Учебное пособие: Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов экономических специальностей
Название: Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов экономических специальностей Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие |
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КАДРОВ МСХ И ПРБ Учреждение образования «Гродненский государственный аграрный университет» Кафедра организации и управления в АПК МЕНЕДЖМЕНТ (Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов экономических специальностей)
Гродно 2004 Утверждено: на заседании кафедры организации и управления в АПК. 01.07.2004г., протокол № 10; на заседании методической миссии экономического факультета 30.06.2004г. протокол № 7 Составили: доцент Валедов Е.И. ст. преподаватель Дегтяревич Н.А. ассистент Гудкова Н.А. Рецензент: доцент, зав. кафедры анализа и учета в АПК Корватовская Л.В. Менеджмент (методические указания по выполнению курсового проекта для студентов экономических специальностей)
© УО «Гродненский государственный аграрный университет», 20( 1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
1.1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Курсовое проектирование является одной из важных форм самостоятельной работы студентов на завершающем этапе изучения той или иной дисциплины. В процессе выполнения курсового проекта студент должен дать оценку: • теории и практике эффективного управления отечественных и зарубежных ученых и менеджеров; • содержанию принципов управления организацией, отражающих новейшее представление о роли человеческого потенциала; • современным тенденциям в развитии организационных форм; • содержанию общих функций управления и требованиям, предъявляемым к менеджерам в условиях рыночной экономики; • процедурам формирования и методам реализации стратегических планов организации; • методам анализа и выбора вариантов управленческих решений; • принципам построения и видам организационно- управленческих структур. При выполнении курсового проекта студент должен уметь: • применять на практике принципы управления, ориентированные на максимальное использование человеческого потенциала организации; • описывать организацию как объект управления; • определять цели, задачи и содержание управленческого труда работников разных категорий; • проводить анализ факторов и осуществлять выбор стратегии из возможных вариантов развития; • проектировать и организовывать процесс принятия решений; • осуществлять выбор и оценивать эффективность структуры управления организацией. Таким образом, целью курсового проекта является систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний студентов, применение их к решению практических задач; приобретение навыков самостоятельного обоснования основных категорий менеджмента и разработка практических рекомендаций на перспективу. 1.2 ОФОРМЛЕНИЕ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ Работа над курсовым проектом проводится студентом самостоятельно, при консультации преподавателя, ведущего занятия в группе, по материалам хозяйства, в котором студент проходил организационно- технологическую практику или работал. Объем курсового проекта должен составлять примерно 30-40 страниц рукописного или набранного на компьютере текста (формат стандартного листа 203 х 288 до 210 х 297), не считая приложений. Готовый курсовой проект подшивается в скоросшиватель. На титульном листе указывается название вуза, факультета, кафедры, наименование темы проекта с указанием предприятия, на материалах которого он разработан, а также район и область, фамилия, имя и отчество студента, номер группы и. курс, фамилия и инициалы преподавателя (руководителя проекта) и год выполнения проекта. Тему курсового проекта студент получает от преподавателя, ведущего практические занятия в группе перед выездом на организационно- технологическую практику. Во время практики студент обязан собрать необходимый материал и с началом занятий приступить к выполнению курсового проекта. Перед началом выполнения курсового проекта студенты получают инструктивные указания от преподавателя, а во время самостоятельной работы пользуются консультацией. Пример оформления титульного листа : МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «Гродненский государственный аграрный университет» Кафедра организации и управления в АПК
Курсовой проект по менеджменту на тему: «Организация управленческого труда и пути его совершенствования в СКП «Березки» Московского района Гродненской области» Выполнил: студент 4 курса 1 группы экономического факультета Филипов А.Г. Проверил: Гродно 2004 Срок выполнения курсового проекта - согласно учебному плану. Срок сдачи готовых проектов - за 20 дней до начала сессии. Курсовой проект, отвечающий предъявленным требованиям, допускается к защите. Срок защиты - за неделю до начала сессии. Защита курсового проекта проводится комиссионно. Этот момент является завершающей стадией перед сдачей экзамена по дисциплине. При защите студент делает доклад в течение 5-8 минут и отвечает на вопросы членов комиссии. Комиссия (назначается распоряжением по кафедре) по защите курсовых проектов учитывает объем и качество расчетно-пояснительной записки, а также качество защиты (доклад) и ответов на вопросы, на основании которых производит общую оценку. Студенты заочного отделения тему курсового проекта и задание на его выполнение, получают на установочной лекции во время сессии, предшествующей началу изучения данной дисциплины. Примерные темы курсового проекта: 1. Организационная структура предприятия и ее совершенствование в новых условиях хозяйствования. 2. Совершенствование структуры управления в сельскохозяйственном предприятии на пути перехода к - рыночным отношениям. 3. Делопроизводство в системе управления сельскохозяйственным производством и пути его совершенствования. 4. Организация оперативного управления в сельскохозяйственном предприятии. 5. Организация управленческого труда и пути ее совершенствования в сельскохозяйственном предприятии. 6. Пути повышения экономической эффективности работы аппарата управления в рыночных условиях. 7. Совершенствование мотивации труда работников аппарата управления в сельскохозяйственном предприятии. 8. Развитие демократических форм управления в сельскохозяйственном предприятии. 9. Совершенствование организационно- административных методов управления в новых условиях хозяйствования. 10. Повышение роли экономических методов управления в новых условиях хозяйствования. 11. Социально- психологические проблемы управления первичным трудовым коллективом в сельскохозяйственном предприятии. 12. Совершенствование стиля управления руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий. 13. Совершенствование функций планово-экономической службы в управлении сельскохозяйственным предприятием. 14. Управление качеством труда и продукции в сельскохозяйственном предприятии. 15. Кадры управления и их роль в повышении эффективности общественного производства. 16. Организация управления материально- техническим снабжением и сбытом в сельскохозяйственном предприятии. 17. Управление экономическим соревнованием в сельскохозяйственном предприятии. 18. Организация диспетчерской службы в сельскохозяйственном предприятии. 19. Методы оценки кадров управления и пути их совершенствования в сельскохозяйственном предприятии. 20. Коллектив как социальный объект управления в сельскохозяйственном предприятии. 1.3 ОФОРМЛЕНИЕ РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ Расчетно-пояснительная записка пишется разборчивым почерком темными чернилами или может быть набрана на компьютере. Текст записки следует размещать так, чтобы оставались следующие размеры полей: слева - 30-40 мм, справа - 5-10 мм, вверху и внизу -20-25 мм. Описки, опечатки и другие неточности, обнаруженные в процессе выполнения курсового проекта, допускается исправлять подчисткой иди корректором на месте исправленного текста. Все страницы нумеруются по порядку арабскими цифрами. Первой страницей является титульный лист. На второй странице размещают оглавление с указанием страниц, с которых начинаются введение, разделы и подразделы, список использованной литературы и приложения. При этом нумерация введения обычно начинается с третьей страницы. Разделы расчетно-пояснительной записки должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей записки и обозначаться арабскими цифрами с точкой в конце. Подразделы нумеруются в пределах каждого раздела. Так, номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой. Например: «1.3.» (третий подраздел первого раздела). По мере изложения предусмотренных планом разделов студенты обрабатывают цифровой материал и рассчитывают необходимые показатели. На их основе, составляются таблицы, которые должны быть простыми для понимания и правильно отражать содержание изучаемого раздела. Поэтому нецелесообразно делать их громоздкими и перегружать обилием цифр, так как в небольших таблицах показатели выступают компактнее и рельефнее. При невозможности четко проследить зависимость между показателями или добиться хорошей наглядности используют графические методы изображения (графики, схемы, диаграммы). Таблицы, графики и рисунки обязательно сопровождают необходимым текстом, формулируя конкретные выводы и предложения. При этом следует иметь в виду, что текст должен полностью или частично предшествовать таблицам и рисункам со ссылкой на них. Часть таблиц и рисунков можно размещать в приложении. Все таблицы, графики и рисунки должны иметь названия. Таблицы должны последовательно нумероваться арабскими цифрами в пределах раздела. В правом верхнем углу таблицы над соответствующим заголовком помещается надпись «Таблица» с указанием ее номера. Например: «Таблица 2.3.» (третья таблица второго раздела). Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист, при этом над таблицей пишется слово «Продолжение» и указывается номер таблицы. Например: «Продолжение таблицы 3.2.». Расшифровку значений буквенных символов и числовбгх коэффициентов формул следует проводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. При этом значение каждого символа и коэффициента следует давать с новой строки, а перед первой строкой пишется слово «где» без двоеточия. Текстовую часть записки, таблицы и другие материалы курсового проекта размещают только на лицевой стороне каждого листа! Оборотную же сторону следует оставлять для замечаний преподавателя, руководителя или рецензента при заочной форме обучения В конце заголовков текста и названий таблиц точки ставить не надо, за исключением условных сокращений и обозначений. На все формулы, цифры, таблицы и другие данные, взятые из литературных источников, должны быть ссылки. Их необходимо приводить в скобках, указывая порядковый номер источника по списку. Например: [6] (ссылка дается на источник, стоящий под шестым номером в списке использованной литературы). После основной части подшиваются приложения: годовые отчеты и другие материалы. В конце работы приводится список использованной литературы. Источники в нем принято располагать в алфавитном порядке по фамилии автора. Если в каком-то источнике нет автора, то он записывается по первому слову названия. При этом по каждому источнику указывается название издательства, год издания. Последняя страница проекта подписывается студентом и ставится дата. 2. ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛА, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА Для выполнения курсового проекта (по соответствующей теме) студенты в период прохождения производственной практики в хозяйстве собирают указанные ниже данные: ПО ВСЕМ 20 ТЕМАМ КУРСОВОГО ПРОЕКТА ОБЯЗАТЕЛЬНО: 1. Экономические и природные условия хозяйства (природные условия, местоположение, расстояние до пунктов реализации продукции, производственное направление и т. д.) 2. Данные для построения организационной структуры и структуры управления предприятия. Перечень тем и материал по каждой теме, необходимый для выполнения курсового проекта: Тема 1. Организационная структура предприятия и ее совершенствование в новых условиях хозяйствования. Тема 2. Совершение структуры управления в сельскохозяйственных предприятиях на пути перехода к рыночным отношениям. 1.Перечень внутрихозяйственных подразделений (основного, вспомогательного, обслуживающего и подсобного производства), отделений, цехов, бригад, ферм, ремонтных мастерских, автотранспортного парка, складских помещений и т.д. 2.Штатный персонал управленческих работников. 3.Площадь сельскохозяйственных угодий, закрепленная за производственными подразделениями, перечень и количество сельскохозяйственной техники, тракторов, автомашин, поголовье животных, закрепленных за каждой фермой, численность работников, находящихся на каждой ферме или в производственных подразделениях. 4. Расстояние между производственными подразделениями и населенными пунктами и количество населенных пунктов, находящихся на территории подразделений. 5.Уточнить проблемы, возникающие в данной структуре и предложения по совершенствованию ее с главными специалистами и руководителями подразделений. Литература: 1,2,3,4,7.
Тема 3. Делопроизводство в системе управления сельскохозяйственным производством и пути его совершенствования.
1. Номенклатура дел (которые ведут главные специалисты хозяйства и руководители подразделений) и перечень документов, которые они составляют (по возможности сделать копии этих документов). 2. Методом опроса установить время, затрачиваемое на работу с документами, и проблемы, связанные с ведением делопроизводства. 3. Порядок оформления (регистрации) документов, поступающих в хозяйство извне, продолжительность времени на их подработку, ответа на них. 4. Система ведения делопроизводства в хозяйстве (регистрация, хранение, исполнение и т.д.). 5. Организация документооборота (последовательность прохождения документов, их обработка до сдачи на хранение). 6. В беседах с ответственным работником за делопроизводство и работниками аппарата управления уточнить способы совершенствования делопроизводства в хозяйстве. Литература: 1,3,7,8 Тема 4. Организация оперативного управления в сельскохозяйственном предприятии.
1. Как проходит оперативное планирование и наличие оперативных планов (по периодам с.-х. работ) на квартал, месяц, декаду, день? 2. Как проходит оперативный контроль за выполнением этих планов и оперативное регулирование? 3. Как проходят оперативные наряды (структура проведения, продолжительность минут, состав участников, кратность в течение недели, время начала)? 4. Как и кто проводит оперативный анализ (сравнение плановых заданий с фактическим выполнением)? 5. Роль и участие экономической и диспетчерской службы в организации оперативного управления. Литература; 1,2,6,7,10. Тема 5. Научная организация управленческого труда и пути ее совершенствования в сельскохозяйственном предприятии. 1. Провести фотографию рабочего дня в течение 5 дней 2 - 3-х главных специалистов (или рядовых). 2. Как осуществляется планирование рабочего времени на год, квартал, месяц, день? Имеется ли распорядок рабочего дня работников аппарата управления? Фактическая продолжительность рабочего дня работников управления, творческие планы? 3. Организация досуга, оборудование кабинета (рабочего места'» — окраска стен, средства оргтехники, стол, стулья и т.д. Наличие. служебного транспорта. 4. Место проведения отпуска, работав выходные дни. 5. Обсудить со специалистами и руководителями проблемы по совершенствованию организации управленческого труда. 6. Как вопросы организации управленческого труда освещены в должностных инструкциях? Литература: 1,2,3,5,7. Тема 6. Пути повышения экономической эффективности работы аппарата управления в рыночных условиях . 1. Штатный персонал аппарата управления: Ф.И.О., должность, пол, образование, возраст, стаж работы, образование. 2. Система стимулирования аппарата управления (оклад, премирование и т.д.). Обоснованность, объективность и гласность премирования. 3. Наличие творческих планов у руководителей и специалистов, как осуществляется планирование рабочего времени в течение года. 4. Уточнить позиции руководителей и специалистов по размерам, гласности и объективности в стимулировании. 5. Как экономическая служба решает проблемы повышения экономической эффективности в управлении. 6. Стиль управления, принципы управления, законы управления и т.д., используемые в хозяйстве. 7. Продолжительность рабочего дня. 8. Провести фотографии рабочего дня в течение 5 дней, 2-3-х руководителей или специалистов. Литература: 1,2,3,6,7. Тема 7. Совершенствование мотивации труда работников аппарата управления в сельскохозяйственных предприятиях.
1. Штатный персонал: должность, стаж, возраст, пол, образование. 2. Система стимулирования работников управления, удовлетворенность их ее размерами, гласностью, объективностью. 3. Опросить работников о мерах по совершенствованию системы стимулирования (используя метод анкетирования). 4. Количество приказов, распоряжений по наказанию и поощрению работников. 5. Стиль руководства в хозяйстве определите с помощью теста или методом наблюдения. Литература: 1,3,6. Тема 8. Развитие демократических форм управления в сельскохозяйственных предприятиях.
1. Кратность, процедура проведения заседаний правления и общих собраний хозяйства. Вопросы, рассматриваемые правлением хозяйства, и участие в их рассмотрении рядовых членов- руководителей и специалистов хозяйства. 2. Стиль, принципы, законы управления, применяемые в хозяйстве. 3. Порядок разработки и уровень иерархии принятия решений по проблемам управления. 4. Гласность и информированность членов организации по вопросам хозяйственной деятельности, зарплаты и премирования руководителей и специалистов хозяйства и т.д. Литература: 2,4,6,7. Тема 9. Совершенствование организационно-административных методов управления в сельскохозяйственном предприятии. 1. Наличие Устава хозяйства, Положение о предприятии (их соответствие нынешнему состоянию хозяйства). 2. Как экономическая служба доводит до исполнителей нормы и нормативы (нормы выработки, расценки за единицу продукции, цены и т.д.) и как исполнители информированы о них в настоящее время? 3. Приказы, распоряжения, издаваемые руководством хозяйства (взять, по возможности, копии), их количество, издаваемое в течение года, содержание. По каким вопросам принимаются решения коллективных органов? Их компетенция? 4. Обеспеченность исполнения приказов, распоряжений и т.д. 5. Контроль, виды контроля за деятельностью работников управления, стиль управления, принципы, законы, используемые в деятельности руководства. 6. Аттестация управленческого персонала, процедура проведения ее в хозяйстве. Литература:4,7 Тема 10. Повышение роли экономических методов управления в новых условиях хозяйствования.
1. Какие виды планов составляют в хозяйстве? И какие при этом используют нормативы? (переписать основные нормативы-нормы времени, выработки, нагрузки и т.д.). 2. Как составляется технологическая карта? Кто составляет? И как она применяется в хозяйстве? (переписать одну карту по одной культуре). 3. Как проводится оценка хозяйственной деятельности хозяйства и подразделений (критерии и показатели, методика их расчета и оценки). 4. Соответствуют ли цены на сельскохозяйственную продукцию ее себестоимости, какие недостатки, отклонения (выяснить у руководителя и специалистов хозяйства). 5. Как организована оплата труда? Насколько она. способствует деятельности работника? (размеры зарплаты аппарата управления, механизаторов, животноводов и полеводов, имеются ли задержки с выплатой). 6. Сколько в хозяйстве кредитов - на какую сумму? Литература: 1,7 Тема 11. Социально-психологические проблемы управления первичным трудовым коллективом (ТК) в сельскохозяйственном предприятии.
1. Штатный персонал хозяйства (управления, механизаторов, животноводов, полеводов), его распределение по производственным подразделениям. 2. Кратность проведения собраний в первичном ТК и перечень решаемых ими вопросов. 3. Стиль управления в первичном ТК (определить методом наблюдения или тестами). 4. Моральное стимулирование трудовой активности в первичном ТК. 5. Методы, принципы воспитания членов первичного ТК. 6. Наличие планов социального развития хозяйства. Литература:2,7. Тема 12. Совершенствование стиля управления руководителей и специалистов с.-х. предприятий.
1. Оценить стиль руководителей и специалистов методами наблюдения. и тестирования (2-3 человека). 2. Штатный персонал руководителей и специалистов организации (возраст, образование, должность). 3.Принципы, законы и методы управления, применяемые в хозяйстве. 4. Гласность и информированность членов хозяйства по вопросам хозяйственной деятельности и материального стимулирования. Литература:2,7 Тема 13. Совершенствование функций планово-экономической службы в управлении сельскохозяйственным предприятием.
1. Состав экономической службы, ее функции. Организация рабочего времени. Провести фотографию рабочего дня работников экономической службы. 2. Номенклатура дел главного экономиста и других работников экономической службы. 3. Основные виды деятельности главного экономиста и его подчиненных. 4. Основные документы, составляемые экономической службой. 5. Должностные инструкции работников экономической службы и реальный статус экономической службы в хозяйстве. Литература:4,5,7. Тема 14. Управление качеством труда и продукции в сельскохозяйственном предприятии (КСУ КТП). 1. Как организовано КСУКТП в хозяйстве, кто руководит управлением качества, какие документы регламентируют эту деятельность? 2. Качество основных видов деятельности и продукции, как оно определяется, существует ли карта качества на различные виды деятельности, производства продукции. 3. Меры, применяемые в хозяйстве по совершенствованию качества (административные, экономические....). 4. Цены на сельскохозяйственную продукцию в зависимости от ее качества и методы оценки качества (имеющиеся в хозяйстве) Литература: 1,7 Тема 15. Кадры управления и их роль в повышении эффективности общественного производства. 1. Состав кадров управления (профессия, образование, возраст, должность…). 2. План работы с кадрами по их совершенствованию и созданию резерва. 3. Наличие должностных инструкций, их совершенствование. 4. Оплата труда и методы стимулирования кадров в хозяйстве. 5. Текучесть кадров, продолжительность рабочего дня, условия работы, досуга, отпуска. Провести фотографию рабочего дня. 6. Работа в выходные и праздничные дни, ее стимуляция. Литература: 1,7 Тема 16. Организация управления материально-техническим снабжением и сбытом в сельскохозяйственном предприятии. 1. Состав службы снабжения и сбыта (численность, должность, образование, возраст, выполняемые функции). 2. Виды деятельности снабженческой службы, номенклатура дел и должностные инструкции. 3. Оплата труда и стимулирование деятельности, продолжительность рабочего дня работников службы снабжения. 4. Время, затрачиваемое на организацию снабжения и сбыта руководителями и специалистами хозяйства. Провести фотографию рабочего дня в течение 3-5 дней работников службы снабжения и сбыта. Литература: 1,2,4,6,7. Тема 17. Совершенствование управления экономическим соревнованием в сельскохозяйственных предприятиях.
1. Виды, формы экономического соревнования в хозяйстве, система стимулирования и критерии для определения победителей (среди подразделений или отдельных работников). 2. Участие рядовых работников в разработке обязательств или условий соревнования, их мотивация. 3. Процедура разработки видов соревнования, показателей оценки, стимулирования и подведения итогов. Гласность по всем этапам соревнования и объективность в выявлении победителей. 4. Состав и функции руководства по организации и подведении итогов соревнования. 5. Принципы, методы управления, применяемые при экономическом соревновании. Литература: 1,7. Тема 18. Организация диспетчерской службы в сельскохозяйственных предприятиях.
1. Персонал центрального диспетчерского пункта, диспетчерских постов в бригадах и фермах. Распорядок дня работы диспетчерской службы (продолжительность рабочего дня, прием информации, проведение диспетчерских нарядов и совещаний). 2. Процедура проведения диспетчерских совещаний и нарядов. 3. Оборудование центрального диспетчерского пункта средствами оргтехники, радио и телефонной связью, технологической и документальной связью, средствами наглядного отображения информации, журналами и т.д. 4. Порядок сбора информации, обработки ее и осуществления оперативного контроля. 5. Оборудование диспетчерских постов в бригадах и фермах, численность диспетчеров-информаторов, их должность. 6. Уточнить проблемы и пути совершенствования диспетчерской службы. Литература: 1,2,7,10. Тема 19. Методы оценки кадров управления и пути их совершенствования в сельскохозяйственном предприятии. 1. Состав кадров управления (возраст, образование, стаж, пол, должность и т.д.). 2. Методы подбора, планирование резерва кадров, оценка. 3. Аттестация, порядок проведения, наличие документов. 4. Оплата труда и стимулирование кадров управления. 6. Наличие плана по подготовке и созданию резерва кадров на перспективу. Тема 20. Коллектив как социальный объект управления в сельскохозяйственных предприятиях.
1. Состав (профессиональный и кадровый) коллектива организации. 2. Оплата труда и стимулирование деятельности членов коллектива, их соответствие уровню жизни. 3. Методы и принципы, используемые в руководстве коллективом. 4. Численность персонала в производственных подразделениях (бригадах, фермах). 5. Недостатки в управлении деятельностью производством подразделений (выяснить путем бесед с руководителями и специалистами хозяйств). 3. ПЛАН ВЬШОЛ'НЕ'ННЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТА Введение Во введении студент показывает задачи, стоящие в области , сельского хозяйства на предстоящий период, в том числе решаемые наукой менеджмент. Указывает объект исследования и годы, данные которых положены в основу написания проекта; отмечает методы написания проекта, формулирует цель и задачи работы. Примерный объем 1 -2с. 1. Теоретические основы исследуемой проблемы. С использованием литературных источников (не менее 15-20), результатов собственных исследований и наблюдений анализируется состояние исследуемой проблемы в мире и республике. Определяются важные стратегические направления дальнейшего развития. Примерный объем 12-15с. 2. Организационно-экономическая характеристика хозяйства. При описании организационно-экономической характеристики хозяйства следует отразить: ^полное наименование предприятия, его местонахождение, подчиненность, удаленность от пунктов реализации продукции и получения промышленных товаров и материалов; ^краткую характеристику организационной и управленческой структур (с приложением схемы структуры управления); ^-краткую характеристику природных условий хозяйства (климат, почвы, контурность, рельеф и др.) ^структуру земельных и сельскохозяйственных угодий, обеспеченность трудовыми ресурсами и средствами производства; ^урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных; ^затраты и себестоимость единицы основных видов продукции, рентабельность производства и др. (используются таблицы, графики, диаграммы, схемы, фотоиллюстрации и др. материал). Примерный объем 7-10с. 3. Проектная часть В данном разделе обосновываются методы подхода к исследуемой проблеме в анализируемом хозяйстве, разрабатывается программа ее решения, с расчетами по обоснованию целесообразности намеченной программы. Примерный объем 7-10с. 4. Выводы и предложения В данном разделе в тезисной форме излагается основное содержание курсового проекта. В нем студент должен отразить основные выводы и предложения на основании проведенного анализа и исследований по всем разделам. Примерный объем 2-3с. 5. Список использованной литературы Завершив написание курсового проекта следует в алфавитном порядке записать всю учебную, методическую и справочную литературу, которая использовалась при его написании в соответствии с утвержденными правилами. В приложении к курсовому проекту прилагаются все собранные в хозяйстве документы (или копии); исходные данные хронометражных наблюдений, фотография рабочего дня, анкеты и др.документы 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Будылкин Г.И., Королев Ю.Б., Прошин В.В. и др. Практикум по управлению сельскохозяйственным производством М. Агропромиздат, 1986 2. Воробьев Л. Д. Основы управления производством Мн.:НПЖ . «Финансы. Учет. Аудит», 1997 3. Залевский Л. Д. Практикум по управлению сельскохозяйственным производством. М.-: Агропромиздат, 1985 4. Зубик В.Б., Ильин А.И., Кожекин Г.Л. Основы менеджмента и маркетинга. -Мн.: Высшая школа, 1995 5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учебник. -Мн.: БГЭУ,1996 6. Королев Ю.Б., Коротнев В.Д., Кочетова Г.Н. и др. Менеджмент в АПК. -М.: Колос.2000 7. Лоза Г.М., Г.И.Будьыкин, Г.И-Попов и др. Управление сельскохозяйственным производством. -М.:Колос. 1982 8. Примерная инструкция по делопроизводству. -Мн.:БелНИУДАД,1995 9. Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф.Тейлор, Г.Форд.- М.: Республика, 1992 10. Ушачев Г.И. Оперативное управление в сельскохозяйственных предприятиях.-М.: Колос, 1983 |