Учебное пособие: Методические указания и рекомендации по подготовке и написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу «Философия и методология науки»
Название: Методические указания и рекомендации по подготовке и написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу «Философия и методология науки» Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие | ||||||||||||||
Методические указания и рекомендации по подготовке и написанию реферата для сдачи кандидатского экзамена по курсу «Философия и методология науки» Написание реферата является необходимым компонентом профессиональной подготовки аспиранта в рамках освоения курса «Философия и методология науки». Основная его задача состоит в том, чтобы на примере рассмотрения одной из актуальных проблем современной философии и методологии познания развить навыки самостоятельной работы с оригинальными научными и философскими текстами. Информационно-аналитической литературой, монографическими исследованиями и разработками. В тексте реферата его автор должен продемонстрировать достаточный уровень логико-методологической культуры мышления, творческий подход к исследованию конкретной научной проблемы в контексте ее философского понимания и интерпретации. Подготовка и написание реферата осуществляется в рамках контролируемой самостоятельной работы (КСР) аспиранта или соискателя и предшествует экзамену кандидатского минимума по философии и методологии науки. На кафедре философии и методологии университетского образования РИВШ разработана обширная тематика рефератов с учетом особенностей философско-методологических проблем гуманитарных специальностей, а также отражающая наиболее актуальные вопросы базовых разделов программы курса «Философия и методология науки». Аспирант имеет право свободного выбора темы реферата из предлагаемого списка тем с учетом профиля своей научной специальности. Он может получить соответствующие консультации и разъяснения у преподавателей кафедры, читающих лекционный курс или обеспечивающих проведение практикумов и семинарских занятий. В исключительных случаях допускается самостоятельная формулировка темы реферата, которая связана с научными интересами аспиранта или соискателя и посвящена философско-методологическим аспектам осуществляемого им диссертационного исследования. В таких случаях предложенная тема в обязательном порядке утверждается заведующим кафедрой философии и методологии науки. В заявлении на имя заведующего кафедрой должно содержаться развернутое обоснование причин выбора индивидуальной темы реферата. Главное требование при выборе темы реферата – наличие репрезентативной философско-методологической компоненты в структуре исследования, позволяющей оценить уровень философской подготовки аспиранта, качество знаний, владение категориальным аппаратом философии и методологии науки, умение использовать его для анализа и решения конкретных научных проблем. Реферат должен соответствовать следующим теоретико-методическим требованиям: 1. Объем реферата должен составлять 25-30 страниц печатного текста (формат А-4; поля зеркальные 2,5 см; шрифт – Times New Roman, 14 пт.; междустрочный интервал одинарный; выравнивание по ширине; отступ 1,25 см). Работа выполняется на русском или белорусском языке. 2. Титульный лист оформляется в соответствии с приложением №1. 3. Реферат должен включать план, введение, основную часть и заключение. Пример оформления плана (оглавления, содержания) работы приведен в приложении №2 в двух вариантах. Во введении необходимо отразить актуальность, степень разработанности проблемы, ее место в системе философско-методологического знания, цель и задачи работы. В основной части выделяются несколько (не менее двух) разделов, формулировка названий которых должна соответствовать пунктам плана. Проблематика, рассматриваемая в разделах реферата, должна быть теоретически и логически взаимосвязанной, а ее рассмотрение должно способствовать содержательному освещению темы. В заключении необходимо подвести итоги анализа и сделать основные выводы. 4. Реферат завершается списком использованной литературы, включая оригинальные тексты, монографические исследования, статьи, учебные пособия и др. 5. Текст должен быть тщательно выверен и соответствовать нормам научного литературного языка. В установленные сроки реферат представляется в отдел аспирантуры РИВШ, регистрируется там и передается для проверки на кафедру философии и методологии университетского образования. Решением заведующего кафедрой из профессорско-преподавательского состава кафедры назначается преподаватель (доктор или кандидат философских наук), который осуществляет рецензирование представленного реферата. В ходе рецензирования реферата проводится анализ его содержательных и формальных параметров по следующей схеме:
Рецензия оформляется в виде заполнения соответствующего бланка с выставлением оценки за реферат по 10 (десяти) бальной системе. Выставленная оценка за подписью рецензента с указанием его фамилии, ученой степени и звания фиксируется как в тексте рецензии, так и на титульном листе реферата с указание даты его проверки. В случае выставления оценки «не зачтено» автор реферата не допускается к сдаче кандидатского экзамена по курсу «Философия и методология науки» Аспирант может ознакомиться с рецензией на его реферат до срока сдачи им кандидатского экзамена. Собеседование по теме реферата на усмотрение состава экзаменационной комиссии может являться составной часть кандидатского экзамена по «Философии и методологии науки». Приложение 1 ГОУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ “РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ”
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ Тема «_____________________________________________» Аспиранта (-ки) ___________________ (Ф.И.О.) кафедры _____________________ (наименование кафедры ) Минск – 200_ Приложение 2 (1-й вариант) Содержание Введение 3 1. Утопия как форма осмысления действительности 5 1.1 Утопия и научное познание 5 1.2 Утопия и общественный идеал 12 2. Проблема будущего в утопическом сознании 18 2.1 Утопия и футурология 18 2.2 Утопия и антиутопия 24 Заключение 29 Список литературы 30 (2-й вариант) Содержание Введение 3 1. Специфика эстетического отношения к миру и природа художественной образности 5 2. Эволюция эстетического идеала в культурно-историческом процессе 12 3. Проблема кризиса художественного сознания в культуре постмодернизма 21 Заключение 28 Список литературы 30 |