Реферат: «шегарская средняя общеобразовательная школа №1»
Название: «шегарская средняя общеобразовательная школа №1» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОТКРЫТЫЙ ИНФОРМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
ДИРЕКТОРА МОУ «ШЕГАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» ШЕГАРСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
САЗОНОВОЙ ТАТЬЯНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
МЕЛЬНИКОВО 2010
Содержание 1. Введение.............................................................................................................3
2. Общая характеристика образовательного учреждения..........................4
3. Характеристика образовательных услуг....................................................5
4. Качество условий для осуществления образовательного процесса.............................................................................................................6
5. Методическая работа...................................................................................17
6. Воспитательная работа..............................................................................23
7. Образовательные результаты....................................................................37
8. Заключение.....................................................................................................38
Введение Цель доклада:
доклад подготовлен МОУ «Шегарская СОШ №1» для представления учредителю и общественности отчёта, обеспечивающего открытость и прозрачность деятельности школы. Содержит информацию и анализ работы школы по основным направлениям еятельности. доклад предназначен для публичного представления результатов работы учредителю, родителям, общественности. Общая характеристика образовательного учреждения МОУ «Шегарская СОШ №1» расположена в центре села Мельниково. Население села разнообразно. Большую часть занятого населения составляют работники бюджетной сферы и сферы обслуживания, частные предприниматели, рабочие предприятий. Часть населения занимается домашним хозяйством, немало безработных. В селе, как и во всем обществе, существует ряд специфических факторов, влияющих на развитие личности. Это недостаточный уровень благосостояния населения, превалирование рыночных отношений над духовными интересами, политические разногласия, неспособность родителей педагогически овладеть ситуацией развития собственного ребенка, алкоголизм, наркомания, в том числе и в молодежной среде. Для преодоления негативного влияния среды, развития индивидуальных способностей детей в селе работают Школа искусств, Детская юношеская спортивная школа, Центр детского творчества, Дом культуры, Районный краеведческий музей и другие учреждения. История образования Шегарской средней общеобразовательной школы №1 уходит в далекие годы и связана с историей села Богородское. Современные здания школы функционируют с 1 сентября 1960 года. Миссия школы создание образовательной среды – основы социальной успешности в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности обучающихся. Условия осуществления образовательного процесса В 2009 – 2010 учебном году насчитывалось 20 классов – комплектов и 2 группы дошкольного образования. · Школа работала в две смены: с 9.00 до 14.00; с 14.00 до 17.20
· Школа работала в режиме пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями на первой ступени и в 5-8 классах второй ступени. В режиме шестидневной рабочей недели в 9-11 классах. · Продолжительность урока составляла 40 минут, в 1-х классах- 35 минут. Состояние материально технической базы школы
· Школа размещается в 3-х зданиях. Учебных помещений для проведения занятий – 25. Имеются два спортивных зала и открытая спортивная площадка. Работает столовая на 120 посадочных мест, имеется актовый зал – 90 мест. · В школе работает библиотека. Библиотечный фонд составляет: 7200 учебников, 24500 экземпляров художественной литературы, достаточный фонд научных и методических изданий. · В школе оборудованы столярная и токарная мастерские, кабинет обслуживающего труда, кабинет информационных технологий на 10 учебных мест, в котором установлен скоростной Интернет по технологии ADSL, в школе 29 ПК, из них 23 ПК имеют доступ в Интернет, 8 учебных кабинетов оснащены мультимедийными установками. Характеристика образовательных услуг В школе соблюдается преемственность содержания программ в предметных областях по годам и ступеням обучения по всем предметам учебного плана. Итоги проверки (лицензирование школы) показали соответствие вариативных образовательных программ курсов по выбору, спецкурсов и рабочих программ педагогов требованиям по структуре и содержанию по предметным дисциплинам. Образовательная программа школы содержат раздел о требованиях к уровню подготовки обучающихся на каждой ступени обучения. Учебный планУчебный план МОУ «Шегарская средняя общеобразовательная школа №1» - нормативно-правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и режим учебного времени. Учебный план состоит из двух частей: инвариантная и вариативная части. Инвариантная часть – предметы федерального компонента образования. Вариативная часть – предметы, учебные курсы, содержание которых проектируется с учетом конкретного образовательного заказа обучающихся и их родителей.Учебный план в 1, 2, 3, 4 классах составлен в соответствии с федеральным учебным планом 2004 года и региональным учебным планом 2004 года. Обучение в 1А, 3А классе проводится по программе «Школа XXI века». В целях развития навыков скорочтения и речи в начальной школе введены курсы: «Риторика», «Литературное слушание». Для развития логического мышления введен курс пропедевтический «Наглядная геометрия». Изучение курса направлено на развитие абстрактного мышления, навыков геометрических построений, математических знаний. Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со 2 класса. Учебный предмет «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс, является интегрированным. В его содержание дополнительно введены элементы основ безопасности жизнедеятельности. В 9 классе в рамках учебного предмета «Искусство» вводится курс «Занимательная графика». Изучение данного курса соответствует запросам обучающихся. В целях расширения знаний по географии Томской области, истории Сибири в вариативной части введены соответствующие курсы: «Географии Томской области» (8, 9 класс), «История Сибири» (5 класс), «Экология Томской области» (6, 7 классы). Для укрепления здоровья, физического развития обучающихся, формирования навыков выживания в экстремальных условиях, и в соответствии с имеющимися ресурсами запланировано введение: третьего часа физической культуры в 5,6,9 классах. В целях воспитания социально-адаптированной личности вводится курс «Основы социализации личности» в 9 классах. Предметы вариативной части планы представлены двумя уровнями. Первый - предметы по выбору обязательные для посещения всеми обучающимися. Цели их введения: обеспечение предпрофильной подготовки, реализация запросов обучающихся, расширение, углубление и коррекция знаний в образовательных областях: математика, естествознание, история, технология, русский язык. Второй уровень предметов вариативной части плана представлен факультативными курсами. Цель проведения курсов - углубление знаний по предметам, подготовка обучающихся к районным, областным олимпиадам. Курсы предметов вариативной части плана ведутся по программам, разработанным педагогами школы. Качество условий для осуществления образовательного процесса Кадровое обеспечение
Анализ кадрового состава по стажу
Более половины коллектива учителей имеют стаж работы более двадцати лет, молодых специалистов нет. Возрастной состав педагогов
Более половины коллектива в возрасте от 45 до 55 лет, 10% коллектива - учителя пенсионного возраста. Уровень квалификации педагогов ОУ Высшее профессиональное образование имеют 36, что составляет 88% Среднее профессиональное имеют 4 педагога, что составляет 10 % Неполное высшее имеет 1 педагог, что составляет 2% Уровень профессиональной компетентности педагогов ОУ
Повысился процент педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, снизился процент учителей, не имеющих квалификационной категории, стабильным остается процент учителей с первой квалификационной категорией. Аттестация в 2009-2010 учебном году
Педагогические работники коллектива школы регулярно проходят аттестацию на подтверждение и повышение квалификационной категории. Повышение квалификации педагогов в 2009-2010 учебном году
Учителя школы регулярно повышают квалификацию на семинарах и курсах повышения квалификации областных учреждений РЦРО, ТГПУ, ТОИПКРО. Учебно-методическое обеспечение Полнота укомплектованности кабинетов ОУ наглядными пособиями
В полном объеме укомплектованы кабинеты немецкого языка, музыки, начальных классов, технологии (девочки), информатики, географии. Остальные кабинеты укомплектованы на 50-60%. Обеспечение доступа пользователей к научно-педагогическим ресурсам
Пользователи имеют доступ к ресурсам школьной библиотеки, но в связи с недостаточным финансированием методическая и научная литература обновляются недостаточно часто. В методическом кабинете школы есть возможность поработать с периодическими изданиями - журналами: «Завуч», «Классный руководитель», «Методическая работа в школе», «Вестник образования», «Практик», сборниками методических рекомендаций, имеются в наличии мультимедийные пособия. 2.2.3. Информационные ресурсы
Качество информационных ресурсов зависит от двух базовых составляющих: от человеческого фактора и от собственно информационных систем. Качество информационных ресурсов определяется уровнем техники, совершенством программ, используемых технологий, оптимальностью сопряжения информационных технологий с образовательным процессом и управления им, степенью готовности педагогического и управленческого персонала работать в новой информационной культуре. В школе значительно повысилась степень использования информационных технологий благодаря выигранному гранту в конкурсе ПНПО. 68% педагогического коллектива применяют ИКТ-технологии на практике, половина из них успешно соединяют ИКТ-технологии с педагогическими технологиями: РКМЧП, проектная деятельность, игровые технологии, технология поротфолио. Большой проблемой для школы является отсутствие интерактивной доски, так как учителя немецкого языка, технологии овладели технологией создания мультимедийных пособий для интерактивной доски, но не имеют возможности использовать их на уроках. Также учителя нашей школы в связи с этой проблемой неконкурентоспособны на конкурсах, где обязательным является использование интерактивной доски. 2.2.4. Инновационные (проектируемые) ресурсы – это способность школы повышать качество своей деятельности за счёт разработки и внедрения новых подходов и решений, позволяющих быстрее и качественнее решать образовательные задачи. В качестве инновационных ресурсов мы рассматриваем:
- Межмуниципальная Ярмарка медиапродуктов - Молодежный форум - Ежегодный Фестиваль инициатив
- непрерывное экологическое образование - духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьников
Использование современных образовательных технологий, методов и их результативность
Повысился процент учителей школы, работающих в инновационном режиме. Продолжается освоение и усовершенствование использования ИКТ-технологий, повысился процент педагогов, использующих в своей работе проектные, исследовательские технологии. Осваиваются новые технологии: система инновационной оценки «электронное портфолио», метапредметность, метод импринтинга. 3.2. Реализация программы развития школы Программа развития школы была разработана на 2006-2010 учебный год и определяла стратегию, приоритетные направления, задачи, механизмы реализации образовательной политики с учетом социально-экономических, демографических, культурных, экологических и других особенностей Томской области. На протяжении 5 лет программа являлась основой реализации образовательной политики в школе, определяла организацию деятельности по ее реализации стратегии развития школы в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на 2006 – 2010 гг. Цель Программы : обеспечение непрерывного развития образовательной системы школы, функционирующей в инновационном режиме. Основные задачи:
Решение указанных задач достигалось путем совершенствования нормативной правовой базы, необходимого ресурсного (кадрового, информационного и материально-технического) обеспечения образования. 21 мая 2010 года состоялся педагогический совет школы, на котором были подведены итоги реализации программы развития школы. Сделан вывод о выполнении запланированных мероприятий программы развития практически полностью:
Задачей школы до начала 2010-2011 учебного года является разработка проекта программы развития школы на 2011-2015 год. Программа - не внешний нормативный акт, предложенный для исполнения, а проект, заданный коллективом школы, реализация которого является делом чести всех субъектов образовательного процесса и их социальных партнеров. В целях привлечения общественности к управлению Программой советом школы создана стратегическая команда Программы развития. В ее состав входят представители администрации и педагоги школы, руководители МО, ПГ, ТГ, представители управляющего совета школы, представители от ученического самоуправления. Регламент работы стратегической команды Программы развития и ее состав утверждены советом школы. Председателем стратегической команды является директор. Основными задачами стратегической команды Программы развития являются: · рассмотрение тематики программных мероприятий; · рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий и предоставление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение итогов реализации Программы; · выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации Программы и разработка предложений по их решению. · проведение мониторинга результатов реализации программных мероприятий; · организация независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым показателям; · подготавливает предложения по реализации проектов, предусматривающих проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, организует проведение независимой экспертизы их результатов и подготавливает отчет о результатах научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, выполненных в рамках Программы. Методическая работа
Участие педагогов в конкурсы профессионального мастерства
С каждым годом повышается количество участников профессиональных конкурсов различных уровней. Диаграмма показывает, сколько человек приняло участие в конкурсах, самыми активными из них являются 27% коллектива, они принимают участие в 35% конкурсов. Представление педагогами школы опыта работы на разных уровнях
Публикации педагогов школы
4. Результаты реализации программы «Одаренные дети» Методы работы с одаренными детьми:
В результате работы с одаренными детьми:
Воспитательная работа Воспитательная деятельность включала в себя следующее: · общешкольные праздники, коллективные традиции · работу по гражданскому образованию, нравственному воспитанию · социальную работу · спортивно-массовую работу · работу с родителями · работу с педколлективом Воспитательная система школы является гуманистической. Она ориентирована на личность ребенка, на развитие его способностей, задатков, индивидуальности; на подготовку его к жизни среди людей, взаимодействию с ними. Воспитательная работа – это часть учебно-воспитательного процесса, направленная на развитие нравственно-этического, правового, эстетического сознания ребенка, на привитие навыков культуры поведения. Традиционно воспитательную работу ведут классные руководители, педагоги школы. Характеристика педагогов-воспитателей: · в совместной разработке, принятии и реализации нормативных документов · в разработке организационно-правовых мер поощрения, наказания, ответственности учащихся и педагогов. · в гуманизации взаимоотношений « учитель-ученик-родитель» · обмен мнениями членов школьного коллектива и родителей. Качество работы классных руководителей. В планах воспитательной работы классных руководителей отражены цели и задачи на учебный год, методы и способы их реализации, индивидуальная работа с детьми группы «риска», включены индивидуальные собеседования, «включения» в дела класса, поручения, достижения учащихся, работа с родителями. Планы оформляются в электронном виде, форма – единая по школе, удобная для всех. Классные руководители организуют внутриклассную жизнь, исследуют состояние и эффективность воспитательного процесса в классе, изучают уровень развития детского коллектива. В планировании применяют элементы современных научных методик (педагогическая поддержка О.Г. Газмана, общечеловеческие ценности В.А. Караковского, деятельный подход Н.Е. Щурковой и др.). В качестве общего положительного момента следует отметить существование в большинстве классов своих традиций: поездки, походы, нетрадиционное завершение учебного года, совместные праздники с родителями, вечера и т.д. Трудно перечислить всё, потому что у каждого класса было что-то своё, интересное. Многие классные руководители старались разнообразить внутриклассную жизнь поездками, экскурсиями, посещениями театров и библиотек. Второй год внедряется технология реализации воспитательных проектов в классах. Это совместно с учащимися разработанные и реализованные социальные внутриклассные и общешкольные проекты. Из заявленных 20 реализованы 11 («С любовью о маме» - 1А, 1Б; «Мои родственники в годы ВОВ» - 2А, 2Б; «ВОВ в истории моей страны» - 4А; «Зелёный уголок» - 5Б; «Тимуровская атака» - 6Б; «История класса - история школы – история страны» - 9Б; «Совместные путешествия» - 8А, 8Б; «День самоуправления» - 11 класс). Не реализованы 9 проектов вследствие недостаточно организованной работы классных руководителей. Все общешкольные дела, праздники, конкурсы, игры проводились на должном уровне. Хорошо проходят у нас традиционные праздники: первого звонка для 1-11х классов, традиционный осенний поход, посвящение в первоклассники, новогодние представления, Вечер встречи выпускников, который в этом году был юбилейным, праздник последнего звонка и прощания с начальной школой, творческий отчёт школы, выпускные для 9 и 11 классов. Все общешкольные мероприятия, подготовленные администрацией школы, учителями предметниками, классными руководителями и учениками были подготовлены и проведены качественно, на высоком методическом уровне: - «Нашей школе – 50 лет» (отв. Сазонова Т.А.); - «Праздник для будущих первоклассников» (отв. Кривошеина Л.Б.); - Литературная гостиная «Слово о маме» (отв. Каличкина С.В.); - Открытый региональный молодежный форум «Германия глазами молодежи» (отв. Кустова Л.Ю.); - «Посвящение в юные химики» (отв. Токмакова Н.И.); - Гражданский форум «Как много лет тому назад», посвящённый 65-летию Победы (отв. Жадобина О.Г.); - «День самоуправления» (инициативный проект учащихся 11 класса); - «Осенняя спартакиада» (отв. Разумов А.В., Тырышкин О.А.) и др. Нужно отметить качественную подготовку к школьным праздникам, конкурсам, фестивалям классных коллективов. Все классные руководители старались подготовить своих воспитанников к школьным мероприятиям. В течение года проводились конкурсы рисунков, плакатов и газет к праздникам Нового года, 8 марта, к районным и областным мероприятиям. Особенно активно принимали в них участие учащиеся начальных классов, 5-х, 6-х, 7-х, 9-х классов. Кроме того, всегда тщательно готовилось участие в муниципальных и региональныхмероприятиях, где они занимали призовые места. Результат: Увеличилась заинтересованность классных руководителей в работе с классными коллективами, их участие в различных мероприятиях в школе, в районе, в области. Проблема: 1. Не все классные руководители активно работают с классными коллективами; 2. Недостаточно обобщен опыт передовых классных руководителей; 3. Слабое участие классных руководителей в работе Интернет-сообществ. Возможные пути преодоления недостатков: 1. Администрации найти пути стимулирования классных руководителей в подготовке и проведении открытых воспитательных мероприятий, публикаций своего опыта на страницах школьного сайта и методических журналов.
Спортивно-массовая работа В современных условиях привлечение детей, подростков и молодежи к активным занятиям спортом — важный фактор в профилактике социально-негативных явлений в подростковой и молодежной среде, в укреплении здоровья учащихся. Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В школе два спортивных зала, обновленный спортинвентарь, высококвалифицированные педагоги, что предполагает большие возможности для занятия спортом. Во внеурочное время на протяжении многих лет учащиеся школы занимаются в спортивных секциях: баскетбол (юноши), волейбол (юноши), русская лапта. В этом учебном году активизировалась работа проблемной группы учителей физкультуры. Учащиеся школы принимают активное участие во всех соревнованиях, проводимых в районе, пусть даже ни всегда занимая призовые места. Проведены соревнования общешкольные, на параллелях, внутри классов. Особой популярностью пользовались соревнования по игровым видам спорта: русская лапта, волейбол, баскетбол, снайпер, «Весёлые старты». Следует обратить внимание на содержание спортивного стенда, расположенного на 1 этаже: выставляется информация о достижениях учащихся в районных, областных и других соревнованиях за честь школы.
Результат: 1. Активизировалась спортивная работа в школе. Проблема: 1. Недостаточное материально-техническое обеспечение для полноценного развития спортивно-массового воспитания. Возможные пути решения проблем: 1. Привлечение и в дальнейшем спонсорских средств для улучшения материально- технического обеспечения спортивной работы. 2. Систематический контроль выполнения программы «Здоровье» всеми членами педагогического и ученического коллективов со стороны администрации Работа по охране прав детства В школе выстроена система работы по обеспечению защиты и реализации прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике противоправного поведения подростков, социального сиротства, отраженная в педагогическом планировании; плане работы школы по профилактике преступлений и правонарушений, плане совместной работы с ПДН, КДН планах социального педагога и классных руководителей; в соответствии с программой школы «Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период с 2009 по 2011 годы.», разработанной и утвержденной педагогическим советом и «Программа индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Шегарского района Томской области», для того чтобы скоординировать деятельность семьи и школы в воспитании ребёнка. Социально-педагогическая защита прав ребенка выражается в таких формах работы как: выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-сироты, дети, находящиеся под опекой, дети из многодетных, малообеспеченных семей и других категорий). На начало года проведена социальная паспортизация классов и составлен социальный паспорт школы. Проанализирован образовательный уровень родителей учащихся, создан банк данных учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке, составлены списки многодетных семей, опекаемых детей: учащихся на внутришкольном учёте -2, дети из неблагополучных семей - 22, дети из многодетных семей - 30, детей, находящихся под опекой и в приёмных семьях — 38, детей из малообеспеченных детей – 239, детей-инвалидов – 6. Проводится социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семей; ведётся ежедневный учёт посещаемости учебных занятий учащимися, находящимися в социально-опасном окружении; посещаются семьи (23 семьи) Индивидуальная защита прав детей ведется по следующим направлениям: создание условий для получения основного и среднего образования, организация бесплатного питания (12- многодетных, 39 – детей находящихся в тяжёлой жизненной ситуации пользовались бесплатным питанием весь год), организация отдыха учащихся в каникулярное время (осенние каникулы - 4чел, весенние каникулы – 4 чел., май – 6 чел., июнь - 23 чел., июль - 4ч ). Рассматривались вопросы об оказании помощи 6 детям из малообеспеченных семей (книги, вещи). Направлялись ходатайства в комитет по социальной защите населения (путёвки в летний оздоровительный лагерь – 41 путевка с полной оплатой). В течение года целенаправленно велась работа по вовлечению несовершеннолетних во внеурочную деятельность (кружки, секции, клубы и т.д.) - 92% охваченных из числа находящихся в социально опасном положении. За 3 года состояли в ПДН, КДН следующее количество человек: 2007- 2008 уч.год - 17 чел. 2008–2009 уч.год - 19 чел. 2009-2010 уч.год - 2 чел. Тесная связь с ПДН позволяет оперативно принимать меры по совершенным правонарушениям, а так же по их предотвращению. Этому способствуют беседы, проведённые на классных часах инспектором по делам несовершеннолетних Малик Ольгой Александровной и Жеребцовой Екатериной Анатольевной. Также отдельные учащиеся школы приглашались на индивидуальные беседы в ПДН. При нарушении прав ребёнка в семье направлено 6 заявлений в отдел по делам семьи опеки и попечительству, в результате направлены на принудительное лечение 2 мамаши, оказана материальная помощь в оплате коммунальных услуг 2 семьям, направлен в Кривошеинский реабилитационный центр один ребёнок, и все 6 семей поставлены на контроль КДН. В течение учебного года в школе велась работа по профилактике наркомании и по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, но не в системе, а разово. С этой целью в рамках атинаркотической акции "Думай до, а не после..." в школе оформлен стенд "Будущее без наркотиков - здоровое поколение" и проведены классные часы главным специалистом - Зинковской Светланой Викторовной, экспертом Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Томской области для учащихся 7, 8А, 8Б, 9А, 9Б классов. Результат: 1. В школе разработана и действует программа «Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период с 2009 по 2011 годы». 2. Оказывается необходимая помощь детям из малообеспеченных семей. Ведется необходимая работа с детьми-инвалидами. 3. Получают бесплатное питание в течение года остронуждающиеся в нем учащиеся. Проблема: 1. Снижается ответственность родителей за воспитание детей. 2. Нет необходимых средств для оказания более действенной помощи детям из малообеспеченных семей. Возможные пути преодоления недостатков: 1. Обеспечение социально, психолого-педагогического сопровождения таких детей. 2. Полное выполнение совместного плана работы всех служб совместно со школой и его реализация. 3. Привлечение спонсорских средств для оказания помощи остронуждающимся детям. Для успешного прогнозирования, осуществления и коррекции образовательного процесса на основе системного анализа и мониторинга необходимо своевременно корректировать образовательную среду. Очевидно, что в некоторых классах состояние эмоционально-психологических отношений оставляет желать лучшего, не все классы имеют хорошую групповую сплоченность. Остро стоит необходимость расширять использование таких методов работы, как работа с ценностно-смысловыми ориентациями учащихся, тренинги личностного роста, межличностного общения, самостоятельности, противостояния СМИ, рекламе, групповому давлению, манипуляциям. Многие классные руководители и сами нуждаются в советах профессионального психолога. Но, к огромному сожалению, в школе нет психолога, а социальный педагог не имеет специального образования, поэтому невозможно положительно решать воспитательные задачи. Эта проблема неоднократно поднималась для положительного решения, но время идёт и ничего не меняется.
Гражданское образование Одно из важнейших событий учебного года – 65-ая годовщина Победы в Великой Отечественной войне. В преддверии 65-летия Победы работа по патриотическому воспитанию в школе получила дополнительный импульс. В школе прошёл гражданский форум «Как много лет тому назад…», посвящённый 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Программа форума включала в себя ряд мероприятий с охватом учащихся – 100% Также учащиеся школы принимали активное участие в областных и районных мероприятиях, результатом участия стали 16 призовых мест.
Также главными идеями работы в данном направлении являются формирование активной жизненной позиции; воспитание гордости за свою семью, школу, село, Отечество; поддержка стремления отстаивать свои права с позиции разума, понимание учащимися избранной ими программы поведения для будущего самоопределения. Эта работа, которая в большей степени укладывается не в рамки мероприятий, а является оперативной, постоянной. В этом году использованы разнообразные формы работы: - Фестиваль инициатив – 2009 - Реализация классных воспитательных проектов - Реализация общешкольных проектов «С компьютером на ТЫ», «Вожатый», «Английский клуб» в рамках подготовки создания Центра гражданского образования в школе. - Участие в районной, областной краеведческих конференциях - Уроки мужества, игры, конкурсы, викторины. - День матери - Организация и проведение классных часов, праздников с целью углубления знаний школьников о традициях русского народа, об истории России - Экскурсии в районный музей. - Участие в областном конкурсах - Вечер встречи выпускников - Встречи с ветеранами ВОВ - Месячник военно-патриотического воспитания - День самоуправления - Массовое участие в Митинге 9 мая - Работа школьного музея - Работа детского объединения «Радуга» - Работа молодёжного центра «Благовест» - Работа школьного самоуправления - Творческий отчёт школы В соответствии с программой воспитания внеурочная деятельность организуется по своим законам и традициям. Каждый ученик, независимо от результата, получает сертификат участника какого-либо дела или мероприятия. В школе организуется оглашение результатов и торжественное награждение всех участников на линейке. У учащихся наблюдаетя достаточно высокая социальная активность: активное участие в различного уровня конкурсах, фестивалях, олимпиадах. Результат : 1. Увеличение занятости детей во внеурочное время. 2. Рост мастерства, творческой активности учащихся. 3. Развитие и укрепление школьных традиций Проблемы : 1. Отсутствие необходимой материально-технической базы. 2. Сокращение часов, ставок на внеурочную занятость детей. Организация нравственного воспитания Главной целью является воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях. Уровень воспитанности, этика, вопросы нравственности постоянно являются предметом обсуждения на классных и внеклассных мероприятиях. Успешно в этом учебном году решали данные проблемы следующие классные руководители: Левчугова О.Н., Кривошеина Л.Б., Кузьмина Н.В., Каличкина С.В., Юрова И.П., Быканова Т.В., Шевнина Т.Е., Пойлова В.А., КустоваЛ.Ю., Кустова Л.Н., Вензик К.П. и др. Проводится огромная эффективная работа по нравственному воспитанию подрастающего поколения: ˜ Изучение ценностных предпочтений учащихся ˜ Учёт возрастных особенностей ˜ Поощрение учащихся за совершённые нравственные поступки ˜ Шефская работа в младших классах ˜ Тимуровские атаки ˜ Праздничные поздравления одноклассников, педагогов ˜ Сюрпризы, конкурсы ˜ Сюрпризы родителей, учителей на праздниках ˜ Классные часы «Азбука нравственности» ˜ День рождения класса ˜ День именинника ˜ Подарок своими руками (родителям, друзьям) ˜ Знакомство с историческими местами города Томска, России ˜ Пополнение виртуального музея школы ˜ КВНы в параллели, учеников и учителей ˜ Помощь районному музею в сборе материалов о селе ˜ Классные собрания по итогам года ˜ Летопись класса ˜ Фильм о классе ˜ Вечер встречи выпускников ˜ Оформление стенда «Выпускники школы» ˜ Исследование «Анкета выпускника» По итогам анкетирования выпускников можно сделать следующий вывод: большинство выпускников предъявляют нравственные требования к себе и своему поведению, открыто выражают свою точку зрения, в целом видно положительное отношение к школе. Положительные результаты: 1. Качественно изменился подход классных руководителей к разработке и внедрению в практику программ духовно-нравственного воспитания учащихся. Проблема: 1. Формирование у учащихся в общеобразовательных классах волевых качеств, стремления учиться успешно. 2. Недостаточное внимание классных руководителей к изучению этики. 3. Недостаточное использование классными руководителями различных методик диагностирования нравственного уровня учащихся и коррекции воспитательного воздействия на них в соответствии с полученными результатами. Возможные пути преодоления недостатков: 1. Классным руководителям совершенствовать методы стимулирования успешности в преодолении трудностей учащимися; уделять больше внимания в общеобразовательных классах различным интеллектуальным турнирам, занимательным предметным материалам, которые помогли бы заинтересовать учащихся; а также проводить совместно с психологом тренинги, помогающие сформировать необходимые качества характера для успешного обучения. 2. Администрации своевременно направлять, отслеживать, стимулировать работу классных руководителей по использованию различных методов диагностики уровня воспитанности учащихся, коррекции в связи с полученными результатами своей воспитательной деятельности в этом направлении. Организация летнего труда и отдыха учащихся Задачи: поиск наиболее эффективных путей совершенствования организационных форм летнего отдыха, способствующих творческому развитию личности, консолидации усилий всех заинтересованных лиц в полноценном отдыхе и труде учащихся. Анализ работы в этом направлении показывает, что учащиеся школы имеют возможность летом отдыхать в разных по направлениям и интересам оздоровительных лагерях, что позволяет не только удовлетворить потребности детей в культурном отдыхе, но и, организовав правильное, регулярное питание, оздоровить. Кроме того, трудоустраиваются в летние месяцы, в первую очередь трудные, подростки старше 14 лет: на ремонте и благоустройстве школы. Результат: 3. Дети имеют возможность оздоровиться в лагере. 4. Трудные подростки трудоустраиваются, имеют возможность заработать и не остаются безнадзорными. 5. Производственная бригада, состоящая из учащихся 8-х, 9-ых и 10-х классов, выполняет большой объем работ по подготовке здания школы к новому учебному году и благоустройству территории школы.
Уровень взаимодействия ученического и педагогического коллектива с внешней средой
Школа расположена в микрорайоне рядом с такими учреждениями культуры, как центральная детская библиотека, дом культуры «Заря» и районный краеведческий музей. Поэтому мы находимся в очень выгодном положении, т.к. эти учреждения являются очень важными помощниками в деле воспитания подрастающего поколения. Особенно тесно налажена связь педагогического коллектива с центральной районной библиотекой. В течение учебного года при составлении планов воспитательной работы классные руководители обязательно знакомятся с планом работы библиотеки и вносят мероприятия, которые готовятся в библиотеке, в свои планы. Кроме того, по договоренности специалисты библиотеки готовят для учащихся различные беседы, лекции по требуемой тематике. Мероприятия, проводимые в библиотеке, отличаются тщательной подготовкой, эстетической и этической направленностью, что, конечно, оказывает определенное воспитательное воздействие на учащихся. Значительную роль в воспитательном процессе играет и районный краеведческий музей, который предоставил школе развернутый план экскурсий, мероприятий, проводимых в нем. Учащиеся нашей школы являются его частыми гостями. Наша школа активно сотрудничает с Домом культуры «Заря», который также является участником в эстетическом, творческом воспитании учащихся, которые посещают спектакли, концерты, подготовленные артистами художественной самодеятельности. Кроме того, наши учащиеся часто сами становятся участниками концертов, смотров, конкурсов, развлекательных программ, подготовленных работниками дома культуры или ЦДТ.
Учащиеся школы имеют большой выбор посещения занятий в различных кружках учреждений дополнительного образования.
Организация работы с родителями В начале учебного года проведено обследование родительского контингента, проанализирован его состав, составлены социальные паспорта классов. Были выявлены семьи, находящиеся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы: трудности в адаптации, агрессивность, страхи, проблемы общения со сверстниками, неусвоение образовательной программы и другие. На основе базы данных составлены планы взаимодействия педагогов с родителями на текущий год в классах и в школе. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Но практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм. Вся работа с семьёй строилась на общении классных руководителей с родителями детей, которое направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в школе, об индивидуальном развитии своего ребёнка. С родителями проблемных детей работал дополнительно социальный педагог, некоторым из них были даны рекомендации обратиться к психологу районной службы. Родителям жизненно необходимы психолого-педагогические знания. С этой целью 1 раз в четверть во всех классах (кроме 5а, 7б, 8а, 10 классов, в них проведено по 4 собрания за год) проводились родительские собрания по вопросам воспитания (приложение №4). Также проведены общешкольные собрания: в 1-4 классах – «Стили семейного воспитания. Профилактика вредных привычек», в 5-8 классах – «Свободное время школьников» с приглашением специалистов ЦДТ, ДЮСШ №1,2. Состоялись общешкольное собрание в 9-11 классах. Для родителей 8-х классов в рамках областного семинара был проведён тренинг «Профилактика наркомании». Следует заметить, что 28 родителей (7%) ни разу за учебный год не были в школе (самые большие показатели во 2ступени), следовательно, на организацию работы в этих классах необходимо обратить особое внимание. Диаграмма посещения родителями классных собраний
Для педагогов не менее важны знания по организации эффективных форм работы с родителями по вовлечению их в образовательный процесс, то есть мотивирование на получение этих знаний. С этой целью для классных руководителей 1-11 классов проведён семинар, выданы методические рекомендации по проведению родительских собраний, в течение года проводились индивидуальные консультации. Также в школе есть подборка современной методической литературы и СД-дисков по организации работы с родителями, материалы которой активно применяют классные руководители. Большую помощь в воспитательных, досуговых, познавательных, творческих делах школы оказывают родители. В течение учебного года были проведены совместные общешкольные дела с детьми и родителями: День матери, Новый год, Последний звонок, внутриклассные дела: спортивные праздники, походы, Дни именинника, Дни рождения класса, реализация классных проектов, помощь в изготовлении поделок, картин на выставки и конкурсы, в оформлении классов, различные поездки. Эти классические формы работы с родителями всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества. Не первый год используются различные формы сотрудничества с родителями-отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета: сбор мебели для класса, подготовка к участию в конкурсе по пожарной безопасности, участие в Празднике Последнего звонка, в новогоднем празднике, в выпускных вечерах. Созданы условия для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса: помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (Управляющий совет школы, родительские комитеты). Разработано тематическое оформление по работе с семьей: уголок для родителей на 1 этаже главного корпуса. Постоянно оформляются информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой школы, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой. Достичь успеха в работе с родителями нелегко, особенно с теми, кто негативно относится к школе. Попытки приобщить родителей к коллективным делам не сразу дают положительные результаты. Прежде чем решить проблему ребенка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том, что родители, порой, не компетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают возрастных особенностей детей и подростков, или не серьезно относятся ко всему тому, что происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственно правильную линию поведения. Необходимо значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов. Результат: 1. Разработана тематика родительских собраний по возрастным категориям школьников. Проблема: 1. Слабая заинтересованность родителей учащихся среднего звена в школьных проблемах. 2. Не всегда на должном уровне проводятся родительские собрания. 3. Слабо привлекаются родители к участию во внеурочной деятельности. Возможные пути преодоления недостатков: 1. Классным руководителям активнее привлекать родителей к участию во внеурочной деятельности. 2. Классным руководителям продумывать новые формы проведения родительских собраний, качественно улучшить их содержание. Выбор методик изучения эффективности воспитательного процесса делается в соответствии с установленными критериями и показателями. В практике школы накоплено значительное количество диагностических методик, которые используются в исследовательской и практической деятельности, которые направлены на изучение личности ученика и класса: -ценностное единство классов, -ценностные ориентации школьников, -удовлетворенность школьной жизнью -анкета выпускника. По результатам мониторинга «Ценностное единство классов» ценностными предпочтениями по школе выявлены следующие ценности: здоровье, друзья, карьера, воспитанность. По исследованиям удовлетворённости учащихся, педагогов, родителей жизнедеятельностью в школе и классе можно сказать, что в целом отношение к школьной жизни у всех участников образовательного процесса ровное, адекватное. Ценностные предпочтения по школе
Вывод: ценностные предпочтения учащиеся отдают здоровью, друзьям. Таким образом, из анализа воспитательной работы можно выделить следующие проблемы:
Исходя из вышесказанного, важно сформулировать следующие задачи на следующий учебный год, которые необходимо решать:
1. Совершенствование воспитательной системы на основе традиционных классических и новейших достижений в этой области, выход на качественно новый уровень воспитательной работы по всем направлениям. 2. Создание условий для творческой реализации, как педагогов, так и учащихся через поиск новых форм взаимодействия. 3. Широкое использование в воспитательном процессе в соответствии с программой развития учреждения информационно-коммуникационных технологий. 4. Создание условий для самореализации личности через развитие детского самоуправления; 5. Выбор мероприятий, представляющих несомненный интерес для учащихся и учителей отдельного класса, параллели классов или для всей школы и направленных на развитие индивидуальных способностей учащихся и на сплочение классных коллективов;
Учебная работа Общий анализ результатов успеваемости освоения программ свидетельствует о стабильности количественного показателя. В среднем по школе за последние 3 года количественные показатели не опускались ниже 97%. Анализ качественной успеваемости за 2008-2010 годы также указывает на стабильность результатов. Сравнительный анализ успеваемости за 3 года
Количество отличников составляет 4,6% от общего числа учащихся. Следует заметить, что число отличников за последние два года уменьшилось на 0,9%, а число учащихся, окончивших учебный год на «4» и «5», стабильно сохраняется на указанном уровне. Результаты регионального тестирования 2009 – 2010 уч.года
Вывод : высокое качество обучения прослеживается в классах, с применением инновационных технологий. Учитель начальных классов Кривошеина Л.Б.(4а) при помощи этой программы получает высокие результаты качества успеваемости детей. Ребята легко осваивают чтение, не испытывают больших трудностей при списывании текстов и диктантов. Обработка результатов показывает:
Стандарт учебного материала по основным предметам практически всеми учащимися усвоен на хорошем уровне Стабильность результатов академической успеваемости обучающихся достигается за счет использования следующих механизмов: · -участие в образовательных событиях муниципального («Новый интеллект», олимпиады, рейтинговые состязания, международная математическая олимпиада «Кенгуру», всероссийская игра-конкурс «Русский медвежонок») и регионального (Молодежный форум «Новое поколение горожан: кадровый резерв 21 века», литературные чтения «Кирилла и Мефодия») уровней, что способствует повышению уровня мотивации к обучению; · - применение современных образовательных технологий: проектный метод обучения, исследовательские методы обучения, РКМЧП, МПИ (обогащающая модель обучения) и др., обеспечивающих углубление процесса индивидуализации обучения; · - контроль за текущей успеваемостью обучающихся со стороны классного руководителя, родительского комитета класса. Результаты государственной итоговой аттестации за курс основной и средней (полной) школы за три года
Результаты регионального тестирования 2009 – 2010 уч.года
Результаты ЕГЭ (баллы) 2009 г.
Заключение В результате анализа деятельности Муниципального общеобразовательного учреждения «Шегарская средняя общеобразовательная школа №1» в 2008-2009 учебном году, были сделаны выводы об удовлетворительном ходе реализации программы развития школы, а так же выявлены проблемы, на основании которых сформулированы задачи на следующий учебный год: · совершенствование воспитательной системы на основе традиционных классических и новейших достижений в этой области, выход на качественно новый уровень воспитательной работы по всем направлениям; · создание условий для творческой реализации, как педагогов, так и учащихся через поиск новых форм взаимодействия; · для усиление роли семьи в воспитании детей и в организации учебно-воспитательного процесса, активизировать работу родительских комитетов; · создать условия для самореализации личности через развитие детского самоуправления;отработать систему материального стимулирования педагогов и обучающихся;
|