Учебное пособие: Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по спец. 260502 «Технология продукции общественного питания»
Название: Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по спец. 260502 «Технология продукции общественного питания» Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФГОУ СПО Тольяттинский политехнический колледж Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников дисциплины Контроль качества продукции и услуг в общественном питании для специальности 260502 «Технология продукции общественного питания» Тольятти 2009 Содержание
1. Пояснительная записка Рабочая программа учебной дисциплины «Контроль качества продукции и услуг» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности: 260502 «Технология продукции общественного питания», утвержденных Минобразованием России № 11-2711-Б от 6.02.02г. Рабочая программа дисциплины определяет общий объем знаний, подлежащих обязательному усвоению студентом. При составлении рабочей программы за основу была принята примерная программа учебной дисциплины «Контроль качества продукции и услуг», утвержденная Управлением науки и учебных заведений Госстроя РФ 29.04.1999г. Изменений в содержание тем, в последовательность изучения материала, в тематику лабораторных и практических занятий, рекомендуемых примерной программой, не внесено, т.к. по мнению составителя содержание материала, очерченного примерной программой, тематика рекомендуемых практических занятий в должной мере учитывает специфику специальности и позволяет реализовать главную цель изучения предмета – дать студенту возможность освоить основные понятия, термины, определения в области контроля качества, сформировать умения и навыки отбора проб и применения рациональных методов контроля и оценки качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Рабочим учебным планом для данной дисциплины определено: - дисциплина изучается в течение одного семестра; - объем обязательной нагрузки с учетом выделения часов из резерва составляет _ час. (_ час. теоретических и _ час. лабораторно-практических занятий); - максимальная нагрузка на студента устанавливается в объеме 55 часов; В связи с чем, в тематическом плане рабочей программы произведена корректировка распределения часов по разделам и темам. Для активизации самостоятельной работы, обеспечения реальной возможности ее выполнения рабочая программа предполагает обязательное использование методических пособий, перечень которых указан в списке литературы. Текущий контроль усвоения студентами материала предусматривается в форме устного и письменного опроса по контрольным вопросам и защита отчетных работ. В результате изучения дисциплины студент должен: иметь представление: ¨ об основных понятиях, терминах и определениях в области контроля качества; ¨ о требованиях к качеству сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, видах дефектов; ¨ о методах контроля качества, назначении испытательных лабораторий, требованиях к их материально-технической базе и персоналу; знать: ¨ правила отбора проб и проведения контроля качества; ¨ виды фальсификации сырья и готовой продукции; ¨ способы обнаружения и методы предупреждения; уметь: ¨ проводить контроль качества и услуг в общественном питании на разных стадиях технологического процесса; ¨ определять по прямым и косвенным признакам соответствие рецептуре, соблюдение установленных режимов технологических процессов; ¨ проводить идентификацию продукции и услуг, выявлять фальсификацию сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. 2. Тематический план
3 Содержание учебной дисциплины 1 Контроль качества продукции и услуг в общественном питании Актуальность проблемы обеспечения качества продукции и услуг общественного питания. Концепция здорового питания. Значение контроля для решения проблемы обеспечения качества продукции и услуг. Контроль качества: основные понятия, классификация, назначение и краткая характеристика отдельных видов, критерии выбора в предприятиях общественного питания. Организация государственного и внутрифирменного контроля за качеством продукции и услуг предприятий общественного питания. Правовая и нормативная база контроля качества.Федеральные законы : «О защите прав потребителя», «О стандартизации», «О сертификации» В результате изучения темы студент должен: иметь представление: ¨ об актуальности проблемы обеспечения качества продукции и услуг общественного питания; знать: ¨ основные понятия, виды контроля, их назначение, характеристику; ¨ организацию контроля, правовую и нормативную базу. 2 Требования к качеству сырья, полуфабрикатов и готовой продукции Основные понятия: качество, требования к качеству, свойства и показатели. Виды продукции в общественном питании: производственного назначения и потребительского. Требования к качеству продукции производственного назначения: технологические, органолептические свойства, сохраняемость, безопасность, экономичность. Требования к качеству продукции потребительского назначения: функционального назначения, органолептические свойства, безопасность, сохраняемость, эстетические свойства. Требования к качеству обязательные и рекомендуемые: нормативные документы и их устанавливающие. Группы показателей качества: органолептические, физико-химические и микробиологические. В результате изучения темы студент должен: иметь представление: ¨ о делении видов продукции по назначению; знать: ¨ основные термины; ¨ требования к качеству сырья, полуфабрикатов и продукции, нормативные документы, их устанавливающие. 3 Методы контроля качества Классификация методов контроля, признаки классификации. Органолептические методы контроля: понятие, разновидности. Физиолого-психологические основы органолептической оценки основных показателей. Методы определения сенсорных способностей контролеров. Условия проведения органолептического контроля. Измерительные методы контроля: понятие, разновидности, назначение, критерии выбора. Краткая характеристика основных измерительных методов. Экспресс-методы контроля качества. Регистрационные методы контроля. Книга отзывов и предложений Бракеражный журнал: понятие, назначение, порядок ведения. Лабораторная работа № 1 Определение массовой доли сухих веществ и влажности методом высушивания. В результате изучения темы студент должен: иметь представление: ¨ о классификации методов контроля качества; знать: ¨ основные понятия, разновидности, назначение, достоинства и недостатки методов контроля; уметь: ¨ применять простейшие измерительные методы при контроле качества готовой продукции. 4 Правила отбора проб Обоснование необходимости и целесообразности проведения выборочного контроля в предприятиях общественного питания путем отбора выборок и проб. Основные понятия: единичное изделие, упаковочная единица, товарная партия, выборка, проба, образец, навеска. Виды проб: точечная (разовая), объединенная (средняя). Правила отбора проб от партии продукции общественного питания,отправляемой на реализацию. Виды нормативных документов, устанавливающие правила отбора. Порядок отбора проб для лабораторных испытаний их упаковка, доставка в лабораторию, обеспечение сохранности. Особенности отбора проб полуфабрикатов, готовых блюд, кулинарных и кондитерских изделий разных видов. Оформление актов отбора проб, порядок их списания. Подготовка проб к испытаниям. Условия и сроки хранения проб в лаборатории. Порядок проведения испытаний. Лабораторная работа № 2 Отбор проб кулинарной продукции разных видов. Оформление отбора. В результате изучения темы студент должен: иметь представление: ¨ об основных понятиях в области отбора проб; знать: ¨ правила отбора проб полуфабрикатов, готовых блюд, кулинарных и кондитерских изделий; ¨ порядок оформления отбора проб, обеспечение их сохранности; уметь: ¨ отбирать пробы полуфабрикатов, готовых блюд, кулинарной и кондитерской продукции, оформлять акты отбора. 5 Фальсификация сырья и продукции Основные понятия: идентификация, прослеживаемость, фальсификация. Идентификация продукции: ассортиментная, качественная , количественная., партионая; их назначение и краткая характеристика, конечные результаты: установление соответствия или несоответствия. Дефекты продукции: понятие, виды, причины возникновения и способы устранения. Дефекты: сырьевые, технологические, послереализационные. Фальсификация: виды, средства, способы обнаружения, последствия для предприятий общественного питания и потребителей. Ответственность за выпуск и реализацию фальсифицированной продукции. Лабораторная работа № 3 Изучение способов обнаружения фальсифицированных горячих напитков (чая, кофе). Лабораторная работа № 4 Изучение способов обнаружения фальсификации натуральных рубленых мясных полуфабрикатов хлебом или мукой. Лабораторная работа № 5 Обнаружение фальсификации сливочного масла. В результате изучения темы студент должен: иметь представление: ¨ о прослеживаемости продукции; знать: ¨ основные понятия, назначение, виды идентификации, фальсификации, дефектов; ¨ средства и способы обнаружения фальсификации; ¨ последствия и ответственность за фальсификацию; уметь: ¨ применять способы обнаружения фальсификации. 6 Идентификация услуг общественного питания Услуги общественного питания: виды, назначение. Идентификация услуг общественного питания: критерии услуги питания предприятий разных типов и классов, общность и различия. Критерии услуг по производству и реализации продукции заготовочными, доготовочными предприятиями, в том числе и быстрого обслуживания; магазинов кулинарии. Лабораторная работа № 6 Решение ситуационных задач по идентификации услуг питания предприятий общественного питания разных типов и классов. В результате изучения темы студент должен: знать: ¨ классификацию услуг общественного питания, критерии их идентификации; уметь: ¨ идентифицировать услуги. 7 Испытательные лаборатории для предприятий общественного питания Испытательные лаборатории: понятие, назначение, функции. Требования к материально-технической базе и персоналу испытательных лабораторий. Нормативные документы регламентирующие эти требования. Аттестация и аккредитация испытательных лабораторий. Результаты испытаний: порядок оформления в протоколах и журналах испытаний. Формы документов. В результате изучения темы студент должен: знать: об аттестации и аккредитации испытательных лабораторий: требования к испытательным лабораториям и нормативные документы, порядок оформления испытаний. 8 Контроль качества полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, напитков Особенности контроля качества полуфабрикатов по основным технологическим (кулинарным) и потребительским свойствам. Дефекты полуфабрикатов: виды, причины, меры по их предупреждению и устранению. Отличительные особенности и общность контроля качества кулинарных и кондитерских изделий с контролем качества полуфабрикатов по потребительским свойствам. Контроль правильности проведения технологического процесса. Дефекты готовой продукции: причины возникновения, способы устранения; повторное использование или устранение дефектной продукции.Особености контроля качества напитков по основным потребительским свойствам: органолептическим и физико-химическим. Лабораторная работа № 7 Оценка качества котлет по органолептическим и физико-химическим показателям. Проверка средней массы котлет. Лабораторная работа № 8 Определение качества овощных полуфабрикатов. Ознакомление с основными дефектами полуфабрикатов. Установление причин их возникновения. Лабораторная работа № 9 Оценка качества напитков холодных и горячих по органолептическим и физико-химическим показателям. Лабораторная работа № 10 Определение реальной и расчетной калорийности блюд. Определение коэффициента соблюдения рецептуры и выявление причин несоответствия. Лабораторная работа № 11 Определение сухих веществ и жира в первых и вторых блюдах. Лабораторная работа № 12 Органолептическая оценка качества сладких блюд. Лабораторная работа № 13 Органолептическая оценка качества первых, вторых, холодных блюд и закусок. Лабораторная работа №14 Ознакомление с основными дефектами полуфабрикатов и готовой продукции. Лабораторная работа № 15 Определение сухих веществ в напитках рефрактометрическим методом. В результате изучения темы студент должен: знать: ¨ виды, причины дефектов полуфабрикатов; уметь: ¨ осуществлять контроль качества полуфабрикатов, изделий, напитков; ¨ распознавать дефекты, устанавливать их причины. 4. Вопросы для самоконтроля
4. Понятие качества. Требования к качеству, свойства и показатели. 5. Требования к качеству продукции производственного назначения. 6. Требования к качеству продукции потребительского назначения. 7. Группы показателей качества.
5. Перечень примерных отчетных работ
Отчетные работы студенты оформляют в соответствии с методическими указаниями по каждому заданию на листах формата А4 брошюруют в папку-скоросшиватель в следующем порядке: -титульный лист (Приложение Б) - перечень отчетных работ; - задание на отчетную работу; - выполнение отчетных работ. 6.Методические указания к выполнению контрольной работы. По дисциплине контроль качества продукции и услуг студенты выполняют одну письменную контрольную работу. Контрольная работа выполняется после изучения рекомендуемой литературы. Работа оформляется на листах формата А-4 в печатном виде, согласно заданию. Задание состоит из двух теоретических заданий. Работа может быть проиллюстрирована рисунками, схемами, таблицами. Вариант контрольной работы должен соответствовать порядковому номеру студента в журнале. Содержание контрольной работы: 1. титульный лист; 2. лист с указанием варианта и заданием; 3. задание №1; 4. задание № 2; 5. список используемой литературы. 7. Критерии оценок выполнения студентами отчетных работ Оценка «5» (отлично) выставляется в случае сдачи работы в установленный срок, полного выполнения работы, правильного оформления отчета, грамотного текста, наличия выводов. Оценка «4» (хорошо) выставляется в случае сдачи работы в установленный срок, полного выполнения всего объема работы, при наличии несущественных ошибок при оформлении отчета, не полных выводах. Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется в случае несвоевременной сдачи работы, недостаточного полного выполнения работы, при наличии ошибок в оформлении отчета, при очень ограниченных выводах. Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется в случае, если работа сдана с опозданием, допущена крайняя небрежность в оформлении отчета, выводы отсутствуют. 8.Задания для контрольной работы. Вариант № 1 1.Требования к качеству сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в О.П. 2. Федеральный закон «О защите прав потребителя». С какой целью издан закон? Вариант № 2 1. Методы контроля качества. 2. Федеральный закон «О защите прав потребителя». Какой товар обязан передать потребителю продавец. Вариант № 3 1.. Правила отбора проб. 2.Федеральный закон «О защите прав потребителя». Какую информацию о товаре или услуге обязан предоставить продавец? Вариант № 4 1.. Фальсификация сырья и продукции. 2.Федеральный закон «О защите прав потребителя». В каких случаях потребитель имеет право на обмен товара? Вариант № 5 1.Идентификация услуг общественного питания 2.Федеральный закон «О защите прав потребителя». На основании чего осуществляется контроль за качеством и безопасностью товаров и услуг? Вариант № 6 1..Испытательные лаборатории для предприятий общественного питания. 2Федеральный закон регулирующий отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасность для здоровья человека от 2 января 2000г. № 29-ФЗ В каких случаях аннулируется лицензия на виды деятельности П.О.П.? Вариант № 7 1.Контроль качества полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, напитков. 2.Федеральный закон регулирующий отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасность для здоровья человека от 2 января 2000г. № 29-ФЗ. Какие продукты не имеют право находиться на реализации в П.О.П.? Вариант № 8 1.Контроль качества продукции и услуг в общественном питании. 2.Федеральный закон регулирующий отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасность для здоровья человека от 2 января 2000г. № 29-ФЗ. Какие продукты не имеют право находиться на реализации в П.О.П.? Вариант № 9 1. Бракеражный журнал: понятие, назначение, порядок ведения 2.Федеральный закон регулирующий отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасность для здоровья человека от 2 января 2000г. № 29-ФЗ.Кто обязан предоставить информацию потребителю о качестве и безопасности пищевых продуктов? Вариант № 10 1.Виды услуг предприятий общественного питания, их назначение. 2.Федеральный закон регулирующий отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасность для здоровья человека от 2 января 2000г. № 29-ФЗ.Какую информацию указывают на упаковке расфасованного товара? Литература и средства обучения Основная: 1. Введение в технологии продуктов питания. Лабораторный практикум [Текст] / Г.М.Мелькина, О.М.Аношина, Л.А.Сапронова и др. – М.: КолосС, 2005.- 248.: ил. 2. Новые гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, 5(9)[Текст], 1997 г. Переод. Изд. _ СПб.: Изд-во «Тест-Принт», 1997, 304 с. 3. Дубцов Г.Г., Сиданова М.Ю., Кузнецова Л.С. Ассортимент и качество кулинарной и кондитерской продукции: Учебное пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. [Текст] – М.: Изд «Мастерство» , 2002. – 240 с. 4. Дмитриченко М.И. Экспертиза качества и обнаружение фальсификации продовольственных товаров. [Текст] – СПб.: Питер, 2003. – 160 с.:ил. 5. Шепелев А.Ф., Кожухова О.И. Товароведение и экспертиза молока и молочных продуктов: учебное пособие[Текст]. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ»,2001.- 128 с.
Дополнительная: 6. Николаева М.А. Товарная экспертиза[Текст]. – М.: Деловая литература, 1999.-205с. 7.Федеральные законы 7.1 «О защите прав потребителя» [Текст] (7 февраля 1992г.) 7.2 «О стандартизации» [Текст] (10 июня 1993г.) |