Учебное пособие: Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов II курса, обучающихся по направлениям
Название: Методические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов II курса, обучающихся по направлениям Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ Методические указанияпо выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов II курса, обучающихся по направлениям 521600 «Экономика» и 521500 «Менеджмент» (бакалавры) (первое высшее образование) Кафедра Философии
Методические указания разработаладоктор социологических наук, профессор И.А. Уледова
Москва 2007 Общие методические рекомендации по выполнению контрольной работы
Подготовка контрольной работы является важным видом самостоятельного изучения студентами курса « Деловое общение» и является одной из форм текущего контроля знаний. Для ее успешного выполнения необходимо систематически работать с учебной, справочной и научной литературой. Назначение контрольной работы – углубить знания студентов по основным проблемам психологии общения, выявить умение анализировать социально-психологические феномены и процессы в профессиональной деятельности. При написании работы студент должен использовать современный практический материал для анализа социально-психологических и этических проблем в профессиональной деятельности специалиста. Приступая к выполнению контрольной работы, следует внимательно прочитать формулировку задания, так, ответ на 3 вопрос каждого варианта должен носить не описательный характер, а представлять собой анализ указанного социально-психологического явления с приведением конкретных примеров. Выбор варианта контрольной работы производится студентами следующим образом: лица, фамилии которых начинаются с букв от А до Д включительно, могут выбрать вариант с 1 по 5; от Е до К – вариант 6 – 12; от Л до О – вариант с 13 по 17; от П до С – вариант 18 -22; от Т до Я – вариант 23-27. Порядок выполнения контрольной работы. Определив номер варианта и темы и отыскав ее в тематике контрольных работ, следует внимательно ознакомиться с планом работы. Чтобы сориентироваться в общем содержании темы и уяснить ее место во всей дисциплине, обратитесь к программе курса «Деловое общение». Затем следует внимательно изучить соответствующие разделы КОПР (Деловое общение), анализ необходимой вам темы изложен в компьютерной программе кратко, доступно, а тесты самопроверки позволят правильно ответить на тесты к контрольной работе. Кроме того, к каждому варианту контрольных работ рекомендована специальная литература, позволяющая максимально подробно проанализировать предложенную вам проблему. Тема должна раскрываться в соответствии с планом, который выносится на первую страницу работы. План состоит из трех вопросов, два из которых носят теоретический характер, а третий представляет собой практическое задание, подразумевающее самостоятельный анализ студентом предложенной социально-психологической проблемы. Следует особое внимание обратить на правильное оформление работы. Необходимо выделить в тексте рассматриваемые вопросы, объем ответов на вопросы должен быть соразмерен, так, недопустимо рассматривать первый вопрос на двух страницах, а второй на десяти. Приводимые в тексте цитаты должны быть снабжены ссылками на источники. В конце текста приводится список использованной литературы. Оставляйте поля для замечаний и вопросов рецензента. Ответы на замечания и вопросы рецензента нужно давать в письменной форме. Получение отрицательной рецензии предполагает необходимость доработки текста в соответствии с замечаниями и вторичное представление работы на рецензирование. Объем работы должен составлять 12 -14 страниц текста (формат А4, размер шрифта 14, интервал полуторный). Текст должен быть набран на компьютере. Работа должна быть подписана студентом с указанием даты ее написания. На титульном листе работы должна быть указана фамилия рецензента (преподавателя, читающего лекции на этом потоке). По результатам выполнения контрольной работы проводится устное собеседование. Преподаватели могут по своему усмотрению рекомендовать студентам дополнительную литературу, а также вносить изменения в предлагаемые задания. Тематика контрольных работ.
Тема 1. Предмет, основные категории и задачи психологии делового общения. Вариант 1. 1. Назовите и охарактеризуйте основные проблемы дисциплины «Деловое общение». 2. Дайте характеристику основным категориям дисциплины «Деловое общение». 3. Какое из перечисленных определений предмета дисциплины «Деловое общение» является верным. Ответ обоснуйте. а) закономерности общения, определяющим содержанием которого выступает совместная деятельность людей, их общее дело, а партнер выступает как личность, значимая для других партнеров; б) закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психология самих этих групп; в) развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленные особенностями социализации в разных культурах. Методические рекомендации В первом вопросе важно не просто перечислить основные проблемы, рассматриваемые в курсе дисциплины « Деловое общение», но и проанализировать актуальность, причины возникновения и динамику изменений названных вами социально-психологических проблем. При этом, под деловым общением следует понимать вид социальных отношений, направленных на реализацию общего дела, создающих условия для сотрудничества и партнерства. Во втором вопросе следует перечислить и проанализировать некоторые базовые понятия, понимание которых является важнейшим условием успешного усвоения дисциплины в целом. Это такие категории как: «психология личности», «психология общения», «психология рабочей группы» и другие. В третьем вопросе важно сопоставить предлагаемые определения и выделить ключевые понятия, определяющие специфику дисциплины «Деловое общение». Литература Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред. В.Н.Лавриненко. - 5-е изд.,- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов.- М.: Аспект-Пресс, 2003. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: Изд-во МГУ, 1982. Морозов А.В. Деловая психология: Учебник для вузов.- СПб.: Изд- во « Союз», 2000. Титова Л.Г . Деловое общение. Учебное пособие. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. Тема 2. Взаимосвязь науки «Деловое общение» и «Социальная психология». Вариант 2. 1. Соотнесите предмет науки «Социальная психология» и «Деловое общение». 2. Перечислите и охарактеризуйте основные функции дисциплины «Деловое общение». 3. Какое из перечисленных определений относится к дисциплине «Социальная психология»: а) наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, включенные в различные социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп; б) наука изучающая психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков, соответствие профессии; в) наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности индивидов. Методические рекомендации В первом вопросе важно отметить, что социальная психология представляет собой и общенаучное знание о закономерностях социального поведения людей и целых групп, и методы эмпирического исследования этого поведения, и набор эффективных средств и технологий социального воздействия на такое поведение. Укажите, что общего между этими науками, если рассматривать социальную психологию как отрасль психологического знания, изучающую закономерности общения и деятельности людей, включенных в разные социальные группы, а так же сами эти группы. Во втором вопросе следует подробно рассмотреть такие функции как: прогностическую, познавательную, инструментальную. В третьем вопросе соотнесите предложенные определения и объясните, чем обусловлен ваш выбор. Литература Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов /Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Майерс Д. Социальная психология. М.: Питер, 2005. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций – СПб.: Союз, 2002. Психология. Учебник для экономических вузов, под общ. Ред. В.Н.Дружинина.- СПб.: Питер,2000. Шибутани Т. Социальная психология ( пер. с английского).- М.: Изд-во «Прогресс», 1969. Тема 3. Проблемы психологии в истории философской и психологической мысли. Вариант 3. 1. Охарактеризуйте основные социально-психологические идеи Г. Тарда и В.Парето. 2. Анализ психологии масс в работах С. Сигеле и Г. Лебона. 3. Назовите и проанализируйте психологические характеристики толпы согласно Г.Лебону. Методические рекомендации В первом вопросе важно отметить, что представители психологического направления в социологии видели изначальные причины общественных явлений в побудительных силах деятельности людей. Укажите, какую функцию выполняет феномен подражания и заражения в обществе, согласно Г. Тарду. Что представляют собой логические и нелогические социальные действия людей по определению В.Парето. Во втором вопросе укажите какие вопросы коллективной психологии, как психологии различных (больших и малых) масс людей рекомендовал изучать С. Сигеле. Как объяснялась им причина неподчинения этих совокупностей людей ни законам индивидуальной психологии, ни социологическим законам. Как характеризует сознание толпы Г.Лебон, каковы пути ее формирования, каковы роль и значение механизма подражания в этом процессе? Актуальна ли сегодня работа Г. Лебона «Психология народов и масс»? В третьем вопросе следует проанализировать различие психологических характеристик толпы и характеристик составляющих ее людей. Укажите насколько современна данная характеристика в наши дни. Литература Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов /Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. - М.: Политиздат, 1974. Култыгин В.П. Французская классическая социология Х1Х – начала ХХ веков. Лекции по истории социологии.- М.: 1991. Психология масс. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.: Международная педагогическая академия, 1994. Тема 4. Проблемы межличностного общения в трудах отечественных ученых. Вариант 4. 1.Охарактеризуйте вклад отечественных ученых в исследования психологии межличностного общения. 2. Назовите основные положения «коллективной рефлексологии» В.М.Бехтерева. 3. Какое из предложенных научных положений отражает позицию отечественной психологии: а) общение есть психосоциальное отношение между людьми, при котором происходит непрерывный «обмен реакциями» и «каждый из его участников воспринимает другого в качестве субъекта, способного изменить свое поведение в зависимости от внутренних психологических установок»; б) общение, а также все общественные явления и процессы есть только взаимодействие между стимулами (соответственно комплексами стимулов), воздействующими на человеческий организм, и реакциями этого организма. Методические рекомендации В первом вопросе следует охарактеризовать основные положения концепции «героев и толпы» Н.К.Михайловского, теорию «солидарных действий» П.Л.Лаврова, положение о ведущей роли «индивидуальной и коллективной психики» в трудах Е.В. Де-Роберти и Н.И.Кареева. Актуальны ли сегодня основные положения социально-психологических исследований этих авторов? Во втором вопросе важно проанализировать процесс влияния социальной психики на поведение людей и отношения между ними. Укажите почему В.М.Бехтерев называл коллектив «собирательной личностью», в чем проявляются коллективные рефлексы, что представляют собой процессы «взаимовнушения» и «взаимоподражания» в коллективе. В третьем вопросе важно отметить, что понятие «общение» предполагает обозначение всех форм связей и отношений независимо от их конкретного содержания и условий социальной среды. Следует указать, что общение - это осознанные связи людей, входящих в любую человеческую общность.
Литература Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко.- 5изд., - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.: Международная педагогическая академия, 1994. Психология. Учебник для экономических вузов (Под общ. ред. В. Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. Ждан А.Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990. Бехтерев В.М. Объективное изучение личности. Избранные труды по психологии личности (в двух томах). - СПб.: Изд-во «Алетейя», 1999. Тема 5. Основные направления современной западной психологии. Вариант 5. 1. Охарактеризуйте сущность бихевиоризма как науки изучающей поведение объективным путем. 2. Охарактеризуйте основные положения когнитивной психологии. 3. Какое психологическое положение из перечисленных, следует отнести к гештальт- психологии: а) «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом»; б) « если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт – например, хватание»; в) «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, что бы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция». Методические рекомендации В первом вопросе следует отметить, что бихевиоризм предполагал изучать не сознание, недоступное научному наблюдению, а поведение человека. Укажите, результатом чего с позиций бихевиоризма является поведение. Какие психические процессы игнорируются представителями бихевиоризма? В чем заключается несогласие представителей бихевиоризма с позициями когнитивной психологии. Во втором вопросе важно указать на основной постулат представителей этого направления, утверждающий, что знания человека организованы в определенные понятийные схемы, в рамках которых он мыслит и действует. Укажите, в чем заключается заслуга этого направления. В третьем вопросе необходимо не только указать на тезис характерный для гештальтпсихологии, но и соотнести приведенные тезисы, указать на их противоречие. Какому психологическому направлению противопоставила свои положения гештальтпсихология? Литература. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов /Под ред. В.Н.Лавриненко. - 5изд.,- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение - Владос, 1994. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998. Психологический словарь (Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: Педагогика - Пресс, 1999.
Тема 6. Гуманистическая психология. Вариант 6. 1. Проанализируйте отличие гуманистического направления психологии от бихевиоризма. 2. Назовите основные идеи теории самоактуализации А. Маслоу. 3. К каким современным направлениям западной психологии следует отнести приведенные высказывания: а) «… люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов»; б) «индивидуум, представляется нам, как непознанное и бессознательное Оно, на поверхности которого покоится Я. Я старается содействовать влиянию внешнего мира на Оно и стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности»; в) «личностный конструкт – это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт». 1) когнитивная психология; 2) гуманистическая психология; 3) психоаналитическая психология. Методические рекомендации В первом вопросе важно указать, чему уделяется главное внимание в изучении личности представителями гуманистической психологии. Проанализируйте различие в понимании сущности человека, его отношения к миру, к ответственности за свою деятельность представителями этих направлений. Во втором вопросе проанализируйте, в чем заключается сущность человека, является ли он самостоятельным и независимым в процессе своего развития и проявления своих способностей. Укажите, насколько актуальна эта теория сегодня, возможна ли самоактуализация личности в современных условиях В третьем вопросе следует не просто назвать необходимые направления западной психологии, но и охарактеризовать их. Сопоставьте центральные идеи когнитивной, гуманистической и психоаналитической психологии, укажите, в чем заключается их принципиальное отличие.
Литература Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов /Под ред. В.Н.Лавриненко. - 5изд., - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение-Владос, 1994. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998. Психологический словарь (Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.
Тема 7. Психоаналитическое направление в психологии. Вариант 7. 1. Психоанализ З.Фрейда и его влияние на развитие психологии личности. 2. Представители психоанализа, обосновывающие ведущую роль социальных факторов. 3. Соотнесите основные положения психоаналитических концепций и их авторов: а) бессознательное стремление к власти, как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях; б) концепция о «коллективном бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп; в) концепция «рыночного социального характера», определяющего влияния социокультурных факторов на жизнедеятельность людей. 1) А. Адлер; 2) К.Г.Юнг; 3) Э.Фромм. Методические рекомендации В первом вопросе важно отметить, какие проявления психики оказывают ведущее влияние на поведение человека с позиций фрейдизма. Какова роль инстинктов, проявляющихся как бессознательные психические импульсы? Что есть «бессознательное»? Охарактеризуйте основные элементы психики человека. Каково значение механизмов психологической защиты, как определяющих понимание мотивов поведения человека. Во втором вопросе следует рассмотреть основные положения таких психологов как А.Адлер (обоснование бессознательного стремления к власти, как основного побуждения людей); К.Юнг (концепция о коллективном бессознательном, воздействующем на отношения социальных групп); К. Хорни (концепция невротического характера); Э. Фромм (концепция социального рыночного характера). При ответе на третий вопрос недостаточно лишь указать верный вариант, необходимо обосновать свой выбор и дать характеристику названного психоаналитического направления.
Литература Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов /Под ред. В.Н.Лавриненко.- 5изд.,- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение-Владос, 1994. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998. Психологический словарь (Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. М.: Прогресс/Универс, 1994. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного/Пер. с нем. – М.: Канон, 1994. Тема 8. Психическая структура личности и практика делового общения. Вариант 8. 1. Проанализируйте особенности психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда и действие механизмов психологической защиты. 2. Охарактеризуйте роль «коллективного бессознательного» в аналитической психологии К.Юнга. 3. О каком механизме психологической защиты идет речь в определении.: «эта разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение». Приведите пример проявления этого феномена в деловом общении. Методические рекомендации В первом вопросе следует рассмотреть модель психической структуры личности. Укажите, воздействие каких философских теорий повлияло на формирование этой концепции. Охарактеризуйте области человеческой психики. Назовите функции, выполняющие такие механизмы психологической защиты как: сублимация, проекция, рационализация, вытеснение, подавление. Каково их проявление в деловом общении. Во втором вопросе важно указать, в чем отличие научной позиции К. Юнга от ортодоксального фрейдизма. Дайте определение содержанию и психологическому значению понятия «коллективное бессознательное». В чем сущность понятия «архетип», как регулятора психической жизни. Охарактеризуйте типологию личности К. Юнга, включающую интровертивную и экстравертивную установки психики личности. В третьем вопросе следует прокомментировать названный вид психологической защиты и соотнести его с другими механизмами. Укажите, какие функции им выполняются. Литература. Психология и этика делового общения. Учебник/Под ред.Лавриненко В.Н. ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М.: Политиздат, 1974. История психологии. ХХ век. – М.: Академический проект, Екатеринбург. Деловая книга, 2002. Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.: Международная педагогическая академия, 1994. Тема 9. Детерминация поведения личности в деловом общении. Вариант 9. 1. Какова сущность факторов детерминации личности. 2. Понятие социальных стереотипов. 3. Укажите, какое из перечисленных определений относится к понятию «имидж», а какое к понятию «харизма». Что общего и особенного в этих социально-психологических феноменах: а) образ, слепок, умственное представление конкретного лица, содержательная сторона его характера, делегируемая партнерам по общению; б) феномен, противопоставляемый легально-рациональному авторитету, означает такой авторитет, которым наделяют лидера последователи, верящие в то, что его притязания на власть, проистекают из его экстраординарного личного дара. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос следует указать, в чем суть факторов детерминирующих ролевое поведение личности в деловом общении. Какова динамика процесса детерминации поведения личности. Рассмотрите ключевые понятия этого процесса: «социальные стереотипы», «макросреда», « микросреда», «ролевое поведение». Важно указать, что социальная роль это способ поведения, задаваемый обществом. Из каких двух переменных он складывается. Приведите конкретные примеры проявления социальной роли в деловом общении. Можно ли выделить конструктивную и деструктивную составляющую в понятии социальный стереотип. Во втором вопросе важно остановиться на сущности и функциях выполняемых социальным стереотипом в обществе. Назовите существующие классификации стереотипов. Приведите конкретные примеры, существующих в массовом сознании этнических, религиозных, профессиональных, возрастных и иных стереотипов. В третьем вопросе необходимо соотнести определения предложенных понятий и проанализировать их сущность и роль, выполняемую в деловом общении.
Литература Психология и этика делового общения. Учебник /Под ред. Лавриненко В.Н.- ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М.: Политиздат, 1974. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник.- М.: ООО «ТК Велби», 2003. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р . Социальная психология.-СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. Гриншпун И.Б. Введение в психологию.- М.: Международная педагогическая академия, 1994. Тема 10. Психология общения. Вариант 10. 1.Понятие, виды и функции общения. 2. Роль восприятия в процессе общения. Ошибки восприятия. 3. Соотнесите предлагаемые социально-психологические понятия и их определения: а) стереотип; б) предубеждение; 1) односторонний, искаженный и, как правило, предубежденный взгляд, свойственный представителям профессиональных, возрастных, социальных, этнических групп или классов; 2) личная антипатия или активная враждебность по отношению к другой социальной группе; при этом индивиды могут участвовать в дискриминационной деятельности на основании своих взглядов, а могут и не участвовать. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос следует указать, что такое общение, какие существуют виды общения, в чем состоят особенности делового общения. Почему общение стало объектом социально-психологического анализа только в 20 веке? Во втором вопросе важно отметить, что общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Что понимается под восприятием в психологии. Укажите, чем обусловлены искажения и ошибочные заключения в процессе восприятия. Являются ли они неизбежными с точки зрения социальной психологии? Охарактеризуйте перцептивные барьеры делового общения: превосходства, привлекательности, отношения к нам и др. Что такое самовосприятие и обратная связь во взаимодействии партнеров в деловом общении. Охарактеризуйте роль социального стереотипа в этом процессе. В третьем вопросе следует соотнести и охарактеризовать рассматриваемые социально-психологические феномены. Приведите конкретные примеры из деловой практики, иллюстрирующие эти явления. Литература Психология и этика делового общения. Учебник/Под ред.Лавриненко В.Н. ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Титова Л.Г. Деловое общение: Учеб.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих взаимодействий. СПб.: Нева, 2003. Зарецкая Е.Н. Деловое общение. Учеб.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций. – 2-е изд. – М.: Омега, 2005. Майерс Д. Социальная психология. М.: Питер, 2000. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. – СПб.: Союз, 2002. Тема 11. Общение как коммуникация. Вариант 11. 1. Вербальные средства общения. Коммуникация, и ее принципы. 2. Барьеры коммуникации. Умение слушать. 3. Приведите конкретные примеры следующих видов коммуникативных барьеров: информационно-дефицитный, стилистический, социально-культурных различий, замещающе-искажающий. Методические рекомендации. В первом вопросе необходимо дать определение понятию деловая коммуникация, укажите, в чем заключается сложность процесса обмена информацией. В чем заключается культура речевого общения. Дайте характеристику такой форме общения как диалог. Назовите и охарактеризуйте виды вопросов. Во втором вопросе следует проанализировать существующие коммуникативные барьеры. Назовите и охарактеризуйте известные вам барьеры коммуникации. Проанализируйте социально-психологическую составляющую феномена «рефлексивное слушание». В третьем вопросе необходимо не только проиллюстрировать перечисленные барьеры в деловой коммуникации, но и дать определение понятия деловой коммуникации и затруднений в ней, обусловленных социально-психологическими причинами. Литература Психология и этика делового общения. Учебник/Под ред.Лавриненко В.Н. ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Титова Л.Г. Деловое общение:Учеб.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих взаимодействий. СПб.: Нева, 2003. Зарецкая Е.Н. Деловое общение. Учеб.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций. – 2-е изд. – М.: Омега, 2005. Майерс Д. Социальная психология. М.: Питер, 2000. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. – СПб.: Союз, 2002.
Тема 12. Невербальные средства общения. Вариант 12. 1. Охарактеризуйте классификацию невербальных средств общения. 2. Назовите функции невербальных средств общения. 3. Проанализируйте существующие стереотипы в понимании невербального поведения делового партнера по общению. Методические рекомендации В первом вопросе следует охарактеризовать существующие классификации невербальных средств общения. Важно указать, что невербальное поведение непосредственно связано с психическими состояниями человека и служит средством их выражения. Какие из невербальных средств общения являются наиболее значимыми.? Укажите, в чем заключается многофункциональность невербального поведения человека. Во втором вопросе необходимо дать определение функциям невербальных средств общения. Охарактеризуйте такие невербальные средства общения как: кинесика, просодика, такесика и проксемика. Возможна ли имитация значимых эмоциональных состояний с помощью невербальных средств общения. В третьем вопросе следует назвать и проанализировать существующие стереотипы в понимании невербальных средств общения. Назовите, какие существуют искаженные, односторонние, но устойчивые представления о других людях, свойственные представителям определенной социальной группы. Литература Психология и этика делового общения. Учебник/Под ред.Лавриненко В.Н. ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Титова Л.Г. Деловое общение:Учеб.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. Андреева Г.М . Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. Горанчук В.В . Психология делового общения и управленческих взаимодействий. СПб.: Нева, 2003. Зарецкая Е.Н. Деловое общение. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций. – 2-е изд. – М.: Омега, 2005. Майерс Д. Социальная психология. М.: Питер, 2000.
Тема 13. Общение как взаимодействие. Вариант 13. 1. Проанализируйте ведущие тактики поведения во взаимодействии. 2. Сущность интерактивной стороны общения. 3. Охарактеризуйте скрытые трансакции, как наиболее сложные для понимания. Ответ обоснуйте. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос важно выделить и охарактеризовать ведущие тактики поведения во взаимодействии: сотрудничество, противоборство, компромиссное взаимодействие, уклонение от взаимодействия, контрастное взаимодействие, однонаправленное содействие. Во втором вопросе необходимо рассмотреть теорию трансактного анализа Э. Берна, выделить типичные состояния сознания: «Я», «Ребенок», «Взрослый», «Родитель». Рассмотрите эти три состояния, охарактеризуйте три формы трансакции. Раскройте содержание трансактного анализа. В третьем вопросе следует рассмотреть и сопоставить дополнительные, пересекающиеся и скрытые трансакции. Укажите, чем обусловлена сложность скрытых трансакций, учитывая осуществление взаимодействия на двух уровнях. Литература Психология и этика делового общения. Учебник/Под ред.Лавриненко В.Н. ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Титова Л.Г. Деловое общение:Учеб.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих взаимодействий. СПб.: Нева, 2003. Зарецкая Е.Н. Деловое общение. Учеб.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций. – 2-е изд. – М.: Омега, 2005. Майерс Д. Социальная психология. М.: Питер, 2000. Тема 14. Деловые переговоры. Вариант 14. 1. Стратегии и стадии деловых переговоров. 2.Тактические приемы в переговорах. 3. Проанализируйте отказ от переговоров как тактический прием. Ответ обоснуйте. Методические рекомендации В первом вопросе следует рассмотреть переговоры как форму социального взаимодействия. Рассмотрите основные стратегии ведения переговоров. Охарактеризуйте позиционный торг и конструктивные переговоры. Какова специфика этих стратегий. Охарактеризуйте три стадии переговоров. Укажите, к чему сводится итоговый анализ переговоров. Во втором вопросе следует остановиться на тех приемах, которые используются при позиционном торге, которые демонстрируют отношение к оппоненту как к противнику. Укажите отличие приемов, ориентированных на партнерский подход. Рассмотрите приемы, носящие двойственный характер. Приведите примеры, иллюстрирующие приведенные теоретические положения. При ответе на третий вопрос следует указать, что названный прием является разновидностью «ухода», проанализируйте конструктивные и деструктивные последствия этого приема. Приведите конкретную ситуацию из деловой практики, иллюстрирующие ваши положения.
Литература Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб.пособие. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001. Бройнинг Г. Руководство по ведению переговоров. М.: ИНФРА-М, 1996. Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. Нева, 2003. Мастенбург В. Переговоры. Калуга. КИСИ, 1993. Митрошенков О.А. Эффективные переговоры. М.: ИНФРА-М., Новосибирск, 2002. Мокшанцев Р.И. Психология переговоров. М.: ИНФРА-М, Новосибирск, 2002. Тема 15. Деловое общение и психодиагностика. Вариант 15. 1. Психодиагностика: значение и понятие. 2. Классификация тестов. 3. Проанализируйте особенность проективных методик (тестов). Методические рекомендации В первом вопросе следует ответить на вопрос, каково значение психодиагностики, какова область ее применения. Укажите, как давно появились психодиагностические методы. Применялись ли психодиагностические методики в древности. Во втором вопросе важно отметить, какие факторы необходимо учитывать при работе с тестами. Назовите области применения тестов и охарактеризуйте их виды. Укажите в чем смысл анализа делового общения средствами психодиагностики. В третьем вопросе важно отметить, что названная методика основана на представлении о том, что в основе всех проявлений личности лежат явные и скрытые побуждения, предпочтения, желания и конфликты. Опишите ее специфические черты и назовите тесты, относящиеся к проективным. Литература Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2003. Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. – Воронеж.: Модэк, 1995. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. - М.: Институт прикладной психологии, 1997. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. - Петрозаводск.: Петроком, 1992. Тема 16. Деловое общение в рабочей группе. Вариант 16. 1. Социально-психологические особенности рабочей группы. 2. Охарактеризуйте понятие «социально-психологический климат» в коллективе. 3. Укажите, какие процессы включает в себя групповая динамика: а) формирование взаимосвязей; б) возникновение подгрупп на неформальной основе; в) влияние одного члена группы на другого; г) принятие решений; д) лидерство. Методические рекомендации В первом вопросе важно охарактеризовать рабочую группу, перечислив присущие ей черты: разделение функций, наличие должностной иерархии, система позитивных и негативных санкций и т.д. Укажите, в чем заключается профессиональная зрелость рабочей группы. Перечислите существующие типы отношений в системе «руководитель – подчиненный». Во втором вопросе следует раскрыть содержание понятия «социально-психологический климат», указав на то, что это состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это сплав установок, настроений и чувств членов группы. Приведите пример из деловой практики, иллюстрирующий ваши положения. В третьем вопросе важно обосновать ответ и проиллюстрировать его конкретным примером из деловой практики. Литература Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. - М.: Автор, 1993. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник.- М.: ООО «ТК Велби», 2003. Аронсон Э. Общественное животное.- М.: Аспект-Пресс, 1998. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология.- СПб.: Речь, 2000. Тема 17. Референтная группа и лидерство. Вариант 17. 1. Сущность и признаки референтной группы. 2. Социально-психологическая характеристика понятия «лидер». 3. Укажите правильное определение понятия «конформизм» и назовите факторы социальной ситуации, влияющих на него: а) стремление личности к согласованию своих мнений и действий с мнениями и действиями членов группы; б) возрастание активности и продуктивности деятельности индивида вследствие присутствия рядом других людей: в) снижение индивидом своей активности и продуктивности в присутствии других людей. Методические рекомендации В первом вопросе важно охарактеризовать понятие «референтная группа», то есть группа с которой личность отождествляет или сравнивает себя. Рассмотрите виды референтных групп: нормативные, сравнительные, негативные. Раскройте содержание понятий «социальная фасилитация» и «социальная ингибиция». Во втором вопросе следует раскрыть содержание понятия «лидер», рассмотреть выделяемые три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле) и ситуативный лидер. Проанализируйте их характеристики. В чем отличие взаимодействия руководителя и руководимых им людей, от взаимодействия лидера и ведомых. В третьем вопросе следует указать на правильное определение понятия «конформность», раскрыть его содержание и отметить, что именно оказывает влияние на индивида, побуждающего его к конформному поведению. Приведите пример из деловой практики, иллюстрирующий ваши положения. Литература Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы.- М.: Аспект-Пресс, 2001. Андреева Г.М . Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник.- М.: ООО «ТК Велби», 2003. Аронсон Э. Общественное животное.- М.: Аспект-Пресс, 1998. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПб.: Речь, 2000. Тема 18 . Стиль руководства. Вариант 18. 1. Сущность понятия «стиль руководства». 2. Типы стилей руководства 3. Что из перечисленных характеристик относится к понятию «руководитель» и не относится к понятию «лидер»: а) осуществляется как в системе административно-правовых, так и морально-психологических связей; б) выполняет несколько социальных ролей; в) осуществляется в системе административно-правовых отношений; г) имеет психологическую природу; д) даны права и полномочия законом. Методические рекомендации В первом вопросе следует начать с уточнения понятия «руководство» и соотнесения этого понятия с «управлением» и «лидерством». Важно указать, что под стилем руководства понимается совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а так же форму исполнения этих методов. Охарактеризуйте три основных типа методов управленческого воздействия: командный, договорной, социально-психологический. Во втором вопросе перечислите наиболее принятые стили руководства: автократический, демократический и свободный. Укажите, существуют ли постоянные связи между различными стилями руководства и продуктивностью подчиненных. Важно отметить, что хотя в разных работах выделяют разные стили руководства, каждый из этих стилей определенным образом связан с продуктивностью и удовлетворенностью членов группы (организации). В третьем вопросе важно указать, что отечественные исследователи выделяют «руководство» и «лидерство» как два различных явления, присущих организованным ( в той или иной степени) общностям. Укажите является ли наличие лидера, в отличие от руководителя необходимым признаком любой официальной организации. Литература Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы.- М.: Аспект-Пресс, 2001. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 1996. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник.- М.: ООО «ТК Велби», 2003. Аронсон Э. Общественное животное.- М.: Аспект-Пресс, 1998. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - СПб.: Речь, 2000. Тема 19 . Типология конфликтов.
Вариант 19. 1. Виды и структура конфликта. 2. Стадии протекания конфликта. 3. Укажите причины: а) внутриличностного конфликта; б) межличностного конфликта; в) межгруппового конфликта; г) организационного; 1) отличие в культуре, социально-психологическом типе личности; 2) конкуренция за получение группой ограниченных ресурсов; 3) фрустрация; 4) конфликт между формальной и неформальной группой. Методические рекомендации В первом вопросе следует рассмотреть само определение понятия «конфликт». Укажите, что основу конфликтных ситуаций составляет столкновение противоположно направленных интересов, мнений и целей. Рассмотрите наиболее распространенную типологию конфликта, выделяющую: внутри личностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой. Охарактеризуйте эти типы. В чем принципиальное различие межличностных и межгрупповых конфликтов? Назовите иные классификации конфликтов. Рассмотрите структуру конфликта. Во втором вопросе важно рассмотреть общие стадии протекания конфликта: формирование противоречивых интересов, переход потенциального конфликта в реальный, конфликтные действия, снятие или разрешение конфликта, пост конфликтную ситуацию. В третьем вопросе следует не просто соотнести типы конфликта и их причины, но и охарактеризовать эти причины. Укажите, какие факторы способствуют в большей степени конфликтам в организации. Назовите общие деструктивные и конструктивные функции конфликта.
Литература Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Гришина Н.В . Психология конфликта. СПб.:Питер, 2000. Душкина М.Р. Психология влияния: Деловое общение. СПб.: Питер, 2004. Конфликтология/Под ред.В.В.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2005. Майерс Д. Социальная психология. – М.: Питер, 2005. Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций. – СПб.: Союз, 2002. Рамендик Д.М. Управленческая психология. Учебник – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006. Тема 20. Способы предупреждения и разрешения конфликтов. Вариант 20. 1. Понятие «профилактика конфликта». 2. Переговоры как способ разрешения конфликтов. 3. Рассмотрите на конкретном примере – что выгоднее участникам переговоров: максимально большой общий выигрыш или собственный? Методические рекомендации В первом вопросе следует рассмотреть понятие «профилактика конфликта» указав, что оно состоит в распознавании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем, возможности их возникновения. Укажите, в чем сущность двух уровней причин конфликта (социального и психологического). Охарактеризуйте известные вам типы конфликтных личностей. Как можно нейтрализовать их негативную роль? Во втором вопросе важно проанализировать понятие «переговоры» и указать в чем их особенность. На какие модели завершения конфликта могут быть ориентированы переговоры. Какие две основные стратегии, используют для ведения переговоров и какая стратегия предпочтительнее. При ответе на третий вопрос следует учесть, что одной из особенностей переговоров является зависимость участников друг от друга. Однако, в условиях конфликта, любые переговоры связаны с противоречивыми интересами сторон. Приведите конкретный пример переговоров в конфликтной ситуации. Литература Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.:Питер, 2000. Душкина М.Р. Психология влияния: Деловое общение. СПб.: Питер, 2004. Конфликтология/Под ред.В.В.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2005. Майерс Д. Социальная психология. – М.: Питер, 2005. Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций. – СПб.: Союз, 2002. Тема 21. Стресс и его природа. Вариант21. 1. Понятие «стресс» и его виды. 2. Каковы способы предупреждения и управления стрессом. 3. Соотнесите понятия и их определения: а) аффект; б) стресс; в) фрустрация; г) депрессия; 1) состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии; 2) состояние душевного расстройства, подавленности, характеризуемое упадком сил и снижением активности; 3) эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд; 4) кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос важно охарактеризовать понятие «стресс», указать, кто из исследователей впервые проанализировал это явление. Назовите и охарактеризуйте виды стресса. Одинаково ли действуют на людей одни и те же раздражители, если нет, то чем это обусловлено. Чем отличается понятие «стресс» от «стрессор». Перечислите и охарактеризуйте фазы стресса. Ответьте на вопрос - являются ли стрессы необходимым условием жизни людей. Ответ на второй вопрос предполагает рассмотрение проблемы – поддается ли стресс управляющим воздействиям. Назовите способы его предупреждения. Проанализируйте: подвержены ли стрессу больше слабые люди, чем сильные; являются ли стрессорами высокие притязания; легко ли определить источники стресса. Третий вопрос предполагает не только выбор правильного ответа, но и подробный анализ перечисленных психологических понятий. Приведите конкретный пример из деловой практики. Литература Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Конфликтология/Под ред.В.В.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2005. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 1999. Тарасов А.Н. Социально-психологические особенности функционирования службы персонала в современных условиях. Учебное пособие.- М.: ГУУ, 2003. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья. – М., 2001. Карлсон Д. Типичные ошибки малого бизнеса.- СПб.: Питер, 1998 Тема 22. Стрессоустойчивость в деловом общении. Вариант 22. 1. Формирование стрессоустойчивости в повседневной жизни. 2. Влияние самооценки на стрессоустойчивость. 3. Проанализируйте какие из перечисленных утверждений являются ложными: а) «стресс – это удел слабых людей»; б) «я не могу нести ответственность за стресс в моей жизни, мы все его жертвы»; в) «я всегда знаю, когда испытываю чрезмерный стресс»; г) «все люди реагируют на стресс одинаково»; д) « я всегда знаю, когда испытываю чрезмерный стресс»; е) «все люди реагируют на стресс одинаково»; ж) «при стрессе, все, что нужно сделать – это прежде всего расслабиться»; з) «важнейшее мероприятие в борьбе со стрессом – это психотерапия. Методические рекомендации При ответе на первый вопрос важно начать с определения понятия «стресс». Укажите, кто ввел в научный оборот этот термин и разработал концепцию стресса как приспособительной реакции организма на воздействие экстремальных факторов. Укажите, зависит ли стрессорный эффект от внешних воздействий, от типа специфических приспособительных ответов на них. Важно отметить, что основой стрессоустойчивости является поисковая активность. Второй вопрос предполагает соотнесение категории «стресс» и «дистресс». Укажите, любая ли эмоциональная встряска является стрессором (источником стресса). Укажите, увеличивается ли при этом устойчивость организма. Каков механизм влияния нашей самооценки на стрессоустойчивость? Ответ на третий вопрос должен заключаться не только в выборе верных положений в тесте, но и в анализе содержания выбранных вами утверждений. Литература Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Конфликтология/Под ред.В.В.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2005 Айзенк Г.,Айзенк М . Исследование человеческой психики: Пер.с англ. М.: Эксмо-Пресс, 2001. Линчевский Э.Э. Мастерство управленческого общения: руководитель в повседневных контактах и конфликтах.- СПб.: Питер, 2002. Панкратов В.Н . Саморегуляция психического здоровья.- М., 2001. Штайнер К. Как снять стресс.- М.: Прогресс-Универс, 1993.
Тема 23 . Сущность и механизмы манипулятивного общения. Вариант 23. 1. Психологическая природа манипуляции. 2. Технология методов и приемов манипуляции в межличностном общении. 3. Является ли знание приемов и методов манипулятивного воздействия гарантией защищенности личности, ее информационно-психологической безопасности. Ответ обоснуйте. Методические рекомендации В первом вопросе важно рассмотреть само понятие «манипулятивное общения», как скрытое психологическое принуждение личности. Опишите основные механизмы манипуляции. Во втором вопросе следует дать развернутую характеристику существующих методов и приемов манипулятивного воздействия, приведите конкретные примеры из деловой практики, иллюстрирующие ваши положения. В третьем вопросе следует проанализировать существующие формы и методы защиты от информационно-психологического воздействия манипулятивного характера, наносящего ущерб личности и обществу в целом. Литература Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Душкина М.Р . Психология влияния: Деловое общение. СПб.: Питер, 2004. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизм и защита. - М.: Че Ро: Юрайт, 2000. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. – М.: ИФРАН, 1999. Тема 24. Этика делового общения. Вариант 24. 1. Основные понятия этики. 2. Общие этические принципы делового общения. 3. Какие из перечисленных чувств следует отнести к: а) моральным; б) эстетическим; в) интеллектуальным; 1) сомнение; 2) стыд; 3) гордость; 4) ирония; 5) удивление; 6) чувство долга; 7) презрение; 8) наслаждение; 9) любознательность. Методические рекомендации В первом вопросе следует дать определение понятиям «этика», «мораль», «общение». Укажите в чем их отличие. Важно отметить, что в противоречии между должным (нормы морали) и сущим и заключена противоречивая сущность мотивации общения. Дайте определение понятия «этика делового общения». В чем состоит парадокс морального поведения. Во втором вопросе следует охарактеризовать особенности этических принципов делового общения. Охарактеризуйте понятие «деловой прагматизм». Назовите и прокомментируйте современные позиции по вопросу о соотношении этики и бизнеса. Ответ на третий вопрос должен заключаться не только в выборе верных положений в тесте, но и в анализе содержания выбранных вами утверждений. Литература Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Алехина И.Я. Имидж и этикет в бизнесе. – М.: Дело, 2003. Ботавина Р.Н . Этика деловых отношений. Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. Венедиктова В.И . О деловой этике и этикете. – М.: Фонд «Правовая культура», 1994. Деловое общение. Деловой этикет: Учеб.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. Тема 25. Этические принципы и деловое общение. Вариант 25. 1. Охарактеризуйте специфику делового общения и этики делового общения. 2. Сущность основного этического принципа в деловом общении. 3. Назовите нравственные эталоны и образцы поведения. Методические рекомендации В первом вопросе следует рассмотреть понятие «деловое общение», как возникающее на основе и по поводу определенного вида деятельности. Важно соотнести его с понятием «этика делового общения» как совокупности нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей. Во втором вопросе рекомендуется вспомнить общий нравственный принцип человеческого общения, содержащийся в категорическом императиве И.Канта. Сформулируйте основной этический принцип применительно к деловому общении. В третьем вопросе следует не только назвать нравственные образцы поведения, но и проанализировать их содержание. Литература Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарики, 2000. Ботавина Р.Н . Этика деловых отношений. Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению: Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2000. Парсонс Г . Человек в современном мире.- М.: Прогресс, 1985.
Тема 26. Этикет и культура делового общения Вариант 26. 1. Этикет как важная сторона профессионального поведения. 2. Основные правила современного делового этикета. 3. Могут ли этикетные нормы противоречить нравственной позиции в деловом общении? Методические рекомендации В первом вопросе следует рассмотреть особенности делового этикета. Укажите, в чем заключается единство этической и эстетической стороны этикета. Возможен ли отказ от этикетных правил. Назовите и охарактеризуйте речевой этикет, этикетные церемонии, этикет делового письма. Во втором вопросе важно рассмотреть правила делового этикета. Укажите, в чем заключается функциональное назначение существующих правил делового этикета. Приведите конкретные примеры приветствия, поведения, обращения в деловом общении и охарактеризуйте их. Назовите речевые и психологические правила делового общения. В третьем вопросе следует обосновать свою позицию и проанализировать приведенный пример из деловой практики. Литература Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М.: Фонд «Правовая культура», 1994. Деловое общение. Деловой этикет: Учеб.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. Кузин Ф.А . Культура делового общения: Практическое пособие. – М.: Ось-89, 2004. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарики, 2000.
Тема 27 . Этика и этикетные нормы в деловом общении. Вариант 27. 1. Общее и различное в понятиях «этикетные нормы» и «этические нормы». 2. Особенности этики делового общения традиционного общества. 3. Проанализируйте, когда коллективизм превращается в конформизм, а индивидуализм становится эгоизмом? Методические рекомендации При ответе на первый вопрос следует соотнести определения понятий «этикетные нормы» и «этические нормы», проанализировать сущность и различие их содержания. Каковы функции этикета. При определении специфики норм морали, укажите на положение о том, что единство свободы воли и всеобщности составляет характерную особенность морали. Могут ли видоизменяться нормы этикета? Во втором вопросе важно отметить, что этика делового общения определяется общественно-экономическим строем общества, структурой его социальной организации и господствующим типом общественного сознания. Проанализируйте такие понятия как: «ритуал», «традиция», «обычай», которые выступают основным механизмом делового общения. В третьем вопросе следует обосновать свою позицию и проанализировать содержание названных этических понятий. Литература Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М.: Фонд «Правовая культура», 1994. Деловое общение. Деловой этикет: Учеб.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие. – М.: Ось-89, 2004. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - М.: Гардарики, 2000 |