританию; в) США; г) Францию. 6. К невоенной группе национальной безопасности, в частности, относится: а) размеры военных расходов; б) участие в военно-политических союзах; в) состояние стратегических резервов; г) состояние разведки и контрразведки. 7. Предшественниками геополитики считаются: а) Аристотель, Н. Макиавелли; б) Наполеон Бонапарт; в) А. В. Суворов; г) А. Гитлер. 8. Наиболее последовательными сторонниками тезиса «цель оправдывает средства» являлись: а) либералы; б) консерваторы; в) иезуиты; г) меньшевики. 9. Главная цель мировой политики состоит в… а) обеспечении экономического превосходства развитых стран над развивающимися; б) поддержании баланса сил между крупнейшими государствами; в) поддержании баланса сил между Востоком и Западом; г) поддержании международного мира и безопасности. 10. Действующие в сфере политики лица, социальные группы, организации, движения, институты – все это… а) субъекты политики; б) политический режим; в) объекты политики; г) юридические лица. 11. Действия, предпринимаемые гражданами и имеющие целью повлиять на государственную политику, управление государственными делами, а выбор политических лидеров на любом уровне политической власти, называются политическим (ой)… а) участием; б) социализацией; в) поведением; г) режимом. 12. Национальная безопасность для граждан – это… а) эффективное обеспечение охраны общественного порядка; б) правовая защита от криминальных элементов; в) неотъемлемые права и свободы; г) возможность безопасного пребывания за пределами своей страны. 13. К числу региональных организаций относится: а) ООН; б) Европейский союз; в) Движение неприсоединения; г) Лига наций. 14. Главное негативное следствие революции 1917 г. в России – это… а) ликвидация капиталистического уклада; б) разрушение появившихся к началу ростков современного гражданского общества; в) ликвидация архаических структур; г) захват власти одной партией. 15. Пример Западной Европы показывает, что… а) в условиях нарастания интеграционных процессов все более определенно заявляют о себе надгосударственные структуры как законодательные, так и исполнительные; б) государства не желают отказываться от любых элементов государственного суверенитета; в) говорить об эффективности интеграционных процессов еще рано; г) происходит обособление национального государства. 16. Субъектами политического процесса выступают: а) общественно-политические организации отдельных стран; б) независимые государства; в) народы, государства, общественные движения и организации; г) политические партии отдельных стран. 17. Торгово-экономические, научно-технические, кредитно-финансовые и культурные связи между государствами поддерживаются: а) на уровне контрактов частных лиц; б) как на официальном уровне, так и с помощью общественных и частных организаций и учреждений; в) преимущественно с помощью общественных и частных организаций; г) только на официальном уровне. 18. Крупный вклад в развитие геополитических идей внесли: а) К. Поппер, М. Вебер; б) К. Маркс, Ф. Энгельс; в) Р. Арон; г) Х. Д. Макиндер, А. Т. Мэхэн, Н. Спайкмен 19. Относительная меньшая стабильность правительства является недостатком… а) безальтернативных (неконкурентных) выборов; б) смешанной системы; в) пропорциональной системы; г) мажоритарной системы. 20. На основе геополитического критерия международные отношения подразделяются на уровни: а) культурный и идеологический; б) глобальные, региональные, субрегиональные; в) политический и экономический; г) высокий, низкий, средний. 21. Голосование рассматривается не только как правило, но и как обязанность граждан, а за неучастие предусматриваются денежные штрафы, общественное порицание и другие наказания в… а) Австрии, Италии, ФРГ; б) США и Великобритании; в) Польше, Чехии, Венгрии; г) России и Белоруссии. 22. Вооруженное выступление отдельных политических групп в результате заговора против существующей государственной власти называется: а) массовым бунтом; б) государственным переворотом; в) мятежом; г) революцией; 23. Политическая культура – это… а) обусловленный ценностными представлениями субъекта и воплощенный на практике кодекс его поведения, стиль его деятельности как участника политического процесса; б) склонность субъекта при любых обстоятельствах относится к деятельности политического руководства; в) готовность субъекта как участника политического процесса следовать традиционным политическим установкам; г) обусловленная политическими взглядами субъекта готовность во всем поддерживать лидера. 24. Закономерная тенденция функционирования и развития политической системы, проявляющаяся как объективная необходимость соответствия политической деятельности современным реалиями и требованиям, особенностям и своеобразию конкретно-исторической обстановки называется: а) буржуазной демократией; б) политической революцией; в) политической модернизацией; г) политической реформой. 25. Надрегиональные организации создаются потому, что… а) согласно Уставу, ООН имеет право участвовать в решении только общемировых проблем; б) все проблемы человечества в современных условиях невозможно решить только не глобальном уровне международных отношений; в) это предписывает Устав ООН; г) зачастую государства не желают доверять решение своих проблем ООН. 26. Поведение человека в толпе подчиняется определенным психологическим механизм, поэтому индивид в толпе а) стремится противопоставить свою точку зрения точке зрения окружающих его людей б) сохраняет автономность своей личности и своего психологического состояния в) склонен критически относиться к массовым состояниям гнева, радости, агрессии *г) перестает мыслить критически, подчиняясь коллективным чувствам и эмоциям 27. Устав ООН был подписан в… а) 1945 г.; б) 1939 г.; в) 1918 г.; г) 1989 г. 28. В СССР ритм политическим процессам задавала деятельность: а) ведущих политических лидеров; б) правительства; в) правящей партии – КПСС; г) лидеров основных политических партий. 29. Из существующих трех основных видов списков для голосования: 1) жестких; 2) полужестких; 3) свободных, в современной России применяется система: а) 3; б) смешанная, являющаяся комбинацией 1 и 3; в) 2; г) 1. 30. Возникновение термина «геополитика» связано с именем… а) шведского ученого и политического деятеля Рудольфа Челлена; б) американского адмирала А. Т. Мэхэна; в) английского географа и политического деятеля Х. Д. Макиндера; г) американского ученого и политического деятеля З. Бжезинского. 31. В соответствии с представлениями носителя либерально-демократического типа политической культуры, в обществе… а) должны господствовать национальные традиции; б) должен господствовать закон; в) необходимо подчинение низших слоев общества высшим; г) необходимо беспрекословное подчинение авторитету вождя. 32. Участниками международных отношений являются: а) только экономические организации; б) только организации, регулирующие вопросы о границах и спорных территориях; в) отдельные личности и общественные организации; г) государства, партии, международные организации. 33. Сила в международных отношениях понимается как способность субъекта международной политики… а) стать полноправным членом международных организаций; б) реализовывать свои интересы вне международных военно-политических организаций; в) оказать отпор агрессору; г) повлиять на характер международных отношений в собственных интересах. 34. Дипломатия – это… а) вспомогательное средство внешней политики; б) важнейшее средство внешней политики; в) инструмент военной политики государства; в) инструмент внутренней политики. 35. Патриархальная политическая культура характеризуется: а) пассивным политическим поведением, некритическим отношением к господствующим в обществе ценностям при очень слабом их осмыслении, очень низкой активностью граждан; б) активным участием граждан в политической жизни, их попытками воздействовать на процессы принятия решений, умелым формулированием собственных интересов; в) полным отсутствием у населения знаний о политической системе, абсолютным отрывом от нее; г) отсутствием знаний о политике у одних слоев населения и активной деятельностью в политической сфере других. 36. Избирательные системы, при которых выборы происходят наполовину по пропорциональному, наполовину – по мажоритарному принципу, называются: а) натуральными; б) смешанными; в) размытыми; г) нейтральными. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПОЛИТОЛОГИЯ Государственный образовательный стандарт Российской Федерации высшего профессионального образования предъявляет следующие требования к обязательному минимуму содержания при изучении дисциплины ПОЛИТОЛОГИЯ: Объект, предмет и метод политической науки; функции политологии; политическая жизнь и властные отношения; роль и место политики в жизни современных обществ; социальные функции политики; история политических учений, российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика; современные политологические школы; гражданское общество, его происхождение и особенности; особенности становления гражданского общества в России; институциональные аспекты политики; политическая власть; политическая система; политические режимы, политические партии, электоральные системы; политические отношения и процессы; политические конфликты и способы их разрешения; политические технологии; политический менеджмент; политическая модернизация; политические организации и движения; политические элиты; политическое лидерство; социокультурные аспекты политики; мировая политика и международные отношения; особенности мирового политического процесса; национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации; методология познания политической реальности; парадигмы политического знания; политическая аналитика и прогностика. |