Учебное пособие: Методические указания по проведению самостоятельной работы студентов
Название: Методические указания по проведению самостоятельной работы студентов Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||||||||||
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Настоящие методические указания предназначены для студентов всех форм обучения и имеют целью помочь более полно усвоить материал, содержащийся в программе курса, сориентироваться в основных проблемах изучаемой дисциплины, выработать подходы к рассмотрению художественных произведений. Данная дисциплина является общеобразовательной, поэтому в ее программе наряду со специальными сведениями, применимыми в повседневной практической деятельности специалистов в области туризма, содержится обширный материал, направленный на развитие культурного сознания студентов и расширение их кругозора. Художественная литература как один из источников формирования образа города в массовом сознании. Понятия “топос” и “локус”. Крупнейшие литературно-туристические центры России. Москва – центр многовековой культуры русского народа. Учебные и научные учреждения, музеи, библиотеки, театры. Литературные музеи Москвы.
Русская литература XVIII в. Особенности русского классицизма. Творчество В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, М.В. Ломоносова. «Век Просвещения» в России, деятельность Н. И. Новикова.
Формирование образа Москвы в русской литературе ХVIII века Художественная литература как один из источников формирования образа города в массовом сознании. Понятия “топос” и “локус". Первые стихотворения, упоминающие Москву. «Приветство» Симеона Полоцкого (1629-1680). Изображение московского общества в сатирах Антиоха Кантемира (!708-1744); «Сатира 1. На хулящих учения». М.В. Ломоносов – рассказ о стрелецком бунте в поэме «Пётр Великий» - зарождение темы исторического прошлого Москвы. Героическое прошлое Москвы в поэме «Дмитрияда», трагедии «Дмитрий Самозванец», одах и статьях А.П. Сумарокова. Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль». “Бедная Лиза” Н.М. Карамзина как произведение, открывающее образ Москвы в русской прозе. Описание города в повести как средство раскрытия характеров персонажей. Специфика описания Москвы в повести. Повесть “Бедная Лиза” как типичное произведение русского сентиментализма. Влияние повести на развитие интереса к московским достопримечательностям у современников автора.
Литературно-культурная жизнь Москвы в первой трети ХIХ века. Московские литературные журналы и кружки. Биография А.С. Грибоедова, московский период жизни драматурга. Понятие “грибоедовская Москва”. Отражение быта московского дворянства в комедии "Горе от ума". Прототипы героев комедии, их связь с Москвой первой трети ХIХ века. Английский клуб и его роль в культурной жизни Москвы. Москва в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Периоды жизни поэта в Москве . Первый период: 1799-1811 годы. Литературное и культурное окружение семьи поэта. Район Чистых Прудов, в котором прошло детство, адреса семьи. Отражение детских впечатлений в стихотворениях “В начале жизни школу помню я...”, “К вельможе”. Второй период: 1826-1831 годы. Возвращение поэта в город. Встреча с императором Николаем I в московском Кремле. Взаимоотношения А.С. Пушкина с московскими литераторами. Характер московского быта поэта. Роль Москвы в личной жизни А.С. Пушкина. Московские адреса этого периода. Третий период: 1831-1836 годы. Последние посещения поэтом города. Дружба с выдающими москвичами. Современное состояние пушкинских мест в столице. Литературные музеи Москвы, экспозиции, традиционные праздники, связанные с именем А.С. Пушкина. Изображение Москвы в трагедии “Борис Годунов ”. Народно-исторический характер произведения. Осмысление города как духовного центра России. Роль авторских ремарок в пьесе. Характеристика “народа московского православного” как высшего носителя исторической и нравственной правды. Единый образ города в "Борисе Годунове". Москва 20-х - 30-х годов ХIХ века в романе в стихах "Евгений Онегин". Роль эпиграфов к седьмой главе романа "Евгений Онегин". Пушкин о значении Москвы как символа русского патриотизма. Московский пейзаж в седьмой главе. Картина московских нравов, связь пушкинского описания с комедией А.С. Грибоедова. Московские реалии в романе "Евгений Онегин". М.Ю. Лермонтов в Москве. Тема Москвы в произведениях М.Ю. Лермонтова. Московская жизнь поэта. Лермонтов - пансионер Московского университетского Благородного пансиона и студент университета. Университетские впечатления в поэме "Сашка". Московское окружение поэта. Посещения Москвы поэтом после переезда в Петербург. Интерес к исторической судьбе Москвы. Образы города в “Панораме Москвы” и “Песне... про купца Калашникова”. Москва первой половины XIX в воспоминаниях А.И.Герцена. Биография А.И. Герцена, теснейшая связь семьи с Москвой. Московские адреса Герцена. “Былое и думы” - один из наиболее подробных и достоверных источников сведений о московской жизни первой половины ХIХ века. Бытоописание московского родовитого дворянства в "Былом и думах”. Резкое неприятие писателем крепостнической действительности. Колоритные московские типы в изображении А.И. Герцена (Ф. Толстой-американец, “Химик” А.А. Яковлев, доктор Гааз, и др.) Политическая жизнь Москвы 30-х-40х гг. Изображение деятельности университетских студенческих кружков (кружки Сунгурова, Герцена). Н.И. Станкевич и его влияние на молодежь. Московский патриотизм писателя, противопоставление Москвы и Петербурга в его произведениях. Произведения А.Н. Островского о Москве. Биография писателя; детские и юношеские годы, глубокая связь с Москвой. “Замоскворечье” - художественное открытие драматурга А.Н. Островского. «Записки замоскворецкого жителя», место произведения в творчестве писателя. Отражение жизни московского мещанства и купечества в драматургии А.Н. Островского. Пьесы “Свои люди - сочтемся”, “В чужом пиру - похмелье”, «трилогия» о Бальзаминове и др. Роль А.Н. Островского в формировании русского национального театра и московской театральной среды. Музей А.Н. Островского в Москве. Периодизация пребывания Л.Н. Толстого в Москве. Ранний период жизни в Москве. Детские впечатления Л.Н. Толстого о Москве. Первое пребывание в городе в 1837-1838 гг. Отражение ранних впечатлений в повестях “Детство”, “Отрочество” и на страницах “Войны и мира”. Л.Н. Толстой в Москве в 1850-1851 гг. Начало творческой деятельности писателя. Оценка Толстым светской жизни Москвы в главах повестей “Юность” и “Казаки”. Роль московской жизни в формировании личности будущего писателя. Московские страницы жизни писателя после 1856 года. Быт Л.Н. Толстого, события личной жизни. Общественная деятельность в период с 1856 по 1862 г.г. Толстой в Москве в период с 1880 по 1900 год. Изменение мировоззрения писателя. Дом в Хамовниках как центр притяжения для виднейших представителей общественной мысли и мировой культуры. Последнее пребывание Л.Н. Толстого в городе. Московские адреса писателя. Развертывание темы города в художественных произведениях Л.Н. Толстого. Тема Москвы как одна из ведущих в романе-эпопее “Война и мир”. Историографическая точность изображения дворянского быта в произведении. Противопоставленность образов Москвы и Петербурга. Историческая роль Москвы в разгроме наполеоновских войск. Патриотизм московских жителей, его всенародный характер. Художественные приемы, используемые Толстым при создании образа города. Московская топография романа. Москва в романе “Анна Каренина”. Специфика идейного содержания и связанные с ней особенности создания образа города.
Русские поэты и писатели о Москве начала ХХ века . Противопоставленность образов Москвы и Петербурга в русской поэзии начала века. Московские поэты начала века, объявившие безусловный приоритет второй столицы в духовной области. В. Брюсов как поэт-урбанист. Брюсов – один из организаторов московской литературной жизни начала ХХ века. «Московский мистицизм и патриотизм» в творчестве А. Белого. Москва в жизни и произведениях М. Цветаевой. Послереволюционный круг московских поэтов. Концепция города в творчестве поэтов-футуристов. Эволюция темы города в лирике В. Маяковского. Есенинская Москва. Трагическое одиночество поэта, ощущение разрыва между привычным укладом деревенской жизни и новым городским миром. Образ послереволюционного города в произведениях 20х-30х годов ( М.А. Булгаков, И. Ильф и Е. Петров и др.)
Литературные музеи Москвы
Проезд: от ст. м. "Пушкинская", "Чеховская", "Тверская", тролл. 3, 31, 15, 13, 69 авт. 24 Систематически сменяющиеся экспозиции и выставки по истории литературы XVIII и начала XIX. веков расположены в "нарышкинских палатах" Высоко-Петровского монастыря, одного из интереснейших архитектурных памятников Москвы. Здесь экспонируются редкие материалы из фондов музея: гравюры XVII-XVIII веков с видами Москвы и Петербурга; живописные портреты, блестящие миниатюры с изображением государственных деятелей; рукописные и первопечатные книги духовного содержания, первые книги гражданской печати петровского времени, редчайшие книги с автографами, рукописи, списки произведений Г.Р,Державина, Д.И.Фонвизина, А.Н.Радищева, Н.М.Карамзина, А.С.Грибоедова, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и др. В музее проводятся обзорные и тематические экскурсии, читаются лекции по истории классической литературы XVIII века.
Государственный музей А.С.Пушкина
Москва, ул. Пречистенка, 12/2 Проезд: ст. м. «Кропоткинская», трол. 5, 15 до ост. «Дом ученых».
Основан в 1957 г. по инициативе московской общественности и Государственного Литературного музея. С первых дней работы музей стал получать многочисленные дары, связанные с именем Пушкина: портреты, книги, рукописи, гравюры, фарфор, мебель. В коллекции музея: портреты А.С. Пушкина и его современников; прижизненные издания произведений поэта; изображения мест, связанных с биографией А.С. Пушкина; предметы быта 1-й трети XIX в.; произведения изобразительного искусства на пушкинскую тему; полное собрание фотокопий всех пушкинских рукописей в натуральную величину; 600 рукописных альбомов.
Музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате ул. Арбат, 53. Музей расположен в старом арбатском доме, куда поэт впервые привез свою жену Н.Н.Гончарову. Постоянная экспозиция посвящена взаимоотношениям Пушкина и Москвы, здесь же находятся мемориальные комнаты семьи Пушкиных. Прижизненные портреты А.С.Пушкина; иконография А.С.Пушкина; коллекция иллюстраций к его произведениям; портреты современников поэта; виды Москвы, Петербурга и др. Государственный музей В.В.Маяковского Москва, Лубянский проезд, 3/6
Дом-музей А. П. Чехова
Адрес: Москва, ул. Садовая-Кудринская, 6 Проезд: ст.м. «Баррикадная», «Маяковская», «Краснопресненская», далее тролл. Б, 5,10
Музей "серебряного века" ("Дом В.Я.Брюсова")
Москва, Проспект Мира, 30
Музей-квартира Ф.М.Достоевского
Москва, ул. Достоевского, 2 Музей разместился в казенной квартире на первом этаже северного флигеля бывшей Мариинской болльницы для бедных, где служил с 1821 г. лекарь М.А.Достоевский, отец Ф.М.Достоевского (в этом же году 11 ноября в южном флигеле будущий писатель родился). Здесь Ф.М.Достоевский провел детские и отроческие годы.
Дом-музей Марины Цветаевой Адрес: 121069, Москва, Борисоглебский пер., 6
Дом-музей М.Ю.Лермонтова
Москва, ул. М. Молчановка, 2 Булгаковский Дом - музей М. Булгакова
Адрес: м.Маяковская, ул. Большая Садовая д.10, в арку и налево, 1 этаж. В знаменитом Булгаковском Доме посетителям представлена уникальная электронная экспозиция, посвященная жизни и творчеству М.А.Булгакова. Содержит более 500 фотографий и документов, фрагменты из фильмов, снятых по произведениям Булгакова. Здесь проводится ряд выставок художественных работ, фотографий, иллюстраций, созданных художниками по мотивам творчества М.А.Булгакова. Выставки меняются ежемесячно. Чередуются экспозиции маститых художников и молодых талантов. В Булгаковском Доме находится памятник М.А.Булгакову, у входа – барельеф А. Рукавишникава по роману «Мастер и Маргарита». Московский государственный музей С.А.Есенина
Адрес: Москва, Большой Строченский пер., д. 24, стр. 2 Проезд: от ст. м. «Серпуховская», «Павелецкая»
Экспозиция музея С.А.Есенина отражает весь творческий путь поэта. Необычная с точки зрения музейного дизайна экспозиция создает пространство поэзии С.А.Есенина. Совмещение литературной и мемориальной частей дает возможность посетителю ощутить то, что поэт несколько лет жил в этом доме и создавал бессмертные шедевры. Оснащение экспозиции аудио- и видеопрограммами позволяет в процессе экскурсии услышать авторское чтение стихов, песни на его стихи и увидеть едкие видеозаписи, запечатлевшие С.А.Есенина.
Музей «Русская Литература XX века» Адрес: Москва, Трубниковский пер., 17
Музей расположен в мемориальном доме художника и коллекционера Остроухова. В настоящее время в музее организуются сменные выставки по истории литературы XX века и выставки художников, связанных с литературой. За 15 лет существования музея создано более 200 литературных выставок о литераторах "серебряного века", в т.ч. о О.Мандельштаме, А.Ахматовой, С.Есенине, В.Маяковском, Н.Бердяеве, А.Галиче, Б.Окуджаве и т.д. Здесь периодически устраиваются выставки, посвященные истории русской литературы конца XIX - начала XX вв.
Дом-музей А.И.Герцена Москва, пер. Сивцев Вражек, 27
В музее развернута литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Александра Ивановича Герцена. А.И.Герцен жил в этом доме с 1843 по 1847 гг. В экспозицию включены интерьеры, воссоздающие атмосферу кабинета и гостиной дома Герцена, уникальные портреты Герцена, членов его семьи и ближайшего окружения, редкие книги с автографами писателя, рукописи и виды мест, связанных с Герценом в России и за рубежом, личные вещи, принадлежвшие А.И.Герцену, Н.П.Огареву и их современникам. Многие из уникальных экспонатов были переданы музея потомками А.И.Герцена. В экспозиции музея представлены уникальные портреты Герцена и его ближайшего окружения, автографы писателя и его личные вещи. Дом-музей И.С.ТургеневаАдрес музея: Москва, ул. Остоженка, 37, стр.7 (ст. м. «Парк культуры»)
9 октября 2009 года, ровно за месяц до дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, в старом московском особняке открылся первый в Москве музей русского писателя И.С. Тургенева. Он открылся выставкой с символичным названием «Москва. Остоженка. Тургенев». «Я жил тогда в Москве…», - элегически начинают рассказ о годах молодости многие из героев его романов и повестей. Москва дорога Тургеневу тем, что в ней много «пережито». И много «пережито» именно в этом доме, который в течение десяти лет, с 1840 по 1850, снимала его матушка Варвара Петровна Тургенева.
Мемориальный музей-квартира А.Н.Толстого Адрес: Москва, ул. Спиридоновка, 2/6
Музей-квартира А.М. Горького Москва, ул. М. Никитская, 6/2
Музей-квартира А. М. Горького — cамый известный памятник московского модерна, построенный Ф. Шехтелем в 1902 году для миллионера Сергея Рябушинского. В интерьере — знаменитая «тающая» лестница, витражи, наверху — старообрядческая домовая церковь-часовня. Мозаики по рисунку Шехтеля выполнены петербуржской фирмой Владимира Фролова. В 1931 году в доме поселился вернувшийся из Италии Горький и жил здесь с 1931 по 1936 год. Музей начал свою работу в 1965 году. Экспонаты рассказывают об истории семьи и домовой церкви. Экспозиции: мемориальные комнаты: гостиная, библиотека, кабинет, секретарская, спальня. В коллекции музея - личная библиотека А.М. Горького (12 тыс. томов), коллекция собранных им произведений восточного декоративно-прикладного искусства.
Государственный музей Л.Н.Толстого Москва, ул. Пречистенка, 11
Музей-усадьба Л.Н.Толстого "Хамовники"
Мемориальная квартира Андрея Белого
Москва, ул. Арбат, 55
Литературный музей-центр К.Г.Паустовского Проезд: ст. м. "Текстильщики" (выход на Люблинскую ул.), тролл. 38 до конечной ост. "Ветеринарная академия"
Дом-музей А.Н.Островского Москва, ул. М. Ордынка, 9 Проезд: ст. м. "Третьяковская"
Дом-музей Б.Л.Пастернака Московская область, Одинцовский район, п. Переделкино, ул. Павленко, д. 3
Дом-музей К.И.Чуковского Московская область, (Киевская ж/д), городок писателей "Переделкино", ул. Серафимовича, д. 3
Дом-музей М.М.Пришвина Московская область, Одинцовский район, п/о "Санаторий Поречье", д. Дунино, д. 2 Мемориальный дом М.М.Пришвина расположен в пятидесяти километрах от Москвы под городом Звенигородом в деревне Дунино. В этом доме писатель провел свои последние годы: с 1946 по 1954-й год. Деревенский дом с верандой, аллеи, поляна и сад вместе с прилегающим лесом, спускающимся к Москва-реке, во многом сохранились такими, какими были они при Пришвине. Усадьба, основанная еще в XIX веке, интересна своей историей. Здесь жили и бывали известные общественные деятели, выдающиеся представители отечественной культуры. В экспозиции музея представлены свыше четырехсот мемориальных экспонатов: предметы быта, личные вещи, книги, автографы записных книжек, дневников и рукописей, фотографические и изобразительные материалы. Петербург – центр образования и просвещения. Возникновение и рост Санкт-Петербурга, роль Петра I в развитие российского просвещения. Создание учебных и научных учреждений, музеев, публичных библиотек. Образ Петербурга в литературе ХVIII века. Интерес писателей ХVIII века к Петербургу как символу государственной власти, величия и мощи России. Связь представления о городе с образом Петра Великого. "Петрида или Описание стихотворное смерти Петра Великого, Императора Всероссийского“ Антиоха Кантемира - первое произведение, содержащее описание Петербурга. Идея быстроты течения времени в Петербурге, ее выражение в произведениях Ф. Прокоповича, В. Тредиаковского. Формирование взгляда на Петербург как город, в котором реализуются идеи прогресса в науке и искусстве. Стремление связать новую русскую столицу с развитием мировой цивилизации, попытка показать ее превосходство над всеми остальными городами. Произведения М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова и И.Ф. Богдановича. Появление сатирических мотивов в изображении петербургской жизни в произведениях Д. Фонвизина. Г.Р. Державин о жизни «вельможного Петербурга». Черты классицизма в стихотворных произведениях о Петербурге. Образ столицы в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Тема Петербурга в лирике поэтов первой трети ХIХ века. Изменение подхода к раскрытию темы города с изменением общей ситуации в развитии литературы. Постепенный отход от парадно-торжественного изображения Петербурга. Тенденции в лирике первой трети ХIХ века, посвященной Петербургу: а) бытовой круг жизни обитателя города в стихотворениях Д.Давыдова, Е. Баратынского; б) преобладание сатирических мотивов в произведениях поэтов, близких к декабристскому кругу (А.Бестужев-Марлинский, К. Рылеев, А. Одоевский; в) описание города как центра просвещения, науки и искусства, уподобление самого Петербурга памятнику мировой культуры (П.Вяземский). А.С. Пушкин и Петербург. Петербургский период в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Активное участие в литературной жизни Петербурга в 1817-1820 гг. Кружки “Арзамас” и “Зеленая лампа”. Творческая деятельность этого периода. А.С. Пушкин в Петербурге в 1827-1831 гг. Последний период жизни поэта в городе. Отражение быта светского общества столицы в первой и восьмой главах “Евгения Онегина”. Противоречивость позиции поэта по отношению к Петербургу, отразившаяся в лирике (“Город пышный, город бедный...”) и поэме “Медный всадник”. Восхищение Петербургом и деяниями его основателя, продолжение традиции, заложенной в произведениях ХVIII века. Неповторимость облика Петербурга, запечатленная во вступлении к поэме. Новаторство А.С. Пушкина в изображении судьбы обыкновенного обитателя Петербурга. Идея столкновения маленького человека с могуществом государственной власти, воплощенной в городских образах. Гуманистический пафос поэмы. Влияние образов поэмы на последующее раскрытие темы Петербурга в русской литературе. Музей- квартира А.С. Пушкина на Мойке. Тема Петербурга в произведениях Н.В. Гоголя. Первые впечатления писателя от знакомства с Петербургом. Особенности жизни поэта в Петербурге с 1829 по 1832 годы. Смена сфер деятельности, многообразие интересов. Признание в литературных кругах, последовавшее за публикацией «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Взаимоотношения Н.В. Гоголя с А.С. Пушкиным, В.Г. Белинским, В.А. Жуковским. Новаторство Н.В. Гоголя в раскрытии темы города. Отражение неприятия петербургской действительности в повестях “Невский проспект” и “Портрет”. Обобщенный образ петербуржца, созданный Гоголем в “Записках сумасшедшего” и “Шинели”. Роль фантастики в петербургских повестях.
Изображение Петербурга в творчестве Н. А. Некрасова. Суровые испытания, выпавшие на долю поэта в начале пребывания в столице. Раннее осознание социальных контрастов петербургской жизни. Автобиографическая основа незавершенного романа “Жизнь и похождения Тихона Тростникова”. Н.А. Некрасов как один из зачинателей “натуральной школы”. Альманахи “Физиология Петербурга”(1845) и “Петербургский сборник” (1846). Судьбы петербургских бедняков в стихотворении “Еду ли ночью по улице темной...”, цикле “На улице”. Антитеза Петербург - провинция в творчестве Некрасова. Цикл “О погоде” - произведение, наиболее полно и объемно передающее образ Петербурга. Особенности тематики стихотворений, подчеркнутая реалистичность изображения, художественные средства, используемые поэтом. Новаторство Н.А. Некрасова в раскрытии темы Петербурга. Адреса Н.А. Некрасова в Петербурге. Дом-музей Н.А. Некрасова. Петербург Ф.М. Достоевского . Годы жизни Ф.М. Достоевского в Петербурге, основные события биографии писателя, связанные с городом: обучение в высшем инженерном училище, начало литературной деятельности, общественные взгляды, участие в кружке Петрашевского, возвращение после тюрьмы и ссылки, журналистская деятельность, жизнь в Петербурге после заграничной поездки. Влияние Достоевского на современников. Петербургские адреса писателя. Понятие “Петербург Достоевского”. Ранние повести Ф.М. Достоевского “Бедные люди”, “Белые ночи”, “Двойник” - произведения, вводящие тему города в творчество писателя. Прием контраста как ведущий в обрисовке петербургской жизни. Образы маленьких людей в ранних произведениях Ф.М. Достоевского; новаторство писателя в изображении данного типа человека. Самостоятельность образа города в романе "Преступление и наказание". Теснейшая взаимообусловленность жизни города и судеб его жителей - одно из важнейших художественно-философских открытий Ф.М. Достоевского. Значение образа Петербурга, созданного Ф.М. Достоевским, для развития русской литературы. Петербург и Москва в литературе начала ХХ века Особенности решения темы Петербурга в русском искусстве начала ХХ века. Новые черты, внесенные в раскрытие темы города русским модернизмом. Отход от социальной тематики, выдвижение на первый план эстетического аспекта в восприятии города. Общность восприятия города представителями разных видов искусства: литературы, живописи, театра. Идея трагической обреченности Петербурга как воплощения городской цивилизации. Значение творчества поэтов-символистов для разработки петербургской темы. Роман А. Белого «Петербург». Идейная структура произведения. Отражение в романе событий эпохи первой русской революции. Связь образной системы романа с русской литературной традицией – произведениями А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского. Специфика приемов создания топоса Петербург в романе. Тема Петербурга в лирике А. Блока. Тесная связь поэта и его семьи с Петербургом. Адреса Блока в Петербурге. Специфика раскрытия темы города в лирике поэта, характеризующаяся отсутствием конкретного описания, но наличием “духа” Петербурга. Циклы “Город”, “Снежная маска”. Тема Петра Великого - основателя северной столицы в произведениях Блока. “Двенадцать” - поэма о революционном Петрограде. Значение темы Петербурга в творчестве А.А. Блока. Тема Петербурга - Ленинграда в поэзии А. Ахматовой. “Петербургское” начало в творчестве А. Ахматовой. Соединенность внутреннего мира и переживаний лирической героини с обликом и настроением города. Личное чувство поэта и его отражение в городском пейзаже (по ранней лирике). Изменение отношения к Петрограду после революции 1917 года. Невозможность отказа от родного города. Поэма “Реквием” - обвинение новой действительности, переосмысление отношения к городу. Патриотический пафос стихов о блокадном Ленинграде. Литературные музеи Санкт-ПетербургаС Санкт-Петербургом связана целая литературная эпоха. Именно здесь написаны лучшие шедевры русской литературы, которые принесли известность таким выдающимся деятелям, как А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, Н.А.Некрасов, поэтам «Серебряного века» и многим другим. Судьба этих людей неразрывно связана с Санкт-Петербургом, и литературные музеи отражают её в своих экспозициях. Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме Адрес: Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 34. Вход в музей: Литейный пр., 53 (под арку) Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме расположен в центре Петербурга, в Южном флигеле Шереметевского дворца, шедевра архитектуры русского барокко. Музей открылся в 1989 году, к столетию со дня рождения поэта, и был первым музеем, посвященным тем представителям ахматовского поколения, которые пытались сохранить свой мир, свою личность в условиях тоталитарного государства. Музей-квартира А.А. Блока Адрес: ул. Декабристов, 57
Музей-квартира А.Блока состоит из двух частей: мемориальной квартиры, созданной на уникальных подлинных предметах обстановки и убранства, принадлежавших поэту, и литературной экспозиции, рассказывающей о его жизни и творчестве. Музей открыт в доме, где А.Блок прожил 9 лет - с июля 1912 до августа 1921 года. После смерти поэта его архив, библиотека и собрание личных вещей сохранялись его женой - Л.Д.Блок. После ее кончины в 1939 году они были переданы в Институт русской литературы Академии Наук СССР (Пушкинский дом), где частично экспонировались в 1960-1970-х годах. В 1980 году в доме, где жил и умер А.Блок, был открыт музей-квартира Александра Блока - филиал Государственного музея истории Ленинграда - первый музей культуры Серебряного века в нашем городе. Санкт-Петербургский музей В.В. Набокова Адрес: наб. Мойки, 12 Музей расположен в 3-х этажном особняке стиля раннего модерна, принадлежавшем Набоковым с 1898 г. В доме сохранились прекрасные интерьеры в стиле Рококо, Люд. XV, Французского ренессанса на первых двух этажах. Наибольший интерес представляют собой помещения столовой (1 эт.) и будуара Елены Ивановны Набоковой, матери писателя (2 эт.), облицованные резными деревянными панелями из ореха и красного дерева. Музей занимает первый этаж дома, в котором находились вестибюль, телефонная, столовая, зеленая гостиная, библиотека, комитетская и кухня. В течение 2000 г. здесь были проведены ремонтно-реставрационные работы, в результате которых были расчищены и восстановлены некоторые детали интерьеров.
Мемориальный музей-квартира Н.А. Некрасова Адрес: Литейный пр., 36 Музей-квартира Н.А. Некрасова открыт в 1946 г. в квартире великого русского поэта Н.А.Некрасова на Литейном пр. в доме, который за свою многолетнюю историю (с конца XVIII в.) неоднократно менял владельцев. Н.А.Некрасов поселился здесь в 1857 г. и прожил последние двадцать лет жизни. Известный литератор А.А.Краевский и его дочь оказались последними хозяевами дома. Ныне часть экспозиционных помещений музея считается «половиной Краевского». Здесь музей проводит выставки современных петербургских художников и коллекционеров. Экспозиция музея рассказывает о жизни и творчестве Н.А.Некрасова и его современников в послепушкинскую эпоху. В квартире поэта находилась редакция лучших русских журналов 2-ой пол. XIX в.: «Современника», задуманного и издававшегося еще Пушкиным, и «Отечественных записок». Здесь бывал весь цвет российской литературы 2-ой пол. XIX в.: И.Тургенев, Л.Толстой, А.Островский, Ф.Достоевский, М.Салтыков-Щедрин и мн. др. известные поэты и писатели. По словам одного из современников поэта, «история этих комнат есть история литературных отношений целой эпохи, история русской журналистики». В 1985 г. были восстановлены комнаты, где жил соредактор Н.А.Некрасова и его большой друг И.И.Панаев («панаевская половина» музея). Литературно-мемориальный музей Ф.М. ДостоевскогоАдрес: Санкт-Петербург, Кузнечный пер., 5/2 Интерьеры комнат мемориальной квартиры Достоевских воссозданы по воспоминаниям современников и жены писателя, а также по архивным материалам. Здесь представлены подлинные вещи из семьи писателя, книги, подаренные музею его потомками. Большая литературная экспозиция рассказывает о жизни и творчестве Достоевского.
Музей Г.Р. Державина и русской словесности его времени Адрес: наб. р. Фонтанки, 118
В 2003 г., к 300-летию Петербурга, в сохранившемся до наших дней доме на Фонтанке, 118, где выдающийся русский поэт, старший современник и предшественник Пушкина – Г.Р.Державин прожил почти четверть века, был открыт Музей Г.Р.Державина и русской словесности его времени. С нач. 1790-х гг. и вплоть до смерти Державина, провозгласившего Пушкина своим преемником, дом поэта был одним из главных культурных центров Петербурга, средоточием духовной жизни столицы. Здесь, перерастая тесные рамки кружков и салонов, собиралась художественно-литературная и политическая элита страны, бывали А.А.Безбородко, А.С.Строганов, Д.И.Фонвизин, А.Н.Оленин, Н.М.Карамзин, И.А.Крылов, В.А.Жуковский, Д.Г.Левицкий и др. С 1811 г. в большом двусветном зале дома устраивала заседания знаменитая «Беседа любителей русского слова». Экспозиция музея посвящена жизни и творчеству Державина в соотнесении с русской словесностью XVIII века. Здесь представлены рукописи, иллюстрации, редчайшие книги XVIII в., журналы, портреты современников поэта. Живописные портреты Державина работы С.Тончи, В.Л.Боровиковского, А.А.Васильевского создают «эффект присутствия» поэта в музейных залах. Музей является уникальным по объему информации и роли в культурной жизни сегодняшнего Петербурга. Мемориальный Музей-квартира А.С. Пушкина на набережной реки Мойки, 12 В этом доме А.С.Пушкин, смертельно раненый на дуэли, скончался 29 января 1837 года. Сейчас музей представляет собой воссозданную в своем первоначальном облике на основе исторических документов и воспоминаний друзей квартиру первого поэта России, где можно увидеть вещи, принадлежавшие его семье, друзьям и знакомым. Главная комната квартиры – рабочий кабинет А.С.Пушкина. Музей-дача А.С. Пушкина (г. Пушкин, Царское Село)
Мемориальный Музей-дача А.С.Пушкина – удивительное место, где великий поэт жил с мая по октябрь 1831 года. Здесь А.С. Пушкин наслаждался радостями своего первого семейного лета, общением с друзьями, среди которых были Н.В.Гоголь и В.А.Жуковский, беседами и спорами на литературные и политические темы. В настоящее время это – литературно-мемориальный музей. Действующая экспозиция была открыта 6 июня 1981 года, когда исполнилось 150 лет со дня приезда А.С.Пушкина в Царское Село. Уникальность Музея-дачи, сохраненного временем и судьбой, заключается, прежде всего, в том, что расположен он в подлинном деревянном доме на высоких подвалах с верандой и балконом в мезонине. Воссозданные по воспоминаниям современников интерьеры комнат, а также представленные в экспозиции музея материалы рассказывают о жизни и творчестве поэта этого периода. В мезонине дома, стены которого помнят Пушкина, воссоздан кабинет поэта, где были написаны его многие шедевры («Сказка о царе Салтане», «Письмо Онегина к Татьяне» и др.). Особый раздел экспозиции посвящен пребыванию в Царском Селе Н.М.Карамзина и В.А.Жуковского, старших современников и литературных наставников А.С.Пушкина. Представленные в музее изобразительные материалы, книги, рукописи, документы, личные вещи поэта и его друзей, предметы быта пушкинского времени рассказывают о жизни и творчестве Пушкина в Царском Селе в 1831 году. В двух комнатах, которые были пристроены к особняку позднее, размещена литературная экспозиция, посвященная В.А.Жуковскому и Н.М.Карамзину. Немного истории Адрес: Университетская наб. 17 Мемориальная мастерская Т.Г. Шевченко - единственная музейная экспозиция в Петербурге, представляющая творчество выдающегося деятеля культуры XIX века. Воссоздана по воспоминаниям современников (Н. Лескова, И. Тургенева и др.) обстановка мастерской с атрибутами деятельности живописца и гравера (в копиях и аналогах личных вещей Шевченко). Оригиналы графических работ, копии и репродукции живописных произведений всех периодов творчества Шевченко сосредоточены в музее. Здесь же представлены книги о жизни и творчестве художника, ранние издания его поэзии. Предметно-изобразительный ряд позволяет подробно рассказать о художественном творчестве выдающегося украинского поэта. Литературно-мемориальный музей М. М. Зощенко Адрес: ул. Малая Конюшенная, 4/2
Государственный литературно-мемориальный музей М. М. Зощенко был открыт в 1992 году в последней квартире писателя – в знаменитом писательском доме на канале Грибоедова, 9 (современный адрес – Малая Конюшенная, 4/2). В разные годы одновременно с М. Зощенко в этом доме жили Б.Корнилов, Н. Заболоцкий, Е. Шварц, М. Слонимский, О. Форш, Б. Эйхенбаум, Б.Томашевский и многие другие деятели литературы и искусства. В дом на канале Грибоедова, 9 Зощенко переехал в 1934 году, потом неоднократно менял квартиры, и в последние годы жизни оказался в небольшой двухкомнатной квартире № 119. Сейчас одна из комнат – мемориальная, это кабинет писателя, во второй комнате (бывшая комната его жены Веры Владимировны Зощенко) размещена литературная экспозиция. Уникальность музея М. Зощенко состоит в том, что в кабинете все вещи подлинные, обстановка, в которой проходили дни писателя с января 1955 по июль 1958 года, воссоздана с детальной точностью. Музей М. М. Зощенко – единственный литературный музей в Санкт-Петербурге, посвященный писателю советского периода и жизни интеллигенции в сложную эпоху 1930 – 1950-х годов. Крупнейшие литературные центры провинциальной России
Формирование принципов изображения усадебной жизни в русской литературе конца XVIII-начала XIX вв. Понятие о буколических жанрах: идиллии, пасторали, эклоге; их функционировании в русской литературе ХVIII века. Стихотворение “К Евгению. Жизнь Званская” Г.Р. Державина - новый тип описания усадебной жизни. Природа как вдохновитель творчества поэта. Сельский покой и тишина, размеренность и налаженность быта как идеал человеческого существования. Идея обусловленности творений художника той местностью, где они зарождались. Усадьбы А.С. Пушкина. Отражение усадебной жизни в произведениях поэта. Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С.Пушкина "Михайловское" (Пушкинский заповедник)
Адрес: Псковская область, п. Пушкинские Горы, село Михайловское
Михайловское - родовое имение матери А.С. Пушкина, его поэтическая родина, место духовного становления поэта. Здесь он жил и творил в 1817, 1819, 1824-1826, 1827, 1835 и 1836 годы. 12 января 1742 года большая часть земель (41 деревня на 5 000 десятинах земли), составлявших Михайловскую губу псковского пригорода Воронича, именным указом императрицы Елизаветы Петровны были пожалованы в вечное владение прадеду А.С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу - "арапу Петра Великого". После смерти Абрама Петровича в 1781 году сельцо Михайловское досталось по раздельному акту между его сыновьями Осипу Абрамовичу, который построил в нем господский дом и усадьбу, разбил парк с куртинами, аллеями и цветниками. В 1806 году после смерти Осипа Абрамовича Михайловское перешло к его жене Марии Алексеевне, урожденной Пушкиной, а затем в 1818 году досталось Надежде Осиповне, матери поэта. С 1836 года отошло ее детям - Ольге, Льву и Александру. После смерти А.С. Пушкина опека выкупает имение у наследников детям поэта. Более двадцати лет дом стоял без хозяина, постепенно разрушаясь. В 1866 году в родовом имении поселился младший сын поэта Григорий Александрович. Сохранились две каменные постройки Г.А. Пушкина, одна из которых (большой каменный амбар) сейчас используется как выставочная галерея. В Михайловском Григорий Александрович живет до 1899 г., когда в связи со 100-летием со дня рождения А.С. Пушкина имение у него было выкуплено на народные пожертвования и поступило в государственную собственность. В память о поэте в Михайловском была устроена колония для престарелых литераторов, а в июне 1911 г. состоялось открытие первого пушкинского музея. В феврале 1918 г. Михайловское было сожжено. Из усадебных построек уцелел только «домик няни», разрушенный позже в годы немецкой оккупации. Постановлением Совета народных комиссаров от 17 марта 1922 года Михайловское вошло в состав Пушкинского заповедника. В 1937 г. к 100-летней годовщине со дня гибели Пушкина дом был вновь восстановлен. С 12 июля 1941 г. до 12 июля 1944 г. музей-заповедник был оккупирован немецкими войсками. В 1944 г. дом-музей А.С. Пушкина был уничтожен. Вновь дом поэта восстановлен на старом фундаменте к 1949 году. Тогда же был восстановлен «домик няни», несколько позднее были восстановлены «кухня-людская», «контора управляющего», «дом управляющего». В здании «колонии литераторов», построенном в 1911 году по проекту архитектора Щуко, до 1992 года размещалась администрация Пушкинского заповедника. В 1998-1999 годы в Михайловском были проведены реставрационно-восcтановительные работы, что позволило создать условия для дальнейшего сохранения музея-усадьбы, хранения экспонатов, представленных в музейных экспозициях, удобства для посетителей. История формирования усадьбы Михайловское. Создание в усадьбе музея- заповедника, современное состояние комплекса. Стихотворение “Прощайте, верные дубравы...”(1817) - первое, посвященное Михайловскому. Стихотворение “Деревня” (1819). Контраст между естественностью и красотой окружающей природы и несправедливостью крепостнических порядков. Ссылка в Михайловское (1824-1826). Михайловская ссылка как время полного расцвета пушкинского таланта. Важнейшие произведения, написанные в Михайловском. Отражение деревенского быта в "Евгении Онегине". Последние посещения Михайловского. Стихотворение “Вновь я посетил...”.
Усадьба Болдино. Причины, приведшие поэта к посещению данной усадьбы. Феномен “болдинской осени” в творчестве поэта. Пушкин в Болдине в 1833 году, художественные произведения, написанные в этот период. Болдинский музей-заповедник как туристический объект.
Адрес: Нижегородская область, с. Большое Болдино, ул. Пушкинская, 144
Государственный историко–литературный музей–заповедник А. С. Пушкина адрес усадьбы Захарово: Московская область, Одинцовский район, с. Большие Вяземы, Проезд до усадьбы Захарово: С Белорусского вокзала Москвы электропоездом на Звенигород до пл. Захарово Поэтической родиной Пушкина называют Подмосковные усадьбы Захарово и Вяземы — ведь здесь прошло его детство. Именно в этих местах, в подмосковной бабушкиной усадьбе Пушкин впервые увидел красоту русской природы, крестьянские хороводы, услышал народные песни, увидел жизнь богатого и провинциального дворянства, здесь формировались его взгляды на жизнь, здесь он начал писать свои первые стихи, здесь он складывался как великий национальный поэт. Сюда же Пушкин приезжал в самые трудные периоды своей жизни. Лермонтов в Тарханах. Детские годы поэта, проведенные в усадьбе. Описание природы в творчестве поэта, связанные с пейзажем усадьбы. Произведения, написанные в Тарханах. Дом-музей поэта, современное состояние.
Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» Адрес:
село Лермонтово,
... И если как-нибудь на миг удастся мне Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, И странная тоска теснит уж грудь мою: М.Ю. Лермонтов Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" является уникальным историко-культурным памятником общенационального значения. Здесь прошла половина жизни великого М.Ю. Лермонтова. Здесь, в дворянско-усадебной среде, разнообразии народной жизни, в общении с природой, с богатствами родного языка получил он неизгладимые впечатления. Здесь истоки его мироощущения и характера, многих его творений. Здесь же покоится и прах поэта. "Тарханы" - это высокий образец усадебного садово-паркового искусства. Их природные богатства уникальны - парки с аллеями, террасированными склонами, каскадами живописных прудов, фруктовые сады, рощи... Из истории усадьбы Земли, которые занимает Государственный лермонтовский музей-заповденик «Тарханы», имеют древнюю историю, уходящую корнями в Петровскую эпоху. Тарханская хроника начинается в 1701 году. Основателем села и его первым владельцем стал князь Яков Петрович Долгоруков, поручик Преображенского полка. С 1794 года владельцами имения стали Е.А и М.В. Арсеньевы, будущие бабка и дед М.Ю. Лермонтова. «Есть место, где я буду отдыхать…» Архитектурный комплекс заповедника в центре села сложился исторически при бабушке поэта, Е.А. Арсеньевой. Три мемориальные здания XIX века: церковь Михаила Архангела, часовня и сторожка - обнесены кирпичной оградой. Я родину люблю У входа в часовню растет могучий дуб. В 1859 году слуга Лермонтова А.И. Соколов рассказывал: «Старая барыня как только похоронили Михаила Юрьевича, тотчас же приказали вырыть из лесу и посадить вблизи часовни несколько молодых дубков, из которых принялся только один...» Я б желал навеки так заснуть, Усадьба А.Н. Островского Щелыково. История приобретения усадьбы семьей Островского. Щелыково – любимое место отдыха и источник творческих впечатлений. Отражение жизни Приволжского края в произведениях Островского. Непосредственная связь пьес «Лес» и «Снегурочка» с пребыванием в Щелыкове. Гости усадьбы – артисты Малого театра, писатели, драматурги. Щелыково как современный туристический объект.
Мемориальный музей, бывшая усадьба А. Н. Островского в Кинешемском уезде Костромской губернии (ныне Островский р-н Костромской области, около 20 км от г. Кинешмы).
Усадьба Щелыково была культурным очагом своего времени. Писатели, поэты, композиторы, артисты Малого театра, общественные деятели приезжали сюда как в родной дом. Много гостей съезжалось на семейные праздники - день рождения писателя и его жены Марии Васильевны. В эти дни парк украшали цветными фонарями, играла музыка, звучали песни, а вечером вспыхивали ракеты. Но самым большим удовольствием для всех были спектакли, в которых участвовали деревенские парни и девушки, прислуга. Усадьба Щелыково не приносила Островскому никакого дохода. Многочисленная семья жила исключительно на литературный заработок писателя. Каждый год в Щелыкове создавались одна, а то и две пьесы. Хорошо работалось над переводами, всего Островский перевел с итальянского, французского и латинского языков 22 пьесы - значительную часть из них в Щелыкове.
Л.Н. Толстой и Ясная Поляна. История формирования усадьбы Ясная Поляна. Детство Толстого в Ясной Поляне. Характер семейных отношений, отразившийся в ранних повестях писателя. Толстой-помещик. Хозяйственные увлечения писателя. Педагогическая деятельность Толстого в Тульской губернии. Новаторство идей Толстого-педагога. Яснополянская жизнь после 1880 года. Движение толстовцев. Уход писателя из Ясной Поляны. Роль яснополянских впечатлений в творчестве писателя. Ясная Поляна как один из крупнейших современных туристических центров.
"Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его". (Л.Н. Толстой) "Ясная Поляна" сегодня - крупнейший музейный, научно-исследовательский, туристический, издательский центр, одной из задач которого является сохранение толстовской усадьбы для будущих поколений.
История Ясной Поляны. Деревня Ясная Поляна возникла недалеко от Малиновых ворот Малиновой засеки. В 1627 году за верную службу царю боярин Григорий Карцев и его сын Степан были пожалованы землей в Соловском (позже Крапивенском) уезде. Карцевы охраняли этот участок засечных лесов. Ясной Поляне уделялось должное внимание, т.к. через нее шел путь на Тулу и далее на Москву. Толстые полагали, что свое название Ясная Поляна получила от широкой солнечной долины, открывающейся при повороте к усадьбе, а возможно, по речке Ясенке, протекающей неподалеку. В 1763 году Ясную Поляну на имя жены купил прадед Тостого князь С. Ф. Волконский, с тех пор она переходила по наследству. Вместо деревянных построек были возведены ансамбли каменных зданий. 28 августа 1828 года в Ясной Поляне родился Лев Николаевич Толстой. Он провел здесь большую часть своей жизни. Родовое имение с его пейзажами, лучшими традициями усадебного быта, семейными преданиями служила Толстому неисчерпаемым источником творческих сил и вдохновения и неизменно присутствовало в его произведениях. Описание родных мест Толстой дает в "Романе русского помещика", "Войне и мире", "Анне Карениной". После смерти Л. Н. Толстого Ясная Поляна продолжала оставаться собственностью Толстых. С. А. Толстая стала первой хранительницей мемориального комплекса усадьбы – она делала все возможное, чтобы дом, парк и усадебные постройки сохранились в прежнем виде. События 1917 года изменили судьбу толстовской усадьбы. 10 июня 1921 года постановлением ВЦИК Ясная Поляна была объявлена государственным заповедником. Возглавила музей дочь писателя А.Л. Толстая. 29 октября 1941 года на яснополянскую землю вступили фашисты. 45 дней продолжалась оккупация Ясной Поляны. Дом великого писателя был превращен в казарму, а рядом с его могилой фашисты захоронили 70 своих солдат. Огромный ущерб был нанесен саду и парку. В последний день пребывания в Ясной Поляне гитлеровцы разожгли костры в доме писателя, и лишь самоотверженными действиями сотрудников музея пожар был потушен. Ясная Поляна была освобождена 15 декабря 1941 года. После освобождения сразу же начались реставрационные работы, которые завершились в конце мая 1942 года. 24 мая музей снова открыл свои двери для посетителей. А в мае 1945 года, когда из Томска вернулись эвакуированные музейные ценности, была восстановлена и экспозиция музея.
Л.Н.Толстой. Толстой рано потерял родителей. Раннее сиротство вызвало у будущего писателя "религиозный ужас перед вопросами жизни и смерти" и определило силу любви к умершим родителям, особенно к матери. Его беспредельное желание ласки и любви было полностью удовлетворено "доброй тетенькой" Татьяной Александровной Ергольской. Маленький Лева любил усадебную жизнь с пахучими запахами, разноцветными бабочками, чаепитием под березами, рыбной ловлей, катанием с гор на санках. Любил он и лошадей, изучал жизнь охотничьих собак, восторгался их красотой и грацией, сам выращивал кур и цыплят. Об этих годах писатель впоследствии скажет: "Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!" В 1847 году между братьями Толстыми произошел раздел родительского наследства. Льву как младшему брату отдали Ясную Поляну. Он был счастлив. Лев Николаевич желал сберечь здесь все так, как было прежде. Он воспринимал Ясную Поляну как живой музей рода, хранящий уклад, культуру предков. Лев Толстой был неутомимым хозяином-работником. Его физическая и интеллектуальная работоспособность была просто поразительна – он унаследовал ее от деда, князя Волконского. "Радоваться! Радоваться! Дело жизни, назначение ее - радость. Радуйся на небо, на солнце, на звезды, на траву, на деревья, на животных, на людей. И блюди за тем, чтобы радость эта ничем не нарушалась. Нарушается эта радость, значит, ты ошибся где-нибудь, ищи эту ошибку и исправляй", - словно молитву, нашептывал себе эти слова хозяин Ясной Поляны. В этом заключалось его "искусство жить", пожалуй, самое сложное искусство – в умении извлекать изо всего радость. Лев Толстой создал биографию не менее гениальную, чем его произведения. Писатель любил и чувствовал красоту лесов, полей, лугов, неба, говорил: "Как у Бога добра много! Природа бесконечно разнообразна; каждый день отличается от предыдущего, каждый год бывает неожиданная погода". Писатель любил гулять в окрестностях Ясной Поляны, часто совершал длительные путешествия пешком. В 1881году ходил в Оптину Пустынь; в 1886, 1888 и 1889 гг. – из Москвы в Ясную Поляну. "Уставать, - писал он, - и даже очень сильно на воздухе или на пахоте есть положительное благо во всех отношениях…" К старости он достиг пика доброты, воспринимая это как высшее состояние счастья. Толстой любил повторять: "Чтобы быть счастливым, надо одно - любить, любить всех и все...". Именно Ясная Поляна одарила Толстого своей тихой любовью. Здесь в "соавторстве" с родными, дорогими сердцу местами было написано около 200 произведений, больших и малых шедевров, принесших ему мировую известность. И.С. Тургенев в Спасском-Лутовинове. История жизни семьи Тургеневых в Спасском-Лутовинове. Детские годы, проведенные в усадьбе, - источник любви к русской природе и крестьянскому быту. «Записки охотника" – произведение, целиком основывающееся на впечатлениях жизни в Спасском-Лутовинове. Ссылка Тургенева в Спасское-Лутовиново в 1852-1853 годах. Отражение усадебной жизни в романах И.С. Тургенева. Спасское – Лутовиново Адрес: Орловская область, Мценский район, село Спасское-Лутовиново, И.С. Тургенев. С фотографии Деньера. Конец 1850-х годов Усадьба Тургенева Спасское-Лутовиново - родное гнездо великого писателя. Здесь прошло его детство, сюда он не раз приезжал и подолгу жил в зрелом возрасте. В Спасском-Лутовинове Тургенев работал над созданием романов “Рудин”, “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Отцы и дети”, “Новь”, написал многие рассказы, повести, “стихотворения в прозе”. Гостями Тургенева в Спасском-Лутовинове были А. А. Фет, М. С. Щепкин, Н. А. Некрасов. Л. Н. Толстой. М. Г. Савина, В. М. Гаршин и многие другие виднейшие представители русской культуры.
Въезд в усадьбу Спасское-Лутовиново и его тенистые липовые аллеи, его окрестности нашли свое отражение на страницах “Записок охотника”, романов, повестей, рассказов Тургенева, которые во всем мире прославили неяркую, но полную неотразимого обаяния красоту природы средней России. Усадебный дом Дом Тургенева в Спасском с его огромной библиотекой, рабочим кабинетом, гостиной. “савинской комнатой” неразрывно связан с памятью о творческих раздумьях писателя, его задушевных беседах и жарких спорах с друзьями, с памятью о суровой лутовиновской старине. Дом, как и вся Спасская усадьба, имеет давнюю и сложную историю. Он представляет собой лишь одно крыло первоначального главного дома усадьбы, выстроенного двоюродным дедом Тургенева И. И. Лутовиновым в первом десятилетии XIX века. По рассказам современников, дом Лутовинова имел форму отлогой подковы. В середине находилось деревянное двухэтажное здание с колоннами по фасаду, огромными по тем временам пятиаршинными окнами, парадным залом в “два света” и множеством комнат для барина, домочадцев и прислуги. От центрального здания в обе стороны расходились полукругом каменные галереи, каждая из них заканчивалась деревянным флигелем. 1 (13) мая 1839 года большая часть дома сгорела. От пожара уцелело лишь левое, юго-западное крыло дома, т. е. каменная галерея с примыкающим к ней деревянным флигелем. Оставшийся после пожара левый флигель был капитально отремонтирован и стал служить главным домом усадьбы. В 1840-е годы В. П. Тургеневой, матерью писателя, к дому были сделаны две пристройки, в которых размещались “казино” и библиотека. Кабинет писателя С 1850 года Спасское-Лутовиново стало принадлежать И. С. Тургеневу. На протяжении многих лет Иван Сергеевич не вносил радикальных перемен в устройство дома. однако при нем назначение комнат и соответственно меблировка в значительной степени изменились. Опустели комнаты для прислуги в мезонине, не стало “собственной барыниной конторы”, за “девичьей” и “казино” сохранились лишь прежние названия, по своему вкусу обставил писатель кабинет, одной из главных комнат дома стала библиотека. В последние годы жизни Тургенев начал уделять устройству Спасского дома все больше внимания, собираясь жить в нем подолгу. С весны 1880 года были начаты не только капитальный ремонт, но и основательная перестройка дома. К библиотеке была сделана еще одна пристройка в четыре комнаты, переделана центральная веранда и устроен балкон на мезонине Все строение было украшено ажурной деревянной резьбой. Библиотека После смерти Тургенева наступил период расхищения и гибели многих реликвий Спасского дома. Наследники Тургенева не стали жить в усадьбе писателя. Из дома ими были вывезены мебель и веши. В ночь с 19 на 20 января 1906 года Спасский дом сгорел дотла. Сохранившиеся вещи. библиотека и мебель Спасского дома стали основой музея И. С. Тургенева. открытого 23 ноября 1918 года в Орле в доме писателя. А. Блок в Шахматове.
Особая роль Шахматова в творческой жизни Блока. Отражение юношеских впечатлений в ранней лирике. Влияние шахматовской обстановки на создание циклов “Стихи о Прекрасной Даме”, “Пузыри земли” и др. Позднейшее обращение к шахматовской теме в поэзии А Блока.. Трагическая судьба Шахматова. Современное состояние блоковских мест в Подмосковье. . Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова
Мелихово - это один из замечательных памятников русской культуры. Здесь с 1892 по 1899 гг. жил и работал великий русский писатель Антон Павлович Чехов. Летом 1892 г. в России началась эпидемия холеры. Земство поручило Чехову обслуживание медицинского участка, в который входило 26 деревень, 4 фабрики, 1 монастырь. Земство, снабдив врачей полномочиями, не дало денег на оборудование, медикаменты, дезинфекцию. Не получил Чехов ни одного помощника. Антон Павлович организовал два медицинских пункта и пять холерных бараков. Он принимал больных по два дня в неделю на каждом медицинском пункте — в Крюкове и Угрюмове. Дома, в Мелихове, прием был ежедневным: более тысячи больных только за три месяца. Прием у него был необычным — с 5 до 9 утра. Так рано начинался рабочий день Чехова, и это совпадало с ритмом деревенской жизни. С рассвета начинались полевые работы, выгоняли скотину. С 5 утра на лавке под окнами Чехова собирались больные крестьяне. Работал Чехов безвозмездно — и лечение было бесплатным, и лекарства тоже выдавались за счет врача. На его участке случаев заболеваний холерой не было. Из воспоминаний Михаила Павловича Чехова, брата Антона Павловича: «Он изучил мужицкую жизнь во всех проявлениях, близко сошелся со всеми соседями–крестьянами, которым он и до этого всегда готов был дать добрый совет и как врач, и как человек, и эти семь лет «мелиховского сидения» не прошли для него даром. Они наложили на его произведения этого периода свой особый отпечаток, особый колорит. Это влияние Мелихова признавал он и сам. Достаточно вспомнить о его «Мужиках» и «В овраге», где в каждой странице сквозят мелиховские картины и персонажи». По своей инициативе, на свои деньги Чехов строит школу в Талеже. За постройку талежской школы он был награжден орденом Станислава третьей степени. Чехов занимается строительством мелиховской школы, новоселковской школы, прокладкой дороги до станции Лопасня, открытием почтового отделения, постройкой колокольни к мелиховской церкви и пожарного сарая. Почти весь январь 1897 г. Чехов занимался делами первой Всероссийской переписи населения. За семь лет Чеховым были написаны около сорока произведений. «Палата № 6», «Анна на шее», «Дом с мезонином», «Мужики», «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч», пьесы «Чайка», «Дядя Ваня» — вот некоторые произведения мелиховского периода. У Чеховых часто было много гостей и, несмотря на радушие, с которым Антон Павлович принимал любого человека, гости все же мешали ему работать, и от них он спасался во флигеле, где в тишине обдумывал сюжеты будущих произведений и писал. Именно во флигеле была написана знаменитая «Чайка». |