Реферат: Комитет по культуре и искусству
Название: Комитет по культуре и искусству Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВУ АДМИНИСТРАЦИИ города НЯГАНЬ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ Д О К Л А Д о результатах и основных направлениях деятельности комитета по культуре и искусству администрации г.Нягань Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Нягань 2009 СОДЕРЖАНИЕ
Введение Доклад о результатах и основных направлениях деятельности комитета по культуре и искусству администрации города Нягани Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2006-2011 годы (далее – Доклад) подготовлен в соответствии с постановлением Главы администрации города Нягани от 5 февраля 2007 года № 115. Комитет осуществляет координацию и контроль деятельности муниципальных учреждений культуры, находящихся в его ведении: - Городской культурный центр «Планета»; - «Центр культуры и досуга «Юность»; - Городской Дом культуры «Западный»; - «Музейно-культурный центр»; - Няганская библиотечно-информационная система; - Детская школа искусств № 1; - Няганская детская музыкальная школа № 2. Численность работающих в муниципальных учреждениях культуры с учетом аппарата комитета в 2008 году составила 421 человек (2007г – 423). Комитет по культуре и искусству г. Нягани на основании постановления главы администрации города от 24.05.2006г. № 752 «О наделении функциями главных распорядителей бюджетных средств» является главным распорядителем бюджетных средств, имеющим право распределять бюджетные средства по подведомственным учреждениям культуры. 1.Цели, задачи и показатели деятельности Во все времена роль культуры определялась как чрезвычайно значимая сфера жизнедеятельности человека. Именно культура берет на себя задачу сохранения духовных и нравственных ориентиров, выступает как качественный показатель уровня жизни общества. В современном мире культура является важнейшим фактором, обеспечивающим духовное развитие, экономический рост, социальную стабильность, национальную безопасность и развитие институтов гражданского общества. Основой для выделения стратегической цели комитета являются гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан в сфере культуры, искусства и информации, а также Федеральный закон № 131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 16, связанные с необходимостью обеспечения указанных прав на муниципальном уровне в сфере культуры. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов относятся: - организация библиотечного обслуживания населения; - создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; - организация и сохранение объектов культурного наследия муниципального значения, расположенных в границах городского округа; - организация для массового отдыха жителей городского округа. В соответствии с данными полномочиями и задачами, стоящими перед органами местного самоуправления, стратегическими целями комитета по культуре и искусству на среднесрочную перспективу являются: Стратегические цели : 1. Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города услугами организаций культуры; 2. Развитие музейного дела и сохранение историко-культурного наследия. Для реализации первой стратегической цели необходимо решить ряд тактических задач: 1.1. Организация досуга населения 1.2. Организация предоставления дополнительного художественного образования; 1.3. Организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек города. Для достижения второй стратегической цели необходимо решить две задачи: 2.1. Поддержка и развитие музейного дела. 2.2. Поддержка и развитие многонациональной культуры народов, проживающих в городе. Цель 1. «Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города услугами организаций культуры» Создание условий для организации различных форм досуга и обеспечения жителей г. Нягани услугами организаций культуры включает в себя комплекс мер по созданию благоприятных условий, от которых зависит удовлетворение спроса населения в услугах организаций культуры.Задача 1.1. «Организация досуга населения» Основным направлением в работе досуговых учреждений города является сохранение и развитие самодеятельного народного творчества, поддержка творческих коллективов, проведение городских культурно-массовых мероприятий, организация и проведение городских конкурсов-фестивалей. Три учреждения культурно-досугового типа, в которых 729 посадочных мест предоставляют населению услуги социально-культурного, просветительского и развлекательного характера, создают условия для занятий любительским художественным творчеством. Художественная самодеятельность в городе представлена различными возрастными группами: детские, молодежные, для трудоспособного населения и для пожилых людей. Самодеятельное художественное творчество развивается в жанрах: хоровой , хореография, цирковой, музыкальный. Молодежное направление представлено рок, рэп-брейк группами. Всего в творческих коллективах (клубных формированиях самодеятельного художественного творчества) в 2008 году в 64 коллективах занималось 1001 человек. С вводом в эксплуатацию после реконструкции муниципального учреждения «Городской культурный центр «Планета» в 2009 году значения основных показателей вырастут: - количество мероприятий, - охват населения услугами, - количество участников в клубных формированиях самодеятельного художественного творчества, - количество посадочных мест на 182 . Задача 1.2. «Организация предоставления дополнительного художественного образования» Дополнительное художественное образование детей города имеет бесспорные успехи и достижения в своей практической деятельности: ежегодно учащиеся Школ добиваются общественного признания на международных, всероссийских, региональных и городских конкурсах. Стипендиатом Департамента культуры и искусства ХМАО-Югры в 2008 году является один учащийся ДМШ № 2. В 2008 учебном году лауреатами международных, российских и межрегиональных конкурсов стали 8 учащихся, 7 учащихся продолжили обучение в средних специальных и высших учебных заведениях культуры и искусства. Общее количество обучающихся в образовательных учреждениях дополнительного образования детей (ДМШ, ДШИ) 650 человек, что составило 11,3% от общего количества детей (5713) с 1 по 9 класс общеобразовательных школ города. Среднеокружной показатель - 11,2% (данные на 01.01.2008), среднероссийский – 8,6% (данные на 01.01.2008). В двух школах (музыкальная и школа искусств) ведется обучение по образовательным программам в области музыки и изобразительного искусства. Школы имеют государственную аккредитацию, успешно прошли аттестацию. Дети обучаются игре на музыкальных инструментах: фортепиано, гитара, домра, баян, аккордеон, балалайка, флейта, кларнет, саксофон, скрипка, ударные. Качество образования стабильно высокое: сохранность контингента в школах составляет 91,5%.Дети льготных категорий обучались бесплатно: дети-инвалиды-5 чел., дети-сироты -7 чел., дети коренных малочисленных народов Севера -1 чел. Льготы по оплате за обучение в 2008 году распространялись на: -детей военнослужащих -3 чел.- оплата за обучение 50%; -детей из многодетных семей (при обучении одновременно двоих детей из одной семьи - оплата 50 %, при обучении одного- оплата 70%) и из малообеспеченных семей (оплата 50 %) - 60 человек ; Для развития в городе системы художественного детского образования и творчества необходимо: - сохранить систему поддержки одарённых детей; -реализовывать полный спектр примерных учебных планов образовательных программ по видам искусств, в том числе и образовательных программ раннего эстетического развития для учащихся, поступающих в возрасте 3 лет; -издавать и приобретать научно-методическую литературу, методические пособия, приобретать музыкальные инструменты, оборудование и материалы для обеспечения учебного процесса и стимулирования творческой активности детей. Задача 1.3 . «Организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек города. Работа Няганской библиотечно-информационной системы характеризуется стабильностью. Библиотеки в городе по-прежнему остаются одними из самых востребованных учреждений культуры. Услугами библиотек в 2008 году воспользовалось 26,2 тыс. человек - это 47,2% населения города (2007 г- 26,1 тыс.человек – 47%). Фонд библиотек составил в 2008 г 124,1 тыс. экземпляров ( 2007 г – 120,8 т.экз), это в среднем 2,2 книги на одного жителя ( 2007 г- 2,1). Обеспеченность книгами на тысячу жителей по городу – 2200 экземпляра. Средний показатель по округу 2838 экземпляра. Законом №110 –oз от 20.01.2000 г. «О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов в ХМАО-Югре» определена норма ежегодного прироста фондов библиотек- не менее 3% от существующего фонда библиотеки. Норма прироста в 2008 году Няганской БИС- 2,7% (в 2007 году - 3,4 % в числе восьми территорий округа). Цель 2. «Развитие музейного дела и сохранение историко-культурного наследия» Сохранение исторически сложившихся национально-культурных самобытных традиций народной культуры, преемственности поколений, формирование совокупности культурных ценностей современного городского бытия. Воспитание любви к малой родине, сохранение культурного наследия как носителя исторического своеобразия, содействие через культуру расширению межрегиональных контактов. Развитие культурного туризма. Задача 2.1. «Поддержка и развитие музейного дела» Основными направлениями деятельности музея являются: комплектование фондов, научно-исследовательская, культурно-образовательная и просветительская деятельность, создание экспозиций. Число экспонатов основного музейного фонда в 2008 году -11,5 тысяч единиц, в том числе новых экспонатов 302 единицы. Спецификой нашей северной территории является обилие археологических и природных объектов, что подтверждает необходимость создания развитой музейно-туристической сети округа на базе археологических памятников. В музейно-культурном центре разработаны маршруты экскурсионных поездок, где туристы знакомятся с историей края, района, историей нефтегазовой отрасли Западной Сибири, достопримечательностями городов и поселков. Разработаны туристические маршруты всех историко-культурных возможностей населенных пунктов: экскурсионная поездка по городу Нягани, «В столицу Югры», г.Тобольск «Тобольск белокаменный», г. Югорск, г.Советский «Музейное кольцо Приобья», п.Шеркалы детский эколого-этнический центр «Нюрмат», п.Октябрьское «Дорогами Коды», п.Березово «Березовский острог», п.Казым «Живая этнография» и т.д. Одним из важных направлений в сфере сохранения культурного наследия является консервация, реставрация, сохранение историко-культурных ценностей, хранящихся в фондах музеев. В муниципальном учреждении «Музейно-культурный центр» хранится уникальная коллекция археологических экспонатов (8 962 экспонатов). В отчетном году, по сравнению с предыдущим годом, увеличилось количество единиц хранения (в основном, это предметы археологии – 208 единиц, документы - 33 единицы, книги, живопись, нумизматика, скульптура, графика, предметы прикладного творчества, этнографии, изделия техники и прочее составило 61 единицу). Число посещений составило 12 088 человек, показатель экскурсий увеличился по сравнению с предыдущим годом с 292 до 345, но наполняемость экскурсионных групп часто была небольшой (до 15 человек) – 20 % от общего числа экскурсий. Число индивидуальных посещений резко увеличилось по сравнению с предыдущим годом с 827 до 2 342 человек. Это связано, в первую очередь, с посещением коммерческой выставки из г. Санкт-Петербурга «Гиганты ледникового периода». За время экспонирования данной выставки (с 05. 04. по 20. 04. 2008 г.) музей посетило 5685 человек, из них свободным посещением – 1812 человек. Всего в 2008 году проведено 24 выставки, из них 6 –передвижных. Общее число музейных посещений осталось чуть ниже прежнего уровня. На наш взгляд, основной причиной снижения посещаемости музея является то, что на сегодняшний день экспозиционно-выставочное оборудование музея устарело и требует обновления, требует обновления и концепция исторической экспозиции музея (согласно нормативам, экспозиционная концепция должна меняться каждые пять лет). Экспозиция является качественным показателем работы всего музея, своеобразным переплетением всех направлений музейной деятельности: научной, фондовой, выставочной, реставрационной и пропагандистской. Выставочные залы, оборудованные устаревшими торговыми витринами, отсутствие специальных витрин для экспонирования, например, предметов нумизматики, с каждым годом теряют свою привлекательность для горожан. . Задача 2.2. «Поддержка и развитие многонациональной культуры народов, проживающих в городе» Основные направления «Центра прикладного творчества и ремесел» - сохранение и развитие национального художественного творчества коренных народов Севера: ханты, манси и др.; возрождение, воссоздание, национальных промыслов: северный сувенир, бисероплетение, работа на бересте, резьба по дереву, керамика и др. Изделия «Центра прикладного творчества и ремесел» способствуют формированию фондов музея по традиционным культурам. «Центр прикладного творчества и ремесел» осуществляет свою деятельность для потребностей музеев, выставок, ярмарок, художественных салонов, частных лиц в соответствии с законодательством РФ. За отчетный период было проведено 25 образовательных программ и 17 мастер – классов по деревообработке, керамике, бисероплетению, меху, аппликации по сукну, в них приняло участие 1489 человек. Центр осуществляет разработку и производство современных сувениров Югры, изготавливает музыкальные инструменты в национальных традициях народов Севера (Грант Губернатора 2006 года). Мастера центра приняли участие в 2008 году в окружных, всероссийских, международных конкурсах- отмечены дипломами и почетными грамотами победителей. Два мастера имеют звание «Мастер года» (2008 год), один мастер центра имеет звание «Народный мастер России» (2008год). Работы мастеров Центра отличаются эксклюзивностью, выполнены с сохранением этнографических канонов носителей культуры народов ханты и манси. С вводом в эксплуатацию Центра культуры малочисленных народов Севера значения основных показателей вырастут: - количество проведенных мастер-классов; - количество выставок; - число посещений. Приложение 1 к докладу о результатах и основных направлениях деятельности Комитета по культуре и искусству администрации г.Нягань Основные показатели деятельности Комитета по культуре и искусству администрации города Нягани
2.Расходные обязательства и формирование доходов Расходные обязательства комитета формируются в соответствии с Законами Российской Федерации, Законами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, постановлениями Правительства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Администрации города Нягани и другими нормативными правовыми актами. На содержание Аппарата управления, подведомственных учреждений и проведение культурно-массовых мероприятий из муниципального бюджета в отчетном 2008 году направлено 140 070 тыс. рублей, в том числе: на материально-техническое и финансовое обеспечение Аппарата управления комитета – 10 878 тыс. рублей, организацию и поддержку учреждений культуры – 129 192 тыс. рублей, в том числе на поддержку музея города – 7 362 тыс. рублей, организацию библиотечного обслуживания населения библиотеками – 29 894 тыс. рублей, предоставление дополнительного образования – 43 906 тыс. рублей, организацию и поддержку учреждений культурно-досугового типа – 43 852 тыс.рублей., на организацию отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи – 341 тыс.рублей, на проведение мероприятий и развинтите культуры города – 3 772 тыс.руб. Общий процент исполнения в 2008 году составил – 99,4 %. В 2009 году реестр бюджетных обязательств значительных изменений не претерпел, уменьшение объема выделенных обязательств составляет 10%, в связи с проведенной оптимизацией и сокращением 44,5 штатных единиц. Объемы средств бюджета 2009 года рассчитаны исходя из действующих бюджетных обязательств 2008 года с учетом индексов увеличения. Заработная плата работникам подведомственных учреждений рассчитана по фактически занятым ставкам и физическим лицам, с учетом сокращенных штатных единиц. Основной объем выделенных бюджетных ассигнований направляется на выплату заработной платы, на оплату гарантий и компенсаций работникам учреждений и оплату содержания помещений (коммунальные услуги). Все остальные расходы учреждения покрываются за счет средств полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Оценка исполняемых расходных обязательств представлена в приложении №2. Доля доходов полученных учреждениями культуры от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в сравнении с финансированием из местного бюджета в среднем составляет 5,6%. В отчетном 2008 году составила 6,2%, ожидаемое исполнение 2009г. -4,9%, в плановом периоде - 5,4%. При сравнении видов доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности стабильного погодового распределения не наблюдается. Удельный вес доходов к общему объему внебюджетных средств ( %)
В 2008 году поступления из внебюджетных источников по доходам от платных услуг составили по плану – 5055 тыс. рублей, фактически получено – 5031 тыс. рублей, исполнение – 99,5%%; по родительской плате по плану – 2950 тыс.рублей, фактически получено – 2950 тыс.рублей, исполнение – 100%; по средствам, полученным от спонсоров план – 687 тыс.рублей, фактически получено – 681 тыс.рублей, процент исполнения составил 99%. Доходы на плановый 2010 год рассчитаны с учетом увеличения (индексации) плановых заданий 2009 года на 26%, но без учета средств, полученных от благотворительности с целью более реального подхода к планированию расходных обязательств. Оценка администрируемых комитетом доходов и бюджет города приведена в Приложении 3. Приложение 2 к докладу о результатах и основных направлениях деятельности Комитета по культуре и искусству администрации г.Нягань Оценка исполняемых расходных обязательств
Приложение №3 к докладу о результатах и основных направлениях деятельности Комитета по культуре и искусству администрации г.Нягань Оценка администрируемых комитетом по культуре и искусству доходов в бюджет муниципального образования
3.Бюджетные целевые программы и непрограммная деятельность Комитет по культуре и искусству в 2008 году участвовал в реализации Окружных Программ: 1.Окружная программа «Культура Югры» на 2006-2008 годы (Закон ХМАО-Югры от 16 октября 2006 года №99-оз): - подпрограмма «Сохранение и развитие народных промыслов», раздел «Поддержка центров народных художественных промыслов и ремесел», проект «Малая пластика» (керамическая игрушка) и подпрограмма «Музеи», раздел «Создание специальных программ культурного туризма на основе Музея» на проект «Эмдер- живая легенда» привлечено с окружного бюджета – 121 тысяча рублей; - подпрограмма «Народное творчество и традиционная культура Югры», раздел № 1 «Фестивали. Смотры. Конкурсы», проект «Проведение открытого зонального конкурса-фестиваля рок-музыки «Назад в будущее» и авангардного молодежного творчества «Белые ночи» на базе ГДК «Западный» - 400 тысяч рублей. - подпрограмма «Художественное образование», раздел № 4 «Осуществление региональной поддержки одаренных детей» - ежегодные разовые премии лауреатам всероссийских и международных конкурсов (в 2008 году Баскаковой Вике ученице МОУДОДН «Детская музыкальная школа № 2» – победительнице III международного фортепианного конкурса им.Скрябина, проходившего в конце февраля в г.Париже (Франция) из окружного бюджета перечислено на лицевой счет родителей – 10 тысяч рублей. 2.Окружная программа «Дети Югры» на 2006-2010 годы, в подпрограмме №3 «Организация отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодежи» на детский профильный (археологический) лагерь «Древний стан» (Закон ХМАО-Югры от 26 декабря 2005 года № 148 –оз) – 200 тыс. руб. 4.Окружная программа «Электронная Югра» на 2006-2008 годы от 20 февраля 2006 года № 14-оз принята Думой ХМАО-Югры.- создание Центра общественного доступа при Няганской библиотечно-информационной системе - 247,0 тыс. руб. Активно работает в городских программах: 1. «Организация отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодежи" на 2008. В учреждениях культуры города проведено 563 мероприятия, охвачено 33121 детей. Мероприятия носили малозатратный характер. Финансирование на летний отдых составило 341 тыс. рублей, из них 146 тысяч рублей – на детский профильный лагерь «Древний стан». Участие в «Грантах» Губернатора и премии «Событие» Департамента культуры и искусства ХМАО-Югры : - Премию «Событие» Департамента культуры и искусства ХМАО-Югры 3 степени в номинации «Библиотека» за реализацию программы библиотеки семейного чтения «Осчастливить малыша чтением» - 20 т.р.
В библиотеках работают программы , направленные на решение социальных проблем: профессиональная ориентация молодежи, экологическое просвещение, формирование информационной культуры, духовное и нравственное развитие, организация досуга. Всего в 2008 году велась работа по 11-ти программам, которые носят малозатратный характер : - «Семья и книга» - комплексная программа деятельности библиотеки семейного чтения , цель которой – возрождение традиций семейного чтения в семье. Структура библиотеки: семейный абонемент, семейная гостиная, информационный центр «Мир семьи». На протяжении многих лет ведется специализированная картотека «Мир семьи». Для читателей работают объединения: школа семейных чтений для родителей и детей дошкольного и младшего школьного возраста «Волшебный мир чтения» , читательские объединения подростков микрорайона «Ребята нашего двора», читателей пожилого возраста «Добрые встречи» и объединение молодым мам «Мы вместе». В 2008 году в рамках Года семьи библиотекой проведен городской конкурс читающих семей. - «Мозаика чтения и отдыха» - программа деятельности библиотеки-досугового центра , цель которой - привлечение к чтению и организация досуга жителей микрорайона. В библиотеке выделен специализированный фонд «Мир ваших интересов», создана картотека в помощь организации досуга. В читальном зале организована постоянно действующая выставка «Праздник в деталях». Библиотекой налажены контакты со многими учреждениями города, по заявкам которых сотрудники выезжают с массовыми мероприятиями (всего за год 56 мероприятий с охватом 1831 человек). В отчетном году 3428 детей посетило игровую комнату. В рамках комплексной программы работают проекты: для дошкольников и младших школьников «Увлекательное чтение + развлечение», для среднего школьного возраста «Читаем, играем и размышляем», для юношества «Куда ты идешь?», для семьи «Все начинается в семье», для руководителей и организаторов досуга «Информ-анонс». - «Поиск. Призвание. Профессия» - программа профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи Центра профориентации ЦГБ. Услугами Центра в 2008 году пользовались 492 человека (2007 -532 человек). Посещение составило – 2534 (2006 -2530), дано 554 консультации (2007 -696). Незначительное уменьшение показателей обусловлено переводом Центра профориентации из отдельного помещения в другое- совместное с Центром общественного доступа. Традиционные мероприятия - Декада будущего абитуриента, Дни профессий, экскурсии на предприятия и учреждения города, индивидуальное и групповое консультирование пользуются популярностью у школьников города. - «Книгочейшин гербарий» - программа-ориентир в мире современной прозы абонемента ЦГБ. Посредством организации тематических стеллажей, книжных выставок, информационных часов, обзоров раскрывается мир художественной литературы не только для читателей, но и для библиотечных работников. Дважды в год абонемент проводит рейтинги читательских пристрастий. Информационная поддержка читателей «Что читать сегодня» осуществляется ежемесячно на стендах библиотеки и путем издания информационных листов. В помощь читателям – библиографический курьер серии «Литература» и серия рекомендательных списков «Мир современной прозы и популярная классика». - «Наши духовные ценности» - информационно-просветительский проект отдела гуманитарного развития молодежи ЦГБ, цель которого - развитие духовно-нравственного, интеллектуального, творческого потенциала подростков и молодежи, обеспечивающего их высокий общекультурный уровень посредством информирования о различных направлениях, событиях, явлениях культуры (живописи, скульптуры, архитектуры, литературы). Проект реализуется в направлениях: «Литературное развитие». «Эстетическое развитие», «Историко-патриотическое воспитание». Для проекта характерна необычная подача материала, видео-салон, задействована огромная коллекция видео-энциклопедий. Участники проекта – старшеклассники школ и гимназии города. Отличительная черта – индивидуальная работа со многими из них (35 человек). - «Я в этом мире» - программа библиотеки №1 , цель которой - оказание помощи юношеству в решении психологических, социальных проблем путём предоставления необходимой информации, через чтение, путём организации встреч со специалистами; приобщение к чтению, межличностному общению, проведению досуга. Форма реализации программы – клуб интересных встреч и сообщений – «КИВИС». Тема встреч: «Я – личность». В библиотеке создана книжная зона «Для тебя и тебе». Все мероприятия программы «Я в этом мире» носят позитивный, положительный настрой. - По «Программе формирования корпоративной библиотечно-информационной сети г.Нягань 2006-2009гг.» реализованы полностью семь этапов из восьми. Приобретено все недостающее оборудование для автоматизации библиотечных процессов Центральной городской библиотеки. Заключительный восьмой этап включает работы по установке и настройке приобретенного оборудования, которые запланированы на 2009 год. - Финансовую поддержку получил Центр общественного доступа в рамках окружной программы «Электронная Югра». В 2008 году выделено из местного бюджета 367,0 тыс. руб. Все библиотеки системы, используя свои информационные возможности, ведут информационно - просветительскую работу по пропаганде здорового образа жизни в рамках городской программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2008-2010гг.». Количество мероприятий, проведенных в 2008 году, по сравнению с прошлым годом осталось практически на том же уровне, отмечается увеличение количества участников c 424 до 1037. Частично увеличение числа аудитории связано с тем, что в помощь работе по профилактике наркомании, которая является неотъемлемой частью работы среди молодежи, в фонд отдела гуманитарного развития молодежи центральной городской библиотеки приобретена серия видеофильмов под общим названием «Суперщенок» студии «ФКВ ЦЕНТР», всего – 14 экземпляров . В зависимости от возраста материал представлен мультфильмами, сюжетными фильмами или беседами, видеопособиями «Наркозависимость» и «Право на жизнь», четко и наглядно демонстрирующими пагубность увлечения наркотиками. Так как данная серия представлена в городе в единичном экземпляре , материал очень востребован. Постоянными пользователями являются сотрудники комитета по наркоконтролю и педагоги школ. В этом году подобные мероприятия с общим названием «Право на жизнь» были востребованы в большей степени педагогами школы - интернат. Отдел гуманитарного развития не ограничивается только просмотром видеоматериала: просмотр, как постановка проблемы, за которой следует обсуждение: «Потеряно впустую», «Право на жизнь», «Затяжка дыма», проводит факт-уроки «Наркозависимость» - 3, информ-ликбезы - 5 . Непрограммной является вся основная деятельность комитета и учреждений. В достижении первой цели «Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города услугами организаций культуры», в решении первой задачи «Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города услугами организаций культуры» работают три муниципальных культурно-досуговых учреждения: городской Дом культуры «Западный», городской культурный центр «Планета» и автономное «Центр культуры и досуга «Юность». Расходы на первую задачу составили 62 698 тыс.руб; В решении второй задачи «Организация предоставления дополнительного художественного образования» работают два муниципальных образовательных учреждения дополнительного образования детей: детская школа искусств № 1 и детская музыкальная школа № 2. Расходы на вторую задачу составили 48 057 тыс.руб ; В решении третьей задачи «Организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек города» работают 8 библиотек муниципального учреждения «Няганская библиотечно-информационная система». Расходы на третью задачу составили 30 247 тыс.руб. В достижении второй цели «Развитие музейного дела и сохранение историко-культурного наследия», в решении двух задач:
Приложение №4 к докладу о результатах и основных направлениях деятельности комитета по культуре и искусству администрации г.Нягань Фактические и планируемые значения основных показателей деятельности комитета в реализации Программ: Программа «Организация отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодежи» на 2006-2010 годыСтатус программы: Межведомственная городская программа, подпрограмма программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Дети Югры» на 2006-2010 годы. (Закон ХМАО-Югры от 26 декабря 2005 года № 148-оз) Цели и задачи комитета, решение которых будет обеспечено реализацией программы: Цель 1. "Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города услугами организаций культуры" Задача 1.1. "Организация досуга населения"- Срок реализации программы: 2006-2010 гг. Цель программы: Создание условий, направленных на формирование системы отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодежи города Реализуемые мероприятия (проекты) комитета по культуре и искусству г.Нягань: 1.1 Организация детского археологического лагеря «Древний стан» (подростки участвуют в работах на раскопках Ендырьского городища и могильника XII-XVI веков на речке Ендырь в составе археологической экспедиции, приобретают практические навыки проживания в условиях тайги. Ежегодно в течение двух недель августа подростки от 14 до 18 лет проживают в туристических 3-местных палатках в 2-х км от места непосредственных археологических работ). 1.2 Организация досуга детей в летнее время учреждениями культуры города (проведение развлекательно-игровых, познавательных мероприятий для детей летних оздоровительных площадок и неорганизованных детей в культурно-досуговых учреждениях, библиотеках, музейно-культурном центре и на открытых площадках во дворах микрорайонов №№ 1-4, площади 3-го микрорайона) Показатели реализации
Подпрограмма «Народные художественные промыслы и ремесла»Статус: подпрограмма № 4 Программы ХМАО-Югры «Культура Югры» на 2006-2008 годы»(закон ХМАО-Югры № 99-оз от 16 октября 2006 года)Цели и задачи комитета по культуре и искусству, решение которых будет обеспечено реализацией программы: Цель 2 . "Развитие музейного дела и сохранение историко-культурного наследия" Задача 2.2. "Поддержка и развитие многонациональной культуры народов, проживающих в городе" Срок реализации программы: 2006-2008 годы. Реализуемые мероприятия (проекты) комитета по культуре и искусству:
Показатели реализации
Подпрограмма «Народное творчество и традиционная культура Югры».Статус: Подпрограмма Программы ХМАО-Югры «Культура Югры « на 2006-2008 гг» (Закон ХМАО-Югры № 99-оз от 16 октября 2005 годаЦели и задачи комитета по культуре и искусству, решение которых будет обеспечено реализацией программы: Цель 1. " Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города услугами организаций культуры " Задача 2.2. " Организация досуга населения” Срок реализации программы: 2006-2008 годы. Реализуемые мероприятия (проекты) комитета по культуре и искусству: 1.Проект «Проведение открытого зонального конкурса-фестиваля рок-музыки «Назад в будущее» и авангардного молодежного творчества «Белые ночи» на базе ГДК «Западный».(Два фестиваля объединены в один проект. Участвуют в фестивалях подростки и молодежь нашего города и территорий округа: рок-группы, рэп-группы, брейк-группы). Показатели реализации
Подпрограмма «Художественное образование».Статус: Подпрограмма Программы ХМАО-Югры «Культура Югры « на 2006-2008 гг» (Закон ХМАО-Югры № 99-оз от 16 октября 2005 годаЦели и задачи комитета по культуре и искусству, решение которых будет обеспечено реализацией программы: Цель 1. " Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города услугами организаций культуры " Задача 1.2 " Организация предоставления дополнительного художественного образования” Срок реализации программы: 2006-2008 годы. Реализуемые мероприятия (проекты) комитета по культуре и искусству: 1. Выявление одаренных детей. (Учащиеся ДМШ № 2, завоевавшие призовые места в международных, всероссийских предметных конкурсах получают в течение учебного года стипендию – 10 тысяч рублей, которая перечисляется Департаментом культуры и искусства на расчетный счет родителей учащегося). Показатели реализации :
4. Распределение отчетных и планируемых расходов комитета по целям, задачам и программам Отчетные и планируемые расходы комитета в данном объеме, направлены на достижение целей:
· На достижение первой цели наибольший объем средств 93% направлен на решение тактических задач:
На реализацию данной задачи направлено 43% наибольший объем расходов запланированных на достижение 1 цели, в том числе в отчетном 2008г. – 44,5% в текущем 2009г. – 42,2% в плановом 2010г. – 42,4% Наблюдается картина снижения доли средств в 2009 году на 2,3% за счет уменьшения расходов на обеспечение деятельности домов культуры города.
На реализацию данной задачи определено 35% расходов, в том числе: в отчетном 2008г. – 34,1% в текущем 2009г. – 36,1% в плановом 2010г. – 36,0% Наблюдается картина увеличение доли средств в 2009г. на 2,0% увеличением расходов на обеспечение деятельности образовательных учреждений культуры города (увеличение заработной платы, приобретение музыкальных инструментов, увеличением тарифов на платные услуги).
На реализацию данной задачи определено 21,8% расходов, в том числе: в отчетном 2008г. – 21,4% в текущем 2009г. – 21,7% в плановом 2010г. – 21,6% · На достижение второй цели «Развитие музейного дела и сохранение историко-культурного наследия» запланировано в среднем 7% от всего объема расходов комитета. Небольшой удельный вес расходов объясняется тем, что на решение данной цели направлена в основном деятельность только одного учреждения МУ «Музейно-культурный центр». На достижение данной цели работают две тактические задачи: «Поддержка и развитие музейного дела», «Поддержка и развитие многонациональной культуры народов, проживающих на территории города», но расходы распределены на первую задачу, на вторую задачу продублированы, так как деятельность центра народных ремесел работающего под решением второй задачи осуществляется в общей деятельности муниципального учреждения МКЦ. Удельный вес по расходов по годам составил; в отчетном 2008г. – 5,1% в текущем 2009г. – 7,4% в плановом 2010г. – 7,3% Увеличение удельного веса расходов в 2009г., 2010г. в сравнении с 2008г. объясняется открытием Центра малочисленных народов Севера. Распределение отчетных и плановых расходов приведены в приложении № 6. Приложение №6 к докладу о результатах и основных направлениях деятельности Комитета по культуре и искусству администрации г.Нягань Распределение отчетных и планируемых расходов комитета по целям, задачам и программам
5. Результативность бюджетных расходов Решение задачи 1.1. «Организация досуга населения » . Одним из уязвимых мест в работе учреждений культуры является их неудовлетворительное материально-техническое состояние и отсутствие помещений для занятий кружков и студий. Из трех культурно-досуговых учреждений одно на ремонте пять лет (ГКЦ «Планета»), ГДК «Западный» также нуждается в капитальном ремонте, в ЦКД «Юность» комнаты для кружковой работы, сцена, гримерные комнаты, подсобные помещения, крыша также требуют капитального ремонта. При обветшалом состоянии учреждений культуры сложно выполнять план по платным услугам населению и создавать положительный имидж организаций культуры, развивать дальше и увеличивать количественные и качественные показатели. В результате обветшалости МУ ГДК «Западный», ремонтных работ в МУ ГКЦ «Планета» снизилось значение основных показателей: 1. Участников в клубных формированиях самодеятельного художественного творчества на 92 человека; 2. Количество проведенных культурно-досуговых мероприятий на 347: -не проводились дискотеки-184; -проведено меньше молодежных концертных программ из-за отъезда на учебу за пределы города участников молодежных творческих коллективов, а вновь набранный состав молодежных рок-, рэп-групп требует значительного подготовительного периода -35; -меньше проведено конкурсно-игровых программ для детей, в связи с отсутствием у общеобразовательных школ транспорта для перевозки детей – 30, новогодних утренников из-за отсутствия зрительного зала ГКЦ Планета-50 ; -меньше проведено учреждениями концертных программ творческих коллективов, выступлений профессиональных артистов – 48; 3. Количество посадочных мест в зрительных залах на 182. Для укрепления материально-технической базы необходимо : - капитальный ремонт учреждений культуры; - централизованное приобретение для культурно-досуговых учреждений высококачественных музыкальных инструментов, сценического оборудования, специальной мебели, обновления студийного оборудования. Для улучшения организации досуга населения необходимо: - сохранение традиций проведения народных праздников в рамках календарного круга, городских праздников и конкурсов- фестивалей; - сохранение преемственности в культурно-досуговой деятельности для различных групп населения, совершенствование системы фестивалей, смотров, конкурсов; - поддержка инновационных проектов, программ в области культурно-досуговой деятельности, культурных инициатив, акций, направленных на сохранение и развитие национальных культур, на работу с молодежью и детьми; Финансовые затраты на реализацию задачи 1.1. в 2008 году составили 62 698 т.р., в 2012 году – 72 507 т.р. Решение задачи 1.2. «Организация предоставления дополнительного художественного образования» . Для развития системы художественного образования необходимо: - сохранить систему поддержки одарённых детей; -реализовывать полный спектр учебных планов образовательных программ по видам искусств, в том числе и образовательных программ раннего эстетического развития для учащихся, поступающих в возрасте 3 лет; -учредить стипендии главы муниципального образования одарённым детям в области культуры и искусства; -издавать и приобретать научно-методическую литературу, методические пособия, приобретать музыкальные инструменты, оборудование и материалы для обеспечения учебного процесса и стимулирования творческой активности детей. -обучение молодежи и взрослых художественному образованию на вечерних отделениях, при наличии дополнительных площадей. Финансовые затраты на реализацию задачи 1.2. составили в 2008 году - 48 057 т.р. , в 2012 – 61 150 т.р. Решение задачи № 1.3. «Организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек города» . Улучшение материально технической базы библиотек, стабильное пополнение книжных фондов, компьютеризация библиотечных процессов, сохранность книжных фондов, организация работы центра общественного доступа к социально значимой информации в рамках программы «Электронная Югра», развитие Центральной детской библиотеки как центра детского чтения. Финансовые затраты на реализацию задачи 1.3. составили в 2008 г. – 30 247 т.р., в 2012 – 36 985 т. р. Достижение задачи 2.1. «Поддержка и развитие музейного дела » предполагает создание условий для улучшения доступа жителей города к информации и знаниям, проведение археологических раскопок, формирование передвижных выставочных проектов, числа посещений музея. Проблемы: 1. Здание музея не принято Государственной комиссией в связи с невыполнением требований Госпожарнадзора и, соответственно, не передано в оперативное управление. Данная ситуация осложняет составление документальной отчетности, делает невозможным выполнение нормативных правовых актов в сфере музейного дела: - получения разрешения на хранение и экспонирование оружия - постановку на учет в государственную инспекцию пробирного надзора - заключения трехстороннего договора с Росохранкультурой о передаче музейных предметов, входящих в состав государственной части Музейного фонда РФ в безвозмездное пользование музею. 2. Комплектование фондов - недостаточно экспонатов по этнографии и другим разделам Один из главных методов комплектования фондов музея – это экспедиции с целью изучения древней истории края (археология), этнографические исследования. Пути разрешения проблемы – это целевое финансирование на проведение экспедиций с целью сбора материалов для комплектования фондов музея. 3. Профессиональное обучение и переподготовка музейных работников на профилированных кафедрах высших учебных заведений. Финансовые затраты на реализацию задачи 2.1. составили в 2008 году – 7 618 т. р., в 2012– 13 585 т.р. Для решения задачи 2.2. «Поддержка и развитие многонациональной культуры народов, проживающих в городе» Необходимо решить: - увеличение выставочных площадей для экспонирования работ мастеров, с вводом в 2009 году Центра ремесел эта проблема частично будет решена. - создание сувенирной лавки, для реализации работ мастеров - приобретение современного технологического оборудования. Финансовые затраты на реализацию задачи 2.2. составили в 2008 году (повторно – 7 618 т.р.), в 2012- ( повторно 13 585 т.р.). Приложение №7 к докладу о результатах и основных направлениях деятельности Комитета по культуре и искусству администрации г.Нягань Сравнение основных показателей деятельности комитета по культуре и искусству администрации г.Нягань со средними значениями показателей по округу и России
|