Учебное пособие: Методические указания и контрольные задания к внеаудиторной самостоятельной работе для студентов заочного отделения специальности
Название: Методические указания и контрольные задания к внеаудиторной самостоятельной работе для студентов заочного отделения специальности Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Федеральное агентство по образованию ФГОУ СПО ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Дисциплина «Автоматизация и механизация сортировочных горок»
Методические указания и контрольные задания к внеаудиторной самостоятельной работе для студентов заочного отделения
специальности
220204 ( 2103) «Автоматика и телемеханика(по видам транспорта) на железнодорожном транспорте»
2009
Составитель: Л.В.Дудель, преподаватель спецдисциплин специальности 220204 (2103) ФГОУ СПО Екатеринбургского колледжа транспортного строительства
Методические указания и контрольные задания к внеаудиторной самостоятельной работе для студентов заочного отделения состоят из 6 разделов и способствуют изучению дисциплина «Автоматизация и механизация сортировочных горок». В данных указаниях приведены пояснительная записка, тематический план, содержание дисциплины с дидактическими единицами по каждой теме, внеаудиторная самостоятельная работа студентов, критерии оценки выполненных отчетных работ, контрольные вопросы для выполнения домашней контрольной работы и перечень вопросов для подготовки к экзамену, перечень литературы. Методические указания предназначены для преподавателей, а также для студентов заочного и дневного отделений специальности 220204 « Автоматика и телемеханика (по видам транспорта) на железнодорожном транспорте», изучающих дисциплину «Автоматизация и механизация сортировочных горок». Содержание
Пояснительная записка Методические указания к внеаудиторной самостоятельной работе для студентов по дисциплине «Автоматизация и механизация сортировочных горок» предназначены для реализации ГОС СПО в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 220204 (2103) «Автоматика и телемеханика (по видам транспорта) на железнодорожном транспорте». Методические указания определяют основные требования к знаниям и умениям, которыми должны обладать студенты в результате изучения дисциплины. Данные указания включают : - тематический план, - содержание дисциплины с дидактическими единицами по каждой теме, - структура отчета по лабораторным занятиям, - критерии оценки выполненных отчетных работ (приложение), - контрольные вопросы для проведения экзамена, - контрольные вопросы для выполнения домашней контрольной работы, - перечень литературы. Учебная дисциплина «Автоматизация и механизация сортировочных горок» относится к циклу специальных дисциплин В структуре дисциплины «Автоматизация и механизация сортировочных горок» выделены разделы: - введение; - общие принципы автоматизации роспуска составов на сортировочных горках; - технические средства автоматизации и механизации сортировочных станций; - функциональные системы комплексной автоматизации сортировочных горок; - увязка устройств электрической горочной централизации. - пневматическая почта. Изучаемый материал основывается на знаниях, полученных при изучении дисциплин «Электротехника», «Электрические измерения», «Электронная техника», «Общий курс железных дорог», «Основы автоматики», «Станционные системы автоматики». Знание учебного материала необходимо для последующего освоения учебных дисциплин специального цикла, а также для разработки дипломного проекта. Для закрепления теоретического материала рабочей программой предусмотрено проведение лабораторных работ. При выполнении лабораторных работ студенты должны строгого соблюдать правила техники безопасности и противопожарных мероприятий. Преподаватели должны постоянно поддерживать связь с передовыми строительно-монтажными, проектными организациями, следить за новинками технической литературы, быть в курсе достижений отечественной и зарубежной науки и техники, в процессе преподавания знакомить с этими достижениями студентов, своевременно исключать из учебного материала устаревшую информацию. Оформление отчётных работ и домашней контрольной работы должно выполняться в полном соответствии с требованиями действующих ГОСТов и нормами ЕСКД, требованиями стандарта предприятия. Рабочим учебным планом для данной дисциплины определено: - дисциплина изучается в течение VI курса; - объем обязательной нагрузки в аудитории составляет 16 часа, в том числе 6 часов – лабораторно-практические занятия; - объем часов внеаудиторной самостоятельной работы – 60 часов; - максимальная нагрузка на студента с учетом внеаудиторной самостоятельной работы устанавливается в объеме 76 часов; - промежуточная аттестация установлена в форме экзамена. Методические указания предусматриваются самостоятельную внеаудиторную работу студентов, которая направлена на повышении мотивации к изучению дисциплины и освоения учебного материала. В разделе 3 по темам указаны вид, название и краткое содержание задания, а также форма отчётности и контроля. В результате изучения дисциплины студент должен : иметь представление: - о задачах и значении дисциплины для данной специальности и её связи с другими дисциплинами; - о технологических процессах сортировочных станций; - о перспективах развития систем автоматизации и механизации сортировочных горок; - о напольном и постовом оборудовании сортировочных горок; знать: - назначение, классификацию систем автоматики на сортировочных станциях. - основные понятия, относящиеся к роспуску составов на сортировочных горках; - основные принципы построения схем автоматики на сортировочных горках. - логику построения, типовые схемные решения систем ГАЦ; - алгоритм работы схем горочных систем автоматики; уметь: - анализировать работу функциональных систем комплексной автоматизации сортировочных горок; - использовать профессиональную лексику. Данные методические указания предназначены для преподавателей и студентов заочного и дневного (если студент по каким-то причинам отсутствовал на занятиях) специальности220204 (2103) “Автоматика и телемеханика (по видам транспорта) на железнодорожном транспорте” при изучении дисциплины «Автоматизация и механизация сортировочных горок».
1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Студент при ознакомлении с тематическим планом должен уяснить, что значительная часть учебного материала изучается самостоятельно. В разделе 3 «внеаудиторная самостоятельная работа студента» даны рекомендации по выполнению данной работы и форма отчетности. Студент, не выполнивший задания внеаудиторной самостоятельной работы и контрольной работы, к экзамену не допускается!!!
2.Содержание учебной дисциплины. Введение 1. Структура дисциплины. 2. Назначение и классификация систем автоматизации и механизации сортировочных горок. 3. Исторический обзор развития горочных систем. В результате изучения введения студент должен Иметь представление:· о задачах и значении дисциплины для данной специальности и её связи с другими дисциплинами; Знать: · назначение, классификацию и перспективы развития систем автоматики на сортировочных станциях. Раздел 1. Общие принципы автоматизации роспуска составов на сортировочных горках
Тема 1.1 Организация работ на сортировочных станциях. 1. Технологические требования к горочным системам. 2. Оперативное управление эксплуатационной работой. 3. Организация работы информационного центра и объединенной технической конторой. Тема 1.2 Технологический процесс расформирования составов на сортировочной горке 1. Технология расформирования – формирования составов. 2. План, профиль, высота горки. 3. Динамика скатывания вагона с горки. 4. Перерабатывающая способность сортировочных устройств. 5. Понятие об отцепах, хороших и плохих бегунах. 6. Интервал между отцепами. Регулирование скорости спуска оцепов с горки. 7. Интервальное и целевое (прицельное) торможение. 8. Структурная схема односторонней сортировочной станции. В результате изучения раздела студент должен Иметь представление:· о технологических процессах сортировочных станций; Знать: · основные понятия, относящиеся к роспуску составов на сортировочных горках; · основные принципы построения схем автоматики на сортировочных горках.
Раздел 2. Технические средства автоматизации и механизации сортировочных станций.
Тема 2.1 Элементы горочной автоматической централизации 1. Схематический план горки. 2. Расположение горочного поста. 3. Нумерация пучков и путей. Нумерация стрелок, педалей и фотоустройств. Нумерация светофоров. Нумерация указателей количества вагонов расцепщику. Нумерация иных замедлителей. Наименование стрелочно-путевых, межстрелочных путевых участков, оборудованных рельсовыми цепями. Нумерация путевых датчиков устройства контроля головной зоны (УКГЗ). В результате изучения темы студент должен Иметь представление:· о схематическом плане горки; · о расположении горочного поста; · о нумерации напольных устройств горки; Тема 2. 2 Аппараты управления 1. Горочный пульт. Назначение, расположение кнопок, лампочек, коммутаторов. 2. Пульты управления замедлителями парковой тормозной позиции. 3. Пульт электромеханика. 4. Заградительные колонки. Лабораторное занятие № 1 - 2 часа Изучение конструкции и монтажа аппарата управления ГАЦ В результате изучения темы студент должен Иметь представление:· о назначении аппарата управления; · о конструкции аппарата управления; Знать: · назначение кнопок, рукояток и коммутаторов на аппарате управления; · индикацию на пульте; Уметь: · задавать маршруты; · определять по индикации ситуацию на горке. Тема 2. 3 Устройства контроля занятости стрелок 1. Нормально-разомкнутые рельсовые цепи 25 Гц. Защитный блок типа ЭС-75. 2. Схемы включения импульсных и путевых реле. 3. Защита горочных рельсовых цепей от потери шунта на стрелочных участках и при проходе длиннобазных вагонов. 4. Магнитные педали типа ПБМ – 56, путевые датчики ДП-50-80. 5. Фотоэлектрические устройства. 6. Двухниточный план путей рапределительной зоны. В результате изучения темы студент должен Иметь представление:· о двухниточном плане путей распределительной зоны; · о защите рельсовых цепей от потери шунта на стрелочных участках; Знать: · алгоритм работы рельсовых цепей; · конструкцию и принцип действия магнитных педалей. Тема 2. 4 Управление стрелочными электроприводами 1. Устройство и принцип действия бесконтактного электропривода типа СПГБ-4М. 2. Схемы управления стрелками (блок СГ-66, СГ-74, СГ-76М). 3. Устройства контроля занятости путевых участков на спускной части горки. Лабораторное занятие № 2 - 2 часа Изучение конструкции стрелочного электропривода типа СПГБ-4М. В результате изучения темы студент должен Иметь представление:· о назначении стрелочного электропривода; · об устройствах контроля занятости путевых участков; Знать: · конструкцию и принцип действия СПГБ-4М; · алгоритм работы схем управления стрелками; Уметь: · анализировать работу схем управления стрелками ГАЦ; · по индикации определять положение стрелок. Тема 2. 5 Управление горочными светофорами 1. Сигнализация горочных светофоров. 2. Принципиальные схемы включения светофоров. 3. Индикация на пульте Лабораторное занятие № 4 - 2 часа Сборка и анализ работы схемы управления горочным светофором В результате изучения темы студент должен Иметь представление:· о назначении горочных светофоров; Знать: · сигнализацию горочного светофора; · индикацию на пульте; · алгоритм работы схемы горочного светофора; Уметь: · анализировать работу схемы горочного светофора; Тема 2. 6 Горочные вагонные замедлители 1. Назначение и виды замедлителей. 2. Конструкция и принцип действия замедлителей. 3. Управление замедлителями спускной части горки и парковой тормозной позиции. 4. Общие сведения об установке замедлителей. В результате изучения темы студент должен Иметь представление:· о назначении и видах замедлителей; Знать: · конструкцию и принцип действия замедлителей; · алгоритм работы схемы управления замедлителями;
Раздел 3 Функциональные системы комплексной автоматизации сортировочных горок
Тема 3.1 Блочная горочная автоматическая централизация (БГАЦ) 1. Основные положения. 2. Блочный план БГАЦ. Режимы работы. 3. Схема формирования и регистрации маршрутных заданий. 4. Схема накопителя заданий. 5. Схема трансляции заданий. В результате изучения темы студент должен Иметь представление:· о режимах работы БГАЦ4 · о порядке составления блочного плана БГАЦ; Знать: · алгоритм работы схем БГАЦ; Уметь: · анализировать работу схем БГАЦ; Тема 3.2 Горочная автоматическая централизация с контролем роспуска (ГАЦ-КР) Структурная схема ГАЦ-КР. 1. Схемы формирования и накопления заданий. 2. Регистрация заданий и сравнение числа вагонов на спускной части горки. 3. Счётчики числа вагонов и номера отцепов (СЧУ). 4. Запоминающее устройство (ЗУ), формирователь кода адреса, трансляция кода адреса. Определение соответствия заданного и фактического маршрутов. 5. Устройство печати. 6. Устройство комплексного контроля головной зоны УКГЗ. В результате изучения темы студент должен Иметь представление:· о структурной схеме ГАЦ-КР; Знать: · алгоритм работы схем формирования, накопления и трансляции маршрутных заданий; Тема 3.3 Автоматическое регулирование скорости скатывания отцепов с горки (АРС) 1. Виды и назначение систем. 2. Принципы построения систем АРС. 3. Структурная схема АРС. 4. Устройство контроля заполнения путей (КЗП). 5. Радиолокационный измеритель скорости. В результате изучения темы студент должен Иметь представление:· о системах и принципах построения систем АРС4 Знать: · принцип работы устройства КЗП; · принцип работы радиолокационного измерителя скорости; Тема 3.4 Автоматизация задания роспуска составов с переменной скоростью 1. Назначение. 2. Структурная схема устройств ГПЗУ-В. 3. Структурная схема АЗСР-ЦНИИ. В результате изучения темы студент должен Иметь представление:· о назначении и порядке работы систем АЗСР. Тема 3.5 Автоматическая локомотивная сигнализация на сортировочных горках 1. Эксплуатационные основы построения систем горочной автоматической локомотивной сигнализации. 2. Структурная схема системы ГАЛС. В результате изучения темы студент должен Иметь представление:· об автоматической локомотивной сигнализации на сортировочных горках, Тема 3.6 Комплексная система автоматических устройств расформирования поездов на микропроцессорах (КГМ-РИИЖТ) 1. Структурная схема системы КГМ - РИИЖТ. 2. Подсистема управления движением на горке. 3. Подсистема коррекции скоростей отцепов и прицельного торможения. 4. Подсистема управления оперативно-диспетчерским оборудованием. В результате изучения темы студент должен Иметь представление:· об особенностях и принципах построения системы КГМ-РИИЖТ. Раздел 4 Увязка устройств электрической горочной централизации. Пневматическая почта
Тема 4.1 Увязка электрической централизации парка прибытия и горочной автоматической централизации 1. Схематический план и расположение блоков горловины надвига. 2. Схема увязки постов ЭЦ и ГАЦ. 3. Схема горочных контрольно-секционных реле. 4. Схема вспомогательных горочных реле. 5. Схема сигнальных реле. 6. Схема угловых и маневровых исключающих реле. 7. Схема реле разделки маршрутов. 8. Схема реле отказа от осаживания и включения маршрутных указателей. В результате изучения темы студент должен Иметь представление:· о схемах увязки ЭЦ парка прибытия и ГАЦ; · о порядке действий дежурных по горке и парка прибытия при установке маршрутов; Знать: · алгоритм работы схем увязок ЭЦ и ГАЦ. Тема 4.2 Пневматическая почта 1. Назначение. 2. Схемы станций и линий пневматической почты. 3. Структурная схема пневматической почты для пересылки грузовых документов. 4. Технические средства для передач технических документов из одного района станции в другой. 5. Устройства снабжения сжатым воздухом. В результате изучения раздела студент должен Иметь представление:· о назначении и структурных схемах пневмопочты; · об устройствах снабжения сжатым воздухом.
3. Внеаудиторная самостоятельная работа студента
Каждый студент в процессе изучения дисциплины выполняет внеаудиторную самостоятельную работу. Материалы внеаудиторной самостоятельной работы выполняются в межсессионный период и предоставляются преподавателю в первый день сессии. Работа выполняется в отдельной тетради для конспектов (формат А-4). В конспекте перед выполненным заданием должна быть написана тема и задание по данной теме. Задания должны быть выполнены самостоятельно, изложены стилистически правильно. На страницах текста оставлять поля шириной 2.5 см. Таблицы, рисунки должны быть выполнены аккуратно карандашом (разрешается рисунки копировать из учебников и аккуратно их приклеивать), работу разрешается выполнять с помощью компьютерных программ. Конспект выполняется творчески, т.е. задача заключается не в переписывании всего параграфа учебника, а в том, чтобы понять смысл прочитанного и кратко ответить на поставленный вопрос – в виде таблицы, ассоциограммы, рисунка с пояснениями, информационного листа Форма отчетности по внеаудиторной работе может быть предложена самим студентом в другом творческом виде. В процессе выполнения работы используется рекомендуемая литература, поиск страниц в учебнике и дополнительных источников также является элементом самостоятельной работы студента. Перечень литературы обязательно указать в тетради (с учетом требований стандарта предприятия ФГОУ СПО ЕКТС).
4. Критерии оценки отчетных работ студентов ( Приложение) Структура отчета по лабораторным занятиям 1. Название и номер лабораторной работы 2. Цель работы 3. Ответы на вопросы содержания отчета 4. Выводы о проделанной работе
5. Контрольные вопросы Домашняя контрольная работа выполняется в отдельной тетради (титульный лист оформлен в соответствии с требованиями заочного отделения), допускается выполнение работы в компьютерном варианте. Указывается вариант – шифр студента, текст вопроса должен быть написан перед ответом. Ответы должны иметь четкую формулировку, быть полными по существу заданного вопроса и кратки по форме. Ответы составляются самостоятельно, стилистически правильно, написаны собственноручно, без помарок. На страницах текста оставлять поля шириной 2.5 см. Текстовая часть может сопровождаться таблицами, рисунками, которые должны быть выполнены аккуратно карандашом (разрешается рисунки копировать из учебников и аккуратно их приклеивать), работу разрешается выполнять с помощью компьютерных программ (на листах формата А-4). Ответы по схемам должны сопровождаться конкретным показам путей протекания тока цветными карандашами. В конце контрольной работы необходимо указать список используемой литературы (с учетом требований стандарта предприятия ФГОУ СПО ЕКТС), поставить дату и подпись. Контрольная работа направляется в колледж до начала сессии методисту заочного отделения для проверки. Получив работу, с отзывом рецензента, в нее нужно внести все исправления по сделанным замечаниям и повторить недостаточно усвоенный материал. Преподаватель имеет право провести собеседование по контрольной работе, будьте к этому готовы. Приступая к выполнению контрольной работы, необходимо: 1. Узнать свой вариант. 2. Из таблицы по варианту выписать вопросы. Всего в контрольной работе 3 вопроса. 3. При ответах используется рекомендуемая литература, поиск страниц в учебнике и дополнительных источников, также является элементом самостоятельной работы. 4. Изучить соответствующий программный материал. Используйте знания, полученные при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы. 5. Ответить на вопросы контрольной работы. 6. Сдать контрольную работу методисту заочного отделения. 5.1. Таблица выбора варианта контрольной работы
5.2 Вопросы для домашней контрольной работы и перечень вопросов для подготовки к экзамену
37. КГМ-РИИЖТ. Особенности и принцип построения.
К экзамену допускаются студенты, которые представили внеаудиторную самостоятельную и домашнюю контрольную работу! При подготовке к экзамену студент использует результаты внеаудиторной самостоятельной работы и домашней контрольной работы. 6. Литература 6.1. Основная литература 1. А.А.Казаков и др. Станционные устройства автоматики и телемеханики. М., Транспорт, 1990. 6.2 Дополнительная литература 1. В.В. Сапожников, Б.Н. Елкин, И.М. Кокурин и др. Станционные системы автоматики и телемеханики М.: Транспорт, 2002. 2. Станционные системы автоматики и телемеханики. Под редакцией Вл. В.Сапожникова. М.: Транспорт, 2000. 3. В.И. Шелухин. Автоматизация и механизация сортировочных горок. М.: Маршрут,2005. 4. В.И. СОРОКО, В.А. Милюков. Аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. М.: НПФ Планета, 1том, 2000. 5. В.И. СОРОКО, Е.Н.Розенберг. Аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. М.: НПФ Планета, 2том, 2000. 6. В.И. СОРОКО, В.М.Кайнов. Аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. М.: НПФ Планета, 3том, 2003.
|