Учебное пособие: Методические указания для магистров Санкт-Петербург 2010
Название: Методические указания для магистров Санкт-Петербург 2010 Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие |
Министерство образования и науки РФ ____________________________________________ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) __________________________________________________________ Кафедра философии
В.Н. Чернацкий
Философские основы естествознания Методические указания для магистров
Санкт-Петербург 2010 УДК 1 (073) Чернацкий, В Н. Философские основы естествознания : методические указания / В. Н. Чернацкий – СПб. : СПбГТИ ( ТУ ), 2010. – 20 с.
В методических указаниях приводятся темы лекций и семинаров, темы докладов и рефератов по истории и философии естествознания, дана соответствующая литература. Планы лекций и материалы семинарских занятий предназначены для магистров естественнонаучных и технических специальностей в соответствии с рабочей программой по истории и философии науки. Рецензент: А.Б. Гуркин, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Отечества, науки и культуры СПбГТИ ( ТУ )
Утверждены на заседании учебно-методической комиссии гуманитарного отделения 23.06.2010. Рекомендовано к изданию РИСо СПбГТИ (ТУ) ВВЕДЕНИЕ Целью изучения данного курса является философская и методологическая подготовка магистранта к научно-исследовательской деятельности, к последующему обучению в аспирантуре. Материалы курса знакомят будущих магистров с философскими аспектами становления и развития науки, с аналитическими реконструкциями важнейших открытий и изобретений в истории естествознания. Дается целостное представление о структуре, формах, методах, социальных и культурных факторах и предпосылках научного познания. Знания общенаучных принципов, универсальных методов познания и преобразования действительности необходимы любому специалисту для повышения эффективности свой деятельности, поскольку технологии ХХ1 века как научные, промышленные, так и социальные могут создаваться только на базе научной методологии. Данный курс дает знание универсальных законов природы, научных методов познания, её структуры, функционирования и эволюции. В освещении ряда вопросов по проблемам истории развития естествознания, в разделах, исследующих структуру и функции научного знания, особенности его развития, использованы различные философские исследования, при изложении вопросов физики, термодинамики, химии и биологии включены принципы и понятия математики, теории вероятности, кибернетики и синергетики, генетики и экологии. Таким образом, данный курс носит характер междисциплинарного синтеза и его изучения должно осуществляться на основе применения единой эволюционно-синергетической парадигмы, объединяющей естественно-научную и гуманитарную культуры. Методология курса состоит в философском осмыслении восхождения по структурным уровням организации развивающейся природы от её фундаментальных физических состояний к человеку и человечеству как высшим формам её бытия. В процессе освоения данного курса магистрант получает возможность обсуждения различных мировоззренческих вопросов познания и творчества, связанных с его будущей профессиональной деятельностью. Он также приобретает навыки философского анализа важнейших проблем науки и технологии современной информационной цивилизации.
ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ 1 Естествознание и философия в их диалектической взаимосвязи. Наука как социокультурный феномен - 2 час. Понятие культуры, её сущность и структура. Наука и философия как важнейшие компоненты духовной культуры. Проблема двух культур и современный цивилизационный кризис. Функциональная ассиметрия мозга и дополнительность естественно-научного и гуманитарного стилей мышления. Антропные корни происхождения религии, философии, науки. Соотношение естественных наук и философии. Наука как форма познавательной духовной деятельности. Донаучное, научное и вненаучное познание. Наука как система исследовательской деятельности, направленной на производство новых знаний. Истина и польза. Признаки науки. Функции науки. Наука как социальный институт. Влияние науки на другие формы культуры и на характер и темпы социального прогресса. Возрастание роли науки в истории человечества. Кризис науки в современной России. Механизмы воздействия социокультурных факторов на развитие науки. 2 Генезис науки и проблема периодизации её истории. Ранние эпохи зарождения научного знания – 2 час. Накопление рациональных знаний о природе в системе первобытного сознания. Мифология и мафия. Развитие протонаучных знаний в цивилизациях древнего Востока. Причины возникновения теоретической рациональности в древней Греции. Религиозно-мифологические манифестации и натурфилософский синтез. Проблема субстанции. Математическая программа. Телеологическая физика Аристотеля. Геоцентрическая система Птолемея и завершение создания первой научной картины мира. Естествознание и философия в эпоху Средневековья. Отказ церкви от научно-философского наследия эллинизма и решение проблемы отношения Бог-человек-природа христианством. Исследование схоластов по логике и проблеме бесконечности. Средневековые университеты. Магия, астрология, алхимия как герменевтическое знание. Отделение естественно-научных знаний от натурфилософии и зарождение аналитический исследований природы. Формирование экспериментального метода. Коперникианская революция. Гармония мира как научный идеал и стимул в решении Кеплером проблемы движения планет. Пантеистическая форма решения научной задачи единства и бесконечности мира. 3 Влияние философии Нового времени на развитие науки и формирование механистической картины мира. Наука и философия эпохи Просвещения – 2 час. Научная революция в естествознании 16 – 18 вв. Становление и развитие классической механики и механистической картины мира. Роль эмпирической философии Бэкона и обоснование им индуктивного метода. Значение универсального сомнения Декарта и разработка им основ дедукции. Создание математического анализа и аналитической геометрии. Космогоническая теория Декарта. Становление эмпирических, теоретических и методологических основ научной рациональности Нового времени. Философское значение творчества Ньютона как фундамента классической парадигмы. Законы динамики движущихся тел и закон всемирного тяготения как завершение классической механики и как эвристическая база развития механической теории тепловых процессов, гидродинамики, теории упругости, молекулярно-кинетической теории и др., составляющих содержание классической физики. Метафизический материализм французских философов энциклопедистов. Решение проблемы источника самодвижения материи и существования жизни Дидро в его учении о гетерогенной молекуле . Гольбах как основоположник системного подхода в естествознании. Механистический детерминизм Вольфа в его сочинении ” Разумные мысли ”. Теория отражения как основа гносеологии Гельвеция. Механистический подход Ламетри к природе человека в сочинении “Человек – машина “. Социальный физикализм 18 века и иллюзии социального детерминизма. 4 Эволюция философских оснований науки в 19 веке – 2час. Наука и культура в 19 веке. Философский идеализм как мировоззренческая основа религиозной картины мира (Гегель, Шеллинг) и гносеологического агностицизма (Кант, Фихте) в немецкой классической философии. Важнейшие открытия в естествознании середины 19 века: закон сохранения и превращения энергии и второе начало термодинамики, атомно-молекулярное учение, теория клетки Шлейдена, теория эволюции и естественного отбора Дарвина как естественнонаучный фундамент философского материализма, метафизического (Фейербах) и диалектического (Маркс и Энгельс). Учение о науке в классическом позитивизме (Конт, Мах). Космогония Канта, классическая термодинамика, статистическая физика (механика), электродинамика как новые области теоретической физики. Технологические революции 18 – 19 века: машинная, паровая, электрическая. 5 Революция в естествознании на рубеже 19 – 20 вв. и её значение для научно-технического прогресса 20 века. Создание неклассической физики 20 века и основные этапы её развития – 2 час.
Фундаментальные открытия в физике во второй половине 19 века как решающие предпосылки радикального кризиса классического естествознания. Научная революция на рубеже 19 – 20 веков: теория электромагнитного поля и открытие электромагнитных волн, экспериментальное обнаружение рентгеновского излучения и явления радиоактивности, гипотеза электрона. Влияние позитивистской философии на углубление противоречий между экспериментальным и теоретическим естествознанием и усиление позиций релятивизма и агностицизма. Разработка основных идей и принципов специальной и общей теории Эйнштейном. Формирование квантовой физики. Модель атома Бора. Теория элементарных частиц. Принципы соотношения классической и квантовой механики и задача создания единой картины физического мира и физической теории. Проблема наглядности квантовой физики и объективности квантово-механического описания реальности. Методологические установки неклассической физики и термодинамики. Технологические революции 20 века: атомно-энергетическая, химическая, космическая, информационная, молекулярно-биологическая и генетическая. Научно-техническая революция, её сущность и основные направления. Философия логического позитивизма лингвистической философии и философии науки как мировоззренческая реакция на естественно-научную революцию 20 века.
6 Наука в современной цивилизации и особенности нынешнего этапа её развития. Этика науки и социальная ответственность ученого – 2 час. Формула истории науки: преднаука – классическая наука – неклассическая наука – постнеклассическая наука. Последствия техноцентризма конца 20 века, экологический кризис и перспективы биоцентризма в 21 веке. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания как важнейшая черта постнеклассической науки и современной философии. Возвращение человека в научный дискурс- главная перспектива в изменении мировоззренческих принципов современной техногенной цивилизации. Гуманизация точных наук и формализация гуманитарных. Наука – эзотерические учения - паранаука. Формализм в искусстве как вид рационального анализа: П. Мондриан, абстракционизм, кубизм и т.п. Комплексность глобальных кризисов и соответствующее этому развитие междисциплинарных направлений в науке: теория диссипативных неравновесных систем, синергетика, концепция универсального эволюционизма, системный подход, Наука в контексте кросскультурного, религиозного и мировоззренческого диалога Запад- Восток. Ответственность ученого за возможные антигуманные и асоциальные последствия своих открытий и изобретений. Роль науки в интенсификации ускорения общественного развития и возрастания масштабов социальных процессов и явлений, так , например, числа человеческих жертв в происходивших войнах. Феномен академика Сахарова. Социально-этические проблемы генной инженерии: клонирование, генно-модифицированные продукты и т.п. Роль техносферы, порождающая глобальные проблемы человечества: истощение плодородных почв, хищническое использование природных средств, загрязнение и уничтожение окружающей человека среды, атмосферы морей и океанов. Этические проблемы медицины: использование стволовых клеток зародышей, клонирование органов, эвтаназия и др. Свобода научных исследований и их допустимые границы как главная этическая проблема современной науки. 7 Структура, морфология, функции науки как сложной познавательной системы – 2 час. Естествознание как единая система наук о природе. Его предмет, структура и цели (функции). Фундаментальные и прикладные науки. Понятия математических, естественных, общественных, гуманитарных и технических наук и различия познавательной деятельности в них. Дифференциация и интеграция наук. Материальное единство мира и единство наук. Структура естественнонаучного познания. Уровни научного познания и их диалектическая взаимосвязь. Эмпирический уровень научного познания. Научный факт и проблема его интерпретации. Эмпирические законы. Теоретический уровень научного познания. Структура научной теории: идеальные объекты, исходные понятия, принципы и законы. Функции научной теории: описание, объяснение, предсказание. Типология научных теорий: фундаментальные, прикладные, феноменологические и др. Способы построения теории: аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, конструктивистский. Основные этапы становления научной теории: гипотетический, проверочный, теоретический, практический. Критерии соответствия гипотезы теории. Интерпретация теории как логико-гносеологическая процедура. Единство теории и практики. Научная картина мира как интегральный образ действительности; её структура и функции. Частнонаучные картины мира: физическая, химическая, астрономическая и биологическая, др. Научная картина мира и мировоззрение, их соответствие. Стиль мышления в науке. Парадигма. Вопрос о лидере естествознания.
8 Логика и методология научного исследования. Закономерности развития научного знания. Традиции и новации в развитии науки – 2 час. Понятие логики, методологии и метода научного познания. Метод как знание о способах организации средств познания, как система регулятивных принципов, как форма опосредования теории и практики. Метод и методология. Соотношение теории и метода. Классификация методов. Общенаучные и частнонаучные методы и приемы исследования. Эмпирические (наблюдения, описания, измерения, эксперимент) и теоретические (аксиоматический, генетический, гипотетико-дедуктивный, математического моделирования, идеализации, формализации и др.) методы естественнонаучного познания. Понимание и объяснение. Сущность динамики науки. Основные концепции эволюции и роста научного знания: кумулятивная, интерналистская, экстерналистская, диалектическая, парадигмальная, конкуренции научно-исследовательских программ, эволюционная теория фазовых переходов. Эволюционные и революционные этапы развития науки. Природа научных и технических революций. Научно-техническая революция 20 века. Технологические революции 18 – 20 вв. Научные проблемы: явные, неявные, так называемые “неразрешимые” как источник противоречий между практикой и теорией и как стимул их разрешения в новых эмпирических и теоретических исследованиях. Опровержение или интерпретация старой теории как частного случая в новой. 9 Философские и методологические проблемы современной физики и её место в естествознании – 2 час. Место физики в системе естественных наук. Проблема физической реальности в доклассической, классической и неклассической науке. Понятие материи. Основные структурные уровни организации материи: микро-, макро-,мегамир в их особенностях и взаимосвязи. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Вещество и поле. Корпускулярно-волновой дуализм. Теория близкодействия и дальнодействия. Современное естествознание об основных типах взаимосвязи и взаимодействия в природе. Законы сохранения. Принципы симметрии и суперпозиции. Квантовая механика и принцип неопределенности. Принцип дополнительности. Классический и вероятностный детерминизм. Динамические и статистические закономерности. Развитие представлений о пространстве и времени их всеобщее свойство. Основные положения и выводы специальной теории относительности и общей теории относительности. Проблема бесконечности материального мира. Космологические модели Вселенной. Расширяющаяся Вселенная. 10 Актуальные и методологические проблемы термодинамики, кибернетики и синергетики. Философские и методологические проблемы химии – 2 час. Развитие представлений о природе тепловых процессов и свойствах макросистем. Термодинамическое и статистическое описание свойств макросистем. Два начала термодинамики. Энтропия и энергия, порядок и хаос. Вероятность и информация в термодинамике. Концепция необратимости и закон возрастания энтропии. Проблема «тепловой смерти» Вселенной. Открытые системы и новая неравновесная термодинамика. Возрастание энтропии и эволюционные процессы в природе. Самоорганизация в открытых неравновесных системах, условия и возможности их эволюции и развития. Механизм самоорганизации в природе: флуктуации и бифуркации. Кибернетика как наука об управлении сложными системами. Синергетика как наука о самоорганизации и эволюции сложных систем. Химия как наука, её предмет, логика её развития и построения. Основные концептуальные уровни в познании вещества. Понятия химического элемента , состава вещества и сущность химического соединения . Структурная химия и учение о химических процессах. Реакционная способность химических веществ. Особенности химических процессов, их энергетика и протекания. Эволюционная химия и самоорганизация химических систем. Роль химии в научной картине мира. Перспективы развития химии и её возможности в решении глобальных проблем человечества. 11 Философские и методологические проблемы биологии и экологии. Концепция системности в естествознания и сущность системного метода научных исследований. Универсальный эволюционизм и антропный принцип как - 2 час. Предмет биология, её структура и основные этапы развития. Традиционная, физико-химическая и эволюционная биология. Основные концепции сущности и происхождения жизни и их философско-мировоззренческий смысл. Особенности процессов предбиологической эволюции. Строение и структура клетки, её место и роль в живой природе. Основные структурные уровни и форма организации биологических систем. Генетика как учение о наследственности и изменчивости. Эволюционная теория об основных факторах, движущих силах и закономерностях развития биологических систем. Учения о биосфере, ноосфере и экосфере. Биосфера и космические циклы как факторы исторического процесса. Глобальный экологический кризис и законы биосферы. Социальная экология о жизненной необходимости коэволюции биосферы и общества. Экологическая этика как форма естественнонаучного обоснования нравственности. Концепция системности в естествознании как всеобщий научный методологический принцип. Сущность системного метода. Концепция самоорганизации в природе и принципы универсального эволюционизма. Философско-мировоззренческое значение синергетики в формировании современной новой эволюционной картины мира. Сущность антропного принципа как естественнонаучная форма современной религии. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ. Тема 1. Наука как форма познавательной духовной деятельности и как социокультурный феномен – 4 час. 1. Многообразие форм знания. Специфика научного знания и проблема его обоснования. Отличие науки от философии, религии, искусства и др. форм общественного сознания и культуры. 2. Проблема двух культур. Взаимодополнительность естественнонаучного и гуманитарного мышления. Философия науки и её предмет. 3. Наука как социальный институт. Влияние науки на другие формы культуры, на характер и темпы социального прогресса. Возрастание роли науки в истории человечества. 4. Механизмы воздействия социокультурных факторов на развитие науки. Кризис науки в современной России. Литература Кохановский, В.П. Основы философии науки / В.П. Кохановский. – Ростов –на – Дону : Феникс, 2010. – 603 с. Лебедев, С. А. Философия естественных наук / С. А. Лебедев. – М. : Академический проект, 2006. – 556 с. Свиридов, В. В. Концепции современного естествознания / В. В. Свиридов. – СПб. : Питер, 2005. – 352 с. Степин, В. С. Философия науки. Общие проблемы / В. С. Степин – М. : Гардарика, 2008. – 603 с. Философия науки в вопросах и ответах : учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [ и др. ] ; под ред. В. П. Кохановского. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2006. – 352 с. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки / Е. В. Ушаков. – М. : Экзамен, 2005. – 528с. Хакен, Г. Информация и самоорганизация.: макроскопический подход к сложным системам / Г. Хакен. – М. : Ком Книга, 2005. – 240 с. Темы докладов и рефератов. 1. Сущность, структура и функции науки. 2. Отличие науки как формы духовной познавательной деятельности от других форм общественного сознания: философии, религии, морали, искусства и др. 3. Наука как социальный институт. 4. Влияние науки на другие формы культуры, на характер и темпы социального прогресса. Возрастание роли науки в истории человечества. 5. Проблема двух культур. Взаимодополнительность естествознания, социальных и гуманитарных наук. 6. Механизмы воздействия социокультурных факторов на развитие науки. Кризис науки в современной России. Тема 2. Возникновение науки и основные исторические этапы развития естествознания в его взаимосвязи с развитием философии- 8 час.
Занятие 1 – 4 ч. 1. Становление и особенности античной науки. Борьба науки религии в Средние века. Естествознание и философия в эпоху Средневековья. Переход от геоцентрической системы Аристотеля – Птолемея к коперникианскому гелиоцентризму. Наука эпохи Возрождения. 2. Влияние философии Нового времени на развитие классической науки и на формирование механистической картины мира. Наука и философия эпохи Просвещения. 3. Эволюция философских оснований науки в 19 веке. Философия природы в немецкой классической философии. Учение о науке в классическом позитивизме. «Диалектика природы» Ф.Энгельса. 4. Развитие классической физики в 19 веке. Революция в естествознании на рубеже 19 – 20 вв. и её значение для научно-технического прогресса 20 века. Занятие 2 – 4 час. 1. Создание неклассической физики 20 века и основные этапы её развития. Технологические революции 20 века. Научно-техническая революция, её сущность и основные направления. 2. Философия неопозитивизма как мировоззренческая основа естественно-научной революции 20 века. 3. Наука в современной цивилизации и особенности нынешнего этапа её развития. Последствия техноцентризма конца 20 века, экологический и цивилизационный кризисы, перспективы биоцентризма в 21 веке. 4. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания как фундаментальная особенность постнеклассической науки и современной философии. Комплексность глобальных кризисов и соответствующее развитие междисциплинарных направлений в науке. Литература Кохановский, В.П. Основы философии науки / В.П. Кохановский. – Ростов –на – Дону : Феникс, 2010. – 603 с. Лебедев, С. А. Философия естественных наук / С. А. Лебедев. – М. : Академический проект, 2006. – 556 с. Свиридов, В. В. Концепции современного естествознания / В. В. Свиридов. – СПб. : Питер, 2005. – 352 с. Степин, В. С. Философия науки. Общие проблемы / В. С. Степин – М. : Гардарика, 2008. – 603 с. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки / Е. В. Ушаков. – М. : Экзамен, 2005. – 528с. Философия науки в вопросах и ответах : учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [ и др. ] ; под ред. В. П. Кохановского. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2006. – 352 с. Хакен, Г. Информация и самоорганизация.: макроскопический подход к сложным системам / Г. Хакен. – М. : Ком Книга, 2005. – 240 с. Темы докладов и рефератов. 1. Протонаучные знания в цивилизациях Древнего востока. 2. Соотношение и взаимосвязь естественнонаучного и философско-мировоззренческого знаний. 3. Наука в Древней Греции Древнем Риме: её истоки, характер исследований и главные достижения. 4. Химия и алхимия, астрономия и астрология в эпоху Средневековья. 5. Научная революция в естествознании 16 – 18 вв. и её результаты. 6. Галилей и его роль в становлении классической науки. 7. Механика Ньютона, её философско-методологические основания. Создание математического анализа. 8. Разработка эмпирико-индуктивного (Бэкон) и рационально-дедуктивного (Декарт) методов в научном познании. 9. Наука в культуре эпохи Просвещения. 10. Философско-мировоззренческие основания науки в 19 веке: немецкая классическая философия, классический позитивизм, диалектический материализм. 11. Кризис естествознания на рубеже 19 – 20веков как общий кризис классической картины мира, его причины и последствия. Философия эмпириокритицизма. 12. А.Эйнштейн и релятивистская картина мира. 13. Создание неклассической физики 20 века и основные этапы её развития. 14. Постнеклассическая наука начала 21 века и её актуальные проблемы. Тема 3. Структура научного знания и методология научного исследования – 4 час.
1. Структура научного познания, его эмпирический и теоретический уровни: научные факты – проблемная ситуация – опыт - выдвижение гипотез – опыт – теория. 2. Способы построения научных теорий. Условия и критерий превращения гипотезы в теорию. Эвристическая и селективная роль философии в процессе научного творчества. 3. Логика и методология научного исследования. Общие, особенные и специальные методы науки. 4. Эмпирические и теоретические методы познания. Литература
Кохановский, В. П. Основы философии науки / В.П. Кохановский. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008. – 603 с. Куликов, С. Б. Основы философского анализа наук : методология, смысл и цель / С. Б. Куликов. – Томск : ТГПУ, 2005. – 184 с. Новиков, А. М. Методология научного исследования / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М. : Либроком, 2010. – 280 с. Рузавин, Г. И. Методология научного познания / Г. И. Рузавин. – М. : Юнити, 2009. – 287 с. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки / Е. В. Ушаков. – М. : Экзамен, 2005. – 528с.
Темы докладов и рефератов 1. Эвристическая и селективная роль философии в процессе научного творчества. 2. Естественнонаучное познание: структура, уровни формы. Общенаучные особенные и специальные методы исследования. 3. Проблемы истинности научных теорий и принципы их верификации. Фальсифицируемость как критерий научности. 4. Эмпирические и теоретические методы познания. 5. Сциентизм как мировоззрение и его роль в становлении современной цивилизации. Антисциентизм. Тема 4. Закономерности и факторы роста научного знания и основные концепции его динамики. Научные, технологические и научно-техническая революции. Научная картина мира как высшая форма научного познания – 4 час. 1. Философские дискуссии о динамике научного знания и его основные концепции. 2. Научные, технические и научно-технические революции. Соотношение внутренних и внешних факторов в развитии науки. 3. Научная картина мира как интегральный образ действительности, её виды, структура и функции. 4. Естествознание как единая наука о природе, его предмет, цель и структура. Естественнонаучная картина мира и её исторические типы. Литература Котако, В. П. История и философия технической реальности / В. П. Котако. – М. : Гаудеамус, 2009. – 633 с. Лебедев, С. А. Философия естественных наук / С. А. Лебедев. – М. : Академический проект, 2006. – 556 с. Надеждин, Н. История науки и техники / Н. Надеждин. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2006. – 621 с. Темы докладов и рефератов. 1. Естествознание как единая наука о природе. 2. Сущность и роль научных технологических и технических революций. 3. Научно-техническая революция 20 века и её основные направления. 4. Научные парадигмы и их роль в динамике науки. 5. Естественнонаучная картина мира и её исторические этапы развития. 6. Нравственные проблемы современного естествознания.
Тема 5. Актуальные философские и методологические проблемы физики, термодинамики, кибернетики и синергетики – 8час.
Занятие 1 – 4 час. 1. Основные структурные уровни организации материального мира. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. Диалектика взаимосвязи вещества и поля. Атомизм. 2. Теории близкодействия и дальнодействия. Основные типы взаимосвязи и взаимодействия в природе. Квантовая механика и концепция корпускулярно-волнового дуализма в природе. Классический и вероятностный детерминизм, динамические и статистические закономерности. 3. Развитие естественнонаучных представлений о сущности пространства и времени: субстанциональная и релятивистская концепции. 4. Философско-мировоззренческое значение выводов специальной и общей теории относительности. Проблема бесконечности и космологические модели Вселенной. Занятие 2 – 4 час. 1. Классическая термодинамика о законе сохранения энергии в макроскопических системах. Два начала термодинамики. 2. Понятия энтропии, информации и вероятности. Порядок и хаос. Стрела времени. Концепция необратимости, принцип возрастания энтропии и проблемы «тепловой смерти Вселенной». 3. Открытые системы и новая (неравновесная) термодинамика. Самоорганизация в открытых неравновесных системах, к её условия и механизм процессов эволюции и развития в природе. Флюктуация и бифуркация. 4. Кибернетика и синергетика как общие науки о процессах управления, самоорганизации и эволюции систем. Литература
Горелов, А. А. Концепции современного естествознания / А. А. Горелов. – М. : Юрайт, 2009. – 335 с. Лебедев, С. А. Философия естественных наук / С. А. Лебедев. – М. : Академический проект, 2006. – 556 с. Надеждин, Н. История науки и техники / Н. Надеждин. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2006. – 621 с. Рузавин, Г. И. Концепции современного естествознания / Г. И. Рузавин. – М. : Проект, 2009. – 288 с. Свиридов, В. В. Концепции современного естествознания / В. В. Свиридов. – СПб. : Питер, 2005. – 352 с. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки / Е. В. Ушаков. – М. : Экзамен, 2005. – 528с. Хакен, Г. Информация и самоорганизация.: макроскопический подход к сложным системам / Г. Хакен. – М. : Ком Книга, 2005. – 240 с. Темы докладов и рефератов.
1. Современная физическая картина мира, её общенаучное и философское значение. 2. Современные философские и естественнонаучные представления о материи. Проблема физической реальности. 3. Модель Большого взрыва и расширяющейся Вселенной. 4. Структура Вселенной: микро-,макро- и мегамир в их различии и взаимосвязи. 5. Вещество и поле: диалектика их единства и различия. 6. Материя и энергия: диалектика их единства и различия. 7. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. 8. Сущность физического взаимодействия и его основные типы в природе. 9. Теории близкодействия и дальнодействия и физическая картина мира. 10. Корпускулярно-волновой дуализм и принцип неопределенности в квантовой механике. 11. Концепции детерминизма в физике: классическая и вероятностная. 12. Динамические и статистические закономерности. 13. Исторические и современные представления о пространстве и времени. 14. Содержание, смысл и главные выводы специальной и общей теории относительности. 15. Проблема бесконечности физической реальности. 16. Космологические модели Вселенной. 17. Механистическая, электромагнитная и релятивистская картины мира. 18. Развитие представления о природе тепловой энергии. 19. Работа в механике. Взаимопревращения различных видов энергии друг в друга. 20. Понятие энтропии и информации. 21. Проблема «тепловой смерти» Вселенной. Флуктуационная гипотеза Больцмана. 22. Концепция необратимости в классической новой термодинамике. 23. Кибернетика как общая наука об управлении сложными системами. 24. Самоорганизация в открытых диссипативных неравновесных системах: причины и условия. 25. Синергетика как общая наука о самоорганизации и новое мировидение. 26. Синергетическое видение эволюции Вселенной: рождение порядка из хаоса. 27. Гипотеза рождения материи. 28. Синергетика об эволюции в социальных и гуманитарных системах.
Тема 6. Актуальные философские и методологические проблемы химии – 4 час.
1. Основные этапы и логика развития химии в процессе познания вещества. Предмет химии. 2. Проблема редукции химии к физике. 3. Понятие химического элемента , состава вещества и сущность химического соединения . 4. Явление биокатализа и развития эволюционной химии. 5. Роль химии в разработке научной картины мира и в решении глобальных проблем современности. Литература Горелов, А. А. Концепции современного естествознания / А. А. Горелов. – М. : Юрайт, 2009. – 335 с. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки / Е. В. Ушаков. – М. : Экзамен, 2005. – 528с. Лебедев, С. А. Философия естественных наук / С. А. Лебедев. – М. : Академический проект, 2006. – 556 с. Надеждин, Н. История науки и техники / Н. Надеждин. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2006. – 621 с. Рузавин, Г. И. Концепции современного естествознания / Г. И. Рузавин. – М. : Проект, 2009. – 288 с. Темы докладов и рефератов
1. Место и роль химии в системе естественнонаучного знания. Взаимосвязь химии и физики. Тенденции физикализации химии. 2. Периодический закон Менделеева и его роль в развитии химии как науки. 3. Понятие химический элемент современной химии. 4. Взаимосвязь химических процессов и процессов жизнедеятельности организмов. 5. Явление биокатализа, самоорганизация химических систем и развитие эволюционной химии. 6. Концептуальные уровни в познании вещества. 7. Проблема редукции химии к физике. 8. Роль химии в развитии научной картины мира.
Тема 7. Актуальные философские и методологические проблемы биологии и экологии – 8 час. Занятие 1 – 4 час. 1. Предмет биологии. Её структура и основные этапы развития. 2. Сущность и основные признаки живого вещества. Концепции происхождения жизни. Процессы предбиологической эволюции. 3. Основные структурные уровни биологических систем. 4. Генетика как учение о наследственности и изменчивости. Занятие 2 – 4 час. 1 Синтетическая теория эволюции: основные факторы, движущие силы и закономерности развития биологических систем. 2 Биосфера, её сущность и законы функционирования. Учение Вернадского о ноосфере как будущем человечества. 3 Экологическая система «природа – биосфера – общество – человек», её противоречие и возможности оптимальной коэволюции в условиях современного глобального экологического кризиса. 4 Экологическая этика как форма естественнонаучного обоснования нравственности. Экологическое право РФ.
Литература Еремченко, О. З. Учение о биосфере / О. З. Еремченко. – М. : Академия, 2006. – 240 с. Колесников, С. И. Экология : учебное пособие / С. И. Колесников. – М. : Дашков и К, 2008. – 384 с. Рузавин, Г. И. Концепции современного естествознания / Г. И. Рузавин. – М. : Проект, 2009. – 288 с. Свиридов, В. В. Концепции современного естествознания / В. В. Свиридов. – СПб. : Питер, 2005. – 352 с. Юсуфов, А. Г. Эволюционное учение / А. Г. Юсуфов, А. В. Яблоков. – М. : Высшая школа, 2006. – 310 с. Темы докладов и рефератов
1. Сущность и признаки живой материи. 2. Естествознание о проблеме происхождения жизни. 3. Сущность и структура клетки, её место и роль в единой системе живой природы. 4. Генная инженерия, её возможности, перспективы и моральные проблемы. 5. Основные принципы биологической эволюции и механизмы её действия на различных структурных уровнях биоты. 6. Синтетическая теория эволюции. 7. Биосфера как высшая форма организации живой материи. 8. Экологические системы в природе. 9. Учение Вернадского о ноосфере и проблема коэволюции природы и человека. 10. Глобальный экологический кризис и пути спасения биосферы.
Тема 8. Концепция системности в естествознании и сущность системного метода научных исследований. Универсальный эволюционизм и антропный принцип – 4 час. 1. Системный метод исследования как важнейший метод исследования и как фундаментальный способ познания сложноорганизованной иерархической природной реальности. 2. Концепция самоорганизации в науке как мировоззренческая основа познания всех форм эволюции в природе и обществе. Синергетическая парадигма в современной науке. 3. Универсальный эволюционизм и его основные положения и принципы. 4. Антропный принцип: научная форма религии или жизнеутверждающий гимн природе? Литература Арнольд, В. И. Теория катастроф / В. И. Арнольд. – М. : Едиториал УРСС, 2009. – 136 с. Болдачев, А. В. Новации. Суждения в русле эволюционной парадигмы / А. В. Болдачев. – СПб. : СПбГУ, 2007. – 256 с. Горелов А. А. Концепции современного естествознания /А. А. Горелов. – М. : Юрайт, 2009. – 335 с. Попов, В. П. Инварианты нелинейного мира / В. П. Попов. – Пятигорск : ПТУ, 2005. – 318с. Рузавин, Г. И. Концепции современного естествознания / Г. И. Рузавин. – М. : Проект, 2009. – 288 с. Свиридов, В. В. Концепции современного естествознания / В. В. Свиридов. – СПб. : Питер, 2005. – 352 с. Синергетическая парадигма / В. И. Аршилов [ и др. ] ; под ред. В. И. Аршилова. – М. : Прогресс – Традиция, 2007. – 592 с. Синергетическая парадигма.Синергетика образования / В. С. Степин [ и др. ] : под ред. В. С. Степина. – М. : Прогресс – Традиция, 2007. – 280 с. Хакен, Г. Информация и самоорганизация.: макроскопический подход к сложным системам / Г. Хакен. – М. : Ком Книга, 2005. – 240 с. Темы докладов и рефератов. 1. Общая теория систем и системный метод как основные инструменты познания материального мира. 2. Концепция самоорганизации сложных неравновесных систем как теоретическая основа эволюционной картины мира. 3. Процессы самоорганизации в различных видах эволюции: космических, физических, химических, биологических, экологических, геологических, социальных. 4. Концепция универсального эволюционизма как новейшее мировидение. 5. Антропный принцип: человек не средство, а смысл и цель природы? ЛИТЕРАТУРА Основная Войтов,А. Г. История и философия науки : учебное пособие / А. Г. Войтов. – М. : Дашков и К, 2005. – 692 с. Ильин, В. В. Введение в историю и философию науки / В. В. Ильин, С. А. Лебедев. – М. : Академический проект, 2007. – 384 с. История и философия науки / В. В. Ильин [ и др. ] ; под ред. В. В. Ильина. – М. : Академический проект, 2007. – 608 с. Кохановский, В.П. Основы философии науки / В.П. Кохановский. – Ростов –на – Дону : Феникс, 2010. – 603 с. Лебедев, С. А. Философия естественных наук / С. А. Лебедев. – М. : Академический проект, 2006. – 556 с. Надеждин, Н. История науки и техники / Н. Надеждин. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2006. – 621 с. Свиридов, В. В. Концепции современного естествознания / В. В. Свиридов. – СПб. : Питер, 2005. – 352 с. Степин, В. С. Философия науки. Общие проблемы / В. С. Степин – М. : Гардарика, 2008. – 603 с. Ушаков Е В. Введение в философию и методологию науки / Е. В. Ушаков. – М. : Экзамен, 2005. – 528с. Философия науки в вопросах и ответах : учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [ и др. ] ; под ред. В. П. Кохановского. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2006. – 352 с. Хакен, Г. Информация и самоорганизация.: макроскопический подход к сложным системам / Г. Хакен. – М. : Ком Книга, 2005. – 240 с. Хрусталев, Ю. М. История и философия и науки / Ю. М. Хрусталев. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2009. – 320 с.
Дополнительная Еремченко, О. З. Учение о биосфере / О. З. Еремченко. – М. : Академия, 2006. – 240 с. Колесников, С. И. Экология : учебное пособие / С. И. Колесников. – М. : Дашков и К, 2008. – 384 с. Свиридов, В. В. Концепции современного естествознания / В. В. Свиридов. – СПб. : Питер, 2005. – 352 с. Хакен, Г. Информация и самоорганизация.: макроскопический подход к сложным системам / Г. Хакен. – М. : Ком Книга, 2005. – 240 с.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Наука как социокультурное явление. 2. Наука как форма духовной деятельности и процесс познания. 3. Основные концепции соотношения философии и науки: трансценденталистская, позитивистская, антиинтеракционистская, диалектическая. 4. Многообразие форм знания. Научное, мировоззренческое и вненаучное знание. 5. Научное знание как система и его критерии. 6. Естественные и гуманитарные науки в их различии и взаимосвязи. 7. Естествознание как единая наука о природе. Его структура, уровни и формы. 8. Наука как социальный институт. Научный этос. 9. Нравственные проблемы современного естествознания. 10. Концепции сциентизма и антисциентизма. 11. Место и роль науки в современной техногенной цивилизации. 12. Генезис науки и проблема периодизациии её истории. 13. Предмет философии науки. 14. Становление первых форм теоретической науки в Древней Греции и Древнем Риме. 15. Научная мысль в эпоху Средневековья. 16. Исторические предпосылки возникновения новоевропейской науки – эпоха Возрождения. 17. Становление классической науки, методологическая революция Нового времени. 18. Становление идей и методов неклассической науки. 19. Основные черты постнеклассической науки. 20. Сущность динамики научного знания. Основные модели роста научного знания. 21. Сущность научных и технических революций. 22. Научно-техническая революция 20 века: сущность и основные направления. 23. Логика и методология научного исследования. Их роль в историческом развитии науки. 24. Структура эмпирического знания. Научные методы и логика эмпирического исследования. Научный факт и проблема его интерпретации. 25. Теоретическое познание, его структура. Методы и логика теоретического познания, способы построения теории и её критерии. 26. Единство эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного знания. Теория и практика. 27. Структура и функции научной теории. Понимание и объяснение. 28. Современные философские и естественнонаучные представления о материи. Проблема физической реальности. Диалектика соотношения вещества и поля, материи и энергии. 29. Концепция атомизма в современном естествознании Пространство и время. 30. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. 31. Концепции детерминизма в современной физике: классическая и вероятностная. Динамические и статистические закономерности. 32. Современное естествознание об основных типах и видах физических взаимодействий. 33. Содержание физических взаимодействий. 34. Содержание, смысл и главные выводы специальной и общей теории относительности. 35. Современные представления о пространстве и времени. 36. Проблема бесконечности физической реальности и космологические модели Вселенной. 37. Концепция необратимости в классической и новой термодинамике 38. Общенаучное значение понятия «энтропии». 39. Самоорганизация в открытых неравновесных системах. 40. Синергетика как новое мировидение. 41. Химия как наука, её строение и логика развития. 42. Концептуальные уровни в познании вещества. 43. Методологические вопросы соотношения физики, химии и биологии 44. Эволюционная химия о самоорганизации химических систем. 45. Роль химии в решении глобальных проблем современности. 46. Сущность живого и проблемы его происхождения. 47. Основные принципы теории эволюции. 48. Генетика: главные идеи и перспективы. 49. Учение о биосфере и ноосфере. 50. Основные проблемы современной экологии. 51. Глобальный экологический кризис и проблемы спасения биосферы. 52. Экологизация естественных наук. Естественнонаучное обоснование нравственности. 53. Концепция универсального эволюционизма. 54. Сущность и мировоззренческий смысл антропного принципа.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………………………………… 3 Темы лекций………………………………………………………………………………………………….. 4 Темы семинарских занятий………………………………………………………………………… 10 Литература……………………………………………………………………………………………………… 20 Контрольные вопросы…………………………………………………………………………………… 21 кафедра философии Философские основы естествознания Владимир Николаевич Чернацкий __________________________________________________________________ Отпечатано с оригинал-макета. Формат 60х90 1/16 Печ.л. 1,25 Тираж 30 экз. Заказ № __________________________________________________________________ Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет) __________________________________________________________________ 190013, Санкт1-Петербург, Московский пр., 26 |