Учебное пособие: Методические указания для студентов III курса специальности 061100 / Сост. Г. С. Цветкова. Е. Б. Румянцева, Г. А. Апаев. Йошкар-Ола: Маргту, 2001. 23 с
Название: Методические указания для студентов III курса специальности 061100 / Сост. Г. С. Цветкова. Е. Б. Румянцева, Г. А. Апаев. Йошкар-Ола: Маргту, 2001. 23 с Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УДК 69 658 (075.4) Технико-экономическая практика: Методические указания для студентов III курса специальности 061100 / Сост. Г.С. Цветкова. Е.Б. Румянцева, Г.А, .Апаев.- Йошкар-Ола: МарГТУ, 2001.- 23 с. Рецензент: канд. техн. наук, зав. кафедрой менеджмента и бизнеса ВВ. Двоеглазов © Марийский государственный технический университет, 2001 ВВЕДЕНИЕ Учебными планами по специальности «Менеджмент организации» предусмотрены следующие виды производственных практик: - технико-экономическая (после 3 курса), - менеджмент практика (после 4 курса), - преддипломная практика (на 5 курсе) Ценность производственных практик определяется прежде всего возможностью соединить теоретические знания с практикой хозяйственной и финансовой деятельности организаций. Практическая деятельность организаций, в которую включаются студенты - практиканты, способствует более глубокому изучению теоретического материала. 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Технико-экономическая практика студентов 3 курса специальности 061100 «Менеджмент организации» продолжается 3 недели. Она начинается по окончании летней экзаменационной сессии. Основной целью ее является ознакомление с деятельностью организации - базы практики, закрепление полученных теоретических знаний и практических знаний, опыта и навыков Организации - базу практики студенты выбирают самостоятельно. Таковыми могут быть коммерческие организации: производственные предприятия, предприятия сферы услуг, торговли, посреднические фирмы, страховые общества и т.п. Для закрепления за студентом выбранной организации в качестве базы практики ему необходимо не позднее 15 июня подать на кафедру сведения о полном и сокращенном ее наименовании и местонахождении. Перед отъездом на практику студент должен получить на кафедре направление на ее прохождение, дневник практики, а также от руководителя практики от университета индивидуальное задание на научную работу. В процессе прохождения технико-экономической практики студент должен ознакомиться с деятельностью организации и особенно аппарата управления. Желательно даже принять участие в работе какого-то из отделов управления. По окончании практики студент должен представить на кафедру отчет и заполненный дневник. Отчет по производственной практике заполняется в соответствии со следующими требованиями. В дневнике по производственной практике и направлении на практику должны быть проставлены даты начала и окончания практики, которые также должны быть заверены печатями. В дневнике должны быть заполнены все разделы. Последовательность прохождения практики должна быть отражена календарными записями о характере проделанной работы и месте ее выполнения. Руководитель практики от предприятия обязан дать характеристику студенту и его работе во время прохождения практики Подпись руководителя на характеристике также должна быть заверена печатью. Отчет проверяется и подписывается руководителями практики от предприятия и от университета. Подпись руководителя практики от предприятия должна быть заверена печатью. По окончании практики студенты уходят на каникулы, но с 1 по 10 сентября текущего года они должны представить свои отчеты руководителям практики от университета. После соответствующей доработки по замечаниям руководителя отчеты защищаются студентом на комиссии (в срок до 1 октября текущего года), которая оценивает как содержание отчета, так и его защиту. 2. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ Отчет по производственной практике включает в себя две основные самостоятельные части: часть 1 - характеристика производственно-финансовой деятельности предприятия часть II - научная работа Структура отчета и ориентировочный объем его разделов: Содержание (1-2 страницы) Введение (2-3 страницы). /. Характеристика производственно-финансовой деятельности предприятия (30-40 страниц) Заключение по первой части (1-2 страницы) 2. Научная работа (30-40 страниц) Заключение по сторон части (1-2 страницы) Список использованной литературы (20-25 наименований, 3-5 страниц) Приложения Рассмотрим содержание каждой основной части отчета Характеристика производственно-финансовой деятельности организации имеет общую структуру независимо от масштабов деятельности, отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы объекта прохождения практики. Первая часть отчета состоит из следующих разделов: 1.1 Общая характеристика организации, 12 Основные положения Устава; 1.3 Организационная структура управления организацией (фирмой); 1.4 Квалификационная структура менеджеров; 1.5 Анализ динамики основных технико-экономических показателей деятельности организации; 1.6 Характеристика рынка. 1.1. Общая характеристика организации Основная задача этого раздела - в краткой форме дать самое общее представление об объекте прохождения практики. Здесь должны быть представлены количественные и качественные показатели деятельности организации, которые отражают ее особенности, содержат самые яркие факты. Общий объем характеристики занимает 1-2 страницы отчета. Основные моменты, которые должна отразить характеристика организации, следующие: 1.год создания организации; 2.организационно-правовая форма организации в настоящее время; 3.отраслевая принадлежность (если она четко выражена) и основные направления деятельности; 4.масштабы производственной деятельности (производственные мощности, объемы реализации, среднесписочная численность, количество филиалов и подразделений, наличие собственных торговых точек, автотранспорт и т.д.); 5.основные рынки сбыта (рассматривается географический критерий); 6.основные потребители (во внимание принимается, как правило, отраслевой признак покупателя); 7.развитие и модернизация (какие инновации провела ваша организация в последнее время); 8.финансовое состояние (получала ли организация прибыль или имела убытки за последние 2-3 года деятельности, какими льготами по налогообложению обладает). Представленный порядок изложения не является жестким, отдельные положения могут быть изменены и представлены в другой последовательности. Помните, что почти каждое положение общей характеристики будет вами освящаться более развернуто в последующих разделах отчета здесь даются только самые общие представления. Целесообразно отметить, какие изменения в деятельности фирмы произошли к последнее время (1,5-1 год), какое финансовое состояние имеет фирма в настоящее время. При составлении общей характеристики не следует увлекаться положениями Устава организации, поскольку это документ несколько иного содержания и направленности, чем общая характеристика фирмы Например, в Уставе перечисляются все возможные виды деятельности, которыми фирма может заниматься А практически фирма работает только по части направлений, заявленных в Уставе В качестве удачной общей характеристики фирмы можно использовать представление акционерных обществ, которое дается аналитическим журналом «Эксперт» 1.2. Основные положения Устава Устав организации - это учредительный документ правового характера, который определяет основные принципы и направления хозяйственной деятельности юридического лица, регулирует внутренние имущественные отношения При знакомстве с Уставом организации нужно обратить внимание на следующие моменты: 1.Полное наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы, фамилии собственника имущества и названия предприятия, 2. Адрес организации, 3. Предполагаемый предмет и возможные виды деятельности; 4. Данные об учредителях организации; 5.Принятый порядок образования имущества, в том числе право собственника на имущество организации; 6. Утвержденный порядок распределения прибыли и покрытия убытков; 7 Принятая система управления организацией и компетенция органов управления. В отчете не следует приводить всех положений Устава, т. к его объем может быть значительным и содержать информацию, являющейся коммерческой тайной (конфиденциальностью). С разрешения руководителя практики от предприятия студент приводит в отчете ряд положений Устава организации, которые освещают наиболее общие моменты. В целом этот раздел не должен превышать 2-3 страниц отчета. 1.3. Организационная структура управления Организационная структура - это один из основных элементов управления организацией. Результаты работы любого предприятия, фирмы во многом зависят именно от умелой организации управления. Внутренним выражением оргструктуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организаций. Поэтому для анализа действующей организационной структуры управления предприятием студенту следует вначале зарисовать (представить) общую ее схему с описанием преимуществ и недостатков последней. Анализ организационной структуры управления призван установить, в какой мере она рациональна с точки зрения таких оценочных критериев как функции и принципы управления, научно-технический прогресс и др. В завершении данного раздела отчета студент должен представить модернизированный, более усовершенствованный, с учетом выполнения не только текущих, но и перспективных целей и задач организации вариант оргструктуры. В процессе разработки модернизированной (рационализированной) структуры управления определяется тип структуры управления, уточняются состав и количество подразделений по уровням управления, численность административно-управленческого персонала, квалификационные структуры специалистов и т.п. К традиционным типам организационных структур, как известно, чаще всего относят линейную, функциональную, линейно-функциональную (штабную) и матричную структуры. При определении модернизированной структуры управления студентом могут быть использованы такие новые типы организаций, нацеленных на XXI век (или хотя бы их фрагменты), как эдхократическая, многомерная, партисипативная, ориентированные на рынок и организации предпринимательского типа. Вариант новой модернизированной организационной структуры следует представить в виде схемы (рисунка). 1.4. Квалификационная структура менеджеров Одна из основных причин неэффективного управления состоит в том, что менеджеры и специалисты не совсем ясно представляют и понимают свои обязанности. Чтобы представить положение дел в этой области на анализируемом вами предприятии, необходимо ознакомиться с квалификационными характеристиками руководителей – топ-менеджеров, мидле-менеджеров и ловер-менеджеров, т.е. руководителей различных уровней управления, их должностными обязанностями, правами и ответственностью. Переписывать в отчеты сами должностные инструкции не следует. Гораздо важнее, взяв в качестве примера одну из наиболее близких и понятных вам должностных инструкций, проанализировать ее по всем разделам, оценить, удовлетворяет ли она всем тем требованиям, которые предъявляются к подобного рода документам, и, выявив «узкие места», представить свои рекомендации по их устранению 1.5. Анализ динамики основных технико-экономических показателей деятельности организации В качестве основных технико-экономических показателей деятельности принято выделять следующие показатели объемы произведенной и реализованной продукции, численность работников, себестоимость, прибыль и рентабельность, показатели наличия, состояния и эффективности использования основных видов ресурсов. Данные для анализа собираются за 3-5 лет или за весь период существования организации, если ее возраст менее 3-х лет или организация в этот период подверглась существенной реорганизации В качестве источников информации могут быть использованы следующие (табл. 1):
Собранные показатели должны быть приведены в сопоставимый вид, для чего в организации необходимо ужать индивидуальные цепные коэффициенты приведения. Все показатели приводятся к ценам последующего года периода анализа. Рекомендуется все собранные данные свести в таблицу (прил. 2). При анализе показателей необходимо получить ответы на следующие вопросы: 1. Как изменяется объем произведенной и реализованной продукции по годам? За счет каких видов продукции это происходит? 2. Что способствовало (мешало) росту объемов производства 3. Как влияло это изменение на готовую продукцию и на сырье 4. Как изменяется численность работников организации? Ее структура 5. Способствует ли оплата труда работников организации повышению эффективности их работы 6. Какова кадровая политика организации? 7. Как изменяется себестоимость продукции в целом и по элементам (статьям) затрат 8. Что способствовало росту или снижению затрат. Какие факторы влияли на себестоимость? 9. Какой уровень затрат сложился в организации в целом и по элементам (статьям) затрат? Как он изменяется по годам? Показатель «Уровень затрат» рассчитывается как отношение себестоимости в текущих ценах к объему произведенной (реализованной) продукции также в текущих ценах (п. 7, прил. 2). 10. Определите влияние изменения каждого элемента (статьи) затрат на себестоимость в целом. 11. Как изменялась прибыль организации за период? Каково влияние объема производства (реализации) и себестоимости продукции на прибыль? 12. Как изменяется рентабельность. За счет чего это происходит 13. Как изменяется оснащенность организации основными фондами? 14. Насколько эффективно используются основные фонды организации и что этому способствует (мешает)? 15. Как изменяется финансовое состояние организации? Насколько оно приближается к кризисному? 16. Каковы ближайшие перспективы организации? С какими трудностями, проблемами она может столкнуться в ближайшие год-два? 17. Что можно рекомендовать выполнить организации для улучшения ее положения, повышения эффективности ее деятельности? В процессе работы над этим разделом отчета студент должен также выполнить специальное задание Оно состоит из грех частей: 1) для выполнения аудиторных занятий по курсу «Анализ бизнеса» необходимо собрать за три года (периода) комплекты финансовой отчетности организации или, как минимум, баланс организации (форма №1). «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2) за три года (периода). Включать эти данные в отчет нет необходимости, 2) собрать исходные данные по теме курсового проекта по анализу бизнеса. Для этого студент самостоятельно выбирает тему проекта из рекомендованного списка тем (прил. 3) Выбор темы осуществляется исходя из заинтересованности самого студента и возможностей организации - базы практики. При отборе данных для курсового проекта рекомендуется использовать учебник Савицкой Т.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» любого года издания. 3) собрать исходные данные для разработки бизнес-плана по курсу«Экономические пакеты прикладных программ и базы данных». Для этого первоначально следует определить, на производство какой продукции будет разрабатываться бизнес-план. Далее собираются данные об инвестиционных затратах на организацию производства нового продукта (работ, услуг). При этом выделяют: - инвестиции в основной капитал (потребность в производственных мощностях, основных фондах- нематериальных активах и 1 п.), - инвестиции в оборотный капитал (потребность в сырье, материалах, денежных средствах и т п ) Следующим этапом является сбор данных о затратах на производство продукции. Рекомендуется за основу брать калькуляцию затрат на производство единицы продукции, Запомните, что калькуляция должна быть как можно более подробна Одновременно следует уточнить размер постоянных расходов предприятия (затраты на управление, аренду, амортизацию, коммерческие расходы и т.п.). Далее необходимо изучить рынок нового вида продукции (работ, услуг). 1.6. Общая характеристика рынка В данном разделе отчета приводится информация, которая является результатом исследовательского (аналитического) маркетинга. Возможно, что в вашей фирме информация по данному разделу отчета имеется не в полном объеме Для сбора данных о рынке, фирме, ее конкурентах и потребителях товара можно использовать следующие источники. 1. «Бизнес-карта-98» 2. «Регистр производителей товаров и услуг» 3. «Желтые страницы России» 4. Отраслевые газеты и журналы 5 Сборник «Социально-экономическое положение Республики Марий Эл» В разделе отчета «Общая характеристика рынка» необходимо отразить следующую информацию: карта-схема расположения фирмы, характеристику рынка основного товара, об основных потребителях, заказчиках, лидерах рынка, об основных конкурентах фирмы, конкурентную карту, Карта-схема расположения фирмы Используется в качестве демонстрационного материала, обычно в разделе общая характеристика фирмы. Цель карты-схемы - показать место расположения фирмы, чтобы потенциальный деловой партнер, потребитель мог легко ориентироваться при установлении непосредственных контактов. На карте-схеме дается привязка места расположения фирмы к следующим объектам: 1) общественно-значимым архитектурным зданиям города (театр, здание мэрии, правительства, церковь). 2) транспортным узлам, развязкам (автовокзал, железнодорожный вокзал, кольцевая автодорога, шоссе). 3) географическому объекту (река, гора), если он расположен в черте города, местности где находится фирма. 4) ближайшим центрам валютно-финансовых операций (банк). 5) ближайшим пунктам общественного питания (столовая, ресторан, кафе). Характеристика рынка В зависимости от целей исследования (темы научной работы) или специфики деятельности организации (например, охранная деятельность) можно дать характеристику рынка следующих товаров (услуг): 1) основного товара (услуги), который занимает в структуре товарного ассортимента наибольший удельный вес, 2) более прибыльного товара, реализация которого приносит наибольшую валовую выручку, 3) нового товара (услуги), который фирма начала осваивать и активно продвигать в последнее время, Общая характеристика рынка дается по 6-7 критериям, в числе которых следует использовать следующие: объект обмена, контрагент рынка, структура рынка, вид сделки, темпы роста рынка, территория, спрос. Общая характеристика рынка оформляется в виде табл.2. Таблица 2 Общая характеристики рынка основного и товара
Ваша организация может выпускать несколько десятков наименований товаров и услуг, заниматься различными видами деятельности. В отчете достаточно представить развернутую характеристику одной группы товаров. Постарайтесь дать характеристику рынка, используя маркетинговую информацию организации, приводите конкретные примеры, подтверждающие ваш анализ Количество критериев, используемых при характеристике, может быть увеличено, а сам порядок изложения изменен. Оценивая структуру рынка, целесообразно рассчитать коэффициент концентрации рынка, который показывает степень преобладания на рынке одной или нескольких крупных фирм. Индекс Герфиндаля определяется как сумма квадратов долей рынка (выраженных в процентах) всех фирм, продающих продукцию на этом рынке: Н-=р1 2 + р2 2 +рз2 + рк 2 +...+рп 2 Рк 2 - доля рынка к-й фирмы На практике индекс Герфиндаля определяют по объемам продаж крупнейших 5-6 фирм. С ростом концентрации рынка индекс имеет тенденцию к увеличению. Максимальное значение (ситуация монополии) индекса = 10 000. Анализируя рынок, необходимо рассчитать долю рынка фирмы или относительную долю рынка. Расчет доли рынка фирмы (по основному продукту) можно выполнить по формуле: =О,о ^ -* 100%, где Оф - объем продаж фирмы. О отрасли - общий объем продаж на рынке или потенциальная емкость рынка. В конце раздела делается общий вывод о положении организации на рынке. Приведите вашу собственную оценку или мнение экспертов о благоприятности (неблагоприятности) рыночной конъюнктуры для организации на момент прохождения производственной практики. Основные потребители и заказчики В данном случае характеризуются в сжатой форме все виды деятельности фирмы. Здесь приводится информация об основных потребителях фирмы по различным товарам и услугам, оказываемым фирмой. Потребителей можно сгруппировать по масштабам бизнеса, формам собственности, например крупный бизнес, мелкий бизнес, физические лица В качестве заказчиков могут выступать государственные организации (больницы. школы) и частные фирмы (000, ЗАО). В каждом случае группа потребителей представляется конкретными фирмами, организациями. Желательно отразить длительность партнерских отношений, объем сделок. По возможности, информацию представить структурированно в виде таблицы. Таблица 3 Потребители товаров и услуг
Лидеры рынка Лидерами рынка принято называть фирмы, которые способны оказывать влияние на конъюнктуру рынка со стороны предложения товара Политика лидеров рынка часто определяет общеотраслевую тенденцию развития, оказывает влияние на выбор приоритетов. Фирмы-лидеры имеют значительный объем продаж, который варьируется в зависимости от особенностей отрасли. В отчете необходимо дать информацию о лидерах рынка крупнейших фирмах, показатели которых будете использовать в расчете индекса Герфиндаля. Возможно, что ваша фирма и не окажется в числе лидеров. Информация о лидерах приводится в табл.4. Таблица 4 Лидеры рынка
В отчете следует также представить информацию об основных конкурентах фирмы, которые занимают на данном рынке близкую позицию. Собранную информацию следует представить в виде табл.5. Таблица 5 Основные конкуренты
Вместо объема конкурентных работ можно указать долю рынка организации. При этом желательно привести результаты ваших собственных расчетов или использовать оценки экспертов. Конкурентная карта Раздел отчета заканчивается построением конкурентное карты. В зависимости от собранной информации конкурентная карта может быть представлена в различных вариантах Необходимые данные для построения карты представляются в таблице. Количество фирм должно быть не меньше 7 , среди которых анализируются не только лидеры рынка (2-3 фирмы), но и фирмы, близкие по позиции на рынке. Анализ рынка заканчивается анализом конкурентной карты Дается объяснение сложившейся ситуации, приводятся рекомендации по усилению конкурентного положения фирмы 3. НАУЧНАЯ РАБОТА Научная работа - это обязательный раздел отчета по технико-экономической практике. Данный раздел отчета студенты выполняют в соответствии с индивидуальным заданием и темой, согласованной с руководителем практики от университета Ориентировочные темы научных работ представлены в приложении 4, В дальнейшем выбранное студентом направление научной работы может быть реализовано в процессе дипломномного проектирования. Разумеется, что структура каждой научной работы будет индивидуальна и зависит от выбранной темы. Общие моменты, которые должны быть обязательно отражены в содержании исследования следующие: 1) актуальность темы, 2) цели и задачи научной работы, решаемые в рамках выбранной темы, 3) обзор изученной и использованной литературы по разрабатываемой теме. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Образец оформления титульного листа отчета МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра менеджмента и бизнеса ОТЧЕТ производственной практике за период с___ по ____ в________________ наименование организации " ВЫПОЛНИЛ: студент гр. Ф.И.О.____________________ ПРОВЕРИЛ: Руководитель от производства ___________________________ (подпись; заверенная печатью) Руководитель от кафедры М и Б __________________________ ( подпись) Йошкар-Ола 2004 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Основные показатели деятельности Организации за ______________ годы
Продолжение приложения 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Список рекомендуемых тем курсового проекта по анализу бизнеса 1. Анализ выполнения производственной программы. 2. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов. 3. Анализ оплаты труда и ее эффективности. 4. Анализ состояния и использования основных фондов. 5. Анализ материально-технического обеспечения и эффективно- сти использования материальных ресурсов 6. Анализ себестоимости. 7. Анализ прибыли. 8. Анализ финансовых результатов деятельности организации. 9 Анализ эффективности использования ресурсов организации. 10 Анализ и оценка организационно-технического уровня организации. ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Возможные темы индивидуальных заданий по научной работе студентов. Эффективность использования персонала организации Стратегии развития персонала организации Мониторинг кадрового потенциала фирмы Маркетинг человеческих ресурсов организации Внутрифирменный маркетинг. Рекламный менеджмент организации. Паблик рилейшнч в коммерческой деятельности Конкурентоспособность организации. Маркетинговые стратегии фирмы Товарная политика фирмы. План маркетинга организации. Маркетинг-менеджмент организации Имидж бизнеса и имидж фирмы Лудит маркетинга. Эффективность управленческого труда Исследование стратегическою потенциала организации Мотивация труда персонала организации Маркетинг банка Стратегическое планирование деятельности предприятия Ценовая политика организации и ценовые стратегии Мониторинг финансового состояния организации План финансового оздоровления организации Выбор стратегии выхода организации из кризисного состояния. Внешнее управление организацией Санация (оздоровление) организации Антикризисное управление организацией Управление инновациями Оценка инновационной деятельности фирмы. Оценка эффективности деятельности организации Оценка стратегических альтернатив организации Выбор стратегии развития организации Реформирование организационной структуры предприятия Анализ и оценка рынков сбыта продукции фирмы Ценообразование на продукцию фирмы. |