Учебное пособие: Методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе по курсу «философские проблемы научного познания»
Название: Методические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе по курсу «философские проблемы научного познания» Раздел: Остальные рефераты Тип: учебное пособие |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО КУРСУ «ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ» ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ Харьков 2010 Цель курса – познакомить магистрантов с философией и методологией научного познания ХIХ-ХХІ веков, с основными философскими школами и течениями, привить им навыки использования философской методологии. Курс рассчитан на 54 часа: 18 часов лекций 10 часов семинарских занятий 26 часов самостоятельной работы Лекции (18 часов): 1. Особенности научного познания Наука как деятельность по производству знаний, как система знаний, как арсенал методов и средств познания, как социальный институт. Обыденное и научное знание. Особенности научного знания. Системность, обоснованность, универсальность, предметность научных знаний. Особенности языка науки. Наука, религия, миф. Критерии демаркации науки и не-науки. Наука и псевдонаука. 2. Структура научного знания. Знание естественнонаучное, техническое, гуманитарное, их взаимосвязь. Эмпирическое, теоретическое и метатеоретическое знание. Основные формы научного познания – проблема, факт, гипотеза, закон, теория, концепция. 3. Общая характеристика методов и средств познания Понятие метода и методологии. Общелогические методы научного познания: индукция, дедукция, анализ, синтез. Специально-научные и общенаучные методы. Средства и методы эмпирического исследования. Наблюдение и эксперимент, виды эксперимента. Роль приборов в современном научном познании. Средства и методы теоретического познания. Формализация и математизация научного познания. Мысленный эксперимент и теоретическое моделирование. Вычислительный эксперимент. Методы обоснования знаний: доказательство, опровержение. 4. Философские основания научного познания Основные исторические типы отношения философии и науки: натурфилософия, сциентизм и антисциентизм, диалектическая взаимосвязь философии и науки. Функции философии в научном познании. Философские основания научного познания. Типология философских и методологических проблем науки, ситуации их возникновения и пути разрешения. Роль этих проблем в развитии науки. 5. Общие закономерности развития науки Неопозитивистская модель развития науки. Концепция развития научного знания К. Поппера. Концепция смены парадигм Т. Куна. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. 6. Аксиологические проблемы науки Этические нормы и ценности науки. Свобода научного описка и социальная ответственность ученого. Семинары (10 часов): Во время семинаров обсуждаются отрывки из произведений мыслителей разных эпох, упоминавшихся в лекциях. В начале семестра каждый студент получает “ компьютерную хрестоматию” с основными текстами, которые затем обсуждаются на семинарах. 1. Многообразие форм познания. Наука в современной культуре
2. Наука и миф. Научное и псевдонаучное знание. Литература:
2. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. - М., 1991. 3. Заблуждающийся разум? Многообразие форм вненаучного знания. - М., 1991. 4. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Р. н/Д., 1999. 5. Культурные универсалии, наука и вненаучное знание // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. - М.. - С. 328-380.
8. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М., 2001.
11. Современная западная философия: Словарь-справочник. - М., 1991. 12. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 1998.
15. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. – Харків, 2002. 16. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. – Харків, 2002. 2. Особенности научного познания 1. Особенности научного познания. 2. Знание естественнонаучное, техническое, гуманитарное, их взаимосвязь. 3. Эмпирическое и теоретическое знание. Литература: 1. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Р. н/Д., 1999.
3. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М., 2001.
7. Современная западная философия: Словарь-справочник. - М.,1991.
9. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. - 1989. - №10. 10. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 1998.
12. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. – Харків, 2002. 13. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. – Харків, 2002. 3. Наука и философия: история и современность 1. Проблема соотношения науки и философии в различные исторические эпохи развития европейской цивилизации. 2. Соотношение философии и науки с точки зрения позитивизма. 3. Проблема взаимосвязи философии и науки в диалектико-материалистической философии. 4. Философия как рефлексия над наукой 5. Философия как способ включения научного поиска в социокультурный контекст. 6. Философия и самосознание ученого. Литература 1. Вайцзекер К.Ф. Физика и философия // Вопросы философии. - 1994. - №1. 2. Гейзенберг В. Физика и философия. V. Развитие философских идей после Декарта в сравнении с современным положением в квантовой теории. - М., 1989. 3. Кун Т. Структура научных революций. - М.,1977. 4. Купцов В.Философия и методология науки. – 1996. 5. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М., 2001.
8. Современная западная философия: Словарь-справочник. - М., 1991.
12. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 1998. 13. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. – Харків, 2002. 14. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. – Харків, 2002. 4. Теоретические модели развития науки (по работам К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна) 1. Концепция развития научного знания К.Поппера. 2. Методология научно-исследовательских программ И.Лакатоса. 3. Теория научных революций Т.Куна. Литература: 1. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Р. н/Д., 1999. 2. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1967. 3. Купцов В. Философия и методология науки. - 1996. 4. Лакатос И. Методология научно-исследовательских программ // Вопросы философии. – 1997. - №7. 5. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. - 1995. - №4. 6. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. - М.: Медиум, 1995. 7. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М., 2001. 8. Новейший философский словарь. - Минск, 2001. 9. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.,1983. 10. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983. 11. Современная западная философия: Словарь справочник. - М., 1998. 12. Современная западная философия: Словарь-справочник. - М., 1991. 13. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 1998. 14. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. – Харків, 2002. 15. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. – Харків, 2002. 5. Этика науки
Литература 1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. - М. 1998.
3. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Р. н/Д., 1999. 4. Купцов В.Философия и методология науки. – 1996. 5. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М., 2001. 6. Мертон Р. Амбивалентность ученого. - М., 1965.
9. Проблемы гуманитаризации математического и естественнонаучного знания. - М., 1991. 10. Современная западная философия: Словарь-справочник. - М.,1991. 11. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. - 1989. - №10. 12. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М., 1996. 13. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. - М.: Русское слово, 1998. 14. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: проблемы и дискуссии. - М., 1986. 15. Ценностные аспекты развития науки. - М., 1990.
18. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. – Харків, 2002. 19. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. – Харків, 2002. Самостоятельная работа (2 6 часов) Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Основные этапы развития научного познания a. Античная наука и ее влияние на мировую культуру b. Особенности развития рациональности в средние века c. Наука нового времени d. Расцвет науки в 19 в. и проблемы ее развития на рубеже 19-20 вв. e. Особенности неклассической науки Литература:
5. История математики с древних времен до начала 19 в. В 3-х т. - М., 1970. 6. История науки в контексте культуры. (ред. П.П. Гайденко). - М., 1990.
8. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Р. н/Д., 1999. 9. Купцов В. Философия и методология науки. – 1996. 10. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М., 2001.
14. Проблемы методологии постнеклассической науки. - М., 1992. 15. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. - М., 1979.
18. Современная западная философия: Словарь-справочник. - М., 1991.
20. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. М.: Русское слово, 1998. 21. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. – Харків, 2002. 22. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. – Харків, - 2002
2. Наука и религия: их соотношение в современной культуре a. Особенности религиозного знания b. Религиозная и естественнонаучная истина c. Религия и наука: по-прежнему война? Литература:
4. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Р. н/Д. 1999
7. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.
12. Современная западная философия: Словарь-справочник.- М.,1991. 13. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. М.: Русское слово, 1998. 14. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. Харків. 2002 15. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. Харків.2002 3. Особенности технического познания: a. Эмпирическое и теоретическое в структуре технического знания b. Особенности технической теории c. Проблемы этики научно-технической деятельности d. Социальные проблемы развития новой техники и технологии Литература: 1. Горохов В.Г. Научно-технические дисциплины, инженерная деятельность и проектирование (проблемы развития и исследования)/ “Философские науки”, 1989, № 3. 2. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Р. н/Д. 1999 3. Купцов В.Философия и методология науки.1996 4. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001. 5. Новейший философский словарь. Минск, 2001. 6. Современная западная философия: Словарь-справочник.- М.,1991. 7. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М., 1996. 8. Степин В.С. Становление научной теории. М.,1976. 9. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994. 10. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. М.: Русское слово, 1998. 11. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М.,1988. 12. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. Харків. 2002 13. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. Харків. 2002 4. Социальные, политические и экономические факторы развития науки a. Социальные факторы, влияющие на развитие науки b. Идеология и наука c. Наука в тоталитарном обществе d. Экономические факторы и их влияние на развитие науки Литература: 1. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Р. н/Д. 1999 2. Купцов В.Философия и методология науки.1996 3. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001. 4. Мамчур Е.А. Проблемы социально-культурной детерминации научного познания. М.,1987. 5. Микешина Л.М. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. М., 1990. 6. Новейший философский словарь. Минск, 2001. 7. Проблемы гуманитаризации математического и естественнонаучного знания. М.,1991. 8. Современная западная философия: Словарь-справочник.- М.,1991. 9. Философия. Учебник под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. М.: Русское слово, 1998. 10. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. Харків. 2002 11. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. Харків.2002 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. - М., 1998. 2. Агацци Э. Ответственность - подлинное основание для управления свободной наукой // Вопросы философии. – 1982. - №1. 3. В. Гейзенберг. Естественнонаучная и религиозная истина // Шаги за горизонт. - М., 1987. 4. Вайцзекер К.Ф. Физика и философия // Вопросы философии. – 1994. - №1. 5. Гайденко В.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. - М., 1989. 6. Гайденко П.П. Эволюция понятия наука. - М., 1980. 7. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). - М.: Наука, 1987. 8. Гейзенберг В. Физика и философия: Часть и целое. - М., 1963. 9. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. - М., 1991. 10. Заблуждающийся разум? Многообразие форм вненаучного знания. - М., 1991. 11. История математики с древних времен до начала 19 в. В Зх т. - М., 1970. 12. История науки в контексте культуры. (ред. П.П. Гайденко). - М., 1990. 13. Клайн М. Математика. Поиск истины. - М., 1988. 14. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Р. н/Д., 1999. 15. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1977. 16. Купцов В.Философия и методология науки. – 1996. 17. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. - 1995. - №4. 18. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Медиум, 1995. 19. Лекторский В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница // Научные и вненаучные формы мышления. - М., 1996. 20. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. - М., 2001. 21. Мамчур Е.А. Проблемы социально-культурной детерминации научного познания. - М., 1987. 22. Мертон Р. Амбивалентность ученого. - М., 1965. 23. Мигдал А.Б. Физика и философия // Вопросы философии. - 1990. - №1. 24. Микешина Л.М. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. - М., 1990. 25. Надточаев А.С. Философия и наука в эпоху античности. - М., 1990. 26. Наука, техника, культура: проблемы гуманизации и социальной ответственности. Материалы "Круглого стола" // Вопросы философии. – 1989. - № 1. - 1989. 27. Новейший философский словарь. - Минск, 2001. 28. Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. - 1990. - №8. 29. Полани М. Личностное знание. - М., 1985. 30. Попович М.В. Раціональність і виміри людського буття. - К., 1997. 31. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983. 32. Порус В.Н., Никифоров А.Л. Эволюция образа науки во второй половине ХХ в. // В поисках теории развития науки. - М., 1982. 33. Проблемы гуманитаризации математического и естественнонаучного знания. - М., 1991. 34. Проблемы методологии постнеклассической науки. - М., 1992. 35. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. - М., 1979. 36. Романский И.Д. Античная наука. - М., 1980. 37. Рошкевич А.П. История математики в средние века. - М., 1981. 38. Рьюз М..Наука и религия: по-прежнему война? // Вопросы философии. – 1994. 39. Современная западная философия: Словарь-справочник. - М., 1991. 40. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994. 41. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. - 1989. - №10. 42. Степин В.С. Теоретическое знание. - М., 2000. 43. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М., 1996. 44. Философия. Учебник под ред. В.Д. Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. М.: Русское слово, 1998. 45. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: проблемы и дискуссии. - М., 1986. 46. Холтон Дж. Что такое " антинаука" // Вопросы философии. - 1992. - №2. 47. Ценностные аспекты развития науки. - М., 1990. 48. Чешев В.В., Иванов Б.И. Становление и развитие технических наук. - Л., 1977. 49. Чешков. М. Постмодернизм и целостность современного мира // Вопросы философии. – 1995. 50. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. - М., 1988. 51. Штанько В.І. Філософія і методологія науки. – Харків, 2002. 52. Штанько В.І. Філософія. Навчальний посібник. – Харків, 2002. 53. Эпистемология и постнеклассическая наука. - М., 1998. ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: 1. Наука как объект философского исследования. 2. Типология философских и методологических проблем науки, ситуации их возникновения и пути разрешения. Роль этих проблем в развитии науки. 3. Философские основания науки. Философия как рефлексия над наукой, способ включения научного поиска в социокультурный контекст. 4. Философия и самосознание ученого. 5. Проблема соотношения науки и философии в различные исторические эпохи развития европейской цивилизации. 6. Соотношение философии и науки с точки зрения позитивизма. 7. Проблема взаимосвязи философии и науки в диалектико-материалистической философии. 8. Многообразие путей и форм познания (обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, научное, философское). 9. Особенности языка науки. 10. Критерии научности. 11. Основания научного познания: идеалы и нормы исследования, научная картина мира. 12. Эмпирическое и теоретическое знание. 13. Знание естественнонаучное, техническое, гуманитарное, их взаимосвязь. 14. Особенности технического познания: 15. Эмпирическое и теоретическое в структуре технического знания 16. Особенности технической теории 17. Проблемы этики научно-технической деятельности 18. Социальные проблемы развития новой техники и технологии 19. Научный факт 20. Научная гипотеза 21. Научная теория и концепция 22. Общая характеристика методов и средств познания (специально-научные и общенаучные, эмпирические и теоретические и т.д.). 23. Средства и методы эмпирического исследования. Наблюдение и эксперимент, виды эксперимента. 24. Общелогические методы познания 25. Мысленный эксперимент и теоретическое моделирование. 26. Критический рационализм К. Поппера и проблема роста научного знания. 27. Диалектика развития науки в диалектико-материалистической философии. 28. Теория научных революций Т. Куна. 29. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. 30. Античная наука и ее влияние на мировую культуру 31. Особенности развития рациональности в средние века 32. Наука нового времени 33. Расцвет науки в 19 в. и проблемы ее развития на рубеже 19-20 вв. 34. Особенности неклассической науки 35. Этические нормы и ценности науки. 36. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ Тема эссе избирается магистрантом из предложенных кафедрой работ известных философов и ученых. Работа над эссе имеет целью углубленное изучение избранной работы, предполагающее творческое освоение современной философской и научной литературы и овладение навыками логически-связного письменного изложения философских проблем. Реферат должен быть работой, показывающей способность автора умение самостоятельно анализировать тексты известных философов и ученых, выделяя важные мировоззренческие проблемы развития современной науки. Объем эссе - 5-6 страниц печатного текста (в текстовом редакторе Word, шрифт размер 14, полуторный межстрочный интервал; примерно 10 000 знаков). Текст должен быть сброшюрован и иметь титульный лист следующего содержания: Министерство образования и науки Украины Харьковский национальный университет радиоэлектроники Эссе по курсу «Философские проблемы научного познания» __________________________________________ (тема) Выполнил: Магистрант (Фамилия, имя, отчество) Название кафедры, научный руководитель Харьков 2010 Срок сдачи эссе . На кафедру философии сдается первый экземпляр с подписью автора не позже 1 февраля. Список текстов для написания эссе
6. Гейзенберг В. Естественнонаучная и религиозная истина
12. Рузавин Г. И. Синергетика и диалектическая концепция развития
Принципы оценки работы магистрантов: Итоговая оценка складывается из трех частей: · выступление на семинарах, · эссе (реферат) по результатам самостоятельной работы, · тестовый контроль на лекциях. Магистранты, не выполнившие одну из этих форм работы, сдают зачет по всем разделам курса. |