Учебное пособие: Методические указания для выполнения курсовых работ по дисциплине «экономическая теория» для студентов очного и заочного отделения Ижевск 2009
Название: Методические указания для выполнения курсовых работ по дисциплине «экономическая теория» для студентов очного и заочного отделения Ижевск 2009 Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | |||||||||||||||||||||||||||||||||
РОСОБРАЗОВАНИЕ ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения курсовых работ по дисциплине «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» для студентов очного и заочного отделения Ижевск - 2009 Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией ИЭиУ ГОУ ВПО «УдГУ» Утверждены на заседании учебно-методической комиссии ИЭиУ УдГУ «9» февраля 2009 г. Председатель УМК Баскин А.С. Методические указания для выполнения курсовых работ по дисциплине «Экономическая теория»( Баскин А.С., Ишманова М.С., Ишманова Н.С., Головастова Т.И.) –Изд-во Института экономики и управления, Ижевск, 2009. Обсуждено на заседании кафедры экономической теории «02» февраля 2009 г. Зав. кафедрой О.И.Боткин ВВЕДЕНИЕ Изучение курса экономической теории предполагает написание курсовой работы Цель курсовой работы выработать у студентов навыки самостоятельного изучения экономической науки; приобрести опыт получения и накопления знаний, что необходимо будущему специалисту в его трудовой деятельности; заложить основы современного экономического мышления; научить разбираться в проблемах и тенденциях развития экономики, связывать теорию с практикой, анализировать литературу, статистические данные; привить умение популярно излагать сложные вопросы. Задачи курсовой работы: добиться усвоения базовых понятий экономической науки; научить пониманию общих проблем и тенденций развития экономики, приобрести первые навыки исследовательской работы. Значение курсовой работы в изучении экономической теории. Курсовая работа является одной из форм подготовки специалистов высшей квалификации. Она является первой пробой пера, подготовительной ступенью к написанию дипломной работы. Студенты выполняют работу под руководством преподавателя. Выполненная работа сдается для проверки на кафедру, регистрируется и отдается преподавателю для рецензирования. Отрецензированная работа защищается. Оценка выставляется по итогам защиты. Если работа соответствует предъявляемым требованиям, преподаватель оценивает ее и в письменной форме в виде рецензии сообщает об этом студенту. Неудовлетворительно выполненная работа подлежит переработке в соответствии с замечаниями преподавателя, содержащимися в рецензии. При установлении факта плагиата, студент выполняет новую курсовую работу по другой теме, а общий балл снижается. Повторно выполненная работа сдается вместе с первым вариантом курсовой работы и рецензией на нее. В соответствии с системой балльно-рейтинговой оценки успеваемости студентов, курсовая работа оценивается - 100 баллов (максимально). Структура оценивания: 1 - соответствие предъявляемым требованиям – 40 баллов в том числе: - введение - 4 балла; - 1 глава - 9 баллов; - 2 глава - 10 баллов; - 3 глава - 9 баллов; - заключение - 4 балла; - библиография - 4 балла. 2 – самостоятельность – 25 баллов ; 3 – оригинальность – 20 баллов; 4 – защита курсовой работы – 15 баллов . Студенту, знания которого оценены по итогам защиты в 61 – 73 баллов ставится оценка «удовлетворительно»; 74 – 90 баллов – «хорошо»; 91 – 100 баллов - «отлично». К сдаче экзамена по экономической теории допускаются лишь те студенты, которые получили положительные оценки по курсовой работе. Курсовая работа студенту не возвращается и хранится на кафедре в течение пяти лет. СТРУКТУРА РАБОТЫКурсовая работа должна состоять из следующих частей: введения, основного текста, заключения и библиографического списка. Структура работы может изменяться в зависимости от темы и ее сложности. Во введении автор должен показать актуальность избранной проблемы, степень ее разработанности и сформулировать цель исследования (определяется исходя из названия курсовой работы, но не дублирует его), задачи , которые будут решаться в работе (определяются исходя из содержания курсовой, и должны включать не менее 4 – 6). Кроме того, студенту необходимо определить объект исследования , предмет исследования, методы , которыми он будет пользоваться в процессе написания работы, и дать краткую аннотацию каждой главы . Введение должно быть кратким (2-3 страницы) и не включать ни определений, ни понятий, ни статистических показателей. Актуальность, цель, задачи, объект, предмет исследования, аннотация начинаются с красной строки. В основной части текста излагается содержание темы. Эту часть рекомендуется разделить на 2-3 главы в зависимости от темы курсовой работы, раскрывающих сущность проблемы. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы , раскрываются сущность проблемы, принципы, классификация; анализируются разные точки зрения, проводится сравнительная характеристика, по возможности, разрабатывается своя точка зрения по изучаемой проблеме. (Отвечаете на вопрос – как должно быть). Во второй главе дается аналитическая оценка изучаемой проблемы. Для этого анализируются статистические данные за последние годы в динамике (за пять или более лет), выявляются особенности их проявления в изучаемом объекте и проблемы. (Отвечаете на вопрос – как есть). В третьей главе обосновываются и формулируются результаты исследования, осуществляется анализ имеющихся предложений по проблеме и сопоставление точек зрения. (Отвечаете на вопрос – что необходимо сделать, чтобы привести к тому, как должно быть). Каждая глава начинается с новой страницы. Основная часть работы может быть изложена на 20-25 страницах стандартного листа (формат А4). В заключении формулируются основные выводы курсовой работы, по возможности даются обоснованные предложения. В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении. Заключение должно быть кратким (1-3 стр.). В конце курсовой работы прилагается библиографический список , составленный в определенной последовательности (см. приложение 6) .
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ При написании курсовой работы для полного и правильного раскрытия содержания избранной темы необходимо: - изучить работы монографического характера по избранной проблеме; - ознакомиться с нормативно-правовыми актами (Законы РФ и УР, постановления правительства, Указы Президента РФ и др.); - ознакомиться со статистическими данными, публикуемыми в периодической печати и статистических сборниках; - изучить статьи по избранной теме, публикуемые в журналах “Вопросы экономики”, “Российский экономический журнал”, “Финансы и кредит”, “Экономическая школа”, “ Мировая экономика и международные отношения”, “Экономист”, в еженедельнике “Экономика и жизнь”, «Российская бизнес-газета», «Эксперт» и других. Практика ставит проблемы и вопросы, к которым теория не всегда готова. Отсюда по многим проблемам экономической теории специалисты имеют разные точки зрения, и по ним ведутся дискуссии, которые находят отражение в литературе. В курсовой работе необходимо изложить имеющиеся в литературе точки зрения по исследуемой проблеме и дать их критический обзор, при этом ссылаясь на первоисточники. Желательно высказать свою точку зрения. Одним из важнейших требований, предъявляемых к студентам, является самостоятельное и творческое их выполнение. Не следует заниматься механическим списыванием текстов из опубликованных, часто устаревших статей, брошюр, книг. Курсовая работа должна быть написана хорошим литературным языком. Следует соблюдать единообразие в применении терминов, условных обозначений, сокращений слов, мер веса и длины и т.д. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Выполнение курсовой работы целесообразно разделить на 6 этапов: - выбор темы; - подбор и изучение литературы; - составление плана работы; - сбор и обработка фактического и статистического материала; - написание курсовой работы; - защита курсовой работы. Тема курсовой работы выбирается самостоятельно из числа, предложенных кафедрой и согласовывается с преподавателем. После выбора темы нужно самостоятельно составить список необходимой литературы, подобрать ее и изучить. При составлении библиографического списка рекомендуется пользоваться библиографическим каталогами, перечнями опубликованных статей, которые приводятся в конце последнего в году номера. Изучение периодической литературы следует начинать с работ, опубликованных в последние годы и наиболее полно раскрывающих вопросы курсовой работы, а затем уже переходить и к более ранним изданиям. При изучении литературы необходимо делать выписки основных положений, теоретических выводов, определений, доказательств, статистических данных и т.п. Записи лучше вести на отдельных листах. Содержание записей на каждом листе должно относиться только к одному вопросу работы, из которых сделаны выписки. Листки записей следует сгруппировать по вопросам темы и разложить таким образом, чтобы получилось последовательное освещение изучаемых вопросов. После выбора и изучения литературы необходимо составить тщательно продуманный план курсовой работы. Он должен быть представлен для согласования преподавателю-руководителю курсовой работы, назначенного кафедрой. Для написания курсовой работы нужны как литературные источники, так и фактические материалы, на основе которых можно сделать обоснованные выводы о происходящих процессах и явлениях в экономической жизни, о закономерностях развития. Источниками получения статистических и фактических данных могут быть статистические сборники и справочники, журналы и газеты, приложения к ним, различные информационные бюллетени по экономическим вопросам и др. При использовании фактического материала необходимо соблюдать известные правила, а именно: - данные следует приводить к абсолютным (млн. руб., т., м., шт.) или относительным (%) показателям и при их сравнении обязательно в одинаковых измерениях; - для доказательства определенной закономерности, тенденции требуется привести данные в динамике, которые раскрывали бы сущность экономического процесса, т.е. дать динамику за ряд лет; - для наглядности цифровые данные могут быть сведены в таблицы, диаграммы и графики, т.е. подвергнуты обработке (см. приложение 4, 5). Следует, однако, помнить, что использование фактического материала к курсовой работе не должно приводить к наводнению ее большим количеством цифр. Необходимо стремиться к тому, чтобы данных было немного, но новых, типичных, выразительных и убедительных. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Курсовая работа должна быть соответствующим образом оформлена. К оформлению предъявляются следующие требования: наличие - титульного листа (см. приложение 1); - содержания - плана работы (см. приложение 2); - библиографического списка, составленного в алфавитном порядке фамилий авторов; - приложений (если таковые имеются). Текст работы необходимо писать от руки или в компьютерном варианте на одной стороне отдельных стандартных листов бумаги. Параметры страницы : правое поле – 1 см.; левое поле – 3 см.; верхнее и нижнее – 2,5 см. Между строчками должен быть полуторный интервал . Текст должен быть выровнен по ширине (с переносом слов). Абзацы - с красной строки. На все цитаты и цифровые данные, приводимые в тексте курсовой работы, указываются источники, т.е. делаются ссылки (см. приложение 3). Страницы работы должны быть пронумерованы (внизу страницы по центру). Каждый раздел (главу) работы принято начинать с новой страницы. После написания необходимо сдать курсовую работу на кафедру методисту для ее регистрации. После этого работа передается для рецензирования руководителю (в течение 10 дней). Курсовая работа после рецензирования вместе с рецензией выдается студенту на руки для подготовки к защите своей работы.
РАБОТА С РЕЦЕНЗИЕЙ И ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Курсовая работа должна быть защищена до экзамена перед руководителем. Без защиты курсовой работы студенты к экзамену не допускаются. Следует внимательно прочитать рецензию, обдумать все замечания по содержанию и оформлению работы, стилю, грамотности изложения, ознакомиться с записями на полях работы. В рецензии на курсовую работу может не содержаться окончательная оценка. В ней может быть предварительная оценка в форме вывода: «Работа допускается к защите» или «Работа не допускается к защите». Окончательная оценка дается после защиты. Если работа не допущена к защите, то она должна быть переработана в соответствии с рецензией и вновь представлена на кафедру. Работа не допускается к защите, если она не носит самостоятельного характера, списана из литературных источников или у других авторов, скачена из Интернета, если основные вопросы не раскрыты, изложены хаотично, фрагментарно, в тексте содержатся ошибки, научный аппарат оформлен неправильно, текст написан небрежно. Если в рецензии имеются замечания, которые не ясны, необходимо с помощью руководителя уяснить суть замечаний, а в ходе защиты курсовой работы привести дополнительные доказательства для обоснования своей позиции. При наличии ошибок в работе следует уяснить суть ошибок, а затем исправить их. Важно обратить внимание на замечания рецензента, изучить дополнительные источники и устранить замечания. Оценку «отлично» (91- 100 баллов) получают те работы, в которых содержатся элементы научного творчества, делаются самостоятельные выводы, дается аргументированная критика и самостоятельный анализ фактического материала на основе глубоких знаний экономической литературы по данной теме. Оценка «хорошо» (74 – 90 баллов) ставится тогда, когда в работе полно и всесторонне освещаются вопросы темы, но нет должной степени творчества. Оценку «удовлетворительно» (61 – 73 балла) студент получает в том случае, когда не может ответить на замечания рецензента, не глубоко владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной проблемы. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ 1. Аграрная кооперация: история и современная практика. 2. Аграрно-промышленный комплекс России, особенности его государственного регулирования в глобализирующейся экономике. 3. Акционерный капитал, акционерные общества в современной России. 4. Антимонопольная политика и антимонопольное регулирование: международный и отечественный опыт. 5. Безработица: сущность, причины, особенности в России и Удмуртии. 6. Биржи в рыночной экономике: особенности современного этапа развития. 7. Валовой внутренний продукт и валовой национальный доход России: структура, динамика. 8. Валовой региональный продукт Удмуртии: структура, динамика. 9. Валютная политика современного российского государства. 10. Глобализация и экономическое развитие России. 11. Внешний долг России и управление им. 12. Вывоз капитала: формы, направления и их влияние на экономику России. 13. Госкорпорации и госхолдинги в экономике современной России. 14. Государственная поддержка малого бизнеса в России и за рубежом. 15. Государственная собственность: сущность, динамика, тенденции развития. 16. Государственные расходы и государственные инвестиции как фактор ускорения экономического развития: проблемы, особенности. 17. Демографический кризис в России: пути и опыт преодоления. 18. Денежная система России. 19. Евразийская интеграция: предпосылки, направления и задачи России. 20. Естественные монополии, государственное регулирование их деятельности (мировой опыт и опыт России). 21. Жилищно-коммунальное хозяйство в структуре российской экономики: опыт и проблемы реформирования. 22. Изменения структуры производства и занятости в современной российской экономике. 23. Износ и обновление основного капитала в России: состояние, проблемы, пути решения. 24. Инвестиции в человеческий капитал: сущность, опыт, проблемы. 25. Инвестиционная активность бизнеса. 26. Инвестиционный климат как фактор экономического развития. 27. Индикаторы экономического роста. 28. Инновационная политика российского государства. 29. Иностранные инвестиции в экономику России и Удмуртии. 30. Институциональная среда бизнеса в России. 31. Институциональные преобразования социально-трудовой сферы в России. 32. Интеллектуальный капитал и интеллектуальная собственность. 33. Инфляция: сущность, виды, масштабы в современной России. 34. Качество институтов как условие экономического развития. 35. Концентрация и диверсификация капитала в современной России. 36. Концепция развития российской экономики до 2020 г. и стратегия развития Удмуртии. 37. Макроэкономическая политика государства. Проблемы перехода России к инновационно-инвестиционной модели развития. 38. Макроэкономическое программирование и комплексные целевые программы как инструмент государственной политики. 39. Мегаэкономика. Россия в мировой экономике: тенденции и проблемы. 40. Мировой, национальный и местный рынки энергоресурсов: проблемы государственного регулирования. 41. Модели экономической трансформации: проблемы России. 42. Монетарная политика российского государства на современном этапе. 43. Монополизм и антимонопольная политика государства в России. 44. Монополии и конкуренция. Монополии в современной России. 45. Монополистическая конкуренция: теория и российская практика 46. Налоговая система и проблемы ее совершенствования в современной России. 47. Национальное богатство России, его структура, особенности. 48. Ненаблюдаемая экономика в современной России: причины, формы, масштабы, тенденции. 49. Неравенство доходов и проблема формирования среднего класса: зарубежный опыт и российская практика. 50. Общее и особенное в экономическом развитии группы БРИК. 51. Общественные блага. Государство как производитель общественных благ. Клубные блага. 52. Олигополистические рынки в современной России. 53. Основные концепции кредитно-денежной политики государства. 54. Пенсионная система и ее реформирование в России. 55. Пенсионное, медицинское и социальное страхование в России: проблемы реформирования. 56. Первый глобальный экономический кризис: причины, развертывание, последствия. 57. Поведение производителя: теория и современная практика России. 58. Политика государства в области науки, образовании и культуры. 59. Постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. 60. Предпринимательство в современной России: опыт, проблемы, решения. 61. Приватизация собственности в России, особенности начала XXI в. 62. Приоритетные социальные (национальные) проекты в современной России. 63. Проблемы накопления и эффективного использования человеческого капитала: зарубежный опыт и российская практика. 64. Проблемы развития малого бизнеса в России. 65. Профессиональный спорт как вид предпринимательства. 66. Профсоюзы на рынке труда: мировая практика и практика современной России. 67. Региональные аспекты внешнеэкономической политики государства. 68. «Ресурсное проклятие» - сущность концепции и российская специфика. 69. Реформа образования: сущность, причины, цели, последствия. 70. Реформирование российской системы межбюджетных отношений. 71. Реформирование системы образования как условие накопления человеческого потенциала. 72. Рисковое (венчурное) предпринимательство: зарубежный опыт и российская практика. 73. Роль информационной экономики в становлении нового типа экономического роста. 74. Роль центрального банка в регулировании кредитной системы. 75. Россия в годы мирового кризиса (2008 г. и последующие). 76. Россия и страны ближнего зарубежья как торговые партнеры. 77. Россия и страны дальнего зарубежья: внешнеэкономические связи. 78. Рынок возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов в России. 79. Рынок корпоративных ценных бумаг в современной России. 80. Рынок образовательных услуг в современной России. 81. Рынок потребительских благ в современной России. 82. Рынок страхования в России: сущность, основные тенденции и проблемы развития. 83. Рынок труда, проблемы и пути повышения его гибкости в России. 84. Собственность на недра в России: отношения бизнеса и государства. 85. Современный рынок информационных услуг. 86. Социальная ориентация экономики в России и в развитых странах Запада. 87. Социальная политика в США, странах ЕС, Японии, России: сравнительный анализ. 88. Социальная рыночная экономика: теория и практика. 89. Социальное партнерство: опыт развитых стран, проблемы России. 90. Социально-экономическая дифференциация населения в Российской Федерации. 91. Социальные аспекты экономического роста. 92. Способы и проблемы государственного регулирования ценообразования. 93. Становление и развитие системы национальных счетов. Национальные счета в России. 94. Становление фермерства в современной России. 95. Структурная и промышленная политика: мировой опыт и проблемы России. 96. Транснационализация мировой экономики и российский бизнес. 97. Транснациональные банки и финансовые институты: сущность, стратегии развития. 98. Транснациональные корпорации за рубежом и в России. 99. Уровень жизни населения в России: индикаторы, динамика. 100. Уровень и проблемы бедности в современном мире. Ловушка бедности. 101. Факторы конкурентоспособности региона: теория и современная практика. 102. Финансово-промышленные группы в экономике России. 103. Характер и проблемы становления малого бизнеса в России и Удмуртии. 104. Цикличность экономики. Конъюнктурная политика государства. 105. Частная собственность в современной России; ее структура, особенности. 106. Частное образование в постиндустриальной экономике. 107. Экологический кризис: экономический аспект. 108. Экономическая безопасность России: состояние и проблемы ее достижения. 109. Экономическая безопасность страны: вопросы теории и практика. 110. Экономическая эффективность: показатели, динамика, проблемы. 111. Экономические циклы: виды, особенности взаимодействия в экономике России. 112. Экономический потенциал региона: проблемы его реализации. 113. Экономический рост и конкурентоспособность промышленности. 114. Экономический рост и социально-экономический прогресс. 115. Экономический рост, его модели, темпы. 116. Экстерналии и интерналии. Проблемы интернализации экстерналий: теория и российская практика. Приложение 1РОС ОБРАЗОВАНИЕ ГОУ ВПО «УДМРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КУРСОВАЯ РАБОТАПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ на тему: _______________________________ Выполнил: студент гр. И.О. Фамилия Научный руководитель: (должность, ученая степень, звание) И.О. Фамилия Ижевск – 200 _ Приложение 2 ПРИМЕРНОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ РАБОТЫ на тему «Иностранные инвестиции в экономику России» Оглавление
Приложение 3 ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ССЫЛОК 1.Внутритекстовые сноски Например: Кульман А. утверждает, что в начале века «объем знаний удваивался каждые 50 лет. В настоящее время этот процесс занимает лишь год» [6, с.17] 2. Постраничные ссылки В тексте. Если в 70-е годы на рынке господствовали большие ЭВМ., в 80-е персональные компьютеры, то в 90-е годы пришло время глобальных сетей1 . В сноске. 1 Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. М.: ВЛАДОС,1998. С.242. Приложение 4 Таблица 1 Структура иностранных инвестиций в России по видам деятельности, 2008 г. 1
1 См.: Российский статистический ежегодник Приложение 5 ВВП 3000 2500 2000 1500
2000 2001 2004 2005 2006 2007 2008 годы Рис. 1. Динамика ВВП России, млрд. руб. Приложение 6 ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СПИСКАПримеры библиографического описания различных видов произведений печати. Книги одного, двух, трех и более авторов Рузавин Г.И. Инвестиционная привлекательность России.- М.: Мысль, 1999.- 237 с. Госс В.С., Семенюк Э.П.,Урсул А.Д. Внешнеэкономические связи России. - М.: Мысль, 1998.- 268 с. Российская промышленность: портрет в интерьере кризиса /А.М.Коротеев, Т.А. Беляев и др.; под ред. А.М.Коротеева.- М.: Дело,2000. – 345 с. Сборник одного автора Методологические проблемы современной экономической науки / Сост. А.Т.Москаленко.- М.: МИСИ,1999.- 295 с. Сборник с коллективным автором Непрерывное образование как педагогическая система: Сб. науч. тр. /Научно-исслед. НИИ высшего образования /Отв. ред. Н.Н.Нечаев. – М.:НИИВО,1997.- 156 с. Материалы конференций Проблемы экономического образования: Тез., докл. Третья всеросс. науч. конф. – М.:МИСИ,1999.- 234 с. Автореферат диссертации Фролов В.В. Система страхования: проблемы становления и развития в России: Автореф. дис.канд. экон. наук.-М.,1998.- 21 с. Статья из газеты и журнала Сафронов Г.П. Итоги, задачи и перспективы развития книжной торговли // Кн. торговля. Опыт, пробл., исслед.1999.- Вып.8.- С. 3-17. Райцын Н.А. Россия и социальное партнерство // Человек и труд.- 1993.-№7. - С. 6-10. Егорова Е.Д. Управление государственной собственностью // Независимая газета. - 1999.- 27 ноября. Статья из ежегодника Народное образование и культура // Россия в цифрах в 2000 г. – М.,2001 .- С.241-255. Список литературы оформляется в алфавитном порядке |