Реферат: Показатели эффективности реформ государственного управления в России: возможные подходы
Название: Показатели эффективности реформ государственного управления в России: возможные подходы Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проект 2 Показатели эффективности реформ государственного управления в России: возможные подходы Рабочие материалы Е.И. Добролюбова 1 октября 2004 г. Москва Содержание 1. Подходы к мониторингу реформ государственного управления: обзор международной практики 5 2. Подходы к системе мониторинга реформ государственного управления в России 9 В данных материалах предпринята попытка разработки системы целей и показателей реформы государственного управления в России на основе обзора международного опыта мониторинга и оценки административных реформ. Материалы были подготовлены по запросу Правительства РФ и Минэкономразвития России в рамках программы технического содействия реформе государственной службы в России. Материалы подготовлены Е.И. Добролюбовой с учетом комментариев Дж. Литвака, А.Г. Морозова, Н. Парисона, Н. Маннинга и Г. Эванса. Материалы основаны на подходах к анализу и оценке качества государственного управления, разработанных Всемирным банком, примеров показателей эффективности государственного сектора, использующихся в Великобритании и США, а также на опыте апробации ряда показателей эффективности государственного управления при подготовке трехлетней программы по структурной перестройке экономики в Болгарии. Кроме того, были использованы материалы проекта «логической структуры» реформы государственного управления Секретариата доноров, а также учитывались программные документы, утвержденные Президентом и Правительством Российской Федерации («Концепция реформирования государственной службы Российской Федерации», одобренная Президентом РФ 15 августа 2001 г. и Программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 – 2005 гг.)», утвержденная Указом Президента РФ №1336 от 19 ноября 2002 г., Указ Президента РФ №824 от 23 июля 2003 г. «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах», Концепция «Реформирование бюджетного процесса в Российской Федерации (2004 – 2006 гг.)», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г.). В материалах использованы рабочие формулировки целей и задач реформы государственного управления, подлежащие дальнейшему согласованию и утверждению. В основу разработки системы целей и показателей результативности реформ были положены следующие основные принципы: - Принцип взаимосвязи реформ в сфере государственного управления; - Возможность выделения отдельных блоков реформ (административной, реформы государственной службы, бюджетных реформ), связанных с реализацией утвержденных и подготавливаемых программных документов; - Обеспечение возможности межстранового сопоставления показателей государственного управления. Представленная система целей и показателей ориентирована на федеральные органы исполнительной власти с возможностью адаптации для регионального и муниципального уровней. Перечень приводимых показателей непосредственных результатов и показателей результативности не является исчерпывающим и может быть дополнен либо изменен в зависимости от уточнения целей и задач отдельных реформ, наличия статистических данных и т.п. Для отдельных направлений реформ государственного управления могут быть разработаны более детализированные системы показателей мониторинга и оценки реализации. В заключении отмечается ряд проблем, связанных с разработкой системы мониторинга реформ государственного управления, разрешение которых потребует проведения дополнительных исследований. 1. Подходы к мониторингу реформ государственного управления: обзор международной практики Анализ подходов к мониторингу реализации реформ государственного управления показывает, что в международной практике гораздо больше инструментов, позволяющих производить диагностические исследования состояния государственного управления, нежели осуществлять постоянный мониторинг процесса реформ в данной области. Среди диагностических инструментов[1] можно отметить инструменты для проведения исследований в области коррупции, страновых обзоров по вопросам государственных закупок и состоянию финансовой подотчетности, а также ряд отраслевых диагностических инструментов[2] . В то время как диагностические инструменты обеспечивают создание адекватной информационной базы для оценки первоначального состояния системы государственного управления и позволяют определить наиболее узкие места этой системы, т.е. направления реформ, инструменты мониторинга в большей мере нацелены на периодическое измерение эффекта от реализации программных мероприятий, преследующих цели преодолеть данные недостатки. Условно можно выделить два основных подхода, используемых международными организациями для мониторинга реформ в сфере государственного управления. Подход, разработанный в рамках программы СИГМА[3] Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) заключается в оценке прогресса реформ по сравнению с первоначальным состоянием в следующих областях: - Государственная служба; - Управление разработкой и реализацией политики; - Управление государственными расходами; - Контроль за международными финансовыми операциями; - Внешний аудит; и - Государственные закупки. При оценке в качестве целей реформ в соответствующих областях государственного управления используются рекомендации ОЭСР, а часто, особенно в случае стран, заявивших о своем желании войти в состав Европейского союза (ЕС) - стандарты стран ЕС. В 1990-х гг. Институт всемирного банка разработал альтернативный подход к оценке прогресса развития государственного управления, разработав т.н. интегральный показатель государственного управления (Governance Research Indicator Country Snapshot - GRICS). Данный показатель оценивает эффективность управления и состоит из 6 индексов , отражающих 6 параметров государственного управления: право голоса и подотчетность; политическая стабильность и отсутствие насилия; эффективность правительства; качество законодательства; верховенство закона и контроль коррупции[4] . Показатель GRICS получил широкое распространение[5] , поскольку позволяет проводить межстрановые сопоставления стран. Показатель измеряется с 1996 г. с периодичностью раз в 2 года. Показатель GRICS, как и другие интегральные показатели государственного управления, позволяет дать общую оценку состоянию государственного управления в конкретной стране, однако он не позволяет выявить конкретные аспекты правовой базы или практики деятельности государственных органов, приводящих к данным значениям интегральных показателей. Поэтому для более детального анализа статуса государственного управления были разработаны показатели «второго поколения», характеризующиеся следующими особенностями: - Позволяют осуществлять мониторинг и оценку состояния системы государственного управления без «привязки» к определенным программным целям реформ; - Ориентированы для мониторинга эффективности деятельности органов исполнительной власти, но могут также применяться для других ветвей власти; - Позволяют осуществлять международные сопоставления (по определенному кругу стран с учетом ряда методологических поправок); - Сочетают качественные и количественные показатели эффективности; - Связаны со стратегическими целями развития. Однако использование интегральных показателей (таких как GRICS), для мониторинга прогресса в реализации четко определенного набора мероприятий реформ государственного управления, имеет определенные ограничения: - Данные показатели в существенной мере основаны на экспертных оценках; хотя в случае с GRICS используется довольно широкий круг источников информации для построения индексов, существует определенное влияние субъективных факторов; - Показатели типа GRICS, а также всевозможные рейтинги стран, время от времени составляемые международными организациями, носят сравнительный характер. Например, показатель GRICS оценивает состояние государственного управления в конкретной стране по сравнению с другими странами. Таким образом, если прогресс в определенной сфере государственного управления в ряде стран является сопоставимым, показатель GRICS для этих стран может не изменяться; напротив, если в достаточно большом количестве стран качество государственного управления резко снижается в силу определенных причин, значение данного показателя для третьей страны может необоснованно возрасти; - Количество стран, охватываемых в ходе составления интегральных показателей, может изменяться, что может повлиять на рейтинг страны без увязки с конкретными мероприятиями по развитию государственного управления, предпринимаемыми в данной стране; - Выявление причин изменения динамики показателей (с детализацией до конкретных направлений реформ) может быть осложнено; - Зачастую международные показатели не составляются ежегодно, часть международных показателей государственного управления может носить единичный характер[6] . Другим словами, GRICS и другие обобщенные показатели, основанные на анализе восприятия и экспертных оценках, как, например, индекс восприятия коррупции, ежегодно публикуемый Транспаренси Интернешнл, могут быть полезны для выявления общих изменений в отношении общества к государству. С другой стороны, для определения фактического прогресса, связанного с институциональным развитием, был разработан набор более узких и более объективных показателей эффективности «второго поколения». Система показателей «второго поколения» основана на предположении о том, что исполнительная власть функционирует в системе определенных внешних и внутренних ограничений и обладает определенными возможностями для осуществления своей деятельности, характеризуемыми показателями процесса и показателями результативности. Примеры показателей «второго поколения» приведены во Врезке 1. Необходимо отметить, что показатели государственного управления «второго поколения» существенно варьируются по времени, когда эффект от преобразований становится очевидным, а также по степени внешнего воздействия: в то время как в краткосрочном плане реформы государственного управления незначительно влияют на показатели качества государственных услуг, некоторые «внутренние» показатели эффективности (связанные с численностью, финансированием и т.п.) отражают преобразования в сфере государственного управления достаточно быстро, однако являются менее значимыми для общества в целом. На уровне конкретных стран показатели эффективности государственного управления, как правило, носят «целевой характер» и привязаны к достижению национальных приоритетов в сфере предоставления определенных государственных услуг или совершенствования процедур и процессов деятельности государственных органов. В Великобритании достижение таких приоритетов выражено в определенном перечне целевых показателей, ответственность за выполнение которых несут определенные ведомства. Примеры целей и показателей эффективности в области развития государственного управления, закрепленных за Секретариатом Кабинета приведены во Врезке 2. Интересна также практика контроля за достижением утвержденных целевых показателей. Например, в Великобритании из всех целевых показателей эффективности (свыше 100), по усмотрению Премьер-Министра отбираются 30 – 40 наиболее значимых показателей эффективности, контроль за достижением которых возлагается на Отдел по обеспечению эффективности деятельности. Затем ведомства, отвечающие за достижение приоритетных показателей совместно с сотрудниками данного отдела разрабатывают план по достижению поставленных результатов, определяющий как необходимые мероприятия по достижению цели, так и промежуточные значения приоритетных показателей, зависящие от скорости наступления отдачи от предпринятых мероприятий. Отдел по обеспечению эффективности деятельности осуществляет периодический мониторинг выполнения данного плана, сравнивая динамику (траекторию ) изменения целевых значений приоритетных показателей по сравнению с плановыми значениями с целью своевременного осуществления необходимых корректировок плана либо изменения политики в данной области. Кроме того, существует опыт проведения комплексных оценок эффективности деятельности государственных органов на уровне отдельных стран. Примером может служить Проект эффективности деятельности правительства в США, в ходе которого администрациям штатов, городов и графств на основе обследований, изучения документов и интервью были присвоены рейтинги эффективности государственного управления в следующих областях: финансовое управление, управление инвестициями, управление кадрами, управление ИТ и управление, ориентированное на результаты. Методология оценки позволяла выявить наиболее «узкие места» в деятельности суб-национальных администраций и разработать меры по совершенствованию определенных аспектов их деятельности. Интересно, что оценка эффективности была основана не только на изучении конечного эффекта от деятельности государственных органов, но и на изучении связей между качеством управления ресурсами и предоставлением государственных услуг[7] . Страны, где реализуются широкомасштабные реформы государственного управления, сталкиваются с необходимостью мониторинга прогресса реализации программ реформ как таковых, что обуславливает необходимость разработки программных показателей эффективности, нацеленных на измерение прогресса в реализации определенных программных мероприятий и достижении целей преобразований. В Болгарии такие показатели эффективности были разработаны на основе «Стратегии государственного управления – от вступления к интеграции, 2003 – 2006 гг.» (Врезка 3). Для проведения комплексной оценки прогресса в сфере государственного управления подобные «программные» показатели эффективности, отслеживающие результаты реализации программ реформирования, должны быть дополнены более обобщенными индикаторами, отражающими наличие существенного и долгосрочного эффекта от действий правительства на эффективность государственного управления в целом. Поэтому представляется, что в условиях необходимости мониторинга и оценки масштабного комплекса преобразований, реализуемых в настоящее время в сфере государственного управления в России, целесообразно выработать комплексный подход, который позволил бы увязать различные программы реформ и оценить их эффективность по отношению к целям, определенным Правительством. 2. Подходы к разработке показателей эффективности реформ государственного управления в России Ряд недавних эмпирических исследований показывает, что качество государственного управления влияет на приток иностранных инвестиций в страну[8] , а прозрачность государственных органов и эффективные механизмы внешней подотчетности тесно связаны с показателями экономического роста[9] . Наконец, существует взаимосвязь между качеством государственных услуг и уровнем бедности[10] . Таким образом, повышение эффективности государственного управления является одним из условий обеспечения устойчивого социально-экономического развития и повышения благосостояния населения. В настоящее время в России реализуется и разрабатывается целый ряд реформ, направленных на совершенствование качества государственного управления как на федеральном, так и на суб-национальном уровнях. Масштабность преобразований в государственном секторе, большое количество взаимосвязанных мероприятий, параллельная реализация реформ в отдельных отраслях государственного управления существенно осложняет задачу мониторинга и оценки результатов реформ. Поэтому для целей разработки системы показателей реформы государственного управления предлагается выделить ключевые направления реформ: административную реформу, реформу государственной службы и бюджетные реформы. В соответствии с таким выделением можно определить основные цели реформы государственного управления на федеральном уровне (Рис. 1). Необходимо отметить, что существует ряд отраслевых программ модернизации, которые способствуют развитию органов государственного управления в отдельных областях (модернизация казначейской системы, налогового администрирования и т.п.).
Рис. 1 Цели реформы государственного управления[11] Учитывая ограничения, связанные с использованием международных интегральных показателей государственного управления, представленные в предыдущем разделе, представляется целесообразным рассматривать международные показатели государственного управления в комплексе, предполагая, что возможные отклонения в значениях данных показателей не носят системного эффекта. В то же время, необходимо принимать во внимание, что значения данных показателей во многом носят справочный характер, и анализ динамики данных показателей в отрыве от показателей результативности на уровне целей и задач может привести к ошибочным выводам. Таким образом, для целей мониторинга и оценки реформ государственного управления наиболее актуальны показатели результативности и индикаторы непосредственных результатов реализации отдельных целей и задач реформы государственного управления. В Таблице 1 представлены предложения по формулировке целей и задач выбранных направлений реформ в сфере государственного управления. Для уровня целей представлены показатели результативности ( outcome) , отражающие влияние предпринятых мероприятий реформ на достижение их целей. Для уровня задач сформулированы показатели непосредственных результатов (output) проведения отдельных мероприятий в рамках реформ государственного управления . Предлагаемая ниже схема целей и задач является предварительной и требует уточнения после принятия соответствующих концептуальных и программных документов в области административной реформы. Перечень предлагаемых показателей непосредственных результатов и показателей результативности не является исчерпывающим и во многом учитывает международную практику. Разумеется, опыт различных стран и разработанные диагностические инструменты предлагают гораздо более широкий спектр возможных показателей эффективности государственного управления. Показатели результативности и непосредственного эффекта, включенные в таблицу, были отобраны, так как (а) представляется, что они в большей степени актуальны для российских условий; (б) многие из них были успешно использованы в других странах; (в) показатели основаны на использовании широкого спектра источников данных, в т.ч. данных ведомств, обследований, результатов оценки результатов собственной деятельности, правовых документов и т.д., и поэтому представляют более объективную основу для проведения оценки. Таблица 1. Система мониторинга реформ государственного управления в России
Представленная в предыдущем разделе система целей и показателей результативности реализации реформ государственного управления не является всеобъемлющей и совершенной. Тем не менее, предложенные примеры формулировки целей и показателей позволяют сделать ряд выводов, связанных с проблемами внедрения системы мониторинга реформ государственного управления в России. Как показано в разделе 2, одной из основных методологических проблем, связанных с оценкой эффективности реформ государственного управления в целом является трудность выявления устойчивой взаимосвязи между улучшениями в области государственного управления и стратегической целью реформ – содействием достижению целей социально-экономического развития. Хотя ряд эмпирических исследований показывает взаимосвязь качества государственного управления и экономического роста, определение вклада развития государственного управления в общий экономический рост является предметом отдельного исследования. Особенностью реформ государственного управления является сложность определения объективных количественных показателей эффективности данных реформ. В связи с этим, существенная часть представленных показателей результативности (а также часть показателей непосредственных результатов) основаны на результатах обследований (населения, госслужащих, деловых кругов). Хотя использование такого рода данных является весьма полезным (поскольку они более объективны в оценке происходящих изменений), подобные показатели должны дополняться объективными статистическими данными, а также данными министерств и ведомств для получения наиболее адекватной характеристики прогресса реформ. Среди основных ограничений использования обследований можно отметить следующие: - Мнение населения (бизнес кругов) о качестве предоставляемых услуг во многом зависит от их ожиданий. В международной практике зафиксированы случаи, когда ожидания потребителей услуг существенно превышали возможности государственных органов, и даже значительный прогресс в оказании госуслуг через некоторое время оценивался потребителями как несущественный; - Проведение регулярных обследований требует выделения бюджетных средств на эти цели. Еще одной особенностью систем мониторинга реформ государственного управления является потребность в своевременном сборе и обработке большого объема данных, обычно не находящих отражение в национальной статистике. Для решения данной проблемы необходимо создать систему сбора данных (прежде всего – данных ФОИВ, хотя при перенесении системы мониторинга на региональный уровень также потребуется сбор информации, предоставляемой региональными администрациями). Опыт зарубежных стран, в частности, Финляндии и Великобритании, также показывает необходимость создания системы управления реализацией программ государственного управления. Такая система должна обеспечивать текущий мониторинг и оценку результатов данных программ, а также осуществлять периодическую внутреннюю и внешнюю отчетность по достигнутому прогрессу. Dobrolyubova L:\Economic Unit\Parison\DFID_Grant\Reform Progress Reports\Performance Indicators and Statistics\CSR_Monitoring_YD_Draft1_Oct1.doc October 4, 2004 10:18 AM [1]
Более подробно о диагностических инструментах см. PREM Notes. The Public Sector Governance Reform Cycle: Available Diagnostic Tools. No.88 July 2004 [2] Например, диагностический инструмент для оценки состояния налоговой службы, разработанный Всемирным банком, использовался при подготовке Проекта «Модернизация налоговой службы – 2» в России. [3] СИГМА – программа по поддержке совершенствования государственного управления в странах Центральной и Восточной Европы [4] Подробнее об этом и других интегральных показателях государственного управления см. справочные материалы Секретариата доноров «Интегральные показатели эффективности реформы государственного управления», 2004 г. а также базу данных показателей государственного управления (http://info.worldbank.org/governance/kkz2002/). [5] В частности, данный показатель используется в качестве одного из критериев при выделении средств из Фонда развития тысячелетия. [6] Заметным исключением является показатель восприятия коррупции, составляемый Transparency International на ежегодной основе. Более подробно см. справочные материалы Секретариата доноров «Интегральные показатели эффективности реформы государственного управления», 2004 г. [7] Подробнее см. Paths to Performance in State and Local Government. Government Performance Project. Maxwell School of S yracuse University http://www.maxwell.syr.edu/gpp/ [8] Public Sector Transparency and the International Investor. OECD. 2003. [9] Kaufmann. Rethinking Governance. Empirical Lessons Challenge Orthodoxy. World Bank 2003 [10] Как повысить эффективность услуг для бедного населения? Доклад о мировом развитии 2004. Всемирный банк. [11] ФОИВ – федеральные органы исполнительной власти [12] На динамику данного показателя определенное влияние могут оказывать и другие компоненты реформ государственного управления (реформа государственной службы, бюджетные реформы). Можно рассмотреть возможность использования данного показателя для измерения степени достижения стратегической цели реформ государственного управления. [13] Для обеспечения межстрановых сопоставлений необходима разработка дополнительной методологии (в силу специфики статистики государственного сектора в России и за рубежом). [14] Формулировки задач приведены в соответствие с Программой «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 – 2005 гг.)» [15] Индикатор может использоваться в случае изменения положений ФЗ №97, ограничивающих участие зарубежных фирм в поставках работ, товаров и услуг для государственных нужд |