Учебное пособие: Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения Специальность 080504 Государственное и муниципальное управление
Название: Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения Специальность 080504 Государственное и муниципальное управление Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие |
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» Кафедра государственного и муниципального управленияЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕМОГРАФИЯ Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения Специальность 080504 – Государственное и муниципальное управление Санкт-Петербург 2006
Допущено редакционно-издательским советом СПбГИЭУ в качестве методического издания Составитель канд. экон. наук, доц. О.И. Евсеенко Рецензент д-р экон. наук, проф. Д.В. Шопенко Подготовлено на кафедре государственного и муниципального управления Одобрено научно-методическим советом специальности 080504 – Государственное и муниципальное управление Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета, представленного составителем СПбГИЭУ, 2006 Содержание 1. Общие положения ……………………………………………….4 2. Методические указания к выполнению курсовой работы…….4 3. Требования к оформлению курсовой работы………………….5 4. Темы курсовых работ……………………………………………6 5. Рекомендуемая литература………………………………………8 Приложение 1. Пример оформления титульного листа курсовой работы……………………………………………………………….9 1. Общие положения В процессе изучения дисциплины «Демография» будущие специалисты должны получить необходимые знания, умения и навыки для работы в органах государственного и муниципального управления. Введение «Демографии» в курс подготовки по данной специальности обусловлено необходимостью решения крайне обострившейся в последние годы демографической ситуации в большинстве регионов России. Проблемы депопуляции и нерациональной миграции, затрагивающие национальные интересы страны, в организационном плане должны конкретно решаться работниками государственных и муниципальных органов. Умение дать квалифицированную оценку демографической обстановки и сделать соответствующие выводы о ее перспективах необходимо не только специалистам в области демографии, но и работникам, занимающимся различными вопросами экономического и социального развития (в сфере труда, занятости, социального обеспечения, образования, здравоохранения и т.д.). Выполнение учебного плана по курсу «Демография» предусматривает овладение теоретическими основами науки, приемами и методами изучения населения как на государственном (федеральном), так и на региональном уровне. Подготовка по данному предмету включает проведение лекций и практических занятий, а также написание студентами курсовой работы. Целью курсовой работы является закрепление полученных на лекционных и практических занятиях знаний, формирование умения анализировать и сравнивать с позиций современных требований данные по демографии. 2. Методические указания к выполнению курсовой работы Курсовая работа состоит из трех разделов. Первый раздел работы является общим для всех студентов и носит теоретический и обзорный характер. В нем должны быть изложены основные понятия, их сущность и структура, методы и критерии оценки; отражены этапы развития процесса, явления или метода в зависимости от выбранной темы. Основное внимание должно быть уделено историческим особенностям и закономерностям, показано значение, которое имеет предмет изучения для воспроизводства населения. Рекомендуемый объем раздела - 6-8 страниц. Второй раздел носит вариантный и индивидуальный характер. В нем должен быть проведен углубленный анализ тех или иных демографических процессов, явлений и структур, выявлены тенденции и закономерности их развития, территориальные особенности проявления, причины и факторы, их обусловливающие. В зависимости от темы работы в нем могут рассматриваться современные функции, роль в воспроизводственном процессе, наиболее острые и актуальные проблемы развития предмета изучения. При работе над вторым разделом следует обратить особое внимание на причины возникновения негативных явлений в демографических процессах или неэффективности методов их регулирования. Необходимым и обязательным содержанием данного раздела работы должны явиться конкретные расчеты демографических показателей (демографических коэффициентов, показателей динамики и структур населения, стандартизация показателей, перспективные расчеты населения т.д.), выполняемые автором в аналитических целях. Данный раздел работы должен содержать табличные и графические материалы. Выводы, представленные во втором разделе, должны опираться на конкретные статистические данные, материалы социально-демографических и социологических обследований, переписей населения. Рекомендуемый объем раздела – 8-10 страниц. Третий раздел работы должен быть посвящен определению направлений оптимизации демографических процессов, повышению эффективности мер демографической политики, современным взглядам и концепциям народонаселения, а также общим выводам. Рекомендуемый объем раздела – 6-8 страниц. Общий объем курсовой работы должен составлять 30 страниц. 3. Требования к оформлению курсовой работы Содержание курсовой работы должно состоять из введения, основной части, раскрывающей содержание выбранной темы, и заключения, содержащего общие выводы по теме. Курсовая работа должна иметь титульный лист, на котором указывается название дисциплины, фамилия, имя и отчество студента, форма обучения и дата выполнения. Работа должна быть подписана студентом. Она может быть выполнена в машинописном виде или в варианте с использованием компьютерной техники. (Образец титульного листа курсовой работы – Приложение 1). В конце курсовой работы необходимо приложить список использованной литературы, составленный в соответствии с требованиями библиографического описания. Тему курсовой работы студент выбирает самостоятельно, но по согласованию с преподавателем. Студент может предложить свою тему курсовой работы, также согласовав это с преподавателем. 4. Темы курсовых работ 1. Система знаний о народонаселении 2. Система концепций (теорий) народонаселения 3. Исторические типы воспроизводства населения 4. Основные теоретические концепции демографии 5. Закон народонаселения Т. Мальтуса 6. Теории народонаселения в 20 веке 7. Тенденции и закономерности движения населения мира 8. Особенности современного и перспективного размещения населения мира 9. Региональные особенности демографической ситуации в мире 10. Общие тенденции и региональные особенности рождаемости и смертности населения мира 11. Основные тенденции международной миграции 12. Качество населения: сущность, методы оценки и управления 13. «Демографический переход»: сущность, формы проявления и региональные особенности 14. «Эпидемиологический переход»: сущность и формы проявления 15. Развитие методологии проведения переписей населения в СССР и России 16. Проблема полноты и достоверности учета численности населения 17. Методология проведения переписей населения в зарубежных странах 18. Депопуляция в России: причины, последствия, перспективы 19. «Демографический переход» в России 20. Современная демографическая ситуация в России 21. Региональные особенности демографической ситуации в России 22. Развитие человеческого потенциала России 23. Рождаемость населения в России и пути ее повышения 24. Проблемы смертности населения в России и пути их решения 25.Здоровье населения и факторы, его определяющие 26. Брачность, разводимость и их роль в воспроизводстве населения 27. Трансформация брачно-семейных установок населения 28. Особенности возрастно-половой структуры населения России 29. Проблема старения населения и пути ее решения 30. Миграция на постсоветском пространстве 31. Миграция и миграционная политика в России 32. Внешняя трудовая миграция в России и задачи ее регулирования 33. Роль миграции в формировании и воспроизводстве населения России 34. Вынужденная миграция в России 35. Демографическая ситуация в Санкт-Петербурге и предложения по ее оптимизации 36. Демографическая ситуация в Ленинградской области и предложения по ее оптимизации 37. Демографическая политика: сущность, методы, направления, эффективность 38. Опыт проведения демографической политики в СССР и России 39. Демографическая политика в развитых европейских странах (на примере отдельных стран или регионов) 40. Демографическая политика в странах Азии (на примере отдельных стран или регионов) 41. Демографическая политика в развивающихся странах (на примере отдельных стран или регионов) 42. Цели, задачи и приоритеты современной демографической политики в России 43. Региональные особенности демографической политики в России 44. Мониторинг социально-демографической политики в странах Европейского Союза 45. Практическая значимость демографического прогноза в государственном и муниципальном управлении 46. Методы демографического прогнозирования 47. Прогнозирование рождаемости населения 48. Прогнозирование смертности населения 49. Прогнозы численности населения мира и России 50. Демографические прогнозы для России 5. Рекомендуемая литература 5.1.Справочники 1. Демографические ежегодники Российской Федерации. – М.: Госкомстат РФ, 1993-2005 гг. 2. Демографический энциклопедический словарь. – М.: Госкомстат СССР, 1985. 3. Народонаселение. Энциклопедический словарь. – М.: Госкомстат РФ. 1994. 4. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 года, Федеральная служба государственной статистики, М, 2006. 5.2. Учебные пособия 1. Медков В.М. Основы демографии: Учебное пособие.- Ростов-на Дону: Феникс, 2003. 2. Демография: Учебное пособие/ Под ред. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2004. 3. Бутов В.И. Демография: Учебное пособие/ Под ред. В.Г. Игнатова.-М.: ИКЦ «Март», 2003. 4. Борисов В.А. Демография. Учебник для вузов. – М.: Нота Бене, 2003. 5. Демография и статистика населения: Учебник./ Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. |